Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды власти и стратегии ее реализации.





В системе межличностных отношений руководитель в соответствии со своим статусом получает власть и определенные полномочия, оказывает влияние на других людей. Власть как общественное явление подчиняется объективным законам, не зависимым от человеческих представлений. Власть связывает людей и общественные группы, направляя их действия.

Власть можно определить как способность или возможность личности (группы, партии и т.д.) воздействовать на поведение (мысли, деятельность, жизнь) других людей, изменять ход событий, преодолевать сопротивление и заставлять людей делать то, что они сами иначе не сделают.

Как правило, власть ассоциируется у людей с насилием, подавлением и потому неизбежно вызывает отрицательные эмоциональные реакции. В психологическом плане власть и сила противоположны бессилию и беспомощности. Если человек боится привлечь к себе внимание, потерпеть неудачу, оказаться обузой для окружающих, он верит в то, что не способен достичь успеха. И данная атрибуция включает механизм самореализующегося пророчества, он действительно чувствует себя слабым, лишенным силы, его поведением управляют страхи и комплексы. Управлять людьми – значит быть способным излучать энергию и силу, уверенность и целеустремленность, преодолевать собственные страхи.

Рассмотрим некоторые особенности феномена власти.

Во-первых, невозможно обладать властью независимо от того, что думают или делают другие люди. Власть зависит от взаимоотношений между людьми. Сила власти в организации зависит не от начальника, отдающего приказ, а от исполнителя, который решает, выполнять ему поступающие приказы или нет. Мы можем рассматривать власть в организации как межличностное взаимодействие.

Во-вторых, власть основывается на представлениях человека о потенциальных возможностях носителя власти. Дело в том, что человек воспринимает власть другого не столько на основе реальных возможностей этого другого, сколько на основе его поведения, манер, способов общения.

В- третьих, особенность власти заключается в том, что она никогда не бывает односторонней. Каждый человек потенциально обладает властью. Различия в возможностях воздействия порождают борьбу за власть, которая практически никогда не исчезает.

И, наконец, четвертая особенность власти заключается в ее ситуативности, зависимости от обстоятельств.

У власти много видимых и невидимых источников. К видимым источникам можно отнести: положение (должность, статус), знания (экспертность), качества личности. Среди наиболее существенных невидимых источников власти можно назвать: обладание ресурсами, социальные связи, информацию.

Виды власти. Власть положения (законная, традиционная) – наиболее очевидный вид власти. Должность, занимаемая человеком, дает ему право воздействовать на подчиненных, контролировать выполнение определенных функций или заданий, принимать соответствующие решения. При авторитарном стиле наиболее подчеркивается этот вид власти.

Однако высокий статус не всегда гарантирует его обладателю реальное подчинение других людей. Требуется подключение и других видов власти.

В последние годы все чаще на первые места выдвигается власть ресурсов. Человек, в чьих руках оказывается контроль за финансовыми, человеческими, информационными ресурсами, имеет существенное влияние и занимает ключевые позиции в организации и даже далеко за ее пределами.

Наиболее сложным видом ресурсов, конечно же, являются люди. Они обычно сопротивляются изменениям, что и тормозит развитие организации, внедрение нового. Поэтому любой руководитель сталкивается с властью зависимости, которая проявляется в практической сфере, например при забастовке, саботаже. Люди, которые, казалось бы, не имеют никакой власти, могут отказаться от работы или сотрудничества, и таким образом повлиять на вышестоящих начальников и сотрудников, равных по положению.

Суть власти информации можно проиллюстрировать известным выражением «кто владеет информацией, тот владеет и ситуацией». Обычно именно руководитель сосредоточивает в своих руках все информационные потоки. Человек, располагающий большей информацией, обладает и объективно большими возможностями для эффективного поведения. Это, в свою очередь, повышает меру его компетентности в глазах других людей и ведет к укреплению его экспертной власти.

Власть эксперта существует только тогда, когда окружающие люди признают превосходство человека как специалиста. Экспертам даже не обязательно обладать властью положения. Они могут оказывать значительное влияние на своих официальных руководителей, задерживать решения вышестоящих инстанций, основываясь на своих знаниях. Прежде всего, ценятся знание продукта (технические знания) и знания процесса (то есть, как делать продукт, как организовывать производство, как управлять).

Власть социальных связей позволяет человеку влиять на события за счет возможности быстрого сбора нужной информации и мобилизации ресурсов в свою поддержку. Завести нужные знакомства – наиболее распространенный способ развития социальных связей.

И последняя по порядку, но не по значимости – власть личности. Это способности и личные качества человека, которые позволяют ему сделать больше, чем это допускают другие виды власти. Обычно по отношению к такой личности употребляют эпитет - харизматическая. Примером власти личности могут быть Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, мать Тереза, А.И.Солженицын, М. Растропович, это люди, которым в жизни пришлось много испытать, и они благодаря преодолению трудностей в своей жизни становились притягательны для других людей.

Обладать определенным источником власти еще не значит уметь управлять другими. Поэтому люди, желающие установить или закрепить свою власть, применяют различные стратегии.

Стратегия использования полномочий наиболее очевидно проявляется в армии: вышестоящие чины отдают приказы нижестоящим. В организациях другого типа руководитель разрабатывает и внедряет правила и процедуры, которым должны следовать подчиненные.

Стратегия подталкивания – это стратегия принуждения, использования различных дисциплинарных мер. Эффективность такой стратегии не бывает долгосрочной. Затаенные обиды ухудшают мотивацию труда, приводят к напряженности атмосферы в организации.

Стратегия приманивания – это стратегия использования вознаграждений по принципу «Я дам вам то-то, если вы сделаете это». Формами приманивания могут быть моральные поощрения: признание, уважение, включение в группу своих людей, дружба, известность и т.п.

Подготовительные стратегии направлены на создание хороших отношений или установление «нужных» связей, которые могут пригодиться в будущем.

В современном мире наиболее приемлемой формой оказания влияния на людей считается стратегия убеждения, то есть обращение к разуму словом или делом. Умение убеждать фактически означает умение привлекать людей на свою сторону.

Надо заметить, что это настоящее искусство. Иногда кажется, что кому-то эта способность досталась «от рождения». Определенная доля истинности в этом есть: особенности темперамента, энергетического поля, внешние данные, – безусловно, имеют непоследнее значение. Однако многие великие ораторы овладевали этим искусством не благодаря, а вопреки своим врожденным особенностям.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.