|
ЛЕПКА сюжетная на зеркале (с отражением)«Дед Мазай и зайцы» Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Учить самостоятельно варьировать и комбинировать разные способы лепки в стилистике народной игрушки. Продолжать учить передавать несложные движения в лепке (наклон и поворот туловища, перемещение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции. Предварительная работа. Чтение стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Рассматривание иллюстраций в книжке. Беседа по содержанию литературного произведения. Рассматривание весенних пейзажей. Материалы, инструменты, оборудование. У детей: пластилин, стеки, подставки, клеенки, матерчатые и бумажные салфетки. У воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке; поворотный диск, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек со схематичным изображением зайцев в разных позах. Композиционная основа для коллективной работы: зеркало или прочная фольга овальной формы с вылепленным деревом, пеньком, плывущим бревном. Содержание занятия. Взрослый зачитывает отрывки из стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»: Я раз за дровами в лодке поехал... Вижу один островок небольшой — Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам... Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: «Прыгайте сами!» Прыгнули зайцы мои, — ничего! Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой... Столбик на столбик, зайчишка на пне, Лапки скрестивши, стоит горемыка, Взял и его — тягота невелика!.. Только что начал работать веслом, Глядь — у куста копошится зайчиха — Еле жива, а толста как купчиха!... Не рано уж было. Мимо бревно суковатое плыло, Сидя и стоя, и лежа пластом, Зайцев с десяток спасалось на нем. «Взял б я вас — да потопите лодку!» Жаль их, однако, да жаль и находку — Я зацепился багром за сучок И за собою бревно поволок... К берегу плотно бревно я пригнал, Лодку причалил — и «с богом» сказал... И во весь дух Пошли зайчишки. А я им: «У-х! Живей, зверишки»... Затем педагог проводит краткую беседу о том, когда и почему с зайцами произошла такая беда и как добрый дедушка Мазай спас бедных зайчишек от гибели. Затем педагог показывает детям подготовленную заранее основу для коллективной сюжетной композиции. Поясняет, что зеркало (или фольга) овальной формы — это водоем, в котором видны затопленные пеньки, деревья, плывущие бревна, на которых будут спасаться зайцы от бурной воды. Выставляет на зеркало (фольгу) вылепленную заранее лодку, помещает туда Деда Мазая и обыгрывает ситуацию: показывает, будто лодка плывет по зеркальной воде, в которой отражаются деревья, и Дед Мазай спасает зайчиков — поднимает их за уши и усаживает в лодку, а некоторые зайцы и сами спрыгивают в лодку со своих островков (пеньков). — Давайте и мы с вами поможем Деду Мазаю спасать зайчишек — вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Мазая деревьях и дополним композицию. Постараемся показать настроение и характер зайцев. Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди глубокой речки? (Он дрожит, боится.) А как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку? (Он успокаивается.) Как себя чувствует зайчонок, которого греет за пазухой добрый Дед Мазай? (Ему спокойно, тепло, уютно). В ходе беседы взрослый обращает внимание детей на то, что настроение можно показать не только выражением лица, как на портрете человека, но также через позу и движение туловища. Педагог просит детей описать разные позы словами, чтобы уточнить наблюдения и на-
править внимание на самое существенное: зайчик сидит, сжавшись в комочек, уши прижаты, встал на задние лапки, вытянулся столбиком, уши поднял и пр. Дети самостоятельно ищут способы передачи движения настроения зайчишек. Если они быстро справляются с заданием, воспитатель предлагает дополнить композицию по своему желанию. Можно предложить детям изменить позу вылепленного зверька: поднять лапки, прижать ушки к туловищу, показать, что зайчонок сидит, стоит столбиком, прыгает, перепрыгивает, выпрыгивает из лодки или быстро бежит в лес. Воспитатель советует договориться о размере лепных фигурок, предлагает воспользоваться условной меркой (например, указательный пальчик или карандаш). Дети выбирают пластилин нужного цвета, договариваются и начинают лепить. В конце занятия дети переносят вылепленные фигурки на общую основу и составляют коллективную композицию. После занятия. В свободное время воспитатель создает условия для составления детьми сюжетных рассказов по мотивам литературного произведения. Дети по своему желанию дополняют сюжетную композицию новыми лепными фигурками. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Вода-труженица» Задачи. Формировать элементарные представления детей об использовании воды и ее силе. Предварительная работа. Знакомство со свойствами воды на предварительном занятии по ознакомлению с природой. Материалы, инструменты, оборудование. Небольшой пластмассовый тазик с водой, маленькие деревянные палочки (веточки, щепочки); игрушечная модель водяной мельницы; плакат «Река», картинки с изображениями паровоза и парохода. Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми, откуда берется вода у нас в доме; зачем людям, животным и растениям нужна вода; для чего нужна вода, когда мы занимаемся домашними делами (готовим, убираем, стираем, моем). Воспитатель может прочитать детям отрывок из стихотворения Р. Сефа («Колыбельная»). Если спросишь Ручеек: «Ты куда бежишь?» — То ответит ручеек: «В речку, Мой малыш». Если спросишь Речку: «Ты куда бежишь?» — То ответит речка: «В море, Мой малыш». Если спросишь Море: «Ты куда бежишь?» Третью строфу воспитатель читает до слов «Ты куда бежишь?» и предлагает детям подумать, что ответило бы море, бежит ли море куда-нибудь или нет. А затем самим продолжить стихотворение, например: «То ответит море: „Никуда, малыш"». После этого воспитатель предлагает детям послушать еще одно стихотворение этого автора, которое называется «Родник». Бежит шалун И баловник, Журчит по камушкам Родник. Но вот он вырос, Стал рекой, И трудится он День-деньской. Педагог обсуждает с детьми, что такое родник, почему он назван шалуном и баловником. Вспоминает с детьми, что маленькие ручейки текут в речку, небольшие речки впадают в большие реки, а большие реки впадают в море. Воспитатель спрашивает детей, кем стал маленький родник, когда он «вырос», как может трудиться превратившийся в речку родник. Рассматривает с детьми иллюстрации с изображениями реки, по которой сплавляют лес, плывут баржи с разными грузами, теплоходы и т. д. Педагог вспоминает с детьми, как раньше они проверяли, почему плывет деревянный плот. Для этого он кладет маленькие деревянные щепочки в таз с водой и наклоняет его. Наблюдает вместе с детьми, что происходит с деревянными щепочками: они остаются на поверхности воды, сначала на том же месте, а потом плывут туда же, куда течет вода. Рассказывает детям, что так по рекам отправляют (сплавляют) срубленные деревья из одного места в другое. Бревна опускают в реку, и вода несет их по течению, а в нужном месте ставят заслон и вылавливают их. Воспитатель спрашивает детей, что еще они видят, например, по реке баржи везут грузы, а теплоходы и прогулочные катера перевозят людей. Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения А. Перлова «Мы плывем»: ...Шестом с длиннющей ручкой Толкает сплавшик плот. Малютки-сухогрузы С баржами наравне Гудят и возят грузы По матушке-реке. Сбивает яхты в кучу Веселый ветерок. И лайнера, по чести, Быстрее катерок. И-раз, и-два — работают На веслах рыбаки. На пароходе в топку Бросают моряки Блестящий черный уголь... Затем воспитатель рассказывает детям, что по реке не только перевозят разные грузы. Река может помочь смолоть из зерен муку на водяной мельнице, а, вращая турбины гидроэлектростанции, сделать так, что у нас в доме загорится электрическая лампочка. Воспитатель демонстрирует детям игрушечную модель водяной мельницы (колесо с лопастями вращается от тока воды) и показывает, как вода, падая на лопасти, крутит колесо. На настоящей мельнице колесо вращается и крутит большой камень, который размалывает зерна и превращает их в муку. А если вода заставит крутиться не камень, а специальную электрическую машину, то эта машина будет давать электрический ток. Если по проводам побежит электрический ток, будет гореть лампочка в доме, работать телевизор, холодильник и еще много других полезных вещей. Педагог спрашивает у детей, а что еще умеет делать вода. Может ли вода заставить двигаться паровоз или пароход? Просит детей послушать и сказать, чем похожи эти слова. Вспоминает вместе с детьми, что такое пар. Читает детям стихотворение Ю. Есакова «Чайник» и просит Детей объяснить, почему чайник «стучит крышкой», «шипит тонким Носом», во что превращается вода, когда кипит. Кто там в кухне шумит? На плите дребезжит? Кто там крышкой стучит, Тонким носом шипит? Кипятком плюется, Но не убежит? Выпускает пар, Но это не пожар. Раскаляется, зовет, Чай пить народ? Воспитатель рассказывает детям, что водяной пар такой же сильный, как вода. Именно пар, когда вырывается из чайника, подбрасывает его крышку. Внутри парохода есть большой котел, в нем кипит вода, и пар заставляет колесо крутиться. Лопасти колеса загребают воду как весла, и пароход плывет. А у паровоза пар заставляет крутиться колеса, и паровоз движется по рельсам. Воспитатель внимательно рассматривает с детьми изображения паровоза и парохода, находит котел, трубу, пароходное колесо, колеса у паровоза и т. д. После занятия. После занятия воспитатель обсуждает с детьми, как правильно пользоваться водой. Когда появляются первые лужи и весенние ручьи, дети могут построить плотики и кораблики и пустить их в плавание. ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ВОДОЙ 1. Пить сырую воду нельзя. Используй фильтры и/или кипяти ее. 2. Пока чистишь зубы или моешь руки, вода из-под крана не должна литься просто так. 3. Когда спускаешь воду в унитазе, следи, чтобы вода перестала 4. Экономно расходуй воду, когда моешь овощи, посуду или стираешь. 5. Поливай траву и цветы не слишком обильно. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|