Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Д. Изложение учения Кальвина о предопределении





Предваряя изложение своего учения о предопределении, Кальвин говорит: “Мы никогда достаточно ясно не поймем то, что источником нашего спасения является посылаемая даром милость Божия, пока не узнаем, что есть вечное избрание, свет которого освещает благодать Божию, делая это с помощью следующего контраста: Бог, проводя между людьми различие, принимает всех в надежде на спасение, но некоторым дает то, чего лишает других” 3.21.1 Рим. 11:5-6 “... Павел ясно говорит о том, что когда спасение остатка людей приписывается избранию благодати, тогда только признается то, что Бог просто по Своему благоусмотрению сохраняет (спасает) тех, кого желает, и более того: Он не вознаграждает (никого), потому что никому (ничего) не должен” (там же). “Ничто другого, роме этого учения, не смиряет настолько, насколько нам следует быть смиренными, и, не зная этой истины, мы в таком случае никогда не почувствуем того, сколь многим мы обязаны Богу”(там же). От этого мы получаем тройную пользу: Божью незаслуженную милость, Божью славу и наше искреннее смирение.

 

Основание для этого учения мы должны искать исключительно в Слове Божьем и нигде больше. Не постыдимся прослыть невежами в каких-то вопросах, касающихся учения о предопределении. Желательно воздержаться от стремления узнать то, что знать глупо, опасно и даже смертельно. Есть веские причины для того, чтобы укротить свою дерзость, которая может иметь для нас разрушительные последствия. и потом предупреждает: “Если мы станем рассуждать о предопределении без должного страха и трепета, желая удовлетворить лишь свое любопытство, мы входим в лабиринт, из которого можем и не найти выхода. Человек не вправе безудержно исследовать то, что Господь соблаговолил сокрыть в Себе Самом. Господь хочет, чтобы мы изумлялись Его мудростью, а не пытались исчерпывающе постичь ее”.

 

Другая же опасность состоит в замалчивании доктрины о вечном избрании (против Меланхтона). В Писании открыто все, что нужно, поэтому мы должны быть на страже того, чтобы не лишить верующих чего-то, что говорится в нем о предопределении: Втор. 29:29. Да, нечестивые люди, когда речь заходит о предопределении, находят в этом учении что-то такое, к чему можно придраться, что можно высмеять, на что можно гавкать. Люди богохульствуют и поносят многие христианские догмы (Троица, сотворение мира, Божество Духа и Сына...), но значит ли это, что мы должны молчать? Нет! Истина Божия столь крепко утверждена, что ей нечего бояться злоязычества нечестивцев.

 

“Действительно, мы говорим о том, что Бог все предвидит и все предопределяет, но подчинять одно другому - это абсурд” (3.21.5) Когда мы говорим, что Бог обладает предвидением, мы имеем в виду то, что перед Его взором все существует в настоящем, для Него нет прошлого или будущего, но только настоящее. Причем Он воспринимает все это не через идеи, как это происходит в наших умах, когда они вспоминают что-то, но Он действительно смотрит на все как на то, что находится перед Ним. И такое предвидение Божие распространяется на всю вселенную, на каждое творение. Предопределением мы называем вечный Божий декрет, которым Он Сам, по Своей воле определил чему надлежит быть с каждым человеком. Ибо не все сотворены в одинаковом состоянии: к вечной жизни предопределены одни, и к вечной погибели предопределены другие. Поэтому, если человек был сотворен для одной участи или другой, мы и говорим о нем как о предопределенном к жизни или смерти” (там же).

 

В этом-то и состоит двойственный характер предопределения - одним суждена вечная жизнь, другим вечная смерть, и все это - от Господа, Который принял это страшное решение еще от вечных времен (decretum horribile).

 

Возражения против учения Кальвина о предопределении и его ответы

 

1. Бог не предопределяет одних к спасению, а других к погибели, но предвидит, кто кем будет, и на этом основании усыновляет одних и отвергает других... Однако мы ничему другому не учим, что не рождено опытом: Бог всегда был свободен в том, чтобы посылать Свою благодать тем, кому Сам хотел. И я не должен спрашивать: в чем потомки Авраама превосходят других? Потому что причина этого сокрыта в Боге. Пусть таковые ответят на другой вопрос: почему они являются людьми, а не рогатыми животными или ослами? Хотя это было в Божьей силе сотворить их собаками, Он сотворил их по Своему собственному образу. Позволят ли такие люди диким животным спорить с Богом относительно своего состояния, как будто это различие было сделано Им несправедливо? Поэтому обладание ими привилегией, которую они получили незаслуженно, не является более справедливым, чем для Бога распространить Свои благословения на людей так, как Он этого желает. И чтобы такие люди больше не болтали, пусть они ответят: на основе каких добродетелей Иисус, зачатый в утробе женщины, был сделан главою ангелов, единородным Сыном Божьим, образом и славой Отца, светом, праведностью и спасением мира (Евр. 1:2ff)? Христос стал Сыном Божьим не благодаря праведной жизни, но удостоился такой чести от Отца, чтобы впоследствии поделиться Своими дарами и с другими. И если другие спросят: почему другие не были такими как Он? Или: почему все мы испорчены, тогда как Он совершенно чист? - тогда задающий такие вопросы человек выкажет не только свое безумие, но и бесстыдство. Если они лишают Бога свободной власти выбирать и отвергать, пусть они в то же время лишат и Христа того, что было дано Ему. Еф. 1:4-5 “Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей”. Итак, предопределение предшествует сотворению и никак не определяется предвидением. Но, говоря: “прежде создания мира”, он показывает, что ни о каких заслугах и достоинствах не идет и речи + слова “по благоволению воли Своей”. Мы избраны, чтобы стать святыми, а не потому, что уже святы. Если Он избрал нас, чтобы сделать нас святыми, Он не избрал нас потому, что предвидел, что мы станем святыми. Эти два утверждения взаимоисключающи: благочестивые становятся таковыми, потому что были избраны, и: Бог избрал их потому, что они того заслужили. Поэтому говорить, что Бог не дает Своей благодати пока не увидит определенных заслуг, неверно. Разве последовательным будет утверждать о том, что благодаря избранию человек приобретает то, что стало причиной избрания? Эта мысль подтверждается следующими словами апостола: “Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем” (Еф. 1:9); “Не вы Меня избрали, а Я вас избрал...” (Ин. 15:16); “Ибо кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?”(Рим. 11:35). Пример с Иаковом и Исавом опровергает то, что, дескать, в основе Божьего избрания могут быть какие-то достоинства человека. Избрав Исаака и отвергнув Измаила (Быт. 21:12), а также почтив Манассию и не избрав Ефрема (48:20), Бог тем самым лишил плоть всяческой причины превозноситься.

 

Что говорит Христос об избрании?

 

· Ин. 6:37, 39 “ Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон”; “Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день”.

 

· 6:44-45 “ Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня...”.

 

· 17:6 “Я открыл имя Твое людям, которых Ты дал Мне от мира...”

 

· 13:18 “Не о всех вас говорю: Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: “Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою”.

 

· 15:19 “Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир”.

 

· 17:9,11,12 “... молю о тех... которых Ты дал Мне... сохрани их во имя Твое... которых Ты Мне дал... тех, которых Ты Мне дал, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание”.

 

Суммируем: Своим свободным актом усыновления Бог делает Своими сыновьями тех, кого Он хочет. Происходит это по тем причинам, что сокрыты в Нем Самом. Он удовлетворен Своей тайной благой волей.

 

1. Некоторые возражают и говорят, что Бог противоречил бы Сам Себе, если бы Он приглашал всех людей к Себе, но потом лишь в некоторых признал то, что они избраны. Универсальность обетований не позволяет каким-то образом делить благодать Божию. Проповедью все призываются к покаянию и вере. То, что здесь утверждают наши противники, ложно в следующих двух аспектах: Тот, Кто с угрозой говорит, что в одном городе будет дождь, а в другом засуха (Ам. 4:7), Кто провозглашает о повсеместном наступлении голода (Ам. 8:11), не связан каким-то определенным законом, чтобы призвать к Себе всех людей в равной степени. Тот, Кто запретил Павлу проповедовать Слово в Асии (Деян. 16:6) и отвратил его от Вифинии (16:7ff), таким образом показывает, что Он имеет право распределять Свои богатства как Ему угодно. Но мне возразят: “ Последовательно ли это со стороны Бога - призывать к Себе тех людей, которых Он же Сам не приведет к Себе?” Пусть Августин ответит вместо меня: “Ты хочешь поспорить со мной? Давай лучше изумимся вместе и воскликнем: “О, бездна!” Давай же вместе согласимся в страхе, чем погибнем в заблуждении”. Кроме того, если согласно Павла избрание есть матерь веры (иными словами, веруют те, кто избраны Богом и кого Он наделил даром веры), на их голову я обращаю такой аргумент: вера не всеобща (то есть, мы видим, что не все люди веруют), потому что избрание специфично. Поэтому из этой цепи причинно-следственных связей мы приходим к следующему выводу: духовные богатства, о которых говорит Павел в Еф. 1:3-4, распространяются не на всех, а только на избранных Богом людей.

 

 

2. Учение о предопределении изображает Бога тираническим Существом. На это мы должны ответить: Божья воля есть мерило праведности. Но поскольку эти ядовитые псы не удовлетворяются таким ответом, необходимо объяснить им этот вопрос детальней. Они спрашивают: по какому праву Господь гневается на Свои творения, которые до этого ничем не спровоцировали Его на это? Ведь своевольно определить каких-то людей к погибели похоже больше на каприз тирана, чем на законный приговор судьи. Другими словами они хотят сказать, что человек имеет основания поспорить с Богом, если к вечной погибели они приговорены исключительно Его решением, независимо от их заслуг. Но: Божья воля, как это и должно быть, есть причина всего сущего. Поэтому если есть какая-то причина, которая вынуждает Бога действовать так или иначе, значит, Он чем-то связан. Но такое даже невозможно себе представить. Ибо Божья воля в такой степени является мерилом праведности, что чего бы Он не пожелал, оно будет праведным просто по той причине, что этого пожелал Он. Поэтому когда кто-то спрашивает, почему Бог поступил так, мы должны ответить: потому что Он пожелал этого. Но если вы пойдете дальше и спросите почему Он этого пожелал, этим самым вы покажете, что ищите чего-то большего, чем Божья воля, чего-то, что выше ее, что (однако) не может быть найдено. Поэтому пусть опрометчивые люди удержат себя от поисков несуществующего, чтобы при этом им не пропустить существующего. А от нападок дерзких нечестивцев, которые не боятся открыто проклинать Бога, Он Сам Себя достойно защитит Своею праведностью, когда, лишив их сознание всяческих уверток, Он убедит их в неправоте и осудит их.
Отрицаем мы как то, что Он кому-то подотчетен, так и то, что мы достаточно компетентны для того, чтобы по своему разумению судить дела Его. Если же мы пытаемся сделать то, что нам не позволяется, пусть нас устрашат слова Пс. 50:6 “Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем”. И если кто-то говорит нам: “Почему от начала Бог предопределил к смерти тех, кто не мог заслужить ее ввиду того, что их попросту не существовало?” - давайте вместо ответа спросим их: как они думают: если бы Бог судил человека, исходя из природы Своей праведной Личности, чего бы заслужил человек? Поскольку все мы испорчены грехом, мы можем быть только отвратительными для Бога, и это так не потому, что Он тиранически жесток, но по Его справедливейшему определению. И если все, кого Бог предопределил к смерти, по справедливому приговору суда Божьего заслуживают ее, на какую несправедливость по отношению к себе они пеняют?

3. Вновь эти люди могут возразить и сказать: разве не были они заранее предопределены Божьим решением к тому, чтобы стать такими порочными, что теперь выставляется как причина их осуждения? Поэтому когда они погибают по причине своего испорченного состояния, они расплачиваются своим наказанием за то несчастье, которое пало на Адама по предопределению Божьему, и которое теперь неизбежно распространяется на его потомство. На это вместе с Павлом мы должны сказать: “А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: “зачем ты меня так сделал?” Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?”(Рим. 9:20-21). Когда они говорят, что таким образом мы используем увертку, мы отвечаем: о чем же еще здесь говорится, как не о том, что Бог обладает властью поступать так, как Ему нравится, и что никто не может отнять у Него эту власть. + Быт. 18:25 “Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым... не может быть от Тебя? Судья всей земли поступит ли несправедливо?” И если судопроизводство принадлежит исключительно Богу, тогда по природе Своей Он любит справедливость и ненавидит неправду. Поэтому, говоря такие слова, апостол не искал лазейку для побега, как если бы он засмущался своей аргументации, но показал, что Божья праведность не поддается измерению стандартами человека и его скупым умом... Мы не должны пытаться проникнуть в тайный декрет Божий, вместо этого следует в изумлении размышлять о нем. Господь сотворил тех, кто, о чем Он бесспорно знал, будут уничтожены. Так происходит потому, что Он пожелал этого. А почему Он так пожелал - не нашего ума дело спрашивать о том, чего мы не в состоянии постичь... Невежество, которое верует, лучше опрометчивого знания. Ищите заслуг, и вы найдете только наказание. “О глубина!” (Рим. 11:33). Петр отрекается, разбойник верует. “О глубина!” Вы ищите рациональное объяснение этому? А я трепещу, смотря в эту глубину. Рассуждайте, а я изумлюсь. Спорьте, а я буду верить. Я вижу глубину, (но) не достигаю дна. Павел успокоился, ибо эта тайна привела его в изумление. Суды (судьбы) Божие он называет “непостижимыми”, а вы пытаетесь постичь их? Он говорит, что Его пути “неисповедимы”, а вы хотите отследить их? Идти дальше - не принесет нам пользы, не удовлетворит нашу нетерпеливость, да и Господь не нуждается в какой-то другой защите, чем та, которая от Духа Его выражена устами Павла. Перестав разговаривать с Богом, мы (вообще) не можем говорить верно.

 

4. Учение об избрании лишает человека вины и ответственности за то, что он делает. Нечестивые языки говорят: почему Бог вменяет человеку грех, если Сам же вызвал его необходимость Своим предопределением? Что же делать таким людям? Должны ли они бороться против того, что было определено и назначено Богом? Если так, то это будет напрасно. Поэтому они несправедливо наказываются на основании того, главная причина чего - Божье предопределение. Прежде всего послушаем, что говорит Соломон: “Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого (хранит) на день бедствия” (Прит. 16:4). Посмотрите! Поскольку все в Божьих руках, поскольку решение о спасении и о смерти в Его власти, Своею волей и планом Он решает, чтобы некоторые были рождены и предопределены к неминуемой смерти. Так их уничтожение прославляет имя Его... Бог предопределил: грехопадению быть. Я спрашиваю: по какой причине произошло так, что грехопадение Адама навлекло вечную смерть на такое огромное количество людей, как не по той, что Господь соблаговолил этому быть? И здесь говорливые языки должны умолкнуть... Августин: “Мы должны совершенно недвусмысленно сказать то, во что мы совершенно правильно веруем: Бог и Господь всего, сотворивший все весьма хорошо, знал, что это в Его всемогущей благости - извлечь добро из зла, вместо того, чтобы вообще не дозволить злу появиться...Он так предначертал жизнь ангелов и людей, чтобы в ней Он мог прежде всего показать: на что способны свободная воля, и потом: что могут благословение Его благодати и вердикт Его справедливости”... Никакое различие не должно делаться между Божьей волей и Его дозволением / позволением. Вместе с Августином я не поколеблюсь сказать: “Воля Божия есть необходимость вещей”. Значит то, что Он пожелал, из необходимости и возникнет, точно так же как и то, что Им предвидится, неминуемо и произойдет. Если предопределение есть ничто иное, как выражение Божественной справедливости - да, сокрытой от нас, но в то же время и безупречной, ввиду того, что с определенностью можно сказать: предопределенные к погибели не являются достойными другой участи, - тогда с не меньшей определенностью можно сказать то, что их уничтожение есть дело совершенно справедливое. Первый человек пал, потому что Господь посчитал это целесообразным. Почему Он так посчитал, сокрыто от нас. Однако определенным является то, что Он распорядился так для того, чтобы должным образом явить славу имени Своего. Когда бы не упоминалось о Божьей славе, думайте о Его справедливости, ибо то что славится, должно быть и справедливо. Итак, грехопадение человека обусловлено провидением Божьим, но согрешил он по своей собственной ошибке. Тот, Кто всеблаг, не допустил бы совершиться злу, если бы, будучи всемогущ, не был способен извлекать из зла добро.

 

5. Доктрина об избрании (предопределении) наводит на мысль о том, что Бог лицеприятен. Такие люди спрашивают: как так случается, что из двух человек, ничем не отличающихся в своих заслугах, Бог в Своем избрании проходит мимо одного, но берет другого? В свою очередь спрошу и я: вы думаете, что в том человеке, которого принимает Бог, есть нечто располагающее Господа к нему? Если вы признаете, что ничего такого нет в нем, и вы должны признать это, тогда, принимая такое решение, Бог не взирает на человека, но исходя из Своей собственной благости решает сотворить добро ему. Поэтому тот факт, что Бог избирает одного и отвергает другого, не имеет отношения к человеку, но основывается исключительно на Его милости, которая должна быть свободна в том, чтобы выразить себя так и там, как и где Он считает нужным... Августин: “Бог может дать благодать... кому пожелает... потому что Он милостив, и не дать всем, потому что Он справедливый судья. Давая некоторым то, чего они не заслужили, Он показывает... в чем состоит Его дар благодати. Не давая (его) всем, Он может явить то, чего все заслужили”. Ибо когда Павел говорит, что “Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать”; “Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа”(Рим. 11:32 + Гал. 3:22), следует добавить и то, что Он ни перед кем не должник, ибо “Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?” (Рим. 11:35).

 

6. Доктрина о предопределении уничтожает всякую ревность жить благочестивой жизнью. Кто может, услышав о том, что вечным и неизменным решением Божьим ему назначена жизнь или смерть, тут же не подумать о том, что не имеет значения как ты себя ведешь, если предопределенное Богом невозможно ни усовершить, ни помешать этому (Эразм)? Но: Писание, говоря о предопределении, не делает это с той целью, чтобы мы со всею смелостью пустились в поиски и исследование Божьих вечных тайн. Скорее, о предопределении говорится с той целью, чтобы, смиренные и сокрушенные, мы в трепете размышляли о Его судах и милости. Еф. 1:4 “Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви” - если избрание имеет своей целью сделать нас святыми, оно скорее должно побуждать нас к святости, чем к безделью. Какая большая разница между тем, чтобы прекратить делать добрые дела потому, что избрание достаточно для спасения, и тем, чтобы стремиться к добру как к цели избрания! Итак, долой кощунство нечестивцев, ибо они извращают весь порядок избрания.

 

7. Иез. 33:11 “Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?” По свидетельству Христа среди жителей Ниневии и Содома проповедь Евангелия и чудеса достигли бы больше того, что было достигнуто в Иудее: “Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы”(Мф. 12:41) + “... ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня” (Мф. 11:23). Если Бог желает, чтобы все были спасены, как происходит так, что Он не открывает дверь покаяния для несчастных людей, которые бы таким образом лучше подготовились для принятия Его благодати? Мы увидим, как извращается смысл данного отрывка, если примем во внимание то, что воля Божия, о которой говорит пророк, противопоставляется Его вечному плану, посредством которого Он проводит различие между избранными и осужденными на погибель людьми. Если же мы хотим понять истинное значение слов пророка, то должны сказать: он желает дать надежду на прощение только кающимся людям. Суть данного отрывка состоит в следующем: нет сомнений в том, что Бог простит грешника, как только он обратится. Поэтому когда Бог желает, чтобы грешник покаялся, Он не желает, чтобы тот погиб. Но опыт показывает, что Бог таким образом желает раскаяния тех, кого приглашает к Себе, что не затрагивает сердца всех. Другими словами покаяние дается не всем, но тем, кому его захочет дать Бог.

 

8. 1 Тим. 2:3-4 “Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины”. Если это так, что тогда означают следующие слова Моисея: “Ибо есть ли какой великий народ, к которому Боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?” Как случилось так, что Бог лишил многих людей света Своего Евангелия, в то время как другие наслаждались им? Итак, рассматривая слова апостола в их контексте (где содержится наставление молиться о царях и всех начальствующих, которые принадлежат почти к безнадежному классу людей, потому что не только чужды тела Христа, но и своею силою намереваются сокрушить Царство Христа), мы можем сказать: Павел здесь имеет в виду только то, что нет такого класса людей, которому Бог закрыл бы путь спасения; скорее Он таким образом распространяет Свою благодать, чтобы ни одна категория людей не осталась без нее.

 

9. 2 Петр. 3:9 “Господь... долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию”. Но если бы покаяние не было в Божьих руках, а зависело от выбора человека, Павел не сказал бы тогда: “С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины” (2 Тим. 2:25); не сказал бы и пророк Иеремия: “... обрати меня, - и обращусь...” (Иер. 31:18).

 

Суммируя, мы можем сказать, что в своем учении о предопределении Кальвин вслед за апостолом Павлом неоднократно повторяет, что вера есть дар Божий (“... думайте о себе скромно по мере веры, какую каждому Бог уделил” - Рим. 12:3; “Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар” - Еф. 2:8). Только получив этот дар, причем исключительно по милости и благодати Божьей, то есть совершенно безотносительно каких бы то ни было своих заслуг, человек может принять другой дар - искупление и усыновление в Иисусе Христе. Вопрос: за кого должен был умереть Христос и, значит, кому послать дар веры? - был решен от вечности на божественном совете. Таким образом спасение есть дело сугубо Божие, человек является лишь объектом для действия благодати и милости Божьей.

 

Поэтому невозможно обвинить Бога ни в лицеприятии, ни в несправедливости, ни в жестокости. Бог праведен и справедлив как в том, что спасает лишь избранных, так и в том, что согласно Своего же вечного декрета некоторых людей предопределяет на вечное осуждение и смерть за их беззакония и неверие. Утверждая это, Кальвин неоднократно заявляет о том, что, если бы человек хоть на йоту мог содействовать своему спасению, тогда это давало бы ему право хвалиться, а значит, он приписал бы себе часть заслуг за свое спасение, таким образом похитив их у Бога. Это лишило бы чести Бога и обесславило Его имя. Ввиду этого Кальвин жестко пресекает всякую попытку обосновать идею о том, что человек может каким-то образом содействовать или воспрепятствовать своему же спасению. Однако при этом Кальвин отвергает мысль о том, что Бог распоряжается людьми как винтиками или же толкает их как камни куда Ему заблагорассудится. “Воля Бога есть необходимость вещей”, - повторяет он вслед за Августином, значит, хотя человека никто не заставляет делать то, что он делает, разум его не в состоянии отличить добро от зла, а воля не в состоянии избрать первое и отвергнуть второе. Поэтому человек свободен творить зло, но без милости Божьей не в силах сделать что-либо доброе. Значит, что бы ни происходило с человеком, какой бы ни была его вечная участь, - определяется это предначертанием Божьим, которому следует изумиться, а не пытаться понять или, чего хуже, оспорить.

 

Таким образом мы видим, что в основе учения о предопределении лежит также идея избрания. “Избрание же следует понимать и рассматривать только во Христе. Он есть зеркало, глядя в которое, мы без самообмана можем созерцать свое избрание. От вечности Отец избрал нас в Нем”. Значит Христос умер лишь за избранных. Только избранным дается вера. Истинно же верующие не могут изменить своему призванию.


II. Критика богословско-нравственного аспекта учения Кальвина о предопределении

Критически рассмотреть богословско-нравственный аспект доктрины Кальвина о предопределении мы хотели быть бы, во-первых, с точки зрения Священного Писания; во-вторых, с нравственной точки зрения; в-третьих, с точки зрения практического христианства.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.