Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И оценка эффективности коррекционного воздействия программы





 

В обследовании принимали участие 16 родителей детей с ОВЗ (диагнозы детей различны: ДЦП, умственная отсталость, аутизм и т.д.), 8 из них были участиками программы, а 8 выступали в качестве контрольной группы.

Предварительным этапом обследования стала первичная структурированная беседа с родителями детей с ОВЗ.

Полученные данные были использованы нами с одной стороны для планирования коррекционной работы с родителями и родительской группой и, с другой стороны, в качестве первичной диагностики, результаты которой сравнивались позднее с результатами заключительной диагностики и использовались для оценки эффективности нашей программы.

Вопросы касались представлений родителей о происхождении заболевания, испытываемых трудностях и ожидаемой помощи. В беседе также выяснялось, когда родители впервые узнали о заболевании ребенка.

Беседа показала, что большая часть родителей узнали о заболевании своего ребенка по признакам запаздывающего развития. Об умственной недостаточности ребенка 46% родителей стало известно в детском саду. 30% родителей в качестве причины заболевания указали влияние наследственности, 14% видят причины в особенностях протекания беременности. 9% родителей испытывали чувство вины, которое перерастает в страдание по поводу тех поступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка (с этими родителями была проведена индивидуальная работа на проработку данного чувства). 8% родителей обвиняли в болезни ребенка супруга (его алкоголизм, рукоприкладство) – с данной категорией родителей так же проводилась индивидуальная работа. Беседа с женщинами показала, что 40% мужей с пониманием отнеслись к происходящему, 60% - отрицательно, что в 20% случаев привело к распаду семей.

Большинство опрошенных родителей к будущему относились пессимистически («О будущем стараюсь не думать», «Не вижу выхода», «Не могу даже говорить»).

Обработка данных беседы показала, что основными потребностями родителей детей с ОВЗ являются следующие:

- потребности в психологической поддержке специалистами – все желающие стали участниками нашей программы

- в семейной и социальной помощи – они получили помощь семейного психолога и социального педагога нашего Центра

- в информации о том, как обучать ребенка игре, развивать его, справляться с повседневными трудностями и т.д. – на основании этого нами были разработаны и проведены индивидуальные консультации

- в финансовой и социальной поддержке – они получили консультационную помощь юриста нашего Центра.

Первый этап обследования состоял в определении личностных характеристик родителя.

Анализируя результаты входящей и заключительной диагностики по проективному восьмицветному тесту Люшера, можно сделать следующие выводы:

- при первичной диагностике при выборе цветового ряда большинство родителей обнаружили тревожность того или иного уровня. Более половины случаев – тревожность ситуационного характера. В единичных случаях – высокий уровень тревожности;

- сравнивая результаты первичной и заключительной диагностики, можно сделать вывод о том, что реализация программы «Шаг вместе» способствовала снижению уровня тревожности у родителей, которые принимали участие в программе (подробные результаты представлены в таблице 1 и 2, 3 и 4).

 

Таблица 1

Уровень тревожности родителей по проективному тесту Люшера

(экспериментальная группа родителей) в %

Результаты первичной диагностики.

Выборы цветового ряда Тревога не выражена Ситуационная тревога Средний уровень тревоги Высокий уровень тревоги
Первый выбор 29% 43% 21% 7%
Второй выбор 22% 57% 14% 7%

 

Таблица 2

Уровень тревожности родителей по проективному тесту Люшера

(экспериментальная группа родителей) в %

Результаты заключительной диагностики.

 

Выборы цветового ряда Тревога не выражена Ситуационная тревога Средний уровень тревоги Высокий уровень тревоги
Первый выбор 58% 20% 20% 2%
Второй выбор 50% 31% 14% 2%

Таблица 3

Уровень тревожности родителей по проективному тесту Люшера

(контрольная группа родителей) в %

Результаты первичной диагностики.

 

Выборы цветового ряда Тревога не выражена Ситуационная тревога Средний уровень тревоги Высокий уровень тревоги
Первый выбор 27% 44% 21% 8%
Второй выбор 23% 50% 19% 8%

 

Таблица 4

Уровень тревожности родителей по проективному тесту Люшера

(контрольная группа родителей) в %

Результаты заключительной диагностики.

Выборы цветового ряда Тревога не выражена Ситуационная тревога Средний уровень тревоги Высокий уровень тревоги
Первый выбор 27% 44% 21% 8%
Второй выбор 23% 56% 9% 8%

 

Анализируя результаты первичной и заключительной диагностики по методике «Типовое семейное состояние» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого можно сделать следующие выводы:

- все родители, по результатам первичной диагностики, или не удовлетворены семейным состоянием, или испытывают нервно-психическое напряжение, семейную тревогу

- после прохождения родителями программы ощущение своего семейного состояния у родителей улучшилось по все шкалам (подробные результаты см. в таблицах 5-6)

Таблица 5

Тип семейного состояния экспериментальной группы по методике «Типовое семейное состояние» Э.Г Эйдемиллера, В.В.Юстицкого (в %)

Шкалы Результаты первичной диагностики Результаты заключительной диагностики
Общая неудовлетворенность семейным состоянием 42% 20%
Нервно-психическое напряжение 38% 15%
Семейная тревога 30% 14%

 

Таблица 6

Тип семейного состояния контрольной группы, выявленный по методике «Типовое семейное состояние» Э.Г Эйдемиллера, В.В.Юстицкого (в %)

 

Шкалы Результаты первичной диагностики Результаты заключительной диагностики
Общая неудовлетворенность семейным состоянием 40% 42%
Нервно-психическое напряжение 32% 30%
Семейная тревога 28% 30%

 

Анализируя первичные родительские сочинения на тему «Я как родитель», можно сделать следующие выводы:

- ведущим жизненным мотивом большинства родителей детей с ОВЗ стал поиск путей сближения и правильное воспитание детей, тревога за их будущее.

- в каждом рассказе родители проецировали свои эмоции. Значительная часть родителей испытывает чувства вины и тревоги, которые нередко перерастают в самообвинение по поводу тех поступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка. Многие родители испытывают чувство стыда из-за рождения больного ребенка, их беспокоит возможное осуждение со стороны окружающих, они убеждены, что к их ребенку будут относиться как к неполноценному, как следствие у них возникают реакции разочарования, отрицания и обвинения, которые появляются из-за ощущения беспомощности и безысходности. Чувство любви к ребенку сопряжено с самопожертвованием.

Анализируя заключительные родительские сочинения, заметно, что родители экспериментальной группы, описывая своего ребенка, стали чаще использовать слова - добрый, мой, любимый, радостный, активный. Итак, после пройденной программы, образ ребенка в восприятии родителя стал более позитивным. Произошли и статистически значимые изменения в описании действий ребенка. Родители стали чаще использовать слова: любит, целует, помогает, жалеет, обнимает, ласкается. Улучшились также реакции родителей на детское поведение. Родители стали больше показывать положительных чувств по отношению к ребенку. Появились личные жизненные мотивы.

 

Следующий этап обследования состоял в диагностике семейной адаптации и сплоченности.

Анализируя результаты входящей диагностики по тесту Олсона, можно сделать следующие выводы:

- По шкале «Семейная сплоченность» родители детей с ОВЗ показали высокие результаты по двум крайним типам: разобщенному типу семьи и чрезмерно сплоченному. Как правило, в семье с высоким уровнем сплоченности много центробежных сил, крайности в требованиях эмоциональной близости и лояльности, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга. Различия в точках зрения не поощряются. У членов семьи мало личного жизненного пространства и невысокая степень дифференцированности друг от друга. Семья как система имеет жесткие внешние границы с окружающими и слабые внутренние.

При разобщенном типе семьи члены семьи крайне дистанцированы, почти не испытывают привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение. Они редко проводят время вместе, не имеют общих друзей и интересов. Им трудно решать жизненные проблемы, оказывать друг другу поддержку.

- По шкале «Семейная адаптация» родители детей с ОВЗ показали высокие результаты по типу «ригидная семья», это говорит о том, что семья перестает отвечать на жизненные задачи, отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации.

 

Анализируя результаты заключительной диагностики по тесту Олсона, можно сделать следующие выводы:

- По шкале «Семейная сплоченность» родители экспериментальной группы стали отходить от крайних типов семейной сплоченности, что говорит о том, что семья стала выходить на новый уровень отношений, сочетая собственную независимость и тесную связь со своей семьей.

- По шкале «Семейная адаптация» родители экспериментальной группы показали снижение показателей по типу «ригидная семья» в сторону «структурированного типа семьи», что может говорить о том, что члены семьи стали учитывать мнение детей и способны обсуждать общие проблемы.(подробные результаты см. таблицы 7 и 8)

Таблица 7

Тип семейной адаптации и сплоченности по тесту Олсона экспериментальной группы (в %)

Шкалы Результаты первичной диагностики Результаты заключительной диагностики
1.Семейная сплоченность:   -разобщенный тип   -низкий к умеренному   -умеренный к высокому   -чрезмерно высокий уровень   41%     4%   2%     53%   12%     55%   22%   10%
2.Семейная адаптация:   -ригидная   -структурированная   -гибкая   -очень высокая     89%   11%   0%   0%     13%   67%   15%   5%

 

Таблица 8

Тип семейной адаптации и сплоченности по тесту Олсона контрольной группы (в %)

Шкалы Результаты первичной диагностики Результаты заключительной диагностики
1.Семейная сплоченность:   -разобщенный тип   -низкий к умеренному   -умеренный к высокому   -чрезмерно высокий уровень   39%     3%   1%     57%   41%     5%   2%     52%    
2.Семейная адаптация:   -ригидная   -структурированная   -гибкая   -очень высокая     80%   10%   7%   3%     83%   12%   5%   0%

 

 

Заключительный этап нашего обследования состоял в диагностике отношения родителя к ребенку.

 

Анализируя результаты входящей диагностики по тесту – опроснику родительского отношения А. Я. Варги и В.В.Столина, можно сделать следующие выводы:

- ребенок с ОВЗ эмоционально отвергается родителями, воспринимается как инфантильный, личностно и социально несостоятельный, неприспособленный и неумелый (что часто выливается в родительское раздражение, нетерпимость, унижение достоинства ребенка).

- однако часть родителей стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком: излишне опекают его, ограждают от всего, испытывают за него огромную тревогу.

- качественный анализ содержания ответов показал, что родителям детей с ОВЗ очень часто бывает трудно определить меру строгости и требовательности к ребенку.

- родительские установки противоречивы – с одной стороны, они могут опекать ребенка, проявлять о нем чрезмерную заботу, с другой – испытывать раздражение по поводу ребенка, считать свою жизнь принесенной ему в жертву.

 

Анализируя результаты заключительной диагностики по тесту-опроснику родительского отношения, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе уменьшилось количество родителей с высокими показателями по шкалам «принятие-отвержение» и «симбиоз» (подробные результаты см. в таблице 9,10)

Таблица 9

Стиль родительского отношения в экспериментальной группе, выявленный по тесту-опроснику (в %)

Шкалы Результаты первичной диагностики Результаты заключительной диагностики
  Принятие-отвержение   90%   30%    
Кооперация 30% 54%
Симбиоз 70% 50%
Авторитарная гиперсоциализация 34% 40%
Маленький неудачник 88% 60%

 

Таблица 10

Стиль родительского отношения в контрольной группе, выявленный по тесту-опроснику (в %)

Шкалы Результаты первичной диагностики Результаты заключительной диагностики
  Принятие-отвержение 80%   83%  
Кооперация 32% 34%
Симбиоз 74% 70%
Авторитарная гиперсоциализация 34% 35%
Маленький неудачник 80% 82%

 

 

Анализируя результаты входящей диагностики по опроснику «Типы воспитания», можно сделать выводы о том, что:

- большинство родителей детей с ОВЗ воспитывают детей по неэффективному типу воспитания (в культе болезни, гиперопекой и т.д)

Анализируя результаты заключительной диагностики, можно сделать вывод о том, что:

- у родителей экспериментальной группы произошло уменьшение показателей неэффективного типа воспитания детей (подробные результаты см.в таблице 11 и 12)

 

Таблица 11

Типы воспитания в экспериментальной группе, выявленный по опроснику «Типы воспитания» (в %)

 

Шкалы Результаты первичной диагностики Результаты заключительной диагностики
Кумир семьи 2% 3%    
Гиперопека 70% 39%
Гипоопека 20% 10%
Безнадзорность 0% 0%
Золушка 0% 0%
Ежовые рукавицы 5% 2%
Повышенная моральная ответственность 70% 20%
Культ болезни 90% 40%
Кронпринц 0% 0%
Противоречивое воспитание 87% 10%
Смена образцов воспитания 20% 7%

 

 

Таблица 12

Типы воспитания в контрольной группе, выявленный по опроснику «Типы воспитания» (в %)

Шкалы Результаты первичной диагностики Результаты заключительной диагностики
Кумир семьи 3% 3%    
Гиперопека 72% 70%
Гипоопека 25% 24%
Безнадзорность 0% 0%
Золушка 0% 0%
Ежовые рукавицы 2% 2%
Повышенная моральная ответственность 75% 70%
Культ болезни 90% 90%
Кронпринц 0% 0%
Противоречивое воспитание 87% 90%
Смена образцов воспитания 25% 27%

 

Анализируя результаты входящей диагностики метода «Незаконченный рассказ», можно сделать следующие выводы:

- большинство семей, в которых живет ребенок с ОВЗ являются дисгармоничными (такие родители, как правило, приписывают ребенку несуществующие у него качества, не учитывают личностные особенности ребенка, при этом они уверены, что очень хорошо знают своего ребенка.

Недостатки ребенка воспринимаются), неадекватными (она проявляется в приписывании ребенку несуществующих качеств), ригидными (проявляется в негибкости в общении с ребенком).

Анализируя результаты заключительной диагностики, можно сделать следующие выводы:

- % дисгармоничных семей экспериментальной группы уменьшился; неадекватность семей родители изменилась в сторону адекватности (восприятие индивидуальных особенностей ребенка); ригидность ушла в сторону динамичности (родительская позиция стала способной меняться); увеличился % прогностичности семей (родители стали способными предвидеть перспективы дальнейшего развития ребенка, они научились планировать способы взаимодействия с ребенком с учетом его развития) (подробные результаты см. таблицы 13 и 14)

Таблица 13

Типы семьи и родительских позиций в контрольной группе, выявленные по методу «Незаконченный рассказ» (в %)

 

Шкалы Результаты первичной диагностики Результаты заключительной диагностики
1.Типы семьи:   -гармоничная   -дисгармоничная       20%   80%     70%   30%  
2.Типы родительских позиций:   -неадекватная   -ригидная   -прогностичная   76%   23%   1%   20%   5%   75%

 

Таблица 14

Типы семьи и родительских позиций в контрольной группе, выявленные по методу «Незаконченный рассказ» (в %)

Шкалы Результаты первичной диагностики Результаты заключительной диагностики
1.Типы семьи:   -гармоничная   -дисгармоничная       20%   80%     23%   77%  
2.Типы родительских позиций:   -неадекватная   -ригидная   -прогностичная   75%   25%   0%   75%   25%   0%

Заключительная беседа с родителеями детей с ОВЗ была направлена на изменение внутреннего состояния родителей после прохождения ими программы, на выяснение родительского отношения к тому, что она им дала.

Родители отмечали, что стали более спокойными, понимающими своих детей и то, что с ними происходит, уверенными в том, что у них, у их семьи и ребенка есть позитивное будущее.

В процессе работы со специалистами они почувствали, что их слушают и слышат, их понимают, их проблемам готовы помочь, многие из поставленных проблем и вопросов разрешились, а у нерешенных наметились пути решения.

Многие изх родителей отмечают то, что нашли хороших друзей в родительской тренинговой группе, а остальные говорят о том, что почувствовали поддержку группы.

Родители говорили, что «стали смотреть на мир другими глазами», «почувствовали себя нормальными людьми».

Таким образом, анализируя результаты входящей и заключительной диагностик, можно сделать вывод о том, что у родителей произошло значительное снижение чувства тревоги, вины, стыда, комплекса негативных переживаний, связанного с рождением ребенка с ОВЗ; повысился уровень удовлетворенности семейным состоянием, снизился уровень нервно-психического напряжения, тип семьи перешел в более оптимальный по взаимодействию; родительское отношение и тип воспитания изменились в сторону эмоционального принятия ребенка.

Исходя из этого, можно сделать вывод об эффективности коррекционного воздействия данной программы.

 


Приложение 1







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.