|
ДваэтапавразвитиивзглядовЗ.Фрейда напатологическуютревогуНаиболее исчерпывающий исторический анализ психодинамических концепций тревоги содержится в работе А. Комптона «Исследование психоаналитической теории тревоги» (Compton A. — 1972, а, в). Он выделил два этапа в развитии взглядов 3. Фрейда на патологическую тревогу. 1. Первый — относится к уже упомянутой работе «Тревожный невроз» (1895), в которой постулировалось, что тревога возникает в случае неспособности нервной системы справиться с возбуждением сексуального происхождения. 2. На втором — в работе «Подавление, вытеснение, симптомы и тревога» (1926) подвергается ревизии первичная гипотеза о том, что тревога представляет собой непосредственную трансформацию либидонозной энергии на основе механизма вытеснения. Поводом для этого послужили клинические наблюдения, открывавшие более сложные взаимосвязи между тревогой и защитными Механизмами: тревога могла быть как следствием вытеснения, так И сама приводить к нему. Анализ второго этапа фрейдовского учения провел Дж. Боулби (Bowlby J. — 1973) и выделил дваосновныхисточника тревоги, связанные: 1) с бессознательными импульсами, возникающими в ответ на травматическую для «Оно» ситуацию (подобную ситуации рождения) и грозящими прорвать психологические защиты; 2) с предвосхищением опасной ситуации, такой, как утрата объекта. Таким образом, З.Фрейд постулировал наличие внутреннего источника тревоги в виде собственных неосознаваемых инстинктов и аффектов и внешнего — в виде опасностей, исходящих из внешнего мира. Центральная роль в формировании симптомов тревожных расстройств отводится защите от этих опасностей, прежде всего механизмам вытеснения и смещения. Как уже упоминалось, фрейдовское разделение тревожного невроза со свободно плавающей тревогой и фобинеского невроза, имеющего конкретный объект, стало классическим. В своей ранней работе, посвященной описанию случая тревожного невроза у деревенской девушки («Девушка, которая не могла дышать»), З.Фрейд руководствуется в качестве общей модели патологии концепцией психотравмы (см. т. 1, гл. 3). Девушка становится невольной свидетельницей сексуальной сцены между своим дядей и молодой служанкой. Хотя в тот момент она, как ей кажется, не догадывается о том, что именно происходит между ними и не видит никаких подробностей, у нее развиваются приступы паники с сильнейшими вегетативными проявлениями. В результате блиц-интервенции 3. Фрейд устанавливает, что в детстве девушка подвергалась сексуальным домогательствам со стороны своего дяди, и вышеупомянутая сцена со служанкой актуализировала обрывки старых травматических переживаний без осознания самой этой связи, восстановленной в результате мастерской аналитической работы. Восстановление связи сопровождается катарсическим состоянием девушки, что приводит к освобождению блокированной энергии в виде общего оживления и душевного подъема, а также к исчезновению симптомов. Все это описание случая вполне укладывается в концепцию ранней психотравмы, соответствует энергетическому принципу организации психики и методам осознания и отреагирования, как основным при лечении неврозов на ранних стадиях развития психоанализа (см. т. 1, подразд. 3.4 и 3.5). Напомним, что впоследствии теория психотравмы сменилась Напомним, что маленький Ганс, находясь на улице, стал свидетелем падения лошади, что сильно его напугало и привело к устойчивому страху перед лошадьми с отчетливым избеганием предмета фобии, который впоследствии распространился и на пребывание на улице. В своем анализе З.Фрейд указывал, что маленький Ганс в тот момент находился в эдиповой фазе развития, которой соответствует ведущий кон- 9 фликт между влечением к матери и кастрационным страхом перед отцом, последний при этом на бессознательном уровне воспринимается как более сильный соперник, способный наказать за инцестуозные желания. Поскольку игра в лошадки была одной из игр, в которой участвовал отец, происходит смещение страха с фигуры отца на лошадь, которая таким образом и становится объектом фобии. В 1920 г. провел свои знаменитые эксперименты по формированию фобических реакций основатель бихевиоризма Дж. Уотсон. Сформировав реакцию страха на белую крысу у маленького Альберта, он доказал, что фобии у детей могут возникать на основе механизма классического обусловливания (см. т. 1, подразд. 4.4). В этом эксперименте речь шла о сочетании предъявления ребенку белой крысы с громким неприятным звуком. Позднее у него произошла генерализация реакции страха на другие пушистые предметы. В своем описании этих экспериментов Дж. Уотсон дал полную сарказма критику фрейдовской модели фобических реакций. «Когда фрейдисты лет через двадцать, если их гипотезы не изменятся, станут анализировать, почему Альберт боится пальто из меха морского котика, они, вероятно, будут домогаться от него пересказа сновидений, анализ которых покажет, что, когда Альберту было три года, он пытался играть с волосяным покровом на лобке собственной матери и был за это жестоко наказан... Если аналитику удастся уговорить Альберта принять подобный сон как объяснение его склонности избегать определенных объектов и если этот аналитик обладает авторитетом и силой убеждения, то Альберт может полностью увериться, что его сон и есть истинная картина обстоятельств, которые привели к образованию страхов» (Watson J. В., Rayner R. — 1920. — P. 14). В классификации Э. Крепелина фобический и тревожный не-ироз не разводятся, а различные виды страхов рассматриваются и рамках невроза навязчивых состояний (Каннабих Ю. В. — 2002). Отмечалось также, что тревога как эмоциональное состояние часто встречается при различных психических расстройствах, в том числе в депрессивной фазе циркулярного психоза (Крепе-лин Э. - 1910). В отечественной психиатрии, близкой крепелиновской традиции, тревожные расстройства традиционно рассматривались в рамках невроза навязчивых состояний в виде различных фобий. «Навязчивые явления весьма многочисленны и многообразны, наиболее типичны фобии, а также навязчивые мысли, воспоминания, сомнения, действия, влечения. Чаще встречаются кардиофобия, канцерофобия, лиссофобия (навязчивая боязнь сумасшествия), оксифобия (навязчивый страх острых предметов), клаустрофобия (боязнь закрытых помещений), агорафобия (боязнь открытых пространств), навязчивые страхи высоты, загрязнения, боязнь покраснеть и др.» (Шмаонова Л.М. — 1985. — С. 232). Другой подход к тревожным расстройствам в отечественной психиатрии — это рассмотрение их как части депрессивного синдрома (Вертоградова О. П. — 1998; Краснов В.Н. — 2010). Вместе с тем в свете детального анализа 3. Фрейдом тревожных расстройств неудивительно, что самые различные классификации во многом основываются именно на его описаниях. В особенности это касается первых американских классификаций психических расстройств DSM-I и DSM-II, где наряду с тревожным неврозом, включающим тревогу, панику и соматические симптомы, был выделен фобический невроз, который, в отличие от тревожного, связывался с вполне определенными ситуациями и объектами. Аналогично в МКБ-9 была выделена группа тревожных состояний, включающая панические атаки, панические расстройства и панические состояния, и группа фобических состояний, включающая агорафобию, фобию животных, истерическую тревогу, клаустрофобию. Выделениесоциальнойфобии Один из видов страха, связанный с высоким уровнем тревожности в социальных ситуациях взаимодействия с другими людьми, получил название «социальная фобия». История изучения этого расстройства отмечена крайними противоречиями: от полного и длительного забвения после выделения этой диагностической единицы в 1903 г. до выдвижения на первое место по важности и распространенности среди других фобических состояний в наше время. При этом споры вокруг правомочности выделения «со- циальной фобии» в отдельное самостоятельное расстройство продолжаются. До выделения ее в отдельную диагностическую категорию это расстройство ошибочно считалось крайне мало распространенным, что позволило позднее современным энтузиастам его изучения говорить о «тревожном расстройстве, которым до сих пор несправедливо пренебрегали» (Liebowitz M. et al. ~ 1985). Вот как сам М. Либовиц описывает заново сделанное им с коллегами открытие о важности социальных страхов в генезе тревоги. После длительного периода неудачного медикаментозного лечения пациента с тяжелыми паническими атаками, приводящими к невозможности пользоваться транспортом, было решено подробнее побеседовать с ним, чтобы уточнить диагноз. «Мы очень подробно изучили историю заболевания этого мужчины и выяснили, что в его случае имели место совершенно особые обстоятельства. Например, оказалось, что панические атаки происходят лишь в том случае, когда ему кажется, что окружающие люди смотрят на него и оценивают. Так, в метро он чувствовал себя относительно спокойно, если вагон был пустой. Однако стоило людям зайти в него, особенно если кто-то проходил мимо и бросал взгляд в его сторону, он быстро ощущал начало панической атаки. Это очень отличалось от нашего предшествующего опыта, так как типичный пациент с паническим расстройством страдает от неожиданности наступления приступа паники и страха, и боится, что не сможет с ним справиться. Поэтому, как правило, ему спокойнее среди людей, так как они могут оказать помощь, а дискомфорт у него растет, напротив, в одиночестве. Для нашего же пациента было справедливо прямо противоположное. Ночью, когда улица была пуста, он спокойно выходил из дома. Днем же, в присутствии других людей, которые могли видеть его, или еще хуже — обратиться к нему, он чувствовал ужас. Это совсем не выглядело как типичное паническое расстройство или агорафобия» (Liebowitz M. — 2010. - Р. 41). Понятие «социальная тревожность» довольно широко и включает в себя целый ряд явлений — от наиболее мягкой формы — застенчивости — до серьезного психического расстройства, ведущего к выраженной дезадаптации. Симптомы застенчивости, социальной тревожности и социального избегания были известны еще в Древней Греции' и описывались во времена Гиппократа. Застенчивость не имеет четкого определения и описывается разными исследователями по-разному: как тревога и дискомфорт в социальных ситуациях, в особенности в случаях, включающих оценку авторитетными фигурами (Crozier R. — 1979), дискомфорт и заторможенность в интерперсональных ситуациях (Henderson L., Zimbardo P. — 1998) и как страх негативной оценки (Buss A. H. — 1985). Застенчивость, в виде некоей скованности, стесненности в определенных социальных ситуациях, характерна для большинства людей. Так, по данным исследований 1990-х гг. 90 % студен- и ж колледжей сообщили о том, что в тот или иной период своей жизни они испытывали застенчивость (Beidel D. С, Turner S. М. — 1998). Термин «социальная фобия» или в буквальным переводе фобия Социальных ситуаций (phobie des situations sociales) был впервые Предложен известным французским психиатром П.Жане в 1903 г. Однако как отдельная форма фобий, она была выделена лишь в 1960-х гг. И.Марксом (Marks I., Gelder M. — 1966) как «страх Приема пищи, питья, состояния дрожи, покраснения, говорения, Написания или рвоты в присутствии других людей», отличительной чертой которого была тревога выглядеть глупо, ведущая к Избеганию различных социальных ситуаций. Как отдельное расстройство социальная фобия появилась в третьем издании американской классификации DSM-III. В двух предшествующих изданиях все фобии входили в одну группу, в соответствии с психоаналитическим представлением о том, что все фобические симптомы являются результатом подавленных инстинктивных влечений. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|