Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема №2: «Основные этапы и направления развития экономической мысли. Важнейшие экономические учения (школы)»





Основные этапы и направления развития экономической мысли

Важнейшие экономические учения (школы)

Основные этапы и направления развития экономической мысли

До появления экономической науки была лишь экономическая мысль. Мысль, в отличие от науки, это не система знаний. В развитие любой науки существует донаучный период – период накопления знаний.

Экономические знания формировались в течение длительного времени и впервые экономические знания появились при рабовладельческом строе в XXII веке до н.э.

Первым письменным источником таких знаний являются «Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикара». Главный смысл этих поучения – не допустить развития товарно-денежных отношений. В эту эпоху за это выступали практически все власть предержащие – против торговли, товарообмена, частной собственности, они стремились сохранить натуральное хозяйство. Т.к. боялись, что при их развитии и появлении частной собственности человек становится независимым, что устраняет власть государственных деятелей над обществом, децентрализует государство.

Вторым письменным источником экономических знаний был кодекс царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), главная идея его состоит также в как можно большей степени ограничить развитие товарно-денежных отношений, путём ограничения ставок по кредитам (для ослабления власти ростовщиков) и т.д.

Экономические знания активно накапливались в Греции. Известны работы Ксенофонта «Домострой» (руководство по управлению домашним хозяйством эпохи рабовладения), Платона, которого называют первым социалистом, «Государство» и «Законы». В первой работе Платоном сформулированы принципы идеального государственного устройства, во второй – идеи создания государства, более близкого к реальной действительности.



Он считал, что справедливое общество должно состоять из четырёх различных классов: 1) правителей (философы), 2) воинов, 3) свободных крестьян и ремесленников, 4) рабов. Правители и воины, по мысли Платона, не должны иметь частной собственности, чтобы ничто не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться[3].

Однако в работе «Законы» философ уже допускает её наличие, но она должна распределятся путём жеребьёвки и разрыв между бедными и богатыми не должен превышать 4-х кратного размера.

 

Но наибольшим «ботаном» в исследовании экономических знаний был Аристотель. Он наиболее продвинулся в познании теории обмена, его эффективности, писал, что обмена не может быть без равенства, а равенства без соразмерности.

Рассматривая вопросы общественного богатства, всю сферу хозяйственной жизни он делил на:

 
 


экономику хрематистику


это позитивная область хозяйственной жизни, здесь создаётся богатство   область, где происходит создание денег из денег. Целью является не удовлетворение потребностей людей, как в экономике, а накопление денег.

Это деление остаётся актуальным до сих пор. Легче делать деньги из денег, например, спекулируя акциями[4], чем заниматься реальной экономикой.

 

И ещё до XVI-XVII веков экономическая мысль не была наукой. Общая цель тех, кому не нужна была экономическая наука и появление рынка – отстаивание традиций в экономической мысли.

Только с XVII в. начинает формироваться экономическая наука.

Первая причина тому заключалась в том, что к этому времени уже накопились экономические знания, которые требовали систематизации.

Вторая причина – нарастание системы хозяйственной жизнедеятельности общества, что было связано с развитием товарно-денежных отношений и началом развития капитализма, особенно после первой буржуазной революции 1655 г. в Голландии Различные экономические процессы, экономические явления становятся всё более связанными, взаимообусловленными.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.