|
Социализация учащихся через творчествоСоциально-экономические преобразования, происходившие в нашем государстве в конце 80-х — начале 90-х годов, не только необратимо изменили образ жизни, но и резко снизили ее уровень у абсолютного большинства населения. Проблемы выживания стали основными, а культурный досуг (театры, музеи, экскурсионные поездки и т. п.) — недостижимой роскошью. Значительно сократилось и время общения родителей с детьми, поскольку взрослым приходится его тратить на дополнительные приработки для содержания семьи. И если старшие поколения в этой ситуации еще сохраняют определенный культурный уровень, то процесс приобщения подрастающих поколений к историческим и духовным ценностям общества нарушился. Нарушение механизма «семейной» трансляции культурных ценностей привело к очевидному разрыву в духовно-нравственном уровне старших и подрастающих поколений. Даже проживая в таком уникальном центре мировой культуры, как Санкт-Петербург, дети оказываются лишенными тех возможностей полноценного развития, которые город может предоставить. Фактически жизнь подрастающих поколений проходит как бы в другом, параллельном, убогом, культурноограниченном мире, и результаты воздействия этого мира на развитие детей уже начинают проявляться.* К сожалению, до сих пор отсутствует продуманная, адекватная сложившейся ситуации государственная политика в области культуры, образования и воспитания, хотя очевидно, что дальнейшее бездействие может привести к необратимой духовной деградации общества. Цель проведенного нами в 1996-2000 годах исследования на базе Дворца детского и юношеского творчества (ДДЮТ) Выборгского раи°' на Санкт-Петербурга и состояла в поиске условий, форм и методов вза пмодействия педагогов с учащимися, которые способствовали бы * На иопрос: «Что такое Санкт-Петербург?» — в ответ от нериокласхмиксш 1|№ раз приходилось слышать, что «:ло улица такая». только организации досуга, но полноценному личностному развитию. Исследовательская работа была направлена на поиск путей оптимизации процесса социализации детей, создание условий, позволяющих активно осваивать подлинные культурные богатства нашего общества, формировать самореализующуюся личность. Сама тема исследования — поиск психолого-педагогических условий для оптимизации процесса социализации учащихся и формирования самореализующейся личности — предполагает методологический анализ психологического содержания используемых понятий, основным из которых является понятие социализации. Социализация — исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности, так и стихийно. Она предполагает становление человека как личности в процессе разностороннего познания им окружающей действительности и самого себя, вхождение его в общественную среду и адаптацию к ее условиям посредством усвоения культурных норм, социальных и профессиональных ролей. Личность социализируется в процессе перманентной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности и расширяющейся сфере активности. Адаптацию принято считать основным механизмом социализации. Степень активности личности в процессе адаптации может быть существенно различной, и этим во многом определяются общие результаты социализации: объективные (положение в обществе) и субъективные (психологическое самочувствие). Если при вхождении в общественную среду у индивида доминирует ориентация на нормативно-ролевые ожидания окружающих людей (родителей, учителей, друзей и пр.), то его активность оказывается минимальной. Индивид действует максимально активно, если он вырабатывает собственные представления о мире, обществе и о себе и в соответствии с этим определяет свое место в Жизни, выстраивает отношения с окружающими людьми. Основными индивидуально-психологическими характеристиками, определяющими особенности протекания процесса социализации, вы-СтУпают интеллект (уровень и гармоничность его развития), самооцен-Ка (степень ее адекватности, самокритичности в сочетании с увереннос-ЬЮ в собственных силах), личностная активность, волевая регуляция, °ммуникативные способности, а также степень выраженности пози-Ивой социокультурной ориентации.
Личностное развитие и социализации школьников Естественно, что у детей первоначально преобладают пассивные формы социализации. Ребенок может наращивать активность по мере развития интеллекта (основного инструмента познания), приобретения знаний и жизненного опыта, становления самосознания и личностной самостоятельности. В самом процессе социализации можно выделить три аспекта: - познавательный (познание себя и окружающего мира); - деятельный (поиск собственного места в жизни, профессиональ - коммуникативный (взаимодействие с окружающими людьми, со В качестве основных критериев успешности протекания процесса социализации можно выделить: 1. Объективные: - социально-нормативное поведение (усвоенность морально-эти - полоролевое поведение (развитие навыков общения); _^а - профессиональное самоопределение. Ш 2. Субъективные: Я" - эмоциональное благополучие; "Щ - социальная адаптированность; - положительная самооценка. Основная гипотеза и идея исследования заключалась в том, что развитие творческого потенциала учащихся предоставляет им возможность значительно раньше стать активными субъектами социализации. Школьники могут применять свои творческие способности не только для реализации деятельностного аспекта социализации (постигая на занятиях в кружке основы профессионального мастерства), но и в самопознании и общении, т. е. там, где им пока не хватает опыта и знаний. В этом случае именно творческие догадки позволят детям самосовершенствоваться, самостоятельно выстраивать отношения с окружающими людьми, искать свой жизненный путь. Характеристика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся ДДЮТ На первом этапе исследования было проведено изучение индивиду альных особенностей, характерных для учащихся ДДЮТ, и опрсде-"е пне доминирующего типа социализации. В целях диагностики псполь зовались тесты изучения интеллекта (Кеттелла, Равена), творческих способностей (Гилфорда, Рензулли, Торренса), личностных особенностей (Тэммл — Дорки — Амен, Кеттелла, Коха, Люшера). Выборочное психологическое обследование учащихся 13 кружков ДДЮТ (180 чел.) показало, что уровень развития логического мышления абсолютного большинства детей едва достигает нижней границы возрастной нормы. Воображение, фантазия, образное мышление оказались развиты значительно лучше. Выше возрастной нормы оказалось развито образное мышление у 76,2% и творческое воображение у 83,3% обследованных учащихся. Результаты сравнительного анализа развития мышления и воображения учащихся ДДЮТ и учащихся общеобразовательных школ и гимназий представлены в таблицах 7.1, 7.2, 7.3. Можно предположить, что занятия в кружках Дворца способствуют развитию именно образных компонентов интеллекта, которые в меньшей степени задействуются в процессе обучения в школе. Анализ личностных особенностей учащихся показал, что они общительны, способны понимать окружающих, настроены на взаимодействие, несмотря на то, что большинство из них повышенно чувствительны, впечатлительны, эмоциональны. Дети такого личностного типа из общеобразовательных школ обычно имеют много проблем в общении, но занимающиеся в кружках хорошо адаптированы, для них характерно полное личностное самопринятие, и для их настроения типично преобладание положительных эмоций. Однако такое состояние во многом достигается за счет неразвитости саморефлексии и слабой самокритичности. Более половины обследованных детей характеризуются как послушные, ведомые, зависимые, несамостоятельные. Для таких детей наиболее вероятна социализация по пассивному типу: приспособление к окружающей среде посредством подчинения лидерам и принятия доминирующих групповых норм и ценностей. Очевидно, что это — достаточно проблемный контингент в плане социализации, результаты которой будут зависеть от того, в какой среде они окажутся. Следует также добавить, что абсолютное большинство детей в кружках из малообеспеченных семей. Проведенное исследование со всей очевидностью показало сложность поставленной задачи: помочь посредственным, пассивным, ведомым, несамокритичным детям стать активными, самостоятельными, реально оценивающими свои возможности, способными к конструктивному взаимодействию. Психологическая оптимизация обучения и развития школьников 7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ДДЮТ Статистический анализ показал, что к концу первого года занятий перестают посещать кружки примерно половина ребят. После второго года остается 25%. И только 10-15% ребят, приходящих в ДДЮТ, действительно находят свое любимое дело, занимаясь в кружках в течение 4-5 лет и более. Первоочередная задача состояла в определении условий, позволяющих сохранять контингент учащихся, приходящих в кружки Дворца. Невозможно оказать какое-либо влияние на детей, переставших посещать занятия. Проведенное психологическое исследование было нацелено на изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся. В анкетировании выяснялось, почему дети идут в ДДЮТ, как выбирают кружок, чего ожидают от занятий, как себя там чувствуют, каковы их планы на будущее. Важно было понять, какие ожидания не сбываются и какие потребности не получают удовлетворения и как надо строить работу в кружках, чтобы большинство детей находили в ДДЮТ то, чего им не хватает в семье и в школе. Только в том случае, когда известны потребности и побудительные мотивы, можно предложить детям наиболее привлекательные для них виды деятельности и создать условия для их полноценного развития. Исследование проводилось в 30 кружках ДДЮТ, было опрошено 824 школьника (около 80% всего контингента учащихся). Использовалась специально разработанная анкета, составленная таким образом, чтобы на нее могли отвечать и первоклассники и старшеклассники. Анкета позволяла выяснить степень сформированное™ и осознанности мотивации, ее структуру, определить соотношение сущностных мотивов (познавательных, духовных, прагматических, коммуникативных, аффи-лиативных, самореализации) и внешних, неопределенных мотивов (занять свободное время, за компанию и пр.), выделить доминирующие мотивы. С ее помощью была получена информация о том, насколько самостоятельны дети в выборе занятий и что (или кто) оказывает влияние на этот выбор. Анкета позволяла также оценить, в какой степени занятия в кружках удовлетворяют потребности учащихся. На основании проведенного исследования можно охарактеризо вать преобладающую структуру мотивацнонной сферы учашихсЯ следующим образом. Познавательный мотив является доминирУ10 Личностное развитие и социализации школьников щим в структуре мотивации, причем у девочек даже в несколько большей степени, нежели у мальчиков (62,3% и 55,8%). Однако более 20% детей не находят новизны в информационном содержании занятий и, следовательно, не удовлетворяют свои познавательные потребности. Вторыми по значению выступают духовные потребности, выраженные в активно-деятельной форме, в стремлении найти занятие для души, что-то такое, чем хотелось бы заниматься вне зависимости от практической пользы. Однако реализацию этой потребности нельзя рассматривать безотносительно к уровню успешности деятельности. Вряд ли следует полагать (как сейчас нередко делают), что потребность будет удовлетворена, даже если ребенок не достигнет высоких результатов, что сам процесс деятельности будет его мотивировать. Дальнейший анализ мотивационной структуры позволяет заключить, что ребенок не будет заниматься тем, что у него плохо получается. Ему нужно не просто занятие для души. Следующей стоит потребность самореализации в деятельности, самоутверждения через деятельность, стремление достичь высокого мастерства в любимом деле. Коммуникативные потребности не входят в структуру основных мотивов, побуждающих школьников идти в ДДЮТ. Они характерны примерно для 20% учащихся и в большей степени для мальчиков, чем для девочек. В целом мотивационная структура девочек в большей степени «поляризована» — более явно выражены основные, сущностные мотивы и слабее — внешние, «неопределенные» (занять свободное время, просто из интереса, за компанию). У мальчиков иерархия мотивов проступает не так четко, как у девочек, почти для 20% из них характерна субъективная неопределенность побуждений (они сами не знают, чего хотят). Намечается противоречие: менее четкое понимание собственных побуждений сочетается с более явным, чем у девочек, стремлением действовать самостоятельно. Мальчики в меньшей степени ориентируются на советы родителей и друзей, более того, воспринимают рекомендации Родителей как давление и принуждение. Возможно, эта же установка может приводить к несколько большей проблемное™ и меньшей удовлетворенности мальчиков и в сфере общения. Девочки, несколько в большей степени ориентированы на советы Родителей и друзей. Рекомендации родителей они воспринимают как соответствующие своим внутренним побуждениям. Девочки более кон-Ф°рмны и внушаемы. В западной социологии конформизм рассмат-
Личностное развитие и социализации школьников ривается как внутреннее условие успешности социализации личности. В данном исследовании можно увидеть определенное подтверждение этому тезису, у девочек в большей степени, чем у мальчиков, реализуются все анализируемые потребности. И именно выраженность конформных установок позволяет полнее реализовать коммуникативные и аффилиативные потребности. Также осознание собственных потребностей и оформленность мотивационной структуры предоставляет девочкам больше возможностей для удовлетворения познавательных и прагматических устремлений. Процесс социализации мальчиков протекает более противоречиво. Для них характерно более четкое определение того, что им не нравится, что не подходит (в этом они опережают девочек), но мальчикам труднее понять, чего же они, собственно, хотят. Девочки, напротив, лучше объективируют свои стремления и менее склонны к отвержениям. Это подтверждается и динамикой отсева из кружков. Среди школьников, первый год занимающихся в кружках ДДЮТ, процент мальчиков и девочек примерно одинаков. Ко второму году обучения девочек остается 60%, а мальчиков — менее 30%, к третьему году — девочек 35% от поступивших, а мальчиков — менее 15%. В итоге получается, что фактически девочек в кружках занимается в 2-3 раза больше, чем мальчиков, хотя потребность во внешкольной деятельности в равной степени испытывают и те и другие. Приведенные выше результаты статистического анализа отсева из кружков указывают важность изучения мотивации детей, впервые приходящих в ДДЮТ. Естественно, что принять решение пойти в какой-либо кружок Дворца ребенок может в любом возрасте, поэтому впервые приходят не только первоклассники, но и подростки и старшеклассники, и их мотивы вряд ли будут одинаковыми. Нужно знать, что движет детьми, и предоставить им необходимое, чтобы они остались, а не ушли сразу, как это происходит сейчас. Первоклассники, которых фактически приводят в ДДЮТ родители, представляют наиболее специфичную группу по структуре по-требностно-мотивационной сферы. Доминирующим мотивом является желание получить одобрение и похвалу со стороны взрослы Само содержание деятельности и даже тот факт, интересна она ил нет, оказывается менее важным для ребенка. Собственно познавате ные мотивы еще не выражены. Коммуникативные способности пр тически не развиты, ориентация на друзей, компанию полностью сутствует, но потребност (выражен мотив поиска друзей). В качестве внешних мотивов достаточно явно выражено подчинение родителям и стремление занять свободное время. Несформированность, неопределенность сферы интересов большинства первоклассников напрямую связана с их возрастной незрелостью. Возрастная незрелость и недостаточность коммуникативного опыта осложняет и эмоциональную адаптацию детей к занятиям в кружках ДДЮТ. На занятиях интересно практически всем детям, но только половина из них хорошо и свободно себя чувствует. Как известно, школа является «сильным» социализирующим институтом, и в процессе обучения в первом классе ребенок делает качественный скачок в собственном развитии. Вполне очевидны изменения в структуре мотивационных предпочтений второклассников, впервые пришедших во Дворец. Познавательный мотив выступает абсолютно доминирующим. (Он сохраняет свое ведущее значение вплоть до старших возрастных групп.) Существенную роль в осознании собственных потребностей для второклассников играют обзорные экскурсии по кружкам Дворца. Максимально действенными они оказываются именно для этой возрастной группы. Далее их роль резко снижается. Второклассники обладают уже достаточно развитыми коммуникативными способностями, однако потребность в общении еще не насыщена, значимость ее (по сравнению с первым классом) возросла и выражена значительно сильнее, чем в каких-либо других возрастных группах. По характеристике мотивационной структуры учащиеся 3-5-х классов, впервые пришедшие заниматься в кружки ДДЮТ, мало отличаются от второклассников. У них также абсолютно доминируют познавательные потребности, деятельностные и духовные стороны выражены слабо. Отмечается постепенное возрастное развитие коммуникативных способностей и навыков, расширение сферы общения, сопровождаемое •относительным насыщением потребности (ее значимость прогрессивно снижается). Для формирования интересов большинства младших школьников исключительно значимыми оказываются советы родителей. Эти советы воспринимаются детьми как согласующиеся с собственным выбором х°тя собственный выбор фактически отсутствует и начинает формиро-аться именно под влиянием рекомендаций родителей). С переходом в РеДнюю школу значение родительских советов начинает снижаться (до I незначимости у старшеклассников). Личностное развитие и социализации школьников Начиная с пятого класса у детей резко возрастает ощущение собственной самостоятельности, снижается ориентация на родительские советы, возрастает значимость мнения друзей, но при этом «внешний» мотив прихода в ДДЮТ за компанию с друзьями пока отсутствует. Начинают проявляться духовные мотивы, а также стремление к самореализации. Пик «компанейскости» при относительно слабой выраженности основных внутренних побуждений наблюдается у шестиклассников, впервые пришедших в ДДЮТ. Не сумевшие разобраться в своих потребностях школьники приходят в ДДЮТ от избытка активности и свободного времени и записываются всей компанией почти в любой, предложенный им кружок. Деятельностная направленность у них оказывается выраженной еще меньше, чем у ребят младших классов. Они не настроены на овладение какой-либо деятельностью и, тем более, на преодоление трудностей на пути к мастерству. В основном их интересует веселое провождение свободного времени. Однако подростков еще может увлечь коллективная деятельность или, скорее, «действо». У них также максимально выражена, по сравнению с другими возрастными группами, неопределенность их собственных планов на будущее. Характеристика мотивационной сферы семиклассников, впервые приходящих в ДДЮТ, уже качественно иная, хотя и остается небольшой процент учащихся, пришедших за компанию. Абсолютно доминирующими являются познавательные потребности. Резко повышается авторитет школьных учителей и ориентация на их советы. Начинается трансформация потребности в общении, индивидуализируются требования к людям, снижается направленность на расширение контактов и поиск новых дружеских связей. Структура мотивационной сферы восьмиклассников, впервые решивших пойти в ДДЮТ. также отличается специфичностью. При абсолютном доминировании познавательных потребностей уже явно выражены духовные, характеризующие внутреннее взросление личности, юношеский поиск смысла и цели жизни. Однако деятельностная составляющая в сфере потребностей пока полностью отсутствует. Исключительно высока самостоятельность в принятии решении, отсутствует стремление к действиям «за компанию». Во многом повторяются особенности поведения, характерные для пятиклассников' но глубина и суть их уже другая. Пятиклассники определялись» пороге подросткового кризиса, восьмиклассники стоят на пороге Юй° сти. Однако и среди них сохраняется небольшая прослойка школьников, не озабоченных поиском смысла жизни, без определенных потребностей. Учащиеся, впервые решающие только в 9-м классе пойти в какой-либо кружок Дворца, представляют, как и шестиклассники, в своем роде достаточно проблематичную группу со «стертой» мотивационной структурой. Они выглядят исключительно инфантильными, максимально низка их самостоятельность в принятии решений и в наибольшей степени (среди всех возрастных групп) выражена ориентация на рекомендации школьных учителей. Значительное влияние на их поведение оказывают советы родителей, а также старших братьев и сестер. Однако, по сравнению с шестиклассниками, у учащихся 9-х классов стремление к компаниям практически не выражено, как и коммуникативные потребности в целом. Они выглядят инфантильными переростками, не умеющими себя занять. Естественно, что и их планы на будущее также достаточно расплывчаты. Юноши и девушки, впервые приходящие в кружки ДДЮТ в 10-11-м классе, составляют группу, полностью противоположную предыдущей. Они уже вполне самостоятельно сделали свой выбор, четко знают, чего хотят, и рассматривают свои занятия в кружке как подготовку к соответствующей профессиональной деятельности. В приведенном анализе рассмотрена не логика возрастных изменений в структуре потребностей школьников, а даны характеристики группам детей в зависимости от того, в каком возрасте у них впервые возникает желание заняться чем-то еще, кроме учебы в школе, и они приходят для этого в ДДЮТ. Известно, что далеко не все кружки формируются однородными по возрастному составу, следовательно, как показал проведенный анализ, потребности детей, находящихся в одной группе, могут качественно различаться. Программы и методики преподавания обычно не учитывают существование настолько разнородных установок и интересов, и поэтому вполне естественно, что значительная часть Детей не может удовлетворить свои потребности и перестает посещать занятия. Как бы ни казались близкими по «биологическому» возрасту, напри-МеР, учащиеся 1-х и 2-х классов, или 5-х и 6-х классов, или 8-х и 9-х классов, приходя впервые во Дворец, они оказываются как бы детьми Из разных миров, не имеющими никаких общих точек соприкосновения. Их потребности, мировосприятие настолько различны, что они не сМогут и не захотят общаться друг с другом, и требования, которые они
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников будут предъявлять к педагогу и содержанию занятий, могут оказаться несовместимыми. При комплектации кружков из детей, впервые пришедших в ДДЮТ, необходимо учитывать специфику их потребностно-мотивационной сферы и руководствоваться следующим принципом деления на группы: 1-е классы, 2-5-е классы, 6-е классы, 7-8-е классы, 9-е классы, 10-11-е классы. В случае несоблюдения этого принципа вероятен значительный отсев учащихся из кружков в первый же год обучения из-за неудовлетворения потребностей и межличностных конфликтов. Анализ результатов обследования показывает, что есть закономерные и однонаправленные сдвиги в структуре мотивации школьников в связи с продолжительностью их обучения в ДДЮТ. Такие своеобразные сдвиги позволяют говорить о развитии потребностно-мотивационной сферы детей, в большей степени связанной с самим процессом обучения, а не с возрастной динамикой. К каким бы различным возрастным группам не принадлежали учащиеся, сами занятия во Дворце творчества постепенно начинают оказывать влияние на их развитие и социализацию. Пытаясь понять смысл происходящих преобразований, можно увидеть ряд последовательных этапов. Доминирование в течение первых двух лет обучения познавательных потребностей свидетельствует о том, что сначала происходит необходимая ориентация в выбранной сфере деятельности, идет накопление информации и формирование представлений о ней. Когда познавательное освоение деятельности в основном заканчивается, наступает этап ее деятельностного освоения. Преобладающим мотивом является самосовершенствование в деятельности. Когда школьники действительно в совершенстве осваивают деятельность, постигая все тонкости «профессионализма», добиваются высокого уровня мастерства, мотив овладения деятельностью теряет свое значение. Этот перелом и переход на новый этап и отмечается к чет-вертому-пятому году обучения. Наступает очень своеобразный период, для которого характерно удовлетворение ребят от своих занятии. Они наслаждаются самим процессом деятельности. Высокий уровень овладения деятельностью открывает возможное ти для творчества в ней. Начиная с пятого-шестого года обучения на ступает этап самостоятельной творческой деятельности. Обобщая проделанный анализ можно выделить этапы: 1. Познавательно-ученического освоения. _________ Личностное развитие и социализации школьников *___ 2. Активно-деятельностного освоения. 3. Профессионального мастерства. 4. Творческой самореализации. В процессе обучения в ДДЮТ школьники не только овладевают какой-либо деятельностью и совершенствуются в ней. Происходит и общеличностное развитие, качественное преобразование внутреннего мира детей. Явные изменения наступают на третьем-четвертом году обучения. Они становятся очевидными и для самих детей и проявляются в том, что прежние дружеские связи перестают удовлетворять их. Школьным и дворовым приятелям непонятно и неинтересно все то, что стало важным для ребенка. Он не может поделиться с ними тем, что узнает на занятиях в ДДЮТ и чем наполнен его внутренний мир. Ему самому становятся скучными и кажутся пустыми привычные развлечения. Дети меняются настолько, что теряют взаимопонимание с приятелями, распадаются бывшие дружеские взаимоотношения. Дети «перерастают» свое привычное окружение, поднимаясь на более высокий уровень личностного развития. В создавшейся ситуации резко актуализируется потребность в новых контактах и построении нового круга общения. Проведенное исследование потребностно-мотивационной сферы учащихся ДДЮТ показало, что абсолютно доминирующими в течение первых двух лет обучения являются познавательные потребности. Наиболее высокие требования предъявляются детьми к информационно-содержательному аспекту занятий. Обычно же только вводные занятия бывают информационно насыщенными. В дальнейшем, в процессе освоения предметных навыков, общепознавательный их компонент минимизируется. И если при освоении навыков эффективность деятельности детей оказывается невысокой, то они не получают удовлетворения от занятий и перестают их посещать. Следовательно, одно из направлений совершенствования работы педагогов, способствующее закреплению контингента учащихся в кружках ДДЮТ, заключается в обеспечении информационной новизны, оригинальности содержательного аспекта занятий в течение первых двух лет обучения. Реализовать это в рамках программы кружка, где занятия нацелены на освоение ребенком какой-либо предметной деятельности (вязание, танцы или игра в шахматы), оказывается практически невозможным. Однако проблема решается при разработке интегративных занятий и программ, создания модульных курсов, в рамках которых про-в°дились бы совместные занятия не только таких «совместимых»
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников кружков, как ИЗО и «Вязание» или «Экология» и «Туризм», но и таких, как, например, «Хор» и ИЗО. Накапливающийся в этом направлении опыт работы педагогов ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга показывает исключительно высокую его эффективность. Периодическое проведение интегрированных занятий позволяет сохранять элемент новизны, способствует формированию более широких, целостных представлений об окружающем мире, развивает умение нестандартно мыслить, обогащает практический опыт детей в новых сферах деятельности. Участие в разноплановой деятельности помогает ребенку осознать свои потребности и выбрать занятие по душе. Сравнительный анализ психологических особенностей детей первых двух лет обучения и тех, кто проучился в ДДЮТ более 4 лет (вне зависимости от их возраста), показал рост интеллектуальных и творческих способностей, интуиции, волевого самоуправления, активности, самостоятельности, самокритичности и оптимизма. Причем корреляционный анализ показал, что развитие интеллекта, самостоятельности, саморефлексии тесно связано с развитием творческих способностей. Если учесть, что занятия в кружках направлены именно на развитие творческого потенциала учащихся, то полученные корреляционные связи в определенном смысле свидетельствуют о возможностях оптимизации процесса социализации через творческую деятельность, подтверждая правомерность основной гипотезы исследования. Таблица 7.1. Характеристика визуального мышления учащихся (тест Равена) Личностное развитие и социализации школьников Таблица 7.2. Характеристика развития воображения учащихся (тест Торренса)
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников Таблица 7.3. Характеристика творческого (дивергентного) мышления учащихся (задачи Гилфорда)
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|