Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. Учение Кальвина о предопределении: его основа и суть





I. Учение Кальвина о предопределении: его основа и суть

 

А. О божественном провидении

 

Как мы только что отметили, одним из столпов, на котором утверждается учение Кальвина о предопределении, является его понимание вопроса о божественном провидении. Кальвин исходит из того, что Бог есть не только Творец мира, но и его Правитель и Хранитель. Он приводит в движение механизм вселенной и все его части. Ничего в мире не происходит без воли на то его Творца и Правителя. “Всемогущество Божие, - говорит Кальвин, - непрестанно управляет и руководит всеми частными движениями. Бог именуется всемогущим... потому, что Своим провидением Он управляет небом и землей, устрояя все таким образом, что каждое событие решается на божественном совете” (1.16.3). Ничто в мире не совершается, не будучи предопределено божественным попечением и произволением.

 

Неизбежным следствием этого является то, что господство Божие распространяется не только на мир вообще, но и на судьбу каждого человека в нем. Кальвин однозначно утверждает то, что божественное провидение противоположно судьбе и всем ее превратностям. Случайностям просто нет места на земле. “Провидение - это и рука Бога, и Его очи. Другими словами, Бог не только наблюдает за событиями, но и повелевает свершиться тому, что Ему угодно. Своей непостижимой Премудростью Бог предрасполагает и направляет все творения к угодной Ему цели. Все происходящее определяется Его планом и ничто не происходит по воле случая”. “Бог склоняет и направляет волю людей по Своему желанию” (2.4.7). Поскольку порядок, причина, цель и необходимость происходящих событий чаще всего определяются божественным планом скрыто и недоступны человеческому разумению, постольку все, что совершается в мире несомненно по воле Божьей, предстает перед нами как случайное. Именно такими нам кажутся вещи и факты, когда мы рассматриваем их природу или оцениваем с точки зрения нашего суждения и познания.

 

Тексты из Священного Писания, приводимые Кальвином в подтверждение высказанных тезисов:

 

 

· Мф 10:29 - Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего.

· Иер. 10:23 - Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим.

· Прит. 20:24 - От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?

· Прит. 16:1 - Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

· Прит. 16:33 - В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа.

· Исх. 21:13 - Но если кто не злоумышлял, а Бог попустил (ин. переводы!!??) ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце.

· Пс. 74:7,8 - Не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит. Т.о. видим, что Богу не может быть отказано быть Судьей и что именно Его тайным планом одни возвышаются, а другие пребывают в презрении.

· Пс. 126:3 - Плод чрева - награда от Господа. Поэтому Иаков сказал жене своей Рахили: “Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?” Быт. 30:20.

· Плач. 3:38 - Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?

· Ис. 45:7 - Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.

· Иов 1:21 - Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!

· Ис. 14:27 - Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? Рука Его простерта, - и кто отвратит ее?

· Ис. 46:10,11 “Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю... Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю”.

 

Далее, на основании этих и других текстов Кальвин приходит к выводу о том, что для осуществления Своих намерений Бог действует и через нечестивых людей, которые, таким образом, тоже служат Ему. Однако Он не участвует в их злодеяниях. Как же так? Но откуда происходит зловоние лежащей на открытом месте и гниющей падали? Всякий увидит, что это происходит от солнечных лучей, и тем не менее никто не скажет, что вонь - их вина. Так же и здесь: коль скоро материя и причина зла заключены в дурном человеке, почему это должно каким-то образом пятнать Бога, если Он пользуется им по Своей воле?

 

Возражения.

 

· Бог раскаялся, что создал человека (Быт 6:6) и поставил Саула царем (1Цар. 15:11), а также в том, что помышлял сделать зло своему народу (Иер. 18:8);

· Бог отменял и разрушал решенное прежде (Ион. 3:4-10). Он возвестил через Исайю смерть Езекии, но изменил Свое решение (Ис. 38:1-5; 4Цар. 20:1-5).

 

Ответ: Бог не изменяет Свои решения, поэтому все, сказанное Им, не может не исполниться - “Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?”(Числ. 23:19) + антропоморфизмы + Для чего Бог послал Иону к жителям Ниневии предсказывать разрушение их города? Для чего Он возвестил смерть Езекии? Ведь Он мог погубить их без предупреждения? Дело в том, что Он хотел не их погибели, а их отвращения от зла, чтобы они не погибли. Из всего этого не следует, что Бог изменил Свое первоначальное решение, отказавшись от того, о чем объявил ранее. Скорее наоборот, Он пролагает путь Своему вечному плану и велению, когда приводит к покаянию тех, кого хочет простить, предупреждая их о каре, которая их постигнет, если они будут упорствовать с своих пороках.

 

Бог лишь позволяет свершиться тому, что происходит.

 

 

· Пс. 113:11 - Бог наш на небесах; творит все, что хочет

· Иов. 1:21 - Господь дал, Господь и взял...

· Намерение иудеев состояло в том, чтобы предать Христа смерти. Пилат и его приспешники не возражали и уступили ярости народа. Тем не менее ученики Христа в торжественной молитве, приводимой св. Лукой, исповедуют, что все злоумышленники совершили то, что предопределили рука и совет Божий (Деян. 4:28). А св. Петр ранее показал, что Иисус Христос был предан на смерть по определенному совету и предведению Божию (Деян. 2:23 + 3:18).

· Авессалом, запятнав ложе отца своего кровосмешением, совершил отвратительное преступление (2 Цар. 16:22). Однако Бог провозгласил, что это Его дело, ибо обращается к Давиду с такими словами: “Ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем” (2 Цар. 12:12).

· Иеремия тоже возвещает, что все бесчинства и жестокости халдеев в Иудее - дело Божье (50:25);

· Ис. 10:5-6 “О, Ассур, жезл гнева Моего! И бич в руке его - Мое негодование. Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах”.

· Ис. 5:25-26 “За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет руку Свою на него и поразит его...И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот, он легко и скоро придет”.

· 3 Цар. 11:31 “И сказал Иеровоаму: возьми себе десять частей; ибо так говорит Господь, Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой, и даю тебе десять колен”.

· Исх. 4:21 “И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицом фараона. А Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа”.

· Ис. Нав. 11:20 “Ибо от Господа было то, что они (хананеи) ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля, для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею”.

· Пс. 104:25 “И возбудил (Господь)в сердце их (врагов народа Божия) ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его”.

 

“Люди, подменяющие божественное провидение простым позволением, как если бы Бог сидел сложа руки в ожидании того, что должно свершиться, - эти люди говорят просто нелепость. Ибо в таком случае приговоры Бога зависели бы от человеческой воли. Бог - главный совершитель мести, а сатана (и, соответственно, нечестивые люди)- всего лишь Его посланец (цы)”.

 

Воля Божья не опровергает сама себя, не изменяется и не создает видимости, будто желает того, чего не желает. Но божественная воля, единая и простая сама по себе, нам кажется разной потому, что в силу грубости и слабости нашего разума мы не можем понять, как Бог различным образом желает и не желает, чтобы нечто произошло.

 

Когда Бог через злых людей совершает предрешенное Его тайным планом, это не значит, что таких людей можно извинить, потому что они якобы подчинились Божьей воле. Ибо они в меру своих сил нарушают своей злой похотью божественную волю. Тот, Кто всеблаг, не допустил бы совершиться злу, если бы, будучи всемогущ, не был способен извлекать из зла добро.

 

В одном и том же деянии обнаруживается преступность и злодейство людей и сияет праведность Бога. Августин: “Поскольку то, что Отец Небесный предал Сына Своего смерти, что Иисус Христос был предан и что Иуда предал своего Учителя, - поскольку все это находится в согласии одно с другим, то Бог может быть праведен, а человек виновен лишь в силу того, что в одном и том же действии их побудительные мотивы различны”. “Кто не вострепещет перед этим судом, когда Бог принуждает сердца злых к тому, что Ему угодно, и тем не менее воздает им по их беззаконию?”

 

Таким образом, обобщить учение Кальвина о божественном провидении, мы можем в следующих пяти тезисах:

 

1. Бог управляет миром не только в общем смысле, но Его воля стоит за каждым событием, за каждым поступком всякого человека;

2. случайностям нет места в мире, который управляется всемогущим Богом;

3. действуя через злых и грешных людей для осуществления Своих намерений, Бог остается чист. Так происходит потому, что только Он обладает способностью извлекать из зла добро;

4. участие Бога в судьбах отдельных людей и мира в целом нельзя свести к Его простому дозволению; во всем следует видеть Его активно действующую руку;

5. непонимание людьми причины, цели и смысла происходящих событий объясняется не только поврежденностью их ума, но тем фактом, что решение об этих событиях было принято на скрытом от человеческого взора божественном совете;

 

 

У кальвинова учения о предопределении вообще и свободе воли в частности было слишком много противников как из числа его предшественников богословов, так и среди его современников, чтобы он мог просто проигнорировать их доводы. Напротив: со всею свойственной ему тщательностью Кальвин обстоятельно рассматривает каждое выдвигаемое против его учения о предопределении возражение и с помощью неумолимой логики жестко отстаивает каждую пядь своей системы. Здесь мы считаем необходимым вкратце рассмотреть доводы против учения о свободе воли и то, как Кальвин защищает свое детище.

 

Три группы аргументов: (1) на основе здравого смысла; (2) на основе истолкования закона, обетований и обличений Священного Писания; (3) несколько специфических мест Библии (на всех остановиться не сможем, приведем лишь некоторые).

 

Первая группа.

 

1. Необходимый грех уже не есть грех, если же он доброволен, то от него можно уклониться. Иными словами, если грех есть дело необходимости, он перестает быть грехом, если же он делается добровольно, тогда его можно избежать (подразумевается Эразм). “Я отрицаю, - говорит Кальвин, - что грех не следует вполне считать грехом просто потому, что он совершается по необходимости. С другой стороны, я отрицаю, будто отсюда следует, что греха можно избежать, когда он доброволен. Если кто-то пожелает поспорить с Богом и избежать суда, ссылаясь на то, что он не мог поступить иначе, такому человеку мы должны сказать: не творение, а вызванная грехопадением порча есть причина тому, что люди оказались связаны грехом и кроме зла ничего иного желать не могут. Ибо откуда происходит та слабость, которой любят прикрываться лукавые, как не от Адама, по собственной воле подпавшего под тиранию дьявола? Именно отсюда порча, которая всех нас держит в своих сетях.
Далее, Кальвин проводит различие между свободным действием и добровольным. Грех Адама был совершен в результате его свободного действия, все же последующие грехи хоть и совершаются вынужденно, то есть, никто не свободен от греха, они в то же время добровольны, так как никто не заставляет людей грешить. Как тонко заметил Бернар, мы тем более несчастны, что необходимость для нас добровольна и она держит нас под своим игом, так что мы являемся рабами греха. Поэтому хотя человек и грешит добровольно, не грешить он не может.

 

2. Если в основе пороков и добродетелей не лежит свободный выбор, то несправедливо вознаграждать за них или наказывать человека. Что касается Божьих наказаний за злые дела, то я отвечаю: они справедливо навлекаются на нас, мы их заслужили, потому что вина за грех заключена именно в нас. Когда речь идет о наших страстях, то не имеет значения, грешим ли мы исходя из свободного или рабского суждения, - прежде всего потому, что человек, будучи в рабстве у греха, вынужден быть грешником. Если же говорить о воздаянии за добрые дела, то разве абсурдно признать, что оно дается нам, скорее, по благосклонности Бога, нежели собственно за наши заслуги? Бог венчает в нас не наши заслуги, а Свои дары.

 

3. Стирается всякое различие между добром и злом. Наши оппоненты добавляют еще одно возражение, которое, кажется, заимствовано у Златоуста: если наша воля не обладает способностью избрать добро или зло, тогда обладающие одинаковой природой люди должны быть все либо добрыми, либо злыми... Следующий аргумент из произведения “Призвание язычников”(авторство приписывается Амвросию): никто никогда не отпал бы от веры, если бы благодать Божия не оставила нас в таком состоянии, которое подвержено изменениям. Как странно, что такие великие мужи были столь забывчивы! И как это Златоуст не понял того, что различия между людьми проводит Сам Бог Своим выбором? Мы ничуть не боимся признать то, что Павел утверждает со всей серьезностью: все лишились праведности и преданы нечестию (Рим. 3:10). Но благодаря Божьей милости не все остаются в нечестии. Поэтому хотя по природе своей мы все страдаем от одной болезни, только те, к кому Господь соблаговолил прикоснуться Своим исцеляющим прикосновением, выздоравливают. Другие же, мимо которых Он проходит в Своем справедливом суде, приходят к концу в своей испорченности, пока не будут полностью уничтожены.

4. Все призывы тщетны, нет никакой пользы в предостережениях, всякое осуждение смешно, если у грешника нет сил им последовать. Если бы послушание не было во власти грешника, тогда глупо обличать, бессмысленно увещевать и давать предостережения. На что Кальвин отвечает, цитируя сначала Августина: “О человек, признай, что заповеданное тебе - это то, что ты должен сделать; когда тебя упрекают в том, что ты этого не сделал, признай, что тебе не достает сил из-за твоих пороков; молясь Богу, познай, откуда ты должен получить то, чего тебе недостает”. Бог соизмерял Свои заповеди с силами человека, но, заповедав то, что праведно, Он безвозмездно дал Своим избранникам способность это исполнить. Для чего нужны увещания? Если упорное сердце их отвергает, они будут во свидетельство ему на Божьем суде. Но уже в этой жизни они трогают и тревожат больную совесть. Ведь она, хотя и насмехается над ними, не может их опровергнуть. На возражение: а что может сделать бедный грешник, если ему отказано в тех сердечных способностях, которые необходимы для послушания? - я отвечу: как может он прибегать к оправдательным уловкам, если в ожесточении своего сердца повинен только он? Поэтому злые, хотя и желали бы, если бы были в силах, не принимать всерьез предписаний и предостережений Бога, помимо своей воли приходят в смущение от их силы. Их главная польза - для верующих, которые уже знают, что Господь все совершает Своим Духом, но при этом пользуется - и весьма действенно - оружием Своего слова, чтобы завершить в них Свое дело. А если кто-нибудь спросит, зачем их увещевать об их долге и не оставить водительству Святого Духа, зачем их поучать, если они не могут идти быстрее, чем ведет Дух, зачем исправлять, если они непременно падут по немощи плоти, - то мы должны ответить: кто ты, человек, что желаешь навязать закон Богу? Если увещанием Он хочет подготовить нас к принятию милости послушания его увещаниям, то что ты имеешь возразить на такой образ действий?


Вторая группа

1. Являются ли Божьи предписания “мерой наших сил”? Оппоненты говорят: либо Бог насмехается над нами, когда Он предписывает нам быть святыми, благочестивыми, послушными, любящими и запрещает нечистоту, идолопоклонство, гнев, разбой, гордость и т. д.; или же Он требует только то от нас, что нам под силу. Все требования мы можем разделить на три группы: во-первых те, что обязывают человека первым обратиться к Богу; во-вторых те, что просто говорят о соблюдении закона; в- третьих те, что предписывают человеку твердо стоять в благодати Божьей. Хотя все это претендует на истину, мы должны сказать, что появление таких воззрений обусловлено полнейшим невежеством относительно того, что собой представляет закон. Как будто эти люди не читали, что говорит Павел о законе: Гал. 3:19; Рим. 3:20; 7:7-8; 5:20. Должен ли закон быть ограничен нашими способностями, чтобы таким образом оправдать его существование? Напротив, Бог заповедал нам то, что выше наших сил, чтобы убедить нас в нашем бессилии. Августин: “Бог заповедует то, чего мы не можем исполнить, дабы мы знали, чего мы должны у Него просить”; “То, что повелевает Закон, достигается верой”; “Сам Бог требует от нас веры; и не находит того, чего требует, если прежде не вложит, чтобы затем найти”; “Да даст Бог то, что велит, и да велит, что пожелает”. Три группы предписаний закона:

 

· В законе и пророках Господь часто велит нам обратиться к Нему (Иоиль. 2:12; Иезек. 18:30-32; Ос. 14:2). Но пророк Иеремия отвечает на это и говорит: “Слышу Ефрема плачущего: “Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, - и обращусь, ибо Ты - Господь Бог мой” (31:18-19). Бог требует от нас обрезать крайнюю плоть сердца нашего (Втор. 10:16 + Иер. 4:4). Но через Моисея Он провозглашает, что это обрезание совершает Его рука (Втор. 30:6). В других местах Он требует нового сердца (Иезек. 18:31), но потом говорит, что новое сердце дается Им (Иезек. 11:19; 36:26). Значит, как сказал Августин, то, что обещает Бог, не мы делаем по своей природе, по своей свободной воле, но Он Сам делает это по своей милости.

· Другие повеления предписывают чтить Бога, служить Ему и соблюдать Его заповеди и следовать Его учению. Но есть бесчисленное множество стихов в Библии, которые говорят: вся наша праведность, святость и благочестие суть дары Божие.

 

· Наставление Павла и Варнавы к верующим оставаться в благодати Божьей (Деян. 13:43). Также и Павел пишет верующим в Ефесе “... укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его”; “И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления” (6:10 + 4:30). Поскольку человек не в состоянии выполнить того, что здесь требуется, Павел умоляет Господа сделать фессалоникийцев достойными их призвания, совершить в них то, что он называл его благостью, и довести до конца дело их веры (2 Фес. 1:11). Подобно этому в 2 Кор. 8:11,16, рассуждая о милости, Павел несколько раз хвалит их за проявление доброй воли; но сразу после этого он воздает благодарение Богу за то, что Он вложил в сердце Титу усердие к коринфянам. Если Тит без Божьего внушения не раскрыл бы уст для увещания других, то как могут воодушевиться на добрые дела слушатели, если их сердец не коснется Бог?

 

2. Библейские обетования подразумевают то, что наша воля свободна. Сторонники такой точки зрения цитируют следующие отрывки:

 

· Ам. 5:14 - “Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых”.

 

· Ис.1:19-20 - “Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас”.

 

· Иер. 4:1“Если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться; если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли”.

 

Все это насмешка, если мы не в состоянии ничего предпринять для того, чтобы выполнить обетования. Я отрицаю, заявляет Кальвин, будто Господь жесток и бесчеловечен по отношению к нам, когда увещевает ценить Его милости и благодеяния, хотя и знает, что мы на это неспособны. Обетования даны всем и приносят пользу как праведным, так и нечестивым. Своими предписаниями Господь уязвляет и пробуждает совесть нечестивцев, дабы они не тешились своими грехами, будучи беспечны и равнодушны к Божьему суду. Обетованиями Бог показывает им, до какой степени они недостойны Его доброты. Кто станет отрицать правомерность того, что Бог делает добро чтущим Его и жестоко наказывает хулителей Его величия? Следовательно наш Господь поступает по правде, ставя это условие нечестивым, пребывающим под игом греха: когда они откажутся от дурной жизни, Он подаст им все блага. И ставит его лишь с одной целью: дабы они поняли, что вполне справедливо лишены благ, причитающихся служащим Богу. С другой стороны, поскольку Бог желает побудить верующих всячески умолять Его о милости, не должно удивлять то, что, как мы уже показали выше, Он делает это через обетования в такой же мере, как и через заповеди. Бог прибавляет к заповедям обетования с тем, чтобы сладостью последних склонить нас любить то, что Он заповедал. Таким именно образом Бог посредством всех тех удостоверений, о которых мы говорили, отнюдь не наделяет нас способностью делать то, что Он велит, и не насмехаясь над нашей слабостью, позволяет служащим Ему извлечь из них пользу, а нечестивых делает еще более достойными осуждения.

 

 

3. Обличения и упреки, записанные в Священном Писании, теряют свой смысл, если воля человека не свободна. В подтверждение приводятся следующие тексты:

 

· Числ. 14:43 - “Амаликитяне и Хананеи там пред вами, и вы падете от меча, потому что вы отступили от Господа”.

 

· Иер. 7:13-14 - “Я... звал вас, а вы не отвечали... Я так же поступлю с домом сим... как поступил с Силомом”.

 

· Иер. 7:28 - “Вот народ, который не слушает гласа Господа, Бога своего, и не принимает наставления!.. Отверг Господь и оставил род, навлекший гнев Его”.

 

· Иер.19:15 - “За то, что вы ожесточили сердца ваши и не захотели повиноваться Господу, случились с вами все эти бедствия”. Наши противники оправдываются и говорят: Господь не был достаточно щедр и снисходителен к нам, людям, находящимся в плену у греха. Поэтому напрасно упрекает нас Бог за несчастье, которое мы переживаем и избежать которое не в наших силах. Но могут ли утверждать эти люди, что они невиновны? Ибо если они убеждены, что пали, то, значит, Бог не без причины говорит, что не сохранил их в благоденствии из-за их испорченности. Пусть они мне ответят, могут ли они отрицать то, что причина их упрямства не в их собственной испорченной воле? Если же они видят источник зла в самих себе, то зачем пытаются искать причины вовне, уверяя других, что не они творцы своего несчастья? Если же верно, что грешники лишены благодеяний Бога из-за собственных пороков и получают наказание из Его руки, то и упреки из Его уст обращены к ним по праву, дабы они, упорствуя во зле, учились видеть причину своих бедствий в своем нечестии, а не хулили Бога за чрезмерную строгость. Видеть в Боге причину своих бедствий, которая всецело заключается в них самих, - чудовищное кощунство. С помощью этих трех рассуждений каждый сможет легко опровергнуть то, что, дескать, у человека есть свободная воля, которую в действительности обнаружить невозможно. Верующие трудятся, так сказать, пассивно. Они усердны в той степени, в какой побуждаемы, все их способности - с неба.


Третья группа

1. Втор. 30:11ff - “Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека”. Павел утверждает, что Моисей говорил здесь о евангельском учении (Рим. 10:8). Ибо если Моисей говорил только о предписаниях, то он обманывал людей напрасными уверениями. Ведь если бы они захотели соблюсти Закон, считая это легким делом и полагаясь на собственные силы, то достигли бы немногого и в конце концов погибли. Где взять такую способность, если наша природа изнемогает на этом пути, и нет никого, кто бы не спотыкался, желая идти самостоятельно? Следовательно данное место относится не столько к предписаниям Закона, сколько к обетованиям Евангелия, которые отнюдь не наделяют нас способностью достичь праведности, но, скорее, показывают, что у нас такой способности нет. Поэтому это свидетельство никак не может служить обоснованием свободы воли человека.

2. “Ожидание” Богом определенных действий человека подразумевает, что воля последнего свободна. Ос. 5:15 - “Пойду, возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего”. Это было бы нелепо со стороны Бога ожидать того, взыщет ли Израиль лица Его, если бы сердца их не были способны уклоняться в ту или другую сторону в соответствии с мерой их добродетели.
Если они хотят сказать, что народ Израильский, оставленный Богом, мог самостоятельно обратиться к Богу, то идут наперекор всему Писанию. Если же они признают, что для обращения необходима благодать Божия, о чем тогда они спорят с нами? Тем не менее они допускают, что благодать необходима человеку, но так, чтобы оставить за человеком его собственные способности. Как они могут доказать это? Разумеется, что не на основании выше приведенного отрывка или похожих. Одно дело отойти от человека и посмотреть, что он в состоянии делать, когда предоставлен своим собственным порокам, и другое - помочь человеку в его немощи, чтобы подкрепить его упавшие силы. Что же тогда означают эти выражения? Я отвечаю: через них Господь как бы говорит: “В виду того, что предупреждения, увещания и упреки не влияют на этих упрямых людей, Я оставлю их не на долго и буду молча терпеть его несчастья. И Я увижу, вспомнят ли они обо Мне после этих бедствий, чтобы взыскать лица Моего, или нет?” Поскольку это так, то ошибочен вывод, будто человек обладает добродетелью обратиться к Богу, когда Бог, будучи оскорблен нашим упрямством и жестокосердием, отнимает у нас Свое слово (которым Он свидетельствует нам о Своем присутствии) и рассматривает, что мы сможем сделать сами по себе. Ибо Он делает все это только для того, чтобы мы познали, что сами по себе мы не можем ничего.

 

3. В Священном Писании некоторые добрые дела именуются нашими и нередко говорится, что мы творим добро и зло. Так, если нам по праву приписывают грехи как исходящие непосредственно от нас, то по той же причине нам можно приписывать и добрые дела. И было бы неразумным утверждать, что мы совершаем дела, которые по собственному побуждению мы не можем совершить и на которые Бог толкает нас, словно камни. Из этого противники наши заключают, что, хотя Божья милость и имеет первостепенное значение, подобные обороты речи свидетельствуют, что и у нас есть некая естественная способность творить добро. Отвечаю: и хлеб насущный мы называем “нашим” и в то же время просим, чтобы нам дал его Бог. Что же может означать это выражение? Единственно то, что вещь, которая нам вовсе не принадлежит, становится нашей благодаря бесконечной щедрости Бога. Далее: какой безумец возомнит, что Бог толкает человека на те или иные поступки так же, как мы бросаем камень? Это не следует из нашего учения. Мы утверждаем, что это естественные способности человека - принимать, отвергать, желать, не желать, прилагать усилия, противиться, то есть принимать суету, отвергать подлинное благо, желать зла, не желать добра, прилагать усилия ко греху, противиться праведности. Что делает со всем этим Господь? Когда Он желает воспользоваться испорченностью человека как орудием Своего гнева, Он обращается с нею по Своей воле, чтобы совершить праведные и благие дела злыми руками. Поэтому, видя злого человека, который таким образом служит Богу, но при этом наслаждается своею злобой, вправе ли мы уподобить его камню, который приводится в движение внешним усилием безо всякого побуждения, чувства или воли с его стороны? Нет, мы видим различие. Просто желание - от природы, а желание добра - от милости. Августин: “Без помощи Бога мы не могли бы не только победить, но даже сражаться”. Теперь ничто не мешает нам заявить, что мы творим дела, которые творит в нас Святой Дух, а наша воля не привносит ничего своего, что можно было бы отделить от Божьей милости. Всякое добавление, которое люди пытаются привнести в Божью милость с целью обнаружить свободную волю, является лишь порчей - это как если бы доброе вино разбавляли грязной и горькой водой. Итак, во-первых, Бог хочет, чтобы все, что Он в нас совершает, стало нашим - при условии, что мы должны понять, что оно не от нас. Во-вторых, нашей природе присущи разум, воля, пристрастия, и Бог направляет их ко благу, дабы они привели к чему-то доброму.

 

4. Быт 4:7. Но эти слова скоре следует отнести к Авелю. Если мы все-таки признаем, что они относятся к Каину, тогда, они становятся либо заповедью, либо обетованием. Если они есть заповедь, то где доказательства, что человек может следовать ей? Если обетование, то где его исполнение?

 

5. Еккл. 15:14-17. Но: 7:29f! Поэтому давайте мы признаем то, что человеку нужен врач, а не адвокат.

 

 

С нравственной точки зрения

 

1. Возражения против предопределения отчасти продиктованы состраданием и человеколюбием к погибшим. Разве эти качества от дьявола?

 

2. Учение Кальвина о предопределении представляет собой пример того, как рациональное начало в религии возобладало над нравственным, как любовь Бога была принесена в жертву необходимости, как ради уничтожения в человеке даже малейшего “я” Бог пошел на то, что лишил человека Им же вложенного в него достоинства. В конце концов, если человек так ничтожен, ради какой необходимости Сын Божий должен был умереть? Умер ли Христос по причине того, что Им очень высоко была оценена человеческая личность, или наоборот, не взирая на ее ничтожество? На наш взгляд, первая точка зрения имеет право на существование в не меньшей степени, чем вторая.

 

3. Учение о двойственном предопределении - это соблазн для всякого бьющегося над проблемами жизни и смерти человека

 

4. “Поскольку нам неизвестно, - говорит Августин и повторяет Кальвин, - кто предопределен к вечной жизни, а кто нет, мы должны смотреть на вещи таким образом, чтобы желать спасения всем людям”. Спрашивается, откуда у грешных людей такое желание? Если у нас, грешных и испорченных появляются такие мысли и желания, как может быть так, что это желание отсутствует у Бога? Если же Он действительно его не имеет, тогда как оно может появиться у нас? - неужели от дьявола? Если же оно действительно есть у Него, почему тогда оно не реализуется в возможности каждому человеку обрести спасение? Итак, неизбежен вывод: либо признать, что Бог действительно желает спасения каждому и это желание реализуется в возможности для каждого спастись, либо мы должны сказать, что Он этого не желает, а потому мысли о спасении каждого инспирированы ничем иным, как дьяволом или испорченностью человеческой природы.

5. Принципиально соглашаясь с тем, что вера есть дар Божий (ибо так учит Священное Писание - Рим. 12:3; Еф. 2:8), мы, тем не менее, вправе задаться таким вопросом: можно ли дар назвать даром, если это не во власти человека - принять или отвергнуть его? Очевидно, что нет. Потому что в противном случае это был бы не дар, а принуждение. Если же дар становится принуждением, тогда уничтожается благость Дарителя! В таком случае Бог перестает быть Дарителем, но становится Приказчиком. Значит, в основу веры и послушания ложится не любовь, а принуждение. Если Бог благоволит к этому и это отвечает свойствам Его природы, тогда почему изначально Он сотворил Адама свободным как согрешить, так и не согрешить, а не принудительно обязал его не согрешать? Поэтому не преувеличивая, мы можем сказать то, что человек, во-первых, может принять или отвергнуть дар спасения (иначе он не был бы даром, как мы только что заметили, а человек не был бы человеком, если бы не обладал такой способностью); во-вторых, мы утверждаем то, что принятие человеком спасения не только не есть его заслуга, но и не может никоим образом стать ею. Напротив, принимая дар спасения, человек лишь подтверждает то, что он - беспомощный грешник, нуждающийся в спасении, которое он никогда и никак не может инициировать сам. Признавая правоту слов Писания: “Все согрешили и лишены славы Божьей... Нет праведного, нет ни одного...”, мы решительно утверждаем: принятие человеком дара спасения никак и никогда не может стать его заслугой, в то время как отвержение его становится достаточной причиной для его осуждения. В противном случае, как мы подчеркнули выше, обессмысливался бы образ Христа, который стоит у двери и стучит в надежде на то, что Ему откроют (Откр. 3:20). Таким образом, если человек может отвергнуть предлагаемые ему дары веры, спасения, милости, благодати, значит в каждом человеке, к которому обращено евангельское приглашение, благодать Божия восстанавливает волю, делая ее способной принять или отвергнуть дары искупительного служения Христа. В этом, пожалуй, и состоит тайна спасения человека. (Интересно отметить здесь, что сам Кальвин признавал, что предопределенные к погибели “иногда оказываются под влиянием почти тех же чувств, что и избранные, так что в своих глазах они ничем не отличаются от избранных” - Деян. 13:48 -(3.2.11)Только в таком случае имеет смысл учение Христа о соблазне и искушениях дьявола, о необходимости бодрствовать и трезвиться, благовествовать и пребывать в молениях, быть благочестивыми и законопослушными.

 

 

Заключение

 

Таким образом мы должны придти к выводу о том, что учение о двойственном предопределении нельзя обосновать Священным Писанием, не извратив той или иной его части. Но нельзя сказать, что наши доводы снимают все проблемы. Так, остается другой вопрос, а именно: предопределил ли Бог всех к спасению, а люди уже сами выбирают, принять ли Его евангельское приглашение или отвергнуть?

 

Хотя мы не разделяем убежденности Кальвина в том, что учение о двойственном предопределении есть единственно верное истолкование библейской доктрины спасения, мы не можем не согласиться с нашим оппонентом в том, что идеи предопределения и суверенного Божьего управления миром присутствуют в Священном Писании, так же как и тезис о полной испорченности человеческой природы можно обосновать им. Учение о предопределении Кальвина не есть что-то надуманное. В противном случае как объяснить следующие тексты Священного Писания?

 

· Иер. 6:21 “Посему так говорит Господь: вот, Я полагаю пред народом сим преткновения, и преткнутся о них отцы и дети вместе, сосед и друг его, и погибнут”.

 

· Ам. 3:6 “... бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?”

 

· Прит. 16:4 “Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого на день бедствия”

 

· Мф. 11:35 “В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам”.

 

· Рим. 9:18 + Исх. 32: “Итак, кого хочет милует, а кого хочет, ожесточает”.

 

· ------ 11:8 “Как написано: “Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня”.

 

· Иуд. 4 “Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению...”

 

· Иер. 10:23 “Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идуще







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.