|
Этическая сторона работы школьного управляющего
Без определенных этических правил поведения ежедневные дискуссии людей, имеющих различные точки зрения, рискуют перерасти в неуправляемые и непродуктивные конфликты. Попробуем обозначить некоторые возможные "проблемные поля" взаимодействия участников Совета, относительно которых важно придерживаться норм этического характера. Совет и директор В нашем пособии уже заходила речь о специфической позиции, которую занимает в современной российской школе директор. В его руках сосредоточена немалая власть, он несет большую ответственность за жизнь и здоровье детей, за ход образовательного процесса, за состояние коллектива. Теперь управлять школой вместе с ним будет и Совет, который, впрочем, не несет подобного бремени ответственности. Поэтому диктат "воли Совета", "переламывание" директора, жесткое давление на него с этической точки зрения недопустимы, а с позиций здравого смысла и непродуктивны. Конечно, и самому руководителю, имеющему дело с непрофессионалами в области управления и педагогики, важно стараться не уйти в снисходительное отношение к Управляющему совету. Терпение, убедительность и открытость своей позиции, понимание нежелательности злоупотребления сложными специальными терминами в общении, готовность помочь разобраться в нюансах школьной жизни - вот главные союзники руководителя. Кстати, то же касается и управляющих-педагогов, профессионалов по сравнению с большинством участников Совета. Совет и старшеклассники. Еще более сложным с позиций этики может стать взаимодействие взрослых школьных управляющих с представителями старшеклассников Нам кажется, что для руководства, педагогов, родителей важно услышать, что хотят ученики изменить в жизни школы, что им интересно, а что нет, постараться понять детские проблемы и поддержать инициативы. Речь, конечно, не идет о любых инициативах (здесь чрезвычайно важен педагогический такт, искусство убеждения и отсутствие давления взрослых на детей), но важно с первых шагов дать понять ребятам, что их мнение и активное участие действительно важно и реально поддерживается. Лишь тогда они почувствуют интерес к управлению, поверят, что Управляющий совет - не очередная игра взрослых, за которой стоят лицемерии иформализм. А значит, ребят в Совете необходимо воспринимать как полноправных партнеров по общему делу и их мнение надо уважать. Проблематично всегда быть сдержанным по отношению к старшеклассникам, входящим в Совет, и предлагать им удаляться с обсуждения "деликатных" проблем, особенно если последние непосредственно касаются их интересов. Этика дискуссии В основе продуктивной деятельности Управляющего совета должно лежать взаимоуважение людей, работающих в нем, их готовность прислушиваться к мнению друг друга, терпение по отношению к высказываниям и предложениям коллег. Объединение людей в один коллектив для решения общих задач вовсе не означает, что они становятся одним целым. Каждый по-прежнему обладает собственной системой приоритетов и собственной моделью поведения, по-своему смотрит на жизнь и на мир. Это нормально, и в работе Вашего Управляющего совета споры неизбежны. Поэтому Вам необходимо освоить правильное ведениедискуссии (Приложение №12). Некоторые могут понимать спор в Управляющем совете как необходимость доказать именно свою правоту. Этот подход представляется неправильным. Акцент нужно делать не на том, чтобы выиграть, а на том, чтобы выслушать и понять точку зрения остальных членов Совета, потому что цель работы Совета - принятие самого правильного, самого разумного решения в интересах всего общеобразовательного учреждения, достижения соглашения, приемлемого для всех. Надо стараться не позволять, чтобы деловой спор на заседаниях Вашего Управляющего совета сопровождался саркастичными (или презрительными) замечаниями, намеками, уколами, оскорблениями, домыслами, обвинениями. Очень важно отделять человека от проблемы: обсуждать достоинства и недостатки не человека, а его предложений. Чаще допускайте, что не правы, может быть, Вы сами, а не Ваши коллеги по Управляющему совету. Помните, что вы выступаете в роли не соперников или конкурентов, стремящихся добиться самоутверждения и превосходства, а партнеров, объединенных общей миссией, стоящих перед лицом школы общих проблем. Не бойтесь открытого выражения и отстаивания своей позиции, выступления с критикой предложений коллеги (при этом старайтесь быть конструктивным и дружественным критиком!). Возможно, именно Ваше предложение поможет найти эффективное решение проблемы. В процессе обсуждения не стесняйтесь задавать вопросы. Если они сформулированы вовремя и правильно, то это - не проявление Вашего непонимания или упрямства, а средство сделать обсуждение более открытым и конструктивным. Стремление понять и учесть позиции (интересы и опасения) участников обсуждения, чувства, стоящие за высказываниями и предложениями коллег (тревога, забота и др.), помогут найти компромисс, прийти к согласию. Ведение дискуссии Отдельные советы ведущему дискуссии (председательствующему на заседании Совета). ― Обеспечивайте такой ход дискуссии, при котором: · участники высказываются по очереди, не перебивая друг друга, соблюдая регламент; · каждый вносит предложения; · все "слышат" друг друга; · "проигравших" нет.
― Вовремя передавайте инициативу обсуждения другим участникам. ― Не упускайте возможности заметить достижение согласия, совпадения взглядов и т. п. Отмечайте согласие в несогласии. ― Не допускайте нарушения этики дискуссии, высказывания оценок личности, а не ее предложений. ― Если обсуждение становится чрезмерно эмоциональным, сделайте перерыв. Важность процедуры Соблюдение процедуры в ходе заседаний Совета имеет достаточно важное значение. Не зря в Европе существует старая поговорка: "Демократия - это процедура". Процедуры, установленные Положением об Управляющем совете или принятые общим согласием общественных управляющих, - это не столько формальности, сколько правила, помогающие не нарушать этические нормы по отношению друг к другу. Например, лишение возможности поучаствовать в обсуждении какого либо вопроса, проголосовать за то или иное решение (человек мажет отсутствовать на заседании по уважительной причине) с моральной точки зрения недопустимы. Даже если большинство общественных управляющих определенно высказались и исход обсуждения ясен, подобные действия могут быть справедливо расценены как игнорирование, демонстрация неуважения к мнению меньшинства или отдельного человека. Как следствие - потеря доверия к самой идее Управляющего совета. Деликатные проблемы Говоря об этической стороне работы школьного Управляющего совета, мы делали акцент на особенностях взаимоотношений внутри него самого. Но определенная деликатность требуется и в отношении: a. предмета обсуждения; b. взаимодействия за пределами Совета. Приведем примеры. На заседаниях Управляющего совета может быть поставлен под сомнение профессионализм кого-то из педагогов, его поведение (родители довольно часто кулуарно обсуждают такие вопросы, да и учащиеся тоже). Ситуация может сложиться достаточно непростая: с одной стороны, необходимо разобраться в причинах недовольства (конфликта), с другой - имеется корпоративная солидарность работников школы, с третьей - возможные негативные последствия присутствия школьников на подобных обсуждениях (с педагогической точки зрения эта ситуация может трактоваться неоднозначно). В ходе обсуждения, возможно, речь зайдет о финансовом (социальном) положении какого-нибудь ученика, его семьи. Например, на заседаниях Управляющего совета решаются вопросы о субсидировании питания детей из малообеспеченных семей, приобретения для них спортивной формы за счет общешкольного фонда, которым распоряжаются родители. Как Вы понимаете, подобные темы достаточно деликатны. Наверное, примеров "острых" предметов обсуждения можно привести немало. Рекомендации о соблюдении этических норм в этом случае не могут быть универсальны, а фактор субъективного отношения и поведения общественных управляющих играет здесь огромную роль. Поэтому ограничимся общими советами. 1. Многие деликатные проблемы можно решать, не начиная с уровня Управляющего совета. Есть комитеты или комиссии с ограниченным кругом компетентных лиц, есть администрация школы, обязанная следить за соблюдением дисциплинарных норм. 2. Не стоит торопиться выносить сложный с моральной точки зрения вопрос сразу на заседание. Лучше проконсультироваться с коллегами (педагогами, директором и т.д.), возможно, разрешить его неофициальным путем. 3. Постоянно помнить об этической стороне вопроса, быть аккуратным и сдержанным в суждениях, высказываемых публично. Этика внешних отношений Мы уже отмечали важность информирования общественности о действиях и решениях Управляющего совета. С моральной точки зрения открытость в работе управляющего представительного органа необходима: людям важно знать, как работает Управляющий совет. "Молча" работающий Совет не будет пользоваться доверием и поддержкой, а, напротив, вызовет равнодушие, подозрения, неприятие. Но в некоторых случаях полезна и даже необходима будет конфиденциальность. Особенно в вопросах, касающихся представителей школьного персонала или учащихся, характера и содержания обсуждения каких-либо спорных тем. Общественному управляющему надо обязательно помнить, что обсуждать со всеми то, что происходило на заседании Совета, дискредитировать коллег по Совету или кого бы то ни было недопустимо. Что-то говорить или делать от имени Управляющего совета можно, лишь получив на это полномочия! Очень важно обратить на это особое внимание на первом же заседании Совета и придерживаться этических норм в дальнейшей работе.
Заключение. Что значит быть хорошим школьным управляющим?
Можно по-разному обобщать содержание книги. Мы попытаемся сделать это, ответив на вопрос: "Что же значит - быть хорошим школьным управляющим? Быть хорошим школьным управляющим - это значит: 3. любить свою школу и принимать на себя ответственность за ее настоящее и будущее; 3. понимать особенности своей школы, стоящие перед ней задачи и пути их решения; 3. помнить, что задача Управляющего совета - отстаивать общие интересы школы, в том числе и за ее пределами; 3. любя собственных детей, которые учатся в этой школе, помнить, что теперь Вы в ответе за судьбу всех школьников и все эти дети - Ваши; 3. активно работать на всех заседаниях Управляющего совета; 3. принципиально и точно использовать предоставленные полномочия; 3. не испытывать страха и трепета перед директором школы и авторитетом учителей, сохраняя уважение и доверие к их знаниями и опыту; 3. работать не ВМЕСТО администрации школы и педагогов, а ВМЕСТЕ с ними; 3. быть доброжелательным, конструктивным и помогающим партнером директора школы, его принципиальным и требовательным другом ("дружелюбным критиком"); 3. постоянно учиться, совершенствоваться, повышать свою квалификацию как участника управления сложнейшей организацией, какой является современная школа.
Приложения
Приложение 1 Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений внедряющих инновационные образовательные программы18 Общие положения 1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - общеобразовательные учреждения), внедряющих инновационные образовательные программы. 1.2. Государственная поддержка общеобразовательных учреждений внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляется из средств федерального бюджета Российской Федерации по итогам конкурсного отбора. Конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, проводится с целью оказания им государственной поддержки посредством предоставлен субсидий. 1.3. Субсидии выделяются для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально- технической учебной базы, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений. 1.4. Коллегиальный орган субъекта Российской Федерации по приоритетному национальному проекту "Образование" (далее - коллегиальный орган) создает конкурсную комиссию. 2. Участниками конкурса могут быть: 1.1. Учреждения, в которых функционируют органы самоуправления, обеспечивающие государственно-общественный характер управления общеобразовательным учреждением; 1.2. Учреждения, в деятельности которых не зафиксированы нарушения образовательного и трудового законодательства; 1.3. Учреждения, в которых утверждена программа развития; 1.4. Учреждение, которое является методическим (ресурсным, опорным) центром для других образовательных учреждений муниципалитета или субъекта Российской Федерации по одному или нескольким направлениям развития общего образования; --------------------- 18 Опубликовано на официальном сайте Министерства образования и науки РФ, адрес: http://mon.gov.ru/proekt/shkola/2225/ пилотной, экспериментальной, инновационной или иной площадкой федерального, регионального или муниципального уровня; социокультурным центром для жителей микрорайона (села); 1.5. Учреждение, которое полностью укомплектовано педагогическими кадрами; 1.6. Учреждение, в котором имеется необходимое оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; 1.7. Учреждение, которое предоставляет учредителю и общественности ежегодный отчет, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности Учреждения, в том числе, при наличии технической, возможности через сайт в системе Интернет. 3 Критериями конкурсного отбора являются: · высокое качество результатов обучения и воспитания; · эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе; · обеспечение доступности качественного образования (низкий по отношению к региональному процент обучающихся, не получивших в Учреждении основное общее образование до достижения 15-летнего возраста; предоставление возможности получения образования в различных формах; реализация профильного обучения и др.); · продуктивность реализации программы развития Учреждения (достижение целей программы развития образования в соответствии с установленными в ней показателями результативности) и ее соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года; · сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократичный Характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления); · создание условий для сохранения здоровья обучающихся; · позитивное отношение родителей (законных представителей); выпускников и местного сообщества к Учреждению; · обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в Учреждении; · участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.; · создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|