|
РИСОВАНИЕ декоративное на объемной форме«Водоноски-франтихи» (оформление вылепленных игрушек) Задачи. Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок — украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами) по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками — рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Предварительная работа. Лепка водоносок из глины или соленого теста на занятии по лепке. Декоративное рисование в художественном альбоме «Дымковская игрушка». В самостоятельной художественной деятельности (за один-два дня до занятия) воспитатель предлагает детям рассмотреть вылепленные игрушки, полюбоваться, погладить, почувствовать, что глина подсохла. Показывает дымковскую игрушку и спрашивает, чем она отличается от игрушек, вылепленных детьми. (Дети замечают, что настоящие дымковские игрушки белые, нарядные с узором.) Воспитатель напоминает, что после выхода из печи мастерицы сначала белят игрушки и предлагает детям побелить свои игрушки белой краской. Внимание: белую краску (гуашь) для грунтовки воспитатель готовит заранее, смешивая с небольшим количеством клея ПВА или БИФ. Материалы, инструменты, оборудование. Вылепленные из глины водоноски, гуашевые краски, ромбики золотистой фольги («сажать золото»), кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, поворотные диски или коробки для установки вылепленных фигурок в процессе декоративной росписи. Таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями. Рисунки — варианты узоров на барынях и водоносках. Содержание занятия. Перед занятием дети берут своих водоносок, вылепленных на предыдущем занятии и побеленных в самостоятельной художественной деятельности, и аккуратно переносят на свой стол. Воспитатель показывает варианты оформления классических водоносок, барынь, нянек по мотивам дымковской игрушки (реальные игрушки или рисунки, таблицы). Предлагает детям рассмотреть дымковские узоры и сказать, какими красками мастерицы расписывают игрушки. Дети отмечают, что все цвета яркие, нарядные, праздничные — желтый, красный, оранжевый, синий, зеленый. Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные. «Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями (пояснение сопровождается показом элементов). Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц — своих дочек и внучек, а те — своих дочек и внучек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки». Воспитатель предлагает детям расписать своих водоносок так, как это делают мастерицы дымковской игрушки. — Узор на юбке идет рядами сверху вниз (прослеживающий жест вдоль игрушки) и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии (поясняющий жест) — это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем, если нужно, — линии горизонтальные (поясняющий жест). А потом поставить точки — вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов (сопровождающий жест). Воспитатель выставляет схему, показывающую последовательность работы, и предлагает детям приступить к работе. Советует быть аккуратными, не забывать поворачивать игрушку и рисовать со всех сторон. Завершающий момент — «золото» — ромбики золотистой фольги, которыми дети украшают головные уборы своих водоносок. Дети оставляют водоносок на свободном столе для высыхания. После занятия. Во второй половине дня из лепных фигурок можно составить коллективную композицию «Водоноски у колодца» или «Водоноски у реки». ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Дразнилки» Задачи. Показать детям, как с помощью дразнилки в народе показывали неодобрительное отношение к отрицательным качествам человека (лень, жадность, трусость, хвастовство и пр.). Учить слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, развивать чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном их описании, умение по-доброму посмеяться над чем-нибудь.. Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, дразнили ли их когда-нибудь и как дразнили. (Чаще всего дети вспоминают рифмованные прозвища или созвучные слова, которые они сами часто говорят друг другу: «Антошка-картошка, Борис-барбарис, Вовка-морковка» и др.) «В каких случаях можно услышать в свой адрес дразнилку?» — спрашивает воспитатель детей. Рассуждая, приходят к выводу, что дразнилку можно услышать тогда, когда ты сам обидел кого-то, рассердил и в ответ на это звучит дразнилка, как ответ за обиду. Дразнилка возникает как прибавление к имени человека рифмованного (похожего по окончанию) прозвища. Предлагает детям самим придумать, подобрать такие рифмованные слова к разным именам: Лешка -... (лепешка и пр.), Маринка-... (корзинка), Ирка-... (дырка) и т. д. Воспитатель спрашивает детей: а приятно ли слышать дразнилку в свой адрес? (Нет). Почему? (Обидно). Помогает детям сделать вывод: не обижай других, тогда и тебя никто не обидит. Педагог рассказывает детям, что раньше с помощью дразнилки люди высмеивали и осуждали дурные поступки, а также лень человека, его глупость, трусость. Так, если человек взял без спросу чужую вещь, ему говорили: «Вор-воришка, украл топоришко». Предлагает детям послушать дразнилки «Ходит, ходит Попрошайка» и «Гриша, Гриша, дай мне нож», которые сочинил поэт Самуил Яковлевич Маршак, и сказать, какие качества человека в ней высмеиваются (попрошайки и жадины). — Послушайте, как высмеивает ревушку в своем стихотворении «Девочка-ревушка» Агния Барто: Что за вой? Что за рев? Там не стадо ли коров? Нет, там не коровушка — Это Ганя-ревушка. Плачет, Заливается, Платьем утирается... Уу-уу-уу!.. Вышла рева на крыльцо, Рева сморщила лицо: Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду. Уу-уу-уу!.. Вот вернулась Ганя в дом, Слезы катятся ручьем: — Ой, пойду обратно! Дали Гане молока. — Эта кружка велика! Уу-уу-уу!" Дали ревушке в другой, Рева топнула ногой: — В этой не желаю! Уложили Ганю спать, Плачет ревушка опять: — Ой, не буду спать я! Тут сбежался народ, Чтоб узнать: кто ревет? Кто все время плачет? Что все это значит? Видят — девочка стоит, Очень странная на вид: Нос распух, что свекла, Платье все промокло. Оо-оо-о!.. Уу-уу-у!.. — Что ты плачешь, ревушка, Ревушка-коровушка? На тебе от сырости Плесень может вырасти. Педагог предлагает желающим детям показать, как ведет себя ревушка: как топает ногами, отворачивается, когда ее пытаются успокоить. Воспитатель спрашивает детей, красиво ли сейчас выглядит эта девочка? — А теперь послушайте стихотворение Сергея Михалкова про рассеянного человека! Я буду читать, а вы мне будете помогать, подбирая подходящие рифмы. (Читает стихотворение «Вот какой рассеянный», делая длительные паузы там, где рифма очевидна, давая детям возможность назвать, угадать ее самостоятельно: «В рукава просунул руки — оказалось это... (брюки), Надевать он стал пальто — говорят ему... (не то!)» и т. д.) В этом стихотворении есть повторяющиеся строки, как припев в песенке: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной», и воспитатель предлагает детям произносить их хором по ее знаку. Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки — Оказалось, это... (брюки). [Хором:] Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Надевать он стал пальто — Говорят ему:., (не то)! Стал натягивать гамаши, Говорят ему —... (не ваши)! [Хором:] Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Вместо шапки на ходу Он надел... (сковороду), Вместо валенок перчатки Натянул себе... (на пятки). Однажды на трамвае Он ехал на вокзал И, двери, открывая, Вожатому сказал: — Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый Глубокоуважатый! Во что бы то ни стало Мне надо выходить. Нельзя ли у трамвала Вокзай остановить? Вожатый удивился, Вагон остановился. [Хором:] Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Он отправился в буфет Покупать себе билет. А потом помчался в кассу Покупать бутылку квасу. [Хором:] Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Воспитатель предлагает детям припомнить ситуации из своей жизни, когда про них можно было бы сказать «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной». МАРТ. 26 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Продолжится работа по знакомству детей с сезонными изменениями в жизни растений и животных. Наблюдения в природе, рассказы воспитателя существенно поддержит знакомство детей с рассказами В. Бианки о жизни птиц весной. Полученные впечатления найдут отражение в рисовании и аппликации, где вместе с тем дети познакомятся с новой для них изобразительной техникой цветовой растяжки «по мокрому», будут экспериментировать с акварельными красками, закрепят свои цветовые и композиционные умения. Педагог будет расширять представления детей о географических картах, принятых условных изображениях лесов, гор, пустынь, рек, морей, озер и пр. На занятии по лепке дети познакомятся с ковроделием как видом декоративно-прикладного искусства, будут имитировать технику плетения из пластилиновых жгутиков. На конструировании — познакомятся с техникой складывания листа бумаги гармошкой и поделками, которые можно создать, используя данный элемент. Продолжится работа по привлечению детей к речевому взаимодействию, умению рассуждать, аргументированно высказываться, подбирать эпитеты к заданному слову. На занятии по развитию математических представлений дети будут знакомиться с образованием новой количественной группы, называемой числительным десять, с использованием предметов, названия которых существительные мужского и женского рода; будут учиться ориентировке в пространстве без зрительного контроля.
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Чтение рассказов В. Бианки о птицах, возможно, привлечет внимание некоторых детей, особенно тех, кто в своих играх любит изображать представителей животного мира. Например, дети могут построить гнезда, в которых они поселят птенцов. Возможно, привлекательными окажутся роли птенцов и родителей для самих детей. Педагог может оказать содействие, предоставив детям материал для этих игр: кусочки поролона, природный и бросовый материал, с помощью которого они могут украсить птичий домик. В своих играх дети часто используют не только игрушки, но и предметы-заместители, которые наделяются игровым значением. Неоформленный материал (пластилин, соленое тесто, бумага, ткани, поролон, ленты, веревочки и пр.) у детей пользуется популярностью. Из него они сами могут по ходу игры быстро смастерить нужную игрушку для реализации своего сюжетного замысла. Наряду с готовыми игрушками должно быть место для хранения и коробок с таким материалом. Воспитатель должен позаботиться, чтобы он был в обиходе детей, чтобы каждый ребенок в случае необходимости мог сделать нужный предмет (телефон, таблетки, еду и пр.) Народная игра «Грачи летят»1 Дети становятся в круг, один ребенок выходит на середину и поет: Грачи летят, На всю Русь трубят: — Гу-гу-гу — Ребенок поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи. — Летят, летят! — кричат дети и поднимают руки. Журавли летят, На всю Русь кричат: — Гу-гу-гу — Не догнать нас никому! Записано Качановой И. А. со слов Коминой Г. В., Вологда, 1985 г.
— Летят, летят! — вторят все. Пчелы летят, Гудят, бунчат: — Жу-жу-жу — — Летят, летят! — подтверждают дети, стоящие в кругу. Поросята летят, Полосаты визжат: — Хрю-хрю-хрю— — Летят, ле...! — ошибаются некоторые из детей и поднимают руки. Кто ошибся, выходит из круга и в игре уже не участвует. Игра продолжается, называются другие птицы и животные, например: синицы летят, воробьи летят, комары летят и медведи летят... ПРИРОДА «Здравствуй, весна!» Задачи. Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, с весенними изменениями в жизни животных и растений. Материалы, инструменты, оборудование. Комплект карточек «Весна». Предварительная работа. Во время работы с календарем погоды воспитатель акцентирует внимание на признаках весны: есть ли снег, идут ли дожди, стало ли теплее и т. п. Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспитатель). Наблюдения на прогулке. Воспитатель во время прогулок обращает внимание детей на то, что с каждым днем мы все больше чувствуем наступление весны, и предлагает всем стать разведчиками и раскрыть тайны весны — отыскать на территории детского сада как можно больше весенних примет. Дети исследуют участок, после чего собираются все вместе и перечисляют увиденное: растаял снег, с крыш течет капель, текут ручьи, после таяния снега появилось много луж, зацвела мать-и-мачеха, зазеленели первые травинки, появились грачи, а снегири и свиристели исчезли, набухли почки на ветках деревьев и кустарников, на иве появились пушистые комочки, на орешнике висят сережки, выполз первый муравей, прилетела первая бабочка, по березе (клену) течет сок и т. п. (В разных регио- нах перечень примет будет разным, главное, чтобы дети обратили на них внимание.) Воспитатель выбирает наиболее интересные объекты для наблюдений и предлагает детям их исследовать: — рассмотреть через лупу набухшие почки деревьев, кустарников, потрогать и понюхать их; — рассмотреть через лупу сережки орешника, потрогать их, обнаружить желтую пыльцу; — понаблюдать, как пыльца разносится ветром; — понаблюдать за развитием мать-и-мачехи (одуванчика): от появления листочков до распускания цветков (в дальнейшем до превращения их в семена-парашютики); — понаблюдать за первыми насекомыми. В каких местах они появляются раньше всего? (В наиболее прогретых.); — рассмотреть, понюхать крокусы или другие первоцветы на клумбах; — потрогать, понюхать землю на клумбе, огороде — чем она пахнет? — поставить на территории детского сада флюгер и наблюдать, как часто бывает сильный ветер весной; — послушать, как звенит капель и подумать, что напоминают эти звуки; — выяснить, с какой стороны здания чаще всего бывают сосульки (с солнечной); — потрогать сосульки, рассмотреть их: одинаковые ли они в верхней и нижней части? (нет, в нижней части сосулька уже, с ее кончика падают капельки); посмотреть через сосульку на окружающий мир: она прозрачная или нет? — выяснить, в каких местах чаще всего ходят грачи. (Они ищут дождевых червей, насекомых в наиболее прогретых, свободных от снега местах.); — выяснить, не начали ли птицы строить гнезда. Воспитатель говорит, что люди придумали поговорку: «Как ты, февраль, не злись, как ты, март, не хмурься, а весной пахнет», и предлагает определить, как пахнет весна на территории детского сада. (Она пахнет мокрой землей, распускающейся ивой, первыми цветами, — возможны любые ответы детей, главное, чтобы они не только «увидели» весну, но и почувствовали ее запахи.) На одной из прогулок воспитатель рассказывает, что весной многие птицы строят новые гнезда или перестраивают старые. Если на деревьях на территории детского сада или в ближайшем парке есть старые гнезда, дети рассматривают их, обсуждают, из чего они сделаны. Затем детям предлагается найти на территории детского сада как можно больше материалов, из которых птицы могут построить гнезда (веточки разного размера, мох, стебельки трав и т. п.). Весь материал приносят в группу. Работа с родителями. Воспитатель рассказывает родителям о том, что их дети наблюдают за весенней природой, и просит обращать вни- мание на весенние изменения по дороге в детский сад и домой, спрашивать у детей, о каких признаках весны они узнали во время наблюдений в детском саду. Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение С. Маршака «Весенняя песенка». Воспитатель спрашивает ребят, что из перечисленного в стихотворении они видели на прогулках. Какие еще приметы весны, которые не указаны в стихотворении, они обнаружили? Дети садятся за стол. Воспитатель делит между ними карточки комплекта «Весна». Перед каждым ребенком лежит несколько карточек. Воспитатель рассказывает о весне, напоминая детям о наблюдениях на прогулках. Дети внимательно слушают воспитателя и выкладывают на середину стола те карточки, на которых изображено природное явление или объект природы, о которых идет речь. При этом соблюдается определенная последовательность выкладывания карточек: сначала — карточки, связанные с явлениями неживой природы, а затем — живой, поскольку все изменения в живой природе происходят именно вследствие изменений в неживой. Таким образом, в конце занятия все карточки комплекта будут лежать на столе в той последовательности, в какой был составлен рассказ о весне. Пришла весна. Ночь становится короче, а день — длиннее. Солнышко в небе поднимается все выше и выше, греет все ярче и ярче. (Выкладывается карточка с изображением солнца и дальше карточки — по тексту.) Под его теплыми лучами тает снег. Потекли маленькие и большие ручейки, лужи. На реках и озерах тает лед, идет ледоход. С крыш свисают сосульки. С каким звуком капает с них вода? (Дети вспоминают свои наблюдения и отвечают.) Земля нагрелась под лучами солнца, а ручьи и весенние дожди напоили ее. И выросли на этой земле первые растения — подснежники, первоцветы. Почему их так назвали? (Они зацветают первыми. Многие из них вырастают прямо из-под снега.) Воспитатель рассказывает о двух-трех растениях, которые дети могут увидеть в своем регионе. Например: — Мать-и-мачеху легко найти вдоль дорог, канав, на газонах, у заборов. Сначала у этого растения появляются цветочки, и только потом вырастают листья. На что похожи ее цветки? На маленькие желтые солнышки. У мать-и-мачехи, как и у одуванчика, бывают семена-пара — Чуть позже на опушках, лесных полянах появляется медуница. К ней в гости очень часто прилетают пчелы, шмели. У нее бывают цветки розового (старые) и фиолетового (молодые) цвета. Так медуница подает сигнал насекомым: вкусный сок-нектар есть толь — Желтые первоцветы любят солнышко, поэтому растут там, где — Первоцветы очень красивы, и многие люди собирают их на букеты. Брошенные букетики первоцветов часто можно увидеть на лесных дорогах. Поэтому первоцветов становится все меньше, и многие из них теперь охраняются. Воспитатель продолжает рассказ о весне с рассматриванием карточек: появились цветки, значит, есть чем питаться пчелам, бабочкам, жукам, — они могут собирать вкусный нектар. А бабочки и жуки — любимая еда многих птиц. Поэтому весной к нам возвращаются перелетные птицы, которые зимовали в теплых странах. Могут вернуться в лес снегири, свиристели (они теперь едят разные растения) и синицы, которых мы подкармливали зимой. Скворцы селятся в дуплах деревьев и в скворечниках. Грачи и другие птицы вьют гнезда. А что происходит весной с деревьями и кустарниками? Помните, зимой мы говорили, что они «спят»? Ранней весной эти растения просыпаются. Об этом можно узнать по соку, который течет по стволам деревьев, например, клена, березы. На одних кустарниках и деревьях вырастают желтые сережки (карточка с рисунком орешника, березы), на других — клейкие почки, из которых потом появляются зеленые листочки. (Карточки с веточками ивы, тополя.) Листочками могут питаться жуки. Раз есть жуки, значит, просыпается от зимней спячки еж, который их ест. В лесу вырастают весенние грибы, например сморчки. Они так смешно называются из-за сморщенной шапочки. На теплой земле прорастает трава. Теперь уже заяц и лось могут не только грызть кору деревьев. Просыпается медведь. Белка меняет свой наряд с серого на рыжий, а заяц — с белого на серый. (Дети высказывают свои предположения, почему так происходит.) Мы сажаем деревья, цветы на клумбах, огородные растения. У нас хорошее, радостное настроение, потому что пришла весна! В заключение воспитатель подчеркивает, что пока еще не все из того, что было нарисовано на карточках, дети видели в природе. Но они будут продолжать наблюдения на прогулках, чтобы увидеть, что нового еще приготовила для всех весна, и просит наблюдать за природой не только в детском саду, но и во время прогулок с папой и мамой, по дороге в детский сад. После занятия. В свободное время воспитатель предлагает желающим попробовать сделать гнездо из собранного на прогулке материала. (Как правило, желание проявляют все дети, и тогда можно при помощи воспитателя соорудить одно гнездо.) Для удобства работы можно добавить вату, проволоку, кусочки пластилина (для скрепления веточек), веревочек. Ватой (заменитель пуха), мхом можно утеплить гнездо изнутри. Воспитатель загадывает загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка». Дети строили гнездо руками, и это оказалось непростым занятием. А ведь у птиц нет рук, и они все делают с помощью клюва и лапок. Для какой птицы построено гнездо? Как она выглядит? Где строит свое гнездо? (Дети предлагают любые варианты — от реальных до фантастических.) 582' ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|