Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







А затем — по отношению к своему отцу





Для того, чтобы дети придерживались равновесия в проявлении почтительности по отношению к одному из родителей, не нарушая этого равновесия за счёт другого из них, ислам даёт людям указания, касающиеся как обоих родителей, так и каждого из них в отдельности.

Так, например, ранее мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у человека, явившегося к нему для того, чтобы принести клятву об участии в джихаде: «А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?» Эти слова благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, являются не чем иным, как решением об обязательности проявления почтения по отношению к каждому из родителей в равной степени.

И мы видели также, что в хадисе, переданном со слов Асмы, да будет доволен ею Аллах, сообщается о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ей поддерживать отношения с её матерью, которая была многобожницей. Сообщается также, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

 

“О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Он сказал: «Твоя мать». Этот человек спросил: “А кто потом?” Он сказал: «Твоя мать». Он спросил: “А кто потом?” Он сказал: «Твоя мать». Человек опять спросил: “А кто потом?” —, и тогда он сказал ему: «Твой отец». Аль-Бухари и Муслим.

В этом хадисе благородный посланник подтверждает, что почтительность по отношению к матери ставится выше почтительности по отношению к отцу.

Коран пробуждает в душах детей чувства почтительности и признательности, даёт заветы относительно родителей и указывает на заслуги матери, которая вынашивает и кормит ребёнка. О трудностях, претерпеваемых ею на двух этих этапах, в Коране упоминается в мягких и нежных выражениях, что внушает человеку благородную готовность к самопожертвованию, абсолютную нежность и чувство симпатии.

Аллах Всевышний сказал:

 

{Мы дали человеку заповедь относительно его родителей. Мать носила его, теряя силы, а отнимают его (от груди) в два года. Благодари же Меня и родителей своих: ко Мне возвращение6!} “Лукман”, 14.

Какое высокое воспитание, сколь гуманные и милостивые наставления! {...Благодари же Меня и родителей своих...} Здесь благодарность родителям за то благо, которое они сделали ребёнку, ставится на второе место после выражения благодарности Аллаху, являющейся основой всех достоинств и благих дел. Какое же высокое и почётное место отводит родителям эта религия!

Может случиться так, что мир этот окажется добрым к человеку, и он будет жить в полном достатке, у него будет много денег и он будет занят своей красивой женой и детьми настолько, что перестанет заботиться о своих родителях, забыв о том, сколько средств потратил на него его отец, и проявляя скупость по отношению к нему, в результате чего навлечёт на себя гнев Аллаха.

Однако истинному и искреннему мусульманину не грозит подобная опасность, поскольку он никогда не утрачивает связи с полноводным источником высоких, мудрых и направляющих его на верный путь наставлений ислама. Поистине, он всегда слышит голос посланника, да благословит его Аллах и приветствует, говорящий ему: «Ты и то, чем ты владеешь, — собственность твоего отца».

Этот хадис с хорошим иснадом приводят имам Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджа. Содержание его таково:

“Однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек, который сказал ему: “О посланник Аллаха, есть у меня деньги и дети, но, поистине, отец мой хочет погубить мои деньги!” На это он сказал ему: «Ты и то, чем ты владеешь, - собственность твоего отца. Поистине, дети ваши относятся к числу наилучших ваших приобретений, так ешьте же из того, что добывают ваши дети!»

В той версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И ешьте это на здоровье!»

Имам аль-Хаттаби приводит следующий комментарий к этому хадису:

“Слова «..погубить мои деньги...» означают “потратить их без остатка, полностью”. Вероятно упоминание задавшего этот вопрос о том, что его отец хочет погубить его деньги, было связано с расходами на него и с тем, что размеры того, что ему надо было потратить, были велики, в результате чего в конце концов от его денег ничего бы не осталось, так как они были бы истрачены без остатка. Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал оправдывать его и не позволил ему отказаться от расходов, но сказал ему: «Ты и то, чем ты владеешь, — собственность твоего отца», — имея в виду следующее: если он нуждается в твоих деньгах, то может брать из них, сколько захочет, будто он берёт что-то из своих собственных средств, а если у тебя нет денег, но ты можешь заработать что-нибудь, ты должен зарабатывать и тратить заработанное на него”.

Всё существо человека приходит в движение под воздействием методов воспитания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и душа его раскрывается, воспринимая богатство его руководства, в результате чего она начинает изливать на других почтительность, внимание и любовь. И благодаря этому человек оказывается защищённым от греха ослушания своих родителей, становясь таким, каким хотел видеть его посланник ислама, сказавший, что он и то, чем он владеет, — собственность его отца.

Он проявляет почтительность к тем,

Кого любят его родители

Однако указания этой религии единобожия не ограничиваются одной только почтительностью к родителю, но включают в круг тех, кого следует почитать, и тех, кого он любит. Передают со слов Умара, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связь с тем, кого любит его отец».

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, одним из высших проявлений почтительности является поддержание человеком связей с теми, кого любил его отец, после его смерти». Муслим.

Передают, что однажды Абдуллах бин Умар, да будет доволен им Аллах, случайно встретивший друга своего отца Умара, да будет доволен им Аллах, стал оказывать ему всевозможные знаки внимания, проявляя по отношению к нему свою почтительность, а затем один из тех, кто был с ним, сказал ему: “Разве не достаточно было ему получить от тебя пару дирхемов?” На это Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “ Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поддерживай связи с тем, кого любил твой отец, и не порывай их, иначе Аллах погасит твой свет!»Муслим.

Сообщается, что какой-то человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

 

“О посланник Аллаха, смогу ли я как-нибудь образом проявлять почтительность по отношению к своим родителям после того, как они умрут?” Он сказал: «Да, четырьмя способами: обращаясь к Аллаху с мольбами за них, прося о прощении для них, исполняя то, что было ими обещано, оказывая уважение тем, с кем они дружили, и поддерживая родственные связи с теми, с кем связан ты только через них». Аль-Бухари в “Аль-адаб аль-муфрад”.

Таким образом, поддержание детьми связей с друзьями родителей при их жизни и после их смерти является высшей степенью проявления любви, верности, почтительности и уважения. Настоящий и искренний мусульманин постоянно укрепляет узы любви и дружбы с теми, кого они любят, продолжая любить таких людей и уважать их и после того, как его родители скончаются, и он не забывает об этой старой любви и не пренебрегает этими благородными человеческими связями, установленными его любимыми родителями. Столь высокие человеческие чувства и благородная чистая любовь украшают собой эту жизнь и делают людей счастливыми, и всё это имеет отношение к существованию искреннего мусульманина в этой жизни.

В тех странах, где ислам не получил распространения, дети, достигающие совершеннолетия, отделяются от своих родителей, а это приводит к разрыву связей между родителями и детьми, в результате чего они часто перестают даже встречаться со своими отцами и матерями, не проявляя к ним ни симпатии, ни жалости. Молодые идут своим путём, зачастую даже и не помышляя о том, чтобы обернуться и сделать что-нибудь хорошее или как-то проявить свою любовь к представителям старшего поколения, оказывающимся в незавидном положении после того, как они потратят свои жизненные силы на детей, вступающих в жизнь. Разве можно сравнить подобную непочтительность, чёрствость и сухость, которую дети проявляют по отношению к своим родителям в вышеупомянутых странах, с почтительностью, любовью, верностью и всевозможными проявлениями симпатии по отношению к родителям как при их жизни, так и после смерти со стороны благочестивого мусульманина, не порывающего связей не только с ними, но и с теми, кого они любили?! И всё это благодаря исламу с его уникальными методами воспитания душ и установления между людьми достойных человеческих отношений, чего не сумела добиться ни одна другая система и ни одно другое законодательство.

Примечания к главе 3







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.