|
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ В СИСТЕМЕ СОПРОВОЖДЕНИЯОсновной задачей диагностики является вычленение проблем ребенка и его потенциальных возможностей в ее решении. Как обнаружить проблему? Что и кто является источником формулировки проблем ребенка? Возможны два источника: · запрос (жалоба) со стороны педагогов, родителей и детей; · запланированная диагностика определенного контингента детей ДОУ (например, вновь поступивших). И в том, и в другом случае необходима диагностика, изучение особенностей ребенка. В первом случае - чтобы проверить обоснованность поступившей жалобы от взрослых или детей. Во втором - для своевременного выявления проблем ребенка. Приступая к диагностике, нельзя не вспомнить слова К. Роджерса о том, что ребенка нужно принимать таким, какой он есть, с его и только его «данностью». Принять ребенка как «данность» означает признать его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого он достиг в процессе всей предыдущей жизни и, следовательно, не казнить его за организованное обществом и родителями воспитание. Можно по-разному относиться к ребенку, но нужно, прежде всего, отказаться от взгляда на ребенка как на собрание достоинств и недостатков. Любой ребенок – весь достоинство, хотя 6ы потому, что сочетание его черти качеств уникально (Н. Е. Щуркова). Эта позиция требует от нас, взрослых, не столько направленности диагностики на «отрицательные» характеристики ребенка, сколько на положительное, позитивное изучение его возможностей в продолжение проблем развития. Качество и своевременность диагностики во многом определяют возможности и результативность коррекционной работы с ребенком. Поэтому целесообразно как обязательные требования к ее организации выделить следующее: · диагностика должна быть ранней (т. е. начинаться с первого дня пребывания ребенка в учреждении);
· комплексной что включает в себя участие специалистов раз- нога профиля и использование разных методов;
· динамической (направленной не на скорейшее установление окончательного диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, степени адаптации и коррекционной работы). Указанное требует этапного разделения диагностического обследования (предлагаемая схема может варьироваться в зависимости от профиля, целей, задач и особенностей конкретного учреждения). Задачами первого этапа являются ориентирование в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы о причинах их возникновения, определение средств дальнейшей диагностики и подходов к обеспечению адаптации и первичной коррекции. Методы: 1) изучение представленной родителями или полученной по запросу из компетентных учреждений медицинского или психолого-педагогического профиля (поликлиники, стационара, ППМС -центра, другого дошкольного образовательного учреждения, которое посещал ребенок ранее и Т. д.) документации (медицинских сведений, заключений психоневрологических учреждений, психолого-педагогических характеристик и Т. п.); 2) наблюдение (реализуется в разных ситуациях деятельности ребенка - в период непосредственного обследования тем или иным специалистом, в игре, на прогулке и Т. д.); 3) беседа с ребенком и с родителями.
Результатом реализации этого этапа является систематизация первичных сведений о соматическом и нервно-психическом статусе ребёнка, условиях семейного воспитания, степени адаптированности в детском коллективе, особенностях эмоционально-волевых проявлений, уровне работоспособности, утомляемости, специфике взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Второй этап предусматривает собой углубленную диагностику и определение зоны ближайшего развития ребенка. Особое внимание целесообразно уделить изучению состояния восприятия памяти, внимания, мышления речи эмоционально-волевой сферы, моторики Очень важно определить особенности личностного развития ребенка, его потребностей, без значимых переживаний. Не умаляя значимости медицинского, психологического, педагогического изучения ребенка, необходимо отметить актуальность использования нейропсихологических исследований. Это позволяет сблизить психологический и клинический аспекты обследования, не только выявляя тонкие отклонения высших психических функций, но и достаточно точно локализуя их в определенных отделах левого или правого полушария. Для оценки высших психических функций в схему обследования могут быть включены тесты на определение доминантности полушарий, особенностей произвольных. движений и действий (выполнение двигательных программ, простая двигательная Оценивается объем и характер знаний, умений и навыков соотносительно с возрастом и особенностями ребенка. Большую роль в комплексной диагностике играет социальный педагог в плане объективного уточнения условий семейного воспитания (характера жилищно-бытовых условий, наличия специально выделенного уголка для занятий и игр ребенка, игрушек, детской литературы) и социально-психологического климата семьи, в том числе и стиля взаимоотношений между родителями и другими членами семьи. Углубленное обследование затрагивает область не только психолого- педагогической, но и медицинской диагностики: проводится антропометрия, по показаниям производятся дополнительные лабораторно-инструментальные исследования (например, аллергологический анализ, электроэнцефалография, компьютерная томография и др.), уточняется схема медицинского сопровождения (осуществляется пер‑ спективное планирование гигиенического нормирования нагрузок, уточняется схема медикаментозного и фитотерапевтического лечения, определяются показания и противопоказания к тем или иным приемам закаливания, лечебной физкультуре, аппаратной физиотерапии). Анализ и обобщение полученных результатов позволяет оформить психологическое, педагогическое, логопедическое и медицинское заключения, представляемые на медико-психолого-педагогический консилиум с целью всестороннего анализа, выработки единой стратегии работы с ребенком и ее согласования с родителями (законными представителями). Продуктом второго этапа диагностической деятельности службы сопровождения являётся разработка коррекционных программ, схем сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов. Третий этап предусматривает динамическую диагностику среди основных задач которой следующие: · уточнение диагноза; · уточнение индивидуального образовательного маршрута; · уточнение коррекционно-развивающей программы. Базовая и динамическая диагностика, как подчеркивалось выше, представляет собой комплексноё обследование ребенка разными специалистами. Методические рекомендации по обследованию ребенка представлены в максимально возможном варианте в пособии «психолого-медико-педагогическая консультация» под ред. Л. М. Шипицыной (1999). Использование представленного варианта обследования ребенка должно адаптироваться к реальным условиям проведения диагностики. Но в любом случае, не должна нарушаться логика и объективность изучения ребенка. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНСИЛИУМОВ Одной из важнейших, базовых составляющих сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК), организация которого позволяет решать ряд задач: 1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения ядерных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции); 2) утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов; 3) утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями); 4) укрепление тенденции к коллегиальному преемственному и последовательному решению задач работы с ребенком; 5) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных); 6) включение родителей в деятельность службы сопровождения; 7) повышение компетентности специалистов в смежных с основ- ной профессиональной деятельностью направлениях. Эффективность работы консилиума во многом зависит от точности, четкости изложения представляемого материала. Приводим примерные схемы докладов широкого круга специалистов, которые могут варьироваться в зависимости от целей и задач консилиума, проблем ребенка. При этом необходимо отметить, что мы даем схемы докладов всех специалистов, в консилиуме же могут принимать участие лишь некоторые из них, что связано с проблемами ребенка, стратегия развития которого разрабатывается на консилиуме, а также от организационной формы сопровождения, существующей в конкретном ДОУ Учитель (учитель-дефектолог): · реализуемая образовательная программа обучения ребенка; · трудности в усвоении программы; · поведенческие особенности ребенка; · рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут). Педагог-псиxолог: · результаты исследования интеллекта (с использованием шкалы Стэнфорд-Бине при обследовании ребенка в возрасте 35 лет, по Векслеру (WISC) - при обследовании ребенка в возрасте старше 5 лет); · характеристика памяти: преобладающий механизм запоминания по модальности (зрительный, слуховой, моторный, комбинированный), соотношение произвольной и непроизвольной памяти, состояние кратковременной и долговременной памяти; · характеристика внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость); · готовность к школьному обучению (дифференцированно); · личностные особенности ребенка; · особенности межличностных отношений ребенка. Учитель-логопед: · особенности речевого развития ребенка; · возможности коррекции и прогноз. Воспитатель: · навыки самообслуживания; · характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых; · особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей. Музыкальный руководитель (педагог дополнительного образования): · способности к творческой деятельности; · возможности использования эстетопсихотерапевтических приемов в коррекции проблем ребенка. Социальный педагог: · характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания; · жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек; · конфликтные аспекты в работе с семьей. Медицинская сестра по массажу: · показания к проведению и дозированию массажа (по согласованию с врачом); · вид и количество сеансов проведенного массажа; · особенности принятия процедур ребенком. Инструктор ЛФК: · ортопедический диагноз; · активность на занятиях; · предпочтения в упражнениях; · понимание команд; · координация движений. Врач: · психоневрологический диагноз и прогноз; · группа здоровья; · соматическая патология; · рекомендации специалистам. На основе информации о ребенке составляется индивидуальная карта сопровождения ребенка, где определены задачи каждого специалиста в системе сопровождения (приложение 3). ПМПК целесообразно проводить систематически, 1 раз в неделю, выбрав для этого определенный день. На каждом консилиуме целесообразно провести анализ и обсуждение проблем 2-3 детей. В нем должны участвовать все необходимые специалисты, могут быть приглашены и родители. В ДОУ работа консилиума планируется не менее, чем на месяц. Председатель консилиума должен заранее определить списочный состав детей, проблемы которых планируется обсуждать на конкретном консилиуме, известить об этом специалистов, которые будут в нем задействованы и должны подготовить материалы для обсуждения. Осенний цикл консилиумов (сентябрь-октябрь) может быть ограничен обсуждением вновь поступивших детей и воспитанников, у которых по окончании периода летнего отдыха отмечено вызывающее беспокойство ухудшение психического (соматического) состояния. Весенний цикл (апрель-июнь) требует охвата всего контингента детей с целью анализа годовой динамики развития и уточнения программ работы с каждым ребенком. Особого внимании требуют выпускники детского сада, анализ их готовности к школьному обучению. Кроме этого, в течение года могут организовываться внеплановые консилиумы для рассмотрения каких-либо проблем поведения, обучения, коррекции детей, которые требуют коллегиального рассмотрения с участием администрации и родителей. Конспект докладов заносится назначаемым секретарем консилиума в «Журнал ПМПК». Перечень и образцы документации сопровождения регламентируются Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 N4 2227/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» (приложение 2). По результатам докладов и обсуждения выносится заключение ПМПК (о необходимости изменения образовательной программы, перевода в группу другого профиля, в другое образовательное учреждение и т. п.), контроль за реализацией которого возлагается на администрацию учреждения. Таким образом, консилиум способствует адекватному решению основных приоритетных задач сопровождения: · базовой и динамической диагностики; · разработки стратегии организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса. На что же ориентироваться в диагностике и разработке коррекционных и развивающих программ сопровождения? Таким ориентиром могут быть основные характеристики развития детей дошкольного возраста (приложение 4), которые можно определить как совокупность особенностей ребенка, уровня его знаний и умений, которые существенно влияют на его развитие.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА КАТАМНЕЗА Эффективность сопровождения представляется целесообразным определять не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по некоторым более общим показателям: · удовлетворенность учащегося и родителей пребыванием в учреждении; · уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции); · способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми; · успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видами деятельности. Необходимость анализа эффективности ППМС-сопровождения требует использования метода катамнеза (оценки актуальных характеристик ребенка и его успеваемости при переходе его в другое образовательное учреждение). Представляется целесообразным сбор катамнеза организовывать через полгода после перевода ребенка (с целью оценки характера его краткосрочной адаптации), а затем раз в год (с целью оценки долгосрочной адаптации и дальнейшей динамики развития). Задачи изучения катамнеза: 1. Оценка характера и времени адаптации ребенка к новым условиям обучения с выводом о степени его социальной адаптированности. 2. Оценка успеваемости в динамике для уточнения характера базовых знаний, данных ребенку в учреждении. 3. Оценка психического и соматического статуса ребенка с выводом о результатах уче6но-воспитательной, коррекционной и лечебной работы, проведенной с ним в учреждении, об эффективности той или иной тактики сопровождения. 4. Обеспечение преемственности и последовательности работы с ребенком (что ни в коем случае не умаляет важности подробного оформления психолого-педагогических характеристик и медицинских документов), т.к. происходит обмен дополнительной информацией между специалистами разных учреждений. Примерная схема сбора катамнеза: 1. Фамилия, имя ребенка. 2. Возраст на момент сбора катамнеза. 3. Соматический статус. 4. Психический статус. 5. Средний балл (при переводе в школу), приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности. 6. Характер адаптации ребенка по мнению специалистов учреждения, в которое он поступил. 7. Характер адаптации ребенка по мнению родителей. 8. Увлечения
Несомненно, что основная информация поступает от специалистов, работающих с ребенком, прежде всего, педагога. Функция сбора катамнеза может быть возложена на любого специалиста службы сопровождения педагогического профиля. При необходимости уточнения информации возможно привлечение представителя администрации. Очень важным этапом является беседа с родителями. Не следует забывать об этичном отношении к ним в процессе общения. Конечно, нельзя напрямую спрашивать их, обостряется ли у ребенка основное заболевание. Необходимо использовать дипломатичные вопросы: «Как себя чувствует ребенок?» «Чем болел за последнее время?» «Наблюдается ли у врачей и что они говорят?»
Анализ катамнеза выпускников учреждения целесообразно проводить с участием всех специалистов службы сопровождения, например, в ходе педагогического совета. Система сопровождения ребенка-дошкольника, опираясь на общую концепцию в практике работы каждого ДОУ, адаптируется и конкретизируется в соответствии с особенностями контингента детей и условий их воспитания.
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
· Общие сведения · Соматически ослабленные дети и их сопровождение · Сопровождение агрессивного ребенка · Сопровождение гиперактивного ребенка § Сопровождение дошкольников
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В современной психолого-педагогической и медицинской литературе мы встретимся с разным определением и классификацией детей, которых можно отнести к «группе риска». Но во всех определениях очень четко выделяется одна принципиальная позиция: «дети риска» -это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии. По данным обследования детей возраста от 5 мес. до 3-х лет в период с 1994 по 2000 г PMS-центром Калининского района Санкт -Петербурга (О. Ю. Кравец) выявлено, что 8З% обследованных детей относятся к «группе риска». Среди них дети, имеющие: · проблемы речевого развития - 28%; · проблемы психического развития - 22,3%; · проблемы поведения - 11,2%; · отставание в сфере моторного развития - 8%; · проблемы внутрисемейных отношений - 7%; · дети-инвалиды - 6,5%. Работа с каждой из этих групп может быть представлена не в од-. ной КНИГЕ. В данном пособии из большой категории детей «группы риска» мы выделили: · соматически ослабленных детей, т. К. проблема здоровья до- школьников в настоящее время актуальна во всех регионах России; · детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере и поведении; · детей с общими нарушениями речи (ОНР). Для нас 6ьшо важно выстроить и раскрыть систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции, комплексности, мультидисциплинарности, направленности на положительную позицию по отношению к ребенку. Раскроем общие направления работы влогике этой системы. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что только совместными усилиями семьи и специалистов ДОУ можно добиться существенных результатов в коррекционной работе с ребенком. Совместная работа должна быть направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для развития позитивных качеств ребенка. Одним из важных аспектов работы, как в семье, так и в ДОУ, является охрана физического и психического здоровья ребенка; решение его медицине- них проблем, организация охранительного режима. Система этой работы поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим «трудным» ребенком. Не менее важная роль в сопровождении развития ребенка принадлежит ДОУ, в котором ребенок проводит большую часть своего дошкольного детства, где у него появляются первые друзья, где он учится жить в коллективе. В ДОУ работают специалисты, но наука и практика психологии и педагогики дошкольного воспитания бурно развиваются, предлагают новые коррекционные технологии работы с «трудными» детьми, которых становится все больше, а характер их «трудностей» все разнообразнее. Педагог не может стоять на месте в своем профессиональном совершенстве.
Имеющиеся у педагогов-профессионалов знания особенностей и закономерностей детского развития необходимо пополнять знаниями по тем проблемам, с которыми воспитатель сталкивается в работе с разными группами детей. Опираясь на эти знания, педагог сможет грамотно выстроить свою работу, улучшить взаимоотношения с ребенком и, в свою очередь, оказать ему помощь в кризисных ситуациях. А поэтому одно из направлений работы ДОУ - повышение научно-методического уровня педагогов. Самым главным в сопровождении развития ребенка является составление и реализация индивидуальной коррекционной программы. На основе комплексной диагностики и анализа его проблем целенаправленного воздействия специалистов ДОУ и родителей, т.е. определение индивидуального маршрута его воспитания и обучения. Важной целью ППМС-сопровождения детей «группы риска» является, в первую очередь осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком. Это позволяет: 1. Изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция и развитие недооформленных функций. 2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка.
В 3-й главе данного пособия представлены основные направления работы (системное сопровождение) с детьми различных «групп риска» в следующей последовательности: · описание феномена проявлений проблем ребенка; · комплексная диагностика; · методические рекомендации к работе ДОУ; · рекомендации родителям в работе с «трудным» ребенком; · примеры методических материалов для работы с определенной категорией детей.
В системном сопровождении каждой Из групп риска реализуется личностно-ориентированный подход кре6енку. Но чаще всего проблема ребенка - это комплекс трудностей, имеющих разную природу и прогнозы для коррекции. Поэтому на фоне общеразвивающей направленной работы со всей группой для некоторых детей необходимо разработать программу индивидуального сопровождения (индивидуальный маршрут) с учетом личностных и потенциальных возможностей каждого.
Рассмотрим алгоритм последовательных действий при проектировании (составлении) целевых программ.
1. Работа начинается с выделения актуальных (приоритетных) проблем и целей, для предупреждения и/или коррекции которых и проектируется программа. Обычно ряд актуальных про6лем в системной работе ДОХ выносится на педагогический совет, который и определяет, сведи них приоритетную. Кратко, четко и понятно сформулированная проблема дает название программе. Например, программу сопровождения гиперактивных детей можно назвать «Непоседы»; коррекционная программа «Раз - словечко, два - словечко...» проектируется для детей с общим недоразвитием речи; программа сопровождения ослабленных детей «Малышок - здоровячок» направлена на оздоровительную работу с детьми и др. 2. В любой программе должна быть четко сформулирована ее конечная цель и ожидаемый результат, который соотносится с: · возрастными и психологическими особенностями сопровождаемой группы детей; · возможностями исполнителей программы - коллектива ДОУ; · условиями работы каждого конкретного ДОУ З. Очень важным этапом проектирования программы является формулировка гипотетического положения на основе теоретического анализа проблемы, обобщения имеющегося опыта работы. Гипотеза несет основную смысловую нагрузку программы; В НСЙ заложены основы построения концепции решения проблемы. 4. В программе необходимо проанализировать и определить возможные способы реализации проекта и выбрать наиболее оптимальный вариант, который: · дает максимальный эффект при минимальных затратах; · не будет противоречить общей системе работы и принципам жизнедеятельности ОУ; · не явится причиной появления более сложных проблем, чем те, которые решаются данной программой; · носит комплексный характер и оказывает коррекционное воздействие на группу проблем.
5. При составлении программ целесообразно ее реализацию разбить на «шаги» («ступеньки»), определив, какова цель каждого шага, промежуточный результат и функции каждой службы и исполнителя. Разработать программу индивидуального сопровождения поможет «целевая матрица» Дж. ван Гига. Таблица 1 Матрица проектирования целее 1х программ сопровождения детей
По горизонтали отражены ведущие цели каждого этапа в реализации программ, а по вертикали - ее исполнители (сопровождающие). Целевой подход к планированию и реализации программы системного сопровождения даст возможность: · четко вычленить проблему и конкретную задачу, над которой работает служба по данной программе; · включить весь педагогический коллектив и родителей в процесс сопровождения в режиме поступательного развития; · целенаправленно подбирать кадры и обеспечивать рост их профессиональной компетентности в решении детских проблем; · создавать в ОУ новые структурные подразделения, укрепляя и расширяя тем самым базу образовательного учреждения службы сопровождения в целом и базу проектирования и реализации целевых программ. При матричном планировании индивидуального сопровождения программа комплексной психолого-педагогической медико-социaльной помощи заключается в коррекции проблемы конкретного ребенка «командой» необходимых специалистов. Алгоритм составления программы тот же, но ориентирована она только на одного ребенка со всеми его радостями и бедами. 6. Целевая программа системного сопровождения группы детей составляется рабочей группой службы сопровождения и утверждается на педагогическом совете ОУ. Анализ результатов ее реализации может быть проведен на методических советах и вынесен на обсуждение всего педагогического коллектива. Программа индивидуального сопровождения вырабатывается на консилиуме, после большой предварительной работы по теоретическому осмыслению проблем ребенка, диагностики его развития, коллегиального обсуждения возможных причин проблем и путей их коррекции. Анализ и обобщение опыта работы ОУ по целевым программам системного и индивидуального сопровождения показал, что это действенное средство обеспечения достижения планируемого результата и прочного успеха.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|