|
КОНЦЕПЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОУВ Типовомположении о дошкольном образовательном учреждении (1995) сформулированы основные задачи ДОУ: · охрана жизни и укрепление здоровья детей; · обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; · осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; · приобщение детей к общечеловеческим ценностям; · взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Решение современных задач дошкольного воспитания является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связана с рядом объективных обстоятельств, прежде всего с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей с проблемами в развитии и усовершенствованием диагностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. В этой связи все большую значимость приобретает технология психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития ребенка. Изложенная выше концепция сопровождения является основополагающей для построения такой системы в ДОУ, однако контекст рассмотрения этой технологии в ракурсе дошкольного воспитания детей «групп риска» требует некоторого уточнения имеющегося определения, в котором сопровождение трактуется как система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия (Е. И. Казакова, 1998). Система профессиональной деятельности различных специалистов в ДОУ преследует прежде всего цель всестороннего развития и коррекции ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей. Поэтому комплексное сопровождение в ДОУ мы определяем как систему профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей жизненного опыта, в конкретной социальной среде. Основные характеристики этой системы: · законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка ' при соблюдении гарантированных прав родителей (законных представителей); · мультидисциплинарность (комплексность), т.е. осуществление сопровождения с участием разных специалистов (учителей, логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей и др.); · ограничение во времени с учетом перспектив дальнейшего обучения в школе; · независимость. и автономность каждого специалиста при соблюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком. Специфический контингент детей, имеющих как психоневрологичёские, таки соматические проблемы (а зачастую и тенденцию к девиантному поведению) при снижении коммуникативных Возможностей и способности к взаимодействию со взрослыми и в условиях детского коллектива, требует акцента на некоторых значимых факторах: · необходимости максимально тщательных усилий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием (нарушением развития), от проблем педагогической запущенности, социальной депривации и дезадаптации); · дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях; · кропотливой работы врачей, зачастую с привлечением высококвалифицированных специалистов извне и организацией дорогостоящих диагностических исследований; · четкого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учетом рекомендаций врачей и психологов; · необходимости сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
· отработанной динамической системы.гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребенка; · включения родителей в деятельность учреждения как участников реабилитационного процесса. Исходя из сформулированных выше положений, рассмотрим особенности организации сопровождения в условиях ДОУ 0РГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Разные цели, задачи и возможности дошкольных образовательных учреждений требуют раскрытия вариантов организации службы ППМС - сопровождения. Представляется целесообразным вьц1елить три основные формы этой организации, возможные в ДОУ: 1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) - наиболее распространенная форма индивидуального сопровождения развития ребенка, закрепленная нормативно (приложение 2). Обычно создается сроком на один учебный год и начинает функционировать с момента издания приказа заведующей ДОУ 2. Служба сопровождения в структуре типового штатного расписания также вводится приказом заведующей ДОУ на текущий учебный год. Не требует привлечения дополнительных материальных средств и заключается в перераспределении обязанностей с учетом целей и задач создаваемой службы. 3. При определенных финансовых и кадровых возможностях в ДОУ может быть создана служба сопровождения на основе индивидуального штатного расписания (ППМС - центр). Вводится распоряжением главы администрации по согласованию с органами управления образованием. Независимо от организационной формы (консилиум, служба, центр), основные направления организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в ДОУ службой ППМС - сопровождения следующие:
· Разработка уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей); · Разработка уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения; · гигиеническое нормирование нагрузок; · обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком; · организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов. Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Основные области деятельности специалистов ППМС-сопровождения: 1. Учитель (учитель-дефектолог): педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми в соответствии с избранными программами. 2. Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики. 3. Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком. 4. Социальный педагог: о6ъсктивное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического
Мы дали очень полный перечень специалистов, которых может и не быть в ДОУ, но которые в случае необходимости привлекаются (на договорных условиях) к работе в службе сопровождения, участвуют в консилиумах климата и стиля воспитания в семье, обеспечение законодательно закрепленных льгот детям с нарушениями в развитии и их семьям, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции. 5. Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности рёбенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, поданным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций учителя, психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и Т. д.). 6. Врач: организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией, организация и контроль антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с динамическим контролем, контроль за организацией питания детей, разработка медицинских рекомендаций другим специалистам. 7. Старшая медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическими соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур (при наличии дополнительных штатных единиц эти обязанности могут исполнять медицинские сестры по фито- и физиотерапии). 8. Инструктор ЛФК: проведение занятий по согласованным с врачом учреждения или курирующей организации (ППМС - центра, детской поликлиники и Т. п.) схемам. 9 ,Массажист: проведение массажа по согласованным с врачом учреждения ИЛИ курирующей организации (ППМС - центра, детской поликлиники и Т. п.) схемам. 10. Музыкальный руководитель (педагог дополнительного образования): реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала. 11. Представитель администрации — руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности. Деятельность специалистов при такой автономности и независимости каждого подчиняется логике сопровождения, определенной цикличности, которая может быть представлена следующим алгоритмом, изображенным на рис. З. Цикл организации индивидуального сопровождения ребенка достаточно наглядно и полно раскрыт М. Р. БИТАНОВОЙ (1997). Он может быть принят и в ДОУ с некоторой адаптацией и представлен в следующем виде. Представляется целесообразным определить в качестве приоритетных следующие области деятельности службы сопровождения: · базовая и динамическая диагностика; · организационно-методическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса; · организация взаимодействия с родителями и их обучения. Остановимся более подробно на каждой из этих областей. БАЗОВАЯ ДИАГНОСТИКА МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА, ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
ДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОНТРОЛЬНЫЙ КОНСИЛИУМ (уточнение содержания сопровождения) ДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОНТРОЛЬНЫЙ КОНСИЛИУМ(уточнение содержания сопровождения)
ПЕРЕВОД РЕБЕНКА НА ШКОЛЬНУЮ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (в другое ДОУ) ОЦЕНКА КАТАМНЕЗА Рис. З. Алгоритм деятельности ППМС -сопровождения развития ребенка Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|