Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»





Задачи. Учить детей рассуждать о художественных образах сказки. Развивать чувство языка, понимание образных выражений, пословиц. Подводить детей к пониманию того, что такие отрицательные черты характера, как лень, грубость, легкомыслие, осуждаются людьми.

Предварительная работа. Накануне занятия детям читается первая часть сказки до слов: «Когда Рукодельница пришла домой...»

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям о сказке, ко­торую начали читать вчера. Напоминает детям, как она называется и кто ее написал. Предлагает детям вспомнить, как началась сказка:

— Про кого рассказывается в сказке «Мороз Иванович»?

— Как Рукодельница попала к Морозу Ивановичу? (Пересказ
фрагмента сказки.)

Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они узнать, чем закончи­лась сказка и продолжает чтение. В процессе чтения педагог поясняет детям отдельные слова и выражения: «духом дохнет», «студенец», «лег почивать», «платье повычини, да белье повыштопай» и пр.

После чтения окончания сказки педагог продолжает беседу с детьми:

— Понравилась ли вам сказка?

— Какой дом был у Мороза Ивановича?

— Как вы думаете, что может произойти с ледяным домом Мороза
Ивановича летом?

Педагог выслушивает рассуждения, инициирует высказывание де­тьми различных предположений, споры между ними. Вспоминаются результаты опытов со снегом, проведенных детьми на занятии по озна­комлению с природой. В результате дети приходят к мнению, что дом Мороза Ивановича не растает, так как он находится на дне студеного колодца, где и летом холодно.

 

Затем воспитатель обсуждает с детьми, справедливо ли наградил Мороз Иванович каждую девочку.

Просит детей вспомнить, какие слова сказал Мороз Иванович Ле­нивице, когда та захотела награды за работу. Дети объясняют своими словами, а педагог подтверждает их размышления текстом: «Жить, да служить — разница, да и работа работе — рознь»; «Какова твоя рабо­та, такова будет тебе и награда».

Педагог спрашивает детей:

— Какую еще пословицу можно подобрать к этой сказке? (Напри­
мер, «Что посеешь, то и пожнешь».)

— На какую другую сказку похожа сказка «Мороз Иванович»?

Педагог предлагает самим детям найти сходство со сказкой «Две­надцать месяцев». В случае необходимости подсказывает, что действие и в той, и в другой сказке происходит зимой; в обеих сказках есть лени­вая и трудолюбивая девочки; и в той, и в другой сказках трудолюбивая девочка награждается, а ленивая наказывается и пр.

После занятия. Во второй половине дня можно предложить желаю­щим детям поиграть в сказку «Мороз Иванович».

В подходящих ситуациях в последующие дни используйте послови­цы о труде «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Терпенье и труд все перетрут», «Без дела жить — только небо коптить» и др. Важ­но не только сказать пословицу к месту, но и обсудить с детьми ее зна­чение, толкование.

 

 

ЯНВАРЬ. 18 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе дети узна­ют много интересного о тех местах на Земле, где зима длится долго, по­знакомятся с животным миром этого края, с особенностями жизни се­верных народов, их культурой. Обогащению этих представлений будет способствовать длительное чтение финской сказки С. Топелиуса «Сам-по-Лопаренок» и нанайской сказки «Айога». Наблюдения на прогулке и опыты, проведенные на занятии по ознакомлению с природой, помо­гут детям понять роль снега и льда в жизни растений и животных, о при­способленности их к жизни в условиях вечного холода. Имеющиеся в опыте детей впечатления о красоте природных явлений зимой, будут востребованы на занятии по художественной литературе: дети будут слушать, а затем сравнивать прозаический и стихотворный текст о за­снеженной березе, а затем создавать ее образ в рисунке. Дети будут так­же учиться различать количественный и порядковый счет, у них будут закрепляются представления об относительности порядкового счета.

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей
      Рассматривание репродукций картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана, И. Э. Грабаря (предварительная работа к занятию по рисованию)
    Занятия 1. Художественная литература. «Поэты и писатели о зиме» 2. Рисование. «Белая береза под моим окном...» (зимний пейзаж) 3. Физкультура № 18.1. Разучивание техники прыжка че­рез предмет (высота 15—20 см). Закрепление навыка ходь­бы по уменьшенной опоре. Развитие выносливости
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Катание на лыжах Разучивание народной игры «Снежная башня»
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей
2 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Про снежный колобок» 2. Конструирование на участке. «Поделки из снежных комков» 3. Музыка № 18.1. Развлечение «Зимние святки» на ра­зученном фольклорном материале
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Игры-соревнования на санках Народная игра «Снежная башня»

 

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  После обеда Чтение 1 -й части сказки С. Топелиуса «Сампо-Лопаренок»
    Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Путешествие на Север» 2. Лепка коллективная. «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним (упряжка оленей)» 3. Физкультура № 18.2. Разучивание техники прыжка в длину с места. Совершенствование умения выполнять повороты в движении. Развитие быстроты
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры-соревнования на санках Подвижные игры по инициативе детей Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение 2-й части сказки С. Топелиуса «Сампо-Лопаренок»
    Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия Л. Математические представления № 18 2. Аппликация. «Где-то на белом свете...» 3. Музыка № 18.2. Слушание музыки: Д. Кабалевский «Ма­ленький жонглер», К. Лонгшамп-Друшкевичова «На конь­ках». Музыкальное движение: игровое упражнение «Малень­кий жонглер» (Д. Кабалевский), творческое движение «Ка­тание на коньках» (К. Лонгшамп-Друшкевичова «На конь­ках»)
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Народная игра «Снежная башня»
    После обеда Чтение 3-й части сказки С. Топелиуса «Сампо-Лопаренок»
    Вечер Игры по инициативе детей Физкультурный досуг: ходьба по уменьшенной опоре; прыжки через предметы; подвижные игры: «Белые медве­ди», «Ловишки по-медвежьи» и др.
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Природа. «Роль снега и льда в жизни растений и животных» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 18.3. Разучивание техники скольжения по ледяным дорожкам. Восстановление умения кататься на санках по одному, вдвоем. Развитие ловкости
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры с использованием лыж, санок Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение нанайской народной сказки «Айога»
    Вечер Игры по инициативе детей Просмотр мультфильма «Умка»

: См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Кроме игр в групповой комнате следует активно использовать для самодеятель­ных игр и время на прогулке. Можно мастерить с детьми из снега кре­пости, горки, другие постройки, придумывая при этом разные сюжеты. Фантазию детей можно поддержать внесением флажков, веревочек, палочек, которые могут понадобиться при сооружении построек. По­скольку работа на этой неделе способствует обогащению представле­ний детей о зиме, о жизни людей на Севере, о животном мире этого края — игры на улице можно разнообразить организацией соревнова­ний на «оленьих» или «собачьих» упряжках, используя нагрудники из ткани с изображением этих животных. Можно соорудить «полярную станцию» для исследования поведения диких животных, самим «пре­вратиться» в оленей или белых медведей или придумать много других сюжетов. Следует поощрять любые игровые замыслы детей, поддержи­вать их умение взаимодействовать с партнерами-сверстниками, под­держивать устойчивость отношений за счет взаимных уступок, согла­сованности, проявления доброжелательности, сдержанности.

Народная игра «Снежная башня» (Ярославская область)1 Дети лепят из снега небольшую башню, затем делятся на две коман­ды. Одна команда становиться «сторожами». Другая команда должна «захватить» — разрушить башню, для чего дети встают вокруг башни на расстоянии пяти-шести шагов и припевают:

Мороз Красный нос Холод-стужу принес, На дороге начудил, Башню снежную слепил. Кто встал в кружок — Бросай снежок!

Дети из захватывающей команды бросают в башню по одному снежку, стараясь разрушить ее. Дети, охраняющие башню, стараются отбить летящие снежки. Если не удается разрушить башню — команды меняются местами, игра продолжается.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Поэты и писатели о зиме»

Задачи. Развивать умение сравнивать разные произведения об од­ном и том же явлении; создавать условия для переживания детьми об­разного содержания поэтического текста; обогащать словарь детей.

1 Записано Петровой В. А., 1983 г., экспедиция МГУ.

 

Материалы, инструменты, оборудование. Репродукции картин из­вестных художников с изображением зимних пейзажей, иллюстрации из книг и журналов о зиме.

Содержание занятия. Воспитатель создает в группе положитель­ный эмоциональный настрой, приглашает детей удобно разместиться на ковре или диване и послушать разные стихи и рассказы о зиме.

Спрашивает детей: нравится ли им зима и почему; бывал ли кто из де­тей в заснеженном лесу или парке, просит рассказать, что они там видели.

Обращает внимание детей на репродукции картин (или иллюстра­ции) и рассматривает их вместе с ними. Говорит о том, что каждое вре­мя года красиво по-своему. Зима нас радует ослепительным искрящим­ся снегом, хрустящим морозцем. Она спокойна и величественна. При­рода как бы замирает, дремлет под снегом, набираясь сил. Многие люди из всех времен года особенно любят зиму за ее красоту. Вот как художники нарисовали «портрет зимы».

Затем педагог говорит, что художники передали свои впечатления о зи­ме с помощью красок. А с помощью чего могут рассказать о зиме писате­ли или поэты? Обобщает ответы детей, говорит, что писатели и поэты рас­скажут о зиме с помощью слова. Предлагает послушать стихотворение:

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозцы,

И зима настала.

(И. Суриков «Зима»)

Читая это стихотворение, можно показать рукой на одну из наибо­лее характерных репродукций для того, чтобы дети имели еще и зри­тельный образ.

Воспитатель спрашивает детей:

■— С чем сравнивает поэт поле, укрытое снегом? (Если дети не вспомнят сами слово «пелена», следует еще раз прочитать это четверостишие и пояснить, что пелена — это как будто легкая тонкая простынка, пеленка.)

А с чем сравнивает поэт снег, лежащий на ветках деревьев? («Тем­ный лес что шапкой принакрылся чудной...»)

Педагог предлагает детям представить себя легким снегом, который медленно, плавно ложится на деревья, на землю, и показать это движе­ниями под повторное чтение стихотворения.

— Но не всегда зимой снег «тихо падает, ложится» на землю. Быва­ет, разыграется вьюга, пурга, поднимется сильный ветер и заметет все дорожки. Вот послушайте, как русский поэт Александр Сергеевич Пушкин рассказывает в своем стихотворении о снежной буре. (Выра­зительно читает отрывок из стихотворения «Зимний вечер».)

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Педагог обсуждает с детьми, с чем автор сравнивает звуки вьюги; повторно читает стихотворение.

Вы послушали, как поэты рассказывают о зиме в своих стихах. А те­перь послушайте рассказ Виталия Бианки «Волшебная береза» (Рас­сказ читается в сокращении.) Только сначала вспомним: чем рассказ будет отличаться от стихов? (Тем, что в стихах слова рифмуются, звучат похоже, а рассказ пишется обычными словами, чаще всего в нем по­дробно описываются события.)

«Вчера вечером и ночью шел теплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой березы в саду перед крыльцом, весь белый ее ствол. А под утро ударил морозец.

Солнце взошло на чистом небе. Смотрю, моя береза стала волшеб­ная: стоит вся, до самых тоненьких веточек, как глазурью облитая; сы­рой снежок замерз — ожеледь. Сияет вся моя березка.

Солнце выше, выше, теплей, — и растопило ожеледь.

Все ветки и ствол волшебной березы заструились, и она стала как ледяной фонтан.

Началась капель. Искрясь и переливаясь, побежали по веткам сере­бристые змейки...»

После чтения педагог спрашивает детей, понравился ли им рассказ. Просит вспомнить: с чем сравнивал писатель замерзший на ветках бе­резы снег. (С глазурью — блестящей сладкой корочкой, которая быва­ет на вкусных пирожных.) А когда пригрело солнышко и иней растаял, на что стала похожа береза? (На ледяной фонтан.) Как описал автор струйки воды, стекающие по веткам? («...Побежали по веткам серебри­стые змейки».) Правда, красиво сказано?

Затем воспитатель предлагает послушать, как такую же березу опи­сал поэт Сергей Есенин:

 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Воспитатель спрашивает детей:

— Какими увидел поэт ветви березы в инее? С чем он их сравнил?
(На ветках «распустились кисти белой бахромой», снежинки горят золотым огнем, снег — точно серебро.)

— Какие слова можно еще подобрать, чтобы описать серебристые
ветки березы? (Блестящие, искристые, переливающиеся разными красками и пр.)

Можно дать детям серебряную мишуру, легкие белые шарфы или косынки и предложить нарядить ими «точно снегом» детей-«березок».

Завершая занятие, воспитатель говорит, что если дети попадут в зимний лес или парк, поедут на лыжную прогулку или просто будут гулять во дворе своего дома — пусть они внимательно посмотрят и за­метят красоту зимы.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.