Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Всегда выполняет наставления ислама





Заключив брак, истинный и искренний мусульманин обязан придерживаться высокого руководства ислама в том, что касается его общения и взаимоотношений с женой, и если мы вникнем в суть этого великого руководства, побуждающего мусульманина относиться к своей жене с уважением и хорошо обходиться с ней, то нам откроются удивительные вещи.

Так, ислам велит хорошо обращаться с женщиной и отводит ей столь высокое место, что равного ему она не занимает ни в одной другой религии. Сообщается, например, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к мужчинам с призывом, сказав:

 

«Всегда обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть, и если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!» Аль-Бухари и Муслим.

В другой версии этого хадиса, приводимого в обоих “Сахихах”, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Женщина подобна ребру: если станешь выпрямлять его, то сломаешь, а если захочешь насладиться им, то наслаждайся, несмотря на его кривизну».

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Поистине, женщина была сотворена из ребра, и она никогда и никоим образом не станет для тебя прямой. Если ты захочешь насладиться ею, то наслаждайся, несмотря на её кривизну, а если будешь пытаться выпрямить её, то сломаешь, сломать же её значит развестись с ней».

В этом ярком примере, который привёл пророк, да благословит его Аллах и приветствует, содержится прекрасное объяснение сути женщины и её природы. Так, она не сможет неизменно придерживаться прямоты, как желает того её муж, и женатый мусульманин должен знать, что это — её врождённое свойство, и никогда не пытаться исправлять её в соответствии с тем, что представляется ему правильным и совершенным. Ему следует принимать во внимание особенности её женского нрава и принимать её такой, какой создал её Аллах. Иными словами, он должен учитывать, что в силу своей искривленности в некоторых делах она будет отклоняться от того, чего он хочет. Если же он непременно захочет выпрямить её сообразно своему желанию, то уподобится человеку, стремящемуся во что бы то ни стало выпрямить ребро, которое внезапно ломается в его руках. Если же говорить о женщине, то сломать её значит развестись с ней.

И когда в душе женатого и искреннего мусульманина утверждаются эти высокие наставления пророка, да благословит его Аллах и приветствует, основанные на глубоком понимании психологии и характера женщины, то он начинает снисходительно относиться к оплошностям своей жены и предпочитает не замечать многие мелочи, принимая во внимание врождённые свойства представительниц слабого пола, а в результате этого в доме супругов воцаряется мир, спокойствие и счастье, и в нём не бывает ни шума, ни споров.

Тот, кто обратится к рассмотрению текста этого хадиса, обязательно заметит, что благородный пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинает со слов: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо...» —, а после характеристики её личности он завершает свою речь теми же самыми словами и снова говорит: «...а поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо». Как много внимания уделял женщинам благородный посланник! Сколь глубоко понимал он женскую психологию! Какую сильную поддержку он оказывал женщинам! Так разве может искренний мусульманин, если он женат, не придерживаться этих благородных наставлений и не поступать в соответствии с ними при всех обстоятельствах?

Внимание, которое благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, уделял женщинам, было столь велико, что он не забыл указать на необходимость хорошего отношения к ним даже во время проповеди, с которой он обратился к людям, совершив прощальное паломничество, при том, что в этой проповеди он говорил лишь самое важное из того, что должен был сказать мусульманам, поскольку чувствовал, что встреча с ними является последней. Во время этой великой проповеди, на которой присутствовало множество людей, он не забыл указать на необходимость хорошего отношения к женщинам, начав разговор о них с нижеследующего указания, свидетельствующего о большом внимании к ним:

 

«Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они доверены вам, и вы не имеете права ни на что иное, если только не сделают они чего-нибудь явно непристойного. Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа и бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них. Поистине, есть у вас права на ваших жён и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться там, где вы спите, тем, кто вам не нравиться, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть, что же касается ваших жён, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их» 4. Ат-Тирмизи

Поистине, этому наставлению внимает каждый женатый мусульманин, если он является искренним и сознательным человеком. Он видит в этом мудрое поучение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, определяющее собой права и обязанности мужей и жён. Обрамлением же этому наставлению служит милосердие по отношению к женщинам, их поддержка и оказание им благодеяний, что не оставляет места даже мысли о возможности их притеснения или причинения им вреда в мусульманской семье.

Наставления благородного посланника относительно необходимости хорошего отношения к женщинам весьма многочисленны, а некоторые из них даже объявляют мужей, хорошо обращающихся со своими жёнами, наилучшими членами этой общины. Так, например, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». 5 Ат-Тирмизи.

Сообщается, что как-то раз к жёнам благородного посланника пришли женщины о жалобами на своих мужей, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, довёл до сведения мужчин следующее:

«Многие женщины явились к жёнам Мухаммада с жалобами на своих мужей, которые не относятся к числу лучших из вас!» 6

Ат-Тирмизи.

Истинный ислам побуждает придерживаться справедливости и проявлять уважение к женщине, указывая супругу на то, что он должен поддерживать хорошие отношения со своей женой, даже если что-то в ней ему неприятно. Подобного женщина никогда не знала до появления ислама.

В Своей Книге Аллах Всевышний говорит:

 

{И живите с ними (, оказывая им) благодеяния, а если они станут вам неприятны, то ведь может случиться и так, что в (чём-либо) неприятном для вас Аллах поместит много благого.} “Женщины”, 19.

Поистине, этот благородный аят затрагивает самые глубины души искреннего мусульманина, успокаивает вспышки его гнева и умеряет его недовольство женой. Так ислам оберегает брачные связи от разрыва, защищая эти священные узы от воздействия какой-нибудь прихоти, вызванной непостоянством чувств и склонностей. Как прекрасны слова Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, которые он сказал одному человеку, пожелавшему дать развод своей жене по той причине, что он не любит её. Умар сказал ему: “Горе тебе, разве не возводятся дома на одной лишь любви?! Где же внимание и стыд?”

Брачный союз в исламе представляет собой нечто большее, чем мелкие вспышки чувств, и более значительное, чем воздействие проявлений животных страстей. Дело в том, что истинный мусульманин обладает достаточным мужеством, благородством, терпением, широтой души и возвышенностью нравственных качеств, чтобы во взаимоотношениях со своей женой, в которой ему что-то не нравится, удаляться как можно дальше от вспышек животной ярости, алчности купца и ничтожности пустого человека.

Более того, истинный мусульманин не может не выполнить веления своего Господа, а поэтому он хорошо обходится со своей женой, даже если что-то в ней ему не нравится. Объясняется это тем, что он размышляет над словами своего знающего Господа, которому известно много такого, что остаётся скрытым от него, ведь может быть так, что нечто не понравится ему, он почувствует к этому отвращение и будет стараться удаляться от этого, хотя на самом деле это может быть окружено добром и наполнено благодатью. В силу этого сознательный мусульманин знает, как любить и как ненавидеть, и он не поддаётся слепому увлечению, не поддаваясь также и слепой ненависти, но всегда стараясь придерживаться умеренности и справедливости.

Великий посланник ислама объясняет, что даже если муж почувствует ненависть к своей жене, которая является верующей мусульманкой, то всё равно она будет продолжать обладать достойными качествами, которыми этот мужчина будет доволен, а это значит, что ему не следует игнорировать эту сторону, выделяя то, что ему в женщине не нравится, ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой». Муслим.

Истинный мусульманин

Является идеальным мужем

Истинный мусульманин занимает вполне определённую позицию по отношению к этим ясным и недвусмысленным указаниям, в соответствии с которыми ему следует относиться к своей жене по справедливости и хорошо обращаться с ней. Вследствие этого он просто не может не стать идеальным мужем, жена которого будет наслаждаться общением с ним и его мягкостью и кротостью, сколько бы времени они ни прожили вместе.

Войдя в дом, он подходит к своей жене и детям, радуясь и улыбаясь, и первым обращается к ним с благословенным и благим приветствием, как и повелел ему Аллах Всевышний, который сделал его особым приветствием ислама, сказав:

 

{А когда входите в дома, то приветствуйте друг друга благословенным и благим приветствием от Аллаха.} “Свет”, 61.

Использовать это приветствие побуждал людей в благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал Анасу, да будет доволен им Аллах:

«О сынок, когда входишь к своей семье, то приветствуй, и будет от этого благо и тебе, и семье твоей» 7. Ат-Тирмизи

Поистине, это - благодать. Имеется в виду, что благодатью является то, что человек встречает свою семью пожеланиями мира, а его появление среди членов его семьи подобно приходу весны, поскольку он приносит в их жизнь радость, веселье и счастье, создавая в семье атмосферу приветливости, милосердия и довольства. Он протягивает руку помощи жене, если видит, что она нуждается в этом, мягко утешает её, если она жалуется на усталость, скуку или нужду, и даёт ей почувствовать, что она живёт под зашитой сильного, благородного и великодушного мужа, который всегда защитит её, позаботится о ней, поинтересуется её делами и по мере своих возможностей будет обеспечивать её тем, на что она имеет законное право. Он украшает себя для неё в пределах дозволенного шариатом, и уделяет ей часть своего времени, не отвлекаясь на свои дела, увлечения или друзей. Ислам гарантирует женщине соблюдение прав и в сфере интимных отношений, и гарантии эти столь прочны, что эта религия не позволяет женатому мужчине посвящать всё своё время даже поклонению, которое объявляется ею наиболее важным и достойным делом, чтобы не нарушалось то точное равновесие, которое лежит в основе этой великой религии. Подтверждение этому мы находим в хадисе, передаваемом со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, сообщившего о том, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, узнал о том, что Абдуллах слишком много времени посвящает делам поклонения Аллаху, он сказал ему:

 

«Мне сообщили, что ты постишься днём и молишься ночью, так ли это?» Абдуллах ответил: “Да, о посланник Аллаха”. Он сказал: «Не делай этого, но постись и прерывай пост, спи и бодрствуй, ибо, поистине, у тела твоего есть право на тебя, и у глаз твоих есть право на тебя, и у жены твоей есть право на тебя и у гостя твоего есть право на тебя...» Аль-Бухари и Муслим.

Сообщается, что однажды Хауля бинт Хаким, жена Усмана бин Маз‘уна, да будет доволен им Аллах, плохо выглядевшая и одетая в поношенную одежду, зашла к жёнам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые спросили её: “Что с тобой?” В ответ она сообщила о своём муже следующее: “Ночь он проводит в молитве, а днём постится”. И женщины передали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, её слова, а когда он встретился с Усманом бин Маз‘уном, то стал порицать его за это и сказал: «Разве не должен ты брать пример с меня?!» Усман ответил: “Конечно, да сделает меня Аллах выкупом за тебя!” А потом его жена снова пришла к ним, но на этот раз она выглядела хорошо.

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

 

«О Усман, никто не предписывал нам становиться монахами, и разве не должен ты брать с меня пример? А ведь, клянусь Аллахом, я больше любого из вас боюсь нарушить установления Аллаха и лучше всех соблюдаю их!» 8

Благородный посланник распространял свои наставления среди своих сподвижников, призывая их придерживаться умеренности как в делах поклонения, так и в их семейной жизни, в результате чего, в конце концов, эта умеренность стала частью их натуры, и они сами стали советовать друг другу придерживаться этого и побуждать друг друга к этому, обращаясь к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в тех случаях, когда кто-нибудь из них решал отказаться от этого, проявляя неумеренность в отречении от мира и делах поклонения.

Имам аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

“В своё время Сальман и Абу-д-Дарда, да будет доволен Аллах ими обоими, побратались друг с другом благодаря пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а через некоторое время Сальман навестил Абу-д-Дарду и увидел, что Умм ад-Дарда (жена Абу-д-Дарды) одета в поношенную одежду. Он спросил её: “Что с тобой?” Она ответила: “Твой брат Абу-д-Дарда не интересуется миром этим!” А потом вернулся и сам Абу-д-Дарда, приготовил для него еду и сказал: “Ешь, а я, поистине, пощусь!” Сальман сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!”-, и он поел, а когда настала ночь, Абу-д-Дарда встал на молитву. Сальман сказал ему: “Поспи!” —, и он лег спать, но через некоторое время опять встал на молитву, а Сальман опять сказал ему: “Поспи!” —, когда же ночь стала близиться к концу, Сальман сказал ему: “А сейчас поднимайся” —, и они совершили молитву, после которой Сальман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть права на тебя, и сам ты имеешь права на себя, и у жены твоей есть права на тебя, так соблюдай же права каждого из тех, кто имеет право на что-либо!” А потом он пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал ему обо всём и пророк сказал: «Сальман сказал правду!»”

Благочестивый и разумный мусульманин не должен упускать случая внести свежую струю в рутину однообразной семейной жизни с помощью шуток, которыми он мог бы время от времени радовать свою жену и облегчать ей жизнь по примеру великого посланника, да благословит его Аллах и приветствует, всегда и во всём являвшегося высшим образцом, ведь известно, что тяжкое бремя, связанное с тем, что он закладывал основы исламской религии, создавал мусульманскую общину, направлял отряды бойцов для участия в джихаде и занимался прочими важными делами, не мешало ему быть идеальным мужем для своих жён, который всегда был приятен в общении, отличался великодушием, неизменно был приветлив и никогда не упускал возможности пошутить и доставить другим радость.

Примером этого может служить сообщение госпожи Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:

 

Однажды я принесла пророку, да благословит его Аллах и приветствует, похлёбку, приготовленную мной, и я сказала Сауде, да будет доволен ею Аллах, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился между нами: “Поешь” —, но она отказалась. Тогда я сказала: “Ты обязательно поешь, иначе я вымажу тебе лицо (этой похлёбкой) !” Однако она опять отказалась, и тогда я опустила в эту похлёбку руку и провела ею по лицу Сауды, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, засмеялся, дотронулся до Сауды и сказал ей: «И ты тоже измажь её!»

В другой версии этого хадиса сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

И он опустил перед ней своё колено так, чтобы я оказалась в её власти, а она зачерпнула немного из миски и измазала лицо мне, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он смеялся (, глядя на всё это)”. 9

Что ещё можно сказать об этом приятном характере, великодушии и щедрости сердца, нашедших своё проявление в шутках и приятном общении с женой, цель чего состояла в том, чтобы порадовать её?

Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала также, что во время одной из поездок вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, она состязалась с ним в беге наперегонки и обогнала его, а потом, когда она поправилась и отяжелела, она снова состязалась с ним, но на сей раз он обогнал её, сказав ей после этого: «Это тебе за тот раз!» Ахмад и Абу Дауд.

Благородное сердце пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было достаточно широким для того, чтобы стараться доставить дополнительную радость своей молодой и любимой жене, которую он приглашал смотреть на дозволенные развлечения, что могло бы доставить ей удовольствие.

Сообщается, что госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

Клянусь Аллахом, я увидела, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоит у дверей моей комнаты, а в это время эфиопы играли копьями в мечети. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикрывал меня своим плащом, чтобы я могла посмотреть на их игры в просвет между его ухом и плечом, а потом он встал из-за меня, чтобы я ушла. Поймите же, сколь велика была тяга к развлечениям у молодой девушки!” Аль-Бухари и Муслим.

Истинный мусульманин, знающий из жизнеописания благородного посланника о многочисленных примерах его хорошего обращения, шуток и свободного общения со своими жёнами, и сам будет поддерживать со своей женой только хорошие отношения, всячески опекать её и проявлять мягкость, великодушие и щедрость, если всё это не выходит за пределы дозволенных наслаждений и развлечений.

Благочестивый и разумный мусульманин не раздражается по любому ничтожному поводу, приводящему в ярость невежественных мужей, которые переворачивают всё вверх дном, если пища будет приготовлена не так, как они этого хотели, или если её подадут не в обычное время или по каким-нибудь иным подобным причинам, весьма часто возбуждающим гнев и приводящим к вражде и неприязни между супругами. Объясняется же поведение истинного мусульманина, стремящегося перенимать нравственные качества такого великого человека, как благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, тем, что он постоянно помнит об этих качествах, что и делает его щедрым, кротким и способным к проявлению терпимости и снисхождения.

Что касается качеств благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то мусульманин помнит о том, что

 

«он никогда не порицал еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял её». Аль-Бухари и Муслим.

Искренний женатый мусульманин не ограничивается проявлением уважения и поддержанием хороших отношений со своей женой, но точно также относится и к достойным подругам своей жены, подражая в этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Передают, что госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

“К пророку, да благословит его Аллах и приветствует, часто приходила одна пожилая женщина, которую он всегда приветливо встречал, оказывал ей знаки внимания и спрашивал: «Ну как вы? Как ваши дела? Как вы поживали после нас?» —, она же отвечала ему: “Хорошо, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха!”“

И однажды, когда она ушла, Аиша спросила: “Почему ты оказываешь этой старухе такой приём? Поистине, ты делаешь для неё то, чего не делаешь ни для кого иного!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил ей:

«Поистине, она приходила к нам при жизни Хадиджи! Разве не знаешь ты, что проявление уважения к тем, кого любят, - от веры?» 10 Аль-Хаким

Может случиться и так, что гнев охватит собой и женщину, и под воздействием раздражения она станет отстраняться от своего мужа, давая ему понять, что сердится. В подобных случаях женатый мусульманин должен проявить по отношению к жене терпимость и кротость, демонстрируя глубокое знание истинной сути женской природы и характера, как поступал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, если его жёны сердились на него или в техслучаях, когда какая-нибудь из них сторонилась его до самой ночи.

Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Мы, курайшиты, привыкли держать верх над женщинами, а когда мы прибыли в Медину, то увидели, что там некоторые жёны верховодят мужчинами, и наши женщины стали учиться этому у них”.

Умар сказал:

“Мой дом находился среди домов бану умаййа бин зайд 11 в аль-Авали 12 ”.

Умар сказал:

“И однажды моя жена рассердилась на меня, а потом стала спорить со мной. Мне это не понравилось, и тогда она сказала: “Почему тебе не нравиться, что я спорю с тобой? Клянусь Аллахом, даже жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спорят с ним, а некоторые из них покидают его на целый день до самого вечера!”“

Умар сказал:

“И я вышел из дома, зашёл к Хафсе и спросил у неё: “Ты и в самом деле споришь с посланником Аллаха,?” Она ответила: “Да”. Я спросил: “И бывает так, что кто-то из вас покидает его на целый день до самого вечера?” Она ответила: “Да”. Тогда я сказал: “В убытке оказались те из вас, кто делал это, и понесли ущерб! Разве может кто-либо из вас быть уверенной в том, что Аллах не разгневается на неё из-за того, что она вызвала гнев Его посланника?! А ведь если это случится, она погибнет! Не спорь же с посланником Аллаха и не спрашивай его ни о чём, а если что-нибудь придёт тебе на ум, то спроси меня!”“

Аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и ан-Наса‘и.

А потом Умар, да будет доволен им Аллах, явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, передав ему содержание своего разговора с Хафсой, но благородный посланник только улыбнулся.

К такой же большой терпимости должен стремиться каждый мусульманин, стараясь следовать примеру благородного посланника в том, что касается его достоинств, природных свойств и всех его дел. Поступая так, он приведёт довод в пользу того, что ислам действительно является религией высокоразвитой социальной жизни, что же касается разобщённости, бедствий, беспокойства и всевозможных расстройств, поразивших отдельных людей, семьи и целые сообщества, то причиной этого становится только удалённость людей от тех высоких ценностей, которые распространяет ислам, их невежество в этом отношении и их неправильные представления об этих ценностях. А между тем они действительно являются высокими нравственными ценностями, и если мужья возьмут их себе на вооружение, то в семейной жизни не будет места всяческим спорам и раздорам, а в домах воцарятся счастье, покой, стабильность и благоденствие.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.