Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Медицинской и социальной помощи «Гармония»





Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДЕНА

психологического совета приказом по МУ Центр «Гармония»

протокол № _____ от __________ №________ от _______

Руководитель психологического Директор Центра «Гармония»

совета __________ Г.А. Громова ______________ М.А. Удачина

 

 

Программа психологической помощи родителям,

Воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг вместе»

Целевые группы: родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья; специалисты разного профиля (педагоги-психологи, социальные педагоги)

 

Программа реализуется на базе

Муниципальное учреждение Центр психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония»

 

Разработчик программы:

Автономова О.В., педагог-психолог

 

Углич

2016
Паспорт программы

 

Название программы: «Программа психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг вместе»».

 

Уровень программы: просветительская психолого-педагогическая программа, направленная на формирование психологических знаний, повышения уровня психологической культуры, психологической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

 

Срок реализации программы: 2015-2016 уч. гг.

 

Срок прохождения программы: 4 диагностических часа, 6 часов индивидуальной и консультационной работы, 15 занятий по 2 часа групповой работы (продолжительность и набор блоков программы может меняться в зависимости от запросов участников программы, результатов диагностического обследования, особенностей группы)

 

Целевые группы, на которые рассчитана программа: родители детей с ОВЗ.

 

Количество участников: группы по 8-10 человек.

 

Автор-составитель: Автономова О.В.

 

Экспериментальный вариант программы реализуется с 2015 года.

 

 

Ответственные лица - директор МОУ Центр психолого-медико-

для контактов: социального сопровождения, диагностики и

консультирования «Гармония»

Удачина М.А., т. 4-13-21.

 

- заместитель директора Центра Громова Г.А.,

т. 5-05-11

 

 

Пояснительная записка

Теоретические основы организации психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

Теоретико-методологическим обоснованием организации системы психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (в своей работе мы используем понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (дети с ОВЗ), к которым относятся дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования (Приложение 1)), являются известные положения отечественной психологической науки: культурно-историческая теория Л. С. Выготского; теории деятельности А. Н. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна; теория отношений Б. Г. Ананьева, М. М. Кабанова, В. Н. Мясищева; теория личности и концепции неврозов В. Н. Мясищева; учение об акцентуациях характера К. Леонгарда и A. E. Личко.

Концепция психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов.
Важнейшим теоретическим положением, определяющим роль социальных условий в психическом развитии ребенка, выступает положение о специфическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых (Л. С. Выготский, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Социальная среда (в данном случае внутрисемейная атмосфера) выступает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка. В процессе взаимодействия ребенка со взрослыми (родителями, лицами, их замещающими) возникают, развиваются и интериоризируются различные формы психической деятельности (A. H. Леонтьев), зарождаются и формируются личностные качества.

Большое значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют базовые положения ряда теорий и исследований:

· психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями есть результат сложного процесса его социализации (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин);

· развитие в условиях дизонтогенеза требует создания специальной коррекционно-развивающей среды (К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова).

Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с ОВЗ.

Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка (В. Р. Никишина, 2004). Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.

Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, Э. И. Леонгард, Н. В. Мазурова, Г. А. Мишина, E. М. Мастюкова, Л. И. Солнцева, В. В. Ткачева и др.).

При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома. Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру.

Реализация комплексного подхода к осуществлению психологической помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в развитии, позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.
Разнообразные формы обучения как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими выраженные психофизические недостатки, включают такую семью в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка.
Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.

Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, приобретает положение о психологической травмированности родителей этих детей. Оно строится на положении Л. С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта», на концепции С. Л. Рубинштейна (1957, 1973) о том, что формирование психики и ее изменения происходят на биологической основе под влиянием социального опыта человека, преломляясь через его индивидуально очерченные внутренние условия. Подтверждается, что регуляция деятельности эмоциональной системы обеспечивает функционирование человеческого организма в целом (П. К. Анохин, 1975). В случае нарушения деятельности регуляторных механизмов эмоциональной системы страдает личность человека. С другой стороны, сензитивность аффективной сферы индивида и ее гибкость позволяют в случае создания адекватных условий развития, мироощущения и жизнедеятельности оптимизировать его характерологические черты, самосознание и познавательные процессы.
В. Н. Мясищев (1960) рассматривает структуру личности через систему отношений. Личность, по определению В. Н. Мясищева, есть целостная, организованная система связей с реальной действительностью (1960, 1995). Целостность системы отношений личности зависит от многих факторов, и в первую очередь от отношения человека к самому себе (Б. Г. Ананьев, 1968, 1980). Отношение к самому себе преломляется через самосознание личности.
Самосознание включает целостную оценку человеком себя и своего места в жизни. Самосознание является наиболее поздним психическим образованием в развитии личности, что и обусловливает в отдельных случаях (при глубоких эмоциональных переживаниях и стрессах) его неустойчивость. Самосознание в процессе развития личности структурируется и целеполагается. Низкодифференцированная структура самосознания предполагает особую ранимость, хрупкость и зависимость от чужих оценок. Высокая дифференциация самосознания свидетельствует о большой осознанности и подконтрольности аффективных переживаний.
Самосознание позволяет человеку найти пути соединения с миром, удовлетворяя потребности в общении, самоидентичности, в системе ориентаций. «Самый первый витальный интерес заключается в сохранении своей системы координат с ценностной ориентацией. От нее зависит и способность к действию, и в конечном итоге осознание себя как личности» (Э. Фромм, 1981).

Самосознание личности дифференцируется на отдельные сферы или стороны. Когнитивная сторона, или «образ Я», объединяет представления человека о себе: о своих способностях и возможностях, целях и идеалах, взаимоотношениях с другими людьми. Аффективная сторона характеризует самооценку личности, ее эмоционально-ценностное отношение к себе. Поведенческая сторона заключается в способности индивида к саморегуляции поведения и деятельности исходя из когнитивных представлений о себе и эмоционально-ценностного отношения к себе (Д. Д. Бекоева, 2004).

С позиций теории отношений (В. Н. Мясищев, 1960) психогенное или конфликтогенное нервно-психическое расстройство «возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека» (Б. Д. Карвасарский, 1985). В основе нарушения целостности системы отношений личности «лежит искажение когнитивного и преобладание эмоционального компонента отношений», что влечет за собой у одной части лиц нарушения адекватной регуляции поведения, у другой — невротические проявления, у третьей — психосоматические (Л. H. Собчик, 1990). Нервно-психические расстройства обусловливаются не столько широтой и глубиной нарушений с точки зрения объективного наблюдения, сколько их значимостью в субъективно-оценочной системе индивида (В. Н. Мясищев, 1960).
Учитывается, что личность родителей, испытывающая воздействие сильного длительного психогенного фактора, оказывается на грани проявления своих возможностей и реализации жизненных целей.
Интерпретация особенностей личности родителей детей с отклонениями в развитии осуществляется с позиций целостного подхода, в рамках которого личность понимается как единство биологических и социальных факторов (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия).

Комплексное изучение личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и разработка конкретных форм психолого-педагогической и психокоррекционной помощи этим лицам позволяют оказать им существенное содействие в преодолении сложностей социального приспособления и обретения социальной ниши как для себя, так и для своих детей.
В концепции подтверждается, что психическое развитие ребенка осуществляется в процессе его социализации (Л. С. Выготский). В качестве важнейшего института социализации ребенка с отклонениями в развитии рассматривается семья, где социализация происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения.
Нарушения личностного развития детей с ОВЗ возникают как следствие взаимодействия двух факторов: преморбидных особенностей личности ребенка, преломленных через его дефект (биологическая составляющая); неблагоприятных условий воспитания, создаваемых травмированными родителями (социальная составляющая). Это подтверждает положение о закономерностях нарушения личностного развития у всех детей с ОВЗ, установленное Л. С. Выготским и Ж. И. Шиф. Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность.

К факторам, определяющим характер внутрисемейной атмосферы, в первую очередь относят особенности межличностных контактов и взаимоотношений с детьми, которые, в свою очередь, обусловлены преморбидными чертами личности родителей, характером и условиями их собственного воспитания, выбором поведенческих стратегий и тактик.
Неадекватное психогенное взаимовлияние детей и родителей находит свое подтверждение и в учении об акцентуациях характера (К. Леонгард, 1984, A. E. Личко, 1983). Положения этой теории свидетельствуют о том, что низкая фрустрационная толерантность акцентуированных личностей тесно связана с «местом наименьшего сопротивления» в их характере, что и является причиной возникновения личностных деформаций в стрессовых ситуациях (в данном случае у родителей вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии).

Личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезадаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка (сильный стрессовый фактор). Это, в свою очередь, и объясняет травматизацию личности ребенка с психофизическими недостатками родителями, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации. В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, назначимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Воспитывая ребенка таким образом, родители дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно выслушивают ребенка, помогают ему в постепенном разрешении его проблем. Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Они вместе с ребенком преодолевают трудности на его пути. Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком. Это позволяет оптимизировать социальную детерминанту развития ребенка и его интеграцию в социум.

Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, специальной психологической помощи.

Под понятием психологической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, мы понимаем системный подход, позволяющий оказать этим семьям комплексную всестороннюю психокоррекционную помощь, включающую их психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию.

К сожалению, отсутствие государственной системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, и единой политики государства в данной области не позволяет разрешать многочисленные трудности этой категории лиц.

В этом контексте работа по оказанию психологической помощи родителям ребенка с отклонениями в развитии обретает приоритетное значение.

Число семей, в которых рождаются дети с ОВЗ неуклонно растет.

В органах социальной защиты Российской Федерации состоят на учёте свыше 300 тысяч детей с инвалидностью, что составляет 1% от детской популяции.

По данным отраслевой статистической отчетности на 01.01.2010 года в Ярославской области проживает 3113 детей с инвалидностью, из них 404 инвалидность поставлена впервые. Распространенность инвалидности: 147.1 на 10000 детского населения.

По результатам мониторинга детей с инвалидностью в медицинской и психологической реабилитации нуждается около 70 % этих детей.

Понятно, что рождение ребенка с ограничениями не только меняет жизнь родителей, но и изменяет их представление о своей роли и месте в жизни. Следует отметить и тот факт, что социализация и развитие ребенка с ОВЗ не могут быть достигнуты без приобщения к этому процессу семьи. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: родители являются первыми педагогами(3, ст.14).

Актуальность созданной нами программы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы гармонизации личности родителей детей с ОВЗ стоят особенно остро и в Угличском районе и городеУгличе.

В Угличском муниципальном районе проживает 7823 несовершеннолетних (на 01.01.2011 г.). Из них 119 детей с инвалидностью - на 01.01.2011 года (117 чел. на 01.01.2010 года).

На сегодняшний день помощь в социальной адаптации детей с ОВЗ, их психологическую реабилитацию и психологическую поддержку их родителей в Угличском муниципальном районе осуществляет только Центр «Гармония».

Специалисты Центра «Гармония» разработали комплексную программу «Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья «Сделай шаг».

Эта программа направлена на творческое развитие и социальную адаптацию ребёнка с инвалидностью, преодоление им чувства одиночества и неполноценности. Физические возможности у ребёнка-инвалида ограничены, но когда перед ним открывается возможность творческого постижения мира, восприятия чужого и собственного творчества - это и есть настоящая РЕАБИЛИТАЦИЯ.

Почему именно эта работа кажется специалистам Центра важной и необходимой?

На протяжении 17 лет главной целью деятельности Центра «Гармония» является формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья у участников образовательного процесса. В последние годы одним из приоритетных направлений деятельности Центра стало психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (дети инвалиды и дети, обучающиеся в специальных коррекционных классах).

Такое направление выбрано неслучайно.

Во-первых, психологической реабилитацией и социальной адаптацией детей с инвалидностью в системе в Угличском муниципальном районе не занимались ни органы социальной защиты населения, ни сфера образования.

Во-вторых, Центр «Гармония» имеет прекрасную ресурсную базу для работы с детьми с ОВЗ и их родителями. Это, прежде всего, сплоченный коллектив единомышленников, профессионалов своего дела, постоянно повышающих профессиональную компетентность, людей творческих, живущих в ногу со временем (педагоги-психологи, педагоги, логопеды, специалисты по оздоровительной физкультуре). В Центре накоплен богатый дидактический и методический материал, имеется сенсорная комната и комната двигательной активности с самым современным оборудованием. Ежегодно техническая база Центра пополняется новейшим оборудованием: специальными приборами для сенсорной комнаты, играми для занятий в комнате двигательной активности, дидактическими играми и пособиями, а так же постоянно приобретается методическая литература.

В-третьих, специалисты, работающие с детьми с ОВЗ и их родителями, заинтересованы деятельностью по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и имеют высокий уровень коммуникативной культуры.

В процессе реализации программы «Сделай шаг» все специалисты подтвердили вывод о том, что ведущую роль в достижении ребенком определенных результатов, играет семья воспитанника, актуальное психологическое состояние родителей на этапе реабилитации, степень их включенности в процесс и т.д.

Как помочь родителям ребенка с ОВЗ справиться со своим внутренним состоянием, принять своего ребенка и занять активную позицию по отношению к будущему, сохранив при этом свое психическое здоровье?

С целью ответа на этот вопрос специалистами Центра была создана новая психологическая программа «Шаг вместе» - программа психологической поддержки семей детей с ОВЗ.

Данная программа была разработана с учетом возможностей специалистов нашего Центра, оборудования сенсорной и игровой комнат.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на активное использование в деятельности специалистов эффективных форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

Новизна программы «Шаг вместе» состоит в том, что в нашей программе центральным является психологическое состояние самого родителя и его коррекция с опорой на внутренний или внешний ресурс, тогда как большинство программ психологической помощи родителям детей с ОВЗ направлены на их обучение взаимодействию с особенностями своего ребенка.

 

Цель программы – помощь в создании благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с ОВЗ (путем содействия родителям в решении их личностных и межличностных проблем), вооружение родителей знаниями по эффективному взаимодействию с детьми, выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка.

 

При этом целесообразно решать следующие задачи:

-психологическое изучение личностных особенностей родителей, особенностей их родительского отношения к детям

-помощь родителям в осознании и преодолении личностных деформаций

-помощь в эмоциональном принятии своего ребенка и формировании навыка эффективного общения с ним.

 

Программа опирается на общепринятые психолого-педагогические принципы:

 

- Принцип партнерства. Предполагает установление доверительных отношений, исключающих оценивание, доминирование, указание на физическую и психическую неполноценность ребенка и дефицитарность семьи в целом.

 

- Принцип научности. Процесс психологической поддержки должен опираться на современные научные представления о семье как объекте психологического воздействия, об основных закономерностях, определяющих логику развития и функционирования семьи, как особого пространства жизнедеятельности, на знание психологических особенностей проблемных семей, к которым относится семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ.

 

- Принцип системности. Реализация данного принципа требует использования системной модели семьи.

 

- Принцип доверия. Результативность психологической поддержки обусловлена способностью специалистов устанавливать и поддерживать особый тип доверительных отношений, которые в течение длительного времени гарантируют психологическую и социальную безопасность, конфиденциальность, доверие, поддержку и помощь в решении задач, связанных с воспитанием ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

 

- Принцип комплексности. Данный принцип предполагает участие в оказании психологической поддержки семьи детей с ОВЗ команды специалистов, принимающих цели и содержательные идеи психологической поддержки, включенных в единую организационную модель:

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.