|
Владлен Михайлович Андреев, Евгений Михайлович ЧумаковСтр 1 из 12Следующая ⇒ В. М. АНДРЕЕВ, Е. М. ЧУМАКОВ, Заслуженные тренеры СССР
БОРЬБА САМБО
Издательство «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ» Москва 1967
СОДЕРЖАНИЕ
Краткие сведения о развитии борьбы самбо Терминология спортивной борьбы Методика обучения Задачи обучения Содержание обучения Принципы обучения Методы обучения Формы организации занятий Особенности учебно-тренировочных занятий с юношами Совершенствование техники Совершенствование тактики Совершенствование физических качеств Совершенствование морально-волевых качеств Оборудование мест занятий. Инвентарь. Организация и проведение соревнований Правила соревнований Гигиенические требования и профилактика травматизма при занятиях Первая помощь при травмах Техника борьбы самбо Стойки, дистанции, передвижения Самостраховка Подготовки к броскам Броски Болевые приемы Общие принципы построения комбинаций приемов
Владлен Михайлович Андреев, Евгений Михайлович Чумаков БОРЬБА САМБО Редактор Л.Н.Ильичев Переплет художника С.А. Трофимова Художественный редактор В.К. Сафронов Технический редактор Е.И. Шпекторова Корректор А. Д. Полосова
А 01230. Сдано в набор I7/I 1967 г. Подписано к печати 16/V 1967 г. Формат 84Х108 1/32. Печ. л, 5,5 (Усл, печ. л. 9.24). Уч.-изд. л. 9,06 Бум. л. 2,75. Бумага типографская мелованная № 2. Тираж 100 000. Зак 44. Цена 48 коп. Издательство «Физкультура и спорт» Комитета по печати при Совете Министров СССР. Москва К-б, Каляевскля ул., 27.
Ярославский полиграфкомбинат Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР. Ярославль ул.Свободы. 97. 7А3.5 А 65
Пособие предназначено для тренеров секций коллективов физической культуры и спортсменов-разрядников. Оно преследует цель оказать тренерам методическую помощь в организации учебно-тренировочного процесса при подготовке спортсменов-разрядников, В пособии излагаются вопросы истории, методики обучения и тренировки, классификации, систематики и терминологии, а также техники борьбы самбо. Учебное пособие является попыткой отобразить лучший опыт работы тренеров Советского Союза в секциях борьбы самбо. Предлагаемые методы обучения и тренировки, а также техника борьбы самбо основаны на многолетнем опыте работы авторов и применяются в подготовке сборных команд страны.
6-9-2 Тем. план 1967 г. № 84
КЛАССИФИКАЦИЯ, СИСТЕМАТИКА И ТЕРМИНОЛОГИЯ ТЕХНИКИ БОРЬБЫ САМБО
Классификация, систематика и терминология борьбы самбо сложились на основе практики работы спортсменов, тренеров и судей. Большую работу в этом направлении проделал заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР А. А. Харлампиев, который в ряде учебных пособий излагает классификацию, систематику и терминологию техники борьбы самбо. В настоящем пособии использованы основные принципы классификации, систематики и терминологии, предложенных А. А. Харлампиевым, с некоторыми уточнениями. Классификация и систематика борьбы самбо раскрывается на приведенных схемах. Приемы борьбы самбо делятся на две группы: приемы борьбы стоя (броски) и приемы борьбы лежа, которые, в сбою очередь, включают в себя две группы: удержания и болевые. Содержание дальнейших ступеней деления дается при описании приемов в главе «Техника борьбы самбо». Помимо классификации приемов, в практике работы применяются различные виды классификации других технических и тактических действий борца: защит, контрприемов, комбинаций, подготовок к проведению приемов.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Обучение спортивной борьбе — педагогический процесс, направленный на физическое и умственное совершенствование занимающихся. Обучение борьбе самбо носит воспитывающий характер. В воспитании борца ведущая роль принадлежит тренеру. Он воспитывает занимающихся в духе коммунистической морали, развивает у них чувство советского патриотизма, любви к социалистическому труду, к своему спортивному коллективу. Основным средством воспитания борца является здоровый и сильный коллектив, в котором он тренируется и живет. Высокоорганизованный коллектив является мощным средством воспитания и формирования личности спортсмена, его характера и привычек. В процессе обучения тренер добивается, чтобы для спортсмена нормами поведения в жизни был моральный кодекс строителя коммунизма. Воспитание и обучение тесно связаны между собой и взаимозависимы. Правильно построенный процесс обучения помогает добиться высоких результатов в воспитании борца.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Обучение борьбе самбо преследует следующие задачи: 1. Добиться усвоения занимающимися такого объема знаний, который необходим для плодотворных занятий, выступлений в соревнованиях и достижения высоких спортивных результатов. 2. Привить борцу умение выполнять необходимые действия (выполнение различных общеразвивающих и специальных упражнений, приемов, защит и контрприемов, тактических действий). 3. Сформировать навык борьбы и выполнения отдельных технических и тактических действий. Следовательно, борец в процессе обучения должен получить совокупность необходимых сведений в борьбе самбо, развить способность выполнять необходимые ему действия и, кроме того, довести некоторые действия многократным повторением до определенной степени автоматизации. Таким образом, нужно получить большое количество умений и часть из них довести до высокой степени совершенства путем многократного повторения. Эти общие задачи обучения, в свою очередь, разбиваются на целый ряд более мелких задач, например, научить борца правилам соревнований или выполнять упражнения в разминке или утренней зарядке. Задачи обучения предопределяют выбор преподавателем методов и форм занятий, содержание их и средства.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание обучения определяется программой, в которую входят разделы теории и практики, В секции борьбы самбо коллектива физкультуры теория изучается по следующим основным темам: – физическая культура и спорт в СССР; – краткий обзор развития спортивной борьбы в СССР; – сведения о строении и функциях организма человека; – гигиена борца. Врачебный контроль и самоконтроль. Предупреждение травм. Оказание первой помощи; – теоретические сведения о технике и тактике борьбы; – основы методики обучения и тренировки; – правила соревнований. Организация и проведение соревнований; – оборудование и инвентарь и правила ухода за ними. Практический раздел предполагает изучение следующих тем:. – общеразвивающие упражнения для развития физических качеств борца; – специальные упражнения (для подготовки борца к изучению технических действий и проведению схваток); – техника борьбы; – тактика борьбы. Содержание разделов обучения распределяется тренером по практическим и теоретическим занятиям.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Сознательность, активность, систематичность, последовательность, наглядность, доступность и прочность — основные принципы, которые обеспечивают эффект обучения борьбе самбо. Сознательность требует от преподавателя такого построения обучения, в результате которого занимающиеся получат исчерпывающие знания, которые являются руководством к действию. Знания только тогда являются руководством к правильным действиям борца, когда он поймет, когда и как нужно действовать. Следовательно, тренер в занятии при постановке задачи и разъяснении предстоящей деятельности занимающегося должен действовать следующим образом. Поставить задачу и разъяснить, что дает ее решение. Добиваться, чтобы занимающиеся уяснили место данной задачи в системе совершенствования борца и необходимость ее выполнения. Например, борцу предлагается изучить прием. Тренер объясняет, что он нужен для того, чтобы добиться победы в схватке, и далее, когда и в каких условиях борец может применить этот прием. Указать путь решения поставленной задачи. Показать, как добиться ее решения. Так, если предлагается изучить прием, то тренер показывает, какие действия и в какой последовательности следует выполнять, сколько раз и в какой, последовательности должны выполнять прием партнеры, в каком направлении его проводить и почему, когда прием можно считать усвоенным с тем, чтобы перейти к изучению следующего. Указать средства, позволяющие решить задачу. Так, если поставлена задача изучить прием, то тренер разъясняет, какого партнера следует выбрать. Если требуется совершенствовать прием, то тренер указывает, как должен действовать партнер, чтобы помочь своему товарищу в выполнении его задачи. Указание цели, путей и средств для ее достижения в сочетании с разъяснением закономерностей борьбы самбо позволяет дать занимающимся наиболее полные и всесторонние знания. Сознательность проявляется всегда в действиях. Поэтому тренер должен внимательно следить за всеми действиями и поступками, чтобы своевременно выявить й исправить недостатки и сформировать правильное сознание борца. Активность требует такого построения обучения, при котором занимающийся ставится в условия, побуждающие его применять полученные знания на практике. Если борец понял задачу и если ему нужно решить ее, то он начинает действовать. Когда стоящая перед занимающимся задача успешно выполняется, то это повышает его активность. После успешного.выполнения задачи борец с большей энергией берется за выполнение подобных, даже более трудных, задач. Невыполнение поставленной задачи снижает активность. Особенно быстро снижается активность в том случае, когда невыполнение связано с неприятными чувствами или эмоциями. Когда же в процессе занятий борец не может решить большинства поставленных задач, особенно если он не может успешно провести приемы в схватках и проигрывает, то у него наступает разочарование в выборе вида спорта, и он может вообще прекратить занятия борьбой. Это значит, что его активность в изучении и совершенствования борьбы была погашена неприятными эмоциями. Активность занимающихся развивается тренером с помощью заданий и проверкой их выполнения. Вместе с этим тренер создает условия для успешного выполнения заданий, подбирая соответствующее оборудование, инвентарь, пары для разучивания и схваток, решая вопрос об участии борца в тех или иных соревнованиях, выбирая наиболее выгодные в данных условиях методы и методические приемы, формы занятий. Задания тренера выполняются в самостоятельной работе во время занятий и вне их. Время, отводимое в занятиях на самостоятельную работу, различно. Новичкам даются простые задания, которые они сразу же выполняют под наблюдением тренера. Мастера спорта решают сложные задачи, часто требующие длительного времени. Мастера могут в течение всего занятия самостоятельно работать, решая задачу, а иногда в течение определенного времени (несколько занятий и в промежутках между занятиями) работают самостоятельно под наблюдением и без наблюдения тренера. Тренер должен поощрять занимающихся на творческую работу во время занятий, поэтому он часто дает им задание самим найти правильное решение какой-то задачи. Обычно это делается тогда, когда борцы уже решали подобные задачи, и тренер сообщал им (показывал) способ решения. Например, тренер, создавая определенную ситуацию, предлагает борцу найти защиту или выход из затруднительного положения. Если борец не может сам найти выход, то тренер подсказывает или показывает, то есть помогает ему найти правильное решение. Творческое отношение к изучению борьбы нужно всемерно поощрять. Так, если при изучении техники кто-то найдет «свое» решение или «изобретет» новый прием, то его следует похвалить и предложить показать свою находку всем занимающимся. Направляя активность, тренер должен следить за тем, чтобы все знания, полученные занимающимся в процессе занятий, тут же были закреплены на практике. Знания техники и тактики, правил ведения борьбы закрепляются в схватках, знания правил соревновании и судейства — в судействе схваток и соревнований, знания методики обучения и тренировки — в составлении индивидуального плана тренировки (занятий борьбой, другими видами спорта, составление режима дня и тренировки) и выполнении его. Наглядность требует такого построения обучения, в результате которого у занимающихся складывается правильное и наиболее полное представление об изучаемом предмете. Наиболее полное представление о действии складывается в том случае, если тренер образцово показывает его. Чтобы сложилось правильное представление об упражнении или приеме, следует при показе изучаемого действия соблюдать определенные требования: 1. Обращать внимание на главное, основное. При показе следует обращать внимание на 1—2 основных детали, а остальные детали занимающийся копирует (на основе зрительного восприятия). Не следует концентрировать внимание на большом количестве второстепенных деталей. Объем внимания занимающегося не беспределен, и за второстепенным он может упустить главное, и в результате у него сложится неправильное представление о действии. 2. Все занимающиеся должны видеть основное, существенное в действии. Поэтому при показе тренер должен сделать так, чтобы все хорошо видели то, что он показывает. 3. Новое лучше воспринимается, если оно увязывается с усвоенным ранее. Поэтому тренер при показе нового указывает, что во вновь изучаемом Действии выполняется так, как прежде, и что следует добавить или изменить, чтобы получилось новое действие. 4. Наиболее полное представление о приеме складывается в том случае, если тренер при его демонстрации; а) показывает и объясняет ситуацию, в которой наиболее удобно выполнять изучаемый прием; б) показывает прием в целом так, как он выполняется в схватках. Такой показ создает общее представление оприеме; в) показывает прием по элементам (замедленно). Такой показ создает на общем фоне точное представление г) показывает прием в целом в таком виде, в котором его должны выполнять занимающиеся. 5. Демонстрировать приемы и упражнения тренер должен точно, четко, без излишних движений. Небрежность, неточность при показе действия вызывает неправильное представление о нем. В результате появляются ошибки в выполнении приемов и упражнений. 6. Если тренер не может правильно показать прием сам, то он использует кино, фотографии, рисунки. Эти же средства можно применять в занятиях с мастерами, для исправления ошибок или отработки каких-либо отдельных деталей. Систематичность и последовательность требуют построения определенной, строго установленной системы занятий и последовательности в изложении материала. Тренер определяет систему и содержание работы в каждый момент обучения, последовательность действий с учетом подготовленности занимающихся и других условий. Материал программы изучается в такой последовательности, которая обеспечивает лучшее усвоение и совершенствование знаний, умений и навыков. Последовательность, система расположения материала позволяют упорядочить обучение и в результате обеспечить подготовку наиболее высококвалифицированных борцов. Для этого тренер планирует и организует занятия. Планируя проведение занятий, тренер продумывает и излагает в планах систему, в которой будет проходить изучение и совершенствование знаний, умений и навыков. Он предусматривает изучение и совершенствование техники и тактики, общеразвивающих и специальных упражнений, повторение изученного, увеличение физической нагрузки (объема и интенсивности), развитие отдельных физических качеств, изменение и усложнение учебных и тренировочных схваток, увеличение трудности и сложности соревнований, в которых предстоит участвовать борцам. При построении системы (последовательности) работы учитывается контингент занимающихся (возраст, физическая и специальная подготовленность), а также условия, в которых проходят занятия, то есть учитываются требования дидактического принципа доступности. Строя последовательность обучения борьбе, нужно весь материал располагать в соответствии с требованиями дидактических правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Последовательность изучения техники борьбы может быть различной, В настоящее время приняты два основных способа «расположения» приемов для изучения: концентрический и линейный. При концентрическом приемы изучаются в, ряде циклов. В первом цикле изучается по одному приему из каждой классификационной группы. Например, по одному варианту броска захватом ноги, подножки, подсечки, броска через спину, переворота, удержания, болевого. Во втором цикле изучаются другие варианты тех же приемов, а также варианты приемов из других групп приемов (более сложных). И так повторяется до тех пор, пока все приемы не будут изучены. При линейном изучаются сначала все варианты приемов одной классификационной группы, затем другой. Например, сначала изучаются все варианты броска подножкой, затем все варианты броска подсечкой и так далее, до тех пор, пока не будет изучена вся техника борьбы. Практикой и научными исследованиями установлено, что концентрическое изучение приемов в работе секций коллективов физической культуры дает наилучший эффект для совершенствования борца. Линейное изучение применяется на сборах и семинарах тренеров. Принцип систематичности и последовательности требует не только хорошего планирования работы, но и реализации планов в процессе занятий. Чтобы данный принцип был реализован, нужно, помимо планирования, обеспечить соответствующую регулярность занятий и посещаемость их, постоянный состав групп (стабильное расписание занятий, их рациональное чередование), нагрузки в уроке и ряде занятий, сочетание нагрузок и отдыха. Доступность требует такого построения обучения, при котором занимающиеся усваивают материал в установленный срок. Это возможно только в том случае, если они будут готовы к его изучению или выполнению определенной задачи, то есть изучаемый материал будет посильным. Задача тренера так построить обучение, чтобы к моменту изучения материала или в момент постановки тренером задачи борцы были готовы ее выполнить а для этого нужно провести определенную работу по подготовке занимающихся (в ряде предшествующих занятий или в самом занятии). Для решения различных задач нужно различное время. Трудные и сложные задачи требуют большой (длительной) работы по подготовке занимающихся. В различных по степени подготовленности и способностям группах время для подготовки к решению одной и той же задачи будет неодинаковым. Оно также зависит от условий, в которых проходят занятия (наличия спортивного инвентаря и оборудования, времени, отводимого на занятие, количества занимающихся в группе и числа тренеров, площади ковра в зале и др.), совершенства методов и методических приемов, применяемых тренером, индивидуальных особенностей занимающихся, их физического развития и специальной подготовки. Подготовка к изучению приемов складывается из выполнения специальных и общеразвивающих упражнений. При проведении занятий в группе тренер сталкивается с контингентом занимающихся, имеющих различную степень общей и специальной подготовки. Следовательно, при подготовке к изучению приема они проходят различный путь и выполняют неодинаковый объем работы. Тренер планирует время для подготовки к изучению приема в расчете на средний состав группы. В то же время он должен форсировать подготовку наиболее слабых борцов. Для этого тренер дает отстающим дополнительные задания для работы вне занятий и в процессе занятий, чтобы к определенному сроку ликвидировать отставание. Он подбирает специальные комплексы упражнений для занятий дома, рекомендует другие виды спорта. Принцип доступности требует не только организации физической и специальной подготовки к изучению приемов, но и такого изучения, которое делает прием доступным. При изучении и совершенствовании приемов большую роль играет подбор партнеров (по весу, силам и др.). Если борцу подобрать партнера более тяжелого или более сильного, то изучаемый или совершенствуемый прием может стать непосильным то есть не будет выполнен. В то же время нужно следить за тем, чтобы партнер оказался не слишком слабым. В этом случае может закрепиться неправильная структура выполнения приема. Если обучение борьбе построено в полном соответствии с принципом доступности, то занимающиеся в определенное время усваивают материал. Прочность требует такого построения обучения борьбе, в результате которого у занимающихся формируются и закрепляются навыки. Для формирования прочных знаний и навыков требуется систематическое повторение, применение их в практике. Борьба характерна тем, что навыки применяются борцом в условиях сопротивления противника. Сила сопротивления и его характер непостоянны. Навык, достаточный для преодоления сопротивления слабого противника, может оказаться недостаточным при борьбе с сильным. Навык формируется и закрепляется в результате многократного успешного повторения. Повторение должно проходить в тех условиях, в которых будет применяться навык. Для закрепления навыка выполнения приемов борьбы нужно, чтобы они успешно повторялись в условиях схватки. В то же время необходимо стремиться к тому, чтобы закрепление навыков проходило не только в виде выполнения отдельных приемов, но и в виде закрепления целостного навыка ведения схватки (темпа, маневрирования, тактики и др,), то есть закрепления навыка выполнения всей совокупности технических и тактических действий. Навык выполнения приемов и защит закрепляется, если в схватке они выполняются успешно. В том случае если прием или защита не удаются, то навык расшатывается и даже может быть разрушен. Следовательно, основное требование принципа прочности — построить обучение и совершенствование так, чтобы борцы могли возможно чаще успешно выполнять изученные приемы в тех условиях, в которых им придется в дальнейшем пользоваться ими. Для этого тренер должен правильно строить схватки, вынуждая борцов целенаправленно работать по закреплению изученного материала (особенно техники и тактики). Так, например, если тренер планирует закрепление навыка выполнения переворачиваний, то он дает задание одному из борцов в течение определенного времени пытаться перевернуть партнера, а другому сопротивляться. Если нужно совершенствовать защиту от какого-нибудь броска, то тренер дает одному борцу задание защищаться, а другому нападать этим приемом. Таким образом, с помощью схваток тренер совершенствует технику и тактику борца. С этой же целью иногда можно организовать своеобразные соревнования по правилам, которые направляют совершенствование занимающихся, то есть заставляют их концентрировать все внимание и усилия на решение поставленной задачи, достижение цели (которая определяет победителя). Так, тренер может установить, что победителем в схватке будет тот, кто заставит противника коснуться ковра чем-либо, кроме ступней, или победителем будет тот, кто сделает удержание. Следует иметь в виду, что закрепление техники в соревнованиях идет быстрее, чем в обычной тренировке, потому что выполнение приемов проходит на фоне большого эмоционального возбуждения. Чем ответственнее соревнования, тем выше возбуждение, тем прочнее закрепляются успешно выполненные навыки и, наоборот, быстрее разрушаются не удающиеся. Соревнования не единственная форма закрепления навыков, но» конечная. Нужно сначала подготовить занимающихся к ним в учебно-тренировочных схватках.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Под методами обучения понимают пути или способы, при помощи которых тренер добивается усвоения занимающимися знаний, умений и навыков. Каждая из задач обучения решается своими методами. Знания тренер передает путем словесного изложения в лекциях, беседах, рассказах и показа (демонстрация, посещение соревнований и тренировок и т. п.). Задача привития занимающимся умений решается разучиванием. Совершенствование навыков достигается тренировкой. Усвоение знаний, умений и навыков проверяется проведением зачетов, экзаменов, соревнований, проверкой технической подготовленности, просмотров и др. Ниже излагаются основные методы передачи знаний. Лекция применяется для устного изложения важнейших тем теоретического раздела программы. Для проведения лекции на определенную тему тренер составляет ее план, то есть основные вопросы, которые будут освещены; тезисы лекции — формулировку основных вопросов и мыслей. Основные формулировки должны занимающимися записываться. В конце лекции тренер сообщает литературу, которой можно пользоваться для углубленного изучения данной темы. Начиная лекцию, тренер сообщает ее тему, план изложения. Во время лекции он подчеркивает основные мысли и формулировки и излагает их так, чтобы занимающиеся могли записать. Рассказ строится так же, как и лекция, и преподаватель, прежде чем приступить к изложению, составляет план и формулирует основные мысли. В виде рассказа излагаются отдельные вопросы теоретического курса (история, гигиена, профилактика травматизма, теоретические сведения о технике и тактике и др.). Рассказ проводится чаще всего во время практических занятий или в перерыве между ними. Обычно в этих условиях борец не может вести записи. Поэтому основным требованием к этому методу передачи знаний являются: яркость и образность. Это позволяет быстро и прочно усвоить изложенный материал. Беседа применяется в тех случаях, когда для передачи новых знаний удобно использовать уже имеющиеся или когда требуется научить занимающихся применять полученные ранее знания или упорядочить их. Этот метод часто применяется при разборе правил соревнований, составлении индивидуальных планов тренировки, анализе техники, разборе прошедших соревнований и т. п. Планируя проведение беседы, тренер намечает круг вопросов, которые предстоит обсудить. Он предусматривает, какие вопросы и кому он задаст и каких ответов он должен добиться. Если он не получает от занимающихся правильных ответов, то он должен помочь им. Этот метод позволяет активизировать занимающихся и приучает их творчески мыслить, самостоятельно находить правильные ответы на различные вопросы, которые возникают в процессе занятий и соревнований, приучает использовать знания на практике. Беседа, как метод обучения, применяется и для изложения нового материала. В этом случае тренер, задавая вопрос, активизирует внимание занимающихся на решении какой-то задачи, заставляет попробовать самостоятельно решить вопрос. Если занимающиеся не имеют достаточных знаний для решения вопроса, то тренер помогает найти правильный ответ. В этом случае материал ложится на подготовленную почву и сразу увязывается с практикой. Демонстрация (показ) заключается в том, что тренер демонстрирует упражнения, технику, способы тренировки, применяемые выдающимися мастерами, особенности ведения борьбы различными борцами. Демонстрация должна отвечать всем требованиям принципа наглядности. Разучивание применяется для выработки умения выполнять определенные действия. В борьбе этот метод используется очень широко, потому что тренер обучает самбистов выполнению большого количества приемов, упражнений и других действий. Основная задача, решаемая этим методом,— привить борцам умение выполнять приемы, защиты, контрприемы, различные тактические действия, специальные и общеразвивающие упражнения. Разучивание строится следующим образом: тренер показывает и объясняет действие, которое должно быть воспроизведено; занимающиеся повторяют его, а тренер следит за правильностью выполнения и при необходимости исправляет ошибки. В зависимости от сложности и трудности изучаемых действий, подготовленности занимающихся тренер применяет различные методы разучивания. Наиболее распространены два метода: целостный и по частям. В свою очередь, они имеют много разновидностей, а иногда применяются в комплексе. Метод целостного разучивания применяется для изучения простых приемов и упражнений, а метод разучивания по частям — для изучения сложных. (Под простыми упражнениями и приемами понимаются действий, s которых нужно освоить простой по координации элемент, под сложными — понимают действия, в которых борец должен освоить несколько незнакомых или сложных по координации элементов.) Разучивание приемов и упражнений целостным способом строится по следующей схеме:
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Задачи и избранные методы обучения определяют формы и содержание отдельных занятий. Основной формой организации занятий борьбой самбо в секции является урок. Урок проводится в виде теоретических или практических занятий. Теоретические занятия состоят из лекций, бесед, экскурсий и т. п. Практика — из учебно-тренировочных занятий, тренировок. Помимо уроков, тренер организует и внеурочные занятия. К внеурочным занятиям относятся самостоятельная работа занимающихся над теорией и практикой, соревнования, индивидуальные занятия. Теоретические вопросы курса борьбы самбо изучаются самостоятельно с помощью различной литературы. Самостоятельная работа по практическим разделам ведется путем выполнения упражнений (общеразвивающих и специальных), занятий другими видами спорта, сдачи норм комплекса ГТО, участия в соревнованиях типа «открытый ковер» и др. Индивидуальные занятия проводятся для совершенствования в отдельных теоретических вопросах или сторонах практической подготовки (технике, тактике, физической подготовке). Кроме того, индивидуальные занятия применяются для исправления каких-либо ошибок или недостатков в подготовке занимагощегося. Урок по борьбе самбо для изучения практического раздела обычно состоит нз четырех частей (вводной, подготовительной, основной и заключительной). Вводная часть. Задачи: организация занимающихся и концентрация их внимания на выполнение заданий преподавателя. Средства: строевые упражнения. Методы: подача команд, проверка занимающихся. Содержание: построение, рапорт, проверка посещаемости, проверка соблюдения занимающимися гигиенических требований, сообщение задач урока, перестроения для выполнения упражнений следующей части урока. Продолжительность этой части от 3 до 10 мин. Подготовительная часть. Задачи; изучение обще-развивающих и специальных упражнений, общая физическая подготовка занимающихся, увеличение деятельности органов дыхания и кровообращения, подведение занимающихся к изучению и совершенствованию техники и тактики борьбы и проведению схваток. Подготовительная часть обычно состоит из двух разделов: а) общей «разминки», в которой решается задача укрепления деятельности органов дыхания и кровообращения, увеличения подвижности в суставах и укрепления связочного аппарата, улучшения координации движений и силы мышц; б) специальной — в которой решается задача специальной подготовки к выполнению той задачи, которая стоит перед основной частью урока. Средства: общеразвивающие и специальные упражнения. Методы: разучивание и тренировка в выполнении общеразвивающих и специальных упражнений. Содержание: бег или другие упражнения высокой интенсивности, увеличивающие функцию органов дыхания и кровообращения, общеразвивающие упражнения в движении или на месте для основных групп мышц и суставов (ног, рук, туловища, шеи). Упражнения для развития силы, быстроты, ловкости, гибкости. Упражнения, подготавливающие к сдаче норм комплекса СТО. Специальные упражнения страховки и самостраховки, выполнение упражнений имитации приемов, упражнения в парах, простейшие формы борьбы. Продолжительность подготовительной части урока в зависимости от периода обучения колеблется от 40 до 10 мин. В группах новичков, где нужно изучать каждое упражнение, на подготовительную часть урока затрачивается больше времени. По мере подготовленности группы это время уменьшается. Основная часть. Задачи: изучение техники и тактики борьбы самбо, совершенствование физических и морально-волевых качеств, техники и тактики. Средства: изучение приемов. Условные и вольные схватки. Учебные соревнования. Методы: разучивание технических действий. Тренировка в выполнении техники и тактики борьбы. Содержание: выполнение приемов, защит, контрприемов и комбинаций на несопротивляющемся или оказывающем условное сопротивление партнере в стойке и борьбе лежа. Условные схватки. Учебно-тренировочные, вольные схватки. Соревновательные схватки. Продолжительность этой части урока в зависимости от периода подготовки и задач урока колеблется от 50 до 100 мин. и более. У новичков, где вводная, подготовительная и заключительная части урока сравнительно велики, основная часть меньше. По мере роста общей подготовленности борцов, и особенно в период подготовки их к крупным соревнованиям, время, отводимое на основную часть, увеличивается за счет сокращения других частей. В тренировочном уроке при занятиях по индивидуальным планам основная часть особенно продолжительна. В тренировке мастеров спорта основная часть урока увеличивается также за счет увеличения продолжительности занятий. Заключительная часть. Задачи: успокоить деятельность органов дыхания и кровообращения. Подвести итоги урока. Средства: упражнения на расслабление, ходьба, беседа, рассказ. Содержание: построение, ходьба, упражнения на расслабление, самомассаж, подведение итогов занятий, задания на дом, объявления. В группах высококвалифицированных спортсменов заключительная часть урока часто проводится без общего построения. Борец заканчивает схватку и проводит упражнения заключительной части самостоятельно, после чего тренер беседует с ним. В это время остальные занимающиеся продолжают тренировку, заканчивают и проводят заключительную часть по такому же плану. Так постепенно, по мере окончания схваток на ковре, занимающиеся прекращают тренировку и проводят заключительную часть урока. Правильное построение урока в сочетании с другими формами обучения позволяет наиболее полно и эффективно решить задачи обучения и подготовки высококвалифицированного спортсмена — мастера спорта.
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ
Основная задача тренировки — достижение высоких спортивных результатов. Достигается это с помощью совершенствовани ![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|