Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Первобытнообщинная формация.





Глава 3. Период древних курганов.

«Около 250 г. мужчина…провозгласил себя царем. Правители других общин не признали его верховенства. Вспыхнула междоусобная война, прекратившаяся лишь после того, как племенной союз возглавила девушка по имени Иё. Китайская летопись сообщает о посылке Иё дани в Китай: 30 рабов, 5 тыс. белых жемчужин, двух зеленых жемчужин и 20 штук парчи. На месте захоронения Химико был насыпан большой холм диаметром свыше 100 шагов – один из первых курганов в Японии. На севере о-ва Кюсю могильники раннего курганного периода не обнаружены. Найдены на юге Кюсю в провинциях Хюга и Осуми. Поэтому обоснованной представляется гипотеза о расположении первого племенного союза не на севере, а на юге о-ва Кюсю. Культура древних курганов (кофун) датируется второй половиной III в. – VII веком. Это были захоронения, где гроб из дерева или камня помещался в яму типа татэана, которая затем засыпалась. Для раннего курганного периода (III-IV вв.) характерны квадратно (спереди)-круглые (сзади) курганы, напоминающие в плане замочную скважину.»[27]

«На квадратной части приносились жертвы, а сам курган насыпался над могилой.»[28]

«Их распространение совпадает с районами обнаружения зеркал, являвшихся символом царской власти.

Для раннего курганного периода характерно наличие металлических орудий для обработки земли, прежде всего железных серпов. Продолжали еще существовать орудия из дерева.

Вождей, которые добровольно признали контроль центральной власти, стали именовать «общинными царскими рабами» (куни-но мияцуко). Продолжали занимать главенствующее положение в своей земледельческой общине и являлись «рабами» лишь номинально. В середине III в. в написании термина «мияцуко» иероглифы «царский раб» упраздняются и заменяются иероглифом «делать», «создавать» (цукуру) при сохранении прежнего фонетического чтения.

К середине IV в. складывается второй племенной союз, называвшийся Ямато и расположенный уже определенно в центре о-ва Хонсю.»[29]

«В ранний курганный период характерен царской власти был аналогичен власти Химико, что подтверждается погребальным инвентарем, имевшим заклинательно-шаманский, земледельческий характер, а затем он приобрел черты воинственности североазиатского типа народов-всадников. Такое существенное различие раннего и позднего курганного периодов могло быть следствием завоевания. Кочевники завоевали Южную Корею и Японию, поэтому японская и континентальная культуры всадников идентичны.

Во второй половине III в. продолжался процесс завоевания соседей и дань (мицуги) с побежденных племен стала взиматься дифференцированно: мужчины должны были поставлять добычу с охоты, а женщины – «изделия своих рук» - ткани. Цари Ямато подчиняли местных глав земледельческих общин, учреждая на завоеванных землях свои владения (агата), переименовывая глав общин в «глав агата». Археологически установлено единство между порайонным распределением курганов раннего периода и административных единиц «агата».»[30]

«У царя-шамана появляется собственная земля в виде «священных полей». Возникает и собственность царя на урожай.

Жертвоприношения рисом постепенно превращались в постоянно взимаемый налог сельскохозяйственными продуктами. Платили налог изделиями ремесла и несли трудовую повинность. Широко использовалась при сооружении могильных курганов и в ирригационных работах. При царе Суйнин (год его смерти – 295 – считается достоверным) было создано 800 прудов, что способствовало определенному подъему земледелия. Из Китая завозится дикий апельсин. Отменил закапывание живых людей и повелел впредь хоронить их глиняные изображения – ханива. Императорском указе 642 г., который отменял принесение в жертву людей.

Вторая половина III в. характеризовалась почти непрерывными набегами японцев на Корейский полуостров. Японцы облагали побежденных данью. В 300 г. в японо-корейских отношениях наступил перелом: произошел обмен посольствами. Началась иммиграция корейско-китайских переселенцев, вызванная падением в 280 г. царства У в Южном Китае. Переселенцы основали в 320 г. в дельте реки Иодо город Нанива, переименованный в XVI в. в Осака. Создали оросительную систему. В 313 г. на Корейском полуострове была ликвидирована китайская провинция Лолан.»[31]

«На севере возникло государство Когурё, на востоке – Силла, а на западе – Пэкче.»[32]

«В середине IV в. царь Тюай продолжил завоевательные походы своих предшественников против эбису на северо-востоке и кумасо на юго-западе. В 345 г., порвав дипломатические отношения с Кореей, он предпринял поход против Силла, нанес корейцам поражение и обложил побежденное государство данью. Пленные силланцы основали в Центральной Японии четыре поселения кузнецов, которые принадлежали царю. В стране вспыхнул мятеж, для подавления которого в 364 г. японцы предприняли новый поход, но на этот раз потерпели от силланцев сокрушительное поражение. 370 г. японцы решили установить связь с западным государством Пэкче. Тюай был против нового похода в Корею, за что и был убит в 389 г. по приказу своей жены Дзингу. Пошла на северо-восток, покорила местное население долины Ямато. Родившийся у Дзингу сын Одзин, которые по времени не мог быть сыном Тюай, стал основателем новой династии корейского происхождения. Мать была при нем регентом. Одзин был обожествлен и слился с образом бога войны Хатиман (по мнению некоторых ученых корейского происхождения).»[33]

Глава 5. Феодализм.

«Специфика исторического развития Японии состояла в непосредственном переходе от первобытнообщинного строя к феодализму минуя рабовладельческую формацию.

Датой образования в Японии раннефеодального государства стал 645 год, когда противники Сога объединились, организовали заговор во главе с представителями царского дома Наканооэ и членом старинной жреческой группировки Накатоми Каматари и совершили государственный переворот. На престол был возведен старейший из Сумераги-Кару под именем Котоку, годы правления которого (645-654) получили наименование «Великих перемен» (Тайка). Вводилась китайская система обозначения годов правления императоров особым девизом. Императорским декретом 646 г., где декларировалось упразднение частных владений и категории частнозависимого населения, земля объявлялась собственностью государства. Подданные наделялись земельными наделами. Для держателей наделов устанавливались повинности трех видов (трудовая повинность, налог поземельный и налог с изделий ремесла).»[51]

«В 652 г. началась частичная перепись податных дворов (ко). Издан указ об обязанностях членов пятидворок (гоко), где им предписывалось следить за любыми передвижениями людей в районе их местожительства и докладывать о них властям, нести полную ответственность за членом пятидворки, в течение 5 лет вести розыск скрывшихся членов пятидворки, ведать имущественными делами той семьи, где нет мужчин-наследников, воспитывать детей преступника, приговоренного к смерти, немедленно докладывать о нарушениях или преступлениях, совершенных членом пятидворки. Поддерживать хорошее состояние дорог и разводить тутовые деревья.

После смерти Котоку в 654 г. императрицей стала его мать под именем Саймэй. Мобилизовала для строительства нового дворца около 100 тыс. человек. Этим воспользовались противники режима во главе с Сога Акаэ. Привлек на свою сторону сына Котоку – Арима – и в 658 г. они предприняли неудачную попытку поднять мятеж.

На северо-востоке происходили довольно интенсивные контакты с предками современных айнов – племенем эмиси. «Контакты» с эмиси проявлялись в набегах последних на японские пограничные заставы. В 658 г. против этого племени была предпринята карательная экспедиция, завершившаяся в 660 г. ожесточенным сражением, к концу которого оставшиеся в живых эмиси, не желая сдаваться в плен, убили детей и жен и покончили с собой.»[52]

«Япония в середине VII в. поддерживала западнокорейское государство Пэкче, которое в 660 г. потерпело поражение от танского Китая. Сын пэкчевского царя бежал в Японию. Через год в Пэкче вспыхнуло восстание и корейский принц вернулся на родину с 5 тыс. японцев. Императрица Саймэй переехала на о-в Кюсю для подготовки экспедиционной армии. Подготовку армии возглавил наследник престола, один из участников государственного переворота Наканооэ (император Тэнти, 662-671). Тэнти в 662 г. направил в Корею 27-тысячную армию. В битве на реке Пэккан в 663 г. объединенные танско-силланские войска нанесли японцам сокрушительное поражение. Китай захватил государство Пэкче, а спустя 5 лет – северокорейское государство Когурё. Стал готовиться к походу в Японию, требуя от своего союзника Силла активного участия. Правители Силла, формально признав сюзеренитет Китая, исподволь сосредоточили войска, разгромили китайскую армию на территории Кореи и в 70-е годы VII в. объединили страну под своим началом.

В 646 г. была начата кампания за «добровольный» отказ знати от прав на свою землю и людей. С целью укрепления социальной базы своей власти – крупных семейных групп-патронимий – Тэнти назначал их глав, поднял их авторитет путем учреждения в 664 г. званий. Тэнти осуществил социальное деление общества на «народ» и «чернь». Труд последних использовался в семейных группах.

В 670 г. в фискальных целях осуществляется перепись населения и повсеместно вводится система административных деревень. Отсутствовало самоуправление. Административно-хозяйственные функции выполняли назначенные из центра чиновники.»[53]

«Создается комиссия по написанию летописи. Вводится постоянная военная тренировка. Для глав семейных групп устанавливаются новые звания с целью повышения социального положения некогда менее знатных лиц и соответствующего понижения общественной значимости бывших высоких рангов. Новые звания…постепенно превратились в фамилии. Семейным группам предписывается сдать в казну крупное наступательное и оборонительное оружие. Вводится запрет на употребление в пищу мяса домашних животных. В 689 г. вводится воинская повинность, при которой каждый четвертый мужчина в семье призывался на военную службу. Учреждается административная единица – село (сато) в составе 50 крестьянских дворов (ко).

Сокращается институт рабства: теперь старший брат уже не мог продать младшего в неволю, отменяется долговое рабство, дети от смешанного брака считались свободными, отпущенные рабы не могли быть снова закабалены. Продажа детей в рабство не только не отменялась, а, наоборот, сохранялась и узаконивалась.»[54]

«В 696 г. Дзито отреклась от престола в пользу четырнадцатилетнего внука, впервые в истории Японии «удалилась на покой» в буддийский монастырь и была первой императрицей, которую кремировали. Особенность японского раннего средневековья состояла в том, что эксплуатацию крестьян и формирование сословий феодального общества осуществляло государство при помощи своих институтов и законодательной деятельности. Наиболее важным являлось введение надельной системы.

Землевладение в период раннего средневековья развивалось в двух формах: государственной надельной системы и крупного частнофеодального землевладения (сёэн). Вся земля объявлялась принадлежащей государству. Каждый крестьянский двор получал во временное пользование пахотную землю соответственно числу членов семьи. Каждые 6 лет должны были производиться переделы земли в соответствии с изменением числа податных лиц в семье. За крестьянской семьей закреплялись садовый и усадебный участки, а также поднятая новь. Помимо продуктовой ренты крестьяне выполняли барщину – работали в пользу государства и его органов управления на местах до 100 и более дней в году. Каждый третий мужчина в семье подлежал рекрутскому набору и обязан был отслужить три года в качестве пограничного стража. Мобилизованные должны были сами экипироваться и питаться, а каждые десять рекрутов обязаны были обеспечить фураж для шести лошадей.»[55]

«Обедневшие крестьяне бежали в другие провинции и становились батраками у состоятельных крестьян. Чрезвычайно тяжелым бременем была ростовщическая ссуда. При провинциальном и уездном управлении имелись особые зерновые фонды, остававшиеся после отправки основной массы натурального налога в столицу. Правительство разрешало выдавать часть этого фонда в качестве ссуды и получало дополнительные средства в виде процентов (30-50%). Губернаторы принуждали население брать ссуду независимо от потребности в ней. Разорявшиеся крестьяне бросали свои земли, уходили в горы и леса, создавая отряды. К IX в. относится первое крупное крестьянское выступление. Во второй половине столетия крестьяне о-ва Кюсю восстали, убили губернатора и разгромили провинциальные учреждения.

Крестьяне прибегали еще к одному средству борьбы против притеснений государства: они тайно переходили в частновладельческие земли – сёэны, получая у феодала «защиту» от местно правительственной администрации. Переход освобождал крестьян от всех установленных и незаконных поборов со стороны государства, от долгов и недоимок. Когда сёэн стал преобладающей формой феодальной собственности, положение крестьян резко ухудшилось: их стали принуждать к обработке земель феодала.»[56]

«Размер наделов знати зависел от титула или занимаемой должности и превышал крестьянский надел от 40 до 1250 раз. Жалованные наделы были пожизненными. Наделы за заслуги давались в зависимости от заслуг на одно, два, три поколения, а в отдельных случаях навечно.

К наделам знати приписывались крестьянские дворы. Число приписанных дворов менялось соответственно рангам от 100 до 800 и в зависимости от должности от 300 до 3000. Число дворов, приписываемых за «заслуги» перед государством, не регламентировалось. Приписанные крестьяне должны были отдавать половину зернового налога в казну, а другую половину – феодалу. Подать и рабочая повинность целиком шли феодалу.

Вместо прежде существовавшего порядка передачи должностей и званий только по наследственной линии все сановники и чиновники стали назначаться от имени императора. Принцип наследования сохранил свое значение. Если в Китае земля распределялась в зависимости от трудоспособности, по возрастным группам, то в Японии – в зависимости от пола и социального положения.»[57]

«Распределение земли по китайским законам осуществлялось ежегодно, а переписи производились один раз в три года. В Японии и распределение земли, и переписи осуществлялись один раз в шесть лет. Другая форма раннефеодального частного землевладения – сёэн сосуществовал с надельной системой. Большая часть раннего сёэна (середина VIII в. – IX в.) возникла в результате поднятия нови, а меньшая – на основе лесных угодий, дарованных церкви в качестве источника получения строительного материала. В 722 г. принимается решение поднять 1 млн. тё пустоши. В следующем году новь объявлялась собственностью поднявшего ее лица на 2-3 поколения и облагалась зерновым налогом. Этого было явно недостаточно. Поэтому в 743 г. поднятая новь объявляется собственностью навечно.»[58]

«В раннем сёэне земля располагалась относительно компактно или возделываемые участки находились близко друг к другу, разделенные полосами неподнятой земли, поскольку ее возделывание зависело от наличия ирригации, согласия местных властей. Для сёэне этого вида налоговый иммунитет не был обязателен, поскольку невозделанные земли жаловались до подачи петиции о предоставлении иммунитета, до его получения, если он вообще даровался.

Поднятие нови стало столь широко практиковаться, что власти были вынуждены установить ограничения: наибольший размер нови – до 500 тё – предоставлялся членам правящего императорского дома. Наименьший – 30 тё – разрешалось поднять уездным начальникам.

В сёэне, созданном на основе лесных угодий, использовался лес для строительных целей, но на определенный срок дарованные леса, как правило, не возвращались, присваивались духовным феодалом и использовались не только по прямому назначению, но и как плацдарм для захвата приобретения близлежащих возделываемых земель.

Держатели ранних сёэнов стали преподносить коммендировать свои земли более влиятельным феодалам, получая взамен покровительство и защиту при сохранении своих административных функций. Коммендация знаменовала появление нового вида сёэна.

В сёэне основной податной единицей был относительно состоятельный крестьянин. В документах IX в. появляется термин «тато», что было связано с процессом огораживания земельного участка при возделывании нови. Наиболее распространенной системой возделывания земли у тато являлся подряд, когда заключалось обычно годовое соглашение на владение землей.»[59]

«Раннефеодальное законодательство признавало рабство. Владение рабами давало возможность получить дополнительную землю: на каждого государственного раба выдавался такой же надел, как и на свободного, на каждого раба, принадлежавшего частному лицу, - 1/3 надела свободного. Наибольшее количество рабов имелось у царского двора и буддийской церкви. Если раб случайно попадал в плен, но потом сам освобождался и возвращался в Японию, его освобождали и зачисляли в категорию свободных. Если чужеземные рабы добровольно прибывали в Японию, они освобождались и зачислялись в разряд свободных. Стали прибегать к насильственному уводу, похищению крестьян, особенно детей, к купле у глав семей их младших детей. В рабство можно было обратить за преступление, за неуплату долга. Практиковалась и самопродажа в рабство. Преобладали казенные рабы. Юридически они имели право на день отдыха каждые десять дней, могли заключать браки с людьми одинакового социального положения. Дети от связи раба со свободными считались свободными. Раб мог подать прошение о переходе в сословие свободных. Раб, достигший 76-летнего возраста, становился свободным.»[60]

«Тайно постригшийся в монахи раб, если он знал священные книги, считались свободным.»[61]

«Положение японского раба существенно отличалось от римского «инструментум вокале». В начале VIII в. при численности населения около 6 млн. количество рабов составляло около 10% всего населения. Лишь 2,86% статей касаются положения рабов, что подтверждает их относительную малочисленность. Труд рабов применялся в основном на тяжелых строительных работах. К середине IX в. рабский труд стал применяться все реже, а использование рабов в земледелии совершенно прекратилось. Вне сословного деления находились японские парии (эта). Селились обособленно, в «избыточных селах», имели мизерный клочок земли, меньший даже, чем у обычных крестьян. Занимались они преимущественно ремеслом, убоем скота, обработкой кожи, что запрещалось буддизмом. Высшим правительственным органом стал Государственный Совет при императоре. Центральному правительству подчинялось 8 ведомств.

Страна была поделена на провинции, подразделявшиеся на уезды. В этих административных единицах были созданы органы управления с губернаторами и уездными начальниками. Осуществляли административный контроль над крестьянскими поселениями деревенского и сельского типа, храмовыми селами, почтовыми дворами и «избыточными сёлами». Провинциальная администрация подчинялась центральной власти.»[62]

«Формирование раннефеодального государства привело к возникновению городов – административно-политических, ремесленно-торговых и религиозных центров. Последующее градостроительство проходило уже под определяющим влиянием Китая. В ограде дворцового квартала было несколько ворот. Проспект и улицы пересекались под прямым углом дорогами. Улицы и дороги образовывали кварталы, в пределах которых пролегали переулки.»[63]

«Нестабильность внутриполитического положения – характерная черта раннего средневековья. Помимо классовой борьбы крестьян против феодалов она определялась непрекращавшимся соперничеством в правящем лагере, что проявилось в поражении (785) телохранителей императора из группы Отомо и укреплении жреческой группировки Фудзивара. Захватили императора и увезли его на север, в провинцию Ямасиро. К 729 г. Фудзивара возвысились настолько, что обязали императора брать себе жен только из их семейной группы. В 858 г. Фудзивара добились места регента при малолетнем императоре. В 887 г. захватили и пост канцлера при подросшем правителе. Установилось правление регентов-канцлеров (сокращенно сэккан). Частнофеодальное крупное землевладение у них тогда еще отсутствовало. В связи с экономической и военной слабостью раннего сэккан в 895 г. страна была закрыта для внешнего мира, отношения с Китаем и Кореей прерваны, въезд и выезд запрещен под угрозой смертной казни.»[64]

«Императоры изображались потомками богов, в особенности богини Солнца Аматэрасу – главного божества синтоистского пантеона. Ни один из японских мифов не имеет исключительно местного происхождения, налицо аналоги за пределами Японии.»[65]

«При храмах и дворцах во время синтоистских и буддийских праздников исполнялись священные пляски, сопровождавшиеся инструментальной музыкой и пением. В праздник «Умиротворения душ» танцовщица плясала на опрокинутом чане с веткой бамбука и копьем в руках, имитируя миф об удалении Аматэрасу в небесный грот и ее последующее появление. Дворцовые телохранители исполняли воинские пляски с мечами. Первые города возникли вокруг монастырей. В городе Нара находилось семь буддийских монастырей, главным среди которых был «Храм торжества Закона» (Хорюдзи) – первый монастырь в Японии, основанный в 607 г.»[66]

«Другим знаменитым монастырем был «Великий храм Востока», сооружение которого было законченно в 759 г. Название монастыря говорит о том значении, которое ему хотели придать основатели: они мечтали превратить его в оплот буддизма на всем Востоке. Поэтому главный храм монастыря был посвящен важнейшему божеству буддийского пантеона Вайрочане. В храме и по сей день высится отлитая из бронзы позолоченная статуя сидящего Вайрочаны. Высота фигуры около 16 м, а ширина одного глаза – 1 м. Для той эпохи это было чудо литейной техники.»[67]

«Ранний японский буддизм основывался на принципе «служения государству». По мере ослабления политического влияния двора идеологические установки этого буддизма перестали отвечать запросам времени. Назрела необходимость в обновлении религиозной доктрины. Новые секты отвечали этим требованиям. Своим кредо они считали «служение вере», их сторонники объединялись в буддийские общины, которые по замыслу руководителей должны быть организационно и экономически самостоятельны.

Первоначально имели успех лишь среди фрондируюбщих слоев эксплуататорского сословия. Возникновение сект знаменовало новую тенденцию в распространении буддизма. Стал отражать в религиозной форме назревавшие в обществе социальные противоречия, что особенно наглядно проявилось позднее, в XIII в., когда буддизм проник в среду крестьян, ремесленников и горожан, обретя черты «простонародного буддизма».»[68]

Глава 20. 1957-1973.

«Экономический подъем был вызван к жизни такими факторами, как массовое обновление основного капитала, расширение внутреннего рынка в результате аграрной реформы, которая привела к появлению в деревне большого числа хозяйств крестьян-собственников, предъявлявших все возрастающий спрос на сельскохозяйственные машины и орудия, химические удобрения. Япония закупала много патентов и лицензий на технология, экономя значительные средства и время на научно-технические исследования. Важной причиной быстрого роста экономики была сохранявшаяся высокая степень эксплуатации рабочей силы, проявлявшаяся в сравнительно низком уровне заработной платы.

Расширение производства вызвало резкое увеличение импорта, прежде всего из США, что привело к росту дефицита внешнеторгового баланса. Хатояма был вынужден подать в отставку с поста премьер-министра под давлением его противников в правящей партии. Новым председателем ЛДП и премьер-министром в декабре 1956 г. стал Исибаси. Выдвинул лозунги создания «государства благосостояния», расширения занятости, сокращения налогов. Установлены дипломатические отношения с Польшей и Чехословакией. 1957 г. во главе правительства фактически встал министр иностранных дел Киси.»[368]

«Утвержден первый «план развития и укрепления вооруженных сил». Предусматривал создание сухопутных войск, военно-морского флота и авиации. Попытки привлечь Социалистическую партию к работу в комиссии по изучению конституции потерпели неудачу. Поэтому были предприняты усилия, чтобы убедить японский народ, будто конституция не запрещает «укрепление обороны» Японии.

Киси совершил поездку в США. Достигнута договоренность о выводе из Японии части размещенных там американских сухопутных войск.»[369]

«Первой попыткой организованной японской экспансии в страны Юго-Восточной Азии был разработанный правительством Киси план, согласно которому японские фирмы, используя предоставленные американскими банками кредиты, должны были разрабатывать ресурсы этих стран, направляя туда оборудование, технический персонал. Чтобы выяснить отношение азиатских стран к этой программе, премьер-министр Киси посетил в течение 1957 г. Индию, Пакистан, Бирму, Таиланд, Камбоджу, Лаос, Малайю, Сингапур, Индонезию и Филиппины. С настороженностью и опасениями встретили японский экспансионистский план. Правительство Киси заключило в декабре 1957 г. предусмотренный Совместным заявлением СССР и Японии торговый договор, а также соглашение о товарообороте и платежах.»[370]

«В результате происшедшего в мае 1958 г. «инцидента в Нагасаки», когда со здания торговой выставки был сорван флаг КНР, связи между Японией и Китаем были почти полностью прерваны. Киси в апреле 1958 г. распустил парламент. Состоялись досрочные выборы в палату представителей. ЛДП получила 287 депутатских мест. Социалистическая партия обеспечила себе 166 мест.»[371]

«Переговоры о пересмотре «договора безопасности» начались в Токио в октябре 1958 г. Прерваны. Мировой экономический кризис, начавшийся в 1957 г., обострил конкурентную борьбу на рынках. Рост импорта вызвал в Японии валютный кризис, побудивший правительство ограничить ввоз сырья. Привело к сокращению производства. Сократились инвестиции, возросли товарные запасы. Сокращена рабочая неделя. 1958 г. начались массовые увольнения. Правительство Киси готовило удар по демократическим завоеваниям трудящихся в виде новой системы аттестации учителей. Забастовка учителей, проведенная в апреле, охватила почти все школы страны. Не удалось добиться отмены новой системы аттестации. Вынуждены внести в нее ряд существенных правок. Кампания борьбы широких народных масс за демократические права развернулась осенью 1958 г. против попыток правительства пересмотреть закон о полицейской службе. Направлен на возрождение довоенного закона об охране общественного спокойствия.»[372]

«После внесения правительством законопроекта в парламент депутаты левых партий потребовали снять его с рассмотрения. Отклонено, они заявили о бойкоте заседаний парламента.

Политическая стачка 5 ноября 1958 г., в которой приняло участие свыше 4,5 млн. Достигнута договоренность, что правительство отзовет законопроект о расширении полномочий полиции, а Социалистическая партия прекратит бойкот парламента.»[373]

«Важную роль в активизации борьбы демократических сил против «договора безопасности», за нейтралитет Японии сыграло решение Токийского окружного суда по «делу Сунагава». Несколько профсоюзных активистов обвинялись в организации борьбы против американской военно-воздушной базы. Суд в марте 1959 г. оправдал всех обвиняемых. В решении суда говорилось, что пребывание американских войск на территории Японии противоречит конституции страны. 1959 г. представители более 30 демократических организаций провели Национальную конференцию борьбы против пересмотра «договора безопасности». Такая организация – Национальный совет борьбы против «договора безопасности» - была образована в марте 1959 г. Вошли 134 организации.»[374]

«В некоторых молодежных организациях, например во Всеяпонской федерации органов студенческого самоуправления (Дзэнгакурэн), получили довольно широкое распространение левоэкстремистские настроения. В острую стычку с полицией вылились выступления во время восьмой «волны единых действий» 27 ноября 1959 г., когда после массовых митингов, проходивших в различных районах Токио под лозунгами «Долой договор безопасности!», «Долой правительство Киси!», одна из колонн демонстрантов ворвалась на территорию парламента. Попытались 16 января 1960 г. захватить токийский аэропорт и воспрепятствовать отлету премьер-министра Киси в США для подписания «договора безопасности». 1960 г. в Вашингтоне был подписан договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности. Предусматривал проведение совместных военных операций и использование американскими вооруженными силами баз на японской территории для действий на Дальнем Востоке. Японская сторона обязывалась наращивать свой военный потенциал.»[375]

«Не было включено имевшееся в прежнем тексте положение, позволявшее американским войскам принимать участие в подавлении «крупных внутренних беспорядков» в Японии.»[376]

«Демократические силы Японии поставили своей главной задачей не допустить его ратификации. Удалось расколоть Социалистическую партию.»[377]

«С помощью полиции, силой удалившейся из зала заседаний парламента депутатов оппозиционных партий, «договор безопасности» был ратифицирован. Социалистическая партия объявила бойкот заседаний парламента. Сохё призвал трудящихся к проведению всеобщей политической забастовки. В ней приняло участие 5,6 млн.»[378]

«Состоялся обмен ратификационными грамотами «договора безопасности». Киси заявил о своей отставке. В ЛДП развернулась борьба за пост ее председателя. Победу в этой борьбе одержал лидер одной из сильнейших фракций в ЛДП Икэда. Сформировал новое правительство Японии в июле 1960 г.»[379]

«Икэда выдвинул «план удвоения национального дохода». Правительство сочло создавшуюся обстановку благоприятной и в октябре 1960 г. распустило парламент. 1961 г. был раскрыт заговор с целью осуществления государственного переворота, в ходе которого правые экстремисты планировали устроить массовую резню коммунистов и социалистов.»[380]

«В парламент был внесен проект закона «о предотвращении политического насилия». Относил к политическому насилию такие массовые действия, как демонстрации, митинги на улицах.»[381]

«Ставилась задача приоритетного развития крупных хозяйств за счет мелких. Имелось в виду несколько сократить долю производства риса, требовавшего крупных государственных субсидий из-за низкой производительности труда, увеличить производство продуктов животноводства, овощеводства и плодоводства.»[382]

«1962 г. правые профсоюзные объединения Дзэнро и Содомэй создали Всеяпонский конгресс федерации труда. Стоявшая на позициях классового сотрудничества и антикоммунизма, объединила профсоюзы общей численностью свыше 1 млн. человек.

Провозглашенная администрацией Кеннеди политика «защиты доллара» наносила ущерб японскому экспорту в США. Снизились темпы экономического роста, уменьшилась загрузка оборудования в промышленности. 1963 г. США потребовали ограничить экспорт японских текстильных товаров.»[383]

«США сняли почти все свои требования. Японская сторона сделала ряд шагов к расширению торговых связей с Китаем, восстановленных еще в 1959 г.»[384]

«На выборах в палату советников в июле 1962 г. уменьшалась доля избирателей, голосовавших за ЛДП и ПДС, и увеличилось число голосов, отданных кандидатам СПЯ и КПЯ. Успеха добилась новая политическая организация – Лига чистой политики, созданная специально для участия в избирательных кампаниях массовой религиозно-общественной организацией Сока гаккай. Выдвинула лозунги борьбы против ядерного оружия.

На выборах в органы местной власти в апреле 1963 г. ЛДП вновь потеряла ряд депутатских мест. Успехов добилась на этих выборах Косэйрэн, проведя в местные собрания различных ступеней 824 депутата – почти всех выдвинутых кандидатов.»[385]

«1964 г. профсоюзы требовали от правительства ратифицировать 87-ю конвенцию Международной организации труда о праве на забастовки и коллективные переговоры, прекратить переговоры о нормализации отношений с южнокорейским режимом, запретить заходы американских атомных подводных лодок в японские порты.»[386]

«После начала агрессии США против Вьетнама японское правительство официально разрешало американским атомным подводным лодкам заходить в японские порты.»[387]

«1964 г. Икэда подал в отставку. Главой правительства стал Сато. В совместное американо-японское коммюнике были включены положения о поддержке Японией чанкайшистского режима на Тайване. Для преодоления спада правительство широко прибегало к мерам государственно-монополистического регулирования – созданию картелей в целях ограничения производства. Снижались налоги с корпораций, производящих экспортную продукцию, уменьшались таможенные тарифы на импорт сырья и полуфабрикатов, используемых для производства экспортных товаров. Рост потребительских цен на предметы первой необходимости, а также тарифов на коммунальные услуги.»[388]

«В 1965 г. обанкротилось 6141 предприятие. Росла численность рабочего класса, который в начале 60-х годов впервые превысил половину самодеятельного населения Японии. Рабочий класс пополнялся преимущественно за счет выходцев из деревни. Это способствовало распространению мелкобуржуазных взглядов.»[389]

«В сентябре 1965 г. премьер-министр Сато объявил о роспуске своей фракции и обратился к другим фракционным лидерам последовать его примеру, чтобы способствовать консолидации ЛДП для успешной борьбы с оппозицией. Первой пробой сил в условиях многопартийной системы стали выборы в палату советников парламента, состоявшиеся в июле 1965 г. Правящая партия вновь попыталась изменить существующую избирательную систему, чтобы создать небольшие округа. СПЯ и Комэйто договорились о совместной борьбе против замыслов либерал-демократов.»[390]

«1966 г. СПЯ, КПЯ и Комэйто создали Совет связи для борьбы против введения системы малых избирательных округов.»[391]

«1965 г. договор Японии с Южной Кореей был заключен.»[392]

«Договор с Южной Кореей был ратифицирован. Еще одним шагом по вовлечению Японии в агрессивную стратегию США было ее участие совместно с Тайванем, Южной Кореей, Южным Вьетнамом, Таиландом, Филиппинами, Австралией и Новой Зеландией в проведенной в июне 1966 г. в Сеуле конференции, на которой был создан Азиатско-тихоокеанский совет. 1965 г. японское торговое представительство было открыто в Пекине.»[393]

«1966 г. министр иностранных дел Японии Сиина посетил СССР. 1967 г. устанавливалось прямое воздушное сообщение между Москвой и Токио. 1966 г. министр иностранных дел СССР А.А. Громыко посетил Японию. Подписана Консульская конвенция. В 1967 г. были открыты генеральные консульства.»[394]

«В 1970 г. Япония занимала четвертое место в мировой капиталистической экспорте. Реальная часовая заработная плата рабочих в обрабатывающей промышленности Японии в 1969 г. была вчетверо меньше, чем в США. В 1950-1970 гг. промышленные инвестиции в Японии росли в 2,6 раза быстрее, чем в Англии, Франции и ФРГ, в 4 раза быстрее, чем в США. Ускорению темпов экономического роста содействовал и сравнительно низкий уровень военных расходов Японии.Низкие цены на нефть и другие виды сырья, импортировавшегося Японией, при сравнительно высоких ценах на машины, оборудование и другие товары японского экспорта.»[395]

«В связи с серией скандалов, в которых были замешаны видные деятели ЛДП и члены правительства, все оппозиционные партии в октябре 1966 г. договорились о согласованной борьбе в парламенте против коррупции ЛДП с целью отставки кабинета Сато и роспуска палаты представителей. Правительство было вынуждено уступить требованиям оппозиции и в декабре 1966 г. распустить парламент.

1967 г. состоялись досрочные выборы в палату представителей. Успех «партий среднего пути» объяснялся главным образом тем, что они смогли привлечь на свою сторону избират







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.