Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕРМИНОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ





 

Термин спортивной борьбы — это специальное слово или словосочетание, которое в данном значении применя­ется только в спортивной борьбе.

Терминология спортивной борьбы — это совокупность всех терминов, применяемых в спортивной борьбе.

Терминология призвана облегчить, упростить взаимо­понимание специалистов в процессе работы, занятий, со­ревнований и т. п.

Применяя термин, то есть, произнося одно или два сло­ва, борец или тренер может вызвать у собеседника пред­ставление о сложном действии или понятии, которое без употребления этого термина требует длительного и труд­ного для понимания объяснения.

Терминология складывается в практике работы тре­неров, спортсменов и судей. Установившаяся терминоло­гия изучается занимающимися на практических и теоретических занятиях параллельно с изучением соответствующих понятий.

При составлении терминологии стремятся обеспечить следующие требования к терминам:

1. Краткость, чтобы термины, как правило, состояли из одного слова и реже двух и более слов. Длинные слова или словосочетания труднее запоминать и воспринимать.

2. Четкость, чтобы термины быстро вызывали пра­вильное представление о нужном понятии. Этому требо­ванию больше отвечают такие термины, которые по свое­му звуковому составу резко отличаются от других терми­нов. Сходные по звуковому составу слова могут вызвать неправильное представление, то есть представление о понятии, которое определяется сходным термином (словом).

3. Чтобы термины и образованные из них названия приемов отвечали требованиям грамматики русского языка.

В практике самбо термины образуются путем исполь­зования:

а) слов общелитературного русского языка, которым придано новое значение (мельница, подножка, ножницы и др.);

б) производных слов (обвив, подхват, заваливание, сбивание и др.);

в) сокращенных слов (самбо);

г) словосочетаний (обратный захват, боковое бедро и др.).

Таким образом сложилась терминология, которая при­водится ниже.

Техника — совокупность способов (приемов) нападе­ния и защиты, применяемых борцами для достижения по­беды.

Прием — действие борца, имеющее целью добиться победы или преимущества над противником.

Защита — действие борца, имеющее целью ликвиди­ровать попытку противника выполнить прием.

Ответный прием — действие борца, имеющее целью добиться победы или преимущества, в момент попытки противника провести прием.

Стойка — положение борца, при котором он стоит, касаясь ковра только ступнями ног.

Правая стойка — борец стоит, выставив правую ногу ближе к противнику.

Левая стойка — борец стоит, выставив левую ногу ближе к противнику.

Фронтальная стойка — борец стоит, расположив ноги на одинаковом удалении от противника.

Низкая стойка — борец стоит, согнувшись, отдалив таз от противника. Туловище близко к горизонтальному поло­жению.

Высокая стойка — борец стоит, выпрямившись, распо­лагай туловище вертикально.

Лежа — положение борца, при котором он опирается о ковер чем-либо, кроме ступней ног.

Бросок — прием, выполняемый борцом, находящимся в стойке, имеющий целью лишить противника опоры и вынудить падать спиной на ковер.

Бросок через голову — бросок, выполняемый борцом, который, падая назад и упираясь ногой в живот или ногу противника, перебрасывает его через себя.

Бросок через грудь — бросок, выполняемый борцом, который, падая назад и прогибаясь, перебрасывает про­тивника через себя.

Подножка — бросок, выполняемый с помощью под­ставления ноги к ногам противника, чтобы вынудить его падать через подставленную ногу.

Задняя подножка — бросок, выполняемый с подстав­лением ноги к ногам противника сзади.

Передняя подножка — бросок, выполняемый с под­ставлением ноги к ногам противника спереди.

Боковая подножка — бросок с подставлением ноги к ногам противника сбоку.

Подсечка — бросок, выполняемый с помощью подби-вания ноги противника подошвенной частью стопы.

Боковая подсечка —подсечка, в которой нога против­ника подбивается сбоку.

Передняя подсечка —подсечка, в которой нога про­тивника подбивается спереди.

Задняя подсечка — подсечка, в которой нога против­ника подбивается сзади.

Подсечка изнутри — подсечка, в которой одноименная нога противника подбивается изнутри.

Коленная подсечка —подсечка, в которой нога про­тивника подбивается спереди в нижнюю часть бедра

(в колено)

Зацеп — действие ногой, которой борец тянет руку или ногу противника, зажимая ее между голенью и бедром.

Зацеп стопой — бросок, выполняемый борцом, кото­рый зажимает снаружи ногу противника между голенью и стопой.

Зацеп стопой изнутри — бросок, выполняемый зацепом стопой одноименной ноги противника изнутри.

Зацеп изнутри — бросок, выполняемый зацепом раз­ноименной ноги противника изнутри.

Зацеп снаружи — бросок, выполняемый зацепом раз­ноименной ноги снаружи.

Зацеп одноименный — бросок зацепом одноименной ноги противника изнутри.

Обвив — зацеп разноименной ноги противника изнут­ри голенью и стопой.

Подхват — бросок, при выполнении которого борец подбивает спереди (одноименную) ногу противника зад­ней поверхностью своей ноги.

Подхват изнутри — бросок, при котором борец подби­вает разноименную ногу противника изнутри задней по­верхностью своей ноги.

Отхват — бросок, при котором борец подбивает ногу противника сзади задней поверхностью своей ноги.

Подсад — бросок, выполняемый с помощью поднима­ния вверх и в сторону ног противника боковой или перед­ней частью бедра.

Подсад голенью — бросок, выполняемый с помощью поднимания вверх и в сторону ноги противника передней или боковой частью голени.

Ножницы — бросок, выполняемый с помощью одно­временного встречного движения ног, воздействующих на ноги и туловище противника.

Мельница — бросок, выполняемый захватом руки и ноги, подниманием противника на спину, поворотом голо­вой вниз и последующим сбрасыванием спиной на ко­вер.

Бедро (бросок через спину) — бросок, выполняемый за счет подбивания задней или боковой поверхностью та­за, ног или нижней части туловища противника.

Боковое бедро — бедро, выполняемое из положения сбоку с захватом разноименной руки и туловища (по­яса).

Обратное бедро — бедро, выполняемое из положения сзади или сбоку с захватом одноименной руки и туловища (пояса).

Заваливание — прием, вынуждающий противника, стоящего на коленях, падать на спину.

Удержание — прием, имеющий целью удержать про­тивника в течение определенного времени на спине, ка­саясь его груди своим туловищем.

Удержание сбоку — удержание сидя сбоку от против­ника с захватом шеи и ближней руки.

Удержание поперек — удержание противника лежа поперек его груди с захватом дальней руки.

Удержание с плеча — удержание лежа грудью на груди противника с захватом руками его рук (за плечи).

Удержание верхом — удержание сидя на животе про­тивника.

Удержание с головы — удержание, при котором борец, прижимаясь туловищем к груди противника, располага­ется со стороны его головы (головой к ногам).

Болевой — прием, вынуждающий противника признать себя побежденным в результате болевого ощущения, вы­зываемого перегибанием, вращением или давлением в области сустава.

Рычаг — болевой прием, выполняемый путем переги­бания руки или ноги в суставе.

Рычаг локтя — болевой прием перегибанием в локте­вом суставе.

Узел — болевой прием, выполняемый путем вращения согнутой руки или ноги в суставе.

Узел поперек — узел, выполняемый борцом, лежащим поперек противника и вращающим в плечевом суставе согнутую руку противника предплечьем вверх (супи­нация).

Узел предплечьем вниз — узел поперек, выполняемый за счет вращения руки предплечьем вниз (пронация).

Узел ногой — узел в плечевом суставе, выполняемый из положения удержания сбоку, зацепом предплечья ближней руки ногой снизу.

Ущемление — болевой, прием, выполняемый путем давления лучевой костью в области ахиллова сухожи­лия.

Переворачивание — прием, имеющий целью перевер­нуть противника на спину из положения на животе или на четвереньках,

Захват — действие руками (двумя или одной) с целью удержать или переместить в определенном направлении отдельные части тела противника.

Захват одноименный — захват правой рукой правой руки или ноги противника, также захват левой рукой ле­вой руки или ноги противника.

Захват разноименный — захват правой рукой левой руки или ноги противника, также захват левой рукой пра­вой руки или ноги противника.

Захват накрест — борец при захвате скрещивает свои руки.

Захват скрестный — борец при захвате скрещивает руки или ноги противника.

Захват косой — захват, при котором борец наклады­вает дальнюю руку сверху на шею противника, а ближ­ней снизу-изнутри захватывает свою руку с дальней сто­роны шеи.

Захват рычагом — захват для выполнения перевора­чивания, при котором борец захватывает из-под разно­именного плеча противника за предплечье своей руки наложенной на его шею.

Обратный захват — захват, при котором борец разво­рачивает руку (руки) локтем вверх или разворачивается спиной к голове противника.

Захват снаружи — захват, при котором с другой сто­роны руки нет какой-либо части тела противника.

Захват изнутри — захват, при котором с другой стороны руки имеется какая-либо часть тела противника.

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

 

Обучение спортивной борьбе — педагогический про­цесс, направленный на физическое и умственное совер­шенствование занимающихся. Обучение борьбе самбо носит воспитывающий характер. В воспитании борца ведущая роль принадлежит тренеру. Он воспитывает занимающихся в духе коммунистической морали, разви­вает у них чувство советского патриотизма, любви к социалистическому труду, к своему спортивному коллекти­ву. Основным средством воспитания борца является здоровый и сильный коллектив, в котором он тренируется и живет. Высокоорганизованный коллектив является мощным средством воспитания и формирования лично­сти спортсмена, его характера и привычек. В процессе обучения тренер добивается, чтобы для спортсмена нор­мами поведения в жизни был моральный кодекс строи­теля коммунизма.

Воспитание и обучение тесно связаны между собой и взаимозависимы. Правильно построенный процесс обу­чения помогает добиться высоких результатов в воспита­нии борца.

 

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

 

Обучение борьбе самбо преследует следующие за­дачи:

1. Добиться усвоения занимающимися такого объема знаний, который необходим для плодотворных занятий, выступлений в соревнованиях и достижения высоких спортивных результатов.

2. Привить борцу умение выполнять необходимые действия (выполнение различных общеразвивающих и специальных упражнений, приемов, защит и контрпри­емов, тактических действий).

3. Сформировать навык борьбы и выполнения отдельных технических и тактических действий.

Следовательно, борец в процессе обучения должен получить совокупность необходимых сведений в борьбе самбо, развить способность выполнять необходимые ему действия и, кроме того, довести некоторые действия мно­гократным повторением до определенной степени авто­матизации.

Таким образом, нужно получить большое количество умений и часть из них довести до высокой степени совер­шенства путем многократного повторения.

Эти общие задачи обучения, в свою очередь, разби­ваются на целый ряд более мелких задач, например, на­учить борца правилам соревнований или выполнять уп­ражнения в разминке или утренней зарядке.

Задачи обучения предопределяют выбор преподава­телем методов и форм занятий, содержание их и средства.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Содержание обучения определяется программой, в которую входят разделы теории и практики,

В секции борьбы самбо коллектива физкультуры те­ория изучается по следующим основным темам:

– физическая культура и спорт в СССР;

– краткий обзор развития спортивной борьбы в СССР;

– сведения о строении и функциях организма человека;

– гигиена борца. Врачебный контроль и самоконтроль. Предупреждение травм. Оказание первой помощи;

– теоретические сведения о технике и тактике борьбы;

– основы методики обучения и тренировки;

– правила соревнований. Организация и проведение со­ревнований;

– оборудование и инвентарь и правила ухода за ними.

Практический раздел предполагает изучение следую­щих тем:.

– общеразвивающие упражнения для развития физиче­ских качеств борца;

– специальные упражнения (для подготовки борца к изучению технических действий и проведению схваток);

– техника борьбы;

– тактика борьбы.

Содержание разделов обучения распределяется тре­нером по практическим и теоретическим занятиям.

 

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Сознательность, активность, систематичность, после­довательность, наглядность, доступность и прочность — основные принципы, которые обеспечивают эффект обу­чения борьбе самбо.

Сознательность требует от преподавателя такого по­строения обучения, в результате которого занимающие­ся получат исчерпывающие знания, которые являются руководством к действию.

Знания только тогда являются руководством к пра­вильным действиям борца, когда он поймет, когда и как нужно действовать. Следовательно, тренер в занятии при постановке задачи и разъяснении предстоящей деятель­ности занимающегося должен действовать следующим образом.

Поставить задачу и разъяснить, что дает ее решение. Добиваться, чтобы занимающиеся уяснили место данной задачи в системе совершенствования борца и необходи­мость ее выполнения. Например, борцу предлагается изучить прием. Тренер объясняет, что он нужен для того, чтобы добиться победы в схватке, и далее, когда и в ка­ких условиях борец может применить этот прием.

Указать путь решения поставленной задачи. Пока­зать, как добиться ее решения. Так, если предлагается изучить прием, то тренер показывает, какие действия и в какой последовательности следует выполнять, сколько раз и в какой, последовательности должны выполнять прием партнеры, в каком направлении его проводить и почему, когда прием можно считать усвоенным с тем, чтобы перейти к изучению следующего.

Указать средства, позволяющие решить задачу. Так, если поставлена задача изучить прием, то тренер разъяс­няет, какого партнера следует выбрать. Если требуется совершенствовать прием, то тренер указывает, как дол­жен действовать партнер, чтобы помочь своему товари­щу в выполнении его задачи.

Указание цели, путей и средств для ее достижения в сочетании с разъяснением закономерностей борьбы сам­бо позволяет дать занимающимся наиболее полные и всесторонние знания.

Сознательность проявляется всегда в действиях. По­этому тренер должен внимательно следить за всеми дей­ствиями и поступками, чтобы своевременно выявить й исправить недостатки и сформировать правильное соз­нание борца.

Активность требует такого построения обучения, при котором занимающийся ставится в условия, побуждаю­щие его применять полученные знания на практике. Если борец понял задачу и если ему нужно решить ее, то он начинает действовать. Когда стоящая перед занимаю­щимся задача успешно выполняется, то это повышает его активность. После успешного.выполнения задачи борец с большей энергией берется за выполнение подоб­ных, даже более трудных, задач. Невыполнение постав­ленной задачи снижает активность. Особенно быстро снижается активность в том случае, когда невыполнение связано с неприятными чувствами или эмоциями.

Когда же в процессе занятий борец не может решить большинства поставленных задач, особенно если он не может успешно провести приемы в схватках и проигры­вает, то у него наступает разочарование в выборе вида спорта, и он может вообще прекратить занятия борьбой. Это значит, что его активность в изучении и совершенст­вования борьбы была погашена неприятными эмоция­ми.

Активность занимающихся развивается тренером с помощью заданий и проверкой их выполнения. Вместе с этим тренер создает условия для успешного выполнения заданий, подбирая соответствующее оборудование, ин­вентарь, пары для разучивания и схваток, решая вопрос об участии борца в тех или иных соревнованиях, выби­рая наиболее выгодные в данных условиях методы и ме­тодические приемы, формы занятий.

Задания тренера выполняются в самостоятельной ра­боте во время занятий и вне их. Время, отводимое в заня­тиях на самостоятельную работу, различно. Новичкам да­ются простые задания, которые они сразу же выполняют под наблюдением тренера. Мастера спорта решают слож­ные задачи, часто требующие длительного времени. Мас­тера могут в течение всего занятия самостоятельно ра­ботать, решая задачу, а иногда в течение определенного времени (несколько занятий и в промежутках между за­нятиями) работают самостоятельно под наблюдением и без наблюдения тренера.

Тренер должен поощрять занимающихся на творче­скую работу во время занятий, поэтому он часто дает им задание самим найти правильное решение какой-то зада­чи. Обычно это делается тогда, когда борцы уже решали подобные задачи, и тренер сообщал им (показывал) спо­соб решения. Например, тренер, создавая определенную ситуацию, предлагает борцу найти защиту или выход из затруднительного положения. Если борец не может сам найти выход, то тренер подсказывает или показывает, то есть помогает ему найти правильное решение.

Творческое отношение к изучению борьбы нужно все­мерно поощрять. Так, если при изучении техники кто-то найдет «свое» решение или «изобретет» новый прием, то его следует похвалить и предложить показать свою на­ходку всем занимающимся.

Направляя активность, тренер должен следить за тем, чтобы все знания, полученные занимающимся в процессе занятий, тут же были закреплены на практике. Знания техники и тактики, правил ведения борьбы закрепляются в схватках, знания правил соревновании и судейства — в судействе схваток и соревнований, знания методики обучения и тренировки — в составлении индивидуально­го плана тренировки (занятий борьбой, другими видами спорта, составление режима дня и тренировки) и выпол­нении его.

Наглядность требует такого построения обучения, в результате которого у занимающихся складывается пра­вильное и наиболее полное представление об изучаемом предмете.

Наиболее полное представление о действии склады­вается в том случае, если тренер образцово показыва­ет его.

Чтобы сложилось правильное представление об уп­ражнении или приеме, следует при показе изучаемого действия соблюдать определенные требования:

1. Обращать внимание на главное, основное. При по­казе следует обращать внимание на 1—2 основных дета­ли, а остальные детали занимающийся копирует (на ос­нове зрительного восприятия). Не следует концентриро­вать внимание на большом количестве второстепенных деталей. Объем внимания занимающегося не беспреде­лен, и за второстепенным он может упустить главное, и в результате у него сложится неправильное представление о действии.

2. Все занимающиеся должны видеть основное, суще­ственное в действии. Поэтому при показе тренер должен сделать так, чтобы все хорошо видели то, что он пока­зывает.

3. Новое лучше воспринимается, если оно увязывает­ся с усвоенным ранее. Поэтому тренер при показе нового указывает, что во вновь изучаемом Действии выполняет­ся так, как прежде, и что следует добавить или изменить, чтобы получилось новое действие.

4. Наиболее полное представление о приеме склады­вается в том случае, если тренер при его демонстрации;

а) показывает и объясняет ситуацию, в которой наи­более удобно выполнять изучаемый прием;

б) показывает прием в целом так, как он выполняется в схватках. Такой показ создает общее представление оприеме;

в) показывает прием по элементам (замедленно). Та­кой показ создает на общем фоне точное представление
о ведущих компонентах приема;

г) показывает прием в целом в таком виде, в котором его должны выполнять занимающиеся.

5. Демонстрировать приемы и упражнения тренер должен точно, четко, без излишних движений. Небреж­ность, неточность при показе действия вызывает непра­вильное представление о нем. В результате появляются ошибки в выполнении приемов и упражнений.

6. Если тренер не может правильно показать прием сам, то он использует кино, фотографии, рисунки. Эти же средства можно применять в занятиях с мастерами, для исправления ошибок или отработки каких-либо отдель­ных деталей.

Систематичность и последовательность требуют по­строения определенной, строго установленной системы занятий и последовательности в изложении материала. Тренер определяет систему и содержание работы в каж­дый момент обучения, последовательность действий с учетом подготовленности занимающихся и других усло­вий. Материал программы изучается в такой последова­тельности, которая обеспечивает лучшее усвоение и со­вершенствование знаний, умений и навыков.

Последовательность, система расположения материа­ла позволяют упорядочить обучение и в результате обес­печить подготовку наиболее высококвалифицированных борцов.

Для этого тренер планирует и организует занятия. Планируя проведение занятий, тренер продумывает и из­лагает в планах систему, в которой будет проходить изу­чение и совершенствование знаний, умений и навыков. Он предусматривает изучение и совершенствование тех­ники и тактики, общеразвивающих и специальных упраж­нений, повторение изученного, увеличение физической нагрузки (объема и интенсивности), развитие отдельных физических качеств, изменение и усложнение учебных и тренировочных схваток, увеличение трудности и слож­ности соревнований, в которых предстоит участвовать борцам.

При построении системы (последовательности) рабо­ты учитывается контингент занимающихся (возраст, физическая и специальная подготовленность), а также условия, в которых проходят занятия, то есть учитываются требования дидактического принципа доступности.

Строя последовательность обучения борьбе, нужно весь материал располагать в соответствии с требования­ми дидактических правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Последовательность изучения техники борьбы может быть различной, В настоящее время приняты два основ­ных способа «расположения» приемов для изучения: концентрический и линейный. При концентри­ческом приемы изучаются в, ряде циклов. В первом цикле изучается по одному приему из каждой классификацион­ной группы. Например, по одному варианту броска за­хватом ноги, подножки, подсечки, броска через спину, переворота, удержания, болевого. Во втором цикле изу­чаются другие варианты тех же приемов, а также вариан­ты приемов из других групп приемов (более сложных). И так повторяется до тех пор, пока все приемы не будут изучены.

При линейном изучаются сначала все варианты прие­мов одной классификационной группы, затем другой. На­пример, сначала изучаются все варианты броска поднож­кой, затем все варианты броска подсечкой и так далее, до тех пор, пока не будет изучена вся техника борьбы.

Практикой и научными исследованиями установлено, что концентрическое изучение приемов в работе секций коллективов физической культуры дает наилучший эф­фект для совершенствования борца. Линейное изучение применяется на сборах и семинарах тренеров.

Принцип систематичности и последовательности тре­бует не только хорошего планирования работы, но и реа­лизации планов в процессе занятий.

Чтобы данный принцип был реализован, нужно, по­мимо планирования, обеспечить соответствующую регу­лярность занятий и посещаемость их, постоянный состав групп (стабильное расписание занятий, их рациональное чередование), нагрузки в уроке и ряде занятий, сочета­ние нагрузок и отдыха.

Доступность требует такого построения обучения, при котором занимающиеся усваивают материал в установ­ленный срок. Это возможно только в том случае, если они будут готовы к его изучению или выполнению определенной задачи, то есть изучаемый материал будет по­сильным.

Задача тренера так построить обучение, чтобы к мо­менту изучения материала или в момент постановки тре­нером задачи борцы были готовы ее выполнить а для этого нужно провести определенную работу по подготов­ке занимающихся (в ряде предшествующих занятий или в самом занятии). Для решения различных задач нужно различное время. Трудные и сложные задачи требуют большой (длительной) работы по подготовке занимаю­щихся. В различных по степени подготовленности и спо­собностям группах время для подготовки к решению од­ной и той же задачи будет неодинаковым. Оно также за­висит от условий, в которых проходят занятия (наличия спортивного инвентаря и оборудования, времени, отводи­мого на занятие, количества занимающихся в группе и числа тренеров, площади ковра в зале и др.), совершен­ства методов и методических приемов, применяемых тре­нером, индивидуальных особенностей занимающихся, их физического развития и специальной подготовки.

Подготовка к изучению приемов складывается из вы­полнения специальных и общеразвивающих упражне­ний.

При проведении занятий в группе тренер сталкивает­ся с контингентом занимающихся, имеющих различную степень общей и специальной подготовки. Следовательно, при подготовке к изучению приема они проходят различ­ный путь и выполняют неодинаковый объем работы. Тренер планирует время для подготовки к изучению приема в расчете на средний состав группы. В то же время он должен форсировать подготовку наиболее слабых борцов. Для этого тренер дает отстающим дополнитель­ные задания для работы вне занятий и в процессе заня­тий, чтобы к определенному сроку ликвидировать отста­вание. Он подбирает специальные комплексы упраж­нений для занятий дома, рекомендует другие виды спорта.

Принцип доступности требует не только организации физической и специальной подготовки к изучению прие­мов, но и такого изучения, которое делает прием доступ­ным. При изучении и совершенствовании приемов боль­шую роль играет подбор партнеров (по весу, силам и др.). Если борцу подобрать партнера более тяжелого или более сильного, то изучаемый или совершенствуемый прием может стать непосильным то есть не будет выполнен. В то же время нужно следить за тем, чтобы партнер ока­зался не слишком слабым. В этом случае может за­крепиться неправильная структура выполнения при­ема.

Если обучение борьбе построено в полном соответст­вии с принципом доступности, то занимающиеся в опреде­ленное время усваивают материал.

Прочность требует такого построения обучения борь­бе, в результате которого у занимающихся формируются и закрепляются навыки.

Для формирования прочных знаний и навыков требу­ется систематическое повторение, применение их в прак­тике.

Борьба характерна тем, что навыки применяются бор­цом в условиях сопротивления противника. Сила сопро­тивления и его характер непостоянны. Навык, достаточ­ный для преодоления сопротивления слабого противника, может оказаться недостаточным при борьбе с силь­ным.

Навык формируется и закрепляется в результате мно­гократного успешного повторения. Повторение должно проходить в тех условиях, в которых будет применяться навык. Для закрепления навыка выполнения приемов борьбы нужно, чтобы они успешно повторялись в услови­ях схватки. В то же время необходимо стремиться к тому, чтобы закрепление навыков проходило не только в ви­де выполнения отдельных приемов, но и в виде закрепле­ния целостного навыка ведения схватки (темпа, маневрирования, тактики и др,), то есть закрепления на­выка выполнения всей совокупности технических и так­тических действий.

Навык выполнения приемов и защит закрепляется, ес­ли в схватке они выполняются успешно. В том случае ес­ли прием или защита не удаются, то навык расшатыва­ется и даже может быть разрушен.

Следовательно, основное требование принципа проч­ности — построить обучение и совершенствование так, чтобы борцы могли возможно чаще успешно выполнять изученные приемы в тех условиях, в которых им придет­ся в дальнейшем пользоваться ими. Для этого тренер должен правильно строить схватки, вынуждая борцов целенаправленно работать по закреплению изученного материала (особенно техники и тактики). Так, напри­мер, если тренер планирует закрепление навыка выпол­нения переворачиваний, то он дает задание одному из борцов в течение определенного времени пытаться пере­вернуть партнера, а другому сопротивляться. Если нуж­но совершенствовать защиту от какого-нибудь броска, то тренер дает одному борцу задание защищаться, а друго­му нападать этим приемом. Таким образом, с помощью схваток тренер совершенствует технику и тактику борца. С этой же целью иногда можно организовать своеобраз­ные соревнования по правилам, которые направляют со­вершенствование занимающихся, то есть заставляют их концентрировать все внимание и усилия на решение по­ставленной задачи, достижение цели (которая определяет победителя). Так, тренер может установить, что по­бедителем в схватке будет тот, кто заставит противника коснуться ковра чем-либо, кроме ступней, или победи­телем будет тот, кто сделает удержание. Следует иметь в виду, что закрепление техники в соревнованиях идет быстрее, чем в обычной тренировке, потому что выполне­ние приемов проходит на фоне большого эмоционального возбуждения. Чем ответственнее соревнования, тем выше возбуждение, тем прочнее закрепляются успешно выпол­ненные навыки и, наоборот, быстрее разрушаются не удающиеся.

Соревнования не единственная форма закрепления на­выков, но» конечная. Нужно сначала подготовить зани­мающихся к ним в учебно-тренировочных схватках.

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Под методами обучения понимают пути или способы, при помощи которых тренер добивается усвоения зани­мающимися знаний, умений и навыков. Каждая из задач обучения решается своими методами.

Знания тренер передает путем словесного изложения в лекциях, беседах, рассказах и показа (демонстрация, посещение соревнований и тренировок и т. п.).

Задача привития занимающимся умений решается ра­зучиванием. Совершенствование навыков достигается тренировкой.

Усвоение знаний, умений и навыков проверяется про­ведением зачетов, экзаменов, соревнований, проверкой технической подготовленности, просмотров и др. Ниже излагаются основные методы передачи знаний.

Лекция применяется для устного изложения важней­ших тем теоретического раздела программы. Для прове­дения лекции на определенную тему тренер составляет ее план, то есть основные вопросы, которые будут осве­щены; тезисы лекции — формулировку основных вопро­сов и мыслей.

Основные формулировки должны занимающимися за­писываться. В конце лекции тренер сообщает литературу, которой можно пользоваться для углубленного изучения данной темы.

Начиная лекцию, тренер сообщает ее тему, план из­ложения. Во время лекции он подчеркивает основные мысли и формулировки и излагает их так, чтобы зани­мающиеся могли записать.

Рассказ строится так же, как и лекция, и преподава­тель, прежде чем приступить к изложению, составляет план и формулирует основные мысли.

В виде рассказа излагаются отдельные вопросы тео­ретического курса (история, гигиена, профилактика трав­матизма, теоретические сведения о технике и тактике и др.). Рассказ проводится чаще всего во время практи­ческих занятий или в перерыве между ними. Обычно в этих условиях борец не может вести записи. Поэтому основным требованием к этому методу передачи знаний являются: яркость и образность. Это позволяет быстро и прочно усвоить изложенный материал.

Беседа применяется в тех случаях, когда для переда­чи новых знаний удобно использовать уже имеющиеся или когда требуется научить занимающихся применять полученные ранее знания или упорядочить их. Этот ме­тод часто применяется при разборе правил соревнова­ний, составлении индивидуальных планов тренировки, анализе техники, разборе прошедших соревнований и т. п.

Планируя проведение беседы, тренер намечает круг вопросов, которые предстоит обсудить. Он предусматри­вает, какие вопросы и кому он задаст и каких ответов он должен добиться. Если он не получает от занимающихся правильных ответов, то он должен помочь им.

Этот метод позволяет активизировать занимающихся и приучает их творчески мыслить, самостоятельно нахо­дить правильные ответы на различные вопросы, которые возникают в процессе занятий и соревнований, приучает использовать знания на практике.

Беседа, как метод обучения, применяется и для изло­жения нового материала. В этом случае тренер, задавая вопрос, активизирует внимание занимающихся на реше­нии какой-то задачи, заставляет попробовать самостоя­тельно решить вопрос. Если занимающиеся не имеют до­статочных знаний для решения вопроса, то тренер помо­гает найти правильный ответ. В этом случае материал ложится на подготовленную почву и сразу увязывается с практикой.

Демонстрация (показ) заключается в том, что тренер демонстрирует упражнения, технику, способы трениров­ки, применяемые выдающимися мастерами, особенности ведения борьбы различными борцами. Демонстрация должна отвечать всем требованиям принципа нагляд­ности.

Разучивание применяется для выработки умения вы­полнять определенные действия. В борьбе этот метод ис­пользуется очень широко, потому что тренер обучает сам­бистов выполнению большого количества приемов, уп­ражнений и других действий.

Основная задача, решаемая этим методом,— привить борцам умение выполнять приемы, защиты, контрприе­мы, различные тактические действия, специальные и общеразвивающие упражнения.

Разучивание строится следующим образом: тренер по­казывает и объясняет действие, которое должно быть вос­произведено; занимающиеся повторяют его, а тренер сле­дит за правильностью выполнения и при необходимости исправляет ошибки.

В зависимости от сложности и трудности изучаемых действий, подготовленности занимающихся тренер при­меняет различные методы разучивания. Наиболее рас­пространены два метода: целостный и по частям. В свою очередь, они имеют много разновидностей, а иногда при­меняются в комплексе.

Метод целостного разучивания применяется для изу­чения простых приемов и упражнений, а метод разучива­ния по частям — для изучения сложных. (Под простыми упражнениями и приемами понимаются действий, s которых нужно освоить простой по координации элемент, под сложными — понимают действия, в которых борец должен освоить несколько незнакомых или сложных по координации элементов.)

Разучивание приемов и упражнений целостным спосо­бом строится по следующей схеме:

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.