|
Интуитивное понятийное мышлениеЗадания 2-го субтеста Амтхауэра направлены на измерение развития операций понятийного мышления, основанных на интуитивном анализе. Задания позволяют выяснить, настроено ли мышление ребенка на выделение объективно основного, существенного, главного в той информации, с которой ему приходится иметь дело. Или, напротив, выделение объективно важных свойств из всех остальных пока не характерно для мышления ребенка, все свойства им воспринимаются как равноцей" т Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе ные, и любое из них ситуативно может показаться ему важным, вне зависимости от его объективной значимости. В общеобразовательных школах практически не встречается таких детей, которые бы не сделали правильно ни одного задания. В случае полного отсутствия понятийного мышления учащиеся обычно не справляются с ее программой и переводятся во вспомогательные школы. Подобная задержка развития мышления в вербальном плане чаще всего в своей основе имеет органические или функциональные нарушения мозговой деятельности. Разработку психокоррекционной программы обязательно должно предварять медицинское и дефектологическое обследование. Было бы ошибочным строить развивающие занятия на рассказах и речевых объяснениях. Ребенок может повторить за педагогом или психологом все, что они скажут, но при этом все равно не поймет объяснений. Надо искать обходные пути, т. е. сохранные функции, на которые можно опереться. Слабый уровень развития понятийного интуитивного мышления в вербальном плане бывает характерен для детей, которые в раннем детстве страдали заиканием и, соответственно, имели осложнения в речевом развитии. Именно эти базовые операции понятийного мышления в речевом плане у них оказываются неразвитыми, а последующие уровни (категоризация, мышление по аналогии) могут развиваться нормально. У крайних кинестетиков (а иногда и у крайних визуалов) вербальное понятийное мышление может оказаться слабо развитым, но при этом слабый уровень бывает характерен для всех его компонентов. В любом случае эти дети не поймут из рассказа учителя или из текста учебника основной смысл, если он не будет как-то специально выделен, подчеркнут. Они не смогут выделить основную мысль из второстепенной, поясняющей и дополняющей информации. И чем более многословны будут пояснения, тем вероятнее, что они вообще ничего не поймут. Отдельные моменты из услышанного или прочитанного они могут запомнить, но, «сложив» их, вынесут совсем не то, что хотел сказать автор. Естественно если в текстах для улучшения понимания, основные мысли специально подчеркнуты, они никогда не научатся самостоятельно их выделять. Следовательно, их надо этому учить. Сначала надо активизировать предпосылки понятийного интуитивного мышления в наглядно-действенном плане, чтобы ребенок практически почувствовал разницу между основным и второстепенными свойствами, например, составляя группировки или убирая «лишние» Картинки. Свои действия он должен сопровождать пояснениями, почему он так делает, с ним обязательно нужно обсуждать правильность груп-
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников пировок. Естественно, что в качестве стимульного материала нельзя использовать любимые психологами формально-графические и геометрические изображения, так как их свойства не имеют деления на существенные и несущественные. Лучше использовать картинки с природными объектами (растения, животные и пр.). Далее можно предлагать детям сюжетные картинки, чтобы они придумывали к ним названия или коротко говорили, о чем они, разбирая, что в картинке главное, а что нет. И только потом можно переходить к анализу коротких текстов и к той работе, которая рекомендуется при среднем уровне развития понятийного мышления. Смысл помощи ребенку состоит не в том, чтобы натренировать его в выполнении заданий с исключением лишнего слова, а научить путем рассуждений выделять главное из второстепенного, понимать суть содержания текста. Средний уровень развития речевого понятийного интуитивного мышления свидетельствует о том, что ребенок пока лишь преимущественно образно воспринимает содержание текста и не может четко сформулировать его смысл. Он как бы чувствует, о чем речь, но сказать не может. Если ребенок привык добросовестно готовить уроки, то отрицательные последствия долго могут быть незаметны и минимальны. Ребенок обычно не может коротко сформулировать свою мысль, дать четкий ответ, составить план или конспект рассказа, озаглавить текст. Устные предметы он заучивает и пересказывает близко к тексту, но не может излагать содержание своими словами и затрудняется с ответами на вопросы. Обычно тормозится и развитие самостоятельности мышления. В старших классах возникают непреодолимые трудности в учебе по всем предметам, которые невозможно вызубрить, и в целом успеваемость падает. Чтобы избежать этого, надо изменить способ подготовки устных уроков. Следует полностью исключить буквальное пересказывание текстов. Ребенок должен привыкнуть к следующей технологии подготовки устных уроков: прежде прочитывать вопросы к параграфу и только потом начинать знакомиться с самим его содержанием. Само первое знакомство с текстом должно иметь целью поиск ответов на вопросы, а не запоминание его для последующего пересказа. Только в этом случае мышление будет действовать и развиваться. Ребенок должен научиться при чтении текста выделять смысл каждого абзаца и формула ровать его одним предложением, обязательно своими словами. (Сначала он может только находить в тексте предложение, в котором отражается главная мысль.) Можно проводить дополнительные занятия с исполь зованием коротких текстов, для которых ребенок должен выбрать на1 Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе более подходящее заглавие или придумать его самостоятельно. Следует учить ребенка отвечать на вопрос не сразу, как бы «вываливая» все, что у него всплывает в голове по этому поводу, а сначала выделять и формулировать главное в вопросе и только потом искать ответную информацию. В случае если при хорошо развитом понятийном интуитивном мышлении ребенок что-то не понимает или затрудняется ответить на вопрос, то причиной тому скорее всего недостаточная общая осведомленность или пробелы в знаниях по каким-то конкретным темам. Если ребенок в 5-7-х классах для сохранения высокой успеваемости по устным предметам все больше будет пользоваться буквальным заучиванием информации, то может произойти обратная перестройка в функционировании интеллекта и деградация понятийного мышления. Когда ребенок легко справляется со всеми заданиями 2-го субтеста, это свидетельствует о высоком уровне развития его речевого понятийного интуитивного мышления. Такой ребенок всегда старается найти смысл воспринимаемой информации и умеет это делать. Его понятийное мышление уже вполне выделилось из образного и деградация исключительно маловероятна. Может обеспечиваться (до 7-9-х классов) почти полная компенсация неразвитости остальных компонентов понятийного мышления и хорошая успеваемость. Понятийное логическое мышление Задания 3-го субтеста матриц Амтхауэра направлены на выяснение того, умеет ли ребенок видеть смысл правила, формулы, правильно применять их. Может ли он использовать полученные интеллектуальные навыки и освоенные методы работы в аналогичных, схожих ситуациях, а также там, где требуется их частичная трансформация. Видит ли он причинно-следственные и другие связи между явлениями, логику доказательства (или любые словесные построения воспринимает как простые описания и рассказы). Результаты данного субтеста характеризуют развитие общих аналитических способностей ребенка и его обучаемость. В общеобразовательных школах очень редко встречаются дети, кото-РЫе совсем не справляются с заданиями данного субтеста. Такие случаи свидетельствуют о задержке развития понятийного речевого мышления, в основе которой чаще всего лежат органические или функциональные Мозговые нарушения. Необходимо медицинское и дефектологическое °следование, прежде чем планировать какую-либо психологическую
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников помощь ребенку. Такие дети могут автоматически усваивать простые конкретные алгоритмы деятельности без понимания и последующего переноса. Так обычно и «учат» во вспомогательных школах. Необходимо искать обходную дорогу к пониманию, чтобы появилась возможность осмысленного использования ребенком знаний и алгоритмов деятельности, которые они приобретают в школе. Слабый уровень развития понятийного логического мышления редко встречается в гимназических классах, но часто — в общеобразовательных. При хорошо развитом понятийном интуитивном мышлении успеваемость может не страдать, хотя становится неровной. Но если и интуитивное понятийное мышление развито средне (или слабо), то проблемы будут нарастать лавинообразно. Ребенок может знать все правила, но писать с ошибками. При неразвитом визуальном мышлении, зная формулы, он тем не менее не сможет решать задачи и примеры, пока ему не укажут, каким способом надо действовать. В скором времени все предметы станут непонятны, даже если он будет продолжать их учить. В этом случае начинать надо с развития понятийного интуитивного мышления (см. рекомендации выше), исключив всяческую зубрежку, в том числе заучивание правил и формул. Любую работу ребенок должен начинать не с перебора формул и правил, а с анализа проблемы, принципа, который использован в задании. Для активизации самой операции выделения алгоритма действия можно воспользоваться заданиями на аналогии в картинках, которые используются для изучения готовности ребенка к школе. Выполняя эти задания, ребенок должен обязательно объяснять, как связаны картинки-образцы и как эту зависимость «повторить», составляя аналогичную пару. Таким образом он должен невидимые и неосознаваемые связи посредством рассуждения переводить в сознательный план и учиться их применять. Впоследствии ребенок может перенести этот же способ действия на пользование формулами и правилами: сначала в рассуждении выявлять суть связи, символически или словесно в них зафиксированной, а потом ее «повторять», выполняя задание или придумывая примеры на данное правило. Ребенок ничего не должен делать «автоматически», без рассуждений. Ьсли (как бывает при ММД) ребенку трудно удержать в памяти послеДО' вательность собственных рассуждений, нужно научить его способам внешней фиксации алгоритма деятельности, используя рисунки, символы, логические схемы. Аналогичные схемы можно использовать Дл анализа последовательности изложения материала в текстах по не Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе тории, биологии и пр., чтобы ребенок видел связи и шаги, приводящие к тем или иным выводам. Если ребенок справляется с половиной тестовых заданий, то основной механизм логического понятийного мышления, наличие которого делает возможным полноценное обучение, уже имеется, но его надо укреплять. Теперь ребенок в состоянии понимать суть формул и правил, пользоваться которыми его обучают на уроках, а также смысл законов, взаимосвязей между явлениями окружающего мира, о которых он узнает, постигая основы наук. Главное, чтобы он постоянно пользовался рассуждениями, осмысливанием, а не ограничивался тем, что ему привычнее и проще: заучиванием и пересказами. В 5-6-х классах появляются новые предметы, в которых, как считают взрослые, понимать нечего, которые нужно только учить (например, история, география, биология). Появляется иностранный язык (или добавляется второй). Если ребенок, следуя рекомендациям старших, действительно все начинает заучивать, то использование простой памяти начинает значительно превалировать над мышлением, развитие мышления подавляется. Ребенок может разучиться думать. Деградация понятийного логического мышления нередко происходит в том случае, когда основное внимание уделяется выучиванию иностранных языков, а все остальное считается менее важным. При этом достаточно быстро снижается общая успеваемость, в том числе и по иностранным языкам. Нет таких предметов, которые можно было бы просто выучить. Когда дети убеждаются в этом на собственном опыте, бывает уже поздно. Чтобы такого не произошло, полезно учить детей пользоваться опорными схемами, таблицами для анализа содержания урока, параграфа. Они позволяют наглядно выделять суть изучаемого явления, темы. При этом отрабатываются как сами операции мышления, так и улучшается понимание материала. Очень полезны обобщающие занятия, на которых ребенок обучается осмысливать, связывать несколько тем, выделяя внутреннюю сквозную логику, присущую науке. Тем самым он осваивает интеллектуальные операции структурирования и систематизации. Если речевое понятийное логическое мышление развито хорошо, то любые тексты ребенок воспринимает осмысленно, хотя специально на такое восприятие и не настраивается. Читая или слушая, он следит именно за логикой изложения, последовательностью происходящих измене-ии, способен выделить внутреннюю структуру текста, расставить смыс-°вые акценты. Ребенок с удовольствием осваивает применение "орных схем, таблиц, с которыми его следует познакомить. На обоб-
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников щающих занятиях его надо научить осмысливать и систематизировать материал, выделять его внутреннюю сквозную логику. Хорошо развитое логическое понятийное мышление может частично компенсировать недостатки в развитии абстрактного мышления, обеспечивая хорошую успеваемость не только по естественным наукам, но и по математике (до 7-9-х классов, но не дальше). Если ученик легко справляется со всеми заданиями 3-го субтеста, это свидетельствует о высоком уровне развития понятийного логического мышления в речевом плане. Следует предоставлять ребенку настоящую научную информацию (а не ту, что содержится в школьных учебниках), чтобы он мог в полную силу использовать свои интеллектуальные способности. При хорошем визуальном интеллекте сильное понятийное логическое мышление может компенсировать и маскировать отсутствие абстрактного мышления (вплоть до 7-9-х классов), обеспечивая высокую успеваемость, а также успехи на олимпиадах, и не только по естественным наукам, но и на математических. Понятийная категоризация Задания 4-го субтеста матриц Амтхауэра направлены на то, чтобы выяснить, укрупнилась ли единица мышления ребенка, оперирует он классами или по-прежнему отдельными объектами и их свойствами. Выделилось ли отнесение объекта к той или иной категории, определение его родовидовой принадлежности в особую и автоматически осуществляемую операцию. Если понятийное интуитивное мышление функционирует в основном за счет аналитической деятельности, то операция категоризации характеризует становление понятийного обобщения, делает понятийный анализ-синтез полноценным. Слабый уровень развития операции понятийной категоризации свидетельствует о неполноценности понятийного мышления даже в том случае, когда хорошо развиты интуитивная и логическая его формы. Однако никаких особых проблем в обучении ребенок не испытывает. Иногда бывает труднее добиться грамотного письма. Может не быть легкости в изучении биологии и химии, не сможет выучить два-три иностранных языка (хотя один может знать очень хорошо), не сформирует' ся целостных представлений об изучаемых науках. Иногда понятийная категоризация может развиться при особом интересе ребенка к ботанике, зоологии, а также при последовательном изучении двух иностранных языков с использованием логически структурирующих методов-Если оказывается, что и понятийное логическое мышление находитСЯ Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе на слабом уровне, то неспособность к категоризации ставит окончатель-ный предел его развитию, понятийное мышление остается на уровне интуитивного со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. При среднем и хорошем уровне развития операции понятийной категоризации имеется возможность формирования полноценного понятийного мышления, являющегося основой естественно-научного интеллекта и структурно-лингвистических способностей, обеспечивающих одновременное активное владение многими иностранными языками. Математическая интуиция Задания 5-го субтеста Амтхауэра предназначены для оценки развития способности к усвоению и «автоматическому» использованию стандартных математических алгоритмов (или математической интуиции). Эта способность является необходимым компонентом математического интеллекта. Наличие математической интуиции позволяет сразу видеть тип задачи и метод ее решения и, следовательно, «не застревать» на стандартных операциях, а использовать мышление там, где оно действительно требуется. База математической интуиции начинает закладываться в средней школе, для своего развития требует понятийного и абстрактного мышления, формируется в том случае, если ребенок интенсивно занимается математикой, много решает задач и примеров. Недостатки в развитии абстрактного мышления могут какое-то время компенсироваться визуальным интеллектом (особенно таким его компонентом, как комбинаторика, замеряется серией О матриц Равена). На его основе также может развиваться математическая интуиция, но диапазон ее действия не будет распространяться на алгебру и высшую математику. Если ученик 3-6-го класса не смог решить ни одной тестовой задачки, это свидетельствует о задержке формирования элементарных счетных навыков, в основе которой, возможно, лежат органические или функциональные нарушения в развитии мозга. Необходимо медицинское и дефектологическое обследование. Обучение математике в средней школе по общеобразовательным программам невозможно. Если ученик может правильно решить всего 2-3 тестовые задачки, то отсутствие математических навыков бывает связано с недостатками в развитии абстрактного и понятийного мышления или с отсутствием 'фактики решения задач, а чаще — и с тем и другим одновременно. Ког-;& мышление развито недостаточно, ребенок испытывает трудности в
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников решении задач и поэтому мало их решает самостоятельно. В результате математические навыки не формируются, а математика дается ребенку все труднее. В этом случае начинать надо с развития мышления. Если мышление в норме, то ребенок может решать задачи в рамках школьной программы, но из-за недостаточной практики не сразу видит, какого типа задачка и как к ней подступиться. При выполнении домашних заданий неотработанность навыков может не сказываться отрицательно, так как скорость работы не важна и ее результат всегда можно проверить, сравнив с ответом в конце задачника. Но на контрольных работах, когда время ограничено, ребенок может не успеть найти подходящий способ решения и, не имея ответа, не в состоянии оценить его правильность. Поэтому, несмотря на хороший интеллект, оценки за контрольные работы у него будут значительно хуже, чем текущие. Такие дети стараются избегать контрольных работ, чтобы сохранить хорошую успеваемость, а в действительности необходимо просто более добросовестно выполнять практические задания по математике. Если ребенок будет самостоятельно решать много задачек и примеров, то он не только запомнит типовые методы их решения, но у него начнет развиваться сама способность к мгновенному узнаванию (идентификации), свертыванию и автоматизации стандартных алгоритмичных операций. Если ребенок решает хотя бы 5-7 тестовых задачек, то при добросовестном отношении к учебе может иметь хорошую успеваемость по математике в рамках программы общеобразовательной школы. Возможности развития его математической интуиции зависят от уровня абстрактного мышления. Если ребенок хорошо справляется с тестовыми задачками, это свидетельствует о становлении математической интуиции. Обычно ребенок ровно, хорошо (или отлично) успевает по математике, принимает участие в олимпиадных работах. Может справляться с программами повышенного уровня. Возможности формирования полноценного математического интеллекта зависят от развития абстрактного мышления. Абстрактное мышление Задания 6-го субтеста матриц Амтхауэра предназначены для оценки развития абстрактного мышления на базе числовой символизации. Замеряется начальная стадия в формировании абстрактного мышления " умение выделять закономерности убывающих, возрастающих, циклиЧ' ных последовательностей, интервальные зависимости и оперировать в уме выделенными отношениями (а не числами!), отвлекаясь от конК Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе ретных численных значений. Становление полноценного абстрактного мышления возможно только при условии хорошо развитого понятийного, всех его компонентов. Если понятийное мышление неполноценно и не превышает среднего уровня, то развивается не абстрактное мышление, а формируются ограниченные арифметические (или счетные) способности. Будет или нет развиваться абстрактное мышление, во многом зависит от программы по математике начальной школы. При обучении по программам В. В. Давыдова и Л. Г. Петерсон оно развивается. Программы Л. В. Занкова и Н. А. Зайцева тоже могут иногда стимулировать его развитие. Методами общеобразовательной программы начальной школы абстрактное мышление не развивается никогда. Может сформироваться ограниченное натурально-арифметическое мышление, позволяющее ребенку хорошо учиться до тех пор, пока он не столкнется с алгеброй, которая ему будет уже недоступна. Если ребенок с трудом понимает инструкцию к 6-му субтесту и правильно выполняет всего 2-3 задания, то его абстрактное мышление практически не развито. Он может оперировать только качественно представляемыми образами, предметами или их свойствами и пока не способен выделять зависимости и отношения до такой степени, чтобы оперировать именно ими. Если понятийное или визуальное мышление хорошо развиты, то учебные проблемы в течение ближайших 3-4 лет могут быть весьма незначительны. Он не сможет решать задачи «прикидкой», выделяя алгоритм и оценивая порядок численного результата, и задачи «в общем виде», когда условие дано в буквенном (символьном) варианте, а не с числами. По общеобразовательным программам от него этого и не требуется. Если понятийное мышление находится на слабом уровне, то развить абстрактное мышление невозможно. При среднем уровне понятийного мышления и хорошем (или высоком) — визуального вероятность развития абстрактного мышления значительно повышается. Если показатели понятийного и визуального мышления находятся на хорошем (или высоком) уровне, обязательно надо заниматься развитием абстрактного мышления. Первая тема в 5-м классе, на которой хорошо успевающие дети с неразвитым абстрактным мышлением начинают испытывать трудности — Это умножение и деление чисел на дробь. За время обучения в начальной школе у ребенка складывается неосознаваемая установка: при сложении и умножении что-то увеличивается, а при вычитании и делении — Уменьшается. (Даже термин в 1 классе есть такой — «уменьшаемое».) "■°гда ученик начинает умножать и делить на дробь, то результат полу-
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников чается прямо противоположный. Он умножил, а число уменьшается, разделил, а число увеличилось. Тогда ребенок старается найти ответ, который был бы для него логичным, но не пишет тот, который получается в результате решения. Все объяснения насчет того, что когда мы умножаем на дробь, то берем только часть числа, а когда делим на дробь, то смотрим, сколько раз часть укладывается в целом, выслушиваются ребенком, но не воспринимаются, поскольку математические операции он воспринимает как реальные действия с объектами, а не как различные способы сравнения величин. Абстрактное мышление складывается по мере преодоления натурально арифметических установок. Такое возможно при условии усиленных практических занятий ребенка в течение двух лет (5-6-й классы) по темам: умножение и деление чисел на дробь, проценты, решение задач на части, примеры на действия с отрицательными числами. Кроме того, ребенок должен привыкнуть решать любое задание сначала «прикидкой», а также научиться решать задачи «в общем виде». Но не так, как это проделывается в рамках программы Л. В. Занкова: сначала решается численно, а потом записывается в виде символов. Таким методом абстрактное мышление не развивается никогда. Логическое решение с использованием символьной записи обязательно должно предшествовать численным подстановкам, с помощью которых определяются зоны (или множество) реально возможных решений. Очень важно в 7-м классе с самого начала научиться осмысленному (т. е. с предварительной «прикидкой») выполнению алгебраических преобразований. Математика является тем школьным предметом, благодаря которому и развивается абстрактное мышление. (Недаром древние греки говорили, что математика — это гимнастика для ума.) Дети (часто и с согласия родителей), пренебрегающие математикой, резко ограничивают свои возможности в будущем, во взрослой жизни. В том числе может оказаться неосуществимым желание владеть несколькими иностранными языками, несмотря на то, что ребенок будет учиться в гимназии, где они преподаются. Если ребенок правильно выполняет хотя бы 5-9 заданий, то при наличии развитого понятийного мышления можно считать, что база для формирования абстрактного мышления уже имеется. Если ребенок будет уделять математике в средней школе не меньше внимания, чем в млаД' ших классах, и не будет испытывать трудностей, осваивая вышеописанные «критические» темы и формы работы, то постепенно разовьется полноценное абстрактное мышление. Если понятийное мышление ра3" Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе вито недостаточно или в нем на слабом уровне находится логический компонент, то даже при успешном овладении математикой формируются только ограниченные вычислительные способности. Они позволяют легко производить различные расчеты, обучаться новым вычислительным приемам, но не осваивать новые сферы знаний. Если интуитивный и логический компоненты понятийного мышления развиты, а слабо выражена только операция категоризации, то в процессе становления абстрактного мышления может быть простимулировано и ее развитие. Если ребенок хорошо справляется с заданиями 6-го субтеста и имеет развитое понятийное мышление, это свидетельствует о становлении интеллекта более высокого уровня. Следует предоставлять ребенку возможности разнонаправленной интеллектуальной активности, чтобы обеспечить дальнейшее гармоничное развитие способностей. Рекомендуется обучение по гимназическим программам повышенного уровня. Если понятийное мышление слабое (особенно его логический компонент), но хорошо (или высоко) развит визуальный интеллект, то возможно формирование ограниченных математических способностей. При этом развитие понятийного мышления, способностей к гуманитарным и естественным наукам может быть окончательно подавлено. Высокий уровень развития абстрактного мышления возможен только на базе развитого понятийного и визуального мышления, свидетельствует о незаурядном интеллектуальном потенциале ребенка. Рекомендуется обучение в физико-математических школах, изучение нескольких иностранных языков. Образный синтез Заданиями 7-го субтеста матриц Амтхауэра замеряется способность к формированию целостных представлений на основе последовательно поступающей, несистематизированной, разрозненной или отрывочной информации. Целостность возникает на основе образного синтеза, а не логического структурирования. Формируется именно общее представление, образно объединяющее всю необходимую информацию и поэтому нуждающееся в дальнейшем логическом анализе для своего осмысления. Образный синтез является одной из основных операций системного мышления, которое необходимо в эмпирических исследованиях (для осмысления разнообразной и разрозненной информации), при работе по новым направлениям и на стыке наук. Образный синтез является одним из основных компонентов практического интеллекта. Он позволяет быстро понимать ситуацию в целом и выбирать оптимальное направление для
дальнейших действий. Полноценная операция образного синтеза складывается только при развитом понятийном мышлении. Если понятийное мышление оказывается не развито, то высокие показатели по 7-му субтесту свидетельствуют только о целостности зрительного восприятия. То есть операция образного синтеза ограничивается визуальной сферой. В этом случае велика вероятность закрепления целостного образного мышления, тормозящего развитие понятийного интеллекта. Ребенок привыкает пользоваться образной «классификацией», формированием группировок на основе целостного впечатления, обобщением путем зрительного получения «хорошей» формы. Неспособность к образному синтезу может быть следствием неразвитости визуального мышления в целом. Однако ребенок может научиться логически обобщать информацию. Этого вполне достаточно для обучения в школе, которое не требует целостного осмысления больших объемов разрозненной, несистематизированной информации. (От учащихся требуется понимание уже предварительно систематизированной, логически обработанной информации, которая им дается в учебниках.) Недостатки образного синтеза могут осложнять понимание рисунков, схем, чертежей и связанную с ними работу на уроках геометрии, физики и черчения. Пока (в 3-5-х классах) такая работа не требуется, следует заняться развитием визуального мышления в целом, т. е. активизировать базу для становления образного синтеза. Начинать надо с заданий, которые реализуются с помощью манипуляций, в наглядно-действенном плане (собирать картинки по наглядным образцам, по чертежам; находить схемы, соответствующие тем или иным изображениям). Если ребенок играет с мозаиками, «пазлами», то добиваться надо такого уровня работы, когда после зрительного анализа ситуации он заранее раскладывает игровой материал так, как будто видит, из каких деталей какие части картинки получатся, и далее сборка идет целыми узлами или блоками. Если он умеет только последовательно подбирать, добавлять, пристраивать подходящие детали, то надо научить его сознательному анализу картинки и ее элементов, иначе база для операции образного синтеза может так и не сформироваться. Если и понятийное мышление не развито, то в первую очередь надо заниматься именно им, а не образ' ным синтезом. Если ребенок в основном справляется с заданиями 7-го субтеста, его понятийное мышление и визуальный интеллект хорошо развить1' а в школьных программах уделяется необходимое внимание график Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе кой обработке информации (детей учат пользоваться рисунками, чертежами, особенно — составлению обобщающих схем при повторении материала), то становление образного синтеза происходит без дополнительных усилий. Если понятийное мышление развито слабо (особенно его логический компонент), то при хорошем образном синтезе может больше и не развиться, а окончательно произойти закрепление образного мышления в качестве основного механизма интеллектуальной деятельности. В этом случае происходит становление практического интеллекта, позволяющего ребенку ориентироваться в жизненных ситуациях, но теоретическое мышление не развивается, и обучение по большинству предметов школьного цикла становится невозможным. Ребенок к 7-8-му классу обычно полностью теряет интерес к учебе, так как мало что понимает на уроках, но вне школы может чувствовать себя вполне уверенно. Ситуацию можно выправить только при условии развития понятийного мышления. Пространственное мышление Заданиями 8-го субтеста матриц Амтхауэра замеряется способность к вычленению пространственной структуры объектов и оперированию уже не образами объектов и их «внешними» свойствами, а внутренними структурными зависимостями. Пространственное мышление хотя и базируется на образном зрительном интеллекте, но представляет собой качественно новую ступень в его развитии. Операторными единицами являются уже не зрительно воспринимаемые свойства объектов (как в образном мышлении), а аналитически выделяемые характеристики их пространственной структуры, а также отношения, закономерные связи между зрительно воспринимаемыми свойствами. В пространственном мышлении абсолютно доминируют операции анализа, в связи с этим обычно отсутствуют корреляции между субтестами 7 и 8, несмотря на то что они оба базируются на визуальном интеллекте. Слабый уровень развития пространственного мышления свидетельствует о том, что образное восприятие доминирует над аналитически-структурным. Последнее отсутствует вообще. Единичные правильные ответы на задания 8-го субтеста либо случайны, либо получены с по-мощью речевого понятийного мышления (путем рассуждения), но не визуальным анализом (ребенок ответы не видит). Без специальных занятий пространственное мышление не разовьется. Ученик будет испытывать серьезные трудности на уроках черчения, физики, геометрии и тРигонометрии. Если развиты понятийное и абстрактное мышление, то Психологическая оптимизация обучения и развития школьников возможно частичное замещение логическим анализом отсутствующих визуальных операций. Школьник может научиться по-своему («алгебраически») справляться с задачами по математике и физике, основанных на чертежах (хотя легкости не будет никогда), но черчение для него так и останется непонятным и ненавистным предметом. Для развития визуального мышления необходима активизация его предпосылок. Следует начинать с формирования двигательно-визуальных схем, т. е. предлагать ребенку решение наглядных задач с помощью манипуляций. Для этих целей можно ипользовать кубики Коса и развивающие игры, предложенные Б. II. Никитиным («Уникуб», «Кирпичики», «Кубики для всех»). Ребенок должен но нарисованным картинкам-образцам собирать объемные «конструкции», т. е. трансформировать целостный зрительный образ в его двигательную схему, зрительно контролируя адекватность преобразований. Задания следует выполнять по несколько раз, периодически возвращаясь к уже проделанным, пока для ребенка не станет очевиден и легко воспроизводим сам принцип действий. Ребенок должен работать не только руками, свои действия он должен научиться сопровождать речевыми объяснениями, чтобы двигательные схемы становились осознаваемыми. Далее он должен сменить сам принцип работы: сначала сказать, какие кубики и ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|