Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗАНЯТИЯ 12. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА И ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ





В основе любого типа культуры лежит определенная система морали. Традиция передает ее из поколения в поколение. Но в культуре индустриальных обществ присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно перестраивают культурную традицию. Своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям образу жизни общества, а также попыткой изменения старой и создания новой системы морали является молодежная культура.

Понятие «молодежная культура» в широком смысле употребляет как собирательное для обозначения феноменов «молодежная субкультура», «молодежная контркультура». В узком смысле – частичной, относительно когерентной культурной подсистемы внутри базовой культуры общества, культивирующей собственно молодежную систему ценностей, норм и форм поведения, отношение к моде и т.д.

Но что такое молодежная субкультура, и почему с этим феноменом мы сталкиваемся в индустриальных, динамичных обществах, а не в традиционных?

Молодежная субкультура возникает из потребности к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине ее удовлетворения. Причем для молодого человека вполне достаточно достигнуть определенного возраста, чтобы стать признанным членом молодежной неформальной группы, куда взрослому путь навсегда закрыт. Но не все подростки проходят стадию молодежной субкультуры. Существуют и так называемые «нормальные» молодые люди, избравшие традиционный путь социализации. Это не означает, что они не слушают «молодежную музыку», и не носят «молодежную одежду» и т.д. Это означает лишь то, что молодежная культура и ее проявления не становятся для них самоцелью. Кроме того, это говорит и о том, что процесс социализации в их родительской семье и в их формальной группе не дали сбоя, родители признали в молодом человеке «равного» себе и помогли пройти стадии социализации традиционно, не прибегая к экстремальным способам, а в формальной группе молодой человек занял соответствующее его потребностям место.

С молодежной же субкультурой мы имеем дело в тех случаях, когда семья или школа не справляются с задачей традиционной социализации молодого человека. И здесь вопрос вовсе не в том, что неблагополучные семьи поставляют обществу приверженцев молодежной субкультуры. Если в самой благополучной семье с уже возмужавшим подростком продолжают обходиться как с маленьким ребенком, контролируя каждый его шаг, то, как правило, очень скоро этот подросток оказывается в неформальной молодежной организации, в «peer group», группе равных, где начинает отрабатывать социальную роль вовсе не «маменькина сынка». С этой точки зрения молодежная культура превращается своего рода в игру.

Как уже было отмечено, социализация не всегда бывает успешной. Более того, результат практически никогда не достигает идеала, как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции.

Социализация молодого человека почти всегда имеет отклонение. Отклонение определяется несоответствием социализации как объективного и субъективного процесса, сложившейся в данном обществе.

Одной из форм проявления отклоняющейся социализации является ускоренная социализация. Она связана, прежде всего, с временным обретением молодежью социальных ролей.

Молодежная культура чаще всего проявляется в «экспрессивных видах искусства»: в музыке, в танцах, в речи (жаргоне), в манере поведения, в групповой морали, в атрибутах внешнего облика (прическа, одежда, украшения и т.д.). Она тяготеет к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению, всегда содержит элементы социальной дезорганизации. Но при этом именно молодежные неформальные объединения призваны способствовать адаптации молодежи к нормам, ценностям, образу жизни общества.

Многие ученые, занимающиеся проблемами молодежной культуры, утверждают, что феномен молодежной субкультуры выражается в излишестве, избытке, роскоши.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер – она полна искусственными заменителями реальных ценностей. У итальянских социологов есть термин «агрессия субкультур», которым они обозначают отрыв молодого поколения от многообразия культурного наследия.

У многих молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, очень сильны поведенческие стереотипы.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличия к политике. Вместе с тем эмоциональность, психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами и религиозными конфессиями.

Сегодня, молодое поколение противопоставляет образ «мы» и «они» и это нередко выливается в полное отрицание всех ценностей «взрослых», их идеи и мораль. Это позиция особенно уязвима, если учитывать их отстраненность от участия в решении социальных проблем для общества.

Особенно явно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодого поколения. Существует понятие «наша»: «наша» музыка, «наше» общение, а есть понятие «взрослых», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь мы наблюдаем еще один аспект отчуждения молодежной субкультуры – культурное отчуждение

Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы. Например, досуг, который воспринимается юношеством как основная сфера жизнедеятельности, от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее и профессиональное образование отходят на второй план, в первую очередь реализуются экономические «зарабатывать деньги» и досуговые «интересно провести свободное время».

Наряду с коммуникативной «общение с друзьями», досуг выполняет также рекреативную функцию, около 53% молодых людей отмечают, что их любимое занятие на досуге – «ничего неделание». Не говоря о познавательной, эвристической и креативной функциях, которые должны реализовываться в первую очередь.

Традиции и ценности национальной культуры, как классической так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами – образцами массовой культуры. Такие стереотипы, по мнению А.А.Козлова, ориентированы на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.

Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера, а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.

Досуговая ориентация молодых людей осуществляется зачастую под воздействием одного лишь телевидения – наиболее влиятельного институционального источника. Народная культура, в том числе традиции, обычаи, фольклор и др. воспринимаются большинством молодых людей как пережиток прошлого (анахронизм).

Возникновение именно такой молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, наиболее значимые из них:

1. Молодежь, живет в социокультурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не может не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество, нормы и мораль – такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальной и культурной отсталости, а с другой стороны к проявлению экстремизма.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации – семья и система образования. Как утверждает

А.А.Козлов, во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

Таким образом, еще раз хотелось бы сказать об актуальности социальной работы, связанных с проблемами молодежи. Только тщательная и систематическая работа с данной социально-демографической группой может помочь понять причины, способствующих к проявлению той или иной формы отклонения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что собой представляет молодежная культура, ее особенности?

2. Дайте определение следующим категориям: культура, молодежная субкультура, контркультура.

3. Как Вы думаете молодежная культура – курьез или закономерность?

 

Список использованной литературы

С.И.Левикова Молодежная культура. – М.: “Вузовская книга”, 2002.

Молодежный экстремизм. Под ред. А.А. Козлова. Изд-во СПбГУ, 1996.

Социология молодежи. Под ред. В.Т.Лисовского. Изд-во СПбГУ, 1996.

Шапинский В. Молодежь, видиеокультура, ценности // Свободная мысль, 1996, №7.

Янкелович Д. Новая мораль американской молодежи. – М., Наука, 1991.

 

 








ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.