|
КОНЦЕПЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОУВ Типовомположении о дошкольном образовательном учреждении (1995) сформулированы основные задачи ДОУ: · охрана жизни и укрепление здоровья детей; · обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; · осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; · приобщение детей к общечеловеческим ценностям; · взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Решение современных задач дошкольного воспитания является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связана с рядом объективных обстоятельств, прежде всего с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей с проблемами в развитии и усовершенствованием диагностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. В этой связи все большую значимость приобретает технология психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития ребенка. Изложенная выше концепция сопровождения является основополагающей для построения такой системы в ДОУ, однако контекст рассмотрения этой технологии в ракурсе дошкольного воспитания детей «групп риска» требует некоторого уточнения имеющегося определения, в котором сопровождение трактуется как система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия (Е. И. Казакова, 1998). Система профессиональной деятельности различных специалистов в ДОУ преследует прежде всего цель всестороннего развития и коррекции ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей. Поэтому комплексное сопровождение в ДОУ мы определяем как систему профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей жизненного опыта, в конкретной социальной среде. Основные характеристики этой системы: · законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка ' при соблюдении гарантированных прав родителей (законных представителей); · мультидисциплинарность (комплексность), т.е. осуществление сопровождения с участием разных специалистов (учителей, логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей и др.); · ограничение во времени с учетом перспектив дальнейшего обучения в школе; · независимость. и автономность каждого специалиста при соблюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком. Специфический контингент детей, имеющих как психоневрологичёские, таки соматические проблемы (а зачастую и тенденцию к девиантному поведению) при снижении коммуникативных Возможностей и способности к взаимодействию со взрослыми и в условиях детского коллектива, требует акцента на некоторых значимых факторах: · необходимости максимально тщательных усилий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием (нарушением развития), от проблем педагогической запущенности, социальной депривации и дезадаптации); · дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях; · кропотливой работы врачей, зачастую с привлечением высококвалифицированных специалистов извне и организацией дорогостоящих диагностических исследований; · четкого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учетом рекомендаций врачей и психологов; · необходимости сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
· отработанной динамической системы.гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребенка; · включения родителей в деятельность учреждения как участников реабилитационного процесса. Исходя из сформулированных выше положений, рассмотрим особенности организации сопровождения в условиях ДОУ 0РГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Разные цели, задачи и возможности дошкольных образовательных учреждений требуют раскрытия вариантов организации службы ППМС - сопровождения. Представляется целесообразным вьц1елить три основные формы этой организации, возможные в ДОУ: 1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) - наиболее распространенная форма индивидуального сопровождения развития ребенка, закрепленная нормативно (приложение 2). Обычно создается сроком на один учебный год и начинает функционировать с момента издания приказа заведующей ДОУ 2. Служба сопровождения в структуре типового штатного расписания также вводится приказом заведующей ДОУ на текущий учебный год. Не требует привлечения дополнительных материальных средств и заключается в перераспределении обязанностей с учетом целей и задач создаваемой службы. 3. При определенных финансовых и кадровых возможностях в ДОУ может быть создана служба сопровождения на основе индивидуального штатного расписания (ППМС - центр). Вводится распоряжением главы администрации по согласованию с органами управления образованием. Независимо от организационной формы (консилиум, служба, центр), основные направления организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в ДОУ службой ППМС - сопровождения следующие:
· Разработка уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей); · Разработка уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения; · гигиеническое нормирование нагрузок; · обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком; · организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов. Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Основные области деятельности специалистов ППМС-сопровождения: 1. Учитель (учитель-дефектолог): педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми в соответствии с избранными программами. 2. Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики. 3. Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком. 4. Социальный педагог: о6ъсктивное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического
Мы дали очень полный перечень специалистов, которых может и не быть в ДОУ, но которые в случае необходимости привлекаются (на договорных условиях) к работе в службе сопровождения, участвуют в консилиумах климата и стиля воспитания в семье, обеспечение законодательно закрепленных льгот детям с нарушениями в развитии и их семьям, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции. 5. Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности рёбенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, поданным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций учителя, психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и Т. д.). 6. Врач: организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией, организация и контроль антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с динамическим контролем, контроль за организацией питания детей, разработка медицинских рекомендаций другим специалистам. 7. Старшая медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическими соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур (при наличии дополнительных штатных единиц эти обязанности могут исполнять медицинские сестры по фито- и физиотерапии). 8. Инструктор ЛФК: проведение занятий по согласованным с врачом учреждения или курирующей организации (ППМС - центра, детской поликлиники и Т. п.) схемам. 9 ,Массажист: проведение массажа по согласованным с врачом учреждения ИЛИ курирующей организации (ППМС - центра, детской поликлиники и Т. п.) схемам. 10. Музыкальный руководитель (педагог дополнительного образования): реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала. 11. Представитель администрации — руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности. Деятельность специалистов при такой автономности и независимости каждого подчиняется логике сопровождения, определенной цикличности, которая может быть представлена следующим алгоритмом, изображенным на рис. З. Цикл организации индивидуального сопровождения ребенка достаточно наглядно и полно раскрыт М. Р. БИТАНОВОЙ (1997). Он может быть принят и в ДОУ с некоторой адаптацией и представлен в следующем виде. Представляется целесообразным определить в качестве приоритетных следующие области деятельности службы сопровождения: · базовая и динамическая диагностика; · организационно-методическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса; · организация взаимодействия с родителями и их обучения. Остановимся более подробно на каждой из этих областей.
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА, ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ
ПЕРЕВОД РЕБЕНКА НА ШКОЛЬНУЮ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (в другое ДОУ)
ОЦЕНКА КАТАМНЕЗА Рис. З. Алгоритм деятельности ППМС -сопровождения развития ребенка ![]() ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|