|
Этика человека в экономике: экономико-философский взглядОб этике человека, функционирующего в экономической среде, в том числе вступающего в рыночные отношения ведутся жаркие дискуссии вот уже ни одно столетие. И до сих пор не сложилось определенного понимания о ней. Одной из указанных этик выступает этика утилитаризма, согласно которой моральная ценность того или иного действия определяется его полезностью. Под полезностью поступка понимается, так называемое, интегральное удовольствие или счастье всех людей, которых так или иначе затрагивают последствия того или иного действия. То есть нравственная оценка дается не самому поступку, а его последствиям, результатам. Таким образом, «цель оправдывает средство».Следует отметить, что в основе этики утилитаризма лежат гедонизм и эвдемонизм, которые сами по себе не выступают моральными системами. При этом гедонистом может быть как человек эгоистичный, так и альтруистичный. Не в пример этике утилитаризма, деонтологическая этика и этика добродетелей подвергают оценке не результат поступка, а его самого и субъектов, совершивших данный поступок. Поэтому основной принцип деонтологической этики – «делай, что должен, и будь что будет». Этика добродетелей буквально разделяет людей на плохих и хороших, исходя из того, что они делают. А этика утилитаризма, прежде всего, задается вопросом: «Хорошо ли человеку или плохо?». Таким образом, этика утилитаризма в целом пренебрегает такими категориями как достоинство, долг, а также воздание, поскольку даже аморальный человек, по мнению утилитаристов» заслуживает счастья. Ярким представителем этики утилитаризма в период с XVIII по XIXвека выступает Иеремий Бентам. По его мнению, в конечном счете, человек стремится к максимизации личностного удовольствия и счастья, а не общественного. Поэтому достижение общего счастья возможно только благодаря поддержке этики утилитаризма со стороны государства. На рубеже XIX – XX веков этикой утилитаризма занимались Австрийская экономическая школа и маржиналисты. Яркими представителями являются Людвиг фон Мизес, Вильфредо Парето, Карл Менгер. В частности, их идеи сводились к тому, что каждый индивид стремится к максимизации полезности, личностного удовольствия и счастья. Именно это побуждает человека вступать в товарно-денежные отношения с другими людьми. Данные идеи нашли отражение в политической мысли XXвека. В качестве примера можно привести труд Л. Мизеса «Всемогущее правительство: Тотальное государство и тотальная война», в котором выражается его идея о крахе построения государства всеобщего счастья в стране с господствующей идеологией. По его мнению, такие государства в попытках повысить благосостояние народа в целом, принесли ему больше страданий, чем счастья. Таким образом, Мизес опровергает представление Бентама о том, что достижение общего счастья возможно при непосредственной поддержке со стороны государства. В целом, можно говорить о том, что этика утилитаризма в своей основе очень противоречива, поскольку пытается решить, как кажется авторам данной монографии, неразрешимый вопрос: «Как сделать всех людей счастливыми: заботиться о личностном счастье и удовольствии (если каждый позаботиться в первую очередь о себе, каждый будет счастлив в той мере, насколько постарался сам для себя) или рдеть об интересах общества в целом? («Дедукция или индукция?», «От частного к общему или от общего к частному?»). Этика добродетели дает однозначный ответ на этот вопрос: «От частного к общему». Начало этике добродетели, как представляется авторам данной монографии, было положено Адамом Смитом, ибо «результаты деятельности даже эгоистичного человека, преследующего собственные интересы, приводят к большему общественному благу, нежели те, посыл которых – рдение за общее благо». То есть люди на первое место ставят удовлетворение собственного благополучия и счастья, однако им вовсе не чужды такие понятия как мораль, нравственность, нематериальные ценности и пр. Таким образом, можно говорить о том, что этика добродетели во многом исходит из этики утилитаризма и не противоречит ей. Основными популяризаторами этики добродетели несомненно выступают Айн Рэнд, Дейдра Макклоски, Ротбард, Элизабет Энском, Аласдер Макинтайр и другие. Если говорить об этике добродетели Дейдры Макклоски, то онаблизка к учению Аристотеля, а также Фомы Аквинского, поскольку говорит о том, что каждый человек стремится к счастью, которая заключается ни в чем ином как в добродетельной жизни. При это выделяется семь основополагающих добродетели: мужество, умеренность, справедливость, благоразумие, вера, надежда, любовь. Вместе с тем, на ее философию оказала непосредственное влияния этика утилитаризма, кантианство, а также экзистенциализм. Ее теория рынка и рыночного человека основана на свободном выборе (человек конструирует себя сам[157]), однако этот выбор рассматривается через призму культуры (формируемая по средствам манипуляций с языком – дискурсы, нарративы и пр.), которая присуща отдельному человеку. При этом немаловажную роль играют институты, поскольку именно в них и формируется культура. Таким образом, в рамках подхода к рыночной этике Дейдры Макклоски можно говорить об индивидах как о максимизаторах личностной полезности[158], на выбор которых влияет культура, возникающая во взаимодействии с другими людьми. Поэтому добродетели человека, в том числе человека рыночного не могут быть константой – они подвижны. Кроме того, у каждого класса (аристократии, крестьянства, буржуазии и духовенства) в определенный исторический период добродетели свои. Следует подчеркнуть, что по мнению Дейдры Макклоски, развитые рынки существовали еще с глубокой древности. И причина, так называемого, Великого обогащения не столько в нем, как в факте его существования, сколько в признании идеи о том, что жизнь буржуазии как класса, который непосредственно вовлечен в рыночную систему, может быть добродетельной. Отсюда вытекают идеи классического европейского либерализма, которые были рассмотрены в главе 1. Для буржуа имеет первостепенное значение доверие при совершении сделки. Тем не менее, наряду с буржуазными добродетелями, до сих пор не утратили свою силу крестьянские и аристократические. По этой причине, по мнению Д. Макклоски, критикуют капитализм, часто не разделяя добродетели и соответствующие действия одного абстрактного класса от другого. Например, тезис о том, что к конкурентам нужно относиться как к врагам, стремясь вытеснить их с рынка, восходит вовсе не к буржуазной этике, а скорее к аристократической риторике[159]. Нельзя говорить о том, что не имеют место такие явления как конкуренция и борьба различных интересов, однако буржуазные добродетели направлены именно на сотрудничество, а не на усугубление данных явлений. Другими словами, буржуазный императив как раз и состоит в том, чтобы максимизировать собственную полезность, удовольствие и счастье путем компромисса, согласования интересов заинтересованных сторон. Именно в этой этике в экономике Дейдра Макклоски видит дальнейшую перспективу, ибо она есть залог процветания любой страны. Рассуждая о «невидимой руке» Адама Смита, Дейдра Макклоски полагает, что рыночные отношения, которые имеют стихийный, зачастую непреднамеренный характер, способствуют тому, что индивиды более чутки по отношению друг к другу, вследствие чего между ними возникают доверительные деловые отношения. Кроме того, индивиды начинают задаваться вопросом: «Что нужно и в чем нуждаются другие люди?»[160]. Поэтому этика в экономике имеет значение – рынок делает людей лучше. Если говорить об этике рынка и человека рыночного с авторской позиции, то она заключается в следующем. Этика рынка не всякая этика. Она не дает четкого представления о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо (если судить о поступках и их последствиях), хороший ли человек или плохой (если судить о самом человеке, исходя из его поступков). Этика рынка, прежде всего, этика честного и справедливого обмена. Под категорией «честности» понимается открытость информации, исключение ассиметрии информации. Под категорией «справедливости» заложено то, на что добровольно согласны две стороны сделки (продавец и покупатель). Таким образом, рынок и есть само воплощение этики. При этом если говорить о принципах рынка, которые подробно были описаны в главе 1, то их нельзя назвать принципами этики как таковыми. Это принципы, которые обеспечивают отдельному индивидууму возможность применять этические принципы на практике, другими словами, быть суверенным в индивидуальном выборе, который называется рациональностью. Не вдаваясь в особенности контроверсии рационального (аксиомы выявленных предпочтений Самуэльсона – ограниченно рационального, Саймона – иррационального, Канемана или Шиллера), авторы данной монографии могут либо заключить, что любое решение рационально не с позиции разумности (эмоциональности или интуитивности), а с позиции суверенности этого решения; либо признать понятие рациональности в данном случае нерелевантным, поскольку первостепенна именно суверенность принятия решения, а если так, то основополагающим принципом рынка как этической категории является принцип суверенности индивидуального выбора. Таким образом, этика человека рыночного, моральность его поступков определяется его честностью, справедливостью и свободой выбора. Если говорить о марксистской этике, то в целом, она также не рассуждает о моральности поступков, их последствиях, о самом человеке, совершаемом те или иные действия. «Необходимо постоянно помнить, - говорит Говард Селман, - что Маркс и Энгельс отрицали, что моральные идеалы, моральные соображения являются центральными в человеческой жизни и социальной эволюции»[161]. Марксистская этика зиждется на диалектическом материализме и классовой борьбе. Если меняются условия материального существования человека, то меняется и человеческое сознание, представления об этики, морали и нравственности. «Требуется ли глубокая интуиция, чтобы понять, что идеи, взгляды и концепции человека, одним словом, сознание человека, меняются с каждым изменением условий его материального существования, его социальных отношений и в его общественной жизни?»[162]. Другими словами, «мораль должна проверяться на прочность и целесообразность». Она определяется биологической и социальной эволюцией. Таким образом, правильность и неправильность действия обусловлена тем, что лучше для эволюционного развития. Вместе с тем, марксистская этика исходит из того, что мораль различных классов отличается друг от друга, в частности, она отлична у буржуазии и пролетариата. В соответствии с этим, согласно диалектике (тезиса и антитезиса), их столкновение неизбежно. При этом буржуазия и буржуазная этика должны быть низвергнуты, что приведет к созданию новой этики и морали – человека социалистического. Исходя из этого, марксистская мораль, с одной стороны, - действия, находящиеся в гармонии с историческим периодом, с другой стороны, движется в направлении бесклассового общества и в конечном счете оказывается за его пределами[163]. Так как буржуазная этика основана на вере в бога и на его заповедях, а буржуазия – класс эксплуататоров, который наживается на рабочих, преследуя собственные интересы, марксистская этика поворачивается к научному атеизму и объективному материализму. Однако в связи с этим возникает вопрос, какова основа этики нового человека, если бог был низвергнут. В целом, коммунистическая этика основана на 10 заповедях Моисея, хотя основными из них решено было пренебречь: поклонение одному только богу, исключая поклонения другим идолам (человеку, государству, научно-техническому прогрессу); «не воруй» - национализация частной собственности силовыми методами; «не возжелай чужого» - марксистская теория присвоения прибавочной стоимости; «не лжесвидетельствуй» - диалектическое развитие нового человека, прежде всего, заключалось в избавлении от личностного эгоизма (однако в соответствии с Посланием Святого Апостола Павла Римлянам 3:23, «каждый согрешил и лишен славы Божьей», следовательно, тот, кто утверждает, что не эгоист (даже искренне верящий в это), нарушает указанную заповедь Исх. 20:2-17, Втор. 5:6-21, поскольку ставит под сомнения слова Святого Апостола). В конечном счете коммунистическая этика претерпела крах в ее непосредственно практическом применении, поскольку не имела достаточно убедительных рациональных основ при искоренении духовных основ. Личностный эгоизм ведет к насилию, что противоречит основополагающему принципу рынка – свободе и суверенности отдельного индивида, а значит по своей сути является греховным происком дьявола. В соответствии с диалектикой, ему должно быть противопоставлено духовное, божественное начало. Его отсутствие на практике (СССР) привело к лицемерию: за лозунгами о труде во благо всего общества скрывалось стяжательство, погоня за статусом передовика в ущерб национальному богатству страны[164]. Следует отметить, что центральным вопросом в рассмотрении этики в экономике, в том числе в рыночных отношениях, выступает вопрос о социальной справедливости. Какие интересы, в первую очередь должен преследовать индивид: личностные или общественные? Кому следует поклоняться: обществу или божественному проведению? Каково место индивида в обществе? По мнению авторов данной монографии, социальной справедливости не существует. Во многом данное понятие приобрело широкое распространение, благодаря созданию и распространению коммунистической этики. Есть лишь одна справедливость – рынок. Отдельные индивиды находятся на одном большом «корабле». И каждому отведена своя роль в соответствии с предначертанной Божественной миссией. Именно она и является справедливой. При этом различия в материальном достатке между людьми являются несущественными и не являются предметом для рассмотрения. При этом общество раскрывает человеческие способности, усиливает их к добру и злу. В чем и заключены дуализм и диалектика.
![]() ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|