Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АППЛИКАЦИЯ (бумажная пластика) с элементами рисования





«По морям, по волнам...»

Задачи. Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, само­стоятельно комбинируя освоенные приемы силуэтной и рельефной аппликации. Показать разные варианты интеграции рисования и апп­ликации: 1) построение аппликативной композиции на затонирован-ном фоне; 2) оформление аппликации графическими средствами. Раз­вивать композиционные умения (размещать кораблики «в море» по всему листу бумаги).

Предварительная работа. Беседа о водном транспорте с опорой на наглядность (открытки, фотографии, дидактические пособия). Выкла­дывание корабликов из плоскостных геометрических фигур.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага, обрез­ки, фантики, мягкие бумажные салфетки белого или светло-голубого цвета для изображения рельефных волн, ножницы, клей или клеящие карандаши, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, цветные карандаши или фломастеры для оформления аппликации графически­ми средствами.

Рисунки детей, выполненные на занятии по рисованию «Море вол­нуется» как основа (фон) для создания аппликативных композиций с корабликами.

Материал для рассматривания: репродукции, художественные от­крытки или календари с изображением кораблей.

Содержание занятия. Перед занятием по аппликации воспитатель предлагает детям найти и положить на свои столы рисунки, выполнен­ные на занятии по рисованию «Море волнуется».

В начале занятия воспитатель читает отрывок из сказки А. С. Пуш­кина «Сказка о царе Салтане...»

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах...

Спрашивает, как дети понимают выражения «по морю гуляет» и «на раздутых парусах». Воспитатель вспоминает с детьми, как они «застав-

ляли» плыть лодочку с парусом на занятии по ознакомлению с окружа­ющим. В случае затруднения и в подтверждение догадок детей предла­гает достать носовые платки или взять листы тонкой бумаги и подуть i в них, будто ветер свободно «по морю гуляет» и раздувает паруса на ко­раблях, поэтому они и мчатся «на раздутых парусах».

Затем воспитатель показывает детям несколько иллюстраций с изо­бражением кораблей в море. И предлагает детям дополнить свои нари­сованные картины — приклеить кораблики, которые подгоняет ветер, и они плывут быстро-быстро по морям, по волнам на «раздутых пару­сах».

Воспитатель спрашивает детей о том, как они будут делать корпус корабликов, и уточняет представление о том, что корпус корабля мо­жет иметь разную форму (демонстрирует на магнитной доске, или на мольберте, или на фланелеграфе) разные виды корпуса кораблей (см. рис.).

Затем воспитатель предлагает детям подумать о том, как они изоб­разят «раздутые паруса». Дети предлагают свои способы. Воспитатель внимательно выслушивает, комментирует и очень четко объясняет с наглядным показом, что наполненные ветром паруса можно изобра­зить таким образом:

— сделать объемный парус (рельефный), не нанося клей всплош­ную и приклеивая его не наглухо, а лишь вверху и внизу, предваритель­но «надув» парус — слегка или очень сильно (см. рис.); после показа этого способа воспитатель предлагает детям приложить лист бумаги
к поверхности стола и «надуть» парус;

— изменить форму паруса в плоскостной аппликации — сделать полукруглый или полуовальный вырез с той стороны, в которую плы­вет кораблик. И в ту же сторону направить флажок на мачте (см. рис.).

Дети выбирают материалы для работы (цветную бумагу, обрезки, фантики) и приступают к работе. Воспитатель напоминает, что кораб­лики поплывут по тем морям и волнам, которые дети уже нарисовали на предыдущем занятии (по рисованию). Тем детям, которые быстро справляются с заданием, педагог советует сделать рельефные волны из мягких бумажных салфеток и дорисовать на корабликах моряков, а в море — морских животных.

В конце занятия проводится экс­пресс-выставка.

После занятия. В свободное вре­мя воспитатель может предложить детям создать общую панораму «По морям, по волнам», объединив не­сколько индивидуальных работ. В са­мостоятельной художественной дея­тельности дети также завершают оформление аппликативных компо­зиций графическими средствами.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Сказочка»

Задачи. Вовлекать детей в коллективное обсуждение сюжета сочи­нения.

Побуждать самостоятельно строить небольшой текст-повествова­ние по набору игрушек.

Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.

Развивать речевой слух, речевое дыхание.

Материалы, инструменты, оборудование. Тарелка с водой. Бу­мажные лодочки — по количеству детей. Набор мелких игрушек: гном, лягушка, жук, кузнечик, божья коровка, корова, бабочка, зай­чик, цыпленок и проч. (любые мелкие образные игрушки) — по коли­честву детей.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение «Сказочка» (автор Й. Й. Змай, перезод Л. Яхнина):

Маленький мальчик

В маленькой лодке,

В маленьком море плывет.

Маленький ветер

По маленьким волнам

Лодочку гонит вперед.

К маленькой пристани

В маленький город

Мальчик приплыл наконец.

Маленький парус

Спущен на мачте,

И маленькой сказке конец.

Воспитатель обращается к детям со словами: «Вот у меня маленькая лодочка. Мальчик ушел, привязал к причалу лодочку. А лодочка отвя­залась и поплыла. Давайте с вами придумаем историю о лодочке». (Вы­ставляет тарелку с водой, лодочки и мелкие игрушки на стол.)

Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, кто бы мог встре­тить лодочку?» (Ответы детей.) Предлагает пофантазировать, как раз­говаривали друг с другом насекомые и другие персонажи, которые встречали лодочку. Что они делали, как дружили. Чем все завершилось. (Выслушать желающих.) Воспитатель предоставляет детям полную са­мостоятельность. В случае затруднения дает подсказки. Например: «Плыла, плыла лодочка. И встретила... (корову). Корова говорит: «Здравствуй, лодочка. Далеко плывешь?» — «Далеко». — «Угостить те­бя молоком?» — «Спасибо». — «Доброго тебе пути». И т. п. Эта часть сценария занимает основное время работы детей. Воспитатель обеща­ет, что все дети смогут поиграть лодочками после занятия.

Далее воспитатель обращается к детям со словами: «Послушайте, какую историю о гноме и лодочке придумала другой поэт — Лариса Кузьмина:

Вечер, начало смеркаться,

Время к дому возвращаться,

Быстро лодку оттолкнул, Белый парус развернул.

Вижу: гномик на корме,

Обратился он ко мне:

Просит срочно подвезти,

К брату-гному отвезти —

Поздно, наступает ночь...

Я готов ему помочь,

И на лодочке вдвоем

Мы под парусом плывем.

Ветер в парусе поет,

Звездный дождь с небес идет,

Гномик шапочкой смешной

Ловит звезды за кормой...

Вот и берег. Гномик рад —

Здесь его встречает брат,

Мне за то, что я подвез,

Подарил одну из звезд.

— Вот спасибо! — я сказал,

Лодку крепко привязал

И с подаренной звездой Побежал скорей домой.

Педагог предлагает детям пофантазировать. Представить себе ночь, лодочку с гномиком, звезды, которые отражаются в воде. Какими слова­ми можно рассказать о небе? О звездах? О реке? О ветре? Какое небо? Как светят звезды? Какой ветер? Что делает вода? (Высказывания детей.)

Давайте все вместе скажем приговорку1.

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

Гони стружок

С запада на восток.

(Повторить два раза.)

Далее педагог предлагает детям представить, что у них на ладошке ко­раблики. Дует ветер, гонит кораблик по воде: пффф. Объясняет, что щеки надувать не надо, надо глубоко вздохнуть и медленно дуть на ладошки.

Затем воспитатель предлагает произнести приговорку еще раз.

1 См.: Литература и фантазия / Сост. Стрельцова Л. Е. — М.: Просвещение, 1992. С. 10.

После занятия. Детям предоставляется возможность взять в руки лодочки и мелкие игрушки и поиграть ими.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ЛЕПКА

«Кто в море живет?» (дельфин, кит и акула)

Задачи. Продолжить освоение детьми рельефной лепки: создавать упрощенные фигуры морских обитателей (кит, дельфин, акула), при­креплять их к фону (основе), украшать лепными элементами и контр­рельефными (прорезными) рисунками.

Ориентировать детей на поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище-конус + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки.

Вызвать интерес к раскрытию этой темы в других видах художест­венной деятельности.

Предварительная работа. Рассматривание изображений морских животных. Подготовка двух-трех маленьких «аквариумов» — прозрач­ных стаканов или банок, на дне которых размещаются вылепленные камешки и водоросли.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин разных цве­тов или соленое тесто; краски; стеки; керамические плитки; мелкие красивые пуговицы, бисер, семечки для оформления мелких деталей.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям иллюстра­цию или отдельные фотографии в энциклопедии с изображением морских животных — кита, дельфина и акулы. Предлагает подумать, как можно слепить этих животных из пластилина. После ответов детей уточняет:

— Некоторые морские животные похожи друг на друга формой те­ла. Если мы раскатаем из шара «морковку» и на узкой стороне офор­мим хвостик, то сможем вылепить кого угодно — дельфина, кита, аку­лу или какую-нибудь рыбку. Для кита раскатаем самую толстую «мор­ковку», округлим и утолщим переднюю часть — голову, налепим глаза и улыбку в форме месяца, завернем наверх узкую часть — хвостик и прикрепим на спине фонтанчик из пластилиновых или бумажных жгутиков. Для дельфина слепим более тонкую «морковку» (он такой грациозный и добрый), снизу налепим кусочек белого пластилина и аккуратно примажем, чтобы получился светлый животик, прилепим плавники и хвостик, на голове сделаем нос «клювиком» и красивые глаза из бусинок или пуговичек. Для акулы слепим «морковку» или «колбаску», вытянем и заострим пасть — прорежем ее стекой и вставим страшные зубы из семечек или бисера.

Дети, недавно пришедшие в детский сад, лепят морских животных конструктивным способом (по отдельным частям), дети, давно посе­щающие детский сад, — скульптурным (из целого куска) и комбиниро­ванным. Воспитатель предлагает сделать глазки морских животных из пуговиц или бусинок. Советует использовать и другие приемы оформ­ления — более мелкие по движению, но более разнообразные по воз­можности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каж­дый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следу­ющие вспомогательные способы и приемы:

— оттягивают от основной формы некоторые детали (хвост) и придают им необходимую форму и положение — заостряют, сплющивают, загибают;

— защипывают или прищипывают край или какую-то часть формы (плавники), при этом щипковые движения пальцев позволяют пере­дать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, пе­редать движение;

— дополняют вылепленный образ различными элементами из дру­их материалов (бисер, пуговицы, блестки, камешки, ракушки, фа­соль, горох, семечки).

Выставка. Дети помещают фигурки вылепленных морских живот­ных в большой «аквариум» или в несколько маленьких (стаканы, бан­ки), в которых уже размещены камешки и водоросли. Часть лепных фигурок прикрепляют к стенкам, слегка прижимая, оставшихся сво­бодно располагают по всему пространству аквариума, нанизывая на прозрачные трубочки для коктейля, закрепленные на дне. Несколько красивых лепных скульптур можно использовать для оформления цвух-трех керамических плиток («изразцов»).


 

После занятия. В свободное время рисование и вырезание рыбок и других морских животных. Раскрашивание фигурок, вылепленных из соленого теста. Рисование по замыслу — индивидуальное и коллектив­ное на больших листах бумаги (на обоях). Вырезание силуэтов морских животных. Игра «Угадай, кто это» (контурные рисунки мелом на доске или сделанные из проволоки).


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Стихотворение С. Козлова «В порту»

Задачи. Развивать способность детей вслушиваться в текст, спо­собствовать осмыслению литературных образов через включение в иг­ровую ситуацию с проигрыванием общего сюжета стихотворения, раз­вивать умение детей разнообразно интерпретировать описанные со­бытия.

Материалы, инструменты и оборудование. Игрушки, подходящие по смыслу к игре в морской порт: разные виды судов (баржи, корабли, буксиры, лодочки и пр.), мелкий игровой материал (куколки, машины, звери и пр.), грузовые машины, автокраны и пр.

Содержание занятия. Педагог, опираясь на имеющийся опыт де­тей, вспоминает с ними, что такое порт, что там делают. Выслушивает и обобщает ответы детей: порт — это место на берегу моря или реки для стоянки судов.

— О том, что происходит в порту, рассказал в своем стихотворении поэт Сергей Козлов. Послушайте его. (Выразительно читает стихотво­рение.)

В ПОРТУ

Мы пришли сегодня в порт.

Мы стоим, разинув рот.

Та вода, что у причалов,

И которая вдали,

И в которую сначала

С моря входят корабли, —

Эта территория Зовется акватория.

Тут у каждого причала

Для людей и кораблей

Всех морских путей начало

И конец морских путей.

Пошумев моторами,

Выпустив дымок,

Через акваторию

Мчится катерок.

На волну взбирается,

Словно альпинист,

И с волны бросается

Головою вниз.

Словно в детском садике

Он туда-сюда

 

Водит плавно за руку

Мощные суда.

Словно цапли-великаны,

По причалам ходят краны,

Танкер нефтеналивной

К пристани стоит спиной.

Это кто на весь причал

Хриплым басом зарычал?

«Как же тут не зареветь?

Как же тут не загудеть?

Старый бурый лесовоз

Полтайги сюда привез,

А посажен как медведь,

Здесь на якорную цепь.

Не привык я уставать,

А теперь устал стоять.

Вы меня не обижайте —

Поскорее разгружайте».

Мимо бочек и досок

С каблучка да на мысок

Обойдем мы все причалы,

Постоим, пойдем сначала.

Чайки носятся в порту...

С обезьянкой на борту,

Посетив другие страны,

Захватив бразильский груз,

Встал на рейде очень странный

Иностранный сухогруз:

Сухогруз алжирский —

Полупассажирский.

Мимо бочек и досок

С каблучка да на мысок

Обойдем мы все причалы,

Постоим, пойдем сначала.

Разгружают пароход:

Это прибыл бегемот.

вверх!

— Вира! Вира!
Подымайте!

— Майна! Майна!
Опускайте!
Майна — вниз!
Вира —

Топот,

Грохот,

Шутки,

Смех!

А к причалу номер два

Привезли живого льва.

Клетку тросом подцепили,

«Вира!»— крикнули,

И вот

Лев по воздуху плывет:

Льва живого погрузили

На турецкий пароход.

В трюме лев мигнул, зевнул

И отправился в Стамбул.

Лев — силач,

Лев — трюкач,

Лев —

Потомственный циркач!

На мысок да с каблука,

Мы дойдем до маяка.

Постоим здесь у причала

И опять пойдем сначала.

А в порту грузовики

Возят ящики,

Тюки,

Возят уголь,

Лес,

Овес.

Даже старый паровоз —

Хоть у деда много дел —

Въехал в Порт

И загудел:

«Я приехал под руду-у-у!

Кто с рудою на борту-у-у?»

День и ночь

Грохочет порт.

Мы стоим, разинув

Рот.

Воспитатель спрашивает у детей:

— Интересное стихотворение?

— Как вы думаете, кто же это приходил в порт и смотрел, разинув рот, на все, что там происходит? (Это были дети.)

— Что же интересного увидели дети? Какие суда приходили в порт? Какой груз привозили?

Воспитатель предлагает детям поиграть в порт. Спрашивает, кто по­нял, что же такое «акватория» порта? Да, акватория — это часть моря вокруг причалов, защищенная от ветров и больших волн бетонными стенами. Из чего бы мы могли построить наш порт? (Из крупных мо­дулей, из напольного строительного материала, даже из детских стуль-

чиков.) Предлагает двум-трем детям (по желанию) оградить часть пола выбранным материалом, сделав внутри несколько причалов. Осталь­ных детей спрашивает, кто кем хочет быть в порту? Говорит им, что из имеющихся в группе игрушек и предметов-заместителей можно подо­брать себе подходящие для использования в порту. (По тому, какую именно «игрушку» выбрал каждый ребенок, педагог уже может судить о том, как дети услышали текст стихотворения.) После того, как дети выберут себе игрушку, воспитатель интересуется, какие же суда будут заходить в наш порт, прося каждого из детей, выбравших себе игрушку или предмет-заместитель, назвать свой кораблик.

Затем спрашивает, кто из детей будет работать в порту на разгрузке ко­раблей, помогает им подобрать грузовые машины, подъемные краны и пр. технику, расставить их у причалов. Возможно, в группе будет часть детей, которая не сможет самостоятельно придумать себе роль, включить­ся в игру. Таким детям педагог помогает советом: построить, например, маяк и с помощью фонарика сигналить кораблям, или придумать грузы для судов (из мелких игрушек подбираются куклы-пассажиры, цирковые звери, какой-либо товар и пр.) Далее игру можно организовать так: дети расставляют свои игрушки «в порту», все берутся за руки, образуя боль­шой хоровод вокруг «порта», идут по кругу и хором говорят слова:

 

Мимо бочек и досок

С каблучка да на мысок

Обойдем мы все причалы,

Постоим, пойдем сначала.

 

Затем дети-«корабли» по очереди заводят свои суда в порт, расска­зывая о себе: откуда прибыл, что везет и пр., и подводят свои суда под разгрузку к причалу.

Дети, разгружающие суда, интересуются, куда следует отвезти дан­ный груз и проигрывают эту ситуацию. После каждых двух-трех кораб­лей хоровод из свободных детей вновь обходит всю постройку со сло­вами стихотворения:

 

Мимо бочек и досок

С каблучка да на мысок

Обойдем мы все причалы,

Постоим, пойдем сначала.

Похожим образом, игра может развиваться на протяжении 10-15 минут. При этом важно, чтобы каждый ребенок нашел себе роль, смог включиться в общий контекст игры. Их действия могут как повторять сюжет стихотворения, так и отходить от него, удерживая лишь общую тему событий, которые могут происходить в порту.

От того, как будет развиваться игра, что будут говорить и делать де­ти, педагог сможет определить для себя уровень понимания текста и возможность его интерпретации каждым ребенком. Возможно,

в группе найдутся дети, которые совсем не смогут включиться в игру в рамках заданного контекста. Другие — будут пытаться повторить ана­логичные тексту стихотворения события и рассказы. Очень хорошо, если возникнут ситуации, когда дети смогут самостоятельно придумать и развернуть сюжет в действии или рассказе. Если игра будет разви­ваться, выходя за рамки предложенного в стихотворении сюжета, раз­вивая и расширяя его, не следует ограничивать детскую фантазию и иг­ровую инициативу.

Воспитатель организованно заканчивает игру, благодарит всех де­тей за участие. Построенный «порт» остается на полу еще некоторое время, чтобы дать детям возможность развернуть самодеятельные творческие игры по своей инициативе.

После занятия. Желательно, по возможности, показать детям мультфильм «В порту» режиссера Инессы Ковалевской, созданный по мотивам этого стихотворения, или дать послушать песни из этого мультфильма в аудиозаписи. Радостное узнавание этого произведения обогатит творческую игровую деятельность, будет способствовать эмо­циональному присвоению детьми полученной информации.

ФЕВРАЛЬ. 21 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе дети по­знакомятся с воздухом, его свойствами и ролью в жизни человека, воз­душным транспортом разного назначения. Эти представления будут обогащены в ходе экспериментирования с вылепленными поделками человечка-парашютиста, конструирования самолетов из деталей конст­рукторов. Работа педагога также будет направлена на расширение пред­ставлений детей о службе в армии, о защитниках Отечества, воспитанию бережного отношения к прошлому своей Родины. Чтение рассказа Ю. Коваля «Алый» будет способствовать развитию эмоциональной от­зывчивости, умению сопереживать героям. Дети поговорят о «мужских» и «женских» профессиях, о чертах характера мужчин и женщин. Нарису­ют папин (или дедушкин) портрет, украсят его галстуком. Кроме обще­го контекста, каждое из занятий будет решать и специфические для дан­ного вида деятельности задачи: в рисовании — передавать особенности внешнего вида, характера и настроения; в аппликации — связь формы и декора. Дети будут упражняются в построении числового ряда, в по­рядковом счете, в установлении равенства и неравенства групп предме­тов, независимо от расстояния между предметами, их величины и цвета.

 

Деньнедели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Природа. «Воздух-невидимка» * 2. Лепка. «Отважные парашютисты» 3. Физкультура № 21.1. Разучивание техники прыжка в длину с небольшого разбега (трех—пяти шагов). Закреп­ление умения сохранять равнение в колонне на месте, в движении. Развитие быстроты
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижная игра «Сбей мяч» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение рассказа И. Туричина «Человек заболел»
    Вечер Игры по инициативе детей Составление «коллекции» и устройство выставки игру­шечных самолетов и вертолетов
2 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Воздушный транспорт» 2. Конструирование. «Самолеты» 3. Музыка № 21.1. Пение: распевки «Мамочка», «Бабуш­ка моя»; «Моя песенка» (муз. О. Девочкиной, ел. В. Гуди-мова), «Мама» (муз. Л. Бакалова, ел. С. Вигдорова), «Пе­сенка про бабушку» (муз. и ел. Е. Рагульской). Музыкаль­ное движение: упражнение «Качание рук и мельница» (англ. нар. мел.), этюд «Воздушные шары» (В. Витлин «Игра с воздушными шарами»), этюд «Подснежники для девочек» (Ан. Александров «Просьба»)

 

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Игра на санках «Веселые тройки» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение 1-й части рассказа Ю. Коваля «Алый»
    Вечер Игры по инициативе детей.
З день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Хитрое яблоко» 2. Рисование. «Папин портрет» 3. Физкультура № 21.2. Разучивание техники прыжка в вы­соту с разбега. Совершенствование умения сохранять рав­нение в колонне на месте, в движении. Развитие ловкости
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижная игра «Сбей мяч» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение 2-й части рассказа Ю. Коваля «Алый»
    Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математические представления № 21 2. Аппликация. «Галстук для папы» 3. Музыка № 21.2. Пение: распевки «Мамочка», «Бабуш­ка моя»; «Моя песенка» (муз. О. Девочкиной, ел. В. Гуди-мова), «Мама» (муз. Л. Бакалова, ел. С. Вигдорова), «Пе­сенка про бабушку» (муз. и ел. Е. Рагульской). Игра на детских музыкальных инструментах: И. С. Бах «Шутка», В. Агафонников «Сани с колокольчиками», В. Селиванов «Шуточка». Музыкальное движение: упражнение «Пру­жинки» (рус. нар. песня «Посеяли девки лен»), «Подпры­гивай легко» (англ. нар. песня), танец «Полька с мамами» (швейцарская нар. мел.), этюд «Подснежники для дево­чек» (Ан. Александров «Просьба»)
    Прогулка Наблюдение в природе* Игра на санках «Веселые тройки» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение 3-й части рассказа Ю. Коваля «Алый»
    Вечер Изготовление «медалей» для награждения мальчиков
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. Рассказ Ю. Коваля «Алый» 2. Работа с подгруппами детей — оформление папиных портретов 3. Физкультура № 21.3. Разучивание техники остановки и поворота на лыжах. Закрепление техники ходьбы на лы­жах попеременным шагом. Развитие выносливости
    Прогулка Наблюдение в природе* Игра «Гонки на санках» Игры по инициативе детей

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  После обеда Чтение стихотворения 3. Александровой «Дозор»
    Вечер Физкультурный досуг «А ну-ка, мальчики!»: ходьба и бег босиком; комплекс ОРУ; прыжки через скакалку; игра «Затейник»; игра-соревнование «Мяч в корзину»; игра малой подвижности «Группа, смирно!»

* См. раздел «Природа.

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Можно предпо­ложить, что содержание занятий этой недели и подготовка к праздно­ванию дня Российской армии особо заинтересует мальчиков, которым и в другое время близки военизированные сюжеты. «Коллекция» сол­датиков и военной техники, собранная с детьми, может использовать­ся для режиссерских игр. Часто приходится оказывать детям поддерж­ку, чтобы сюжеты игр были интересны, но не агрессивны. Например, «Пограничники», «Служебные собаки», «Спасатели», «Пожарники» и пр.

Кроме игр с игрушками, можно организовать игры на бумаге: дети по очереди дорисовывают сюжет в заготовленных кадрах на листе бу­маги в виде кинопленки. Инициатором такой игры может выступить взрослый или те дети, которые имеют опыт таких игр.

Также активно используются детьми игрушки и материалы для ре­жиссерских игр: маленькие солдатики, военная техника и пр.

 

 

ПРИРОДА

«Воздух-невидимка»

Задачи. Познакомить детей с воздухом, его свойствами и ролью в жизни человека.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулках. Дети наблюда­ют за происходящими в природе изменениями: стало ли теплее, удли­нился ли день, как ведут себя птицы? Воспитатель подчеркивает, что февраль — последний зимний месяц (в южных районах можно уже от­мечать первые признаки весны, а в самых северных — сравнивать ян­варь и февраль, обращая прежде всего внимание на увеличение про­должительности дня). Воспитатель просит детей определить, какая се­годня погода — ветреная или безветренная, выносит на улицу флюгер (самый простой флюгер — это игрушка вертушка).

Дети подносят ладошки сначала ко рту, а затем к носу и дышат. Что они чувствуют при этом? От дыхания ладошкам становится тепло. Вос­питатель спрашивает, какой сегодня воздух. (Морозный, теплый,

влажный, холодный, сухой и т. п.) А как об этом узнают? (Люди вдыха­ют воздух и чувствуют, какой он.) Как долго мы можем не дышать? Де­ти ненадолго задерживают дыхание. Без воздуха человек жить не мо­жет.

Наблюдения в группе. Воспитатель спрашивает, можно ли увидеть воздух? Как узнать, что он есть вокруг нас, ведь мы его не видим? (Де­ти высказывают предположения.) Воспитатель говорит, что сейчас они поймают воздух, дает каждому ребенку полиэтиленовый пакет. Дети его рассматривают и определяют, что находится внутри. (Пакет плос­кий, пустой.) Затем детям предлагается с помощью пакета поймать воздух. (Надуть пакет или побегать, держа его раскрытым в руке.) Что мы чувствуем, когда сжимаем плотно закрытый пакет с воздухом? (Он упругий, как мяч, как воздушный шар.) Когда же мы отпускаем пакет, он становится таким, как прежде. Значит, воздух — упругий.

Во время игр с мячами воспитатель обращает внимание детей на то, что мяч легкий, упругий. Затем предлагает сравнить надутый мяч и мяч, в котором немного спущен воздух. Дети трогают оба мяча, сту­чат ими о землю, сравнивают. Что находится внутри мячей? В каком из них меньше воздуха?

Материалы, инструменты, оборудование. Пустые стаканчики и стаканчики с водой, мисочки с водой, соломинки для коктейля на каждого ребенка, кусочек поролона или ватки, парашют из полиэтиле­на с привязанным к нему пластилиновым шариком, пластилиновый шарик без парашюта, жидкость и оборудование для пускания мыльных пузырей.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям сделать глубо­кий вдох и выдох. Что дети вдохнули? Чем человек дышит? (Воздухом. Если вы считаете, что ваши дети способны усвоить информацию о том, что человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ, можете со­общить и об этом.) Есть ли воздух в этой комнате? Почему мы его не видим? (Предположения детей: он прозрачный, через него все видно.) А что еще бывает прозрачным? Дети ищут прозрачные предметы в по­мещении. Воспитатель говорит, что воздух прячется от всех, он неви­дим, но дети выполнят ряд опытов, которые помогут раскрыть его тай­ны. (Воспитатель сидит на одном уровне с детьми и показывает, как нужно проводить опыты, дети повторяют за ним.)

Опыт 1. Воспитатель показывает детям стакан и спрашивает, есть ли в нем что-нибудь? Дети исследуют емкость по очереди, высказывают свои мнения, после чего педагог предлагает проверить их в процессе экспериментирования. Педагог переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает в миску с водой, обращая внимание на то, что Держать его нужно очень ровно. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает ответы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый.

Опыт 2. Проводится по аналогии с первым, но ко дну стакана при­крепляется кусочек поролона или ватка. Во время проведения опыта они остаются сухими.

Опыт 3. Дети снова опускают стаканчики в емкость с водой, но дер­жат их не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? Пузырь­ки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его мес­то занимает вода. А почему многие думали, что в стакане ничего нет?

Опыт 4. Дети аккуратно дуют в стакан с водой через трубочки для коктейля и наблюдают за пузырьками воздуха. Откуда они берутся?

Опыт 5. Воспитатель пускает мыльные пузыри. Что находится вну­три них? Мыльные пузыри легкие, прозрачные, внутри них — воздух. Затем дети сами играют с мыльными пузырями и слушают отрывки из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри».

Опыт 6. Воспитатель держит в одной руке шарик из пластилина, в другой — парашют из полиэтиленовой пленки с аналогичным шари­ком» Он отпускает их одновременно, а дети определяют, что быстрее упадет на землю. Воспитатель обращает их внимание на то, что при па­дении парашют распрямляется и задерживает падение пластилинового шарика. Почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без па­рашюта? (Воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу.)

В заключение воспитатель вместе с детьми вспоминает все, что они узнали о воздухе в процессе экспериментирования.

После занятия. Воспитатель дает каждому ребенку по шарику, помогает их надуть и поиграть с ними. По окончании игры можно выпустить воздух из одного шарика. Появляется ли при этом звук? Дети подставляют ладошки под струю выходящего из шарика возду­ха. Что они чувствуют? Если воздух из шарика выходит очень быст­ро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед. Когда мы отпу­скаем такой шарик, он двигается до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Воспитатель предлагает детям найти в группе надувные игрушки (мячи, колеса и т. п.). Чем они отличаются от остальных? Дети прове­ряют, тяжелые или легкие эти предметы, упругие или мягкие. Воспита­тель подчеркивает, что внутри таких игрушек находится воздух, поэто­му они легкие и упругие.

ЛЕПКА

«Отважные парашютисты»

Задачи. Продолжать учить лепить фигурку человека из валика пу­тем надрезания стексй и моделирования пропорциональных частей. Развивать чувство формы и композиции (передавать относительность величины частей). Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног.

Предварительная работа. Рассматривание изображений парашю­тистов в книгах, детских энциклопедиях, на открытках.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стека, кле­енки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки бу­мажные и матерчатые, ножницы.

Заготовки для парашюта: листы бумаги квадратной формы разного размера: со стороной около 14, 16 и 20 см; по четыре толстых крученых нити для вязания (длиной около 25 см) на каждого ребенка.

Содержание занятия. Педагог спрашивает детей, кому и зачем ну­жен парашют. Выслушивает рассуждения детей и обобщает (или рас­сказывает сама), что парашют служит для замедления падения челове­ка в воздухе, в результате чего он может благополучно (мягко) призем­литься после прыжка с самолета, не ударившись о землю. Парашюты изготавливают из больших кусков прочной, но легкой ткани. После раскрытия парашюта воздух давит на него снизу, благодаря чему паде­ние замедляется. Парашюты используют военные; также он нужен спасателям, врачам, если требуется помощь людям, с его помощью сбрасывают разные грузы туда, куда ни пройти, ни проехать нельзя; да­же есть такой вид спорта — парашютный, когда спортсмены соревну­ются в ловкости и точности приземления, прыгая с большой высоты и попадая точно в намеченную площадку.

Воспитатель показывает детям изображения парашютистов. Пред­лагает рассмотреть, как парашютисты одеты (комбинезоны разного цвета, простые и с накладными карманами, ремешками), в какой позе они совершают прыжок под куполом парашюта (кто-то группируется перед приземлением: слегка поджимает ноги, наклоняет туловище; кто-то свободно парит, раскинув руки и ноги...). Предлагает детям сле­пить парашютистов, сделать для них парашюты.

Воспитатель спрашивает детей, каким способом они будут лепить парашютиста в комбинезоне. В случае затруднений напоминает рацио­нальный способ лепки из валика путем надрезания стекой: «Вот длин­ный цилиндр (валик), вверху будет голова, внизу — ноги. Беру стеку и надрезаю цилиндр вдоль до середины, чтобы получились две ноги».

После того как дети вылепили фигурки, воспитатель предлагает изобразить, что могут делать пластилиновые парашютисты: поднять руки, чтобы подтянуть стропы парашюта; поджать ноги, чтобы при­землиться, приподнять голову, чтобы убедиться в том, что парашют раскрылся... Дети изменяют положение рук и ног вылепленных фигу-Рок, старясь передать позу. Педагог раздает детям заготовки для пара­шюта, выполненные из бумаги или ткани. Дети привязывают стропы к уголкам парашютов и прикрепляют к ним человечка-парашютиста.

Занятие завершается проведением мини-соревнования, чей парашют быстрее опустится на землю. Лучше, если запускать сво<







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.