Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Б. Учение Кальвина о природе человека





Учение Кальвина о природе человека можно подразделить на две части: (1) до грехопадения и(2) после.

 

(1)Человек - благороднейшее и совершеннейшее из Божьих созданий, в котором явлены праведность, мудрость и благость Творца. Адам обладал способностью выбора между добром и злом - и не только ею, но и совершенством разума и воли. Человек был сотворен по образу Божьему. Этот образ простирается на все человеческое достоинство, возвышающее человека над всеми видами животных. Поэтому под словом “образ” понимается вся целостная природа Адама, которой он обладал до грехопадения. При сотворении Адам был совсем другим, нежели все его потомство, происшедшее от гнилого корня и перенявшее от него наследственную болезнь. В начале же все части души человека были превосходно согласованы и упорядочены, рассудок был здоровым и целостным, а воля - свободной в выборе добра и зла. Однако, хотя человек пал, благодаря Богу это падение может послужить к его прославлению.

 

Далее Кальвин целых три главы посвящает описанию тотальной испорченности человеческой природы.

 

(2) Первородный грех - это наследственные порча и извращение нашей природы, которые, охватывая все части нашей души, во-первых, делают нас виновными перед Богом и, во-вторых, производят в нас то, что Писание называет “делами плоти”. В результате грехопадения все составные части человека - разум и воля, душа и тело - были осквернены или вообще целиком заполнены похотью. Если сказать еще короче, то человек есть не что иное, как сама похоть (Гал. 5:19-21). Грех захватил не одну какую-то часть нашего существа, в нас нет ничего, не затронутого его смертоносным тлением. Порча - это не свойство человеческого естества, укорененное в нем от начала, но приобретенное качество.

 

Далее вместе с Августином Кальвин утверждает следующее. Вне присутствия Божьего Духа воля человека не свободна, поскольку она подчинена похотям, побеждена и связана ими. Человек, дурно распорядившись свободной волей, потерял ее и потерял самого себя. Свободная воля является пленницей и не в состоянии делать добро. Она не станет свободной, пока ее не освободит милость Бога.

Человек с ног до головы есть воплощенный грех. Если это так, то как ему может быть позволено делить славу добрых дел между собой и Богом? Естественные дары в человеке извращены грехом, а сверхъестественные у него отняты. Мы лишены полноты разумения и чистоты сердца. Поэтому, хотя у нас и осталась какая-то доля ума и способности суждения, а также воли, мы не можем говорить, что наш разум здоров и не поврежден, ибо он немощен и погружен в густой мрак.

 

Однако в природе человека, какой бы извращенной и испорченной она ни была, еще светятся искры, обнаруживающие, что человек - мыслящее животное, что он отличается от зверей, так как наделен разумом. При этом, однако, этот свет охвачен столь плотной тьмою неведения, что не в состоянии вырваться из нее. Подобно этому и воля не угасла совсем, но попала в рабство злым вожделениям, которые душат ее, так что у нее нет сил стремиться к добру.

 

Но настолько ли воля человека развращена и порочна, что способна порождать только зло, или же в ней есть некая неповрежденная часть, из которой исходят добрые желания? Если допустить в человеке даже малейшее стремление ко благу вне Божьей милости, то что возразить апостолу, который отрицает в нас даже самую способность помыслить что-либо доброе (2 Кор. 3:5)? Нам следует принять сказанное Христом: “Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин.8:24).

 

Итак, все мы грешники от природы и, следовательно, находимся под игом греха. А если человек удерживается в рабстве греху, то необходимо, чтобы главная часть его существа, воля, была ограничена и крепко повязана. Слова Павла о том, что Бог производит в нас “хотение и действие”(Флп.2:13), не имели бы смысла, если бы существовала какая-то воля, предшествующая милости Святого Духа. Лучше послушаем Августина, говорит Кальвин, который сказал: “У нас нет ничего своего, кроме греха”.

 

“Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух” Ин. 3:6; “Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут” Рим. 8:6-7. Если же плоть настолько испорчена, что любым своим влечением являет вражду против Бога, если она не может принять божественную справедливость, если, в итоге, она не может породить ничего, кроме чего-то смертного, то - раз в природе человека одна только плоть - как можем мы извлечь из нее хотя бы каплю блага? “Как написано: нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного...” - далее следует перечисление пороков-(Рим. 3:10-18). Это распространяется на все родословие Адама. Я признаю, что все это зло обнаруживается не в каждом человеке, но никто не может отрицать, что в каждом заключено семя этого зла.

 

Но следует помнить, что при всеобщей испорченности присутствует Божья милость, которая не исправляет испорченную природу, но подавляет и ограничивает ее изнутри. Своим провидением Господь кладет предел испорченности нашей природы, чтобы она не сорвалась с цепи, однако при этом Он не очищает человеческую природу изнутри. Как не считают добродетельным человека, чьи пороки лишь прикрыты покровом добродетели, так и мы не станем приписывать человеческой воле способность стремления к добру, пока она порабощена собственной испорченностью. Добродетели не присущи природе, а являются особыми дарами Господа, которые Он раздает даже злым в той степени и тем способом, которые Ему угодны. Человек, испорченный вследствие своего падения, грешит добровольно, а не против влечения своего сердца, он грешит не по принуждению, а по своей склонности, не повинуясь силе, а под действием собственных вожделений, без принуждения извне.

 

Спасение дается нам даром, источник всякого блага - во втором творении, которое мы обретаем в Иисусе Христе - ”Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять”(Еф. 2:10). Если бы у нас была хоть какая-то, пусть малейшая способность от мира, то мы бы имели определенную заслугу. Но, чтобы отнять у нас все, апостол утверждает, что нет у нас никаких заслуг, поскольку мы сотворены в Иисусе Христе на добрые дела, которые приготовил Бог. Милость предшествует всякому доброму делу и воля, творящая добро, ведома милостью, а не ведет ее за собой, следует за нею, а не предшествует ей. Августин: милость не просто предлагается Богом, чтобы человек принял ее или отверг по своему усмотрению; но эта милость побуждает наши сердца следовать за нею, делает выбор вместе с волей, так что совершаемые в результате добрые дела являются плодом милости; человек получает ее в той степени, в какой она склонила его сердце к послушанию. Одна лишь милость Бога творит в нас всякое доброе дело.

 

Сказанное однажды Августином о человеческой воле, что она не разрушается милостью, но из злой превращается в добрую, а, став доброй, получает помощь, означает единственно то, что Бог не толкает человека, словно камень, когда с его стороны не требуется никакого ответного движения и все совершается внешней силой, но настолько глубоко проникает в человека, что тот повинуется вполне добровольно.

 

Итак, заключает Кальвин, во-первых, человеческая воля обретает милость не благодаря своей свободе, а получает свободу милостью Бога. Во-вторых, через эту милость она становится предрасположенной к добру, чтобы любить его и в нем укрепляться. В-третьих, она обретает непобедимую силу, чтобы противостоять злу. В-четвертых, воля, направляемая милостью Бога, ни в чем не имеет недостатка; лишенная ее, она немедленно претыкается.

 

“... без Меня не можете делать ничего...” (Ин. 15:1-5...)Он не сказал, что мы немощны и нам недостает сил, но, обратив нас в ничто, исключил всякое мечтание о каком бы то ни было владычестве над силами мира сего. Если же, будучи привиты ко Христу, мы плодоносим, как ветвь на лозе... у нас не остается никакой доли в добрых делах, если только мы хотим сохранить в неприкосновенности честь Божию. Первая составляющая добрых дел - воля, вторая - усилие к свершению и способность совершить. Бог - творец того и другого. Из этого вытекает, что когда человек что-то приписывает себе, в части ли воли или свершения, то это “что-то” он похищает у Бога. Сказать, что Бог подает помощь нашей слабой воле значит оставить что-то себе. Но сказать, что Он творит самое волю, значит подтвердить, что все доброе - вне нас.

 

Человеческий разум настолько отчужден от Божьей праведности, что не в состоянии что-либо вообразить, понять и замыслить, кроме злобы, нечестия и разврата. И сердце человека до такой степени отравлено грехом, что ведет лишь ко всяческим извращениям. И если случается, что человек извлекает из них нечто, что имеет вид добра, то все же разум его вечно опутан лицемерием и тщеславием, а сердце предано всяческому злу.

 

Суммируем: человек до грехопадения - (1) совершенство, т.е. ясность мышления и свобода воли; после грехопадения - (2) тотальная испорченность человеческой природы, т.е. каждая мысль осквернена грехом, воля порабощена грехом, душа и тело исполнены похотью; (3) человек свободен только грешить, все доброе в нем - дар Божий; (4) только милость Божия может направить человека к добру; (5) при всеобщей испорченности в человеке присутствует благодать Божия, которая подавляет и ограничивает его испорченность изнутри.

 

 

Критика учения Кальвина о свободе воли и его апология

У кальвинова учения о предопределении вообще и свободе воли в частности было слишком много противников как из числа его предшественников богословов, так и среди его современников, чтобы он мог просто проигнорировать их доводы. Напротив: со всею свойственной ему тщательностью Кальвин обстоятельно рассматривает каждое выдвигаемое против его учения о предопределении возражение и с помощью неумолимой логики жестко отстаивает каждую пядь своей системы. Здесь мы считаем необходимым вкратце рассмотреть доводы против учения о свободе воли и то, как Кальвин защищает свое детище.

 

Три группы аргументов: (1) на основе здравого смысла; (2) на основе истолкования закона, обетований и обличений Священного Писания; (3) несколько специфических мест Библии (на всех остановиться не сможем, приведем лишь некоторые).

 

Первая группа.

 

1. Необходимый грех уже не есть грех, если же он доброволен, то от него можно уклониться. Иными словами, если грех есть дело необходимости, он перестает быть грехом, если же он делается добровольно, тогда его можно избежать (подразумевается Эразм). “Я отрицаю, - говорит Кальвин, - что грех не следует вполне считать грехом просто потому, что он совершается по необходимости. С другой стороны, я отрицаю, будто отсюда следует, что греха можно избежать, когда он доброволен. Если кто-то пожелает поспорить с Богом и избежать суда, ссылаясь на то, что он не мог поступить иначе, такому человеку мы должны сказать: не творение, а вызванная грехопадением порча есть причина тому, что люди оказались связаны грехом и кроме зла ничего иного желать не могут. Ибо откуда происходит та слабость, которой любят прикрываться лукавые, как не от Адама, по собственной воле подпавшего под тиранию дьявола? Именно отсюда порча, которая всех нас держит в своих сетях.
Далее, Кальвин проводит различие между свободным действием и добровольным. Грех Адама был совершен в результате его свободного действия, все же последующие грехи хоть и совершаются вынужденно, то есть, никто не свободен от греха, они в то же время добровольны, так как никто не заставляет людей грешить. Как тонко заметил Бернар, мы тем более несчастны, что необходимость для нас добровольна и она держит нас под своим игом, так что мы являемся рабами греха. Поэтому хотя человек и грешит добровольно, не грешить он не может.

 

2. Если в основе пороков и добродетелей не лежит свободный выбор, то несправедливо вознаграждать за них или наказывать человека. Что касается Божьих наказаний за злые дела, то я отвечаю: они справедливо навлекаются на нас, мы их заслужили, потому что вина за грех заключена именно в нас. Когда речь идет о наших страстях, то не имеет значения, грешим ли мы исходя из свободного или рабского суждения, - прежде всего потому, что человек, будучи в рабстве у греха, вынужден быть грешником. Если же говорить о воздаянии за добрые дела, то разве абсурдно признать, что оно дается нам, скорее, по благосклонности Бога, нежели собственно за наши заслуги? Бог венчает в нас не наши заслуги, а Свои дары.

 

3. Стирается всякое различие между добром и злом. Наши оппоненты добавляют еще одно возражение, которое, кажется, заимствовано у Златоуста: если наша воля не обладает способностью избрать добро или зло, тогда обладающие одинаковой природой люди должны быть все либо добрыми, либо злыми... Следующий аргумент из произведения “Призвание язычников”(авторство приписывается Амвросию): никто никогда не отпал бы от веры, если бы благодать Божия не оставила нас в таком состоянии, которое подвержено изменениям. Как странно, что такие великие мужи были столь забывчивы! И как это Златоуст не понял того, что различия между людьми проводит Сам Бог Своим выбором? Мы ничуть не боимся признать то, что Павел утверждает со всей серьезностью: все лишились праведности и преданы нечестию (Рим. 3:10). Но благодаря Божьей милости не все остаются в нечестии. Поэтому хотя по природе своей мы все страдаем от одной болезни, только те, к кому Господь соблаговолил прикоснуться Своим исцеляющим прикосновением, выздоравливают. Другие же, мимо которых Он проходит в Своем справедливом суде, приходят к концу в своей испорченности, пока не будут полностью уничтожены.

4. Все призывы тщетны, нет никакой пользы в предостережениях, всякое осуждение смешно, если у грешника нет сил им последовать. Если бы послушание не было во власти грешника, тогда глупо обличать, бессмысленно увещевать и давать предостережения. На что Кальвин отвечает, цитируя сначала Августина: “О человек, признай, что заповеданное тебе - это то, что ты должен сделать; когда тебя упрекают в том, что ты этого не сделал, признай, что тебе не достает сил из-за твоих пороков; молясь Богу, познай, откуда ты должен получить то, чего тебе недостает”. Бог соизмерял Свои заповеди с силами человека, но, заповедав то, что праведно, Он безвозмездно дал Своим избранникам способность это исполнить. Для чего нужны увещания? Если упорное сердце их отвергает, они будут во свидетельство ему на Божьем суде. Но уже в этой жизни они трогают и тревожат больную совесть. Ведь она, хотя и насмехается над ними, не может их опровергнуть. На возражение: а что может сделать бедный грешник, если ему отказано в тех сердечных способностях, которые необходимы для послушания? - я отвечу: как может он прибегать к оправдательным уловкам, если в ожесточении своего сердца повинен только он? Поэтому злые, хотя и желали бы, если бы были в силах, не принимать всерьез предписаний и предостережений Бога, помимо своей воли приходят в смущение от их силы. Их главная польза - для верующих, которые уже знают, что Господь все совершает Своим Духом, но при этом пользуется - и весьма действенно - оружием Своего слова, чтобы завершить в них Свое дело. А если кто-нибудь спросит, зачем их увещевать об их долге и не оставить водительству Святого Духа, зачем их поучать, если они не могут идти быстрее, чем ведет Дух, зачем исправлять, если они непременно падут по немощи плоти, - то мы должны ответить: кто ты, человек, что желаешь навязать закон Богу? Если увещанием Он хочет подготовить нас к принятию милости послушания его увещаниям, то что ты имеешь возразить на такой образ действий?


Вторая группа

1. Являются ли Божьи предписания “мерой наших сил”? Оппоненты говорят: либо Бог насмехается над нами, когда Он предписывает нам быть святыми, благочестивыми, послушными, любящими и запрещает нечистоту, идолопоклонство, гнев, разбой, гордость и т. д.; или же Он требует только то от нас, что нам под силу. Все требования мы можем разделить на три группы: во-первых те, что обязывают человека первым обратиться к Богу; во-вторых те, что просто говорят о соблюдении закона; в- третьих те, что предписывают человеку твердо стоять в благодати Божьей. Хотя все это претендует на истину, мы должны сказать, что появление таких воззрений обусловлено полнейшим невежеством относительно того, что собой представляет закон. Как будто эти люди не читали, что говорит Павел о законе: Гал. 3:19; Рим. 3:20; 7:7-8; 5:20. Должен ли закон быть ограничен нашими способностями, чтобы таким образом оправдать его существование? Напротив, Бог заповедал нам то, что выше наших сил, чтобы убедить нас в нашем бессилии. Августин: “Бог заповедует то, чего мы не можем исполнить, дабы мы знали, чего мы должны у Него просить”; “То, что повелевает Закон, достигается верой”; “Сам Бог требует от нас веры; и не находит того, чего требует, если прежде не вложит, чтобы затем найти”; “Да даст Бог то, что велит, и да велит, что пожелает”. Три группы предписаний закона:

 

· В законе и пророках Господь часто велит нам обратиться к Нему (Иоиль. 2:12; Иезек. 18:30-32; Ос. 14:2). Но пророк Иеремия отвечает на это и говорит: “Слышу Ефрема плачущего: “Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, - и обращусь, ибо Ты - Господь Бог мой” (31:18-19). Бог требует от нас обрезать крайнюю плоть сердца нашего (Втор. 10:16 + Иер. 4:4). Но через Моисея Он провозглашает, что это обрезание совершает Его рука (Втор. 30:6). В других местах Он требует нового сердца (Иезек. 18:31), но потом говорит, что новое сердце дается Им (Иезек. 11:19; 36:26). Значит, как сказал Августин, то, что обещает Бог, не мы делаем по своей природе, по своей свободной воле, но Он Сам делает это по своей милости.

· Другие повеления предписывают чтить Бога, служить Ему и соблюдать Его заповеди и следовать Его учению. Но есть бесчисленное множество стихов в Библии, которые говорят: вся наша праведность, святость и благочестие суть дары Божие.

 

· Наставление Павла и Варнавы к верующим оставаться в благодати Божьей (Деян. 13:43). Также и Павел пишет верующим в Ефесе “... укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его”; “И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления” (6:10 + 4:30). Поскольку человек не в состоянии выполнить того, что здесь требуется, Павел умоляет Господа сделать фессалоникийцев достойными их призвания, совершить в них то, что он называл его благостью, и довести до конца дело их веры (2 Фес. 1:11). Подобно этому в 2 Кор. 8:11,16, рассуждая о милости, Павел несколько раз хвалит их за проявление доброй воли; но сразу после этого он воздает благодарение Богу за то, что Он вложил в сердце Титу усердие к коринфянам. Если Тит без Божьего внушения не раскрыл бы уст для увещания других, то как могут воодушевиться на добрые дела слушатели, если их сердец не коснется Бог?

 

2. Библейские обетования подразумевают то, что наша воля свободна. Сторонники такой точки зрения цитируют следующие отрывки:

 

· Ам. 5:14 - “Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых”.

 

· Ис.1:19-20 - “Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас”.

 

· Иер. 4:1“Если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться; если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли”.

 

Все это насмешка, если мы не в состоянии ничего предпринять для того, чтобы выполнить обетования. Я отрицаю, заявляет Кальвин, будто Господь жесток и бесчеловечен по отношению к нам, когда увещевает ценить Его милости и благодеяния, хотя и знает, что мы на это неспособны. Обетования даны всем и приносят пользу как праведным, так и нечестивым. Своими предписаниями Господь уязвляет и пробуждает совесть нечестивцев, дабы они не тешились своими грехами, будучи беспечны и равнодушны к Божьему суду. Обетованиями Бог показывает им, до какой степени они недостойны Его доброты. Кто станет отрицать правомерность того, что Бог делает добро чтущим Его и жестоко наказывает хулителей Его величия? Следовательно наш Господь поступает по правде, ставя это условие нечестивым, пребывающим под игом греха: когда они откажутся от дурной жизни, Он подаст им все блага. И ставит его лишь с одной целью: дабы они поняли, что вполне справедливо лишены благ, причитающихся служащим Богу. С другой стороны, поскольку Бог желает побудить верующих всячески умолять Его о милости, не должно удивлять то, что, как мы уже показали выше, Он делает это через обетования в такой же мере, как и через заповеди. Бог прибавляет к заповедям обетования с тем, чтобы сладостью последних склонить нас любить то, что Он заповедал. Таким именно образом Бог посредством всех тех удостоверений, о которых мы говорили, отнюдь не наделяет нас способностью делать то, что Он велит, и не насмехаясь над нашей слабостью, позволяет служащим Ему извлечь из них пользу, а нечестивых делает еще более достойными осуждения.

 

 

3. Обличения и упреки, записанные в Священном Писании, теряют свой смысл, если воля человека не свободна. В подтверждение приводятся следующие тексты:

 

· Числ. 14:43 - “Амаликитяне и Хананеи там пред вами, и вы падете от меча, потому что вы отступили от Господа”.

 

· Иер. 7:13-14 - “Я... звал вас, а вы не отвечали... Я так же поступлю с домом сим... как поступил с Силомом”.

 

· Иер. 7:28 - “Вот народ, который не слушает гласа Господа, Бога своего, и не принимает наставления!.. Отверг Господь и оставил род, навлекший гнев Его”.

 

· Иер.19:15 - “За то, что вы ожесточили сердца ваши и не захотели повиноваться Господу, случились с вами все эти бедствия”. Наши противники оправдываются и говорят: Господь не был достаточно щедр и снисходителен к нам, людям, находящимся в плену у греха. Поэтому напрасно упрекает нас Бог за несчастье, которое мы переживаем и избежать которое не в наших силах. Но могут ли утверждать эти люди, что они невиновны? Ибо если они убеждены, что пали, то, значит, Бог не без причины говорит, что не сохранил их в благоденствии из-за их испорченности. Пусть они мне ответят, могут ли они отрицать то, что причина их упрямства не в их собственной испорченной воле? Если же они видят источник зла в самих себе, то зачем пытаются искать причины вовне, уверяя других, что не они творцы своего несчастья? Если же верно, что грешники лишены благодеяний Бога из-за собственных пороков и получают наказание из Его руки, то и упреки из Его уст обращены к ним по праву, дабы они, упорствуя во зле, учились видеть причину своих бедствий в своем нечестии, а не хулили Бога за чрезмерную строгость. Видеть в Боге причину своих бедствий, которая всецело заключается в них самих, - чудовищное кощунство. С помощью этих трех рассуждений каждый сможет легко опровергнуть то, что, дескать, у человека есть свободная воля, которую в действительности обнаружить невозможно. Верующие трудятся, так сказать, пассивно. Они усердны в той степени, в какой побуждаемы, все их способности - с неба.


Третья группа

1. Втор. 30:11ff - “Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека”. Павел утверждает, что Моисей говорил здесь о евангельском учении (Рим. 10:8). Ибо если Моисей говорил только о предписаниях, то он обманывал людей напрасными уверениями. Ведь если бы они захотели соблюсти Закон, считая это легким делом и полагаясь на собственные силы, то достигли бы немногого и в конце концов погибли. Где взять такую способность, если наша природа изнемогает на этом пути, и нет никого, кто бы не спотыкался, желая идти самостоятельно? Следовательно данное место относится не столько к предписаниям Закона, сколько к обетованиям Евангелия, которые отнюдь не наделяют нас способностью достичь праведности, но, скорее, показывают, что у нас такой способности нет. Поэтому это свидетельство никак не может служить обоснованием свободы воли человека.

2. “Ожидание” Богом определенных действий человека подразумевает, что воля последнего свободна. Ос. 5:15 - “Пойду, возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего”. Это было бы нелепо со стороны Бога ожидать того, взыщет ли Израиль лица Его, если бы сердца их не были способны уклоняться в ту или другую сторону в соответствии с мерой их добродетели.
Если они хотят сказать, что народ Израильский, оставленный Богом, мог самостоятельно обратиться к Богу, то идут наперекор всему Писанию. Если же они признают, что для обращения необходима благодать Божия, о чем тогда они спорят с нами? Тем не менее они допускают, что благодать необходима человеку, но так, чтобы оставить за человеком его собственные способности. Как они могут доказать это? Разумеется, что не на основании выше приведенного отрывка или похожих. Одно дело отойти от человека и посмотреть, что он в состоянии делать, когда предоставлен своим собственным порокам, и другое - помочь человеку в его немощи, чтобы подкрепить его упавшие силы. Что же тогда означают эти выражения? Я отвечаю: через них Господь как бы говорит: “В виду того, что предупреждения, увещания и упреки не влияют на этих упрямых людей, Я оставлю их не на долго и буду молча терпеть его несчастья. И Я увижу, вспомнят ли они обо Мне после этих бедствий, чтобы взыскать лица Моего, или нет?” Поскольку это так, то ошибочен вывод, будто человек обладает добродетелью обратиться к Богу, когда Бог, будучи оскорблен нашим упрямством и жестокосердием, отнимает у нас Свое слово (которым Он свидетельствует нам о Своем присутствии) и рассматривает, что мы сможем сделать сами по себе. Ибо Он делает все это только для того, чтобы мы познали, что сами по себе мы не можем ничего.

 

3. В Священном Писании некоторые добрые дела именуются нашими и нередко говорится, что мы творим добро и зло. Так, если нам по праву приписывают грехи как исходящие непосредственно от нас, то по той же причине нам можно приписывать и добрые дела. И было бы неразумным утверждать, что мы совершаем дела, которые по собственному побуждению мы не можем совершить и на которые Бог толкает нас, словно камни. Из этого противники наши заключают, что, хотя Божья милость и имеет первостепенное значение, подобные обороты речи свидетельствуют, что и у нас есть некая естественная способность творить добро. Отвечаю: и хлеб насущный мы называем “нашим” и в то же время просим, чтобы нам дал его Бог. Что же может означать это выражение? Единственно то, что вещь, которая нам вовсе не принадлежит, становится нашей благодаря бесконечной щедрости Бога. Далее: какой безумец возомнит, что Бог толкает человека на те или иные поступки так же, как мы бросаем камень? Это не следует из нашего учения. Мы утверждаем, что это естественные способности человека - принимать, отвергать, желать, не желать, прилагать усилия, противиться, то есть принимать суету, отвергать подлинное благо, желать зла, не желать добра, прилагать усилия ко греху, противиться праведности. Что делает со всем этим Господь? Когда Он желает воспользоваться испорченностью человека как орудием Своего гнева, Он обращается с нею по Своей воле, чтобы совершить праведные и благие дела злыми руками. Поэтому, видя злого человека, который таким образом служит Богу, но при этом наслаждается своею злобой, вправе ли мы уподобить его камню, который приводится в движение внешним усилием безо всякого побуждения, чувства или воли с его стороны? Нет, мы видим различие. Просто желание - от природы, а желание добра - от милости. Августин: “Без помощи Бога мы не могли бы не только победить, но даже сражаться”. Теперь ничто не мешает нам заявить, что мы творим дела, которые творит в нас Святой Дух, а наша воля не привносит ничего своего, что можно было бы отделить от Божьей милости. Всякое добавление, которое люди пытаются привнести в Божью милость с целью обнаружить свободную волю, является лишь порчей - это как если бы доброе вино разбавляли грязной и горькой водой. Итак, во-первых, Бог хочет, чтобы все, что Он в нас совершает, стало нашим - при условии, что мы должны понять, что оно не от нас. Во-вторых, нашей природе присущи разум, воля, пристрастия, и Бог направляет их ко благу, дабы они привели к чему-то доброму.

 

4. Быт 4:7. Но эти слова скоре следует отнести к Авелю. Если мы все-таки признаем, что они относятся к Каину, тогда, они становятся либо заповедью, либо обетованием. Если они есть заповедь, то где доказательства, что человек может следовать ей? Если обетование, то где его исполнение?

 

5. Еккл. 15:14-17. Но: 7:29f! Поэтому давайте мы признаем то, что человеку нужен врач, а не адвокат.

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.