|
Сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»Задачи. Учить детей рассуждать о художественных образах сказки. Развивать чувство языка, понимание образных выражений, пословиц. Подводить детей к пониманию того, что такие отрицательные черты характера, как лень, грубость, легкомыслие, осуждаются людьми. Предварительная работа. Накануне занятия детям читается первая часть сказки до слов: «Когда Рукодельница пришла домой...» Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям о сказке, которую начали читать вчера. Напоминает детям, как она называется и кто ее написал. Предлагает детям вспомнить, как началась сказка: — Про кого рассказывается в сказке «Мороз Иванович»? — Как Рукодельница попала к Морозу Ивановичу? (Пересказ Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они узнать, чем закончилась сказка и продолжает чтение. В процессе чтения педагог поясняет детям отдельные слова и выражения: «духом дохнет», «студенец», «лег почивать», «платье повычини, да белье повыштопай» и пр. После чтения окончания сказки педагог продолжает беседу с детьми: — Понравилась ли вам сказка? — Какой дом был у Мороза Ивановича? — Как вы думаете, что может произойти с ледяным домом Мороза Педагог выслушивает рассуждения, инициирует высказывание детьми различных предположений, споры между ними. Вспоминаются результаты опытов со снегом, проведенных детьми на занятии по ознакомлению с природой. В результате дети приходят к мнению, что дом Мороза Ивановича не растает, так как он находится на дне студеного колодца, где и летом холодно.
Затем воспитатель обсуждает с детьми, справедливо ли наградил Мороз Иванович каждую девочку. Просит детей вспомнить, какие слова сказал Мороз Иванович Ленивице, когда та захотела награды за работу. Дети объясняют своими словами, а педагог подтверждает их размышления текстом: «Жить, да служить — разница, да и работа работе — рознь»; «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». Педагог спрашивает детей: — Какую еще пословицу можно подобрать к этой сказке? (Напри — На какую другую сказку похожа сказка «Мороз Иванович»? Педагог предлагает самим детям найти сходство со сказкой «Двенадцать месяцев». В случае необходимости подсказывает, что действие и в той, и в другой сказке происходит зимой; в обеих сказках есть ленивая и трудолюбивая девочки; и в той, и в другой сказках трудолюбивая девочка награждается, а ленивая наказывается и пр. После занятия. Во второй половине дня можно предложить желающим детям поиграть в сказку «Мороз Иванович». В подходящих ситуациях в последующие дни используйте пословицы о труде «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Терпенье и труд все перетрут», «Без дела жить — только небо коптить» и др. Важно не только сказать пословицу к месту, но и обсудить с детьми ее значение, толкование.
ЯНВАРЬ. 18 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На этой неделе дети узнают много интересного о тех местах на Земле, где зима длится долго, познакомятся с животным миром этого края, с особенностями жизни северных народов, их культурой. Обогащению этих представлений будет способствовать длительное чтение финской сказки С. Топелиуса «Сам-по-Лопаренок» и нанайской сказки «Айога». Наблюдения на прогулке и опыты, проведенные на занятии по ознакомлению с природой, помогут детям понять роль снега и льда в жизни растений и животных, о приспособленности их к жизни в условиях вечного холода. Имеющиеся в опыте детей впечатления о красоте природных явлений зимой, будут востребованы на занятии по художественной литературе: дети будут слушать, а затем сравнивать прозаический и стихотворный текст о заснеженной березе, а затем создавать ее образ в рисунке. Дети будут также учиться различать количественный и порядковый счет, у них будут закрепляются представления об относительности порядкового счета.
: См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Кроме игр в групповой комнате следует активно использовать для самодеятельных игр и время на прогулке. Можно мастерить с детьми из снега крепости, горки, другие постройки, придумывая при этом разные сюжеты. Фантазию детей можно поддержать внесением флажков, веревочек, палочек, которые могут понадобиться при сооружении построек. Поскольку работа на этой неделе способствует обогащению представлений детей о зиме, о жизни людей на Севере, о животном мире этого края — игры на улице можно разнообразить организацией соревнований на «оленьих» или «собачьих» упряжках, используя нагрудники из ткани с изображением этих животных. Можно соорудить «полярную станцию» для исследования поведения диких животных, самим «превратиться» в оленей или белых медведей или придумать много других сюжетов. Следует поощрять любые игровые замыслы детей, поддерживать их умение взаимодействовать с партнерами-сверстниками, поддерживать устойчивость отношений за счет взаимных уступок, согласованности, проявления доброжелательности, сдержанности. Народная игра «Снежная башня» (Ярославская область)1 Дети лепят из снега небольшую башню, затем делятся на две команды. Одна команда становиться «сторожами». Другая команда должна «захватить» — разрушить башню, для чего дети встают вокруг башни на расстоянии пяти-шести шагов и припевают: Мороз Красный нос Холод-стужу принес, На дороге начудил, Башню снежную слепил. Кто встал в кружок — Бросай снежок! Дети из захватывающей команды бросают в башню по одному снежку, стараясь разрушить ее. Дети, охраняющие башню, стараются отбить летящие снежки. Если не удается разрушить башню — команды меняются местами, игра продолжается. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Поэты и писатели о зиме» Задачи. Развивать умение сравнивать разные произведения об одном и том же явлении; создавать условия для переживания детьми образного содержания поэтического текста; обогащать словарь детей. 1 Записано Петровой В. А., 1983 г., экспедиция МГУ.
Материалы, инструменты, оборудование. Репродукции картин известных художников с изображением зимних пейзажей, иллюстрации из книг и журналов о зиме. Содержание занятия. Воспитатель создает в группе положительный эмоциональный настрой, приглашает детей удобно разместиться на ковре или диване и послушать разные стихи и рассказы о зиме. Спрашивает детей: нравится ли им зима и почему; бывал ли кто из детей в заснеженном лесу или парке, просит рассказать, что они там видели. Обращает внимание детей на репродукции картин (или иллюстрации) и рассматривает их вместе с ними. Говорит о том, что каждое время года красиво по-своему. Зима нас радует ослепительным искрящимся снегом, хрустящим морозцем. Она спокойна и величественна. Природа как бы замирает, дремлет под снегом, набираясь сил. Многие люди из всех времен года особенно любят зиму за ее красоту. Вот как художники нарисовали «портрет зимы». Затем педагог говорит, что художники передали свои впечатления о зиме с помощью красок. А с помощью чего могут рассказать о зиме писатели или поэты? Обобщает ответы детей, говорит, что писатели и поэты расскажут о зиме с помощью слова. Предлагает послушать стихотворение: Белый снег, пушистый, В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно... Стали дни коротки, Солнце светит мало. Вот пришли морозцы, И зима настала. (И. Суриков «Зима») Читая это стихотворение, можно показать рукой на одну из наиболее характерных репродукций для того, чтобы дети имели еще и зрительный образ. Воспитатель спрашивает детей: ■— С чем сравнивает поэт поле, укрытое снегом? (Если дети не вспомнят сами слово «пелена», следует еще раз прочитать это четверостишие и пояснить, что пелена — это как будто легкая тонкая простынка, пеленка.) А с чем сравнивает поэт снег, лежащий на ветках деревьев? («Темный лес что шапкой принакрылся чудной...») Педагог предлагает детям представить себя легким снегом, который медленно, плавно ложится на деревья, на землю, и показать это движениями под повторное чтение стихотворения. — Но не всегда зимой снег «тихо падает, ложится» на землю. Бывает, разыграется вьюга, пурга, поднимется сильный ветер и заметет все дорожки. Вот послушайте, как русский поэт Александр Сергеевич Пушкин рассказывает в своем стихотворении о снежной буре. (Выразительно читает отрывок из стихотворения «Зимний вечер».)
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Педагог обсуждает с детьми, с чем автор сравнивает звуки вьюги; повторно читает стихотворение. Вы послушали, как поэты рассказывают о зиме в своих стихах. А теперь послушайте рассказ Виталия Бианки «Волшебная береза» (Рассказ читается в сокращении.) Только сначала вспомним: чем рассказ будет отличаться от стихов? (Тем, что в стихах слова рифмуются, звучат похоже, а рассказ пишется обычными словами, чаще всего в нем подробно описываются события.) «Вчера вечером и ночью шел теплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой березы в саду перед крыльцом, весь белый ее ствол. А под утро ударил морозец. Солнце взошло на чистом небе. Смотрю, моя береза стала волшебная: стоит вся, до самых тоненьких веточек, как глазурью облитая; сырой снежок замерз — ожеледь. Сияет вся моя березка. Солнце выше, выше, теплей, — и растопило ожеледь. Все ветки и ствол волшебной березы заструились, и она стала как ледяной фонтан. Началась капель. Искрясь и переливаясь, побежали по веткам серебристые змейки...» После чтения педагог спрашивает детей, понравился ли им рассказ. Просит вспомнить: с чем сравнивал писатель замерзший на ветках березы снег. (С глазурью — блестящей сладкой корочкой, которая бывает на вкусных пирожных.) А когда пригрело солнышко и иней растаял, на что стала похожа береза? (На ледяной фонтан.) Как описал автор струйки воды, стекающие по веткам? («...Побежали по веткам серебристые змейки».) Правда, красиво сказано? Затем воспитатель предлагает послушать, как такую же березу описал поэт Сергей Есенин:
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.
А заря лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Воспитатель спрашивает детей: — Какими увидел поэт ветви березы в инее? С чем он их сравнил? — Какие слова можно еще подобрать, чтобы описать серебристые Можно дать детям серебряную мишуру, легкие белые шарфы или косынки и предложить нарядить ими «точно снегом» детей-«березок». Завершая занятие, воспитатель говорит, что если дети попадут в зимний лес или парк, поедут на лыжную прогулку или просто будут гулять во дворе своего дома — пусть они внимательно посмотрят и заметят красоту зимы. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|