Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Витр — дополнительная ночная молитва, состоящая из нечётного числа ракатов.





См. примечание 11.

Поскольку они приходятся на период полнолуния.

Ароматическое растение.

Имеются в виду ангелы, записывающие дела людей.


МУСУЛЬМАНИН С САМИМ СОБОЙ.

Введение.

Цель ислама состоит в том, чтобы среди всех других людей мусульмане были подобны родинке, выделяясь своей одеждой, внешним видом, поведением и делами. Благодаря этому они смогут служить хорошим примером, что сделает их достойными права нести их важнейшее послание людям. В хадисе, передаваемом со слов видного сподвижника Ибн аль-Ханзалийи, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своими сподвижниками возвращался после одного из походов к своим братьям, он сказал им:

 

«Поистине, вы прибываете к вашим братьям, так приведите же в порядок вашу поклажу и оденьтесь получше, чтобы стали вы среди людей подобны родинке 1, ибо, поистине, не любит Аллах ни непристойного, ни стремления к совершению непристойного!» Абу Дауд и аль-Хаким в “Аль-Мустадрак”.

Под поклажей здесьподразумевается всё то, что навьючивается на спину верхового верблюда, а также седло. Что же касается непристойного, то здесь имеется в виду всё отвратительное и крайне безобразное. Таким образом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посчитал, что плохой и жалкий внешний вид и проявление пренебрежения по отношению к тому, как выглядит человек, что одевает и чем покрывает своё верховое животное, садясь на него, равнозначно совершению чего-то непристойного, а это относится к тому, что чистым исламом отвергается и запрещается.

Истинный мусульманин не пренебрегает самим собой и не забывает о себе, вместе с тем выполняя и некие высшие обязанности, возложенные на него в этой жизни, поскольку в его представлении внешний вид человека неотделим от его внутреннего содержания, ведь, поистине, хорошая и упорядоченная форма более всего подходит достойному содержанию и благородной сущности, а из всего этого и состоит мусульманин, призывающий к Аллаху. Истинный, сознательный и благоразумный мусульманин поддерживает равновесие между своим телом, разумом и духом, уделяя всему этому должное внимание и не выделяя одного за счёт другого. При этом он руководствуется мудрыми наставлениями посланника Аллаха,.

Примером этго может служить сообщение Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен им Аллах, передавшего, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, узнал о том, что он уделяет слишком много внимания поклонению, то сказал ему:

 

«Мне сообщили, что ты постишься (каждый) день, а (каждую) ночь проводишь в молитвах».

Он сказал: “Да, о посланник Аллаха”.

Тогда он сказал:

«Не делай так, но постись и прекращай поститься, спи и бодрствуй, ибо, поистине, у твоего тела есть права на тебя, и у твоих глаз есть права на тебя, и у твоей жены есть права на тебя и у твоего гостя есть права на тебя!» Аль-Бухари и Муслим.

Но каким же образом мусульманин может поддерживать подобное равновесие между своим телом, разумом и духом?

А - Его тело

Он придерживается умеренности в еде и питье

Мусульманин прилагает все силы к тому, чтобы сохранять здоровье и крепость тела, и поэтому придерживается умеренности в еде и питье. Он не набрасывается на еду с жадностью, а берёт столько, чтобы этого оказалось достаточно для поддержания здоровья, сил и активности, руководствуясь в этом словами Аллаха Всевышнего:

{И ешьте и пейте, но не впадайте в крайность, ибо, поистине, Он не любит впадающих в крайности.} “Преграды”, 31.

Он руководствуется также и тем, что говорил об умеренности в еде и питье благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует:

 

«Человек никогда не наполнял сосуда, худшего, чем его собственное чрево, но если уж ему приходится делать это, пусть треть будет для его еды, треть - для питья и треть - для дыхания».

Ахмад, ат-Тирмизи и другие.

Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Остерегайтесь переполнять желудок едой и питьем, ибо это вредит телу, приводит к болезням и отбивает желание молиться. Вам следует быть умеренными в еде и питье, ибо это больше подходит для тела и дальше от излишества. Поистине, Аллах Всевышний ненавидит жирного книжника, и, поистине, не погибнет человек, пока не станет предпочитать свои желания своей религии!” “Аль-Кянз” 8/47.

Его тело и одежда чисты

Мусульманин, которого ислам хочет видеть образцом для людей, постоянно следит за своей чистотой. Он действует в соответствии с наставлениями пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который побуждал людей совершать полное омовение и умащать себя благовониями, особенно по пятницам.

Так, например, он сказал:

 

«Совершайте в пятницу полное омовение, мойте голову, даже если вы не осквернены, и умащайтесь благовониями».

Аль-Бухари.

И он так активно побуждал людей к поддержанию чистоты тела с помощью купания, что некоторые имамы даже стали утверждать, что полное омовение для пятничной молитвы является обязательным.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Каждый мусульманин обязан совершать полное омовение один раз каждые семь дней, омывая свою голову и тело.»

Аль-Бухари и Муслим.

Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей следить за чистотой полости рта и зубов.

Мать правоверных госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не засыпал ночью или днём без того, чтобы, проснувшись, не почистить зубы перед совершением омовения. Ахмад и Абу Дауд.

Внимание, которое благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, уделял чистоте рта, доходило до такой степени, что это заставляло его говорить:

«Если бы не было это трудным для членов моей общины, я бы обязательно повелел им использовать сивак (палочку из ветвей арака для очищения зубов) перед каждой молитвой.»

Аль-Бухари и Муслим.

Однажды госпожу Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили о том, с чего начинал благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, когда приходил домой, на что она дала такой ответ: “С зубочистки”. Муслим.

Известно также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал мусульманам досаждать друг другу любыми неприятными запахами.

Примером этого могут служить нижеследующие слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

 

«Пусть тот, кто поест лука, чеснока или лука-порея, ни в коем случае не приближается к нашим мечетям, ибо, поистине, ангелам доставляет страдание то же, что и людям!» Муслим.

Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей следить за чистотой своей одежды.

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришедший навестить нас и увидевший какого-то человека в грязной одежде, сказал:

 

«Неужели он не мог найти ничего, чтобы постирать свою одежду?!»” Имам Ахмад и ан-Наса‘и.

Таким образом, благородный посланник неодобрительно отнёсся к появлению человека на людях в грязной одежде, поскольку он мог постирать или очистить её. Тем самым он дал понять каждому мусульманину, что одежда его всегда должна быть чистой, а его внешний вид - хорошим и приятным для глаз.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил:

 

«Каждому из вас, по возможности, следует одевать по пятницам по две одежды не из числа тех, в которых он работает».

Абу Дауд и Ибн Маджа.

Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает людей одеваться для пятничной молитвы как можно лучше. Упоминание о двух одеждах связано с тем, что некоторые сподвижники были очень бедны и имели только изар или одну накидку.

Таким образом ясно, что ислам побуждает всех своих последователей к поддержанию чистоты, о чём говорится во многих аятах Корана и хадисах, а это значит, что одна из его задач состоит в том, чтобы мусульмане постоянно следили за своей чистотой, одежды их распространяли аромат благовоний, а сами они - приятный запах чистого тела. Всё это было присуще посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о чём сообщается в хадисе, приводимом имамом Муслимом со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал:

 

Мне никогда не приходилось вдыхать аромата амбры, мускуса или чего-нибудь иного, более приятного, чем запах, исходивший от посланника Аллаха, ”.

Известно множество хадисов и других сообщений, в которых говорится о чистоте его тела и его одежды, а также о приятном запахе, исходившем от его тела, и благоухании его пота. Так, например, в одном из них говорится, что если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пожимал кому-нибудь руку, то после этого человек целый день ощущал приятный запах, исходивший от его руки. В другом сообщается о том, что если он, да благословит его Аллах и приветствует, возлагал руку на голову кого-нибудь из детей, то после этого его можно было узнать среди всех остальных детей по исходившему от него приятному запаху. Что же касается Аль-Бухари, то он приводит слова Джабира, да будет доволен им Аллах, сообщившего о том, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил по дороге, каждый из проходивших следом узнавал об этом по приятному запаху, остававшемуся после него. В другом сообщении говорится о том, что, однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который лёг отдохнуть после обеда в доме Анаса, заснул и вспотел, мать Анаса (Умм Суляйм, мать Анаса, была близкой родственницей пророка,) принесла бутылочку и стала собирать в неё капельки его пота. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся и спросил: «Что это ты делаешь, о Умм Суляйм?» Она ответила: “Это твой пот: мы добавим его в наши благовония, ибо он пахнет как лучшие (из них) !” Муслим.

Так разве мусульмане более всего не нуждаются в том, чтобы пользоваться наставлениями этого великого посланника?!

К числу его наставлений, да благословит его Аллах и приветствует, относится и веление следить за своими волосами, приводить их в порядок и украшать так, как это узаконено в исламе. Об этом говорится в хадисе, который Абу Дауд приводит со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщая, что он сказал:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть каждый из имеющих волосы относится к ним с должным уважением».

Под проявлением уважения к волосам в исламе подразумевается содержание их в чистоте, расчесывание, умащение благовониями и придание им красивой формы.

Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не нравилось, когда кто-нибудь не следил за своими волосами, в результате чего они становились растрёпанными и взъерошенными, а сам человек казался неким подобием злого духа. И он даже сравнивал человека, отличавшегося столь безобразным видом, с шайтаном, о чём говорится в хадисе, который имам Малик приводит в “Аль-Муватта” со слов Ата бин Йасара, да будет доволен им Аллах, сказавшего: “Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился в мечети, туда вошёл какой-то человек с растрёпанными волосами и бородой, и посланник сделал ему знак рукой, как бы повелевая привести в порядок свои волосы и бороду. И он сделал это, а потом снова вернулся, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Разве это не лучше, чем появление любого из вас на людях с растрёпанными волосами, будто он шайтан?!»”

Поскольку благородный посланник сравнил человека с растрёпанными волосами с шайтаном, ясно, что ислам уделяет большое внимание хорошему внешнему виду и красивому обличью, отвергая неряшливость и неблагообразие.

Благородный посланник никогда не оставлял без внимания того, что касалось внешнего вида людей, и если видел неряшливо одетого и непричёсанного человека, обязательно порицал его за то, что он не следит за собой.

Имам Ахмад и ан-Наса‘и приводят со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что он сказал:

“Однажды посланник Аллаха,, зашедший навестить нас, увидел какого-то человека с растрёпанными волосами и сказал:

 

«Разве он не мог найти ничего, чтобы привести в порядок свою голову?!»“

Хороший внешний вид

Истинный мусульманин уделяет внимание своей одежде, и поэтому он всегда хорошо выглядит, хотя и не допускает никаких излишеств. Его вид приятен глазам людей и внушает их душам симпатию. Такой человек никогда не появляется на людях в неряшливой и изорванной одежде и всегда осматривает её, прежде чем выйти из дома, украшая себя в пределах разумного. Так всегда украшал себя посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед встречами со своими сподвижниками, не говоря уже о том, что он делал это перед встречами со своими жёнами.

Давая толкование словам Всевышнего:

 

{Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он создал для Своих рабов, и (всё) благое из (их) удела?”} “Преграды”, 32.

аль-Куртуби сказал:

“Макхуль передал, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Однажды группа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дожидалась его у дверей, и он вышел к ним. А в стене дома была ниша с водой, и он стал смотреть на своё отражение в этой воде, поправляя бороду и волосы на голове”.

Аиша сказала: “ И я спросила у него: “О посланник Аллаха, и ты делаешь это?!”

В ответ он сказал:

 

«Да, и если человек выходит к братьям своим, пусть приводит себя в порядок, ибо, поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное!»””

И мусульманин делает всё это в соответствии с учением ислама о необходимости придерживаться золотой середины во всём, иначе говоря, учением о необходимости придерживаться умеренности, которое не приемлет ни излишеств, ни упущений.

Аллах Всевышний сказал:

 

{...и те, которые, расходуя, не расточительствовуют, и не скупятся, а проявляют (умеренность, не впадая в) такие крайности.} “Различение”, 67.

Ислам побуждает своих последователей, особенно тех из них, кто занят делом исламского призыва, общаться с людьми, появляясь среди них подобно красивым родинкам, которые привлекают к себе внимание, а не вызывая своим видом презрение и отвращение у других. Поведение человека, который заботится о своей внешности столь мало, что это принимает отвратительные формы, под предлогом того, что это делается в знак отречения от мира и смирения, не имеет ничего общего с исламом. Так, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был господином отрекшихся от мира и смиренных, носил хорошую одежду и украшал себя для своих сподвижников и своих жён, так как считал, что человек, действующий подобным образом, тем самым демонстрирует другим, что Аллах оказал ему Свою милость.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Поистине, Аллах любит, когда по рабу Его видно, что Он оказал ему милость Свою». Ат-Тирмизи и аль-Хаким.

В “Табакат” Ибн Са‘да (4/346) приводится хадис, в котором сообщается, что Джундуб бин Макис, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

«Когда к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибывала делегация (от какого-нибудь племени), он надевал свои лучшие одежды, требуя от своих ближайших сподвижников поступать так же. И я видел, что в тот день, когда к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыла делегация от племени кинда, на нём были йеменские одежды, и таким же образом были одеты Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими».

Ибн аль-Мубарак, ат-Табарани, аль-Хаким, аль-Байхаки и другие мухаддисы приводят хадис, в котором сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды велел подать себе новые одежды и стал облачаться в них, а когда они дошли до его ключиц, он сказал: «Хвала Аллаху, который одел меня в то, чем я могу прикрыть свою наготу и чем я могу украсить себя в своей жизни!»” “Ат-таргиб ва-т-тархиб”, 3/93, “Книга об одежде и украшениях”.

Сообщается, что Абд ар-Рахман бин Ауф 2, да будет доволен им Аллах, носил плащ (или: ...одежду) ценой в пятьсот или четыреста 3. “Табакат” Ибн Са’да, 3/131.

Известно, что в своё время Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, купил себе одежду за тысячу дирхемов и носил её.

И до тех пор, пока стремление украсить себя не превращается в излишнюю разборчивость, эти украшения продолжают относиться к числу благих украшений, которые Аллах не только дозволил Своим рабам, но и побуждал их к тому, чтобы они носили их.

Аллах Всевышний сказал:

 

{О сыны Адама! Украшайтесь у каждого места совершения молитвы 4. И ешьте и пейте, но не впадайте в крайности, ибо, поистине, Он не любит впадающих в крайности! ~ Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он создал для Своих рабов, и (всё) благое (из еды и питья) из (их) удела?» Скажи: «В этой жизни они для тех,кто уверовал, (и) только для них в День воскресения» 5. Так подробно Мы разъясняем знамения людям знающим.} “Преграды”, 31 - 32.

В “Сахихе” Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах:

Он сообщает, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Не войдёт в рай тот, в сердце у кого было высокомерие весом хотя бы с одно зёрнышко». (Услышав это,) какой-то человек сказал: “Но ведь человек хочет, чтобы одежда его была красивой и чтобы сандалии его были красивыми!” 6 Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это —отрицание истины 7 и презрение по отношению к людям».

Именно так понимали это благородные сподвижники и последовавшие за ними с чистыми сердцами и именно этого они придерживались. Вот почему имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, отличался своим хорошим внешним видом, носил красивую одежду, употреблял благовония и всегда стремился к изысканности в том, что он носил. При этом его стремление к украшению своего внешнего вида было столь сильным, что он побуждал к этому и других, подчас проявляя в этом большую настойчивость. Так, например, увидев, что один из его собеседников одет в изношенную одежду, он уединился с ним и предложил ему тысячу дирхемов, чтобы на эти деньги тот привёл себя в порядок. Этот человек сказал ему: “Поистине, я живу в достатке и богатстве и не нуждаюсь в этих деньгах!” Тогда Абу Ханифа с упрёком сказал ему: “А разве не известен тебе хадис, в котором сказано: «Поистине, Аллах любит, когда по рабу Его видно, что Он оказал ему милость Свою»?! И поэтому тебе надо изменить свой внешний вид, чтобы твой друг не печалился из-за тебя!”

Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал людям соблюдать определённые правила личной гигиены, сказав:

 

«Пять вещей являются естественными: обрезание, сбривание волос с лобка, подстригание ногтей, удаление волос из подмышек и подстригание усов». Аль-Бухари и Муслим.

Уделение внимания красоте человеческого естества относится к числу тех вещей, к которым эта религия внушает любовь и к которым она вызывает желание у каждого из обладающих возвышенной природой и здоровым вкусом.

Однако подобное внимание к внешнему виду не доводит истинного и искреннего мусульманина до чрезмерного украшательства и излишней изысканности, когда нарушается то равновесие, на котором ислам основывает все свои законоположения. Сознательный мусульманин всегда и во всём придерживается умеренности, поскольку в своей жизни он ничего не делает в ущерб чему-либо другому.

Он ни в коем случае не должен забывать о том, что ислам, побуждающий людей украшать себя, уделять внимание своему внешнему виду и украшаться у каждого места совершения молитв 8, в то же самое время и предостерегает их от излишеств в украшениях, поскольку подобное может поработить человека в этой жизни, стать его основным желанием и его постоянной и большой заботой, о чём и свидетельствует благородный хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«В бедственном положении находится раб динара и дирхема, катифы 9 и хамисы 10: если ему будет даровано это, он останется доволен, а если нет, то и довольным он не будет!»

Аль-Бухари.

Б - Его разум

Мусульманин рассматривает знание как обязанность и достоинство

Мусульманин убеждён, что стремление разума к знанию и использование знания для обнаружения милостей Аллаха, скрытых в бытии, является обязанностью, так как благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина». Ибн Маджа.

Отсюда следует, что он обязан подчиняться постоянному стремлению своего разума к науке и познанию, не отказываясь от этого, пока дышит и пока кровь струится в его жилах.

Достаточным стимулом к приобретению знаний для мусульманина должно служить то, что Всеблагой и Всевышний Аллах возвысил знающих, отметив, что лишь они боятся Аллаха.Это значит, что по воле Его только они, в отличие от других людей, удостоены подобной чести.

Аллах Всевышний сказал:

{Боятся Аллаха из рабов Его только знающие.} “Создатель”, 28.

Таким образом, по-настоящему Аллаха боятся лишь те люди, мысли которых ничем не замутнены и которые абсолютно ясно видят могущество и величие Аллаха, проявившееся в сотворении Вселенной, жизни и живых существ. Они-то и являются знающими.

Кроме того, Аллах Всевышний отдал им предпочтение перед теми, кто знанием не обладает, сказав:

 

{...скажи: “Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают?” Поистине, вспоминают только обладающие разумом.} “Толпы”, 9.

Сообщается, что однажды Сафуан бин Ассаль аль-Муради, да будет доволен им Аллах, явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, находившемуся в мечети, и сказал ему: “О посланник Аллаха, поистине, я пришёл в поисках знания”. В ответ ему он сказал:

 

«Добро пожаловать стремящемуся к знанию! Поистине, ангелы окружают ищущего знания своими крыльями, а потом они становятся один на другого, пока не достигают нижнего неба из любви к тому, к чему он стремится!»







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.