Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Первое впечатление. Эффекты восприятия





А.А.Бодалев определяет первое впечатление как сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты, в который входят значимые особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Оно содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения, эмоциональную окраску по отношению к тому человеку, который оказался предметом восприятия. Первое впечатление может формироваться как при специальном намерении оценить человека с какой-либо позиции, так и при отсутствии такого намерения. Существенными факторами при оценке собеседника являются особенности внешнего облика и его поведения. Источником информации для формирования первого впечатления является наблюдение. Первое впечатление складывается в течение нескольких минут.

Образ другого человека строится исходя из действия следующих типовых схем.

Ошибки неравенства - при встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру, он оценивается несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был равен. Если же человек считает, что он превосходит в чем-то своего партнера, то он его недооценивает. Очень важно помнить, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эти ошибки можно назвать фактором превосходства.

Превосходство определяется исходя из двух основных источников информации:

1) одежда человека, весь его имидж;

2) манера поведения человека (как он сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Превосходство в манере поведения можно определить как независимость в различных ситуациях и обстоятельствах.

Сюда относится, прежде всего, независимость от партнера: человек показывает, что ему неинтересен тот, с кем он общается, его реакция, настроение, состояние или то, о чем он говорит. Такая внешняя независимость может выглядеть также как высокомерие, наглость, уверенность в себе и т.п. Независимость от ситуации общения обнаруживается в следующем: человек как бы не замечает некоторых ее аспектов — наличия свидетелей, неудачно выбранного момента, различных помех и т.д. Такое поведение почти всегда свидетельствует об определенном превосходстве. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Также бывает, что человек смотрит в сторону, в окно, рассматривает свои ногти — это явная демонстрация превосходства, власти (кстати, люди зависимые обычно внимательно смотрят на собеседника, «заглядывают в глаза»). Если человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируется иногда как интеллектуальное превосходство.

Фактор привлекательности — чем более внешне привлекателен человек, тем лучше он во всех отношениях. Если человек нравится (внешне), то одновременно его считают более хорошим, умным, интересным и т.д. Если же человек непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

А. Миллер, проводя исследования в этом направлении, отобрал из большого числа фотографии людей с лицами красивыми, обыкновенными и некрасивыми. Эти фотографии он показал мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и попросил их высказаться о внутреннем мире каждого. Испытуемые оценили красивых людей, по сравнению с некрасивыми, как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно. Кроме того, испытуемые-мужчины оценили красивых мужчин и женщин, фотографии которых они видели, как более направленных на других людей, заботливых и внимательных к ним.

Взгляд другого человека также влияет на наше отношение к нему.

Так, например, в одной небольшой аудитории новый преподаватель, впервые читая лекцию, по просьбе экспериментатора на одну группу студентов подолгу неотрывно смотрел, а от другой, взглянув на нее мельком, сразу отводил глаза. И в итоге студенты из первой группы оценили его как властного и уверенного в себе человека, а вторые отнесли его к очень стеснительным людям.

В другом почти подобном опыте студентов попросили высказать свое мнение о новом преподавателе - женщине. Как и в предыдущем случае, во время изложения учебного материала она постоянно обращала свой взор на одну группу студентов, как бы адресуя учебный материал только ей, а на другую группу студентов внимания не обращала. И в этом случае студенты из первой группы дали ей, как человеку, более положительные оценки, чем студенты из второй группы.

На формирующееся впечатление о человеке может повлиять принятая человеком поза. Так, в одном эксперименте людей, выступающих в роли объектов формирования первого впечатления, просили в одних случаях во время разговора с теми, чье впечатление оценивалось, наклонять свой корпус вперед, а в других случаях отклонять его, наоборот, назад. Оказалось, что в первом случае и мужчины, и женщины нравились воспринимавшим их людям больше, чем во втором. Кроме того, женщины нравились им сильнее, если они сидели в спокойной позе и с неперекрещенными руками и ногами.

Значимыми для формирования впечатления о человеке оказываются особенности его речи и голоса. Так, например, напряженность в голосе женщины в одинаковых условиях опыта не способствовала к приписыванию ей негативных характеристик. Напряженность в голосе мужчин обычно заставляла людей думать, что он не очень владеет собой, обладает невысоким интеллектом, уязвим и т.д. Многословие у мужчин воспринимается как серьезный недостаток в их личности, а у женщин - как почти нормальное состояние, не вызывающее предположений о каком-либо личностном изъяне.

Фактор личного пространства в общении. Установлен такой факт существования для каждого человека, находящегося в привычной для него обстановке, дистанции, которая должна разделять его и незнакомого человека, но чтобы последний не вызывал чувства досады. Величина этой дистанции колеблется в зависимости от роста людей, их пола, состояния нервно-психического здоровья, намерений, которые у них имеются по отношению к человеку, о котором они пытаются составить мнение.

Люди, привыкшие к одиночеству, находятся от собеседника на более протяженном расстоянии, чем люди, направленные на других и любящие общаться. Хотя и незнакомым, но нравящимся нам людям, позволяется, как правило, приближаться к собеседнику на более короткую дистанцию, не испытывая при этом состояния психологического дискомфорта.

Социальный фон также влияет на формирование мнения о человеке. Как много людей находится около человека, которого следует оценить, какие они, каков их облик и как они себя ведут. Все это влияет на то, какие особенности во внешнем облике другого человека отметятся раньше и лучше, как они оценятся в целом и какие черты личности или состояние, прежде всего, припишутся этому человеку и какое к нему сложится отношение.

На фоне невысоких людей рослый человек кажется еще выше. На фоне смеющихся лиц спокойное лицо сильнее привлекает к себе внимание. На фоне работающих людей томящийся от безделья человек также скорее останавливает на себе внимание наблюдающих за всей группой. Когда во время какого-то происшествия почти все люди - свидетели этого происшествия - проявляют растерянность и вдруг среди них оказывается человек, который ведет себя смело и решительно, он воспринимается в резком контрасте с поведением других людей, более объемно обнаруживаются его достоинства, и высоко положительно оценивается вся его личность. Это значение социального фона в складывании впечатления о человеке отчетливо прослеживается и в экспериментах, проведенных К. Клейнке.

Мужчину с неброской наружностью представляли двум группам незнакомых ему людей. В одну он был приглашен в сопровождении женщины с яркой привлекательной внешностью, а в другую его сопровождала женщина некрасивая и неаккуратно одетая. Первая группа положительные качества мужчины оценила значительно выше, чем вторая, и общее отношение к нему со стороны первой группы также оказалось более для него благоприятным.

В другом опыте одной группе испытуемых предлагали высказать свое мнение о человеке, который в спокойной позе и с таким же спокойным лицом стоял перед группой подростков, сидевших в один ряд напротив него за длинным столом. Следующая группа испытуемых, уравненная по всем параметрам с первой, увидела его в такой же позе и с таким же выражением лица, но у автобуса, двери которого, не соблюдая очереди, штурмовали несколько мужчин и женщин. Испытуемые третьей группы оценивали того же человека (поза и выражение лица его остались прежними), но без социального фона. Во всех трех группах этому человеку помимо черт, отмеченных всеми группами, были приписаны качества, «увидеть» которые в нем явно подтолкнул фон, на котором каждая из групп должна была его воспринимать. Когда таким фоном были подростки, в личности оцениваемого человека испытуемые увидели доброжелательное отношение к детям, умение разговаривать с ними, быть интересным рассказчиком. Когда же таким фоном были автобус и садящиеся в него пассажиры, в воспринимаемом человеке были отмечены воспитанность, уважение к женщинам, отсутствие чувства стадности, коллективизм в будничном поведении. Когда же человек оценивался один, без социального фона, намного больше суждений было высказано о его лице, глазах, их выражении, о характере телосложения, особенностях «оформления» внешности и не назывались черты, которые были отмечены у него, когда он стоял рядом с сидевшими подростками или когда собирался садиться в автобус.

Важно подчеркнуть, что «эффект привлекательности» сильно влияет на содержание формирующегося понятия о личности только в момент образования первого впечатления о человеке. В последующем оценивание этого человека другими людьми все больше начинает определяться характером взаимодействия с этим человеком, ценностью в их глазах его дел и поступков.

Фактор «отношения к нам» заключается в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям. Человека же, не разделяющего наши взгляды, мы склонны оценивать негативно, так же, как и информацию, исходящую от него.

Так, например, на фоне злых и кажущихся человеку несправедливых реплик людей по поводу допущенной им в общественном месте оплошности, доброе, произнесенное кем-то в защиту этого человека слово не только воспринимается с благодарностью, но и заставляет взглянуть на сказавшего с симпатией.

Американские психологи Р. Нисбет и Т. Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими — отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно однозначными. Оценки доброжелательного преподавателя оказались значительно выше, чем оценки «отстраненного».

Рассмотренные три вида ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом ореола, который проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Механизм ошибок похож во всех трех случаях, но источником ореола являются разные причины, что и позволило выделить три основные ошибки — превосходства, привлекательности и отношения к нам.

Важно, что ошибкой является не само по себе построенное по схеме первое впечатление, а использование этого впечатления не по адресу в длительном межличностном общении.

В процессе восприятия людьми друга друга, помимо рассмотренных, выделяют также следующие эффекты.

Эффект первичности и новизны – при взаимодействии с малознакомыми людьми большее значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми – последним сведениям.

Эффект проекции – проявляетсяв приписывании приятному собеседнику своих достоинств, а неприятному – своих недостатков. Классический пример проекции: начальника, не обладающего способностью к систематизации, организованности будут раздражать в подчиненных эти же качества.

Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

 

Имидж делового человека

Наш образ – это наш портрет, который мы показываем окружающим. Он должен работать на нас, а не против нас, должен правдиво отображать лучшие качества и при этом быть простым и искренним.

Составляющие имиджа делового человека – это впечатление, которое он производит (внешний вид, речь, манеры, окружающие его люди и вещи), и его деловые качества.

Одежда –оказывает влияние на восприятие носящего ее человека на стадии первого впечатления. Особенно велика роль одежды при кратковременных контактах. С одежды начинается формирование первого впечатления, даже если через некоторое время мы забыли, во что человек был одет.

При встрече с партнером или работодателем небрежность и раскованность в одежде могут привести к нежелательным последствиям. «Жалкий внешний вид» – одна из первых причин отказа в приеме на работу по результатам собеседования. Наша внешность дана нам природой или родителями, и изменить ее не в наших силах. Но необходимо помнить, что в деловом общении на другого человека действуют не столько прямые и универсальные признаки физической привлекательности, сколько косвенные: вкус в одежде и ухоженность тела, а также признаки подготовленности к встрече.

Выбор стиля одежды воспринимается как свидетельство того, каков у человека образ «Я», точнее – каких эталонов-стереотипов он придерживается, что считает правильным, приличным, красивым. Человеку «автоматически» приписываются те качества, которые традиционно связываются с одеждой, в которой его видят. При восприятии человека в униформе ему автоматически приписывается определенная роль и ожидается соответствующее поведение. Облегчая приписывание роли (ожидаемое обществом), униформа ограничивает диапазон ожидаемых поступков и со стороны воспринимающего, и со стороны носящего (так, от человека в белом халате мы ожидаем одного поведения, в военной форме – другого; женщина в халате и фартуке или женщина в бальном платье не только воспринимается, но и ведет себя по- разному).

Так, перед равными практически по всем параметрам группами испытуемых в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе он выходил в другой одежде или менялись (если это была женщина) прическа, украшения и пр. Эксперименты показали, что когда человек появлялся в другом костюме (в обычном штатском, в тренировочном, в рабочем комбинезоне, в духовном одеянии, в военной форме), то испытуемые группы помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также те качества, на которые указывал костюм, в котором был оцениваемый ими человек. Например, когда на человеке была военная форма, ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость, открытость по отношению к другим людям, свобода в проявлении чувств.

Определенные виды одежды традиционно ассоциируются с определенным социальным положением, политической ориентацией, мерой консервативности взглядов на отношения между полами, степенью общительности и т.д. Хорошо известно влияние одежды на восприятие физической привлекательности и сексуальности человека. Доказана связь одежды с оценкой таких характеристик человека, как, снобизм, робость, застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или неестественность. Символизм в одежде связан с общим явлением переноса особенностей внешнего облика человека на его внутренний мир. Так, жесткость одежды символически ассоциируется с физической силой, «вертикальность» линий - с моральной чистотой и стойкостью; теснота, плотно прилегающая одежда могут символизировать жесткий контроль человека над собой; свободность и неряшливость ассоциируются с аморальностью.

Замечено воздействие одежды на поведение носящего. Через особенности кроя и посадки, одежда не только задает осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктует определенную манеру держать себя в обществе в более широком понимании этого термина; порождает, как говорили раньше, манеру поведения. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и определяет стиль своего поведения.

В настоящее время многие люди одеваются в соответствии с правилами социального или профессионального сообщества, придерживаются так называемого «дресс-кода». Обращают также внимание на соответствие одежды возрасту и статусу человека. Усвоение неписаных правил того, как надо одеваться, - это неотъемлемая часть искусства делать карьеру.

Стереотипы в восприятии одежды весьма устойчивы: представители деловых кругов и руководители высокого ранга предпочитают так называемый консервативный стиль одежды, причем как мужчины, так и женщины.

Молодежь и представители творческих профессий склонны одеждой еще раз подчеркнуть свою индивидуальность, нестандартность и независимость. Отклонения от этих стереотипов могут вызвать недоумение и недоверие, отношение к человеку, как к «чужаку».

Сильно привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро портят впечатление, если, конечно, это не специальный стиль хиппи. Бедно одетый человек может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо — брезгливость.

Важное значение имеет также цвет одежды. Если женщины отдают предпочтение прохладным цветам, в частности светло-голубому; а мужчины – теплым: красному, желтому, оранжевому, то считается, что женщины хотят добавить себе рациональности, а мужчины теплоты. Обычно, розовый цвет считается типично женским, а голубой – типично мужским. Для деловой одежды предпочтительнее сине-коричневая и серая гамма. Замечено, что сочетание коричневых и синих тонов придает облику солидность и авторитетность. Синий цвет успокаивает и внушает доверие, коричневые тона свидетельствуют об основательности, а серый цвет подчеркивает индивидуальность.

Серый цвет нейтрален, он не вызывает никаких психологических реакций: не успокаивает и не возбуждает. Предпочтение темно-серого цвета связывается с наличием потребности в телесном и духовном удовлетворении, средне-серого – со стремлением к стабильности и порядку, светло-серого – с готовностью к переживаниям и желанием контакта с окружающими. Серый цвет способствует внутренней стабильности, снижает утомляемость и в то же время несколько отгораживает нас от окружающих. Так что столь частое предпочтение мужчинами костюмов серых цветов не случайно, он соответствует их внутреннему настрою на эмоциональную замкнутость, порядок и рациональный риск в делах.

Яркие цвета (особенно красный и желтый), разумеется, привлекают внимание, но и возбуждают, провоцируют на агрессию. Поэтому в деловом стиле они используются редко. Мужчина в черном костюме и белой рубашке воспринимается резким, напористым, упрямым, прямолинейным.

Значение, близкое к одежде, имеет и другой компонент оформления внешности - прическа, которая тоже может отражать значимые характеристики личности и ее социальную роль. Прическа, так же, как одежда, влияет на социальные ожидания. Например, среди мужчин короткие аккуратные прически ассоциируются с серьезными людьми, длинные волосы – с людьми искусства, бритая голова – с представителями экстремальных движений и т.п. У женщин отношение к прическе более сложное, но и у них деловому стилю соответствует более строгая прическа, подобранные волосы или короткая стрижка. Кроме того, с помощью прически можно скрыть или подчеркнуть особенности строения лица, отражающие наиболее важные и выразительные черты личности человека, изменить представление о возрасте и т.д.

К одному из способов ухода за лицом относится макияж. Его стратегическое назначение — скрыть возрастные изменения лица и свойственные ему какие-либо дефекты. Нередко к макияжу обращаются для того, чтобы скрыть плохое самочувствие. В таких случаях он выполняет функцию грима.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.