|
А. О божественном провидении
Как мы только что отметили, одним из столпов, на котором утверждается учение Кальвина о предопределении, является его понимание вопроса о божественном провидении. Кальвин исходит из того, что Бог есть не только Творец мира, но и его Правитель и Хранитель. Он приводит в движение механизм вселенной и все его части. Ничего в мире не происходит без воли на то его Творца и Правителя. “Всемогущество Божие, - говорит Кальвин, - непрестанно управляет и руководит всеми частными движениями. Бог именуется всемогущим... потому, что Своим провидением Он управляет небом и землей, устрояя все таким образом, что каждое событие решается на божественном совете” (1.16.3). Ничто в мире не совершается, не будучи предопределено божественным попечением и произволением.
Неизбежным следствием этого является то, что господство Божие распространяется не только на мир вообще, но и на судьбу каждого человека в нем. Кальвин однозначно утверждает то, что божественное провидение противоположно судьбе и всем ее превратностям. Случайностям просто нет места на земле. “Провидение - это и рука Бога, и Его очи. Другими словами, Бог не только наблюдает за событиями, но и повелевает свершиться тому, что Ему угодно. Своей непостижимой Премудростью Бог предрасполагает и направляет все творения к угодной Ему цели. Все происходящее определяется Его планом и ничто не происходит по воле случая”. “Бог склоняет и направляет волю людей по Своему желанию” (2.4.7). Поскольку порядок, причина, цель и необходимость происходящих событий чаще всего определяются божественным планом скрыто и недоступны человеческому разумению, постольку все, что совершается в мире несомненно по воле Божьей, предстает перед нами как случайное. Именно такими нам кажутся вещи и факты, когда мы рассматриваем их природу или оцениваем с точки зрения нашего суждения и познания.
Тексты из Священного Писания, приводимые Кальвином в подтверждение высказанных тезисов:
· Мф 10:29 - Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. · Иер. 10:23 - Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим. · Прит. 20:24 - От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? · Прит. 16:1 - Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. · Прит. 16:33 - В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа. · Исх. 21:13 - Но если кто не злоумышлял, а Бог попустил (ин. переводы!!??) ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце. · Пс. 74:7,8 - Не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит. Т.о. видим, что Богу не может быть отказано быть Судьей и что именно Его тайным планом одни возвышаются, а другие пребывают в презрении. · Пс. 126:3 - Плод чрева - награда от Господа. Поэтому Иаков сказал жене своей Рахили: “Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?” Быт. 30:20. · Плач. 3:38 - Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? · Ис. 45:7 - Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. · Иов 1:21 - Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! · Ис. 14:27 - Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? Рука Его простерта, - и кто отвратит ее? · Ис. 46:10,11 “Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю... Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю”.
Далее, на основании этих и других текстов Кальвин приходит к выводу о том, что для осуществления Своих намерений Бог действует и через нечестивых людей, которые, таким образом, тоже служат Ему. Однако Он не участвует в их злодеяниях. Как же так? Но откуда происходит зловоние лежащей на открытом месте и гниющей падали? Всякий увидит, что это происходит от солнечных лучей, и тем не менее никто не скажет, что вонь - их вина. Так же и здесь: коль скоро материя и причина зла заключены в дурном человеке, почему это должно каким-то образом пятнать Бога, если Он пользуется им по Своей воле?
Возражения.
· Бог раскаялся, что создал человека (Быт 6:6) и поставил Саула царем (1Цар. 15:11), а также в том, что помышлял сделать зло своему народу (Иер. 18:8); · Бог отменял и разрушал решенное прежде (Ион. 3:4-10). Он возвестил через Исайю смерть Езекии, но изменил Свое решение (Ис. 38:1-5; 4Цар. 20:1-5).
Ответ: Бог не изменяет Свои решения, поэтому все, сказанное Им, не может не исполниться - “Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?”(Числ. 23:19) + антропоморфизмы + Для чего Бог послал Иону к жителям Ниневии предсказывать разрушение их города? Для чего Он возвестил смерть Езекии? Ведь Он мог погубить их без предупреждения? Дело в том, что Он хотел не их погибели, а их отвращения от зла, чтобы они не погибли. Из всего этого не следует, что Бог изменил Свое первоначальное решение, отказавшись от того, о чем объявил ранее. Скорее наоборот, Он пролагает путь Своему вечному плану и велению, когда приводит к покаянию тех, кого хочет простить, предупреждая их о каре, которая их постигнет, если они будут упорствовать с своих пороках.
Бог лишь позволяет свершиться тому, что происходит.
· Пс. 113:11 - Бог наш на небесах; творит все, что хочет · Иов. 1:21 - Господь дал, Господь и взял... · Намерение иудеев состояло в том, чтобы предать Христа смерти. Пилат и его приспешники не возражали и уступили ярости народа. Тем не менее ученики Христа в торжественной молитве, приводимой св. Лукой, исповедуют, что все злоумышленники совершили то, что предопределили рука и совет Божий (Деян. 4:28). А св. Петр ранее показал, что Иисус Христос был предан на смерть по определенному совету и предведению Божию (Деян. 2:23 + 3:18). · Авессалом, запятнав ложе отца своего кровосмешением, совершил отвратительное преступление (2 Цар. 16:22). Однако Бог провозгласил, что это Его дело, ибо обращается к Давиду с такими словами: “Ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем” (2 Цар. 12:12). · Иеремия тоже возвещает, что все бесчинства и жестокости халдеев в Иудее - дело Божье (50:25); · Ис. 10:5-6 “О, Ассур, жезл гнева Моего! И бич в руке его - Мое негодование. Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах”. · Ис. 5:25-26 “За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет руку Свою на него и поразит его...И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот, он легко и скоро придет”. · 3 Цар. 11:31 “И сказал Иеровоаму: возьми себе десять частей; ибо так говорит Господь, Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой, и даю тебе десять колен”. · Исх. 4:21 “И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицом фараона. А Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа”. · Ис. Нав. 11:20 “Ибо от Господа было то, что они (хананеи) ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля, для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею”. · Пс. 104:25 “И возбудил (Господь)в сердце их (врагов народа Божия) ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его”.
“Люди, подменяющие божественное провидение простым позволением, как если бы Бог сидел сложа руки в ожидании того, что должно свершиться, - эти люди говорят просто нелепость. Ибо в таком случае приговоры Бога зависели бы от человеческой воли. Бог - главный совершитель мести, а сатана (и, соответственно, нечестивые люди)- всего лишь Его посланец (цы)”.
Воля Божья не опровергает сама себя, не изменяется и не создает видимости, будто желает того, чего не желает. Но божественная воля, единая и простая сама по себе, нам кажется разной потому, что в силу грубости и слабости нашего разума мы не можем понять, как Бог различным образом желает и не желает, чтобы нечто произошло.
Когда Бог через злых людей совершает предрешенное Его тайным планом, это не значит, что таких людей можно извинить, потому что они якобы подчинились Божьей воле. Ибо они в меру своих сил нарушают своей злой похотью божественную волю. Тот, Кто всеблаг, не допустил бы совершиться злу, если бы, будучи всемогущ, не был способен извлекать из зла добро.
В одном и том же деянии обнаруживается преступность и злодейство людей и сияет праведность Бога. Августин: “Поскольку то, что Отец Небесный предал Сына Своего смерти, что Иисус Христос был предан и что Иуда предал своего Учителя, - поскольку все это находится в согласии одно с другим, то Бог может быть праведен, а человек виновен лишь в силу того, что в одном и том же действии их побудительные мотивы различны”. “Кто не вострепещет перед этим судом, когда Бог принуждает сердца злых к тому, что Ему угодно, и тем не менее воздает им по их беззаконию?”
Таким образом, обобщить учение Кальвина о божественном провидении, мы можем в следующих пяти тезисах:
1. Бог управляет миром не только в общем смысле, но Его воля стоит за каждым событием, за каждым поступком всякого человека; 2. случайностям нет места в мире, который управляется всемогущим Богом; 3. действуя через злых и грешных людей для осуществления Своих намерений, Бог остается чист. Так происходит потому, что только Он обладает способностью извлекать из зла добро; 4. участие Бога в судьбах отдельных людей и мира в целом нельзя свести к Его простому дозволению; во всем следует видеть Его активно действующую руку; 5. непонимание людьми причины, цели и смысла происходящих событий объясняется не только поврежденностью их ума, но тем фактом, что решение об этих событиях было принято на скрытом от человеческого взора божественном совете;
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|