Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Игровая коррекция агрессивного поведения (игротерапия)





Наиболее эффективной для дошкольника является игровая кор­рекция агрессивного поведения игра является универсальным сред­ством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру, работая в вышеперечисленных направлениях, можно пытаться решить неко­торые проблемы агрессивного поведения.

В целях коррекции агрессивности следует использовать и инди­видуальную и групповую формы игровой коррекции. Несмотря на очевидные различия, групповая и индивидуальная игротерапия еди­ны в том, что фокусом психологического воздействия в том и другом случае является каждый ребенок, а не группа и целом. По мнению подавляющего большинства специалистов в области игровой тера­пии, групповая игротерапия, безусловно, обладает большей эффек­тивностью, однако само наличие широкой практики индивидуаль­ной игротерапии свидетельствует о том, что в ряде случаев именно индивидуальной работе с ребенком отдается предпочтение (О. А. Ка­рабанова).

Варианты возможных игр, направленных на коррекцию и профи­лактику агрессивности, представлены в приложении 9.

Тематическая беседа

Агрессивных детей необходимо обучать понимать свои чувства. Это можно делать как при помощи игр, так и в процессе беседы с небольшой группой детей. В процессе беседы на чувстве гнева мож­но заострить особое внимание, поговорив с детьми о физических ощущениях, связанных с ним.

Взрослому, проводящему беседу, следует направлять детей и зада­вать им вопросы типа: «Что чувствует твое лицо, когда ты злишься?», «Какое оно в этот момент?», «Что делают и чувствуют твои руки, спи­на?..», «Какого цвета твоя злость?».

Чаще всего дети описывают свое агрессивное состояние так: «У ме­ня горячие щеки, колет в животе и т. д.». В результате такой работы дети научаются понимать свои чувства, эмоциональные состояния. Подобную работу следует практиковать в понимании, ощущении ре­бенком и других своих чувств, как позитивных, так и негативных.

З. проигрывание ситуаций с последующим их анализом

Полезной формой работы с агрессивными детьми является про­игрывание различных ситуаций. После каждого проигрывания ро­лей следует задавать четкие вопросы для анализа ситуаций. Ситуа­ция может быть, например, такая:

- Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.

Вопросы для анализа:

- Какие лица были у дерущихся мальчиков?

- Из-за чего они могли драться?

- Могли ли они разобраться по-другому? Как?

- Тебе было страшно, когда ты их разнимал? Что ты чувствовал? и др.

Такая форма работы помогает научиться понимать не только свои чувства, но и чувства других, хотя поначалу она бывает очень слож­на, т. к. дети должны приобрести умение проигрывать ситуацию.

Метод рисунка

В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста очень хо­рошо использовать терапию посредством рисунка. Она направлена на снижение эмоционального напряжения, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

Для снижения эмоционального напряжения возможно рисование пальцами, ладошками, локтями и даже пятками. Подобная деятель­ность расслабляет детей, дает им положительный эмоциональный заряд. Важным моментом в воплощении данного метода работы яв­ляется готовность взрослого. Необходимо создать такие условия, что­бы ребенок мог творить свободно, несмотря на то, что он запачкает­ся. Все необходимые ограничения, а их должно быть минимум, следует ввести заранее.

Для обучения детей понимать собственные чувства, а также эмо­циональные состояния другого человека ребенку предлагают нари­совать себя счастливым, гневным и др. Можно заранее подготовить листы с фигурками детей с непрорисованными деталями лица. Взрос­лый может попросить ребенка изобразить на листе этой фигурки то чувство, которое он испытывает в этот момент. Причем следует не только нарисовать чувство, но и назвать его.

Песочная терапия

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребен­ка. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специ­алисты-парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что играв песок позитивно влияет на эмоцио­нальное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка.

Сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей

Дети очень любят слушать сказки, и в этом смысле дети, проявля­ющие агрессию, ничем не отличаются от своих сверстников. Поэто­му сказка или предлагаемая ребенку история - это замечательный материал для работы с эмоционально-волевыми нарушениями. Сказ­ка помогает сформировать адекватную Я - концепцию ребенка с про­блемами, систематизировать хаос, который находится внутри ребен­ка. Сказкотерапия может проводиться индивидуально и в группе с использованием разнообразных форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костюмы и пр.).

Для работы с агрессивными детьми можно использовать програм­му «Волшебная страна внутри нас» (Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстиг­неева, Д. Фролов), а также психотерапевтические истории для детей Дорис Брегг «Жила-была девочка, похожая на тебя».

Работа с мягким материалом

Снятию агрессивных состояний способствует и работа с мягкими, податливыми материалами: тестом, пластилином, глиной. Как прави­ло, ребенок знает сам, что ему делать: лепить или мять, стучать по гли­не кулачком, рвать только что вылепленные фигурки. Все это пойдет ему на пользу и поможет избавиться от излишнего напряжения. Рабо­та с пластилином бывает для детей привычной и обыденной, поэтому желательно почаще давать детям для работы и другой материал. А ра­бота с тестом доставит удовольствие не только от процесса, но и от результата, который может оказаться довольно вкусным.

Использование воды

В целях снятия агрессивности и излишнего напряжения у детей можно использовать воду, о психотерапевтических свойствах кото­рой написано много книг.

Вот несколько игр, которые придумали сами дети (предложены Е. К. Лютовой и Г Б. Мониной):

1) Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плаваю­щие вводе.

2) Сдувать из дудочки кораблик.

3) Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая пластмассовая фигурка.

4) Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, напол­ненные водой).

Используя воду как успокоительное средство, надо помнить, что не на всех вода действует успокаивающе. Один ребенок, купаясь в ванне перед сном, действительно успокаивается и снимает напряжение, накопившееся за день, а вот другого вода вполне может возбуждать. В таком случае вместо ожидаемой спокойной ночи можно по­лучить ночь бессонную. Для того чтобы не случалось подобных ситуаций, важно понаблюдать и выяснить, как же вода действует на малыша.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.