Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Он ни над кем не насмехается





Мусульманин, душа которого преисполнена любовью к смирению, весьма далёк от того, чтобы презирать других людей или глумиться над ними. Объясняется это тем, что наставления Корана, прививающие его душе любовь к смирению и отвращение к высокомерию и стремлению к возвышению, в то же самое время запрещают ей глумиться над людьми и презирать их.

Аллах Всевышний сказал:

 

{О те, кто уверовал! Пусть никто из людей не глумится над другими людьми: может быть, они лучше их. И женщины (пусть не глумятся) над женщинами: может быть, они лучше их. Не злословьте друг о друге 45 и не давайте друг другу прозвища 46. Скверно называть нечестивым (человека) после (того, как он пришёл к) вере, а несправедливыми являются те, кто не покаялся.} “Комнаты”, 11.

Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он разъяснил, что проявление мусульманином презрения по отношению к своему брату является злом в чистом виде. Он сказал:

 

«Для того, чтобы совершить зло, человеку достаточно проявить презрение по отношению к своему брату в исламе».

Муслим.

Он оказывает почёт старшим и тем,
кто обладает теми или иными достоинствами

Руководство ислама побуждает мусульман не презирать людей, а относиться к ним с уважением, тем более в таких случаях, когда они заслуживают этого в особой мере. Более того, в исламе уважение к старшим, знающим и обладающим теми или иными достоинствами иного рода рассматривается как одна из основных нравственных норм, соблюдение которой даёт человеку право называться членом исламского общества, тогда как несоблюдение её лишает его не только этого права, но и чести принадлежности к исламской общине, на что указывают слова благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

 

«Не относится к общине моей тот, кто не уважает старших среди нас, не жалеет младших и не отдаёт должное тем, кто обладает знанием». Ахмад и ат-Табарани.

Проявление уважения к старшим в обществе и предпочтение их тем, кто младше их, является показателем уровня прогресса этого общества, свидетельством усвоения основ нравственности его членами и признаком их воспитанности и великодушия. Этим и объясняется то, что, закладывая основы исламского общества и укрепляя его нравственные устои, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда стремился прививать душам мусульман это качество.

Одним из свидетельств этого может служить то, что когда в его присутствии первым начал говорить Абд ар-Рахман бин Сахль, являвшийся самым младшим из членов прибывшей к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делегации, он сказал ему: «Старшему, старшему!» 47 —, после чего Абд ар-Рахман умолк, а тот, кто был старше его, начал говорить.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, придавал вопросу о необходимости отдавать должное старшим и обладающим теми или иными достоинствами такое значение, что даже объявил проявление уважения к ним одним из признаков почитания Аллаха, так как он сказал:

 

«Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения к седому мусульманину, человеку, помнящему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается 48, и справедливому правителю». Абу Дауд.

Подобное воспитание оказало своё благотворное воздействие на души первого поколения мусульман, и среди них появились люди, которые в полной мере восприняли эти достойные качества, являя своим поведением исключительные образцы проявления уважения к старшим и людям, обладавшим теми или иными достоинствами. В качестве примера можно привести Абу Са‘ида Самуру бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, который сказал:

“При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я был ещё юношей и запоминал то, что он говорит, мне же мешало говорить лишь то, что рядом находились люди, которые были старше меня”.

Аль-Бухари и Муслим.

Другой пример проявления уважения к старшим и достойным людям, которому необходимо следовать всем мусульманам, показал Абдуллах бин Умар, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что однажды, когда он присутствовал в собрании посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, где находились также Абу Бакр и Умар, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задал один вопрос, ответ на который был известен Ибн Умару, однако он промолчал из уважения к Абу Бакру и Умару. Вот что говорит об этом сам Ибн Умар, да будет доволен им Аллах:

“Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Скажите мне, какое дерево, которое с дозволения своего Господа приносит плоды во всякое время и листья которого не осыпаются, подобно мусульманину?» Я сразу подумал, что это пальма, но не захотел ничего говорить, потому что там находились Абу Бакр и Умар. Поскольку они ничего не сказали, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам дал ответ: «Это – пальма»—, а когда я вышел наружу вместе со своим отцом 49, то сказал ему: ”О батюшка, я сразу подумал, что это пальма”. Он спросил: ”Так что же помешало тебе ответить? Если бы ты дал ответ, мне это было бы приятнее, чем то-то и то-то!” Я сказал: ”Мне помешало лишь то, что я увидел, что ни ты, ни Абу Бакр ничего не говорите, и поэтому я тоже не захотел (говорить) ”. Аль-Бухари и Муслим.

В исламском обществе ислам отводит людям места в соответствии с их достоинствами, что делается по велению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Об этом упоминает имам Муслим в начале своего “Сахиха”, где он пишет:

И передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

 

”Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам отводить места людям в соответствии с их достоинствами”.

Отводить людям места в соответствии с их достоинствами значит признавать их достоинства и отдавать предпочтение улемам, знатокам и чтецам Корана, а также людям, отлича­ющимся большим умом и обладающим большими заслугами.

Объясняется это тем, что в исламском обществе улемы будут занимать высокое положение до тех пор они не перестанут быть хранителями шариата Аллаха, открыто говорить правду и оставаться стражами религиозных обрядов ислама. Это почётное место отвёл им Сам Аллах Всевышний, который сказал:

 

{Скажи: ”Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают? Поистине, вспоминают только обладающие разумом!”} “Толпы”, 9.

Высокое место в исламском обществе занимают также знатоки и чтецы Корана, о чём говорится в достоверных хадисах, где указывается, что их следует назначать имамами во время молитв, отводить им лучшие места и оказывать им почёт в собраниях.

Так, например, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Имамом для людей во время общих молитв должен быть тот из них, кто больше всех помнит наизусть из Книги Аллаха, если же в этом они равны, то — тот, кто лучше всех знает сунну, если же и в этом они равны, то — тот из них, кто раньше других совершил хиджру 50, а если они равны и в этом, то — самый старший из них, и пусть ни в коем случае подвластный не становится имамом для того, кому он подвластен, и пусть в доме его он не садится на место хозяина, если не будет на то его позволения». Муслим.

А чуть раньше мы уже приводили хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения к седому мусульманину, знающему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается, и справедливому правителю». Абу Дауд.

Известно также, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занимался погребением мучеников ислама, павших на поле боя во время битвы при Ухуде, будучи вынужденным укладывать в одну могилу по двое покойных, он останавливался у каждой могилы и спрашивал: «Кто из них больше помнил из Корана?»—, и когда ему указывали на одного из них, он укладывал его в могилу прежде другого. Аль-Бухари.

К числу прекрасных наставлений пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имеющих отношение к тому, что людям следует отводить достойные их места, относятся и те слова, которые он произнёс однажды, выравнивая ряды перед молитвой:

«Пусть сразу за мной становятся достойные и разумные из вас». Муслим.

Он поддерживает общение
с достойными людьми.

Одним из свойств, которые присущи богобоязненному мусульманину независимо от высоты положения, которое он занимает, является то, что он поддерживает связи с праведными людьми, стремится приблизиться к ним и просит их обращаться к Аллаху с мольбами за него, не находя в этом ничего зазорного.

Поступая так, он выполняет веление Всевышнего, который сказал:

 

{Так терпи же вместе с теми, кто взывает к своему Господу утром и вечером, стремясь к лику Его 51, не отвращай от них своего взора в стремлении к украшениям этой жизни и не повинуйся тем, чьи сердца по Нашей воле в небрежении своём не поминают Нас, кто следует за своими страстями и допускает упущения 52. } “Пещера”, 28.

Дело в том, что общение с праведными способствует обретению блага, богобоязненности и способности придерживаться правильного в словах и поступках теми, кто общается с ними, помогая им достичь большего в понимании религии и стремлении к истине и приводя к тому, что и их самих причисляют к праведным.

Поэт сказал:







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.