Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Революционная смена картин мира в XVI–XVII веках





 

Мир и картина мира.

Революция картины мира – переход от аристотелианско-христианского космоса к картезианско-ньютонианскому универсуму.

Космос как гуманитарная картина мира.

Универсум как естественнонаучная картина мира.

Позитивная и негативная оценки культурной революции Нового времени.

Дополнительность старой и новой картин мира.

Мировоззренческое значение арифметическо-геометрического дуализма числа. Задача синтеза полной и притом научной картины мира.

 

Физическое познание и мировоззрение: теория тепловой смерти Вселенной

 

Мировоззренческое значение физики: теория тепловой смерти Вселенной и «термодинамический пессимизм».

Механический аналог теории тепловой смерти Вселенной и Начало Вселенной как научная и мировоззренческая проблема.

Философские и научные попытки опровергнуть теорию тепловой смерти Вселенной.

 

Антропный космологический принцип и его философские интерпретации

 

Идеал априорной (вполне рациональной) физической теории и проблема математического вывода численных значений фундаментальных физических констант.

Концепция «тонкой подстройки» фундаментальных физических констант и её экспериментальные и теоретические (математические) основания. Антропный космологический принцип как первичная интерпретация этой концепции.

Вторичные объективистские истолкования антропного космологического принципа – «слабое» (физическое) и «сильное» (метафизическое): научная космология, философия или религия?

Субъективистские (деятельностные) интерпретации антропного космологического принципа. Объективная разумность магистрального направления эволюции Вселенной.

 

Космологическо-этическое значение физического познания

 

Учение Николая Фёдорова о спасительности научного знания. Первое поколение русских космистов: К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.

Теистический (христианский) эволюционизм Тейяра де Шардена – пример синтеза науки и религии.

«Космология духа» Э.В. Ильенкова и другие антропокосмические концепции.

«Алгебра совести» и «Космический субъект» В. Лефевра: математическая модель совести и термодинамическая модель субъекта. Единство физики и этики.

Идеи космизма в «Физике бессмертия» Ф. Типлера: Конец Вселенной и бесконечность Духа.

 

Сциентизм и антисциентизм: современный спор о ценности науки

 

Определения сциентизма, антисциентизма и сопутствующих понятий – консерватизма, либерализма, технократизма.

Сознание экологического кризиса и современные формы сциентизма и антисциентизма – экономизм и экологизм. Аргументы сторон спора: неомальтузианство против «теории рога изобилия».

Опасность радикальной экологической идеологии.

Виновата ли наука в экологическом кризисе? Культ потребления и ответственность капитализма.

Метафора идеологической конфронтации. Обеспечение качества жизни ценой смертельного риска.

Альтернативные пути развития цивилизации. Наука может быть спасительной.

 

Литература

 

1. Баженов Л.Б., Лебедев В.П. Второе начало термодинамики и проблема развития Вселенной // Философские проблемы астрономии ХХ века. М., 1976. С. 436-456.

2. Балашов Ю.В. «Антропные аргументы» в современной космологии // Вопросы философии. 1988. № 7. С. 117-127.

3. Балашов Ю.В. Антропный космологический принцип в зеркале критики // Философские науки. 1990. № 9.

4. Бернал Дж. Наука в истории общества. Пер. с англ. М., 1956.

5. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: Владос, 1998. 351 с.

6. Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание // Философская и социологическая мысль. 1989. № 5. С. 85-93.

7. Вейль Г. О символизме математики и математической физики // Вейль Г. Математическое мышление. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. С. 55-69.

8. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Рольф, 2002. 575 с.

9. Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988. 192 с.

10. Гивишвили Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива Богу? // Вопросы философии. 1995. № 2. С. 37-47.

11. Гивишвили Г.В. Принцип дополнительности и эволюция природы // Вопросы философии. 1997. № 4 С. 72-85.

12. Гивишвили Г.В. Тёмная энергия и «сверхсильный» антропный принцип // Вопросы философии. 2008. № 5. С. 72-78.

13. Гинис А. «Зеленый» шум. Станет ли экологическое движение реакционной силой? // Новое время. 1995. № 39. С. 34-36.

14. Голосовкер Я. Э. Логика мифа / Приложение: Акад. Н.И. Конрад о труде Я.Э. Голосовкера. Сост. и авторы примеч. Н.В. Брагинская и Д.Н. Леонов. Послесл. Н.В. Брагинской. М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1987. 218 с.

15. Горелик Г.Е. История релятивистской космологии и совпадение больших чисел // Эйнштейновский сборник. 1982-1983. М., 1986. С. 302-322.

16. Грюнбаум А. Происхождение против творения в физической космологии // Вопросы философии. 1995. № 2. С. 48-60.

17. Девис П. Случайная Вселенная. Пер. с англ. В.Е. Чертопруда. Ред. и предисл. А.Г. Дорошкевича. М.: Мир, 1985. 160 с.

18. Дойч Д. Начало бесконечности: Объяснения, которые меняют мир / Пер. с англ. М. Талачевой. М.: Альпина нон-фикшн, 2014. 580 с.

19. Дойч Д. Структура реальности. Пер. с англ. Н.А. Зубченко. Под общ. ред. В.А. Садовничего. Ижевск: Регулярная и стохастическая динамика, 2001. 399 с.

20. Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М.: Наука, 1985. 232 с.

21. Идлис Г.М. Релятивистская космология и структурная неисчерпаемость Вселенной: их физико-математические и метафизические (философские) основания // Исследования по истории физики и механики. 1995 – 1997. М.: Наука, 1999. С. 125-140.

22. Ильенков Э. В. Космология духа // Ильенков Э.В. Философия и культура М.: Политиздат, 1991. С. 415-437.

23. Казютинский В.В. Антропный принцип и современная телеология // Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. Отв. ред. Е.А. Мамчур, Ю.В. Сачков. М.: Наука, 2002. С. 58-73.

24. Казютинский В.В., Павленко А.Н. Антропный принцип // Гордон А.Г. Диалоги [3]. М.: Предлог, 2005. С. 259-280.

25. Карно С., Томсон-Кельвин В., Клаузиус Р., Больцман Л., Смолуховский М. Второе начало термодинамики. Сб. работ. М.: Гос. изд-во технико-теорет. лит., 1934.

26. Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология: Теории и наблюдения. Пер. с англ. под ред. Я.Б. Зельдовича, И.Д. Новикова. М.: Мир, 1978. С. 369-379.

27. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М.: Республика, 1997. 239 с.

28. Лефевр В.А. Алгебра совести. Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2003. 411 с.

29. Лефевр В.А. Космический субъект // Лефевр В.А. Рефлексия. М.: Когито-Центр, 2003. С. 135-310.

30. Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А.Ф. Бытие – имя – космос / Сост. и ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. С. 61-612.

31. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений / Вступ. ст. А.А. Тахо-Годи и Л.А. Гоготишвили. Прим. Л.А. Гоготишвили, М.М. Гамаюнова, И.И. Маханькова. М.: Правда, 1990. С. 391-599.

32. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. 473 с.

33. Муравьев В.Н. Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. М.: Росспэн, 1998. 319 с.

34. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание / Пер. с англ. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. 399 с.

35. Павленко А.Н. Европейская космология: Основания эпистемологического поворота. М.: Интрада, 1997. 256 с.

36. Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице» / Под ред. Гленна Йеффета. Пер. с англ. Т. Давыдова. М.: Ультра.Культура, 2003. 311 с.

37. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. и предисл. к текстам С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой. Вступ. ст. С.Г. Семеновой. Прим. А.Г. Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 367 с.

38. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе. Пер. с фр. Сост. и предисл. В.Ю. Кузнецов. М.: Аст, 2002. 554 с.

39. Уилер Дж. Квант и Вселенная // Астрофизика, кванты и теория относительности. Пер. с итал. Под ред. Ф.И. Федорова. М.: Мир, 1982. С. 535-558.

40. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. Т. 1. М.: Аст, 2003. 701 с. (Philosophy).

41. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. Т. 2. М.: Аст, 2003. 589 с. (Philosophy).

42. Флоренский П.А. Введение к диссертации «Идея прерывности как элемент миросозерцания» // Историко-математические исследования. Вып. ХХХ. Отв. ред. А.П. Юшкевич. М.: Наука, 1986.

43. Циолковский К.Э. Космическая философия. Сборник. М.: Сфера, 2007. 495 с.

44. Шрейдер Ю.А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры и антропный принцип // Вопросы философии. 1995. № 7. С. 163-167.

45. Barrow J. D., Tipler F. J. The Anthropic Cosmological Principle. Clarendon Press, 1986.

46. Tipler F.J. The Omega Point theory: a model of an evolving God. In Physics, Philosophy, and Theology. Eds. by R.J. Russel et al, Vatican. 1988.

47. Tipler F.J. The Physics of Immortality. Doubleday, 1995.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.