Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модель психологической поддержки семей детей с ОВЗ в рамках реализации программы «Шаг вместе»





Родитель ребенка с ОВЗ
Психолог-консультант
Психолог (первичное консультирование и диагностика)
Психолог-тренер
Индивидуальные консультации
Семейное консультирование
Индивидуальные коррекционные занятия
Групповые тренинги

 

 


Ожидаемые результаты реализуемой программы:

- решение родителями личностных проблем и переживаний, связанных с рождением ребенка с ОВЗ;

- осознание родителями роли семьи и ее влияние на формирование личности ребенка с ОВЗ;

- создание условий для обеспечение психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ;

- повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ;

- формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменение уровня родительских притязаний.

 

Способы проверки ожидаемых результатов: заключительная диагностика родителей детей с ОВЗ, заключительная структурированная беседа с ними и родительские отзывы, а также сравнительный анализ полученных результатов с результатами входящей диагностики.

Гарантия прав участников программы:

-Устав Центра

-Положение об оказании образовательных услуг в Центре

-Приказ директора Центра «О зачислении на занятия»

 

Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы:

-Договор об оказании образовательных услуг

-Должностная инструкция специалиста (педагога-психолога)

-Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы.

 

Квалификационные требования к ведущему:

- психологическое образование, желание работать с данной категорией клиентов

-опыт работы с детьми с ОВЗ, знание их возрастных и специальных особенностей

-навыки и способность консультировать родителей по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ

-чуткость, эмоциональность, внимательность к детям и родителям

 

Основные материалы и оборудование:

-просторное помещение

-специально оборудованные сенсорная и игровая комнаты.

 

Структура программы, формы и методы работы

В науке психологическая поддержка как таковая рассматривается обычно на уровне ее практического применения, как процесс:

- который служит для повышения социально – психологической компетентности клиентов (понять происходящие процессы в себе, понимать свой внутренний мир, узнать свои особенности поведения, переживания);

- который помогает как отдельному человеку, так и группе (поверить в себя и свои возможности, избежать ошибок или исправить их).

 

Психологическая поддержка в нашей программе представлена индивидуальной и групповой формами работы, которые представляют собой два программных блока:

 

Содержание программы Количество часов
1. Блок индивидуальной работы:   -диагностическое обследование родителей   -психологическое консультирование родителей   -индивидуальные занятия с родителями       4 часа на родителя   По необходимости   По необходимости
  2. Блок групповой работы     15 занятий по 2 часа

 

Методическое оснащение и организационные формы работы

По программе

 

Для достижения поставленных целей и задач проводятся лекционные и практические занятия, индивидуальные консультации, реализуется тренинговая работа. Для родителей детей с ОВЗ нами были оформлены памятки, буклеты, стендовая информация (Приложение 12)

Большинство занятий включает теоретическую и практическую формы работы.

Реализация программы предполагает индивидуальные и групповые формы работы.

Как отдельную группу следует представить методы диагностики (Приложение 2).

 

К программе прилагается список литературы для ведущего курс, позволяющей педагогу всесторонне, дифференцированно, вариативно подходить к построению занятий.

 

Ряд используемых упражнений и процедур, предусмотренных программой и приведенных в соответствующих литературных источниках, допускают внесение определенных корректировок с учетом целей соответствующего занятия и особенностей группы, в которой реализуется данная программа.

 

План реализации программы:

Месяц реализации Блок программы Цель, реализуемая программным блоком
Август Июль следующего года   Диагностическое обследование родителей: -первичное -заключительное Изучение личностных характеристик родителя, уровня семейной адаптации и сплоченности, особенности родительского отношения.
Сентябрь (по необходимости может продолжаться) Психологическое консультирование родителей Помощь в решении родителями личностных проблем и переживаний, связанных с рождением ребенка с ОВЗ.  
Октябрь (по необходимости может продолжаться) Индивидуальные встречи с родителями Содействие в освоении родителями форм правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком.
С ноября по июнь Групповые встречи с родителями Осуществление психокоррекционного воздействия на родителя, посещающего занятия, не только со стороны психолога, но и со стороны группы при взаимодействии участников.

 

1. Блок индивидуальной работы:

1.1. Диагностическое обследование родителей детей с ОВЗ

Цель: Изучение личностных характеристик родителя, уровня семейной адаптации и сплоченности, особенности родительского отношения и планирование на основании полученных результатов коррекционного маршрута.

 

Диагностическое обследование родителей детей с ОВЗ осуществляется для того, чтобы выбрать тематику коррекционной работы, увидеть особенности родительского отношения к ребенку с ОВЗ.

 

Технологии психологического изучения родителей детей с ОВЗ

В соответствии с принятым в отечественной психологической науке подходом в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучение документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др.).

С целью получения объективных результатов при изучении семейных проблем отбираются методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам валидности и надежности.

Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, строится на следующих принципах:

  • избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных параметров субъекта исследования;
  • с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно-количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;
  • получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.

В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться известные методики, позволяющие изучить особенности заявленного предмета исследования (предметом исследования, например, могут быть межличностные отношения в семье ребенка с отклонениями в развитии). Перечень методик приводится ниже.

Наблюдение

На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется психолого-педагогическое наблюдение. Наблюдение — это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласия испытуемого на ее проведение. Основные принципы этого метода, сформулированные в 20-е годы ХХ в. М. Я. Басовым (1975), заключаются в следующем:

  • в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;
  • наблюдение реализуется непрерывно;
  • запись проводится избирательно.

Научное наблюдение осуществляется в соответствии с целями исследования путем отбора нужных фактов, регистрации и записи результатов.

Психолого-педагогическое наблюдение за родителями детей с отклонениями в развитии

Наблюдение за родителями и опекунами детей осуществляется по нескольким параметрам. Учитываются:

  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;

 

  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими лицами, членами семьи;

 

  • форма и характер взаимодействия с ребенком;

 

  • форма и характер взаимодействия с другими лицами;

 

  • особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);

 

  • особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);

 

  • особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;

 

  • выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).

С помощью метода наблюдения оцениваются индивидуально-психологические характеристики родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик.

Эксперимент

Объективное изучение предмета психологического исследования осуществляется с помощью экспериментальных стандартизированных и проективных методик.

Психологическое обследование проводится по 3 направлениям с использованием диагностических методик (Приложение 3):

 

1.Психологическое обследование личностных характеристик родителей:

-Проективный восьмицветный тест Люшера (Приложение 3.1.)

-Методика «Типовое семейное состояние» Э.Г. Эйдемиллера, В.В.Юстицкого (Приложение 3.2.)

-Сочинение на тему «Я как родитель» (Приложение 3.3.)

 

2.Диагностика семейной адаптации и сплоченности:

-тест Олсона (FASES-3) (Приложение 3.4.)

 

3.Диагностика отношения родителя к ребенку:

-тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В.Столина (Приложение 3.5.)

-опросник «Типы воспитания» (Приложение 3.6.)

-метод «Незаконченный рассказ» (Приложение 3.7.)

 

Предварительным этапом обследования является первичная структурированная беседа с родителями детей с ОВЗ - один из основных методов психологического консультирования и диагностики.

Полученные данные используются с одной стороны для планирования коррекционной работы с родителями и родительской группой и (Приложение 4), с другой стороны, в качестве первичной диагностики, результаты которой сравниваются позднее с результатами заключительной диагностики и используются для оценки эффективности программы.

Заключительным этапом обследования является заключительная структурированная беседа с родителями детей с ОВЗ.

Проведение беседы строится в несколько этапов.

В соответствии с известными методическими рекомендациями (И. Ю. Левченко, 2000; Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков, 2002) в беседе выделяется несколько этапов.
Во вступительной части беседы-интервью устанавливаются доверительные отношения с ребенком и его близкими, затем определяется перечень проблем, которые их волнуют.

В основной части беседы, проводимой с ребенком или с его родителями, обсуждаются заявленные проблемы.

В завершающей части беседы предполагается наличие изменений или проявление тенденции к изменению ценностных ориентаций родителя по отношению к больному ребенку. Поэтому процесс интервью направляется на то, чтобы при обсуждении особо значимых для родителя тем изменять его отношение к ним. С целью достижения последнего акценты переставляются таким образом, чтобы родитель под руководством психолога как бы сам менял свой подход к обсуждаемому вопросу.

В процессе наблюдения и диагностического обследования семьи заполняются карта изучения семьи, сводные таблицы результатов первичного и заключительного обследования матери (отца) ребенка с отклонениями в развитии, а также пишется психологическое заключение по результатам диагностики семьи (Приложение 2).

 

1.2. Психологическое консультирование родителей детей с ОВЗ

Цель: Помощь в решении родителями личностных проблем и переживаний, связанных с рождением ребенка с ОВЗ.

 

В процессе реализации данной программы используется системная модель консультирования родителей детей с ОВЗ.

 

Методологические принципы системного подхода к консультированию родителей детей с ОВЗ:

1.Циркулярность.

Поведение членов семьи взаимосвязано - невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи.

2.Гипотетичность.

Во время консультации консультант проверяет свою первичную гипотезу относительно смысла и цели возникновения дисфункции. Для того чтобы сформулировать еще до начала работы системную гипотезу, А.Варга предлагает задать человеку, обратившемуся за консультацией, следующие вопросы: «На что жалуется обратившийся за помощью?» «Это супружеская проблема или детско-родительская?».

3.Нейтральность.

Это характеристика внутренней позиции консультанта.

Этапы работы консультанта при консультировании родителя:

1.Установление контакта.

На этом этапе создается атмосфера душевного тепла и поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентами. Консультанту необходимо внимательно слушать, проявляя искренность, симпатию и заботу.

2.Сбор информации.

На этом этапе уточняются проблемы. Очень важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему может помочь умение точно и своевременно задавать открытые и закрытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы. Пока не достигнуто такое понимание, двигаться дальше нельзя, так как остается, не определен предмет работы.

3.Определение целей консультирования, психологический контракт.

На этом этапе целесообразно обсудить с клиентом следующие вопросы: как он представляет себе результат психологического консультирования, что будет для него являться результатом, как он поймет, что результат достигнут. После определения целей психолог и клиент заключают контракт на консультирование (т.е. договариваются о тех правах и обязанностях, которые берут на себя психолог и клиент).

4.Выработка альтернативных решений.

На этом этапе открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Консультант помогает клиенту обозначить все возможные варианты решения проблемы.

5.Обобщение.

На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультирования результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

 

Характер сложных ситуаций, с которыми обращаются за консультацией родители детей с ОВЗ, различен.

Следует отметить, что для родителей нехарактерно четкое формулирование вопросов, они просто описывают ситуации житейского содержания, вызывающие у них беспокойство.

 

Примеры запросов родителей, воспитывающих детей с ОВЗ - участников программы:

 

Ситуация, вызывающая беспокойство Запрос Возможные направления работы
Мама ребенка с ДЦП постоянно включена в жизнь ребенка. Отец девочки ушел из семьи. Появился новый мужчина, но отношения трудные. Как наладить личную жизнь без чувства вины перед ребенком за частичную автономизацию. Индивидуальная консультация. Выделение временных и пространственных границ частной жизни.
В детском саду проблемы с воспитателями – маме кажется, что они, устав от ее проблемного ребенка «избавляются» от него. Как суметь договориться с педагогами? Обучение взрослой позиции.
Ребенок измучил – ни на секунду не отпускает, «жуткий мамошник». Как разрешить себе иметь время на себя и научить ребенка самостоятельности? Осознание и проговаривание матерью своих реальных мотивов.  
Старшие дети стесняются младшую сестру – инвалида. Как объединить семью? Коррекционная работа со всей семьей.
Мама относится к своему ребенку строго, требовательно, считая, что чтобы справиться с дефектом, надо много работать над собой. Муж упрекает ее в жестокости. Анализ своих мотивов и чувств Помощь в снятии противоречия между желанием опекать, давать любовь.

 

Число консультаций определяет психолог-консультант исходя из скорости прохождения родителем консультационного процесса.

Консультирование родителей детей с ОВЗ может осуществляться в следующих направлениях:

  • психолого-педагогическое консультирование;
  • семейное консультирование;
  • профориентированное консультирование.






Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.