Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные виды этики: гуманистическая и авторитарная





Ротать Л.С.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Санкт-Петербург

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 6

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ И МОРАЛИ.. 7

1.1. Понятие этики. 7

1.2. Основные виды этики: гуманистическая и авторитарная. 7

1.3. Структура этики. 9

1.4. Сущность, специфика и содержание морали. 9

1.5. Этика и мораль. 10

2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.. 11

2.1. Этические учения Древнего Востока VI – II тыс. до н.э. (Египет, Месопотамия, Китай, Индия) 11

2.2. Этика античности. 12

2.3. Христианская этика средневековья. Религиозный догматизм.. 13

2.4. Этика Нового времени. 13

2.5. Мыслители и ученые XIX – XX вв. 15

2.6. Этические искания русских философов. 15

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.. 17

3.1. Структура личности по Зигмунду Фрейду. 17

3.2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга. 18

3.3. Закон конгруэнтности Карла Роджерса. 19

4. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.. 20

4.1. Общение: функции, формы, типы и виды.. 20

4.2. Деловое общение. Этические нормы в деловом общении. 22

4.3. Современные взгляды на место этики в деловом общении. 23

5. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.. 25

5.1. Вербальные и невербальные средства общения. Общая характеристика. 25

5.2. Невербальные средства общения. 25

5.3. Организация вербального взаимодействия. 26

6. КОНФЛИКТЫ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.. 28

6.1. Классификация и причина конфликтов. 28

6.2. Стадии и структура конфликта. 29

6.3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. 29

7. ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.. 34

7.1. Основные характеристики делового общения. Этапы делового общения. 34

7.2. Деловая беседа как форма делового общения. Виды деловых бесед. 36

7.3. Роль вопросов в деловой беседе и их классификация. 38

7.4. Деловые переговоры. Характеристика этапов деловых переговоров. 39

7.5. Деловые контакты с представителями зарубежных фирм и организаций. 41

7.6. Деловые беседы (переговоры) по телефону. 46

8. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.. 49

8.1. Компоненты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. 49

8.2. Основы речевой этики. 51

8.3. Виды речевого воздействия. 53

9. ЭТИКЕТ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И ОБМЕНА ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ 55

9.1. Официально-деловой стиль. 55

9.2. Типы официальных документов. Структура и содержание служебных документов. 56

10. ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА.. 62

10.1. Риторика и деловая риторика. 62

10.2. Риторические правила и умения. 63

10.3. Этика ораторского выступления. 64

11. ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ: ИХ ОФОРМЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ 66

11.1. Понятие назначение и виды визитных карточек. 66

11.2. Вручение визитных карточек: 67

11.3. Визитная карточка как письмо. 68

11.4. Требования к внешнему виду визитных карточек: 69

12. ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДЕЛОВОГО МУЖЧИНЫ... 70

12.1. Характеристика стиля делового мужчины.. 70

12.2. Основные требования к костюму. 70

12.3. Требования к элементам деловой одежды и к аксессуарам.. 71

13. ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДЕЛОВОЙ ЖЕНЩИНЫ... 74

13.1. Характеристика стиля деловой женщины.. 74

13.2. Основные требования к костюму. 74

13.3. Требования к элементам деловой одежды и к аксессуарам.. 75

14. СУВЕНИРЫ И ПОДАРКИ В ДЕЛОВОЙ СФЕРЕ.. 77

14.1. Понятие подарка и сувенира. 77

14.2. Рекомендации, связанные с подарками на работе, внутри коллектива. 77

14.3. Требования к выбору подарка. 79

14.4. Денежные подарки и отношение к ним.. 79

14.5. Цветы как подарок. 80

14.6. Правила дарения подарков. 80

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 84

Практическое занятие «Стратегия поведения в конфликте». 84

Практическое занятие «Выявление национальных особенностей правового этикета и общения традиционного общества и западноевропейской цивилизации». 85

Практической работа-игра «Создание модели поведения руководителя и подчиненного». 86

Практическая работа «Составление профессионального кодекса государственного служащего» 87

Практическая работа «Планирование и ведение переговоров». 88

Практическая работа «Составление программы встречи иностранной делегации». 89

Практическая работа «Имидж делового человека». 90

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 91

Общий тест по дисциплине. 91

Тест по теме «Основные характеристики делового общения». 94

Тест по теме «Стили руководства». 99

Тест для проверки остаточных знаний. 105

МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 110

Примерные варианты итоговой зачетной работы по дисциплине. 110

Примерный вариант итогового теста по дисциплине. 113

Вопросы к итоговому зачету по дисциплине. 120

Примерный вариант экзаменационных вопросов. 121

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 123

ЛИТЕРАТУРА.. 128

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Деловое общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение определенной цели и конкретных задач. Специфической особенностью делового общения является подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм, правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении. От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех общения.

Пособие включает теоретический материал, задания для самостоятельной работы студентов, знакомит с понятиями этики нормативной и этики деловой, дает представление о формах и средствах делового общения, о правилах поведения в конфликтных ситуациях. Один из разделов пособия посвящен теме профессиональной этики. Каждая тема пособия затрагивает этический аспект отдельной проблемы делового общения. Речь идет об этических нормах общения в ходе деловой беседы и деловых переговоров, делового разговора по телефону и т.д. Даны также рекомендации по написанию наиболее распространенных видов служебных документов: заявления и резюме. Каждый из разделов пособия представляет собой краткое изложение содержания отдельной темы дисциплины.

Пособие можно использовать при подготовке к семинарским и практическим занятиям, к итоговому зачету и экзамену.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ И МОРАЛИ

Понятие этики

Слово «этика » (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) понимается в двух значениях:

- во-первых, как философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность;

- во-вторых, как совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы.

Термин «этика» ввел Аристотель, обозначив им совокупность этических добродетелей и науку, которая отвечает на вопросы, что такое добродетель и что должен делать человек, чтобы прослыть добродетельным.

Важнейшими категориями этики являются:

- «добро»;

- «зло»;

- «справедливость»;

- «благо»;

- «ответственность»;

- «долг»;

- «совесть»;

- «честь» и т.д.

Основные задачи этики:

- описывать мораль – ее историю, сегодняшние нормы, принципы и идеалы т.е. нравственную культуру общества;

- объяснять мораль – анализировать сущность, структуру, механизмы функционирования морали;

- учить морали – давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека.

Структура этики

В структуре этики выделяют следующие блоки:

1. История:

а) морали;

б) этических учений.

2. Теория морали: структура и функции.

3. Нормативная этика. Высшие моральные ценности.

4. Прикладная этика.

История морали и этических учений описывает:

- процесс развития этических учений;

- генезис и эволюцию морали с древности до наших дней;

- дескриптивную этику, которая описывает социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т.п.).

Теория морали

- объясняет развитие и механизм действия морали;

- представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этика дает обоснование моральных принципов и норм помогает человеку стратегию и тактику добродетельной жизни.

Прикладная этика на основе нормативной этики выполняет практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их деятельности. В прикладную этику входят:

- экологическая этика и биоэтика;

- этика гражданственности;

- этика межличностного общения;

- ситуативная этика;

- этика делового общения;

- профессиональные этики;

- этикет.

1.4. Сущность, специфика и содержание морали

Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему.

Специфичность морали проявляется в следующем:

- в морали воплощено единство духовного и практического;

- мораль действует не в какой-то определенной области (наука, искусство, политика), а носит универсальный характер;

- в отличие от науки мораль носит оценочный характер и оценивает деятельность человека с позиций добра и зла, долга и ответственности, интересов личности или всего общества;

- мораль вырабатывает предписания, которые носят повелительный характер;

- мораль – исторически первый способ социальной регуляции, обеспечивающий согласованность личных интересов индивида с интересами общества.

Моральные принципы – это основные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали:

- принцип коллективизма ориентирует человека на подчинение своих личных интересов общественным и служение им;

- принцип индивидуализма – утверждение ценности, уникальности и неповторимости каждого человека;

- принцип гуманизма выражается в признании человека главной ценностью, а его интересов – приоритетными;

- принцип альтруизма – бескорыстная любовь и забота о благе другого человека;

- принцип толерантности (нельзя путать с равнодушием, которое ведет к подлости и предательству) предполагает проявление терпимости к иным взглядам, ценностям, поведению

Этика и мораль

Стремясь разграничить добро и зло, люди выработали нормы морального поведения – сложную систему правил, позволяющих им сосуществовать. Нормы морали выражаются в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Должное в морали не всегда совпадает с реально существующей нравственной реальностью. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, с другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых связана часто с нарушением нравственных норм. Этот внутренний конфликт между нравственным долгом и практическим расчетом, существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно этот конфликт проявляется в деловом общении.

Мораль всегда предполагает определение нравственного идеала, образца для подражания. В современной деловой практике такие черты, как трудолюбие, бескорыстная доброжелательность, пунктуальность, точность, справедливые решения и т.п., квалифицируются как моральные качества. В то время как, взяточничество, беспринципность, коррупция, подтасовка фактов, уклонение от ответственности и прочие оцениваются как аморальные.

Понятие этики ассоциируется с правилами, стандартами поведения. Соответственно и в сфере деловой этики ценятся в первую очередь надежность, порядочность, умение выполнять обещание.

 

Самостоятельная работа. Ответить на вопросы и выполнить следующее задания:

1. Что означает термин «этика»?

2. В чем заключаются основные особенности гуманистической и авторитарной этики?

3. В чем заключается сущность, специфика и содержание морали?

4. Сформулируйте «золотое» правило нравственности, применив его к основным сферам деятельности.


ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

2.1. Этические учения Древнего Востока VI – II тыс. до н.э.
(Египет, Месопотамия, Китай, Индия)

Развитие этической мысли Древнего Востока шло в особых социокультурных условиях, отличавшихся:

- жестким контролем за соблюдением традиций;

- настороженным отношением ко всему новому;

- подчиненностью индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;

- преобладанием идеалов коллективизма,

- подчинением личности интересам социума;

- усложненной системой ритуалов и церемоний.

На Востоке мудрость идет не от науки, а от жизни, поэтому восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на обыденную деятельность людей. Жизнь человека – от рождения до смерти – подчиняется природным ритмам, социальным нормам и предписаниям. Человек все силы тратит на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства.

Этико-философские системы Древней Индии окончательно оформились к середине I тыс. до н.э. По своему отношению к религии и ведическому канону они разделяются на ортодоксаль­ные и неортодоксальные.

Брахманизм (Брахма — верховное божество Древней Индии) представляет мир как соединение духовной субстанции с материальным началом, в результате чего образуется все сущее. Ближе всего к Брахме находятся боги и полубоги – асуры. За асурами следуют четыре касты человеческого общества:

- жрецы (брахманы);

- воины (кшатрии);

- земледельцы (вайшьи);

- рабы, слуги (шудры).

Еще ниже находятся животные, духи умерших и т.д. Для каждой из каст предусмотрена совокупность правил поведения (дхарма), которыми определяется нравственная ценность всякого существа. Индивидуальная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое (сансара) соответственно накопленной за время жизни положительной либо отрицательной карме (принцип посмертного воздаяния). Нарушение кастовых норм оценивается негативно. Нравственный идеал – безропотное выполнение общественных обязанностей, даже самых неприятных, и постоянное профессиональное совершенствование, что дает надежду на более высокое рождение в будущей жизни. Несчастья, которые иногда постигают высоко моральных людей, трактуются как результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни.

Этика буддизма (VI в. до н.э.) строится по-иному. Согласно учению Будды (Сиддхартха Гаутама), всякое пребывание в несовершенной телесной оболочке негативно, поэтому истинный просветленный праведник стремится к нирване высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений.

Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив «четыре благородные истины»:

1. Жизнь в телесной оболочке есть страдание.

2. Источник страдания – желания.

3. Чтобы избежать страданий и новых физических рождений, следует избавиться от желаний.

4. Средство избавления от желаний – полное самоотречение и отрешенность от внешнего мира.

В основу этики джайнизма положен принцип «ахимсы» – не причинения вреда живому.

Этика локаята-чарвака призывала стремиться к наслаждениям.

Этико-философские учения Древнего Китая

Основоположник конфуцианства – философ Кун Фу-цзы, или Конфуций (551 – 479 до н.э.). Основная книга этики конфуцианства – «Беседы и суждения», в которой в форме философских притч и афоризмов высказываются суждения о должном поведении людей, основанном на трех понятиях:

- «человеколюбии»;

- «золотой середине»;

- «взаимности»

Нравственный идеал конфуцианства – «благородный муж», всесторонне эрудированный государственный деятель, просвещенный знаток ритуалов, который постоянно заботится о своих подданных, воздействуя на простолюдинов не принуждением, а собственным положительным примером.

Философская мысль Западной Европы не так последовательна, как этика Древнего Востока. По-иному выстраивается на Западе система этической аргументации и моральных регулятивов. Возникнув в I тыс. до н.э., западноевропейская этика проходит в своем развитии ряд стадий.Они возникают, сменяя друг друга и сосуществуя параллельно, на всем протяжении исторического процесса.

Этика античности

Античное просвещение (обоснование моральной суверенности личности) VI – IV вв. до н.э.

Софисты (Протагор, Горгий) – личная независимость человека в вопросах морали.

Сократ – основоположник этического рационализма: «Добродетель есть знание».

Сократические школы:

Киренаики (Аристип) – высшее благо жизни – наслаждение.

Киники (Антисфен) – отрешенность от материальных благ, аскетизм.

Этика гражданственности (IV – III вв. до н.э.)

Платон – неразрывная связь этики, личности и политики; индивидуальная добродетель связана с интересами полиса-государства.

Аристотель – ввел термин этика; определил ценности установки общества; описал характерные нравы; ввел понятие справедливости как величайшей общественной справедливости.

Этические учения Греции и Рима на закате античности

Основные положения:

- угасание демократического полиса;

- отчуждения личности от государства;

- поиски духовной опоры внутри себя

Эпикурейцы (Эпикур, 341 – 270 гг. до н.э.):

- стремление к разумному наслаждению;

- независимость индивида от всего внешнего, внутренняя невозмутимость и свобода;

- «Делай так, как будто на тебя смотрит сам учитель» - главная этическая установка.

Стоики (Зенон, около 336 – 264 гг. до н.э.):

- высшее благо сохранить духовную свободу, независимость и человеческое достоинство;

- идеал стоиков – мудрец, живущий в согласии с природой, умеренный в пользовании материальными благами, стойко переносящий превратности судьбы.

Скептики (Пиррон, около 360 – около 270 гг. до н.э.):

- благо само по себе не существует в природе, а появляется только в нашем представлении;

- жизненная установка – невозмутимость и бесстрастие

Этика Нового времени

Основные положения:

- отход от представления о божественном происхождении нравственности;

- попытки определить естественный источник морали (натуралистическая этика);

- зарождение социально-исторического подхода к морали;

- попытки согласования индивидуального и общественного интересов;

- приобретение этикой самостоятельного статуса;

- развитие идеи суверенности (независимости) морального субъекта;

- разнонаправленность этических исканий

Философы- моралисты Нового времени (XVI – XVII вв.)

Мишель Монтень (1533 – 1592)

- отвергает догматизм морали;

- утверждает право личности на поиск истины и самостоятельность суждений;

- порицает ненависть, жадность, несправедливость, ханжество

Рене Декарт (1596 – 1650)

- человеческие страсти толковал как физик-естествоиспытатель;

- человек есть автомат, оптимизирующий свое поведение согласно обстановке;

- нравственность строго детерминирована окружающей средой

Томас Гоббс (1588 – 1679)

- основа нравственности – человеческая природа. Все, что способствует природному стремлению к удовольствию – добро, а что препятствует – зло;

- источник морали – право. «Все установленное законом, следует считать добром, а все запрещенное – злом»;

- цель государства – гражданское благосостояние, благополучие народа. Государство – результат общественного договора

Философы- моралисты Нового времени (XVIII в.)

Дэвид Юм (1711 – 1776)

- источник морали – инстинкты человека;

- важную роль в нравственном поведении играют эмоциональные механизмы;

- наряду с эгоизмом человеку присущи благожелательность и чувство справедливости

Клод Гельвеций (1715 – 1771)

- основу морали составляют себялюбие, жажда удовольствий и правильно понятый личный интерес;

- противоречия между личным и общественным порождаются «несовершенством законов»

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

- человек изначально нравственен и по природе добр. Его портит рассудочная цивилизация;

- моральные нормы складываются на базе «общественного договора»;

- добродетель определяется государственным устройством;

- необходимость поддержания гражданской дисциплины допускает применение суровых мер принуждения

Иммануил Кант (1724 – 1804)

- центральная категория этики – нравственный долг;

- главное условие морального выбора – свобода и независимость субъекта;

- моральные ценности не могут быть навязаны извне;

Категорический императив И. Канта:

- «Поступай согласно совести, даже если это противоречит «научным истинам» или требованиям общественности»;

- «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства»;

- «Относись всегда к другому человеку как к цели, но не как к средству»

Георг Гегель (1770 – 1831)

- придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер;

- этика есть мораль обязанностей перед семьей, обществом и государством;

- «Все действительное разумно, все разумное действительно»;

- «Будь лицом и уважай чужие лица»

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

5.1. Вербальные и невербальные средства общения.
Общая характеристика

Главное в деловом общении – обмен информацией, значимой для участников общения. Чтобы общение было эффективным, способствовало достижению целей его участников, необходимо выяснение следующих вопросов:

а) каковы средства общения и как правильно ими пользоваться в процессе общения;

б) как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания, сделать общение успешным?

Важнейшим средством человеческого общения является язык. Но общение между людьми осуществляется не только с помощью языка, например, дорожные знаки, сигналы светофора и т. д. Все средства передачи информации принято разделять на две большие группы:

1) вербальные (словесные);

2) невербальные (передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков), такие как взгляд, мимика, жесты, движения, поза. По данным психологических исследований более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций:

- по вербальному каналу передается чистая информация;

- по невербальному – отношение к партнеру по общению.

КОНФЛИКТЫ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

7.1. Основные характеристики делового общения.
Этапы делового общения

Общение для человека – среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, развитие интеллекта. Общение:

- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми;

- включает в себя обмен информацией;

- выработку единой стратегии и взаимодействия;

- восприятие и понимание другого человека;

- помогает организовать совместную работу;

- наметить и обсудить планы.

Наряду с термином «общение» широкое распространение получил и термин «коммуникация». Чаще всего они используются как синонимы. Роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека, – это функции общения. Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации. Одно из общепринятых – выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:

- перцептивной – процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;

- информационной – процесса обмена информацией;

- интерактивной – процесса взаимодействия людей в общении.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функция общения.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция – это функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению. В ходе общения людей п роисходит передача эмоционального отношения.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между участниками общения. Этот обмен предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. Осуществляется прием и передача информации.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения предполагает регуляцию поведения и непосредственную организацию общения. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера. Происходит взаимная корректировка действий.

Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует:

- установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами;

- создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей;

- обеспечивая успех общего дела.

Цель делового общения – организация совместной предметной деятельности. Особенности делового общения заключаются в том что:

- партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

- общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

- основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Прагматичный Дж.Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире» (12, с. 127).

Характеристики делового общения, которые предопределяют правила поведения в процессе общения:

- регламентированность – это подчинение установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются:

а) видом делового общения;

б ) степенью официальности;

в) целями, задачами конкретной встречи;

г) национальными и культурными традициями.

Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, который включает в себя правила приветствия и представления, нормы поведения, диктует нормы речевого этикета. Регламентированность делового общения означает и ограниченность его определенными временными рамками. И чтобы отведенное время было использовано эффективно, важно определить заранее круг обсуждаемых проблем;

- строгое соблюдение участниками общения ролевого амплуа. В процессе общения деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия. Это необходимо учитывать и вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой;

- повышенная ответственность участников делового общения за его результат. Успешное деловое общение во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т.е. умением четко сформулировать цели коммуникации, умением верно определить интересы партнеров;

- строгое отношение к использованию языковых средств. Не допускается в деловом общении использование бранных слов и ненормативной лексики, использование просторечных слов, и жаргона.

Выделяют следующие этапы общения:

- установление контакта с участниками общения – считается самым ответственным этапом. На этом этапе формируется впечатление о партнере, которое может оказать решающее влияние на весь процесс общения;

- ориентация в ситуации – важный этап, во время которого необходимо понять цели и мотивы поведения партнеров, их установки и ожидания, определить стратегию и тактику ведения общения;

- обсуждение вопроса и принятие решения – этап, связанный с обоснованием каждой стороной своей позиции, с преодолением разногласий по какому-либо поводу, а иногда и с устранением конфликтной ситуации;

- выход из контакта – этап, которому придается большое значение в деловом общении. Независимо от его результатов стороны должны показать свое расположение друг к другу, желание сотрудничать, взаимодействовать в дальнейшем.

Основы речевой этики

Этикет – сложная система знаков, указывающих в процессе общения:

- на отношение к собеседнику;

- оценку собеседника;

- оценку самого себя, своего положения относительно собеседника.

Речевой этикет вербально обслуживает этикет поведения. Речевой этикетв узком смысле слова – это национально-специфические правила речевого поведения, выбранные в соответствии:

- с обстановкой общения;

- социальными признаками партнеров по общению;

- характером их взаимоотношений.

Слова «этикет» и «этика» воспринимаются как близкие по значению. Этикет является конкретизацией положений этики. Речевая этика – это правила должного поведения, основанные на нормах морали и национально-культурных традициях. Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось высоко. Знание норм этики, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствует о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается:

- владение этикетной культурой;

- умение контролировать свои чувства и эмоции;

- умение управлять своей волей.

К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.

Принципы речевого общения:

- соблюдение паритетности (паритет – принцип равного представительства сторон) – должен проявляться в ходе всего процесса общения;

- принцип вежливости. Словесные формулы в этикете часто используются в сопровождении жестов, мимики, телодвижений. Жест, мимика и вербальный ряд в этикетных жестах неотделимы: они имеют единое значение. Например: «Здравствуйте!», сказанное на ходу и «здравствуйте», сказанное с улыбкой, сопровождаемое легким кивком головы, – знак доброжелательности и демонстрация симпатии;

- принцип соответствия речевой ситуации. В этом случае определяющим при выборе этикетных формул является:

а) об становка общения (официальная и неофициальная);

б) фактор адресата (учет социального статуса, личных заслуг, возраста, пола собеседника, степени знакомства собеседников). В официальной обстановке повседневного общения принято выбирать универсальные этикетные формулы. При этом просьба, приглашение, сформулированные в форме вопроса, используются для подчеркивания уважительного отношения к собеседнику:

Не можете ли Вы...?

Могу я Вас попросить...

Вас не затруднит...?

Не хотите ли Вы взглянуть...?

Не согласитесь ли Вы...?

Обстановка официальности предъявляет требования повышенной вежливости к партнеру по общению, какое бы положение он не занимал. Средствами этикета подчеркивается и дистанция официального общения. Это связано с выбором Вы-общения. Независимо от социального статуса, пола, возраста собеседника выбирается Вы-общение, которое:

- предполагает обращение к собеседнику по имени и отчеству;

- определяет выбор темы обсуждения, тональность общения, выбор языковых средств общения.

Официальная обстановка требует двустороннего Вы-общения в любой социальной и возрастной группе. Грубым нарушением этикета является одностороннее «тыканье».

В русском обществе принята трехмерная система называния людей: фамилия, имя, отчество. Эта система именования уникальна. Она сформировалась еще в средние века под влиянием Византии и сейчас сохранилась только в русской культуре. Этикет предписывает в официальных документах, а также в устных официальных сообщениях обязательно указывать фамилию, имя, отчество любого гражданина. Это касается не только обращения, но и упоминания, именования в официальных условиях.

Не Владимир Путин, а Владимир Владимирович Путин

Вы-общение предполагает и строгий отбор тем обсуждения. Деловое общение в этом случае не выходит за рамки тем, обозначенных в повестке дня или предусмотренных регламентом. Нейтральные темы («Спорт», «Погода») могут присутствовать в качестве вкраплений в деловой беседе. Как и юмор, они выполняют функцию разрядки. Это особенно актуально, если переговоры, например, затягиваются. Иногда подобные переключения тем указывают на особую близость, доверительность партнерских отношений.

Очень большое значение в общении имеет тональность. Общая тональность в зависимости от сферы общения может быть строго официальной, нейтральной, фамильярно-дружеской. Тональность складывается из стилистики речи, манеры поведения. Императивность уступает место сотрудничеству. Поэтому основным тоном:

- при строго официальном общении будет спокойный, ровный, сдержанный тон;

- при менее строгих официальных отношениях – спокойный, приветливый, доброжелательный.

Неумение выбрать правильный тон общения ведет к коммуникативной неудаче. Одна из важнейших функций этикета – снятие агрессии. Эта функция реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок. Чем вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания. Это не отнимает возможности судить о предмете самостоятельно. Например, вместо: «Это чушь», «Этого не может быть» – правильнее использовать: «Мне кажется это не вполне убедительным», «Боюсь, что не могу согласиться с Вами», «Едва ли это возможно» и т. п.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя непринужденно, уверенно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий. Важно, что следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия оставляет благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию.

Виды речевого воздействия

Речь на митинге

Это специфическая форма выступления. Цель митинга – пробудить у сотрудников такие чувства, как чувства долга, эмоционального подъема. Речь на митинге обращена к эмоциям и чувствам слушателей. Поэтому она должна быть яркой, образной, ясной и в то же время краткой.

Беседа за «круглым столом»

Цель – обсуждение определенной проблемы, в которой в равной степени компетентны все участники беседы.

Требования:

- вопросы и ответы отличаются краткостью;

- отсутствуют противодействующие стороны;

- на первый план выступает эмоциональная сторона речи;

- приветствуются ответы типа «да» и «нет».

Самостоятельная работа. Ответить на вопросы:

1. В







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.