|
ЛЕПКА из соленого теста (тестопластика)«Звонкие колокольчики» Задачи. Учить детей создавать объемные полые поделки из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику — учить лепить колокольчик из шара путем вдавливания и моделирования формы. Показать разные приемы оформления лепных фигурок — выкладывание орнамента из бусин и пуговиц, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. Развивать чувство формы, пропорций; воспитывать аккуратность; учить синхронизировать работу обеих рук. Предварительная работа. Рассматривание колокольчиков, обследование и описание формы, поиск аналогий по форме и названию (цветок колокольчик, юбка-колокол); освоение нового материала для лепки (подготовка соленого теста, экспериментирование и спонтанная лепка); совершенствование техники скульптурной лепки; беседа о предстоящем празднике, подготовка эскиза и плана оформления помещения к праздничным утренникам; выкладывание узоров из разных элементов. Подготовка материала Соленое тесто 1-й способ. Смешать 2 стакана муки без разрыхлителя, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла и хорошо вымесить до получения однородной массы. 2-й способ. Смешать 150 г муки, 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея (сухого), добавить 100 мл воды и вымешать до получения крутого теста. Примечание. Если вы собираетесь лепить из соленого теста цветные поделки, в смесь или часть смеси нужно добавить цветной краситель. Удобнее всего подкрасить анилиновыми красителями воду и затем влить ее в сухую смесь. Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто в полиэтиленовых пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике. Поделки из соленого теста нужно очень хорошо высушить в духовке при температуре 100—110 градусов в течение 5—6 часов. Работа с родителями. Порекомендовать родителям в выходные или предпраздничные дни вовлечь ребенка в работу с тестом (подготовить и отмерить компоненты, смешать, по возможности вымесить, раскатать скалкой, вырезать печенье формочками и пр.). Материалы, инструменты, оборудование. Соленое тесто, поворотный диск, стеки, колпачки фломастеров или авторучек для декоративных отпечатков; узкая тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10—15 см или ленточки. Содержание занятия. Воспитатель просит детей подойти к ней, показывает большой ком соленого теста (снимает с него салфетку или кухонное полотенце) и предлагает потрогать, погладить, отщипнуть по кусочку, размером с кулачок. Воспитатель спрашивает детей, что можно делать из теста. После ответов детей говорит, что наше тесто необычное — соленое. Из него можно делать что-то несъедобное. Дети высказывают свои догадки. Воспитатель уточняет, обобщает ответы детей и предлагает им слепить игрушки для новогодней елки — колокольчики. Напоминает, что лепить лучше скульптурным способом — из одного куска. Показывает технику и комментирует свои действия: — Раскатываю кусочек соленого теста в шар — вот так: круговыми движениями ладоней. Потом надеваю шар на большой палец левой руки и делаю углубление. Расширяю углубление так, чтобы стенки колокольчика получились одинаковой толщины, — поворачиваю форму пальцами, будто мой колокольчик пошел в пляс. Если переверну, похоже на бокал или вазу. Как наш колокольчик будет висеть на елке? (Ответы детей.) Сделаю ушко с дырочкой — прищипну пальчиками и проколю стекой или продырявлю карандашом. В отверстие нужно вдеть ленточку или веревочку. А теперь вы попробуйте слепить свои колокольчики с ушками-подвесками. Дети лепят самостоятельно. Воспитатель помогает прикрепить петельки из нарядной тесьмы. Тем детям, которые быстро справились с заданием, воспитатель предлагает придумать узор и процарапать его стекой или зубочисткой. Можно выложить узор из пуговичек, бусин, бисера, семечек, горошин, фасолин и других семян, слегка вдавив их в сырое тесто. По окончании занятия дети выкладывают свои колокольчики для просушки. Рассматривают поделки друг друга, обмениваются впечатлениями. Воспитатель сообщает, что в свободное время дети смогут украсить свои колокольчики узорами или просто раскрасить, чтобы они стали еще более яркими, нарядными, необычными. После занятия. Выставка колокольчиков из соленого теста.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Сказочная путаница» Задачи. Включать детей в ситуацию экспериментирования с образами и сюжетами знакомых сказок. Развивать воображение, умение использовать свой литературный опыт в процессе сочинительства, придумывать новых героев и органично включать их в сюжет сказки. Развивать чувство юмора, умение услышать предложения товарищей и подхватить их. Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми сказку «Красная Шапочка» по вопросам: — Почему девочку звали Красная Шапочка? — О чем однажды мама попросила Красную Шапочку? — Кого Красная Шапочка встретила по дороге? — Что было дальше? Педагог говорит детям, что все дети знают и любят эту сказку, часто просят своих бабушек и дедушек рассказать ее. Однажды один мальчик тоже попросил свою бабушку рассказать эту сказку, и вот что рассказала ему бабушка. Педагог разыгрывает диалог бабушки и внука с помощью кукол (это также могут быть дедушка и внучка, бабушка и внучка, дедушка и внук и др.), предложив детям помогать «внуку» поправлять «бабушку», когда она ошибается: Бабушка: «Жила-была одна девочка, и звали ее Синяя Шапочка...»
(Педагог делает паузу и ждет реакции детей, а затем продолжает рассказывать, а дети помогают «внуку» поправлять «бабушку».) Бабушка: «Однажды мама позвала ее и говорит: „Желтая Шапочка..."» Внук: «...» Бабушка: «Сходи, пожалуйста, к сестре и отнеси ей банку с вареньем...» Внук: «...» Бабушка: «Девочка пошла через лес, и там ей повстречался крокодил...» Внук: «...» Бабушка: «А волк и говорит: „Сколько шишек висит на елке?.."» Внук: «...» Бабушка: «А Зеленая Шапочка отвечает: „Я иду в магазин за яблоками..."» Внук: «...» Бабушка: «Верно. А медведь говорит...» Внук: «...» Бабушка: «Конечно же, волк. Так вот, он и говорит: „Иди все время прямо, придешь к цирку. Войди в него, там тебя ждет веселый клоун, который подарит тебе воздушные шарики и мороженое"». (По мотивам сказки Дж. Родари «Дедушка-путаник») Воспитатель спрашивает детей: — Получилось ли у бабушки рассказать внуку сказку про Красную Шапочку? (Нет.) А как вы думаете, почему? (Как правило, дети говорят: «Потому, что бабушка была старенькая и забыла сказку», но иногда звучит предположение, что бабушка так пошутила над внуком. Если этот вариант не прозвучит — воспитатель сам предлагает детям обсудить такую ситуацию.) — Получилась ли в результате этой шутки у бабушки другая сказка про Красную Шапочку? (Да.) Давайте ее вспомним еще раз. (Дети пытаются вспомнить «бабушкину» сказку, одновременно предлагая и собственные варианты ее изменений.) — Можно ли сказать, что сказка стала совсем новой, не похожей на прежнюю? Дети обсуждают, чем сказка похожа и не похожа на прежнюю. (Не похожа: ведь эта девочка не пошла к бабушке с пирожками и др. Похожа: ведь основные события остались прежними, поменялись только некоторые герои и их слова.) — А давайте мы представим себе, как бы эта бабушка рассказала бы другую сказку. (Наиболее подходящими сказками для игрового сочинительства являются «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др., построенные по принципу повторения однотипных эпизодов.) Сочинять сказку лучше «цепочкой», т. е. каждый ребенок сочиняет фрагмент с одним героем, подстраиваясь под общий сюжет. Дети обычно легко включаются в эту игру, при этом одни дети называют отдельных героев или их действия, другие придумывают целые эпизоды. Участие каждого ребенка в игре может быть любым. Чаще всего дети, изменяя исходную сказку, придумывают других героев (тех, с кем встретился, например, колобок). Воспитатель помогает детям найти характерные черты данных героев, развернуть действия, соответствующие облику и особенностям новых героев сказки. Закончить занятие следует похвалой всех детей, активно принимавших участие в сочинении сказки на новый лад. После занятия. Для развития интереса детей к сочинительству воспитатель может использовать «Сказки, у которых три конца» Дж. Родари, в которых детям нужно сочинить свое окончание истории. (Например, сказка «Собака, которая не умела лаять».) ДЕКАБРЬ. 15 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Внимание детей на этой неделе будет привлечено к основному новогоднему символу — праздничной елке. Продолжится работа по изготовлению украшений для елки, а также поздравительных открыток для родителей. Дети не только узнают о традиции украшения ели, но и на ее примере увидят взаимосвязь растений и животных в природе, поговорят о необходимости охраны этих деревьев. Расширению и уточнению представлений детей о традициях празднования Нового года в нашей стране будет способствовать их знакомство с новогодними обычаями других народов. Речевая работа будет направлена на обогащение словаря детей образными словами и выражениями, определениями, на умение составлять короткие тексты, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками. На занятии по формированию математических представлений дети будут учиться считать на ощупь и систематизировать предметы по выделенному признаку, будут также развиваться общий ритм и темп действий.
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. В период предновогодних ожиданий внимание детей обязательно привлекут карнавальные костюмы и другие материалы для перевоплощения. Задача педагога — оказать опосредованную поддержку, пополнить игровой материал игрушками, атрибутами, позволяющими детям реализовать свои замыслы. Это могут быть элементы театральных костюмов, елочка в кукольном домике, карнавальные маски, персонажи кукольного театра, куклы, наряженные в карнавальные костюмы и пр. Следует учитывать, что в игровой среде могут быть и предметы, не имеющие отношения к игрушкам, но дети могут использовать их, наделяя игровым значением. В играх может использоваться и сюжет поздравления друзей и знакомых с наступающим праздником. Дети могут делать поздравительные открытки, покупать, упаковывать и отправлять «по почте» подарки. Роль воспитателя может ограничиться внесением открыток, марок, сумки почтальона и другими атрибутами. Народная игра «Мороз» (Калужская область) Играющие по считалке выбирают участника на роль Мороза. Вокруг него ведут хоровод и поют: Идет Зимушка-Зима, У нее белая коса. Где она идет, Там снег трясет; У реки ступает, Льдом воду покрывает; Где на окна дышит, Там узоры пишет. С ней идут три тетки — Белые поддевки: Метель, Вьюга и Пурга. У них есть слуга: Сам злющий Мороз. У него много угроз, Кого схватит — тот замерз!' После этих слов дети разбегаются от Мороза в разные стороны, а тот старается дотронуться до играющих рукой — «заморозить». «Замороженный» должен остановиться и развести руки в стороны. Остальные могут его «разморозить», для этого надо бросить ему снежок так, чтобы он его поймал. Игра заканчивается, когда Морозом будут «заморожены» все дети. ПРИРОДА «Елочка — зеленая иголочка» Задачи. Продолжать формировать у детей представления о деревьях на примере новогоднего дерева — ели, о взаимосвязях растений и животных, о необходимости охраны растений. Материалы, инструменты, оборудование. Коллекция шишек (еловых, сосновых, лиственничных), хвоя ели, сосны (пихты), лупы на каждого ребенка, плакат «Еловый лес», фотографии животных, связанных с елью (белки, медведя, рыси, сороки, снегиря), а также фотографии или рисунки животных других местообитаний (например, верблюда, белого медведя, чайки). Предварительная работа. Наблюдение за елью на прогулках. Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспитатель). Перед прогулкой воспитатель загадывает детям загадки про елку. На прогулке педагог предлагает детям поближе познакомиться с елью, исследовать это дерево. (Если поблизости дошкольного учреждения не растут ели, можно организовать наблюдения за сосной, в том числе и кедровой, пихтой.) Воспитатель напоминает детям, что скоро Новый год, а во время этого праздника украшают ели. Поэтому детям предлагается отправиться в гости именно к этому дереву, чтобы поближе с ним познакомиться. 1 Науменко Г. М. Русские народные детские игры с попевами.-М.: Либерия, 2003. С. 211.
Исследование хвои. Что дерево напоминает издалека? (Пирамиду.) Какие у него ветки? (Похожи на лапы, колючие, пушистые.) Дети трогают ветки. Есть ли на них снег? У ели пружинистые «лапы», которые прогибаются под тяжестью снега, и он сползает с них. (Чтобы убедиться в этом, нужно легонько опустить ветку вниз и отпустить.) Воспитатель предлагает дошкольникам внимательно рассмотреть хвоинки и объясняет, что это тоже листья, но особенные. Деревья, у которых есть хвоинки, так и называются — хвойные. Какого цвета хвоинки зимой? (Зеленого, поэтому ель — дерево вечнозеленое.) Воспитатель просит детей поискать под деревом опавшие хвоинки. Откуда они взялись? Хвоинки тоже опадают, как и листья дуба или березы. Только опадают они не все сразу, а постепенно: на веточках вырастают молодые хвоинки, а старые падают. Пусть дети найдут на дереве хвоинки разного цвета: самые светлые — самые молодые и самые темные — самые старые. Какие из них нежнее, мягче? Каждый год у ели появляются новые мутовки ветвей — несколько самых молодых светло-зеленых пучков хвоинок на концах старых веток. Полностью хвоя на ели меняется один раз в шесть-семь лет, — столько же времени проходит от рождения ребенка до поступления его в школу. Воспитатель дает детям задание: потрогать кончик хвоинки и провести по ней пальчиком, рассказать о своих ощущениях. Закрыть глаза и погладить веточку ели, представив, что гладишь животное. Какое это животное могло бы быть? Представить, что звери и птицы хотели бы спрятаться среди веток этой ели или даже построить на ней свой дом. Могли бы они это сделать? Постоять под ветками ели — темно под ними или светло? Есть ли ветер? Во время прогулок дети подбирают упавшие веточки ели,'сосны или других хвойных и приносят их в группу для исследований. (Ломать ветки нельзя!) Исследование ствола. Воспитатель предлагает детям потрогать ствол дерева и рассказать о своих ощущениях, какой он: гладкий или шероховатый, холодный или теплый. Какого он цвета? Есть ли на нем трещины, в которых могли бы спрятаться на зиму насекомые, пауки, или дупла, в которых могли бы жить птицы? (Ствол ели нужно гладить осторожно, так как на нем часто бывает смола, которая трудно оттирается от ладоней.) Пусть дети понюхают кору, найдут на ней смолу. Педагог обращает внимание дошкольников на то, что засохшие капельки смолы напоминают янтарь. С помощью смолы дерево залечивает ранки. Исследование шишек. Дети собирают еловые шишки, рассматривают их: какие они — длинные или короткие, вытянутые или округлые, гладкие или нет и т. п. С помощью воспитателя вытряхивают из шишек семена и наблюдают, как они падают: летят медленно, словно вертолетики. Ветер успевает их подхватить и унести. Часть семян кладут в кормушку и в последующие дни наблюдают, кто их съест. Дети берут шишки с собой для проведения исследований и изготовления поделок в группе. Содержание занятия. Воспитатель раздает каждому ребенку шишки разных хвойных деревьев и просит найти среди них еловую. Чем она отличается и чем похожа на остальные? Шишки каких хвойных деревьев лежат на столе? Воспитатель предлагает поискать в еловой шишке семечки, высыпать их на лист бумаги и рассмотреть через лупу. Зачем семечку ели крылышко? Точно так же исследуют семечки других деревьев и сравнивают их. Воспитатель дает детям ящик ощущений (или «волшебный» мешочек), в котором лежат разные шишки, загадывает загадку: Вот ящик почтовый, в нем писем не счесть, И в каждом пушистая елочка есть. Доставит немедленно в нужный район Их ветер — бессменный лесной почтальон. (Еловая шишка)1 Дети по очереди определяют на ощупь в ящике ощущений еловую шишку. Воспитатель дает детям по пять еловых шишек разной величины и предлагает составить из них сериационныи ряд от самой короткой шишки до самой длиной. Семена ели зимой спасают от голода белок, дятлов. Их едят небольшие птицы, которые живут во многих таежных лесах нашей страны — клесты. Воспитатель показывает их изображение и обращает внимание детей на необычный клюв, с помощью которого клест может расшелушивать шишки. За такой клюв с перекрещенными концами клестов еще называют северными попугаями. Про них говорят: «Кривлен нос — зелен хвост». Концы клюва загнуты в разные стороны и напоминают щипцы. Птица вставляет клюв между чешуйками еловой шишки, отгибает их и достает семечко. Цепляясь за шишку острыми коготками, клест иногда раскачивается на шишке, как на качелях. Ест он и почки ели. Разные клесты питаются разными семенами — есть клест-еловик, клест-сосновик, клест-лиственничник. Поскольку шишки у этих деревьев разные, клювы у разных клестов тоже устроены по-разному. Клест — единственная из всех наших птиц Может выводить птенцов зимой, даже в сильные морозы. Она строит из мелких веточек гнездо с толстыми стенками, утепляя его мхом, Шерстью, перьями. Свой дом птицы прячут у самого ствола, среди толстых веток старых густых елей, укрытых снегом. В таких местах Чет ветра. 1 Природа края в художественной литературе. Растительный мир / Сост. Га-вРилова О. Н. - Тюмень: Софтдизайн, 1997. С. 74.
Воспитатель раздает детям собранные во время прогулки веточки ели, предлагает еще раз их рассмотреть, потрогать, понюхать, обращает внимание детей на то, что от еловых веточек исходит особый, приятный запах. Затем раздает веточки других хвойных деревьев и предлагает сравнить хвоинки по длине, толщине, «колкости». Педагог рассказывает, что зимой хвоей ели питаются многие птицы: глухари, рябчики, тетерева, и показывает их изображения. Воспитатель показывает иллюстрацию елового леса. Еловый лес — это «дом» для многих животных и растений. Предлагает детям вспомнить, как они во время прогулки стояли под ветками ели: много ли света там было? (Мало, у ели густые ветви.) В еловом лесу темно, не всякие растения и животные здесь могут обитать. Воспитатель показывает фотографии (рисунки) белки, медведя, рыси, сороки, снегиря, а также животных других местообитаний, например, верблюда, белого медведя, чайки. Спрашивает, для кого из этих животных еловый лес является «домом». Рассказывает, что в глухих ельниках делает берлогу бурый медведь. (Рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций или, при возможности, просмотром видеофильма.) В корнях упавших старых елей прячут свое логово рыси. Белка на ели устраивает особое гнездо из веток, стебельков черники, брусники. Оно похоже на шар с отверстием-входом сбоку. Строит свое гнездо на ели в глухом лесу и сорока. Свой домик она складывает из веток, которые внутри плотно скрепляет глиной. Вход располагается сбоку, а сверху сооружение накрывается колючими еловыми ветками. В такой дом хищнику забраться непросто. Весной на ветках ели строит гнездо улетающий из города снегирь. Воспитатель показывает рисунки грибов, которые растут в еловом лесу, например, елового рыжика. Его можно узнать по желтоватой или синевато-зеленой шляпке (у соснового рыжика она рыжевато-оранжевая). Рыжиками питаются разные животные, например, белочки. Грибники собирают их для солений. Другой гриб — белый гриб еловый, как понятно из его названия, в отличие от своих собратьев, — дубового, соснового и березового, вырастает среди елей. У него бурая, красноватая, гладкая шляпка на длинной, толстенькой снизу ножке, покрытой светло-бурой сеточкой. В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: ель нужна очень многим животным, для них она и «столовая», и «дом». Затем педагог предлагает подумать о том, что будет с птицами, зверями и другими животными (показывает по очереди изображение каждого из них), если лесную ель срубят к Новому году. (Исчезнет их пища, им негде будет построить дом.) Но люди ведь должны украшать на Новый год елку? Что же делать? (Ответы детей.) Воспитатель объясняет, что для того, чтобы сберечь лесные ели, во многих странах специально выращивают к этому празднику много маленьких елочек. Их сажают рядами, как овощи на огороде. Такие елки продают на новогодних елочных базарах. А еще можно купить искусственную елку, которую не нужно выбрасывать после праздника.
После занятия. На прогулках при подходящей погоде дети проверяют приметы: «Длинные сухие еловые веточки к метелям сгибаются, к спокойной погоде — распрямляются», «Шумит еловый лес — ожидай оттепели». В свободное время воспитатель предлагает детям придумать и нарисовать охранные знаки для ели: что можно и нужно делать по отношению к этому дереву (рассматривать ее, собирать упавшие шишки, поливать при необходимости) и чего делать нельзя (не ломать ветки, не рубить). Это задание можно предложить выполнить детям дома вместе с родителями. Природоохранные знаки выставляются в группе. Родители вместе с детьми могут также нарисовать плакаты, рисунки в защиту елочки, которые будут представлены на специальной новогодней выставке детского сада. В детском саду (в группе, в экологической комнате) наряжается особая, «экологическая» (искусственная) елка. Игрушки для нее и новогодние костюмы изготавливают из бросовых материалов родители и дети. Объявляется конкурс на лучшую игрушку и лучший костюм. РИСОВАНИЕ с натуры «Еловые веточки» Задачи. Учить детей рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности ее строения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы. Развивать координацию в системе «глаз—рука»; воспитывать интерес к народному искусству, оформлению интерьера. Предварительная работа. Беседа о хвойных деревьях, рассматривание еловой и сосновой веток в сравнении. Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства и его специфическими особенностями. Материалы, инструменты, оборудование. Две-три композиции с еловыми ветками на выбор (с новогодней игрушкой, шишкой, мишурой); поздравительные открытки хорошего качества с изображением елочек, еловых веток; настенный перекидной календарь со страничкой «Декабрь»; листы бумаги белого цвета или слаботонированные (светло-голубые, светло-желтые, нежно-розовые, нежно-сиреневые и пр.); Простые и цветные карандаши, гелевые ручки, фломастеры, пастель Для свободного выбора материалов детьми. Форма проведения занятия. Дети распределяются на группы и садятся возле избранного натюрморта, чтобы хорошо его видеть. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение о новогодней елке или новогоднем празднике. Два-три ребенка по своему желанию декламируют отрывки из стихов или из праздничного сценария. Затем воспитатель показывает детям красивые поздравительные открытки, предлагает полюбоваться и рассказать, для чего нужны праздничные открытки, как они выглядят, что с ними делают и зачем, какие слова пишут родным и близким людям — с чем поздравляют, чего желают. Особое внимание обращает на открытки, изображающие еловые ветки с игрушками или запорошенные снегом. Предлагает смастерить своими руками рождественский венок для украшения группы к зимним праздникам. Предлагает обсудить варианты способов изготовления такого венка. Комментирует ответы детей и предлагает простой способ, которым можно всем вместе изготовить красивый, нарядный венок. — Сейчас каждый из вас нарисует еловую веточку — с шишками или новогодними игрушками. Для рисунков подготовлена вот такая бумага — одинакового размера, но разного цвета. Обычно на занятиях вы подбираете материал по своему желанию. Но сегодня нам с вами надо договориться о том, чтобы листы бумаги были одного размера и одинаково размещались во время рисования (горизонтально). Одинаковый размер бумаги нужен для того, чтобы из них можно было составить общую композицию — рождественский венок, вот так (показывает, каким образом будет составлен рождественский венок; см. рис.). Если листочки будут разного размера, выйдет не очень красиво. Вспомните, как мы с вами договорились разместить листы бумаги? Почему именно так? (Ответы детей.) Что мы будем рисовать? Да, еловые веточки. Они длинные и «смотрят» не вверх, а в сторону, поэтому лист лучше положить по длине (показывает). Для того чтобы из отдельных веточек получился красивый венок, нам нужно договориться и о том, как лучше разместить ветку на листе бумаги: вот так (от середины левой боковой стороны) или вот так (из уголка по диагонали; см. рис.). Какой способ мы с вами выберем? (Дети выбирают один из двух предложенных вариантов.) Примечание: леворукие дети (левши) рисуют не слева направо, а наоборот. Затем воспитатель показывает натюрморты с еловыми ветками, предварительно скрытые ширмой, и предлагает детям рисовать с натуры, как это делают настоящие художники. Дети выбирают те натюрморты, которые им понравились больше всего, садятся возле них и начинают рисовать сухими художественными материалами — фломастерами, цветными карандашами, пастелью, гелевыми ручками. После занятия. Индивидуальные детские работы размещаются по кругу, образуя коллективную праздничную композицию (см. рис.). Эта композиция может украшать группу, музыкальный зал к новогоднему утреннику, холл детского сада или представлять собой основу для новогодней поздравительной газеты.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Елка наряжается — праздник приближается» Задачи. Уточнить знания детей о признаках зимы. Учить составлять короткие тексты смешанного типа. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями, определениями. Вовлекать детей в общий разговор на темы из личного опыта, в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками. Материалы, инструменты, оборудование. «Волшебный сосуд» (шар, коробочка из-под подарка и т. п.). Платок. Предметы: золотой орех, шоколадная медаль, конфета, хлопушка, бумажный фонарик; мелкие игрушки (собачка, котенок и др.). Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадки. Снег на полях, Лед на реках. Ветер гуляет. Когда это бывает? (Зимой)1
Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая — для лета, Для зимы — другого цвета. (Заяц)2
См.: Времена года. — М.: Малыш, 1984. С. 1. См.: Лысаков В. Г. 1000 загадок. - М.: ACT, 2005. С. 66.
Хозяин лесной Просыпается весной. А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь)1
Меня не растили, Из снега слепили, Вместо носа ловко Вставили морковку. Глаза — угольки, Губы — сучки. Холодная, большая, Кто я такая? (Снежная баба)2 За рекой они росли, Их на праздник привезли. Не веточках иголки. Что же это?... (Елки)3 — Расскажите, что вы узнали из загадок о зиме? Что бывает зимой с солнышком? Деревьями? Реками? Лесными зверями? (Высказывания детей.) Из загадок узнали, что зимой холодно, морозно. Много снега. С неба падают снежинки. Солнышко светит, но не греет. Мишка спит в берлоге. У зайца появляется белая шуба. А мороз рисует на окнах волшебные рисунки. Воспитатель организует игру в кругу с мячом «Подбери слово». Объясняет детям, что будет бросать мяч и называть предмет, а они — перекидывать мяч обратно и говорить, какой он. Снег — холодный, искристый, пушистый; ветер — холодный, ледяной, сильный. (Слова: зима, туча, снежинка, снеговик, сугроб, лед, иней, Дед Мороз, Новый год, Снегурочка, елка, подарок, медведь, заяц, лиса, сорока, ежик, санки, лыжи, метель, вьюга, река, солнце, день, дерево и т. п.) Воспитатель спрашивает детей: — Любите вы новогоднюю елку? Ждете подарков? Каких? Где вы находите свои подарки от Деда Мороза? 1 См.: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1985. С. 159. 2 См.: Читаем детям / Под ред. Сахиповой 3. Г. — Л.: Просвещение, 1987- С. 198. 3 См.: Там же. Воспитатель регулирует очередность высказываний детей, передавая мяч по кругу. Дети называют желание и передают мяч соседу. — Говорят, под Новый год что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается. А вы загадали какие-нибудь желания Деду Морозу? Чего вы ждете? О чем хотели бы попросить Деда Мороза для сестренки, братишки, мамы, папы? — Где вы встречали Деда Мороза? Приходил он к вам в детский (Свободные высказывания детей.) — Послушайте стихотворение о Дедушке Морозе: Ночью в поле снег летучий, Тишина. Спит луна. Тихо в поле. Темный-темный Смотрит лес. Дед Мороз, старик — огромный, С елки слез. Весь он белый, весь в обновах, Весь в звездах, В белой шапке и в пуховых Сапогах. Вся в серебряных сосульках Борода. У него во рту свистулька Изо льда. Выше, выше Вырастает Дед Мороз. Вот он вышел Из-за елок и берез. ...Зашагал он, Закачал он головой. Засвистал он В свой свисточек ледяной. Все снежинки По сугробам улеглись, Все снежинки Огонечками зажглись. (М. Клокова)*** — В Новогоднюю ночь случаются чудеса, волшебство. Вот и мы — Рекс-фекс-пекс, абракадабра.
Вызванный ребенок засовывает руку под платок. Что там? Й т. д. (Проводится игра «Угадай на ощупь». Таинственным голосом «колдуют».) В завершение игры воспитатель говорит, что это елочные украшения. Надо повесить их на елку. (Вешают вместе с детьми.) Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|