|
Этика человека рыночного в практической реализацииГоворя об этике рынка и человека рыночного в практической реализации, необходимо основываться на стандартах, принятых в государствах с развитыми рыночными экономиками, а также на международных стандартах. В настоящее время происходит сближение международных стандартов и национальных стандартов Российской Федерации, дабы успешно интегрироваться в мировую бизнес-среду, основанную на интересах рынка. Например, в настоящее время ЦБ РФ разрабатывает проект кодекса этичного поведения участников финансового рынка, в котором были изложены основные принципы. 1. Честность: добросовестное поведение на финансовом рынке, предотвращение конфликтов интересов участников, соблюдение обязательств, отказ от введения участников в заблуждение. 2. Справедливость: равное отношение к правам инвесторов и потребителей. 3. Транспарентность: понятность процедур и правил предоставления финансовых услуг, уведомленность о всевозможных рисках. 4. Защита: обеспечение безопасности данных клиентов, его конфиденциальную информацию; исключение ущемления чести и достоинства потребителей, психологического давления. 5. Профессионализм: соблюдение норм и законов, наличие квалификации и опыта, исполнение обязанностей «с должной тщательностью, аккуратностью, обоснованностью и независимостью, в т. ч. при применении профессионального суждения», использование «ясных, точных и понятных» формулировок участниками рынка в отношении других финансовых организаций. 6. Ответственность: в случае нарушения закона, перед клиентами, соблюдение принципа финансового благоразумия. 7. Целостность: соблюдение практики рыночного поведения участниками рынка, содействие развитию рынка и росту доверия на нем, избегание действий, «ухудшающих репутацию финансового рынка в целом и отдельных финансовых организаций»[165].
Заключение Итак, в данной монографии было всесторонне изучено понятие рынка и рыночных отношений. На основе проведенного анализа было выведено авторское определение рынка в целях совершенствования российской экономической системы путем внедрения рыночных отношений. Авторам представляется, что в основе рыночной экономики лежит моральный императив, который необходимо отразить в действующей системе российского законодательства, административных и регуляторных процедурах. Рынок как нарратив необходимо внедрить в российскую систему образования, воспитания и общественного дискурса. Наконец, делается вывод о том, что рынок – наиболее подходящая основа формирования культуры российского социума. В противопоставление рынку вводится понятие антирынок, «невидимой руке» рынка понятие «невидимой руки» антирынка как условие соблюдения единства и борьбы противоположностей (диалектики). При это предполагается, что если «невидимая рука» рынка = «невидимая рука» Бога, то «невидимая рука» антирынка = «невидимая рука» дьявола. Поскольку дьявол – сын божий, «невидимая рука» рынка выше «невидимой руки» антирынка, ибо все происходит по воле божьей. Поэтому даже зло в конечном счете приводит к благу. Всестороннее рассмотрение категории рынка предполагало определение фундаментальных принципов рынка. В частности, были приведены принципы рынка, заключенные в системах Кругмана и Мэнкью, имеющих трехуровневую структуру: принципы индивидуального выбора, принципы единичного взаимодействия индивидуальных выборов, принципы общего взаимодействия выборов в масштабах всей экономики. При этом Скалкиным В.В. предлагается новая система принципов рынка. Ее структура состоит из двух уровней: принципов естественного поведения и принципов экономического дизайна. При этом авторами данной монографии были выведены новые принципы рынка, во многом повлекшие за собой нормативную двусмысленность. Таким образом, была представлена альтернативная теория и новый взгляд на рынок и рыночные отношения. Далее не малый акцент был сделан на понятийных заблуждениях, которые зачастую приписываются рынку и рыночным отношениям. В частности, опровергается миф о том, что рынок тождественен понятию капитализма, социализм – командно-административной экономике. В связи с этим, доказывается, что Карл Маркс не был против рынка, а всячески его поощрял и даже боролся за него. Также делается вывод о том, что олигархический, олигополистический и монополистический капитализм, во многом присущий современной России, противоречит основным принципам рыночной экономики. Опровергается соответствующими практическими примерами мнение о том, чтоналичию свободного рынка приписывают несостоятельность общественных институтов, принятых в обществе. Развенчивается миф о том, что смешанная экономика есть симбиоз рынка с государственным вмешательством в экономику. Поскольку смешанная экономика означает лишь наличие частных и общественных экономических агентов, действующих в соответствии с законами рынка как самостоятельные субъекты. Другими словами, авторы полагают, что роль государства в экономике должна определяться рынком. То есть, важно не наличие и отсутствие государства, а отсутствие у какого-либо агента монополии, будь то это монополия на товар или услугу, или монополия на власть (предоставление политических услуг в ответ на общественный спрос на эти политические услуги, включая услуги по координации и регулированию, а также услуги по предоставлению публичных благ). При этом государство рассматривается в качестве отдельного экономического агента, оказывающего обществу рыночные политические услуги. Таким образом, рынок есть основа как индивидуальных, так и общественных отношений. Предполагается, что рыночной экономики в чистом виде не существует. Поэтому можно говорить лишь о степени рыночности отношений в обществе. Также разводятся такие понятия как рынок и либерализм. При этом делается акцент на том, что либерализм имеет взаимоисключающие определения. Так различается западноевропейский либерализм и американский либерализм. Делается вывод о том, что рынок хорошо себя раскрывает при либерализме западноевропейской мысли. При этом экономический либерализм способствует рынку, а социальный – угнетает. Кроме того, опровергается мнение, согласно которому свободный рынок (как хозяйственная парадигма) никогда не был присущ России и не нужен ей, поскольку у нее «свой путь». Духовные составляющие человеческой жизни не имеют отношения к устаревшим методам управления экономикой. В рамках данного контекста, по мнению авторов, религиозные убеждения (православные, а не протестантистские), не могли оказать принципиального влияния на основы хозяйственной деятельности и экономику Россию, поскольку добросовестное, ответственное, честное отношение к труду приветствуется в любой религии. В основе любого труда, прежде всего, должно лежать духовное начало. При этом категорически опровергается широко распространенное мнение, согласно которому рынок противоречит духовности. И делается вывод о том, что рыночные отношения выступают ее манифестом, поскольку материализм осуждается большинством религий, а служение Господу путем взаимопередачи объектов материального мира в заботе о ближнем, является частью рыночного обмена, хотя и не исчерпывается им. Исходя из этого, делается следующий вывод. Индивидуум, который не признает рынок подпадает под одну из трех категорий: - те, кто эксплуатирует других людей за счет нечестного (нерыночного) обмена; - те, кто таким людям сочувствует; - те, кто не понимает, что такое рынок. Рассмотрев категорию рынка, впервые в научную экономическую мысль был введен новый субъект экономических отношений – человек рыночный (homomarketus), который отождествляется с человеком разумным (homosapience). Вместе с тем, был проведен сравнительный анализ с другими представителями семейства homo: человек экономический(homoeconomicus), человек социологический(homosociologicus), человек советский(homosoveticus).При этом можно выделить две противоположные ветви. Одна ветвь представлена homosociologicus, homoantimarketus, homosoveticus. Вторая (противоположная ветвь) включает в себя homoeconomicusи homomarketus. Основополагающими качествами человека рыночного являются индивидуализм, а также обузданный эгоизм, доставшийся человеку от животного мира, но поскольку человечество сделало шаг вперед в диалектическом отношении, познав духовность, происходит борьба двух начал: животного и духовного как система сдержек и противовесов. С одной стороны, человек, находясь в рынке, преследует собственные интересы, с другой стороны, не допускает несправедливости и насилия в отношении других людей. Также чертами, присущими человеку рыночному, исходя из определения рынка, выступают честность, справедливость, а также уважение к личностной свободе. Человек рыночный осознает свой эгоизм и кается в нем. Человек антирыночный ставит эгоизм себе на службу, порождая насилие, что противоречит фундаментальному условию существованию рынка – свободе и суверенности. Другой отличительной особенностью человека антирыночного является адаптированность к текущем условиям рынка в связи с его подвижной природой. Человек рыночный не боится конкуренции, а напротив стремится к первенству в честной борьбе. Однако человек рыночный не является лизоблюдом, поступающимся собственными принципами. Его сущность подобна воде, прокладывающей себе дорогу через любой ландшафт, не меняя при этом собственной метафизики. В связи с этим, предполагается, что именно человек рыночный (homo marketus) из семейства человека экономического (homo economicus) является наиболее выживаемым и привлекательным видом будущих поколений, исходя из его метафизичности и этическо-моральных основ. Общая методология данного исследования построена на противопоставлении объективного материализма субъективному идеализму, диалектики метафизике, методологического холизма методологическому идеализму. Авторы исходят из предпосылки, согласно которой необходимо рассматривать экономику с точки зрения нарратива (поскольку объективной реальности нет и быть не может. Мир – то, что мы думаем о нем), рыночной парадигмы, через призму отдельных экономических агентов (свободных участников рынка: человека, фирмы, государства), которые следуют моральному императиву честного и справедливого обмена. При этом предполагается, что внутренняя суть человека, включая морально-этические и нравственные ориентиры остаются прежними и не зависят от изменения материальных условий существования. В данном исследовании категория рынка не рассматривается с позиции теории общего равновесия, как это делалось представителями классической школы, например, Вальрасом, Эрроу, Дебре, Саржентом, Уоллисом и др., что привело к созданию моделей DSGE. Авторы данного исследования идут параллельно ветви классической экономики, неоклассической экономики, утилитаризма, избрав ветвь, исходящую из учения Адама Смита и его основополагающего труда «Теории нравственных чувств». Исходя из этого, рынок не виртуальная стохастическая точка, не оптимум, в котором достигается экономическая эффективность, хотя это не лишнее. Однако рынок – это, прежде всего, процесс, условия человеческого удовлетворения и счастья самоотдачи. Именно в рынке, а не в иных формах человеческого общежития достигается абсолютная свобода каждого, выступающая условием абсолютной свободы всех. Таким образом, рынок – это не результат, а процесс. Метафизика рынка заключается в том, что он проходит красной нитью через возможные этапы мирового развития: глобализацию, антиглобализацию, деглобализацию, реглобализацию, минуя различные национальные особенности, присущие отдельным цивилизациям и обществам, культуру, действующие экономические системы и институты. Рынок существует вне времени и вне пространства. Понятие рынка также рассматривается точки зрения формационного, цивилизационного и эволюционного подходов. С точки зрения формационного подхода, рынок слабо себя раскрывает, поскольку не зависит от изменения материальных условий существования человека. Предполагается, что и четвертая промышленная революция этого не изменит. Хотя она путь к совершенному рынку, так как повышается открытость бизнеса, ассиметрия информации стремится к нулю, сокращаются трансакционные издержки, в том числе, связанные с временными издержками на поиск информации. Человек не сможет и помыслить об оппортунистическом поведении. Однако человеческая природа не изменна. Поэтому смена эпох, времен, промышленных и научных революций не является базисом. Примером может служить естественный отбор и борьба за выживание. Человек, имеющий животное начало не лишен этих процессов. Речь может идти лишь о смене способов и методов борьбы в первобытном обществе и в цивилизационном. Следовательно, при желании человек в цифровизированно-информационном обществе сможет изыскать пути к обхождению благ четвертой промышленной революции, дабы не иссякла борьба противоположностей (диалектика), на которой зиждется бытие человека. В рамках цивилизационного подхода, рынок, с одной стороны, как институт, с другой стороны, как нарратив рассматривается ответом на вызов к изменяющимся условия окружающей среды, как наиболее подходящая парадигма развития. С точки зрения эволюционного подхода, рынок является условием выживания человеческой цивилизации и фундаментальным условием его развития. Смена эпох и промышленных революций не изменяет метафизическую сущность человека, однако он раскрывает свои границы под воздействием усложнения структуры общества и развития материального мира, другими словами, познает себя. Также была рассмотрена этика рынка. Делается вывод о том, что этика рынка не всякая этика. Она не дает четкого представления о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо (если судить о поступках и их последствиях), хороший ли человек или плохой (если судить о самом человеке, исходя из его поступков). Этика рынка, прежде всего, этика честного и справедливого обмена. Под категорией «честности» понимается открытость информации, исключение ассиметрии информации. Под категорией «справедливости» заложено то, на что добровольно согласны две стороны сделки (продавец и покупатель). Таким образом, рынок и есть само воплощение этики. Также ставится вопрос о социальной справедливости. Авторы данной монографии полагают, что социальной справедливости не существует. Отдельные индивиды находятся на одном большом «корабле». И каждому отведена своя роль в соответствии с предначертанной Божественной миссией. Именно она и является справедливой. При этом различия в материальном достатке между людьми являются несущественными и не являются предметом для рассмотрения. Этика рынка в практической реализации сводится к основным принципам, которым должны придерживаться экономические субъекты: честность, справедливость, транспарентность, защита, профессионализм, ответственность, целостность. В завершении следует сказать, что нет сомнений в том, что свободный рынок как моральный императив честного и справедливого обмена – наиболее подходящая парадигма развития как любой страны, так и глобальной экономики в целом. Рынок – идеал, к которому нужно стремиться.
P.S. Стремитесь к счастью – стремитесь к рынку!
![]() ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|