|
Схема разучивания приема по частям (в приеме два сложных элемента)
В отличие от приведенной схемы разучивания приема, где элементы приема разучиваются отдельно один от другого, может быть применена другая схема. В ней разучивание проходит с наслоением элементов приема. Начинается разучивание, как в приведенной схеме, затем второй элемент приема выполняется занимающимися вместе с первым в целостной структуре. Таким образом, если в приеме имеется два сложных элемента, то второе повторение будет проходить уже в виде целостного выполнения приема. Разучивание приемов может проходить и по комплексному способу. В этом случае изучение приема начинается целостным способом. Если у занимающихся в процессе выполнения выявляются такие ошибки, которые требуют вычленения какого-то элемента приема, то тренер останавливает разучивание приема и организует выполнение нужного элемента. После того как элемент будет выполнен правильно, продолжается выполнение приема в целом. Такое изучение приема может быть организовано для всей группы или только для тех занимающихся, у которых прием не получается. Особое внимание следует обращать на грубые ошибки, которые могут повести к травмам. Поэтому тренер в первую очередь исправляет грубые ошибки, Когда борец научится правильно выполнять прием на несопротивляющемся партнере, тренер начинает «доводить» прием до умения выполнять его в условиях сопротивления, то есть в схватке. Делается это путем усложнения условий выполнения, за счет передвижения или увеличения сопротивления партнера. Не следует сразу слишком усложнять условия. Это может повести к тому, что прием не будет получаться. Разучивание можно считать законченным, когда борец научится выполнять прием в учебной схватке, то есть в схватке, где один спортсмен нападает обусловленным приемом, а другой защищается. Тренировка как метод обучения раскрывается ниже в соответствующем разделе. Проверка знаний, умений и навыков применяется для выявления недостатков педагогического процесса, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. Проверка может быть текущей и периодической. При текущей тренер проверяет знания в беседе или наблюдая действие борца. Умение проверяется наблюдением за попытками выполнения при разучивании и в схватках. В процессе разучивания приемов и упражнений своевременное исправление ошибок определяет эффективность усвоения. Прежде чем исправить ошибку, тренер определяет её причины. В практике встречаются две основные причины возникновения ошибок в выполнении приемов и упражнений занимающимися: неправильное представление 6 действии, которое выражается в искажении структуры движения, его составных частей, связок, ритме и т. п.; недостаточное физическое развитие или физическая подготовка занимающихся, или большое усложнение условий, затрудняющих выполнение. Если у занимающегося сложилось неправильное представление о действии, тренер исправляет его ошибку повторным показом и объяснением с акцентом на те детали, о которых у занимающегося сложилось неправильное представление. В этом случае пользуются различными методическими приемами: а) выполнение элемента приема, в котором имеется ошибка; б) выполнение приема целостно, но обращая внимание на изменение в неудавшемся элементе приема; в) видоизменение структуры приема, которое вынуждает борца выполнять правильное движение. Иногда тренер даже предлагает выполнить прием заведомо неправильно, но с такой «ошибкой» в проведении, которая ликвидирует первоначально неправильное выполнение; г) указание ориентиров в направлении усилий и отдельных движений; д) выполнение приема тренером на занимающемся, у которого обнаружена ошибка. Показывая правильное проведение приема и ошибку, тренер помогает изменить прием. Занимающийся на себе чувствует, в чем его ошибка, и при выполнении исправляет ее; е) тренер предлагает занимающемуся выполнить прием на себе. Во время выполнения он направляет его усилия и в то же время не дает выполнить неправильные движения. Если занимающиеся имеют недостаточное физическое развитие или недостаточную физическую подготовку, то им рекомендуются такие общеразвивающие или специальные упражнения, которые помогут быстро ликвидировать отставание и выполнить прием. Иногда тренер вынужден отнести изучение приема этим занимающимся на более поздний срок обучения. В этом же случае он может предложить занимающимся выполнять имитацию приема без партнера, или у стены, или со снарядами. Предлагаются также специальные упражнение. В том случае, если ошибки возникают в результате усложнения условий для выполнения приема или упражнения, тренер принимает меры к тому, чтобы упростить их. Это можно сделать: а) подбором партнеров (более легких, более слабых, более «удобных» для выполнения приема); б) указанием партнеру, как помочь товарищу при выполнении им приема. Б некоторых случаях нужно определить ошибку не у выполняющего, а у его партнера. При выполнении приемов в разучивании они не удаются часто потому, что партнер своими действиями делает выполнение невозможным (сопротивлением или, наоборот, расслаблением); в) выполнением приема на чучеле или мешке; г) выполнением приема на мягком ковре (если партнер боится жесткого ковра). Когда занимающиеся приступают к разучиванию приемов, тренер основное внимание обращает на выявление и исправление ошибок. Сначала он как бы рассредоточивает внимание на всю группу с тем, чтобы установить, кто из занимающихся допускает ошибки и сколько в группе борцов, допускающих одну и ту же ошибку. Это нужно определить сразу после первых попыток выполнения. Если у большинства занимающихся определится общая ошибка, то тренер останавливает выполнение приема или упражнения и показывает всем, как следует ее исправить. Если общей ошибки нет, то тренер подходит к отдельным борцам и исправляет ошибки у них. Периодическая проверка должна систематизировать знания, умения и навыки, закрепить и упорядочить их. Периодическая проверка проводится в виде экзаменов, зачетов, проверки технической подготовленности и соревнований. На экзаменах и зачетах проверяются преимущественно знания, просмотром технической подготовленности проверяется умение выполнения технических действий, в соревнованиях проверяется в основном степень совершенства навыка борьбы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Задачи и избранные методы обучения определяют формы и содержание отдельных занятий. Основной формой организации занятий борьбой самбо в секции является урок. Урок проводится в виде теоретических или практических занятий. Теоретические занятия состоят из лекций, бесед, экскурсий и т. п. Практика — из учебно-тренировочных занятий, тренировок. Помимо уроков, тренер организует и внеурочные занятия. К внеурочным занятиям относятся самостоятельная работа занимающихся над теорией и практикой, соревнования, индивидуальные занятия. Теоретические вопросы курса борьбы самбо изучаются самостоятельно с помощью различной литературы. Самостоятельная работа по практическим разделам ведется путем выполнения упражнений (общеразвивающих и специальных), занятий другими видами спорта, сдачи норм комплекса ГТО, участия в соревнованиях типа «открытый ковер» и др. Индивидуальные занятия проводятся для совершенствования в отдельных теоретических вопросах или сторонах практической подготовки (технике, тактике, физической подготовке). Кроме того, индивидуальные занятия применяются для исправления каких-либо ошибок или недостатков в подготовке занимагощегося. Урок по борьбе самбо для изучения практического раздела обычно состоит нз четырех частей (вводной, подготовительной, основной и заключительной). Вводная часть. Задачи: организация занимающихся и концентрация их внимания на выполнение заданий преподавателя. Средства: строевые упражнения. Методы: подача команд, проверка занимающихся. Содержание: построение, рапорт, проверка посещаемости, проверка соблюдения занимающимися гигиенических требований, сообщение задач урока, перестроения для выполнения упражнений следующей части урока. Продолжительность этой части от 3 до 10 мин. Подготовительная часть. Задачи; изучение обще-развивающих и специальных упражнений, общая физическая подготовка занимающихся, увеличение деятельности органов дыхания и кровообращения, подведение занимающихся к изучению и совершенствованию техники и тактики борьбы и проведению схваток. Подготовительная часть обычно состоит из двух разделов: а) общей «разминки», в которой решается задача укрепления деятельности органов дыхания и кровообращения, увеличения подвижности в суставах и укрепления связочного аппарата, улучшения координации движений и силы мышц; б) специальной — в которой решается задача специальной подготовки к выполнению той задачи, которая стоит перед основной частью урока. Средства: общеразвивающие и специальные упражнения. Методы: разучивание и тренировка в выполнении общеразвивающих и специальных упражнений. Содержание: бег или другие упражнения высокой интенсивности, увеличивающие функцию органов дыхания и кровообращения, общеразвивающие упражнения в движении или на месте для основных групп мышц и суставов (ног, рук, туловища, шеи). Упражнения для развития силы, быстроты, ловкости, гибкости. Упражнения, подготавливающие к сдаче норм комплекса СТО. Специальные упражнения страховки и самостраховки, выполнение упражнений имитации приемов, упражнения в парах, простейшие формы борьбы. Продолжительность подготовительной части урока в зависимости от периода обучения колеблется от 40 до 10 мин. В группах новичков, где нужно изучать каждое упражнение, на подготовительную часть урока затрачивается больше времени. По мере подготовленности группы это время уменьшается. Основная часть. Задачи: изучение техники и тактики борьбы самбо, совершенствование физических и морально-волевых качеств, техники и тактики. Средства: изучение приемов. Условные и вольные схватки. Учебные соревнования. Методы: разучивание технических действий. Тренировка в выполнении техники и тактики борьбы. Содержание: выполнение приемов, защит, контрприемов и комбинаций на несопротивляющемся или оказывающем условное сопротивление партнере в стойке и борьбе лежа. Условные схватки. Учебно-тренировочные, вольные схватки. Соревновательные схватки. Продолжительность этой части урока в зависимости от периода подготовки и задач урока колеблется от 50 до 100 мин. и более. У новичков, где вводная, подготовительная и заключительная части урока сравнительно велики, основная часть меньше. По мере роста общей подготовленности борцов, и особенно в период подготовки их к крупным соревнованиям, время, отводимое на основную часть, увеличивается за счет сокращения других частей. В тренировочном уроке при занятиях по индивидуальным планам основная часть особенно продолжительна. В тренировке мастеров спорта основная часть урока увеличивается также за счет увеличения продолжительности занятий. Заключительная часть. Задачи: успокоить деятельность органов дыхания и кровообращения. Подвести итоги урока. Средства: упражнения на расслабление, ходьба, беседа, рассказ. Содержание: построение, ходьба, упражнения на расслабление, самомассаж, подведение итогов занятий, задания на дом, объявления. В группах высококвалифицированных спортсменов заключительная часть урока часто проводится без общего построения. Борец заканчивает схватку и проводит упражнения заключительной части самостоятельно, после чего тренер беседует с ним. В это время остальные занимающиеся продолжают тренировку, заканчивают и проводят заключительную часть по такому же плану. Так постепенно, по мере окончания схваток на ковре, занимающиеся прекращают тренировку и проводят заключительную часть урока. Правильное построение урока в сочетании с другими формами обучения позволяет наиболее полно и эффективно решить задачи обучения и подготовки высококвалифицированного спортсмена — мастера спорта.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|