Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Он избегает дурных мыслей о людях





Одним из свойств истинного мусульманина является то, что он не думает о других плохо, не позволяя своему воображению разыгрываться настолько, чтобы приписывать людям, которые этого не заслуживают, какие-нибудь недостатки или обвинять их в чём-либо. Он поступает так, выполняя веление Аллаха Всевышнего, который сказал:

 

{О те, кто уверовал! Избегайте частых подозрений (, ведь), поистине, некоторые подозрения греховны.} “Комнаты”, 12.

Давая людям свои наставления, благородный пророк, да благословит его Аллах и приветствует, строго предостерегал людей от подозрений и догадок, не подкреплённых реальными фактами и уверенностью. Так, например, он сказал:

«Ни в коем случае не подозревайте, ибо подозрения – это наиболее лживые речи!» Аль-Бухари и Муслим.

Итак, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, считал подозрения наиболее лживыми речами, так как же истинный и искренний мусульманин, который даже не знает вкуса лжи, может произносить слова, являющиеся наиболее лживыми?!

Предостерегая людей от подозрительности и называя подозрения наиболее лживыми речами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направляет мусульман к тому, чтобы они судили о людях по тем делам, которые они могут видеть, и держались подальше от подозрений, сомнений, сплетен и догадок. Это значит, что мусульманину не пристало стараться проникать в тайники людских душ, выяснять, в чём состоят их особенности, и пускаться в рассуждения о том, что может повредить репутации других, так как о таящемся в глубинах душ ведомо Аллаху, который знает о тайном и наиболее скрытом и который всё откроет и за всё рассчитается. Что же касается человека, то ему следует судить о своём брате лишь по тем делам, которые он видит, и именно так поступали наши праведные предшественники из числа сподвижников и последователей, ощутившие свежее дыхание этих чистых наставлений, свободных от каких бы то ни было примесей.

Абд ар-Раззак передаёт слова Абдуллаха бин Утбы бин Мас‘уда, который сказал:

Я слышал, как Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: ”При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о людях судили на основании содержания откровений, но откровения прекратились, и сейчас мы судим о вас по вашим делам, которые мы видим. И если кто-нибудь обнаруживает пред нами что-то благое, мы доверяем ему и приближаем его к себе, не касаясь того, что у него в глубине души, ибо за это с ним рассчитается Аллах. Что же касается обнаружившего пред нами нечто дурное, то мы не доверяем и не верим такому, даже если он говорит, что нет у него на душе ничего плохого”. “Жизнь сподвижников”, 2/151.

И поэтому богобоязненный и сознательный мусульманин проявляет осмотрительность в каждом своём слове и в каждом суждении, никогда не забывая слова Всеблагого и Всевышнего Аллаха, который обращается к нему, говоря:

 

{И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания: поистине, слух, зрение и сердце – все они будут об этом спрошены!}

“Ночное путешествие”, 36.

Итак, он неуклонно подчиняется этому мудрому запрещению, благодаря чему говорит, основываясь только на знании, и не высказывает никаких суждений, если не обладает полной уверенностью.

И его страх и опасения впасть в грех пересудов и подозрений, порочащих честь других людей, неизменно возрастают, как только глазам его сердца представляется ангел —недремлющий страж, которому поручено следить за ним и который записывает каждое слово, слетающее с его языка.

Аллах Всевышний сказал:

{Не проронит (человек) и слова, чтобы не записал его недремлющий страж.} “Каф”, 18.

Мусульманин, понимающий значение этих указаний, трепещет от страха перед ответственностью за всё то, что он говорит, и поэтому он всегда проявляет сдержанность в своих речах, взвешивает свои слова и хорошо обдумывает их, прежде чем сказать что-либо. Он поступает так по той причине, что благодаря наставлениям своей религии хорошо усвоил, что любое сказанное им слово может как высоко вознести его к благоволению его Господа, так и низвергнуть туда, где он испытает на себе всю силу Его гнева и ярости, о чём посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так:

 

«Поистине, иногда человек говорит нечто столь угодное Аллаху, что не может даже и представить себе, каких пределов достигают его слова, за которые Аллах записывает его как одного из тех, к кому Он будет благоволить до самого дня встречи с Ним! И, поистине, иногда человек говорит нечто столь неугодное Ему, что не может даже и представить себе, каких пределов достигают его слова, за которые Аллах записывает его как одного из тех, на кого Он будет гневаться до самого Дня воскресения!” Малик.

Сколь же велика ответственность за слово и какие серьёзные последствия могут повлечь за собой слова невоздержанных на язык людей, которые занимаются пересудами и порочат других!

Поистине, богобоязненный мусульманин, обладающий внутренней чистотой, не прислушивается к людской болтовне и не обращает внимания на те сплетни, слухи и пересуды, которые ему приходится слышать помимо своей воли и которых так много в нашем обществе сегодня. Из этого следует, что он никогда не пойдёт на то, чтобы передавать дальше услышанное им от людей, если не будет полностью уверен в достоверности того, что они говорят. Более того, нет никакого сомнения в том, что он посчитает передачу всех подобных предположений и слухов другим без полной уверенности в их достоверности запретной ложью, о которой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так:

 

«Для того, чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать дальше всё то, что он услышит». Муслим.

Он умеет хранить тайну

Одним из свойств истинного мусульманина является то, что он умеет хранить тайну и не разглашает доверенное ему кем бы то ни было. Умение хранить тайну свидетельствует о достоинстве и силе личности и характера человека, что и было присуще лучшим мусульманам и мусульманкам, воспринявшим руководство пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и следовавшим его примеру, в результате чего такое умение стало одним из наиболее характерных их качеств и достойных обычаев.

Одним из наиболее убедительных примеров того, что первым сподвижникам было присуще такое достоинство, как умение хранить тайну, и они никогда не отступали от этого, может служить поведение Абу Бакра и Усмана в той ситуации, когда Умар предлагал каждому из них в жёны свою овдовевшую дочь Хафсу, и сохранение ими от него тайны посланника Аллаха,.

Имам аль-Бухари передаёт со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен им Аллах, что о случившемся после того, как дочь Умара, да будет доволен им Аллах, овдовела, Умар рассказывал следующее:

“Я повстречался с Усманом бин Аффаном, да будет доволен им Аллах, и предложил ему в жёны Хафсу, сказав: ”Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт Умар”. Он ответил: ”Я подумаю над этим”. И я ждал несколько дней, а потом он встретил меня и сказал: ”Я решил, что не стану жениться сейчас”. А через некоторое время я встретил Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, и сказал ему: ”Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт Умар”—, однако Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, промолчал и вообще ничего не сказал мне в ответ, и я рассердился на него ещё больше, чем на Усмана, а ещё через несколько дней к ней посватался пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и я выдал её замуж за него. А потом меня встретил Абу Бакр и сказал: ”Ты, наверное, рассердился на меня после того, как предложил мне в жёны Хафсу, а я ничего не ответил тебе”. Я сказал: ”Да!” Тогда он сказал: ”Я знал о том, что о ней упоминал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и только это помешало мне ответить на твоё предложение. Я никак не мог выдать тайну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а если бы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказался от неё, то я обязательно взял бы её сам!””

Однако способностью хранить тайну отличались не только мужчины из числа наших предшественников, но также женщины и дети, которые в полной мере восприняли руководство ислама, в результате чего их сердца и умы были озарены его ярким светом. Свидетельство этому мы можем обнаружить в хадисе, переданном имамом Муслимом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Однажды, когда я был занят игрой с другими мальчиками 39, ко мне подошёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который приветст­вовал нас и отправил меня с одним поручением. Из-за этого я поздно вернулся к матери, а когда я пришёл домой, она спросила: ”Почему ты задержался?” Я ответил: ”Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал мне поручение”. Она спросила: ”А что ему было нужно?” Я ответил: ”Это тайна”. Тогда она сказала мне: “Никому не выдавай тайны посланника Аллаха,!””

Анас сказал: “Клянусь Аллахом, если бы я раскрыл эту тайну кому-нибудь, то раскрыл бы её и тебе, о Сабит!” 40

Мать Анаса видела, что её сын хочет сохранить тайну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и укрепила в нём это желание, велев ему не раскрывать этой тайны никому. И мы видим, что он и в самом деле не раскрыл её никому, в том числе и последователю Сабиту аль-Бунани, передавшему этот хадис с его слов. Что же касается этой женщины, то она не стала ни о чём допытываться от своего маленького сына из любопытства и желания выведать ту тайну, которую он скрыл от неё. Это и есть пример настоящего исламского воспитания и того высокого уровня, которого человек, будь то мужчина, женщина или ребёнок, может достичь благодаря ему.

Поистине, разглашение тайн является одной из самых дурных привычек человека, ведь в этой жизни можно говорить не обо всём том, что тебе становится известно. Есть много таких вещей, сохранения которых в тайне требуют мужское достоинство, честь или ревность, особенно если они имеют отношение к супружеской жизни, а это значит, что о подобном открыто говорят лишь те, у кого помутился разум, или же совершенно лишённые внутренней силы и ничтожные люди. Вот почему такие болтливые мужчины относятся не просто к числу дурных людей, но к худшим из них пред Аллахом, как пояснил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший:

 

«Поистине, в День воскресения среди людей, оказавшихся в наихудшем положении пред Аллахом, будет и такой мужчина, который проводит ночи со своей женой, а потом начинает рассказывать о том, что между ними происходило». Муслим.

Он не шепчется со своим собеседником
в присутствии третьего

Богобоязненный, восприимчивый и хорошо усвоивший ус­тановления своей религии мусульманин отличается наблюдательностью, уважает чувства других людей и старается не наносить им никаких обид. Вследствие этого он всегда проявляет в беседе тактичность, одно из основных требований которой состоит в том, чтобы не шептаться со своим собеседником в присутствии кого-нибудь третьего. Это требование относится к числу тех высоких этических норм, которые ислам с самого начала прививал людям, исповедовавшим эту религию. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен Аллах ими обоими, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Если будете втроём, пусть двое не перешёптываются втайне от третьего, пока вы не присоединитесь к другим людям, ибо это огорчит его». Аль-Бухари и Муслим.

Мусульманин, который благодаря исламу отличается чувствительностью, деликатностью, осмотрительностью, проницательностью и тактичностью, никогда не станет перешёптываться и секретничать в компании, состоящей не более чем из трёх человек, чтобы не задеть чувства третьего, который из-за этого может ощутить неловкость и подавленность. Его может заставить поступить так только крайняя необходимость, да и то в подобных случаях необходимо попросить у третьего разрешения, говорить кратко и принести человеку свои извинения.

Благородные сподвижники, души которых ислам завоевал без остатка, в результате чего нравственные нормы и наставления этой религии проникли в самую их плоть и кровь, никогда не пренебрегали подобными деликатными вещами во взаимоотношениях с другими людьми. Об этом свидетельствуют многочисленные сообщения, в которых рассказывается о том, сколь достойно они вели себя в обществе и какое уважение проявляли к чувствам других людей. Одним из таких сообщений является рассказ, передаваемый имамом Маликом в “Аль-Муватта” со слов Абдуллаха бин Динара, который сказал:

“Однажды, когда я вместе с Ибн Умаром находился в доме Халида бин Укбы, что находится у рынка, пришёл какой-то человек, который хотел побеседовать с ним наедине. Кроме меня с Ибн Умаром в доме больше никого не было, и тогда он позвал ещё одного человека, чтобы нас стало четверо, а потом сказал мне и тому человеку, которого позвал: ”Отойдите немного в сторону, ибо я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть двое не перешёптываются в присутствии третьего»””.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.