|
МногофакторныебиопсихосоциальныеМодели К числу многофакторных моделей можно отнести современные когнитивные модели тревоги, в которых признается важность биологического диатеза (особенности нейрохимии), внешних, в том числе социальных, факторов (различного рода жизненные стрессы, среди них интерперсональные, семейные, хроническое переутомление и т.д.), биологических пусковых факторов (определенное состояние организма и нервной системы под воздействием стрессов), а также психологического диатеза в виде негативных, ригидных когнитивных схем и психологических пусковых факторов в виде антиципации опасности, мыслей негативного содержания, запускающих аффект тревоги. Предложены также различные модели, специфические для конкретных тревожных расстройств, например психофизиологическая модель панических расстройств Дж. Марграфа и А.Элерса (см.: Клиническая психология. — 2002. — С. 1095). Рассмотрим имеющиеся обобщенные данные о биопсихосоциальной природе тревожных расстройств на примере панических атак (Dattilio F.M., Salas-Auvert J. A. — 2000). 1. Биологические факторы. Исследования С.Торгерсони Экспериментальной проверке подвергалась гипотеза о повышении уровня лактата натрия в крови, как пусковой фактор приступа тревоги. Испытуемым внутривенно вводили лактат натрия. Оказалось, что приступ паники возникал только у тех испытуемых, которые переживали такие приступы и прежде, причем все многочисленные исследования показали сходный результат (Sheehan D. V, Carr D. В., Fishman S. M. et al. - 1985; Cowley D. S., Dager S.R., Dunner D.L. — 1987; Goetz R., Klein D., Corman J. -1994). Аналогичные эксперименты проводились с двуокисью углерода, а также кофеином, как химическими субстанциями, которые могут провоцировать панику. После лечения антидепрессантами, а также применения когнитивно-бихевиоральной психотерапии приступы паники при введении лактата натрия наблюдались лишь у одной трети пациентов, страдающих паническими атаками. Это позволило предположить, что важно не возбуждение, связанное с введением препарата, а иные, дополнительные факторы, такие как ложная интерпретация физиологического состояния как угрожающего. 2. Психологические факторы. Последние из упомянутых выше Были выявлены следующие психологические факторы, способствующие тому, что единичная паническая атака, которая может случиться у любого человека, переходит в паническое расстройство: 1) предвосхищение, тревожное ожидание повторного приступа; 2) селективное внимание к телесным ощущениям; 3) склонность к интерпретации этих ощущений как угрожающих признаках физического или психического неблагополучия (опасно болен, i чожу с ума); 4) интерцептивное научение — после первой панической атаки у некоторых людей происходит формирование условною рефлекса страха на любое телесное ощущение, поэтому панические расстройства некоторые авторы называют интроцептив-Мой фобией; 5) возникновение так называемого порочного круга тревоги: физиологическое ощущение — селективное внимание — Негативная интерпретация — тревога — усиление физиологических Ощущений за счет присоединения физиологических коррелятов Тревоги — катастрофическая интерпретация — паника. 3. Социальные факторы. К ним относятся прежде всего стрес-согенные события жизни. Оказалось, что они предшествуют панической атаке в 80 — 90% случаев (Barlow D. H., Cerny J.A. — 1988), среди них особая роль принадлежит угрозе утраты объекта. Кроме того, существуют определенные семейные условия, способствующие формированию психологической уязвимости. В отечественной клинической психологии многофакторная модель тревожных расстройств, включающая ряд уровней, была предложена А.Б.Холмогоровой и Н.Г.Гаранян (1998). Согласно этой модели возникновению и росту тревожных расстройств в современном обществе способствуют факторы, относящиеся к макросоциальному уровню: рост стресогенности жизни, культ силы и благополучия, высокая конкурентность, повышающие общий уровень тревоги. На уровне семейного взаимодействия выделяются факторы индуцирования тревоги со стороны родителей в виде их собственной высокой тревоги и повышенного уровня критики в адрес детей с предъявлением высоких требований и запретом на ответную агрессию, а также их восприятия окружающего мира как враждебного. При этом семейная система характеризуется закрытыми границами и повышенным индексом семейных стрессов в виде алкоголизации и конфликтов, болезней. В результате на личностном уровне закладывается негатив-ноя когнитивная схема, характеризующаяся рядом дисфункциональных личностных убеждений или установок: мир опасен, я слаб, люди враждебны. Таким образом, выявлена когнитивная триада тревоги по аналогии с когнитивной триадой депрессии А. Бека. Собственная враждебность и недоверие не осознаются, а проецируются на окружающих в виде различного рода негативных ожиданий от них. Одним из последствий таких установок являются проблемы на интерперсональном уровне — сужение социальных контактов, низкий уровень социальной поддержки. По механизму порочного круга это приводит к росту тревоги, становится дополнительным фактором возникновения тревожного расстройства. Биологический уровень в рамках данной модели специально не анализируется, однако наличие биологической уязвимости в виде особенностей функционирования нервной системы при нимается как достаточно обоснованное современными биологическими исследованиями. * * * Итак, существующиемоделитревожныхрасстройствразвиваются внаправлениивсебольшейдифференциациииразработкимоделей отдельныхвидовэтихрасстройствврамкахклассификацииМКБ-10, Другойважнойтенденциейвизучениитревожныхрасстройствявляетсяориентациянасистемныебиопсихосоциальныемодели. Эмпирическиеисследования Когнитивныепроцессы Один из наиболее бесспорных фактов, подтвержденных многочисленными исследованиями — как взрослые, так и дети с тревожными расстройствами проявляют избирательную чувствительность к угрожающим и неприятным стимулам. Эта повышенная чувствительность касается и памяти и внимания, как при зрительном восприятии, так и при дихотомическом прослушивании, а также интерпретации неопределенных стимулов (Macleod С. — 1991; Manassis К. — 2000; Dattilio F.M., Salas-Auvert J. A. -2000). В отечественной психологии сходные данные были получены А. М. Прихожан при исследовании детей с высоким уровнем тревожности (Прихожан A.M. — 2000). Оказалось, что в младшем школьном возрасте тревожные дети запоминают преимущественно негативные события (неуспех), в отличие от эмоционально благополучных, которые запоминают больше приятных событий. В подростковом возрасте при достаточно точном воспроизведении соотношения позитивных и негативных событий тревожные школьники испытывают постоянные сомнения и колебания, неуверенность в правильности своего восприятия успеха и неуспеха и значительную неудовлетворенность результатами своей деятельности. Тревожные дети и подростки затрудняются также в своих прогнозах успеха — неуспеха и в выборе оптимальной зоны трудности задания. Наибольшее количество исследований касается селективного внимания при тревожных расстройствах. Так, выявлена склонность пациентов с паническими расстройствами интерпретировать любые внутренние изменения в физиологическом состоянии организма как угрожающие. Согласно одной из биологических гипотез, провокатором панических атак является двуокись угле- рода, повышенное содержание которой в крови может приводить к развитию приступа паники. Выдвигались две возможные интерпретации — биологическая и психологическая. Биологическая постулировала, что больные более чувствительны к содержанию двуокиси углерода и их организм реагирует на ее повышенное содержание как на сигнал опасности, что соответствует реальной, хотя и преувеличенной биологической опасности. Согласно психологической — любое заметное изменение физиологического состояния может провоцировать приступ паники, так как основная причина в их катастрофической интерпретации. Подтвердилась психологическая гипотеза — независимо от вводимого химического вещества, физиологические изменения, не связанные с изменением кислорода и углекислого газа в крови, провоцировали паническую атаку у большинства больных с паническими расстройствами (в 80 % случаев), в отличие от здоровых (Lee Y. et al. — 1993). Интересно, что в случае инструкции, которая способствовала уверенности пациентов в том, что они могут самостоятельно контролировать и редуцировать телесные сенсации, частота панических эпизодов в группе больных значительно снижалась (Sanderson W. S., Rapee R. M., Barlow D. H. — 1989). Отметим, что все эти эксперименты подтверждают когнитивную модель и важную роль когнитивных факторов в возникновении панических расстройств. Остроумный эксперимент, направленный на выявление роли когнитивных факторов в происхождении панических атак, был проведен Ф.Даттилио с 30 пациентами, страдающими паническим расстройством (группа была подобрана таким образом, чтобы на чистоту эксперимента не влияли другие возможные факторы). Пациенты заполняли опросник симптомов, сопровождающих паническую атаку, дважды: в первый раз они должны были отметить симптомы, характерные для паники, второй раз — симптомы, характерные для сексуального возбуждения. Оказалось, что эти симптомы во многом повторяли друг друга, однако в случае паники пациенты ожидали катастрофические последствия и воспринимали симптомы как опасные, в то время как во время сексуального акта предвосхищали чувство удовольствия и воспринимали те же симптомы как приятные (Dattilio F., Salas-Auvert J. — 2000). Для больных тревожными расстройствами в целом характерен высокий уровень тревоги. Оказалось также, что пациенты, страдающие паническим расстройством (впрочем, также как и пациенты с другими тревожными расстройствами), испытывают сильное беспокойство по поводу самого состояния тревоги (страх страха), включая его физиологические и психологические симптомы. С помощью специальных опросников, измеряющих сен-зитивность к состоянию тревоги, выяснилось, что такая сензитив- ность особенно характерна для панических расстройств, причем ее наличие является важным фактором риска по развитию спонтанных панических атак (Reis S. М. — 1987; Mailer R.G., Reiss S. — 1992). Опросники включали утверждения типа: «Страшно, когда мое сердце быстро колотится», «Для меня важно не проявлять нервозности», а испытуемые должны были выразить согласие или несогласие с этими утверждениями. Высокая личностная тревож? ность коррелирует с сензитивностью к тревоге (anxiety sensitivity), иначе — страхом страха. Однако при регрессионном анализе выяснилось, что только последний вид тревоги (стра* страха) является фактором риска по развитию панического pac-j стройства. В иерархической модели психологических факторов развив тия тревожных расстройств С. Раиса страх страха и страх не* гативной оценки являются факторами первого ранга, в то время как личностная тревожность относится к факторам второго ранга (Reis S. М. — 1991). Пациенты с паническими расстройствами отличаются от других пациентов с тревожными расстройствами избирательным вниманием и сензитивностью к внутренним физиологическим стимулам и интерпретацией их как угрожающих. При депрессивных расстройствах отмечается глобальный стиль, характеризующийся чрезмерной обобщенностью и низким уровнем спецификации и конкретизации событий и проблем (т. 1, подразд. 4.4). Во многих концепциях тревожности также подчеркивается важность когнитивного стиля. В одном из исследований было показано, что больные генерализованным тревожным расстройством описывают свои проблемы со значимо меньшим количеством конкретных деталей, чем здоровые испытуемые, т.е. отличаются глобальным когнитивным стилем. После успешного прохождения курса когнитивно-бихевиоральной терапии оказалось, что редукция тревоги сопровождалась ростом конкретности в описаниях своего опыта и проблем, в конце лечения она не отличалась от таковой у здоровых испытуемых (Stober J., Borkovec T. — 2002). Личностныефакторы Среди наиболее важных личностных особенностей больных тревожными расстройствами отмечают высокую личностную треволсность. Что касается различий, то больные социальной фобией и генерализованным тревожным расстройством отличаются более высоким уровнем коморбидных личностных расстройств по сравнению с паническими расстройствами и, соответственно, избегающими, шизоидными и параноидными чертами личности. Риск возникновения тревожного расстройства оказался также связан с такими особенностями темперамента, i iK повышенная эмоциональная реактивность и ригидность. I;1кой фактор как поведенческая заторможенность также ока-шлся достаточно надежным предиктором высокой социальной грсвоги (Schwartz С. Е., Snidman N., Kagon I. — 1999). Гипотеза о более высоком уровне агрессии у пациентов с треножными расстройствами не нашла прямого подтверждения. Однако, в соответствии с идеями К.Хорни об отрицании и проекции собственной враждебности, как факторе тревоги, необходим был косвенный способ выявления скрытой враждебности, проявляющейся в проекции собственной агрессии на других и негативных ожиданиях от окружающих. Н. Г. Гаранян и А.Б.Холмогорова разработали специальный полупроективный опросник, состоящий из 20 утверждений типа: «Когда я вижу слабости и неудачи других людей, это возвышает меня в собственных глазах», «Я не уважаю людей, не способных справляться с трудностями» и т.д. По инструкции испытуемым необходимо было в процентах указать, сколько людей, на их взгляд, дали бы положительный ответ на подобные утверждения при условии, что они отвечают абсолютно честно. Соответственно, чем больше такой процент, тем более враждебная картина мира у испытуемого, тем выше собственная бессознательная враждебность и агрессивность. Результаты исследования большой группы пациентов с различными тревожными расстройствами выявили значимые статистические различия с группой здоровых испытуемых (Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. — 2003; Гаранян Н. Г. — 2010). По сравнению со здоровыми испытуемыми больные тревожными расстройствами оказались более склонными видеть других людей как равнодушных, холодных, презирающих слабость и стремящихся возвышаться за счет них. Негативное восприятие людей или скрытая враждебность положительно коррелировала с общим уровнем тревоги. Таким образом, гипотеза о тревожной когнитивной триаде, выдвинутая авторами {«Я слаб, мир опасен, люди враждебны»), получила эмпирическое подтверждение. Было обнаружено, что у тревожных больных, подобно больным депрессивными расстройствами, имеет место такая личностная черта, как перфекционизм (см. гл. 3), особенно выраженными оказались такие аспекты перфекционизма, как страх несоответствия ожиданиям других, высокие стандарты деятельности, максимализм в оценках результатов собственной деятельности и других людей. Интересно, что получены также значимые различия по такому фактору, как «контроль за чувствами», который характеризует установку на полное владение собой (Гаранян Н.Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. — 2003; Гаранян Н.Г. — 2010). Следует отметить, что высокий уровень тревоги может способствовать снижению продуктивности интеллектуальной деятельности и нарушениям внимания у пациентов с тревожными рас- стройствами в виде повышения числа ошибок. Такая дезорганизация может неадекватно интерпретироваться многими пациентами как свидетельство их несостоятельности и приводить к еще большему росту тревоги, а также чрезмерной фиксации на качестве выполнения деятельности. Валено объяснять пациентам дезорганизующее влияние сильной тревоги, как основной меха* низм их интеллектуальных затруднений. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|