|
Направления сопровождения агрессивного ребенкаПри проявлении агрессивности в поведении любой ребенок нуждается в поддержке, несмотря на то «доброкачественная» это агрессивность или «злокачественная», поэтому, говоря о сопровождении, мы подразумеваем работу с любыми проявлениями агрессивного поведения. Но пути, направления работы будут различными. В первом случае, вероятно, мы будем работать в русле так называемого системного сопровождения. Основной задачей здесь будет профилактика конфликтного поведения, агрессии; большое внимание следует уделить самооценке ребенка, Я - концепции, проблеме адаптации в коллективе и пр. Во втором случае мы говорим об индивидуальном сопровождении и будем работать и с личностным потенциалом ребенка, и сего ближайшим окружением (семьей, близкими друзьями). Основная за- дача индивидуального сопровождения агрессивного ребенка — коррекция негативных (разрушительных) форм поведения. Тактика психолого-педагогического воздействия должна строиться в зависимости от природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание; в другом —включать агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем — не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом — активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы (Е. К. лютова, Г Б. Монина). Итак, каким направлениям работы можно следовать в системном и индивидуальном сопровождении агрессивного ребенка? Социализация агрессивности Социализацией агрессивности можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном обществе. Гнев — это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Чаще всего гнев у дошкольника не появляется внезапно, и наблюдательная мама или опытный специалист могут увидеть так называемые предвестники вспышки ярости (у разных детей это могут быть разные проявления, например, покусывание нижней губы). Проявление гнева имеет три стадии: зарождение, вспышка, угасание. Если удается распознать признаки зарождения гнева, — в этой ситуации еще есть вероятность избежать яркой вспышки ярости. На первой стадии можно переключить ребенка на другой вид деятельности, сместить его гнев на неопасные объекты. На стадии вспышки (которую уже заметят все и, скорее всего, будут пытаться применять меры) утешение и наказание не принесут пользы взрослому или утешения ребенку. В случае, если вспышка гнева уже произошла, дайте
Зарождение 'Вспышка Угасание Рис. 6. Стадии проявления гнева
ребенку немного времени, затем мягко попытайтесь утешить его и предложить свою помощь. Не запугивайте, не читайте нотаций, не кричите - ребенок сейчас вас не слышит! Попытаться поговорить с ребенком можно и нужно тогда, когда закончится третья стадия -угасание; дошкольник успокоится и будет готов к конструктивному разговору. Необходимо проговорить, почему возникла проблема и можно ли было избежать случившегося. Попытайтесь проанализировать ситуацию. При обучении детей конструктивным способам выражения гнева следует использовать два направления: учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов. В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р. Кэмп6елла (Р. Кэмп6елл, 1997). На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения - пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утонченный способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей (затем и на воспитателей), которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления. Если ребенок все время будет сталкиваться с неоцо6рением проявлений своего гнева, он будет делать все, чтобы избежать проявления гнева открыто. В этом случае невыраженная эмоция остается внутри ребенка, мешая здоровому росту (В. Оклендер). На этом этапе и зарождается пассивно-агрессивная форма поведения. Пассивно-агрессивный ребенок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может про‑ сто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать В самый неподходящий момент (например, когда мама попросит его одеваться быстрее, т. к. они опаздывают в детский сад). Восхождение по «лестнице гнева», технология ее прохождении от негативных способов выражения гнева (пассивно-агрессивное поведение и пр.) до позитивных способов выражения гнева (вежливость, стремление найти решение и пр.) представлена в книге. Росса Кэмпбелла. Но для того чтобы добиться результатов в продвижении по «лестнице гнева», взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения. Другой способ выражения гнева - это перенос чувств на неопасные объекты (В. Н. Квинн, 2000). Этот способ может оказаться наиболее подходящим для детей с нарушениями интеллектуального развития, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для такой работы у взрослого должны иметься резиновые или мягкие игрушки, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», мягкие модули, спортивный инвентарь и т.д. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, но в то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка (И. Раншбург, П. Поппер, 1983). ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|