|
ЗАНЯТИЕ 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА (российский и зарубежный опыт)Для развития социальной работы в Казахстане, огромное значение имеет изучение, осмысление и использование опыта, накопленного в России и в странах мира. Группировка различных видов социальной работы в различных странах имеет свои специфические особенности. В Германии основные виды социальной работы в последние годы группируются по направлениям: - социальное страхование; - социальное обеспечение; - социальная помощь. Подготовка социальных работников в Германии осуществляют два типа учебных заведений – университеты и колледжи. Программа рассчитана на четыре года, она включает в себя не только теоретический курс, но и годичную практику. Подготовка социальных работников в Великобритании предполагает не одну, а сразу несколько моделей. Выбор учащегося, прежде всего, зависит от его образовательного уровня. Выпускники средних школ могут воспользоваться четырехгодичными курсами, с присвоением степени – бакалавра, а выпускникам высших учебных заведений могут предложить двух- или трехгодичные курсы. В последнее время в Великобритании прием на отделения социальной работы, характеризуются значительным увеличением. Система подготовки социальных работников во Франции является сквозной и построена по принципу непрерывности образования. Подготовка построена по принципу чередующегося обучения, при этом теоретическое обучение в учебном заведении чередуется с периодами целевой практики, стажировок в различных социальных службах, учреждениях и организациях. Во Франции не наблюдается четкого разделения между социальными работниками и социальными педагогами. Существующие профессии органично сочетают функции воспитания и помощи, имея в виду личность отдельного человека в целом. Существует несколько профессий, которые охватывают сферу социальной деятельности – это группа профессий «социальной карьеры», которые объединяются в данную группу как по общности целей и задач деятельности, так и по критериям профессиональной компетентности. В группу профессий социальной карьеры входят: ассистент социальной службы, советник по социальной и семейной экономике, специализированный воспитатель, воспитатель раннего детства, воспитатель по социальной правоохранительной защите молодежи, аниматор социально-культурной деятельности. Во Франции старшие классы средней школы являются профилированными и ведут к различным типам свидетельства о среднем образовании – бакалавриату. Лишь успешная сдача двухступенчатого экзамена на бакалавра позволяет продолжить обучение в высшей школе. Это отличает французский бакалавриат от американского| который отмечается дипломом, подтверждающим получение базового высшего образования. Подготовка социальных работников осуществляется также и в университетах. Так, университетский диплом технологии социальных карьер предполагает три специализации: социальная и социокультурная анимация, социальная защита и специализированное воспитание. Анимация как идея, призванная гуманизировать свободное время, получила развитие во всех странах. Профессия аниматора сейчас активно развивается, численность работников растет в течение последнего десятилетия. В то же время поступление на работу все же требует упорства и инициативности, ибо возможности трудоустройства пока ограничены. В США основание для группировки различных видов социальной работы служит объект предпринимаемых усилий. В США выделяют: - социальную работу с индивидом; - социальную работу с группами людей; - социальную работу с общиной. Характерной особенностью и основным отличием действующей системы социальной защиты населения в США от большинства европейских моделей является ее децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Такой подход позволяет достаточно оперативно учитывать потребности в социальной помощи в конкретном регионе. Государственная система социального обеспечения США базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается и с трудящихся, и с предпринимателей. Государственное вспомоществование осуществляется за счет ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти. Законом США о социальном страховании (1935 г.) установлено два вида социального страхования – пенсии по старости и пособия по безработице. На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Другая составная часть американской государственной системы социальной защиты – вспомоществование бедным. Эта система получила наиболее широкое развитие, начиная с 60-х годов. В отличие от социального страхования для получения помощи в системе социального вспомоществования не требуется предварительных взносов. Важнейшие критерий ее получения – нуждаемость. Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых инвалидов. Этим категориям населения федеральное правительство выплачивает денежное пособие с тем, чтобы обеспечить для них минимум средств существования – так называемый гарантированный доход. Это составляет примерно 60% дохода, соответствующего «черте бедности». В рамках продовольственной помощи наибольшее распространение получило предоставление нуждающимся продуктов талонов. Они предоставляется бесплатно или по сниженным ценам. Есть и другие продовольственные программы – школьные завтраки, помощь матерям с ребенком в возрасте до года и др. Социальное законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть роль местных органов. Рассмотрим на опыте Финляндии. В прошлом в этой стране сельская община и церковный приход выполняли многие функции, которые сегодня вошли в сферу деятельности органов социального обеспечения. Социальную политику разрабатывают и претворяют в жизнь государство и коммуны. Коммуны, обладая большой самостоятельностью, опираясь на право взимать местные налоги с населения, проживающего на территории коммуны, и с расположенных там предприятий, сами решают вопрос об организации на ее территории сферы социальных услуг и отвечают за их деятельность. Так, первичное социальное и медицинское обслуживание населения в Финляндии полностью обеспечивается за счет муниципальных больниц и поликлиник, детских садов, домов для престарелых, наркологической службы и др. В настоящее время социальная политика Финляндии переживает третий этап децентрализации. Если на первом этапе проходила передача прав на ее осуществление от государства к регионам и коммунам, на втором от коммун к микрорайонам и общинам, то на третьем этапе функции управления передаются коллективным гражданам и даже отдельным лицам. Совершенно противоположным примером европейского традиционализма является модель социального обслуживания населения Швеции. Динамику развития социальной работы в Швеции демонстрируют следующие цифры: в 20-х гг. в ее школы зачислялось ежегодно около 30 человек, в конце 30-х годов – 100 человек, а начиная с конца 80-х годов и по настоящее время, количество ежегодно выпускаемых специалистов социальной сферы с высшим образованием в этой стране (социономов) составляет около 1000 человек. Число профессионалов, занятых в сфере социального обслуживания, насчитывает 18 тысяч человек. Как и во всех других странах мира, среди них преобладают женщины, число которых превышает 80%. Деятельность социальных служб Швеции строится в соответствии с действующим законодательством. В этих законах, в отличие от ранее существующих и посвященных отдельным аспектам социальных услуг реализован интегративный подход к социальному обслуживанию, в которой взаимодействуют социальные службы, муниципальные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки. Вопросы социального медицинского обслуживания относятся к компетенции муниципальных и областных властей. В каждом муниципалитете за социальное обслуживание отвечает комитет социальной помощи, который действует в рамках полномочий, предоставляемых ему действующим законодательством. Работа муниципальных и районных комитетов осуществляется по следующим направлениям: коммунальное обслуживание; улучшение социальных условий конкретных групп населения (дети, престарелые, одинокие, инвалиды и т.д.); индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам. Система социального обеспечения в Швеции гарантирует каждому гражданину возможность достойного существования и уверенность в социальной защищенности. Если человек по какой-либо причине не удовлетворен получаемой социальной помощью, то по закону он может обратиться в административный областной суд. В целом, с точки зрения законодательного обеспечения, структуры, организации и финансирования, сфера социального обслуживания в Швеции является хорошо продуманной и представляет собой важный элемент «шведской модели государства «благоденствия». Фундаментом введения профессии «социальная работа» в 90-е годы ХХ века в России явились наработки представителей других профессий: воспитателей, психологов, работников культуры, здравоохранения и спорта, органов социального обеспечения и охраны порядка, которые создавали различные модели социальной защиты людей, формы и методы практической социальной работы. Выделяются три этапа развития современной отечественной социальной работы ХХ века (по В.Г.Бочаровой): 1) 60-е годы; 2) 70-80-е годы; 3) конец 80-х – современность. Первый этап – 60-е годы – период накопления опыта, поиска, появление в социально-педагогической практике категорий работников, специально сориентированных на организацию воспитательной работы в социуме (организатор внеклассной и внешкольной работы школы, различные категории работников внешкольных учреждений и т.д.). Второй этап – на рубеже 70-80-х годов – общественная потребность, достижения передового опыта социальной работы, социального воспитания вывели проблему на качественно новый этап ее решения. В стране стала развиваться сеть разнообразных комплексов: социально-педагогических, образовательно-культурных, физкультурно-оздоровительных и т.п. Однако развитие социальной работы продолжало сдерживаться ее организационной, кадровой, материально-технической и научно-педагогической необеспеченностью. Процесс затруднялся, с одной стороны, функциональной неразберихой и разобщенностью в работе институтов, представляющих различные сферы социальной политики, социальной деятельности; с другой – сложившимися традиционными представлениями о социальной работе в самой приоритетной и сложной сфере – в семейно-бытовой среде, по месту жительства взрослых и детей. Необеспеченность социальных служб профессионально подготовленными кадрами специалистов вызвала перегрузку ряда профессий несвойственными им функциями. Очень сложная ситуация возникла в здравоохранении из-за отсутствия медицинских социальных работников, функции которых лишь частично и непрофессионально выполняли, по существу – врачи. Вопросы социальной работы с дезадаптированными подростками и детьми из-за отсутствия социальных работников – специалистов в течение длительного периода находились в ведении органов милиции. Не было системы и разработанных программ социальной работы с инвалидами, престарелыми и с другими категориями людей, нуждающихся в социальной защите. Однако, несмотря на трудности и противоречия, этот этап характеризуется интенсивным развитием социально-педагогической практики и других отраслей, сфер социальной работы. Третий этап – к концу 80-х годов в стране созрели все предпосылки для перехода к государственному уровню решения проблем социальной работы, к созданию целостной системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения. В 1991 году в России началась подготовка социальных работников, центрами которой стали университеты, а также педагогические и медицинские институты. Сформировалась концепция социальной работы, включающая наиболее общие положения, на основе которых создаются многочисленные регионально-ориентированные варианты, различающиеся по способам и средствам реализации общих подходов в конкретных региональных и местных условиях.
Вопросы для самоконтроля: 1. Расскажите об особенностях подготовки социальных работников в зарубежных странах. 2. Чем отличается российская система подготовки социальных работников от зарубежной? 3. Почему в процессе создания и развития социальной работы в России особое значение имеет опора на зарубежный опыт? 4. Как Вы считаете, какая из моделей социальной работы обслуживания населения приемлема для России? 5. Подготовьте доклад об организации социального обслуживания в одной из зарубежных стран.
Работа со словарем. Основные понятия Социальная работа с индивидом, социальная группа, социальная работа с «группами риска», анимация.
Список использованной литературы: Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы международных конгрессов школ социальной работы. –М.: АСОПиР, 1997. Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. Ч.1. Педагогика социальной работы. –М.: АСОПиР, 1997. Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы. -Женева: Изд-во Центра по правам человека ООН. 1995. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г. –М. – Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993. Юнссон Н. Из опыта подготовки социальных работников в Гетеборгском университете / Социальная работа. – Вып.1 –М., 1992.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|