Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этапы развития коллектива и команды





 

Особое внимание психологи уделяют изучению двух групп – коллектива и команды.

Коллектив – это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям этого общества. Группу можно считать коллективом, если мы наблюдаем в ней добровольное объединение людей во имя достижения определенной социально одобряемой цели, распределение функций между членами, прозрачную структуру руководства и управления. Коллектив предполагает приоритет общественного над индивидуальным, взаимной требовательности и ответственности. Коллективизм в России в советский период максимально соответствовал задачам существовавшей в то время идеологии и активно пропагандировался, даже насаждался, в противопоставление индивидуализму. Можно сделать вывод, что коллектив – это высший уровень развития группы, подчиненный жесткой идеологии. Если эта идеология имеет религиозный контекст, то такие группы можно назвать сектами.

Большое значение в жизни каждого индивида играет трудовой коллектив, а также команды, решающие трудовые задачи. Основное различие между этими группами заключается в принципе взаимодействия.

Производственный коллектив объединяет людей, занятых решением общей производственной задачи.

Команда – это группа людей с определенными функциональными ролями, объединенная общей целью, этикой и атрибутикой, то есть имеющая особенные черты, отличающие ее от других.

Сегодня многие современные организации отдают предпочтение именно командному стилю управления, считая его новым методом работы с подчиненными. Но идеи этого метода появились довольно давно, в середине прошлого века.

Еще до начала Второй мировой войны профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо в ходе научных экспериментов в Хоторне установил, что почти все наемные сотрудники считают: «Главное в коллективе – это чувство команды, ощущение локтя». В результате в науке о менеджменте появился новый термин – «чувство команды». Признаками команды являются взаимодополняющие навыки, высокий уровень взаимозависимости и разделение ответственности всеми членами команды за достижение конечных результатов. Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп является наличие синергетического эффекта. О наличии синергетического эффекта идет речь, когда комбинация общих усилий дает больший эффект, чем сумма индивидуальных действий.

В организационной практике существуют два основных типа команд:

Кросс-функциональная, формируемая на определенное время из представителей разных подразделений для решения общей задачи и интактная, создаваемая из представителей одного подразделения и существующая постоянно (например, рабочая бригада).

В зависимости от поставленных целей выделяются 4 категории команд:

- совещательная (совет, круглый стол);

- производственная (производственные бригады, команды личного состава);

- проектная (исследовательская группа, целевая группа);

- группа действий (спортивная команда, группа развлечений, экспедиция).

Необходимость формирования команд определяется характером выполняемого задания. Выделяется три типа заданий:

1. простые задания, имеющие техническую природу;

2. обычные задания с умеренной степенью неопределенности;

3. задания с высокой степенью неопределенности и относительно сложными проблемами, имеющие значение для всех заинтересованных сторон.

Для выполнения заданий первого типа достаточно основных социальных навыков, и их хорошо выполняют работающие независимо друг от друга сотрудники. Для выполнения заданий второго типа сотрудникам необходима общая информация и идеи, которые они могут получить в процессе сотрудничества, если имеют навыки ведения переговоров и координации деятельности. И лишь для выполнения заданий третьего типа необходим высокий уровень навыков командной работы.

Момент формирования для команды – это энергетически заряженный период. Новизна ситуации и отношений порождают избыток человеческой энергии. Но, несмотря на этот избыток, энергии обычно надолго не хватает. Куда она девается? Прежде всего, на преодоление внутренних противоречий и сомнений, на врабатываемость. И только после успешного завершения этих процессов можно рассчитывать на повышение эффективности команды за счет включения «синергетического эффекта».

Таблица 10 - Основные этапы развития команды по Б.Такману

Название этапа Краткая характеристика Роль лидера
Формирование Это еще не команда, а совокупность отдельных индивидуумов; - Происходит обсуждение в самом общем виде назначения команды, ее целей, состава, механизмов работы и т.д. - Люди осторожны в своих проявлениях и стремятся произвести впечатление друг на друга; - Возможны опасения и колебания, связанные с не совсем ясным представлением о предстоящей работе в команде; - Разделяемое всеми понимание присутствует в незначительной степени; Низкая приверженность интересам команды. -Познакомить членов команды друг с другом, если они незнакомы; - Создать непринужденную и комфортную обстановку; - Прояснить цели, задачи, процедуры, а также распределение ответственности и ролей.
Бурление Люди «открываются» и выявляются индивидуальные цели и ожидания; - На поверхность выходят разногласия и противоречия; - Назначение команды, стиль руководства, групповые роли, модели взаимодействия и поведения - все может быть поставлено под сомнение и оспорено; - Внутренние проблемы команды выходят на первый план; - Чувства находят свое выражение; - Возможно возникновение межличностных конфликтов; - Обращение к прошлым инцидентам и проблемам; - Формируется готовность принять риск совместной работы; - Члены команды подвергаются проверке со стороны своих коллег и больше узнают о самих себе. - Помогать команде успешно решать споры; - Обеспечивать обмен мнениями и конструктивное обсуждение проблем. - Воодушевлять команду на достижение намеченных целей; - Если лидер команды принимает авторитарный стиль и пытается пресечь конфликт, то это может привести к его скрытому течению, разрушающему процессы становления команды; - Команда может отвергнуть признанного лидера и определить альтернативный способ управления своими делами.
Нормирование Установление норм и процедур работы; - Формирование приемлемого стиля руко­водства; - Распределение ролей и форми­рование моделей взаимодействия; - Разви­тие сотрудничества и взаимной поддерж­ки; - Формирование механизмов принятия решений, контроля и обратной связи; - Становление отношений с внешней сре­дой команды. -Обеспечивать формирова­ние норм и механизмов, способствующих эффек­тивной работе команды; - Согласовывать устремления каждого члена команды с общими целями и ценно­стями; Способствовать сплочению команды.
Функционирование - Команда объединена и может эффективно работать для достижения поставленных перед ней целей; - Общее понимание проблем; - Взаимная поддержка и взаимопомощь; - Комфортная атмосфера, стимулирующая достижение новых высот; - Развитие, профессиональный и личностный рост членов команды. - Регулярно оценивать эффективность работы команды и результаты ее деятельности; - Предоставлять членам команды обратную связь; - Делегировать дополнительные полномочия членам команды; - Обсуждать с членами команды предложения по улучшению ее деятельности.
Перемена или расставание - Роспуск или переформирование команды после выполнения ею поставленной задачи; - Возможен также вариант постановки перед командой новых задач. - Информировать членов команды о предстоящих переменах; - Оценивать проделанную ими в команде работу и то чему они научились; - Поощрять членов команды к тому, чтобы они в дальнейшем не теряли связи друг с другом и поддерживали отношения.

 

Лидер команды должен по возможности уменьшать напряженность, связанную с изменениями и переходами. Члены команды могут испытывать некоторое сожаление по окончании работы, если их знания и опыт, полученные за время работы команды, принесли им особое удовлетворение.

Существует три основных фактора эффективной работы команды:

- удовлетворение индивидуальных потребностей членов команды;

- успешное взаимодействие в команде;

- решение поставленных перед командой задач.

Эти элементы взаимозависимы. Например, личное удовлетворение

зависит не только от успешного решения задач, но и от качества взаимоотношений в команде, а также от социальных аспектов командной работы.

 

Командные роли

 

Подбирая людей в команду, руководитель, как правило, ориентируется на имеющиеся у них навыки, знания и опыт. Но для достижения командной эффективности важны не только навыки, но в равной степени личные качества и личностные характеристики членов команды. Когда люди работают в составе одной группы или команды, каждый из них выполняет роли двух типов: функциональную, базирующуюся на профессиональных навыках и практическом опыте, и командную, в основе которой лежат личностные особенности.

Командные роли отражают способ, каким мы выполняем свою работу и охватывают: вклад в работу команды и взаимоотношения между участниками команды. Командная роль определяется нашими врожденными личными качествами и приобретенным поведением.

Выделяют девять командных ролей. Каждая из них приобретает особую значимость в определенный период времени.

Например, в тот период, когда команда только приступает к рассмотрению проблемы или разработке проекта, прежде всего, требуются инновационные идеи. На первый план здесь выходит генератор идей – человек с идеями, обладающий богатым воображением и умением решать нестандартные проблемы. Далее следует оценить, как эти идеи могут быть воплощены в практические действия и выполнимые задачи. Здесь требуются оценщик и исполнитель. Оценщик - рассудительный, проницательный, обладающий стратегическим мышлением – будет сдерживать чрезмерные проявления энтузиазма, отвлекающие от главных направлений деятельности команды. Исполнитель – дисциплинированный, надежный, консервативный и эффективный – умеет реализовывать идеи в практических действиях. На этих этапах успех достигается при условии, что в команде имеется хороший координатор (председатель), в задачу которого входит обеспечение наибольшей отдачи от членов команды в нужное время. Для этого он должен уметь четко формулировать цели, продвигать решения, делегировать полномочия.

Движущие силы и стимулы команда обретает благодаря активности энергичного организатора (творца). Его недостаточная гибкость компенсируются работоспособностью, развитым чувством долга, приверженности к идее. Когда возникает необходимость в проведении сложных переговоров с другими группами, большое значение приобретают качества, которыми обладает исследователь ресурсов – экстраверсия, энтузиазм, общительность.

Всевозможные источники трений и недоразумений между членами команды устраняются коллективистом. Он мягкий, дипломатичный, умеет слушать, чувствителен по отношению к людям. Если в процессе работы, выполняемой командой, возникает необходимость в редко встречающихся навыках и знаниях, на первый план выходит специалист. Роль старательного и добросовестного доводчика состоит в том, чтобы не упускать из виду даже мельчайшие детали реализации принимаемых решений и добиваться последовательного выполнения всех намеченных действий. Он же контролирует сроки выполнения поручений.

Практика показывает, что группа, в которой есть исполнители всех ролей, будет эффективно работать над выполнением любого задания.

Что нужно помнить при формировании функционально-ролевой структуры группы?

1. Не в каждую группу непременно должно входить девять членов — по числу ролей. Вполне возможно, а нередко желательно, чтобы лицо, входящее в группу, играло более одной роли. И наоборот – одну роль могут играть два и более человек.

2. Если команда действует не очень успешно, следует проанализировать ее состав. Возможно, обнаружится, что в ней никто не играет какой-либо из важных ролей. В этом случае нужно либо пополнить ее соответствующими сотрудниками, либо сориентировать имеющихся членов на выполнение соответствующих ролей.

3. Должен быть обеспечен баланс всех ролей, без доминирования по численности какой-либо одной. Особое внимание следует уделить подбору людей на роли «координатора» и «мыслителя». «Координатор» - это по сути лидер команды, и если лидеров несколько, они тянут команду в разные стороны. Успех возможен только если они смогут договориться, а на это необходимо время и добрая воля всех лидеров. Если в группе несколько «мыслителей», она рискует погрязнуть в бесплодных дебатах и дискуссиях, а в крайнем случае – распасться.

 

Контрольные вопросы к главе 3

1. Дайте определение организационной культуры.

2. Какие типы организационной культуры можно выделить?

3. Как Вы оцениваете возможности формирования толерантного взаимодействия в коллективе, в обществе в целом?

4. Раскройте национальные особенности деловой культуры.

5. Дайте характеристику теориям лидерства, какая из них ближе всего к Вашему опыту в настоящее время?

6. Кто впервые выделил стили управления? Охарактеризуйте эти стили.

7. Как приобрести позицию лидера?

8. Каковы психологические особенности власти?

9. Какие виды власти можно выделить?

10. Какие стратегии влияния Вы знаете?

11. Социальная группа как объект социально-психологических исследований. Какие типы групп Вы знаете?

12. Чем большие группы в социальной психологии отличаются от малых? Дайте понятие и типологию больших групп.

13. Почему малая группа рассматривается как продукт межличностных социально-психологических взаимодействий?

14. Классификация малых групп.

15. Что представляют собой групповые феномены?

16. Назовите социально-психологические особенности поведения личности в малой группе.

17. Коллектив и команда, их социально-психологические характеристики.

18. Назовите основные этапы формирования и развития команды.

19. Что такое групповая сплоченность?

20. Что такое конформность?

21. Как Вы считаете, какие из командных ролей играете лично Вы?

Список литературы к главе 3

1. Журавлев, А.Л. Социально-психологическое пространство личности [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко.- М.: Институт психологии РАН, 2012. - 496 c.

2. Кочетков, В.В. Психология межкультурных различий [Электронный ресурс]: Учебник для вузов / В.В. Кочетков.- М.: Пер Сэ, 2006. - 416c.

3. Кравченко, А.И. Психология и педагогика [текст]: Учебник для вузов /- А.И. Кравченко.- М.: Инфра-М, 2011. - 399 с.

4. Кузнецов, И.Н. Деловое общение [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / И.Н. Кузнецов.-М.: Дашков и К, 2012. - 528 c.

5. Милорадова, Н.Г. Поведение людей в организации[текст]: Учеб.пособие / Н.Г. Милорадова. - М.: МГСУ, 2013. - 167 с.

6.Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история[текст]: Б.Ф.Поршнев. – М.: ФЭРИ-В, 2006.

7. Самыгин,С. И. Деловое общение [текст]: Учеб. пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2012. - 440 с.

8. Социология [текст]: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета / Под ред. З. И. Ивановой. М: МГСУ, 2013. - 199 с.

9. Цветков, В.Л. Психология конфликта. От теории к практике [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / Цветков В.Л. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- 183 c.

10. Шилова, Т.А. Социальная психология личности в организации [Электронный ресурс]: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / Шилова Т.А. - М.: Моск. гор.пед.ун-т, 2010. - 124 c.

 

 

 

Булатова Елена Анатольевна







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.