Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 2. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ И ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ





 

Большую значимость имеет понятие стадий карьеры. Они опре­деляются как периоды, отмеченные различными задачами развития и карьерными интересами. Возникновение и смена этих периодов свя­заны с понятием «плато» карьеры, которое может быть двух видов: организационное - личность имеет потенциал, но достижение более высоких позиций в организации невозможно в силу объективных при­чин, личностное - отражает нехватку потенциала или желания рабо­тать на более высоком уровне.

Интересный подход к проблеме стадий карьеры встречается в работах С. Н. Паркинсона. Предложенная им шкала начинается с чис­лового обозначения возраста (Г), в котором конкретное лицо вступа­ет на свой профессиональный путь после обучения. Каждая последу­ющая «пора» определяется значением предыдущей с добавлением со­ответствующего числового коэффициента:

1.пора готовности (Г);

2.пора благоразумия (Б) = Г + 3;

3.пора выдвижения (В) = Б + 7;

4.пора ответственности (О) = В + 5;

5.пора авторитета (А) = 0 + 3;

6.пора достижений (Д) = А + 7;

7.пора наград (Н) = Д + 9;

8.пора важности (ВВ) = Н + 6;

9.пора мудрости (М) = ВВ + 3;

10.пора тупика (Т) = М + 7.

Так, примерно с 21 года (пора готовности) до 24 лет человек находится в поре благоразумия, с 24 лет до 31 года вступает в пору выдвижения, далее до 36 лет - пора ответственности, затем приходит авторитет, к 39 годам наступает пора достижений и т. д. Последовательное стадий карьеры определяется наличием или отсутствием в ней плато. Паркинсон полагает, что «зажимаемый», не продвигаемый по службе работник вместо указанных фаз 6-10 проходит иные фазы, а именно:

6. пору краха (К) = А + 7;

7. пору зависти (3) = К + 9;

8. пору смирения (С) = 3 + 4.

Таким образом, организационное плато может переходить в личностное, поскольку «зажимаемый» сотрудник уже смирился («отзавидовал свое с жалкой участью»). Но существуют способы, с помощью которых можно дать толчок развитию работника, находящегося на плато. Это могут быть, во-первых, спонсорство, рекомендации, во-вторых, психологическое консультирование.

Как правило, выделяют два критерия успешной карьеры: объективный и субъективный. Объективно процесс карьерного роста можно оценить по двум базовым параметрам: движение внутри организаций и движение внутри профессии. Чаще всего в качестве основного параметра объективного успеха рассматривают продвижение по слу­жебной лестнице.

Критерием личностной, субъективной успешности может быть собственное мнение человека о том, достиг ли он того успеха, к которому стремился. Важным субъективным моментом является зависимость успеха от референтной группы, к которой человек себя относит (она как бы служит критерием успеха). В то же время субъективная оценка успеха связана и с внешними параметрами - тем, что для окружающих является символами успеха (заработная плата, престиж, признание).

В процессе профессиональной деятельности человек проходит определенные этапы развития карьеры. Эти этапы различаются по своему внутреннему содержанию. В работе А. Н. Толстой [1991] вы­деляются девять этапов в эволюции индивидуальной карьеры.

1. Обдумывание будущего рода занятий. На этом этапе представ­ление о карьере ограничено профессиональными стереотипами, а критерии успеха еще размыты, личность пока только готовится на­чать соответствующий данной профессии процесс обучения.

2. Образование и тренировка. Этот этап во многом зависит от тре­бований конкретной профессии.

3. Вхождение личности в мир профессии. Для большинства лю­дей, независимо от подготовки, возникает момент «шока от реально­сти». Главная психологическая проблема на этом этапе – проблема адаптации. По мере того как человек узнает о реалиях своей работы и
о своих возможностях в ней, происходит возникновение профессио­нального «Я-концепта».

4. Профессиональное научение и дальнейшая специализация ин­дивида в условиях конкретной организации. Длительность этого эта­ па зависит от профессии, организации, сложности работы и т. д.

5. Достижение членства в организации. Человек осознает значи­мый образ себя как члена организации, как профессионала. Выясне­ны личные мотивы и личные ценности, возникает ощущение своего таланта, происходит осознание своих сил и слабостей.

6. Принятие решения о своем членстве в организации в случае
неудовлетворенности ею или больших возможностей профессиональ­ного роста в другой организации. Обычно это происходит в первые 5-10 лет карьеры.

7. Кризис. Большинство людей к середине карьеры проходят че­рез период переоценки себя, несмотря на то, что карьера складывает­ся хорошо. Возникают вопросы о правильности первоначального
выбора профессии, об уровне достижений, о будущем пути развития,
оцениваются масштаб достигнутого, степень затраченных усилий,
перспективы продолжения или смены рода деятельности и стратегий
действий на оставшийся период профессиональной жизни. Такая пе­реоценка создает базу для принятия решения о дальнейшем пути лич­ности в сфере карьеры.

8. Снижение вовлеченности в профессию и приготовление к ухо­ду на пенсию. Для некоторых людей это приготовление принимает форму отрицания: напряжение, возникающее в связи с перспективой возможного прекращения профессиональных занятий, выражается в агрессивном продолжении деятельности.

9. Уход на пенсию. Наибольший интерес представляет трансформация профессионального образа «Я», когда человек расстается профессиональной ролью.

Длительность каждого этапа различна и не всегда связана с возрастом и профессией. Степень связи с возрастом зависит от конкретной карьеры. Если человек меняет профессию, этапы могут повторяться. Конечно, приобретенная в юности профессия, как правило определяет будущую карьеру человеку, но многим людям за свои жизнь не один раз приходится переучиваться, получать новую специальность и начинать все сначала в совершенно новой для себя деятельности. Люди меняют работу в тридцати-, сорока- и пятидесятилетнем возрасте, а некоторые даже выйдя на пенсию начинают заниматься новым делом.

 

Американский исследователь Д. Осгуд выделяет семь этапов трансформации индивидуальных карьерных ориентации и установок

1. Идеализация действительности. Для этого начального этапа карьеры характерны большие надежды, ожидания и энтузиазм.

2. Крушение надежд. У человека возникает осознание разрыва
между преувеличенными ожиданиями и желаниями, с одной стороны, и реальными обстоятельствами - с другой. Появляется чувство тревоги и беспокойства.

3. Вызов всему и неповиновение (скрытые и явные). Пережив этап крушения надежд, человек приходит к заключению, что дела, очевидно, не пойдут так, как хотелось бы, если он не предпримет каких-либо определенных действий.

4. Уход от дел. Этот этап наступает тогда, когда человек начинает чувствовать, что больше не имеет смысла даже пытаться как-то изменить ход событий.

5. Осознание. Этот этап характеризуется чувством ответственности и желанием изменить что-то в себе.

6. Решительность. Волевое усилие позволяет на этом этапе пе­рейти к реальным действиям.

7. Убежденность. Основная характеристика этого этапа - актив­ное, постоянное желание улучшить положение дел.

 

Последовательность, в которой эти этапы объективируются у раз­ных людей, не является постоянной. Некоторые из них могут выпа­дать, некоторые - повторяться.

По мере разворачивания карьеры происходит развитие профес­сиональной «Я-концепции», которая достигает зрелости только в результате достаточного профессионального опыта. Обычно на это уходит от одного до десяти лет работы. Важным направляющим элементом «Я-концепции» является так называемый «якорь карье­ры». Это понятие возникло на основе эмпирических исследований карьеры менеджеров. Оно отражает наличие осознаваемых при­оритетных профессиональных потребностей в структуре личности. «Якорь карьеры» возникает в процессе социализации на основе и в результате научения в начальные годы развития карьеры, он ус­тойчив и может оставаться стабильным длительное время. По тер­минологии, более принятой в отечественной психологии, этому понятию соответствует понятие личностной диспозиции (установ­ки) высшего уровня.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.