Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социализация учащихся через творчество





Социально-экономические преобразования, происходившие в нашем государстве в конце 80-х — начале 90-х годов, не только необратимо из­менили образ жизни, но и резко снизили ее уровень у абсолютного боль­шинства населения. Проблемы выживания стали основными, а культур­ный досуг (театры, музеи, экскурсионные поездки и т. п.) — недостижимой роскошью. Значительно сократилось и время общения родителей с деть­ми, поскольку взрослым приходится его тратить на дополнительные при­работки для содержания семьи. И если старшие поколения в этой ситуа­ции еще сохраняют определенный культурный уровень, то процесс приобщения подрастающих поколений к историческим и духовным цен­ностям общества нарушился.

Нарушение механизма «семейной» трансляции культурных ценнос­тей привело к очевидному разрыву в духовно-нравственном уровне стар­ших и подрастающих поколений. Даже проживая в таком уникальном центре мировой культуры, как Санкт-Петербург, дети оказываются ли­шенными тех возможностей полноценного развития, которые город может предоставить. Фактически жизнь подрастающих поколений про­ходит как бы в другом, параллельном, убогом, культурноограниченном мире, и результаты воздействия этого мира на развитие детей уже начи­нают проявляться.*

К сожалению, до сих пор отсутствует продуманная, адекватная сло­жившейся ситуации государственная политика в области культуры, об­разования и воспитания, хотя очевидно, что дальнейшее бездействие может привести к необратимой духовной деградации общества.

Цель проведенного нами в 1996-2000 годах исследования на базе Дворца детского и юношеского творчества (ДДЮТ) Выборгского раи°' на Санкт-Петербурга и состояла в поиске условий, форм и методов вза пмодействия педагогов с учащимися, которые способствовали бы * На иопрос: «Что такое Санкт-Петербург?» — в ответ от нериокласхмиксш 1|№ раз приходилось слышать, что «:ло улица такая».


только организации досуга, но полноценному личностному развитию. Исследовательская работа была направлена на поиск путей оптимиза­ции процесса социализации детей, создание условий, позволяющих ак­тивно осваивать подлинные культурные богатства нашего общества, формировать самореализующуюся личность.

Сама тема исследования — поиск психолого-педагогических условий для оптимизации процесса социализации учащихся и формирования самореализующейся личности — предполагает методологический ана­лиз психологического содержания используемых понятий, основным из которых является понятие социализации.

Социализация — исторически обусловленный, осуществляемый в де­ятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспро­изводства индивидом социального опыта. Социализация может проте­кать как в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности, так и стихийно. Она предполагает становление человека как личности в процессе разностороннего познания им окружающей дей­ствительности и самого себя, вхождение его в общественную среду и адаптацию к ее условиям посредством усвоения культурных норм, со­циальных и профессиональных ролей.

Личность социализируется в процессе перманентной адаптации к из­меняющимся условиям жизнедеятельности и расширяющейся сфере ак­тивности. Адаптацию принято считать основным механизмом социали­зации. Степень активности личности в процессе адаптации может быть существенно различной, и этим во многом определяются общие резуль­таты социализации: объективные (положение в обществе) и субъектив­ные (психологическое самочувствие). Если при вхождении в обществен­ную среду у индивида доминирует ориентация на нормативно-ролевые ожидания окружающих людей (родителей, учителей, друзей и пр.), то его активность оказывается минимальной. Индивид действует макси­мально активно, если он вырабатывает собственные представления о мире, обществе и о себе и в соответствии с этим определяет свое место в Жизни, выстраивает отношения с окружающими людьми.

Основными индивидуально-психологическими характеристиками, определяющими особенности протекания процесса социализации, вы-СтУпают интеллект (уровень и гармоничность его развития), самооцен-Ка (степень ее адекватности, самокритичности в сочетании с увереннос-ЬЮ в собственных силах), личностная активность, волевая регуляция, °ммуникативные способности, а также степень выраженности пози-Ивой социокультурной ориентации.


 




Личностное развитие и социализации школьников


Естественно, что у детей первоначально преобладают пассивные формы социализации. Ребенок может наращивать активность по мере развития интеллекта (основного инструмента познания), приобретения знаний и жизненного опыта, становления самосознания и личностной

самостоятельности.

В самом процессе социализации можно выделить три аспекта:

- познавательный (познание себя и окружающего мира);

- деятельный (поиск собственного места в жизни, профессиональ­
ное самоопределение);

- коммуникативный (взаимодействие с окружающими людьми, со­
циальная адаптация).

В качестве основных критериев успешности протекания процесса

социализации можно выделить:

1. Объективные:

- социально-нормативное поведение (усвоенность морально-эти­
ческих и правовых норм);

- полоролевое поведение (развитие навыков общения); _^а

- профессиональное самоопределение. Ш

2. Субъективные: Я"

- эмоциональное благополучие;

- социальная адаптированность;

- положительная самооценка.

Основная гипотеза и идея исследования заключалась в том, что развитие творческого потенциала учащихся предоставляет им воз­можность значительно раньше стать активными субъектами социа­лизации. Школьники могут применять свои творческие способности не только для реализации деятельностного аспекта социализации (постигая на занятиях в кружке основы профессионального мастер­ства), но и в самопознании и общении, т. е. там, где им пока не хвата­ет опыта и знаний. В этом случае именно творческие догадки позво­лят детям самосовершенствоваться, самостоятельно выстраивать отношения с окружающими людьми, искать свой жизненный путь. Характеристика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся ДДЮТ

На первом этапе исследования было проведено изучение индивиду альных особенностей, характерных для учащихся ДДЮТ, и опрсде-"е пне доминирующего типа социализации. В целях диагностики псполь


зовались тесты изучения интеллекта (Кеттелла, Равена), творческих способностей (Гилфорда, Рензулли, Торренса), личностных особеннос­тей (Тэммл — Дорки — Амен, Кеттелла, Коха, Люшера).

Выборочное психологическое обследование учащихся 13 кружков ДДЮТ (180 чел.) показало, что уровень развития логического мышле­ния абсолютного большинства детей едва достигает нижней границы возрастной нормы. Воображение, фантазия, образное мышление оказа­лись развиты значительно лучше. Выше возрастной нормы оказалось развито образное мышление у 76,2% и творческое воображение у 83,3% обследованных учащихся. Результаты сравнительного анализа разви­тия мышления и воображения учащихся ДДЮТ и учащихся общеобра­зовательных школ и гимназий представлены в таблицах 7.1, 7.2, 7.3. Можно предположить, что занятия в кружках Дворца способствуют развитию именно образных компонентов интеллекта, которые в мень­шей степени задействуются в процессе обучения в школе.

Анализ личностных особенностей учащихся показал, что они общи­тельны, способны понимать окружающих, настроены на взаимодействие, несмотря на то, что большинство из них повышенно чувствительны, впе­чатлительны, эмоциональны. Дети такого личностного типа из общеоб­разовательных школ обычно имеют много проблем в общении, но зани­мающиеся в кружках хорошо адаптированы, для них характерно полное личностное самопринятие, и для их настроения типично преобладание положительных эмоций. Однако такое состояние во многом достигается за счет неразвитости саморефлексии и слабой самокритичности. Более половины обследованных детей характеризуются как послушные, ведо­мые, зависимые, несамостоятельные.

Для таких детей наиболее вероятна социализация по пассивному типу: приспособление к окружающей среде посредством подчинения лидерам и принятия доминирующих групповых норм и ценностей. Оче­видно, что это — достаточно проблемный контингент в плане социали­зации, результаты которой будут зависеть от того, в какой среде они окажутся. Следует также добавить, что абсолютное большинство детей в кружках из малообеспеченных семей.

Проведенное исследование со всей очевидностью показало сложность поставленной задачи: помочь посредственным, пассивным, ведомым, несамокритичным детям стать активными, самостоятельными, реально оценивающими свои возможности, способными к конструктивному вза­имодействию.


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ДДЮТ

Статистический анализ показал, что к концу первого года занятий перестают посещать кружки примерно половина ребят. После второго года остается 25%. И только 10-15% ребят, приходящих в ДДЮТ, дей­ствительно находят свое любимое дело, занимаясь в кружках в течение 4-5 лет и более. Первоочередная задача состояла в определении усло­вий, позволяющих сохранять контингент учащихся, приходящих в круж­ки Дворца. Невозможно оказать какое-либо влияние на детей, перестав­ших посещать занятия.

Проведенное психологическое исследование было нацелено на изу­чение потребностно-мотивационной сферы учащихся. В анкетировании выяснялось, почему дети идут в ДДЮТ, как выбирают кружок, чего ожидают от занятий, как себя там чувствуют, каковы их планы на буду­щее. Важно было понять, какие ожидания не сбываются и какие потреб­ности не получают удовлетворения и как надо строить работу в круж­ках, чтобы большинство детей находили в ДДЮТ то, чего им не хватает в семье и в школе. Только в том случае, когда известны потребности и побудительные мотивы, можно предложить детям наиболее привлека­тельные для них виды деятельности и создать условия для их полно­ценного развития.

Исследование проводилось в 30 кружках ДДЮТ, было опрошено 824 школьника (около 80% всего контингента учащихся). Использова­лась специально разработанная анкета, составленная таким образом, чтобы на нее могли отвечать и первоклассники и старшеклассники. Ан­кета позволяла выяснить степень сформированное™ и осознанности мо­тивации, ее структуру, определить соотношение сущностных мотивов (познавательных, духовных, прагматических, коммуникативных, аффи-лиативных, самореализации) и внешних, неопределенных мотивов (за­нять свободное время, за компанию и пр.), выделить доминирующие мо­тивы. С ее помощью была получена информация о том, насколько самостоятельны дети в выборе занятий и что (или кто) оказывает влия­ние на этот выбор. Анкета позволяла также оценить, в какой степени занятия в кружках удовлетворяют потребности учащихся.

На основании проведенного исследования можно охарактеризо вать преобладающую структуру мотивацнонной сферы учашихсЯ следующим образом. Познавательный мотив является доминирУ10


Личностное развитие и социализации школьников

щим в структуре мотивации, причем у девочек даже в несколько большей степени, нежели у мальчиков (62,3% и 55,8%). Однако бо­лее 20% детей не находят новизны в информационном содержании занятий и, следовательно, не удовлетворяют свои познавательные потребности.

Вторыми по значению выступают духовные потребности, выражен­ные в активно-деятельной форме, в стремлении найти занятие для души, что-то такое, чем хотелось бы заниматься вне зависимости от практи­ческой пользы. Однако реализацию этой потребности нельзя рассмат­ривать безотносительно к уровню успешности деятельности. Вряд ли следует полагать (как сейчас нередко делают), что потребность будет удовлетворена, даже если ребенок не достигнет высоких результатов, что сам процесс деятельности будет его мотивировать.

Дальнейший анализ мотивационной структуры позволяет заключить, что ребенок не будет заниматься тем, что у него плохо получается. Ему нужно не просто занятие для души. Следующей стоит потребность са­мореализации в деятельности, самоутверждения через деятельность, стремление достичь высокого мастерства в любимом деле.

Коммуникативные потребности не входят в структуру основных мотивов, побуждающих школьников идти в ДДЮТ. Они характерны примерно для 20% учащихся и в большей степени для мальчиков, чем для девочек.

В целом мотивационная структура девочек в большей степени «по­ляризована» — более явно выражены основные, сущностные мотивы и слабее — внешние, «неопределенные» (занять свободное время, просто из интереса, за компанию). У мальчиков иерархия мотивов проступает не так четко, как у девочек, почти для 20% из них характерна субъектив­ная неопределенность побуждений (они сами не знают, чего хотят). Намечается противоречие: менее четкое понимание собственных побуж­дений сочетается с более явным, чем у девочек, стремлением действо­вать самостоятельно. Мальчики в меньшей степени ориентируются на советы родителей и друзей, более того, воспринимают рекомендации Родителей как давление и принуждение. Возможно, эта же установка может приводить к несколько большей проблемное™ и меньшей удов­летворенности мальчиков и в сфере общения.

Девочки, несколько в большей степени ориентированы на советы Родителей и друзей. Рекомендации родителей они воспринимают как соответствующие своим внутренним побуждениям. Девочки более кон-Ф°рмны и внушаемы. В западной социологии конформизм рассмат-


 




Личностное развитие и социализации школьников


ривается как внутреннее условие успешности социализации личнос­ти. В данном исследовании можно увидеть определенное подтвержде­ние этому тезису, у девочек в большей степени, чем у мальчиков, реали­зуются все анализируемые потребности. И именно выраженность конформных установок позволяет полнее реализовать коммуникатив­ные и аффилиативные потребности. Также осознание собственных по­требностей и оформленность мотивационной структуры предоставляет девочкам больше возможностей для удовлетворения познавательных и прагматических устремлений.

Процесс социализации мальчиков протекает более противоречиво. Для них характерно более четкое определение того, что им не нравится, что не подходит (в этом они опережают девочек), но мальчикам труднее понять, чего же они, собственно, хотят. Девочки, напротив, лучше объек­тивируют свои стремления и менее склонны к отвержениям. Это под­тверждается и динамикой отсева из кружков. Среди школьников, пер­вый год занимающихся в кружках ДДЮТ, процент мальчиков и девочек примерно одинаков. Ко второму году обучения девочек остается 60%, а мальчиков — менее 30%, к третьему году — девочек 35% от поступив­ших, а мальчиков — менее 15%. В итоге получается, что фактически де­вочек в кружках занимается в 2-3 раза больше, чем мальчиков, хотя по­требность во внешкольной деятельности в равной степени испытывают

и те и другие.

Приведенные выше результаты статистического анализа отсева из кружков указывают важность изучения мотивации детей, впервые приходящих в ДДЮТ. Естественно, что принять решение пойти в какой-либо кружок Дворца ребенок может в любом возрасте, поэто­му впервые приходят не только первоклассники, но и подростки и старшеклассники, и их мотивы вряд ли будут одинаковыми. Нужно знать, что движет детьми, и предоставить им необходимое, чтобы они остались, а не ушли сразу, как это происходит сейчас.

Первоклассники, которых фактически приводят в ДДЮТ родите­ли, представляют наиболее специфичную группу по структуре по-требностно-мотивационной сферы. Доминирующим мотивом явля­ется желание получить одобрение и похвалу со стороны взрослы Само содержание деятельности и даже тот факт, интересна она ил нет, оказывается менее важным для ребенка. Собственно познавате ные мотивы еще не выражены. Коммуникативные способности пр тически не развиты, ориентация на друзей, компанию полностью сутствует, но потребност


(выражен мотив поиска друзей). В качестве внешних мотивов доста­точно явно выражено подчинение родителям и стремление занять свободное время. Несформированность, неопределенность сферы интересов большинства первоклассников напрямую связана с их воз­растной незрелостью. Возрастная незрелость и недостаточность ком­муникативного опыта осложняет и эмоциональную адаптацию де­тей к занятиям в кружках ДДЮТ. На занятиях интересно практически всем детям, но только половина из них хорошо и свободно себя чув­ствует.

Как известно, школа является «сильным» социализирующим ин­ститутом, и в процессе обучения в первом классе ребенок делает каче­ственный скачок в собственном развитии. Вполне очевидны измене­ния в структуре мотивационных предпочтений второклассников, впервые пришедших во Дворец. Познавательный мотив выступает аб­солютно доминирующим. (Он сохраняет свое ведущее значение вплоть до старших возрастных групп.) Существенную роль в осознании соб­ственных потребностей для второклассников играют обзорные экскур­сии по кружкам Дворца. Максимально действенными они оказывают­ся именно для этой возрастной группы. Далее их роль резко снижается. Второклассники обладают уже достаточно развитыми коммуникатив­ными способностями, однако потребность в общении еще не насыще­на, значимость ее (по сравнению с первым классом) возросла и выра­жена значительно сильнее, чем в каких-либо других возрастных группах.

По характеристике мотивационной структуры учащиеся 3-5-х клас­сов, впервые пришедшие заниматься в кружки ДДЮТ, мало отличают­ся от второклассников. У них также абсолютно доминируют познава­тельные потребности, деятельностные и духовные стороны выражены слабо. Отмечается постепенное возрастное развитие коммуникативных способностей и навыков, расширение сферы общения, сопровождаемое •относительным насыщением потребности (ее значимость прогрессивно снижается).

Для формирования интересов большинства младших школьников исключительно значимыми оказываются советы родителей. Эти советы воспринимаются детьми как согласующиеся с собственным выбором х°тя собственный выбор фактически отсутствует и начинает формиро-аться именно под влиянием рекомендаций родителей). С переходом в РеДнюю школу значение родительских советов начинает снижаться (до I незначимости у старшеклассников).


Личностное развитие и социализации школьников


       
   
 
 


Начиная с пятого класса у детей резко возрастает ощущение собствен­ной самостоятельности, снижается ориентация на родительские сове­ты, возрастает значимость мнения друзей, но при этом «внешний» мо­тив прихода в ДДЮТ за компанию с друзьями пока отсутствует. Начинают проявляться духовные мотивы, а также стремление к само­реализации.

Пик «компанейскости» при относительно слабой выраженности основных внутренних побуждений наблюдается у шестиклассников, впервые пришедших в ДДЮТ. Не сумевшие разобраться в своих по­требностях школьники приходят в ДДЮТ от избытка активности и свободного времени и записываются всей компанией почти в любой, предложенный им кружок. Деятельностная направленность у них ока­зывается выраженной еще меньше, чем у ребят младших классов. Они не настроены на овладение какой-либо деятельностью и, тем более, на преодоление трудностей на пути к мастерству. В основном их ин­тересует веселое провождение свободного времени. Однако подрос­тков еще может увлечь коллективная деятельность или, скорее, «дей­ство». У них также максимально выражена, по сравнению с другими возрастными группами, неопределенность их собственных планов на

будущее.

Характеристика мотивационной сферы семиклассников, впервые приходящих в ДДЮТ, уже качественно иная, хотя и остается неболь­шой процент учащихся, пришедших за компанию. Абсолютно домини­рующими являются познавательные потребности. Резко повышается авторитет школьных учителей и ориентация на их советы. Начинается трансформация потребности в общении, индивидуализируются требо­вания к людям, снижается направленность на расширение контактов и поиск новых дружеских связей.

Структура мотивационной сферы восьмиклассников, впервые ре­шивших пойти в ДДЮТ. также отличается специфичностью. При аб­солютном доминировании познавательных потребностей уже явно выражены духовные, характеризующие внутреннее взросление лич­ности, юношеский поиск смысла и цели жизни. Однако деятельност­ная составляющая в сфере потребностей пока полностью отсутству­ет. Исключительно высока самостоятельность в принятии решении, отсутствует стремление к действиям «за компанию». Во многом по­вторяются особенности поведения, характерные для пятиклассников' но глубина и суть их уже другая. Пятиклассники определялись» пороге подросткового кризиса, восьмиклассники стоят на пороге Юй°


сти. Однако и среди них сохраняется небольшая прослойка школь­ников, не озабоченных поиском смысла жизни, без определенных по­требностей.

Учащиеся, впервые решающие только в 9-м классе пойти в какой-либо кружок Дворца, представляют, как и шестиклассники, в своем роде достаточно проблематичную группу со «стертой» мотивационной струк­турой. Они выглядят исключительно инфантильными, максимально низка их самостоятельность в принятии решений и в наибольшей сте­пени (среди всех возрастных групп) выражена ориентация на рекомен­дации школьных учителей. Значительное влияние на их поведение ока­зывают советы родителей, а также старших братьев и сестер. Однако, по сравнению с шестиклассниками, у учащихся 9-х классов стремление к компаниям практически не выражено, как и коммуникативные потреб­ности в целом. Они выглядят инфантильными переростками, не умею­щими себя занять. Естественно, что и их планы на будущее также доста­точно расплывчаты.

Юноши и девушки, впервые приходящие в кружки ДДЮТ в 10-11-м классе, составляют группу, полностью противоположную предыдущей. Они уже вполне самостоятельно сделали свой выбор, четко знают, чего хотят, и рассматривают свои занятия в кружке как подготовку к соответ­ствующей профессиональной деятельности.

В приведенном анализе рассмотрена не логика возрастных измене­ний в структуре потребностей школьников, а даны характеристики груп­пам детей в зависимости от того, в каком возрасте у них впервые возни­кает желание заняться чем-то еще, кроме учебы в школе, и они приходят для этого в ДДЮТ. Известно, что далеко не все кружки формируются однородными по возрастному составу, следовательно, как показал про­веденный анализ, потребности детей, находящихся в одной группе, мо­гут качественно различаться. Программы и методики преподавания обычно не учитывают существование настолько разнородных устано­вок и интересов, и поэтому вполне естественно, что значительная часть Детей не может удовлетворить свои потребности и перестает посещать занятия.

Как бы ни казались близкими по «биологическому» возрасту, напри-МеР, учащиеся 1-х и 2-х классов, или 5-х и 6-х классов, или 8-х и 9-х классов, приходя впервые во Дворец, они оказываются как бы детьми Из разных миров, не имеющими никаких общих точек соприкоснове­ния. Их потребности, мировосприятие настолько различны, что они не сМогут и не захотят общаться друг с другом, и требования, которые они



 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

будут предъявлять к педагогу и содержанию занятий, могут оказаться

несовместимыми.

При комплектации кружков из детей, впервые пришедших в ДДЮТ, необходимо учитывать специфику их потребностно-мотивационной сферы и руководствоваться следующим принципом деления на груп­пы: 1-е классы, 2-5-е классы, 6-е классы, 7-8-е классы, 9-е классы, 10-11-е классы. В случае несоблюдения этого принципа вероятен значи­тельный отсев учащихся из кружков в первый же год обучения из-за неудовлетворения потребностей и межличностных конфликтов.

Анализ результатов обследования показывает, что есть закономер­ные и однонаправленные сдвиги в структуре мотивации школьников в связи с продолжительностью их обучения в ДДЮТ. Такие своеобраз­ные сдвиги позволяют говорить о развитии потребностно-мотивацион­ной сферы детей, в большей степени связанной с самим процессом обу­чения, а не с возрастной динамикой. К каким бы различным возрастным группам не принадлежали учащиеся, сами занятия во Дворце творче­ства постепенно начинают оказывать влияние на их развитие и социа­лизацию.

Пытаясь понять смысл происходящих преобразований, можно увидеть ряд последовательных этапов. Доминирование в течение пер­вых двух лет обучения познавательных потребностей свидетельствует о том, что сначала происходит необходимая ориентация в выбран­ной сфере деятельности, идет накопление информации и формиро­вание представлений о ней. Когда познавательное освоение деятель­ности в основном заканчивается, наступает этап ее деятельностного освоения. Преобладающим мотивом является самосовершенствова­ние в деятельности.

Когда школьники действительно в совершенстве осваивают дея­тельность, постигая все тонкости «профессионализма», добиваются вы­сокого уровня мастерства, мотив овладения деятельностью теряет свое значение. Этот перелом и переход на новый этап и отмечается к чет-вертому-пятому году обучения. Наступает очень своеобразный пери­од, для которого характерно удовлетворение ребят от своих занятии. Они наслаждаются самим процессом деятельности.

Высокий уровень овладения деятельностью открывает возможное ти для творчества в ней. Начиная с пятого-шестого года обучения на ступает этап самостоятельной творческой деятельности. Обобщая проделанный анализ можно выделить этапы: 1. Познавательно-ученического освоения.


_________ Личностное развитие и социализации школьников *___

2. Активно-деятельностного освоения.

3. Профессионального мастерства.

4. Творческой самореализации.

В процессе обучения в ДДЮТ школьники не только овладевают ка­кой-либо деятельностью и совершенствуются в ней. Происходит и об­щеличностное развитие, качественное преобразование внутреннего мира детей. Явные изменения наступают на третьем-четвертом году обучения. Они становятся очевидными и для самих детей и проявля­ются в том, что прежние дружеские связи перестают удовлетворять их. Школьным и дворовым приятелям непонятно и неинтересно все то, что стало важным для ребенка. Он не может поделиться с ними тем, что узнает на занятиях в ДДЮТ и чем наполнен его внутренний мир. Ему самому становятся скучными и кажутся пустыми привычные раз­влечения. Дети меняются настолько, что теряют взаимопонимание с приятелями, распадаются бывшие дружеские взаимоотношения. Дети «перерастают» свое привычное окружение, поднимаясь на более вы­сокий уровень личностного развития. В создавшейся ситуации резко актуализируется потребность в новых контактах и построении нового круга общения.

Проведенное исследование потребностно-мотивационной сферы учащихся ДДЮТ показало, что абсолютно доминирующими в течение первых двух лет обучения являются познавательные потребности. Наи­более высокие требования предъявляются детьми к информационно-содержательному аспекту занятий. Обычно же только вводные занятия бывают информационно насыщенными. В дальнейшем, в процессе ос­воения предметных навыков, общепознавательный их компонент ми­нимизируется. И если при освоении навыков эффективность деятель­ности детей оказывается невысокой, то они не получают удовлетворения от занятий и перестают их посещать.

Следовательно, одно из направлений совершенствования работы педагогов, способствующее закреплению контингента учащихся в круж­ках ДДЮТ, заключается в обеспечении информационной новизны, ори­гинальности содержательного аспекта занятий в течение первых двух лет обучения. Реализовать это в рамках программы кружка, где занятия нацелены на освоение ребенком какой-либо предметной деятельности (вязание, танцы или игра в шахматы), оказывается практически невоз­можным. Однако проблема решается при разработке интегративных за­нятий и программ, создания модульных курсов, в рамках которых про-в°дились бы совместные занятия не только таких «совместимых»


 




Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

кружков, как ИЗО и «Вязание» или «Экология» и «Туризм», но и та­ких, как, например, «Хор» и ИЗО. Накапливающийся в этом направле­нии опыт работы педагогов ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петер­бурга показывает исключительно высокую его эффективность. Периодическое проведение интегрированных занятий позволяет сохра­нять элемент новизны, способствует формированию более широких, це­лостных представлений об окружающем мире, развивает умение нестан­дартно мыслить, обогащает практический опыт детей в новых сферах деятельности. Участие в разноплановой деятельности помогает ребен­ку осознать свои потребности и выбрать занятие по душе.

Сравнительный анализ психологических особенностей детей первых двух лет обучения и тех, кто проучился в ДДЮТ более 4 лет (вне зави­симости от их возраста), показал рост интеллектуальных и творческих способностей, интуиции, волевого самоуправления, активности, само­стоятельности, самокритичности и оптимизма. Причем корреляцион­ный анализ показал, что развитие интеллекта, самостоятельности, са­морефлексии тесно связано с развитием творческих способностей. Если учесть, что занятия в кружках направлены именно на развитие творчес­кого потенциала учащихся, то полученные корреляционные связи в оп­ределенном смысле свидетельствуют о возможностях оптимизации про­цесса социализации через творческую деятельность, подтверждая правомерность основной гипотезы исследования.

Таблица 7.1. Характеристика визуального мышления учащихся

(тест Равена)


Личностное развитие и социализации школьников

Таблица 7.2. Характеристика развития воображения учащихся

(тест Торренса)

 

  Беглость Оригиналь­ность Образное _ богатство Творческое воображение
ДДЮТ, 5-9 классы 9,9 7,72 8,38  
ИЗО, 5-7 классы   8,67 11,33  
Макраме, 7 класс   10,12 10,88  
Хореография, 6-9 классы 9,88 8,44 7,06 25,38
Школа Кировского р-на (программа эстетического воспитания А. П. Валицкой) Классы: гимназический 7-й гимназический 6-й общеобразовательный 6-й 9,00 7,63 8,81 4,42 4,61 6,06 8,58 8,02 8,98 21,99 20,26 23,48
Гимназия Выборгского р-на Классы: гуманитарный 10-й технический 10-й гимназический 6-й гимназический 6-й общеобразовательный 6-й 9,62 9,69 9,36 9,85 9,33 5,92 7,04 6,14 5,72 4,39 10,23 9,02 7,36 9,00 4,80 25,77 25,75 22,86 24,57 18,52

 

 

 

 

 

  Показатели методики Равена
А В С О Е Ко
ДДЮТ, 5-9 классы 11,66 11,46 9,62 9,12 5,74 47,60 53 ^49^36 45,65
«Метелица», 8 класс       11,5 8,5
Шахматы, 6-7 класс 11,67   Г 9,67 9,51 6,51
Школа Выборгского р-на, 7-й гимназический класс 11,45 11,4 9,25 8,3 5,25
Школа Фрунзенского р-на, 9-й общеобразоват. класс 11,54 10,91 8,14 8,54 4,54 43,59



Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

Таблица 7.3. Характеристика творческого (дивергентного) мышления учащихся (задачи Гилфорда)

 

  Образная диверген-тность Функциона­льная дивер-гентность Понятийная диверген-тность Вербальная диверген-тность
ДДЮТ, 5-9 классы 4,88 3,06 2,12  
ИЗО, 5-7 классы 6,33 3,33 3,08 7,92
Школа Кировского р-на (программа эстетического воспитания А. П. Валицкой) Классы: гимназический 7-й гимназический 6-й общеобразовательный 6-й 5,16 5,56 4,33 2,8 2,0 2,11 2,22 2,04 2,11 7,88 6,67 5,7
Гимназия Фрунзенского района с экономической специализацией 10-й класс 11-й класс 5,4 6,32 2,96 3,62 3,48 3,44 11,46 12,32
Школа Дзержинского р-на (программа эстетического развития на базе Русского музея) 10-й класс 8,22 3,96 3,50 11,39






Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.