|
КОНСТРУИРОВАНИЕ из крупногабаритных блоков«Арена цирка» Задачи. Взаимообогащать два вида детской деятельности: конструирование и игру. Учить сооружать постройки из крупных блоков, объединяя их общим замыслом. Развивать умение работать коллективно, договариваясь, какую часть работы будет выполнять каждый. Материалы, инструменты, оборудование. Крупногабаритные мягкие модули, строительный материал, игрушечные зверушки (для обыгрывания), несколько гимнастических палок, ткань для занавеса. Предварительная работа. Если вы впервые вносите в группу данный материал, накануне дайте детям возможность исследовать и освоить его самостоятельно (рассмотреть отдельные блоки, увидеть в них готовые предметы или отдельные их части, попробовать соединять части, чтобы получить такие конструкции, на которых можно самим лежать или сидеть). Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей: любят ли они ходить в цирк; со всех ли мест в цирке удобно смотреть представление и почему; как устроен цирк. Вспоминает вместе с детьми, что главное место в цирке — это арена, место для выступления артистов; вокруг арены расположены места для зрителей; за ареной есть комнаты для людей-артистов и «клетки» для зверей-артистов. У входа в цирк имеется билетная касса, часто рядом продают мороженое. Педагог говорит, что наши куклы и игрушки никогда не были в цирке- Предлагает построить цирк и организовать цирковое представление. Просит детей разделиться на четыре группы по желанию. (Для ускорения этого процесса можно самой определить детей-бригадиров и предложить остальным выбрать, в чьей бригаде им хотелось бы работать.) Самой многочисленной группе (шесть—восемь детей) поручает- ся построить арену, придумать, как сделать занавес. (Например, можно использовать стойки для прыжков в высоту или вешалку-перекладину для костюмов, накинув на нее кусок ткани.) Другой группе (шесть—восемь детей) — соорудить места для зрителей в два или три ряда. (При недостаточном количестве модулей, можно использовать и стулья.) Третьей группе поручается построить клетки для зверей-артистов, четвертой — билетную кассу и киоск с мороженым. Воспитатель напоминает детям, что строить они будут коллективно, поэтому важно заранее договориться, как будет делаться постройка и распределить обязанности: кто что будет строить. В процессе работы надо советоваться друг с другом, обсуждать варианты. Каждый может предлагать свои идеи, всех надо выслушать и выбрать один из вариантов. В процессе работы педагог может помочь детям договориться, подсказать вариант конструкции, привлечь детей к обсуждению. После завершения строительства, педагог предлагает детям полюбоваться замечательным цирком, который получился, отмечает тех, кто работал дружно и слаженно. Затем педагог ввозит из-за двери заранее заготовленную (втайне от детей) тележку, в которой находятся игрушечные зверюшки с надетыми на них элементами костюмов (блестящие накидки, юбочки, пышные воротнички, колпачки с кисточкой, сделанные из бумаги и т. д.). Объявляется об открытии цирка. Выбираются дети, которые будут выступать вместе со зверюшками-артистами. Остальные дети приглашаются на представление вместе со своими «детьми»: куклами, плюшевыми игрушками. Разыгрываются ситуации, как родители с детьми идут в цирк, покупают билеты, мороженое, фотографируются. Организуется небольшое представление игрушек-животных (спонтанные сценки, придуманные самими детьми). Завершить занятие-игру можно стихотворением Романа Сефа «Артисты»: На манеже, На манеже Выступают Еже, Еже, Ежедневно: Дрессировщица Ирина Сергеевна, Слон Антон, Морской лев Лева, Мартышка Мими И петух Вова. Замечательные артисты — Танцоры И эквилибристы. Всем им За выступление Полагается
Вознаграждение: Слону Антону — Отрубей тонну. Пшено — Вове: Клюй на здоровье. Мими — на ужин Нежные продукты: Орехи фундук, Овощи и фрукты. Льву Леве — Свежая рыба, А всем им вместе — ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Постройку можно не разбирать несколько дней (в случае необходимости — перенести ее на ковер), пока у детей не иссякнет к ней интерес. Примечание. При отсутствии крупных модулей можно построить / цирковую арену и из нескольких наборов обычного строительного материала, разместив всю постройку на сдвинутых вместе столах. Игрушки для представления при этом надо подобрать так, чтобы их размеры были сомасштабны постройке. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Что я видел?» Задачи. Вовлекать детей в общий разговор, побуждать высказываться на темы из личного опыта. Учить строить предложения разной грамматической структуры. Учить образовывать названия профессий цирковых артистов. Учить составлять короткие тексты-повествования на заданную тему. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, ш. уЧить подбирать слова с этими звуками. Закреплять представления детей о словесном составе предложений.
Материалы, инструменты, оборудование. Картинки: звери и люди в цирке. Игрушки: медведь, собака, кошка, тигр, обезьяна, лошадка, слон,клоун. Содержание занятия Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение С. Погореловского «Прежде и теперь».
Зайчишка-трусишка Жил в чаще лесной, Зайчишка-трусишка Дрожал под сосной. Под липой, под елкой От страха дрожал, От серого волка Едва убежал. А ныне зайчишка Уже не трусишка: Артистом работает В цирке зайчишка. Вот марш раздается; Дивятся кругом: Зайчишка несется На волке верхом! Ничуть не боится, А все же и сам Порядком дивится Таким чудесам! Затем педагог обращается к детям: «А каких еще цирковых артистов вы видели? Что умеют делать цирковые звери? Что делают дрессированные собаки? Кошки? Тигры? Львы? Медведи? Обезьяны? Лошади?» (Высказывания детей.) — Как называют артистов, которые дрессируют зверей? (Дрессировщики.) — А какие еще цирковые профессии есть у артистов людей? (Акробаты, клоуны, фокусники, гимнасты, канатоходцы и др.) Воспитатель задает наводящие вопросы: — Кто показывает фокусы? Кто ездит на лошадях? Кто ходит по канату? Кто жонглирует? Кто прыгает на батуте?» Воспитатель говорит детям, что цирковые артисты умеют делать такие номера, что трудно даже поверить. Предлагает послушать стихотворение А. Усачева «Цирк»: Новый трюк! Смертельный номер! Бегемот — на голове! Лев стоял на бегемоте. Крокодил стоял на льве. Волк стоял на крокодиле. И вдобавок на носу Двухметрового удава (Все кричали: Браво! Браво!) Волк держал, как колбасу. Вдруг — немыслимое дело! — На удава муха села... И, удав, отпрянув вправо, Поскользнулся на носу... Волк качнулся — и удава Проглотил, как колбасу. Рот открыв от удивленья, Волка слопал крокодил, Но и сам через мгновенье Льву в желудок угодил. Зашатался лев — и прямо Рухнул в пасть гиппопотама. Бегемоту стало плохо. Ох была и суматоха! В зале хлопали, визжали И кричали: Браво! Браво! Но, по счастью, прибежали Силачи из-за кулис. Нелегка была работа — Льва тащить из бегемота, Крокодила изо льва... Волк застрял вдобавок — что-то Плохо лезла голова. Чтобы выгладить удава, Принести пришлось утюг! А толпа кричала: — Браво! — Думая, что это трюк! Вам, друзья, надеюсь, ясно — Как опасно быть гимнастом (А тем более — зубастым!) — Чуть оступишься — и в рот! Все окончилось прекрасно, А могло — наоборот!
Воспитатель спрашивает детей, бывают такие чудеса или это сказочная история. Далее организуется игра с мячом в кругу. Воспитатель говорит детям, что он будет бросать мяч и называть разные действия, а тот, кому попадет мяч, будет отвечать: верит он или нет и почему. Например: «Волк катается на самокате. Веришь? Почему?» (Используются предложения: Медведь катается на коньках. Обезьяна едет на велосипеде. Слон качается на шаре. Тигр поет. Лошадка танцует.) Затем сами дети должны так же перекидывать мяч друг другу, придумывать предложение и отвечать, что бывает, а что — нет; и почему они этому верят (не верят).
После этого проводится игра «Живые слова». Воспитатель объясняет: «Дети будут словами. Из слов составляют предложения. Будем «читать» предложения». Педагог вызывает двух детей и говорит: — Один из вас будет словом «слон». Другой — «смеется». Прочитаем предложение: «Слон смеется». Какой первый звук в этих словах? (с) Слова поменяются местами. Читаем предложение: «Смеется слон». Слово «смеется» сядет на место. Затем вызывается другой ребенок, который становится словом «шутит». Педагог предлагает прочитать предложение. Все дети читают: «Слон шутит». Воспитатель спрашивает: «Какой первый звук в слове «шутит»? (ш) Слово «слон» садится на место. Вместо него вызывается другой ребенок, он будет словом «шмель». Воспитатель просит детей прочить предложение «Шмель шутит». Спрашивает детей: «Так бывает или нет? Какой первый звук в слове «шмель»? (ш) Просит назвать как можно больше слов со звуком с (ш). Педагог показывает детям, какие игрушки есть у него на столе (медведь, собака, кошка, тигр, обезьяна, лошадка, слон, клоун). Предлагает сочинить историю «Как медвежонок попал в цирк»: «Придумайте, как медвежонок в лесу потерял маму. Кто его нашел? Вырастил? Как медвежонок попал в цирк? Как он стал выступать в цирке? (Выслушать желающих.) Кто хочет придумать историю о других зверятах?» РИСОВАНИЕ «Веселый клоун» (с передачей движения) Задачи. Учить рисовать клоуна с передачей настроения и движения адекватными изобразительными средствами. Показать изобразительно-выразительные средства для отражения в рисунке изменений внешнего вида человека (формы и пропорций тела, жестов и мимики). Вызвать интерес к самостоятельному поиску характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным. Подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с содержанием и характером образа. Предварительная работа. Беседа о цирке, цирковых выступлениях. Рассматривание схематических рисунков, передающих разные движения. «Изучение» мимики с помощью зеркала. Рисование и лепка «улыбки». Беседа о разных эмоциях. Материалы, инструменты, оборудование. Гуашевые краски, кисточки двух-трех размеров, листы бумаги белые и тонированные (разного размера), баночки с водой, палитры.
Цветовые модели «Радуга» и «Цветовой круг» для демонстрации детям закономерностей цветовых сочетаний и знакомства с явлением цветового контраста. Содержание занятия. Воспитатель показывает детям клоуна (игрушку, иллюстрацию, афишу) и проводит краткую беседу о том, кто такие клоуны, чем они занимаются, чем отличаются выступления клоунов от остальных цирковых номеров. Спрашивает, почему в цирке всем весело? И почему артисты цирка все время улыбаются? Затем воспитатель предлагает детям нарисовать веселых клоунов, выступающих в цирке. Предлагает подумать, что умеет делать клоун: жонглирует, ходит на руках, играет с собачкой, кувыркается или шутит со зрителями. Просит детей улыбнуться друг другу и спрашивает, как передать в рисунке, что клоун веселый. Показывает варианты изображения улыбки и других мимических изменений (брови подняты вверх, глаза сужены или даже полузакрыты). Делает беглые эскизные рисунки мелом на доске или угольным карандашом на листе бумаги. Уточняет представление детей о костюме клоуна — очень яркий, ^обычно разделен по цвету ш две части (правую и левую), например, одна половина костюма зеленого цвета, а другая половина красного. Показывает детям цветовые модели «Радуга» и «Цветовой круг» и предлагает подобрать разные варианты контрастных цветосочетаний (в цветовых парах — диадах, размещенных на цветовом круге напротив друг друга): синий — красный, синий — желтый, синий — оранжевый и др. Если есть возможность, педагог показывает детям иллюстрацию или фотографию клоуна в костюме или поясняет принцип контраста на подборе пар цветных бумажек. Педагог спрашивает, как дети будут рисовать костюм клоуна, чтобы он получился двухцветным. Уточняет последовательность работы (мелом на доске или угольным карандашом на листе бумаги, помещенном на мольберт). Напоминает детям, как можно получить розовый или телесный цвет, чтобы нарисовать лицо и руки клоуна (смешать краски на палитре или дощечке, добавив к белой несколько капель красной и коричневой (желтой). Дети выбирают цвет и формат фона, составляют сложный цвет (розовый, телесный) на палитре и начинают рисовать веселого клоуна в движении.
В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов.
После занятия. В свободное время педагог предлагает детям (по желанию) составить описательные или сюжетные рассказы о своих клоунах. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|