|
Аль-Бухари в “Аль-Адаб аль-муфрад”.Более того, истинный и сознательный мусульманин понимает милосердие в широком смысле этого слова, не ограничиваясь его проявлениями только по отношению к своей жене, детям, родственникам и друзьям, но распространяя его на всех людей вообще. Он поступает так, поскольку слышит наставления пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорившего о необходимости проявления милосердия ко всем людям и указывавшего на то, что милосердие является одним из необходимых условий веры. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Ни за что не уверовать вам (по-настоящему), пока не станете вы проявлять милосердия друг к другу”. Люди сказали: “О посланник Аллаха, каждый из нас не лишён милосердия”. Он сказал: “Поистине, это не то милосердие, которое каждый из вас проявляет по отношению к своему товарищу, но милосердие по отношению к людям вообще, милосердие по отношению ко всем!” 12 Ат-Табарани. Таким образом, имеется в виду всеобъемлющее и всеохватывающее милосердие, милосердие по отношению ко всем людям, которое ислам заставляет бить ключом в сердце мусульманина для того, чтобы все члены мусульманского общества были милосердными по отношению друг к другу и чтобы такое общество никогда не лишалось искренней любви, сердечности отношений и глубокого взаимного сочувствия. Что касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он являл собой уникальный пример милосердного человека, в котором нашло своё воплощение всё то, что подразумевает собой это понятие, и который был настолько щедр на проявления милосердия по отношению к людям, что, заслышав во время молитвы плач ребёнка, он сокращал её13, побуждаемый к этому чувством милосердия по отношению к его матери, приходящей из-за этого в волнение. Об этом говорится в хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом и передаваемом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, когда я приступаю к молитве, желая продолжать её долго, а потом слышу плач ребёнка, я позволяю себе делать меньше, чем нужно, зная о том, в какое сильное волнение приходит из-за этого плача его мать». В другом хадисе сообщается, что однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то бедуин, который сказал: ”Разве вы целуете своих детей! А мы не целуем их!” В ответ на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Что же я могу сделать для тебя, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?!» Аль-Бухари и Муслим. А однажды благородный посланник поцеловал аль-Хасана бин Али, да будет доволен Аллах ими обоими, в присутствии аль-Акра‘а бин Хабиса ат-Тамими и аль-Акра‘ сказал: “Поистине, у меня есть десять сыновей, но я никогда не целовал никого из них”. Услышав это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посмотрел на него, а потом сказал: “Не помилуют того, кто сам не проявляет милосердия!” Аль-Бухари и Муслим. Сообщается, что в своё время Умар, да будет доволен им Аллах, хотел назначить правителем над мусульманами одного человека, но когда он услышал, как этот человек сказал то же, что сказал аль-Акра‘ бин Хабис, то есть то, что он никогда не целовал своих детей, он отказался от своего решения, сказав: “Если душа твоя не проявляет милосердия даже по отношению к твоим собственным детям, то как же сможешь ты проявлять его по отношению к (другим) людям?! Клянусь Аллахом, я никогда не сделаю тебя правителем!”—, после чего он разорвал грамоту о его назначении, которую приготовил для этого. В результате усилий посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в сознании мусульманина расширился круг тех, по отношению к кому он считает необходимым проявлять милосердие, и оказалось, что в него входят даже животные, не говоря уже о людях. Это стало возможным благодаря тому, что он распространял среди людей свои мудрые наставления. Так, например, оба шейха передают хадис, в котором приводятся слова Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: “Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Некогда одного человека, шедшего своим путём, стала мучить жажда, и тогда он нашёл колодец, спустился в него, напился, а потом выбрался наружу. И тут он неожиданно увидел собаку, высовывавшую язык и от жажды лизавшую влажную землю. Тогда этот человек сказал себе: “Жажда мучит эту собаку также, как раньше мучила меня”—, после чего он снова спустился в колодец, набрал в свой башмак воды, взял его в зубы и не выпускал, пока не выбрался наружу, а потом напоил собаку, и Аллах отблагодарил его, простив ему его прегрешения». Люди спросили: ”Так разве нам полагается награда и за животных?” Он сказал: “За всё то, в чём есть живая душа полагается награда””. Аль-Бухари и Муслим. Кроме того, передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Одна женщина была подвергнута мучениям 14 и оказалась в огне за кошку, которую она держала взаперти до тех пор, пока та не сдохла от голода, и ей было сказано: ”Когда ты держала кошку взаперти, то не кормила её, не поила и не выпускала, чтобы она сама могла питаться тем, что добудет на земле”». Аль-Бухари и Муслим. Что касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он был милосерден как никто другой. Сообщается, что когда во время одного из походов он остановился на отдых, к нему подлетела птица, которая стала летать вокруг его головы, как бы обращаясь к нему с жалобой на обиду, поскольку кто-то из людей забрал её яйцо. И он обратился (к своим сподвижникам), сказав:
«Кто из вас заставил страдать эту птицу, лишившуюся своего яйца?» Один человек сказал: ”О посланник Аллаха, это я взял её яйцо” —, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пожалей её и верни его обратно!» Аль-Бухари в “Аль-Адаб аль-муфрад”. Поступая так, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел, чтобы в сознании каждого мусульманина утвердилась идея широкого и всеобъемлющего милосердия, благодаря чему он стал бы милосердным по самой своей природе и проявлял милосердие даже по отношению к животным, ведь тот человек, сердце которого проявляет жалость к животному, не будет жестоким и по отношению к своему брату. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был милосерден к людям и животным сам и неустанно учил тому же мусульман, добиваясь того, чтобы милосердие распространилось по всему мусульманскому миру и наполнило собой все те места, где они обитают. А когда милосердие действительно распространится по земле, на неё и на её обитателей прольются потоки милости и с небес, что послужит подтверждением словам благородного посланника, который сказал: «Проявляй милосердие по отношению к тем, кто на земле, и проявит по отношению к тебе милосердие Тот, кто на небесах» 15. Ат-Табарани. Он способен прощать Благочестивый мусульманин, подчиняющийся руководству своей религии, способен прощать. Способность к прощению является одним из высоких нравственных качеств, о котором Аллах Всевышний с большой похвалой отзывается во многих аятах Корана. В этих аятах указывается, что люди, которым свойственно это качество, являют собой образцы высшего благочестия в исламе, ибо Аллах отнёс их к числу совершающих благодеяния, а, значит, снискавших любовь и благоволение Аллаха. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
{…и которые сдерживают гнев и прощают людям. Аллах любит совершающих благие деяния!} “Семейство Имрана”, 134. Это объясняется тем, что такие люди сумели сдержать свой гнев и освободились от бремени скрытой злобы и ненависти, выйдя на широкий простор прощения и снисходительности по отношению к людям. И благодаря этому они не только обрели чистоту, радость и спокойствие души, но снискали и нечто большее, а именно – любовь Аллаха и Его благоволение. Способностью прощать и снисходительно относиться к другим обладают лишь те люди, сердца которых открылись для восприятия руководства ислама, а души переняли его высокие нравственные качества, вследствие чего победе, отмщению и восстановлению справедливости, к чему побуждают их души, они предпочли прощение и награду Аллаха. Побуждая душу человека к восхождению на эту высокую и труднодостижимую вершину, благородный Коран использует прекрасные методы. Так, например, в Коране говорится, что тот, кто подвергается притеснениям, должен защищаться, чтобы оградить себя от несправедливости и враждебности. Это было сказано потому, что воздавать за дурное следует равным, но это не значит, что Коран призывает человека, претерпевшего несправедливости и обиды от своего брата, к сведению счетов и отмщению, наоборот, он как бы мягко берёт такого человека за руку и ведёт его к вершине терпения, прощения и снисходительности, заверяя его в том, что достижение этой вершины будет свидетельствовать о его твёрдости в важных делах. 16 Аллах Всевышний сказал:
{…и которые защищаются, подвергнувшись притеснениям. ~ И воздаянием за дурное (должно) послужить нечто столь же дурное, а того, кто простит и уладит, — наградит его Аллах. Поистине, Он не любит несправедливых! ~ Не в чем упрекнуть тех, кто защищался от несправедливости, ~ но заслуживают упрёков обижающие людей и без права покушающиеся на земле (на то, что им не принадлежит): таким уготовано мучительное наказание. ~ Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это – от решимости в делах17.} “Совет”, 39 – 43. Когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, услышал клеветнические речи, распространявшиеся некоторыми грешными людьми и порочившие честь его дочери, матери правоверных госпожи Аиши, да будет доволен ею Аллах, 18 душу его охватила скорбь и он поклялся прекратить оказывать свою помощь тем неблагодарным, которые вели эти греховные разговоры, после чего был ниспослан аят, в котором сказано:
{И пусть занимающие высокое положение и обладающие достатком среди вас не клянутся, что перестанут оказывать помощь родственникам, беднякам и переселившимся на пути Аллаха, и пусть они прощают и извиняют. Разве не хотите вы, чтобы Аллах простил вас? Ведь Аллах – Прощающий, Милосердный!} “Свет”, 22. Поистине, взаимоотношения между членами общества правоверных основываются не на упрёках, подсчётах, желании настоять на своём и стремлении отомстить за все малые и большие обиды, нет, в основе взаимоотношений между ними лежат такие вещи как проявление снисходительности, способность закрывать глаза на упущения со стороны других, прощение и проявление терпения, к чему призывают людей установления ислама и к чему побуждает их его высокое и правильное руководство. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
{Не равны между собой доброе и дурное, отражай же тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг. ~ И не будет наделён этим никто, за исключением проявлявших терпение, и не будет наделён этим никто, кроме обладающих великим уделом.} “Разъяснены”, 34 – 35. Поистине, если всегда отвечать злом на зло, это приведёт к возникновению у людей враждебных чувств по отношению друг к другу и породит ненависть и тайную злобу. Если же на зло отвечать добром, то это станет гасить гнев, успокаивать души и очищать их от скверны тайной злобы, и бывшие враги будут превращаться в близких друзей благодаря всего лишь доброму слову или улыбке сочувствия одного из них. И для отражающего дурное тем, что лучше, это становится великим успехом, поскольку, как указывается в вышеупомянутом нами благородном аяте, на это способны лишь те, кому дарован великий удел, ведь только они могут отражать дурное с помощью проявления терпения, отвечая на дурное хорошим. Именно таких нравственных норм должен придерживаться верующий в обществе правоверных, и многие благородные аяты были ниспосланы для того, чтобы заложить основы этих норм в душах людей. Вот почему они предъявляют к верующему требование сдерживать свой гнев, извинять и великодушно прощать других в подобных обстоятельствах, ведь после этого от ненависти, раздражения или тайной злобы не остаётся и следа. Аллах Всевышний сказал: {…так прощай же великодушно.} “Аль-Хиджр”, 85. В благородных хадисах этому достойному человеческому нравственному качеству, то есть способности прощать и проявлять снисходительность к людям, уделяется не меньше внимания, чем в аятах Корана, и они также направлены на то, чтобы привить его душам людей. Многие из них рассказывают о том, как проявлялось это качество в посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому оно было присуще и который является примером для мусульман, их имамом и воспитателем, и призывают людей подражать ему и следовать его правильным путём. Так, например, сообщается что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
“Если не считать тех случаев, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие в борьбе на пути Аллаха, он никогда никого не бил своей рукой, в том числе женщин и слуг, и какие бы обиды ему ни наносили, он никогда не мстил тем, кто делал это, если только при этом не нарушались запреты Аллаха Всевышнего, так как в подобных случаях он мстил за Аллаха Всевышнего”. Муслим. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда выполнял те указания, которые давал ему Господь славы, сказавший:
{Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежд.} “Преграды”, 199. И он всегда следовал другому велению Всевышнего, который сказал: {…отражай же тем, что лучше…} “Разъяснены”, 34. Таким образом, его характер стал уникальным знамением, из числа знамений, созданных его Господом, и в равной степени проявлял себя по отношению ко всем людям, так как он не отвечал дурным на дурное, но прощал, старался улаживать дело миром и отстранялся от невежд, отражая плохое тем, что лучше. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
“Однажды, когда я шёл куда-то вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на котором был плащ из Наджрана ( один из районов Йемена ) на грубой подкладке, его догнал какой-то бедуин, с силой потянувший (пророка за края этого плаща). Я посмотрел на плечо пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и увидел, что после этого на нём остался след от этой подкладки, а (бедуин) сказал: ”О Мухаммад, вели, чтобы мне дали что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть!”-, пророк же повернулся к нему и рассмеялся, а потом велел дать ему что-то”. Аль-Бухари и Муслим. И привычка прощать столь глубоко укоренилась в его благородной душе, что он простил даже ту иудейку, которая преподнесла ему в подарок отравленную баранину, о чём свидетельствует содержание хадиса, передаваемого обоими шейхами (аль-Бухари и Муслимсом) и другими мухаддисами. В этом хадисе сообщается о том, что:
Одна иудейка прислала в подарок посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отравленную баранину, и он вместе с некоторыми из своих сподвижников стал есть это мясо, но через некоторое время сказал им: «Прекратите (есть), ибо, поистине, оно отравлено!» А потом эту женщину привели к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил её: «Что побудило тебя к этому?» Она ответила: “Я хотела узнать, действительно ли ты являешься пророком, ведь если это так, то Аллах обязательно должен был дать тебе знать об этом и это не повредило бы тебе, в противном же случае мы бы отдохнули от тебя“. Тут люди спросили: ”Не убить ли нам её?”—, но он сказал: «Нет!»—, и простил эту женщину. А когда взбунтовалось племя даус, члены которого отказались подчиняться велениям Аллаха и Его посланника, к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился ат-Туфайль бин Амр ад-Дауси, да будет доволен им Аллах, и сказал: ”Поистине, дауситы взбунтовались и отказались повиноваться, призови же на них проклятие Аллаха!” После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся лицом к кибле и воздел руки к небу, а люди сказали: ”Они пропали!” 19 —, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был милосерден и снисходителен к людям и опасался, что Аллах обрушит на этих рабов свою кару, принялся взывать к Аллаху с мольбами за них, говоря:
«О Аллах, направь дауситов на путь истинный и приведи их 20, о Аллах направь дауситов на путь истинный и приведи их, о Аллах направь дауситов на путь истинный и приведи их!» 21 Аль-Бухари и Муслим. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всё время старался прививать душам мусульман такие качества, как способность прощать и снисходительно относиться к упущениям людей даже в том случае, если от них будут отворачиваться и порывать с ними отношения. Объясняется это тем, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, являвшийся воспитателем и отличавшийся дальновидностью, которой наделил его Аллах, понимал, что великодушие и снисходительность найдут путь к душам людей скорее, чем суровость, применение силы и разрыв отношений с ними. Именно поэтому когда Укба бин Амир, да будет доволен им Аллах, попросил его: ”О посланник Аллаха, поведай мне о том, какие дела являются наиболее достойными“—, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал ему такое наставление:
«О Укба, поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и отстраняйся от того, кто притесняет тебя». А в другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и прощай тому, кто притесняет тебя». Ахмад и ат-Табарани. Он отличается великодушием Мусульманин, усвоивший установления своей религии, проявляет великодушие во взаимоотношениях с людьми, зная, что это качество как никакое иное приносит человеку благо и в этом мире, и в мире вечном. Благодаря своему великодушию, мягкости и благожелательности он находит путь к сердцам людей, которые начинают любить его, благодаря этим же качествам он оказывается достойным благоволения, прощения и милости Аллаха, и именно на это недвусмысленно указывают нижеследующие слова благородного посланника. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, cказал:
«Да помилует Аллах того, кто проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя уплаты долга». Аль-Бухари. Сообщается, что Абу Мас‘уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
“Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда с одним из тех, кто жил до вас производили расчёт (после смерти), оказалось, что не делал он ничего благого, если не считать того, что, будучи человеком богатым, он не чуждался людей и всегда приказывал своим слугам прощать (долги) тем, кто испытывал затруднения, и Аллах Всемогущий и Великий сказал: “Мы ведь обладаем большим правом на это 22, чем он, оставьте жеего!” »”. Муслим. Сколь же тяжёлым окажется это качество на весах человека и как сильно этот человек будет нуждаться в нём в трудные и мучительные часы того великого Дня, когда люди предстанут перед Аллахом! Он улыбчив Одно из обязательных проявлений великодушия и мягкости состоит в том, что человек, которому присущи подобные качества, отличается приветливостью и часто улыбается, а лицо его излучает радость. Всё это свидетельствует о хорошем нраве, а ислам, как известно, побуждает людей к этому. В “Сахихе” Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого 23, даже если речь идёт о том, что следует тебе встречать брата своего с радостным выражением лица». Кроме того, оба шейха приводят хадис, в котором сообщается, что видный сподвижник Джарир бин Абдулла, да будет доволен им Аллах, сказал:
“С тех пор, как я принял ислам, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни разу не отказал мне во встрече и всегда улыбался, завидев меня”. Поистине, общество, члены которого привыкли проявлять великодушие и симпатию и улыбаться друг другу, является гуманным, высокоразвитым и сплочённым обществом, где человеку оказывается уважение, не нарушаются нравственные устои и главенствуют высокие человеческие ценности. Однако это и есть то самое исламское общество, к созданию которого побуждают людей указания и принципы ислама, имеющие отношение к воспитанию. Цель этого состоит в том, чтобы такое общество выделялось среди всех иных человеческих сообществ. И мы действительно видим огромную разницу между обществом, формировавшимся в соответствии с установлениями Господа, и материалистическими обществами, где человек живёт в условиях губительного недостатка сочувствия, зачастую не проявляя радости при встрече с соседом или родственником и не улыбаясь для того, чтобы как-то выразить свою любовь к другу. В таком обществе человек постоянно озабочен и занят только удовлетворением своих материальных потребностей, и это погасило в его душе пламя человеческого сочувствия, иссушило в ней источники духовности и привело к тому, что он, подобно волчку, всё время вращается в сфере материальных интересов, не имея возможности ни остановиться, ни успокоиться. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|