Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профориентированное консультирование





Особое значение в профессиональном становлении молодого человека играет семья, ее позиция по отношению к ребенку-инвалиду, понимание перспектив его профессионального будущего.

В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают:

  • ориентация родителей в основных целях профессиональной реабилитации их ребенка;
  • формирование адекватных ожиданий относительно прогноза профессиональных перспектив ребенка;
  • формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку по профориентации и планированию будущей карьеры;
  • повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей;
  • ознакомление с результатами профориентационного психодиагностического изучения молодого инвалида.

Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения. Далее мы раскрываем содержание каждого этапа консультативного процесса.

Тактика психолога в процессе консультирования

При проведении психологического исследования семьи и ее консультирования важную роль играет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактика психолога во время общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:

  • установлением контакта на уровне «обратной связи»;
  • коррекцией понимания родителями проблем ребенка;
  • коррекцией межличностных (родитель — ребенок и ребенок — родитель) и внутрисемейных (мать ребенка — отец ребенка) отношений.

Установление контакта на уровне «обратной связи»

Главная тактическая задача психолога при установлении контакта на уровне «обратной связи» заключается в том, чтобы в результате консультирования семья смогла бы разрешить свои проблемы и чтобы процесс их преодоления приобрел бы конструктивный характер. Поэтому при необходимости важнейшим условием конструктивного взаимодействия психолога с семьей становится пролонгированное консультирование. Оно может длиться столько времени, сколько это необходимо семье, т. е. два, три сеанса, а иногда и более. В некоторых особо сложных случаях консультирование постепенно переводится в стадию психологического сопровождения семьи.
С целью достижения максимально позитивного результата консультирования формируется доверительный контакт с родителями на уровне «обратной связи». Его цель — убедить родителей в том, что их понимают, сочувствуют им и пытаются помочь. Уровень достижения сочувствия должен быть достаточно высоким, таким, чтобы родитель ощутил весомую психологическую поддержку и взаимопонимание.
«Обратная связь» — это специфический психотерапевтический прием, который позволяет всем участникам процесса взаимодействия (членам семьи и психологу) устанавливать более глубокий уровень понимания друг друга и раскрывать те области осмысления проблемы, которые для родителей до контакта с психологом оставались неизвестными и скрытыми. Действие эффективной «обратной связи» позволяет снизить активность защитных психологических механизмов родителей, создать атмосферу доброжелательности и условия для высвобождения самых глубинных эмоциональных переживаний.

Коррекция понимания родителем проблем ребенка

Процесс адекватного понимания родителями проблем ребенка (его дефекта, адаптации, будущего трудоустройства и личной жизни) становится возможным лишь в случае нейтрализации и снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители с момента определения у ребенка нарушений развития. Адекватное понимание проблем возникает лишь тогда, когда родительское восприятие проблем переводится с эмоционального уровня на рациональный. Особенно значимое, фрустрирующее воздействие эмоциональный стресс оказывает на мать ребенка. Снижение напряженности переживаний у матери больного ребенка оказывается возможным лишь при ее переключении с предмета переживаний («У меня родился больной ребенок», «Мой ребенок не такой, как все») на деятельность, направленную на преодоление данной проблемы.
Для родителей проблемного ребенка такой деятельностью становится коррекционный образовательный процесс, направленный на развитие их ребенка. Приобщение родителей к коррекционно-развивающей работе со своим ребенком дает им возможность личного участия в формировании его будущего и позволяет проявить свой духовный потенциал. Творческая реализация родителями педагогической деятельности служит повышению их самооценки и одновременно способствует снижению эмоционального напряжения.
С другой стороны, педагогический процесс является той формой взаимодействия, в рамках которой формируется общение между родителями и ребенком, психологом и ребенком, психологом и родителями ребенка. Конструктивное общение является универсальным механизмом коррекционного воздействия, которое оказывает психолог на родителей проблемного ребенка.

Только в атмосфере позитивного эмоционального контакта психолог может ожидать от родителей взаимопонимания и выполнения его советов. С целью укрепления этого контакта и для решения задач, направленных на коррекцию дефекта ребенка, родителям или только матери предлагается посетить несколько индивидуальных коррекционных занятий с ребенком. Это позволяет не только решать проблемы социальной реабилитации ребенка, но и оказывать действенную психокоррекционную помощь семье в лице его родителей.

Организация пролонгированного консультирования, в рамках которого проводятся подобные индивидуальные коррекционные занятия, осуществляется в первую очередь для родителей тех детей, которые испытывают особые трудности в социальной адаптации и в обучающем процессе.
Одновременно коррекция понимания родителем проблемы ребенка проводится с учетом материнской и отцовской позиций родителей ребенка.

Особенности консультирования отцов

Как показывает практика, у отцов детей с отклонениями в развитии чаще проявляется следующая позиция: стремление скрыть существование больного ребенка, желание «не видеть» и не замечать наличие отклонений в его развитии, в некоторых случаях даже отсутствие желания обсуждать эту проблему. Следует отметить, что до настоящего времени, к сожалению, не проводилось сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей по отношению к ребенку с проблемами в развитии. Однако опыт подсказывает, что, в отличие от материнской, отцовская позиция характеризуется большей закрытостью и отсутствием желания идентифицировать себя с больным ребенком. Эта проблема, видимо, связана с ролью отца в патриархальном типе семьи. Отец — глава семьи и вершитель судеб ее членов. Он осуществляет взаимосвязь между различными поколениями и эпохами. В случае если рождается больной ребенок, для отца эта связь нарушается.

Переживания отца, вызванные проблемами ребенка, направляются чаще на сокрытие тяжести проблемы. Затем этот процесс у некоторых отцов трансформируется в отчуждение от переживаемого, далее в отчуждение от проблемы и может завершиться полным отчуждением от самого ребенка. Такие отцы чаще стремятся исправить свою личную, жизненную ситуацию с помощью рождения другого ребенка или другого брака, а о том, что случилось, забыть.

Учитывая сложность и многоаспектность проблемы принятия отцами «дефектного» ребенка, процесс консультирования направляется на:

· поддержку и развитие у отца ребенка потребности к сохранению семьи или, если развод неизбежен, на формирование ответственности за содержание и материальное обеспечение ребенка и его матери;

 

· щадящее отношение к переживаниям отцов о будущем ребенка, снижение уровня травмированности по поводу психической и физической «дефектности» ребенка;

 

· развитие стремления к оказанию помощи матери ребенка, пониманию ее трудностей, к оказанию психологической поддержки;

 

· привлечение отца к общению с ребенком (воскресные прогулки, возложение на него ответственности за физическое развитие ребенка, совместный отдых, семейные праздники и др.).

Чрезвычайно актуальная для отцов проблема наследования решается через ознакомление с международными юридическими нормативными актами в отношении прав детей-инвалидов.

Особенности консультирования матерей

Главное отличие материнской позиции от отцовской проявляется в том, что дефект ребенка воспринимается подавляющим большинством матерей как данность, с которой нужно научиться жить. Матери принимают проблему ребенка качественно иначе, чем отцы. Активный или пассивный протест матерей прежде всего направляется против самого дефекта. Матери не принимают дефект ребенка, но они не могут не принять самого ребенка, своего ребенка. В этом проявляется основное свойство материнского инстинкта — сохранить зародившуюся жизнь, а затем постоянно оберегать, защищать и растить свое дитя, каким бы оно ни было.
В связи с этим тактика психолога в работе с матерями проявляется:

  • в снятии напряженности в контактах с ребенком и социумом;
  • в обсуждении проблем конкретной семьи как проблем, существующих во многих подобных семьях, а также в семьях, воспитывающих здоровых детей.

Перед процессом консультирования ставятся следующие задачи:

  • формирование продуктивных форм взаимоотношений с ребенком в семье и в социуме;
  • коррекция позиции матери, исключающей наличие проблем у ее ребенка («Мой ребенок — такой, как все, у него нет проблем. Вот подрастет, и все само собой пройдет»);

 

  • коррекция позиции матери, характеризующейся гиперболизацией проблем ребенка, уверенностью в бесперспективности его развития («Из него никогда ничего не получится!»);

 

  • коррекци позиции матери, минимизирующей проблемы ребенка, ожидающей чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым.

 

Коррекция межличностных (родитель — ребенок и ребенок — родитель) и внутрисемейных (мать ребенка — отец ребенка) отношений

Коррекция взаимоотношений в диаде родитель — ребенок, ребенок — взрослый может строиться только на воспитании родителями в ребенке чувства любви и привязанности к дому, близким, родителям, на формировании адекватных поведенческих форм общения и навыков самообслуживания. Психолог раскрывает родителю секреты воспитательных приемов и способов управления больным ребенком. Он формирует у родителя установку на создание адекватных, взаимно теплых отношений с ребенком.
Нарушение супружеских взаимоотношений корригируется психологом постепенно, по мере выявления каждым из супругов особенностей своей позиции в семье. Консультирование не всегда может завершиться разрешением всех проблем семьи, воспитывающей больного ребенка. Подчас эти проблемы лишь определяются в процессе консультирования, а их разрешение требует длительного времени и совместных усилий консультируемых и психолога. Для оказания максимально возможной помощи семье целесообразно рекомендовать родителям посещение специальных психокоррекционных занятий (индивидуальных с ребенком и родителями, а также групповых для родителей). Занятия такого рода позволяют вскрыть глубинные личностные противоречия в семье и изменить отношение каждого из ее членов к субъективно неразрешаемому конфликту.

В процессе консультирования заполняется Журнал регистрации консультируемых семей (Приложение 6).

Результатом работы по данному программному блоку является помощь в решении родителями личностных проблем и переживаний, связанных с рождением ребенка с ОВЗ. Материалы приложения 4 могут быть использованы психологом-консультантом в процессе консультирования.

 

1.3 Индивидуальные занятия с родителями детей с ОВЗ

Цель: Содействие в освоении родителями форм правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком.

 

Индивидуальные формы работы служат для установления непосредственного личного контакта между ребенком и членом семьи ребенка с ОВЗ, для ознакомления его с проблемами, которые обсуждаются в группе, а также для определения потребности в посещении групповых занятий. Эти формы работы позволяют психологу познакомиться с историей жизни данной семьи, определить проблемные точки семьи и личностные особенности родителя, предложить собственно психологическую поддержку (помощь в решении личных проблем, обучение некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка).

Индивидуальная работа с родителями может предшествовать групповой, а может впоследствии осуществляться и параллельно. Содержание и количество индивидуальных занятий зависит от выявленных в ходе диагностики проблемных точек личности родителя, характера и степени нарушений развития ребенка и жизненной ситуации семьи. Данные занятия решают специфические задачи конкретной личности, то, что не целесообразно решать групповым способом. При необходимости они могут представлять собой и цикл детско-родительских встреч (решают специалисты). В процесс индивидуальных встреч с родителями активно используется работа с памятками, буклетами и раздаточным материалом (Приложение 12).

Некоторые теоретические и практические материалы, которые можно использовать для организации индивидуальных встреч с родителями (Приложение 5).

 

2. Блок группового взаимодействия

Цель: Организацияпсихокоррекционного воздействия на родителя, посещающего занятия, не только со стороны психолога, но и со стороны группы при взаимодействии участников.

Данный блок представляет собой цикл из 15 занятий для родителей детей с ОВЗ (по 2часа).

Рекомендации к формированию и организации работы психокоррекционной группы

Перед включением в группу обязательными являются прохождение родителями входящей диагностики и индивидуальная работа психолога с родителями (блок индивидуальной работы). Занятия противопоказаны людям с интеллектуальными и психическими расстройствами.

Определяя численный состав и форму работы группы, следует помнить о том, что наиболее эффективной формой являются «частично открытые» группы, состоящие из 7—10 человек, или малокомплектные группы, состоящие из 2—5 человек. «Частично открытая» группа — это группа, которая не имеет фиксированного состава участников. Она может работать, не исключая тех членов, которые по состоянию здоровья своих детей вынуждены на каких-то занятиях отсутствовать. Занятия могут проводиться еженедельно или два раза в месяц в установленные дни. С этой целью специально составляется расписание, с которым знакомятся родители. Длительность работы группы, позволяющая решить психокоррекционные задачи, учитывая глубину и константность фрустрирующего фактора, должна быть не менее одного учебного года, а лучше — двух и более лет.

На первом занятии родители должны быть обязательно ознакомлены с правилами работы группы.

В процессе работы группа проходит различные стадии своего развития, а именно:

1. Стадия независимости и ориентировки.

Эта стадия характеризуется проявлением напряженности, тревожности и страхов у членов группы.

2. Стадия нарастающего напряжения.

На этом этапе возникает и нарастает негативное отношение к психологу и к самому процессу психокоррекции. Родители начинают задавать вопросы и высказывать критичные суждения: «Зачем это нужно? Нам теперь это не нужно. Нужно было тогда, в самом начале, когда родился больной ребенок». Растущая агрессия по отношению к психологу может проявляться и в жалобах в адрес администрации учреждения о том, что подобные эксперименты никому не нужны.

3. Стадия формирования групповой сплоченности.

На этом этапе уровень напряженности в группе снижается. Растет заинтересованность к содержанию занятий, появляется сочувствие к проблемам других членов группы, возникает интерес к психологу.

4. Стадия зрелой, конструктивно работающей группы.

На этом этапе устанавливается динамическое равновесие между родительским самораскрытием и «обратной связью» между психологом и участниками группы.

Психокоррекционная работа с родителями позволяет сформировать адекватные модели поведения в семье и в обществе. У родителей формируется позитивное мышление, помогающее им преодолевать травмирующие ситуации, связанные с проблемным ребенком.

На групповых занятиях инструментом воздействия является психокоррекционная группа (горизонтальный «контур взаимодействия»). В качестве наиболее продуктивной и объективно реконструирующей самосознание родителей формы работы выступает групповая дискуссия. Материалом для дискуссий становятся специально отобранные психологом темы, особо значимые для данной категории лиц. Таковыми являются темы, освещающие:

· внутренние психологические проблемы родителей, которые воспитывают детей с отклонениями в развитии;

· проблемы, возникающие при взаимодействии родителей с больным ребенком в микро- и макросоциуме;

· проблемы, возникающие во взаимоотношениях супругов, членов семьи, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, и др.

Задачи блока группового взаимодействия

  • изменение родительского отношения к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;
  • снятие тревожности; проработка и интеграция негативного эмоционального опыта; переживание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций; создание ситуации безопасного принятия эмоций негативного характера; переживание положительных эмоций, связанных с принятием, поддержкой и взаимопомощью в группе;
  • оказание эмоциональной поддержки родителям;
  • формирование эффективной родительской позиции; формирование эмпатии;
  • формирование позитивной самооценки;
  • формирование чувства личной и культурной идентичности;
  • обучение способам самопомощи через игру, движение, рисунок; обучение некоторым приемам и способам релаксации;
  • формирование позитивной самооценки;
  • обучение родителей формам и методам эффективного взаимодействия с ребенком; формирование и развитие позитивных установок в сознании родителей; оптимизация родительско-детских отношений;
  • развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению; развитие навыков адекватного общения с окружающим миром.

Структура занятий

Общая структура занятия включает в себя следующие разделы:

 

- ритуал приветствия (позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и принятия);

 

- разминка (настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять тревогу. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности);

 

- основное содержание занятия (представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на развитие личностных качеств, формирования социальных навыков, установление взаимоотношений между родителем и ребенком, динамическое развитие группы);

 

- медитация-визуализация (снимает психическое напряжение, помогает аккумуляции положительных эмоций);

 

- рефлексия занятия (предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии);

 

- ритуал прощания (способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе).

Приемы, применяемые на занятиях:

- Проективный рисунок: изображение своих ощущений и переживаний с помощью красок помогает участникам избежать описания личных проблем. После завершения процесса рисования изображенные чувства и отношение к ним обсуждается в группе. Сначала психолог предлагает всей группе, исключая автора, понять смысл выраженных в рисунке чувств и просит рассказать об этом. Затем своими мыслями и ощущениями о нарисованном делится сам автор рисунка;

 

- Элементы арт-терапии материализуют переживания участников, способствуют их пониманию, переосмыслению и высвобождению от них;

-ролевые ситуации позволяют вербализировать свои и чужие чувства, вызванные проигранной ситуацией. Эти ситуации подвергаются групповому обсуждению и анализу участниками группы;

 

- Аутотренинг направлен на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального и психоэмоционального напряжения;

 

- Элементы психологического тренинга позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, а также найти выход из нее. В данном случае можно наглядно убедиться в том, что из любой ситуации можно найти несколько вариантов выхода. Причем человек сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя наиболее подходящий.

 

Кроме того, используются такие приемы, как психологическая скульптура, коммуникативная игра, техника «пустого стула», дискуссия, игра-драматизация, коммуникативные упражнения, музыкотерапию и т.д.

 

Необходимые материалы и оборудование: краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки; бумага разного формата; журналы с картинками; клей, кисточки; ножницы, пластилин; музыкальный центр со сборниками различной музыки.

 

Анализируя результаты диагностического обследования родителей детей с ОВЗ, нами были определены общие проблемные точки, исходя из этого мы определились с тематикой и оптимальным содержанием занятий (в зависимости от проблем родителей они могут меняться).

 

Тематический план групповой работы с родителями

Месяц реализации Тема занятия Цель, реализуемая в процессе занятия
1-2 неделя ноября «Давайте познакомимся!» Познакомить участников друг с другом и с групповой формой работы. Создать атмосферу доверия, снизить напряженность и тревожность родителей.
3-4 неделя ноября «Моя жизнь» Помощь родителям в осознании личностных проблем, связанных с появлением ребенка с ОВЗ. Помощь в поиске возможных путей их решения.
1-2 неделя декабря «Люди говорят» Обучение техникам, снимающим эмоциональный стресс, негативные переживания. Оказание психологической поддержки участникам группы.
3-4 неделя декабря «Наши страхи» Обучение технике преодоления чувства страха, связанного с рождением ребенка с ОВЗ.
3-4 неделя января «Я и мой ребенок» Помощь родителям в осознании различий между внутренним миром ребенка и взрослого. Обучение родителей навыкам анализа причин поведения ребенка, исходя из его позиции.
1-2 неделя февраля «Мое Я» Помощь в формировании понимания своей индивидуальности и неповторимости
3-4 неделя февраля «Маски» Помощь в формировании понимания своей индивидуальности и неповторимости.
1-2 неделя марта «Я глазами окружающих» Помощь в формировании социальной идентичности, чувства самоценности и ценности другого человека.
3-4 неделя марта «Наследство» Помощь в анализе и синтезе позитивного и негативного жизненного опыта.
1-2 неделя апреля «Зона прочности» Помощь в активизации внутренних личностных ресурсов родителей детей с ОВЗ.
3-4 неделя апреля «Эффективное взаимодействие» Помощь родителям в осознании позиций в общении с ребенком и их эффективности. Раскрытие психологического смысла способов общения, их влияние на ребенка.
1-2 неделя мая «Принятие» Помощь в формировании представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви, а также развитии навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка.
3-4 неделя мая «Сотрудничество» Расширение представлений родителей об умениях, возможностях и способностях детей, выработка навыков сотрудничества с ребенком. Формирование умений создавать условия для удовлетворения потребности ребенка в сотрудничестве с ним.
1-2 неделя июня «Фактор контроля» Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине, помощь в формировании умений регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком.
3-4 неделя июня «Планы на будущее» Помощь в осознании ресурсов будущего, представление позитивной картины будущего.

 

Примерное содержание занятий:

Занятие 1 «Давайте познакомимся!»

Цель: познакомить участников друг с другом и с групповой формой работы, создание атмосферы доверия, снижение напряженности и тревожности родителей.

Ход занятия:

1.Ритуал приветствия

Упражнение «Имя»

Участники группы сидят в кругу. Каждый называет свое имя в той форме, которая ему больше нравится. Затем на первую букву имени называет качество, которое помогает ему в общении, а на последнюю – качество, которое мешает. Начинает ведущий.

2.Разминка

Упражнение «Интервью»

Участники разбиваются на пары и интервьюируют друг друга. Примерные вопросы:

-Увлечения

-Профессия

-Жизненный девиз

-Сильные и слабые стороны характера и т.д.

3.Основное содержание

-Правила общения в группе

Ведущий объясняет участникам основные цели и задачи предстоящей работы, особенности групповой формы работы и знакомит с правилами работы группы (правила записываются на листе ватмана и вывешиваются на каждом занятии):

*Доверительный стиль общения - рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность.

*Искренность в общении – если не будет искренности, мы не сможем общаться.

*Конфиденциальность – никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что все, что он сказал на занятии, останется в группе.

*Группа оказывает поддержку каждому участнику.

*Предметом обсуждения на занятиях являются проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

*Личная активность каждого участника.

После этого участники делятся своими мыслями, ожиданиями, запросами, тревогами, связанными с предстоящими занятиями, и чувствами, с которыми они пришли.

-Работа с тематическим опросником «Мой жизненный путь. Мои успехи и мои неудачи» (Приложение 8)

Участники группы заполняют бланки опросника, затем подробно обсуждают ответы каждого (примечание для ведущего: если участник называет в качестве своей личной неудачи рождение больного ребенка. Психолог должен найти аргумент, чтобы подвергнуть сомнению это высказывание).

4.Медитация-визуализация

Упражнение «Создание внутреннего личного места» (Приложение 9)

5.Рефлексия занятия

Участники выражают свои чувства по поводу происходящего на первом занятии.

6.Ритуал прощания

Упражнение «Снежный ком». Участники на прощание называют свое имя и имя стоящего перед ним участника со словами: «Я – Оля и я говорю Вам: «до следующей встречи!»- «Я Юля и я говорю Вам: «до следующей встречи, Оля», ведущий. Прощается, перечисляя по именам всех.

 

Занятие 2. «Моя жизнь»

1.Ритуал приветствия

«Игра-шутка с почесыванием»

Участники, стоя в кругу, называют свое имя со словами: «Меня зовут Оля, я почесываю здесь» (почесывает, например, голову). Следующий участник говорит: «Ее зовут Оля, она почесывает здесь» (демонстрирует, дотягиваясь до головы Оли). Потом называет свое имя и показывает, где почесывает он.

2.Разминка

Упражнение «Мои чувства»

Участникам раздаются карточки с различными чувствами: грусть, злость, радость, обида, спокойствие, стыд, вина, зависть и др. И предлагается описать жизненные ситуации, в которых у них возникает выбранное чувство.

3.Основное содержание

Коллаж на тему «Моя жизнь до рождения и после рождения ребенка»

Участники группы получают по два листа бумаги формата Аз. Психолог предлагает рассмотреть журналы и вырезать из них любые иллюстрации, заголовки и тексты, имеющие отношение к их жизни, и объединить их в коллажи. Первый лист – жизнь до рождения, второй – после. Задание выполняется в течение 30 минут под музыку.

Представление работ: дать название, рассказать о ней.

После представления работ участники рассказывают о том, что чувствовали в процессе создания работы, после ее завершения. Описывают работу от первого лица, строят диалоги между отдельными частями работы.

В конце работы психолог обобщает высказывания, вычленяет основные проблемы и общие трудности, связанные с рождением ребенка с ОВЗ.

4.Медитация – визуализация

Упражнение «Познакомьтесь со своим проводником» (Приложение 9)

5.Рефлексия занятия

Участники выражают свои чувства по поводу происходящего на занятии.

6.Ритуал прощания.

Участники, сидя по кругу, прощаются, прикосновением ладоней.

 

Занятие 3. «Люди говорят»

1.Ритуал приветствия

Участники здороваются, прикасаясь друг к другу ладонями.

2.Разминка

Упражнение «Я думаю, что ты…»

Каждый на бланке (Приложение 10) отмечает в течение 10мин свое мнение – какой участник соответствует в большей степени той информации, которая дана. Затем следует обсуждение, если человек соглашается с мнением читающего, то в соответствующей графе можно подчеркнуть это утверждение.

3.Основное содержание

Игра «Люди говорят»

Ведущий говорит о том, что окружающие люди, встречая ребенка с особенностями развития, часто говорят неприятные и грубые вещи. И просит вспомнить подобные слова, которые звучали в адрес самого родителя или ребенка. Их проговаривают по очереди, даже если это звучит очень грубо.

После каждого высказывания остальные словом, жестом или действием выражают поддержку говорящему.

После упражнения делается вывод о том, что мы не можем изменить общество, но если человек знает, что есть люди, которые его поддерживают, - становится легче.

Упражнение «Иной»

Ведущий говорит о том, что у каждого из присутствующих родителей прошел разный промежуток времени после того, как они узнали о болезни ребенка. О том, что все родители пережили и некоторые до сих пор переживают разные чувства и трудности. И просит их вспомнить то время, когда они узнали об ограничениях своего ребенка, и, используя любые изобразительные средства, сделать работу под названием «Иной». Данная работа должна символически отображать образ вашего особого ребенка. Время на работу 30минут.

Представляя работы, участники рассказывают о ней, так, как хотят. После этого ведущий просит рассказать, что чувствовали участники в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения.

4.Медитация – визуализация

Упражнение «Судно, на котором я плыву» (Приложение 9)

5.Рефлексия занятия

Участники выражают свои чувства по поводу происходящего на занятии.

6.Ритуал прощания.

Участники, сидя по кругу, прощаются, говоря, сидящему слева, свое доброе пожелание.

 

Занятие 4 «Мои страхи»

1.Ритуал приветствия

Упражнение «Зеркало»

Участники становятся парами лицом друг к другу. Один из них производит замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения партнера, быть его «зеркальным отражением». Через 3минуты они меняются местами.

2.Разминка

Игра «Я не могу себя реализовать»

Ведущий просит участников продолжить предложение «Я всего лишь родитель ребенка с ограничениями, хотя мог бы…»

Потом ведущий просит каждого ответить самому себе на вопросы: почему «мог бы»? А что сейчас? Кто вы? Где вы? Каждый участник заявляет вслух о себе.

Обсуждение актуального состояния.

3.Основное содержание

Упражнение «Страхи»

Ведущий дает задание: используя изобразительные средства, показать свои страхи, связанные с ребенком (20 минут).

Представляя свои работы, каждый участник показывает свою работу, остальные сообщают, какие ассоциации вызывает работа.

После представления работ ведущий предлагает участникам выписать в столбик все свои страхи, затем записать, с чем он связан и что можно сделать, чтобы избавиться от него.

Обсуждение.

4.Медитация-визуализация

Упражнение «Ласковые волны» (Приложение 9)

5.Рефлексия занятия

Участники выражают свои чувства по поводу происходящего на занятии.

6.Ритуал прощания.

Участники, сидя по кругу, прощаются, демонстрируют (любым способом), сидящему слева, свое доброе отношение.

 

Занятие 5 «Я и мой ребенок»

1.Ритуал приветствия

Упражнение «Я тебе желаю...»

По кругу продолжить предложение: «Именно сегодня я желаю тебе…»

2.Разминка

Упражнение «Родитель и ребенок»

Ведущий объясняет роль телесных прикосновений в общении между людьми. Затем предлагает участникам разбиться на пары, в которых один выполняет роль родителя, другой – ребенка. Родитель выражает свои чувства по отношению к ребенку, прикасаясь к нему и сопровождая свои действия ласковыми словами. Через 3 минуты участники меняются ролями.

Далее идет обсуждение на тему «Кем вам понравилось быть. Почему?»

3.Основная часть

Упражнение «Мои мысли о ребенке»

Ведущий предлагает участникам заполнить тематические опросники: «Оценка качеств человека» и «Что я люблю и что мне нравиться в моем ребенке» (Приложение 8), затем выделенные свойства детей и отношение к ним обсуждаются.

4.Медитация-визуализация

Упражнение «Ave Maria» (Приложение 9)

5.Рефлексия занятия

Участники выражают свои чувства по поводу происходящего на занятии.

6.Ритуал прощания.

Участники, сидя по кругу, прощаются, говоря, сидящему слева и его ребенку, свои пожелания.

 

Занятие 6 «Мое «Я»»

1.Ритуал приветствия

Упражнение «Перевоплощение»

Участники приветствуют друг друга, используя перевоплощение в любой предмет. Группа должна догадаться, что это за предмет (например: «Добрый день, друзья, я радо слепить ваши глазки своими яркими лучами сегодня…»)

2.Разминка

Упражнение «Самохарактеристика»

Ведущий предлагает участникам на листочках составить самохарактеристику, не указывая при этом каких-то явных признаков(детали одежды, цвет волос) в течение 15 минут. Затем психолог собирает листочки и зачитывает написанное вслух. Группа угадывает, чья это характеристика.

Далее идет обсуждение, что чувствовали участники, когда читали вашу характеристику, когда вас угадали или, наоборот, не угадали.

3. Основное содержание

Упражнение «Я – глазами других»

Ведущий предлагает выполнить участникам следующее задание – изготовить маску на тему: «Я – глазами окружающих». Надо изобразить себя так, как на ваш взгляд вас воспринимают люди, какие черты в вас видят близкие, соседи, коллеги.

4.Медитация-визуализация

Упражнение «Мудрец из храма» (Приложение 9)

5.Рефлексия занятия

Участники выражают свои чувства по поводу происходящего на занятии.

6.Ритуал прощания.

Участники, сидя по кругу, прощаются, говоря, сидящему слева, комплимент.

 

Занятие 7 «Маски»

1.Ритуал приветствия

Упражнение «Приветствие»

Участники ходят по комнате и молча, не произнося ни слова







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.