Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ШИФР К КОДУ ТИПОВ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ





Горизонтальные столбики, отмеченные римскими цифрами, обознача­ют:

I - Кумир семьи;

II - Гиперопека;

III - Гипоопека;

IV - Безнадзорность;

V - Золушка;

VI - "Ежовые рукавицы";

VII - Повышенная моральная ответственность;

VIII - "Культ болезни";

IX - "Кронпринц";

X - Противоречивое воспитание;

XI - Смена образцов воспитания.

"Синергетические" типы воспитания — это типы воспитания, которые обычно сочетаются друг с другом и дают в конечном результате потенциро­ванный (суммирующий), усиливающий эффект.

Синергизм в переводе с греческого означает "содействие, соучастие, сотрудничество". Примеры этих типов: Безнадзорность + Гипоопека + "Ежо­вые рукавицы" или Кумир + Гиперопека + "Культ болезни" и т.д.

Расхождения во взглядах на вопросы воспитания ребенка между мужем и женой констатируются ярче всего при сравнении ответов мамы с папой.

Приложение 4

Информация для психолога, консультирующего родителя,

Имеющего ребенка с ОВЗ

Психологические характеристики семьи с психически и соматически больным ребенком

Следует отметить, что семья, имеющая ребенка с ограниченными воз­можностями здоровья (с психически и соматически больным ребенком), не обя­зательно попадает в разряд «проблемных семей», не способных конструктивно решать задачи развития. Однако рождение больного ребенка может быть дест­руктивным фактором, который нарушает привычное функционирование семьи и в конечном итоге приводит к трансформации ее структуры. Именно в этом случае психологическая помощь семье в рамках психолого-педагогического сопровождения становится наиболее актуальной. Выделим основные характе­ристики такой семьи

Чаще всего эта трансформация выражается в распаде супружеской подсистемы, когда отец, не выдержав нервно-психической и физической на­грузки, возникающей в связи с особым уходом и воспитанием ребенка-инвалида, уходит из семьи. Однако болезнь ребенка может выступать в роли фактора, стабилизирующего семейную систему, поскольку супруги не «позво­ляют» себе выяснять супружеские отношения и предъявлять друг другу претен­зии как мужу и жене в присутствии больного ребенка.

Семья с больным ребенком превращается в проблемную и в том случае, когда болезнь становится единственным стабилизатором, сохраняющим брак. Внутренние реальные проблемы членов семьи будут маскироваться преувели­ченной заботой о ребенке, поддерживая в нем желание остаться навсегда боль­ным. Накопившееся, но тщательно скрываемое эмоциональное раздражение родителей может приобретать неожиданные формы проявления: скандалы «на пустом месте», депрессия, нахождение утешения одним из родителей в увлече­нии разнообразными околонаучными и религиозными учениями и т. п.

Семья с больным ребенком может рассматриваться как проблемная при нарушениях отношений между здоровым и больным ребенком, вызванных рядом ограничений жизнедеятельности и эмоциональным непринятием дефекта. Д. Н. Исаев изучавший семьи, имеющие в своем составе физически или психически неполноценного человека, подчеркивает, что физическая и психическая непол­ноценность может оказывать неблагоприятное воздействие как на общее само­чувствие членов семьи, так и на всю систему взаимоотношений в целом.

Например, ребенок, имеющий, брата или сестру инвалидов, неизбежно сталкивается со следующими проблемами:

* уменьшается интенсивность его контактов со сверстниками на своей территории, так как ребенок, стыдясь внешнего вида и поведения инвалида, не приглашает в гости друзей, стремится реже бывать дома;

4 из-за болезни другого ограничивается общая (физическая и психиче­ская) активность ребенка внутри семейного пространства;

* изменяется родительское поведение; снижается ответственность, забота и надзор вследствие ухудшения общего физического тонуса больных родителей.

Семья с больным ребенком становится проблемной (в первую очередь для ребенка) в зависимости от отношения родителей к ребенку, имеющего дефект психологического или соматического характера. Тип отношения к дефекту во многом усиливает либо, напротив, ослабляет компенсаторные возможности ребенка, успешность его адаптации и развития.

Традиционно выделяются несколько типов реакции родителей и соот­ветствующих им стратегий поведения.

Принятие ребенка и его дефекта

Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринима­ет, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку Родители не испытывают чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом счи­тается: «Необходимо достигнуть как можно большего там, где это возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка дает родителям душевную силу и поддержку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ребенка во внешней среде.

Реакция отрицания

Отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает воздействие на эмоциональное состояние родителей. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что никакие ограничения не принимаются и не признаются. Ребенка воспиты­вают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его дея­тельности. У самого ребенка, вероятнее всего, могут происходить срыв адапта­ции и истощение психоэмоциональных компенсаторных ресурсов, что приво­дит к ухудшению его состояния. У родителей наступают разочарование и от­вержение ребенка вследствие нереализованности их родительских амбиций.

 

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки

Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ре­бенка от всех опасностей. Мать проявляет чрезмерную любовь, родители ста­раются все сделать для ребенка и за него, поэтому он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассив­ность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость. Ребенок лишается возможности развивать сохранные психические процессы и компен­сировать дефект, что затрудняет его дальнейшее обучение и общую адаптацию.

4. Скрытое отречение

Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение к ре­бенку скрываются за чрезмерно внешне заботливым, предупредительным, вни­мательным поведением. Скрытое эмоциональное отвержение ребенка родите­лями компенсируется педантичным формальным выполнением функциональ­ных родительских обязанностей. Эмоциональная холодность родителей трав­мирует ребенка, снижая его самооценку, деформирует развитие эмоциональной сферы личности.

 

5. Открытое отречение, отвержение ребенка

Ребенок с дефектом открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему. Оправдание агрессии, рационализация враждебных чувств и преодоление чувства вины за их прояв­ление у родителей реализуется по типу психологической защиты. Общество, врачи, учителя объявляются виноватыми во всех бедах. В случае конфликтных отношений с прародителями либо разрушенных супружеских отношений «от­ветственной» за дефект может объявляться «дурная наследственность» со сто­роны отвергаемого супруга. Родитель чужой виной обосновывает свою враж­дебность и испытывает от этого облегчение.

Следует отметить, что появление в семье больного всегда изме­няет сложившуюся структуру отношений. Американский исследова­тель К. Теркельсон предложила концепцию «трех уровней вовлече­ния», описывающую типичную ситуацию в семье с появлением больного ре­бенка. В результате этих изменений семья как малая группа делится на три слоя, окружающих больного человека.

Первый слой (внутренний). В него входят сам больной и один из членов семьи, берущий на себя заботу о больном. Чаще всего таким главным опекуном становится мать, привычная жизнь которой полностью меняется и переключа­ется на удовлетворение потребностей больного. Через этого человека больной связан с внешним миром.

Второй слой (внутрисемейный}. Этот слой образуют другие члены семьи, в меньшей степени задействованные в уходе и опеке. У представителей второго слоя в связи с появлением в семье хронического больного может появиться стремление найти более важные дела, чтобы отгородиться от контактов с боль­ным (например, начать усиленно заниматься профессиональной карьерой и т. п.). Между ними и главным опекуном может нарастать отчуждение, что приво­дит к разрушению былой семейной сплоченности.

Третий слой (наружный). К нему относятся близкие и дальние родствен­ники этой семьи. Они могут интересоваться самочувствием и состоянием дел больного, не вступая с ним в постоянный контакт. Представители третьего слоя пытаются предлагать свои способы лечения больного, порою наивные и неаде­кватные. Они часто начинают обвинять главного опекуна в неправильном по­ведении и методах воспитания, которые, по их мнению, и явились причиной болезни. Обвиняя главного опекуна, они тем самым маскируют свою беспо­мощность перед сложившейся ситуацией. Их действия могут разрушать внут­рисемейные отношения за счет усиления чувства вины представителей первого и второго слоев.

При оказании долговременной психологической помощи такой семье психолог может ориентироваться на предложенную нами схему, в которой представлены специфические особенности в каждой из подсистем, образующих структуру семьи с ребенком с ОВЗ (см. рис.2).

Основное стратегическое направление, которого должен придерживаться психолог в процессе консультирования семьи -побуждать развитие структуры семьи, искать для этого соответствующие способы воздействия. В случае консультирования се­мьи с ребенком с ОВЗ - необходимо работать ни восстановление суп­ружеских отношений, на психологическое «возвращение» дистанци­рованного отца и разрушение коалиции «мать - больной ребенок» как симбиотического слияния.

Рис. 2 Структура проблемной семьи, имеющей ребенка с ОВЗ








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.