Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Место и роль маркетинга в рыночной экономике





В условиях рынка каждый субъект, который действует на нём так или иначе заинтересован в том, чтобы рационализировать свою рыночную деятельность. Именно маркетинг призван помочь в этом.

Маркетинг впервые появился в конце XIX века, когда крупные компании столкнулись с трудностями в реализации своей продукции (затраты времени, переплаты и т.д.) и перепроизводством. Компании стали изыскивать средства, чтобы предотвращать эти трудности. И маркетинг первоначально появился, как некая система рационализации сбыта, так он и трактовался.

Но затем на рубеже XIX и XX века маркетинг стал трактоваться уже как система изучения рынка.

Дальше содержание маркетинга ещё больше расширяется, и он трактовался как некий особый тип хозяйственной деятельности, основанный на рациональном хозяйственном поведении.

Филип Котлер - классик маркетологии, автор книги «Основы маркетинга» определял маркетинг как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена.

Данное определение нельзя признать корректным, поскольку он в нём всю экономическую деятельность свёл к маркетинговой. Более удачным видится определение маркетинга как системы рациональной организации деятельности хозяйствующих субъектов. Средство хозяйственного регулирования всей рыночной деятельности

 

Черта маркетинга – рациональность:

Что значит рациональная деятельность (деятельность маркетолога чаще всего ориентирована на деятельность коммерческих организаций, на 90% маркетинг вращается вокруг коммерческой деятельности. Сейчас говорят о маркетинге некоммерческих организаций, государственной маркетинге и т.д. Но мы будем рассматривать лишь коммерческий маркетинг)? - первоначально рациональной считали ту деятельности, которая приносит наибольший доход и маркетинг был нацелен на максимизацию доходов, но потом содержание маркетинга расширилось.



Сейчас с одной стороны рациональностью считается, получение дохода при наименьших затратах, с другой – концепция наиболее эффективного удовлетворения потребностей потребителем продукта.

Содержание маркетинга в настоящее время, особенно для крупных корпорации – постепенная концепция социально-этического маркетинга – рационализация здесь не просто максимальных доход и не просто удовлетворение потребностей потребителей, но и постепенное соответствие текущим и долгосрочным общественным интересам, этическое соответствие общественно-полезных целей и результатов, гармонизация интересов производителей, потребителей, государства.

Маркетинг необходимо рассматривать в двух плоскостях:

Как вид рыночной деятельности, связанный с её организацией.   Как науку о рынке, рациональном рыночном поведении.

 

Как рыночная деятельность:

В узком смысле слова – деятельность производителя производящего продукт по его продаже

В широком смысле слова – некий цикл хозяйственной деятельности, включающий в себя все стадии рыночной функции.

Рыночная деятельность – деятельность, предшествующая производству продукции (приобретение ресурсов т.д.). Рыночная деятельность это и сам процесс производства. Рыночная деятельность это и последовательное движение и реализация созданного продукта. Рыночная деятельность - это полный цикл, постоянно повторяющаяся деятельность.

 

 

Виды маркетинга:

1. Потребительский маркетинг –рациональный с позиции потребителя, который позволяет при оптимально меньших затратах обеспечить наибольшее количество потребления, при наименьших затратах максимизировать наполнение потребительской корзины.

2. Государственный маркетинг –рациональная рыночная деятельность государства как субъекта рыночных отношений, когда оно действует как рыночный субъект и др. - максимизация дохода и реализация общенациональных интересов при минимизации потерь.

 

Маркетологии известны 5 основных концепции маркетинга:

- Концепция совершенствования производства – ключевое условие успеха -наращивание и совершенствование мощностей;

- Совершенствование товаров – наибольшее соответствие по потребительским свойствам;

- Доведение товара до потребителя - интенсификация коммерческих усилий;

- Удовлетворение дохода, потребностей потребителя («чистый маркетинг»);

- Социально-этичного маркетинга – учёт интересов общества;

(по мере их исторического возникновения и совершенствования маркетинга)

 

Какой фактор ключевой в достижении рыночного успеха:

1. Раньше он считался ключевым – чем меньше издержек, тем больше производится товара. Он имел право на существование в период массовой насыщенности рынка, когда товары были простые. Но после этого потребители стали более избирательными;

2. Ключевой фактор – совершенствование товара – покупают тот, который лучше;

3. Не только 1,2 имеет значение, но и умение довести товар до потребителя;

4. Ключевой фактор – не только собственный доход, но и удовлетворение потребностей потребителей;

5. Успешная деятельность, которая приносит доход, удовлетворяет потребности потребителя и общества.

 

Как наука:

 

Постепенно маркетинг превратился в маркетологию – науку о рынке и рациональном рыночном поведении (в 60-е гг. XX в.) Это связано, что на протяжении полувека накопились знания и когда они накопились, назрела потребность в их систематизации.

Маркетология включает в себя элементы экономики, финансов, права, истории, математики, программирования.

10. Механизм товарообмена в рыночной экономике;

Товарообмен – универсальный язык общения в рыночной экономике. Потребитель обменивает блага на товар, участники товарообмена могут обмениваться товарами. В процессе товарообмена каждый из участвующих в нём субъектов получает то, что ему необходимо выполняя свои функции, реализует свои потребности и интересы.

Главная задача товарообмена – доведение товара от производителя к потребителю.

Маршруты товарообмена могут быть различны. Например, напрямую от производителя к потребителю (следовательно, в процессе товарообмена должны участвовать минимум два участника). Однако сейчас это чаще происходит с помощью посредников. Ведь постепенно производитель утрачивает способность доводить товар напрямую до потребителя, поскольку увеличивается масса продуктов, расширяется номенклатура, виды товаров. Товар становится всё сложнее и сложнее продать, т.к. у каждого товара свои особенности. Увеличивается дистанция между потребителем и производителем, усложняется процесс передачи. Естественным представляется делегирование функций распространения специальным субъектам, возникает специальная торговая отрасль.

Изначально функции посредников выполняли купцы, сейчас этим занимаются в основном крупные корпоративные компании, есть, конечно, мелкие, но их мало.

Торговцы получают доход как вычет из дохода производителя. Производитель вынужден делится своим доходом, поскольку с усложнением процессов производства, реализации, увеличением количества выпускаемого товара и т.д. перед производителем встаёт вопрос – или большие проблемы с убытками или отказ от товарообмена и делегирование данной функции профессиональным посредникам. Поэтому производителю значительно выгоднее делегировать полномочия по товарообмену посредникам и оплатить их услуги, нежели заниматься им самостоятельно.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.