Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВЛИЯНИЕ НЕФТЕГАЗОДОБЫЧИ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА





 

М.А. Галимов

Западно-Казахстанский гуманитарный университет, Уральск, Казахстан

 

Опыт эксплуатации нефтегазовых месторождений многих стран показывает, что нефтегазодобыча относится к категории отраслей, оказывающих наиболее сильное воздействие на природный комплекс, на окружающие хозяйственно освоенные территории.

Масштабы и характер воздействия нефтегазодобычи определяется многими факторами: составом добываемой нефти и газа; количеством добываемой нефти и газа, природно-климатическими условиями, степенью устойчивости природного комплекса к техногенным нагрузкам.

Предполагаемые масштабы добычи нефти на территории Западного Казахстана безусловно вызовут сильнейшие нарушения природной среды. Для того, чтобы смягчить их, необходимо провести оценку возможных последствий на территории выделенных ареалов добычи (по степени уменьшения объемов нефти и газа) таких как: Тенгизский, Жетыбай-Узеньский, Бузачинский, Карачаганакский, Актюбинский, Доссорский.

Методика такой оценки включает три показателя. Первый включает объем запасов по нефтегазовым ареалам. Второй показатель включает качественную характеристику нефти, в особенности сернистость. К малосернистому нефтегазовому ареалу относятся Жетыбай-Узеньский, Доссорский. К сернистому ареалу: Бузачинский, Актюбинский. Тенгизский, Карачаганакский относятся к высокосернистому нефтегазовому ареалу.

Третий показатель, раскрывает способность среды к самоочищению. Для такой оценки самоочищения использовалась методика профессора М.А. Глазовский, которая учитывает: ландшафтные особенности природной среды (ландшафтно-геохимические арены). Ландшафты, расположенные в одном бассейне стока образуют сложные и растянутые каскадные ландшафтно-геохимические территориальные системы – ландшафтно-геохимические арены. Они бывают: открытые, с конечным сбросом веществ в моря и океаны; открытые, с конечным сбросом веществ во внутренний бассейн, к ним относятся Доссорский и Карачаганакский ареалы; замкнутые, с конечным сбросом веществ в бессточные впадины – Актюбинский ареал. Выделяется также территория без поверхностного стока – Жетыбай-Узеньский, Бузачинский, Тенгизский ареалы.

Ареалы различаются по скорости самоочищения ландшафтов и водоемов от продуктов нефтедеятельности, которая зависит от величины годового поверхностного стока (мм слоя), чем больше она, тем выше скорость самоочищения. Величина годового поверхностного стока на территории Западного Казахстана уменьшается в направлении с севера на юг. Поэтому выделяются типы регионов с различной степенью рассеяния органических веществ в поверхностных (годовой сток мм слоя) водах: низкий годовой сток (100-10 мм слоя) – Актюбинский и Доссорский ареалы; очень низкий годовой сток (10-0 мм слоя) – Тенгизский, Бузачинский и Жетыбай-Узеньский ареалы.

Процесс самоочищения атмосферы от нефтегазового загрязнения в большей степени на территории Западного Казахстана зависит от частоты штилей в году. По этому признаку выделяются типы регионов с различной степенью рассеяния органических веществ в атмосфере (среднегодовая вероятность штилей в %): очень низкая вероятность штилей в году (0-12%) – Бузачинский и Тенгизский ареалы; низкая вероятность штилей в году (20-24%) – Жетыбай-Узеньский, Доссорский и Актюбинский ареалы; средняя вероятность штилей в году (25-29%) – Карачаганакский ареал.

Ареалы также различаются по типу регионов с различной скоростью разложения органических веществ в атмосфере, в почвах, на поверхности водоемов. Скорость разложения зависит от величины ультрафиолетовой радиации (квт час/кв. м в год), чем она выше, тем быстрее идет самоочищение среды. Годовая доза ультрафиолетовой радиации возрастает с севера на юг. На территории Западного Казахстана выделяется два типа регионов с различной скоростью разложения органических веществ: высокая доза ультрафиолетовой радиации (700-800 квт час/м2 в год, 600-700) – Жетыбай-Узеньский, Бузачинский, Тенгизский, Доссорский, Актюбинский ареалы; средняя доза ультрафиолетовой радиации (500-600 квт. час/м2 в год) – Карачаганакский ареал.

Особое внимание при разработке следует проявить к Тенгизскому ареалу, из-за предполагаемого значительного роста добычи нефти и повышенного содержания сероводорода. Территория ареала без поверхностного стока, что затрудняет вынос вредных веществ за пределы района нефтегазодобычи.

Актюбинский ареал из-за замкнутости ландшафтно-геохимической арены, более низкого годового стока, повышенного содержания серы и предполагаемого роста добычи нефти будет повышать степень опасности для природной среды.

Карачаганакский ареал, при дальнейшем росте добычи нефтеконденсата также повысит степень опасности для природной среды из-за повышенного содержания сероводорода (6%), средней вероятности штилей в году и более слабой степени разложения органических веществ (средняя доза ультрафиолетовой радиации) по сравнению с другими ареалами).

 

 

К ОЦЕНKE ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ СТЕПЕЙ

ТЕРСКО-КУМСКОЙ НИЗМЕННОСТИ

И.И. Гизатулин

Государственный заповедник «Ростовский» п. Орловский, Россия

 

1. Терско-Кумская низменность расположена в северо-восточной ча­сти Северного Кавказа. По принятому физико-географическому райони­рованию относится к полупустынной провинции Северо-Западного Прикаспия (Гвоздецкий, 1968). Она занимает обширное пространство, площадь которого составляет около 2500 км2. Естественными границами Терско-Кумской низменности являются: река Кума на севере, Каспийское море на востоке, река Терек на юге и Ставропольская возвышенность на западе. Поверхность низменности имеет вид равнины с высотами 200-300 м н.у.м. Почвенный покров представлен типичными пустынны­ми и полупустынными типами - доминируют светло-каштановые почвы, се­розёмы, солонцы и солончаки; значительную площадь занимают бархан­ные, бугристые, слабозакреплённые и подвижные пески. Растительный покров создают полынно-злаковые, полынно-злаково-кустарниковые, эфемерно-полынные, солянковые и различные примитивные группировки. По депрессиям рельефа встречаются водоёмы озёрного типа. Степь Терско-Кумской низменности издавна использовалась в качестве кругло­годичных пастбищ и основная площадь её остаётся невспаханной.

2. В настоящее время, в условиях нерационального использования природных ресурсов, возрастающей антропогенной и техногенной нагру­зки, природные системы региона испытывают процессы деградации и опустынивания. С конца прошлого столетия вполне определённо прояв­ляется явление усыхания озёр, но начиная с 30-х годов XX века, ин­тенсивность его резко возросла. Усыхание озёр региона не является завершающей стадией обычного цикла эволюции озёр. Здесь озёра не зарастают, а высыхают в буквальном смысле этого слова. По топогра­фическим картам относящимся к началу нашего столетия, на территории Притерского песчаного массива озёр насчитывалось свыше сотни. По подсчётам, проводившимся здесь в 1927 году (Карасёв, 1928), озёр с более-менее постоянным зеркалом воды было 24. По нашим со­бственным сведениям а так же собранным у местных старожилов, пос­тоянных озёр в Притерском песчаном массиве почти не осталось. То­лько весной и осенью, за счёт выпадения осадков, их котловины вре­менно заполняются водой. Вполне очевидно, что усыхание озёр свидетельствует об изменении всей гидрологической обстановки этой тер­ритории.

Более 60% пастбищ характеризуется средней и сильной степенью сбитости. По заключению археологических исследований (Крупнов, 1935) несколько сот лет тому назад современные песчаные массивы региона были густо заселены, о чём свидетельствуют громадное количество керамики и другого подъёмного археологического материала, встречающегося в котловинах выдувания массивов. Развевание песков произошло относительно недавно в результате чрезмерной перегрузки выпа­сом песчаных пастбищ.

3. Исходя из вышеизложенного, считаем, что в регионе необходимо проведение комплексных исследований состояния и антропогенного изменения природной среда и построение на этой основе схемы рационального природопользования. Программа этого исследования, по нашему мнению, должна включать три этапа: I. Экологическое районирование региона II. Анализ состояния и взаимодействия природных и антропогенных систем. III. Построение обоснованных моделей рационального приро­допользования.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.