|
Место и роль маркетинга в рыночной экономикеВ условиях рынка каждый субъект, который действует на нём так или иначе заинтересован в том, чтобы рационализировать свою рыночную деятельность. Именно маркетинг призван помочь в этом. Маркетинг впервые появился в конце XIX века, когда крупные компании столкнулись с трудностями в реализации своей продукции (затраты времени, переплаты и т.д.) и перепроизводством. Компании стали изыскивать средства, чтобы предотвращать эти трудности. И маркетинг первоначально появился, как некая система рационализации сбыта, так он и трактовался. Но затем на рубеже XIX и XX века маркетинг стал трактоваться уже как система изучения рынка. Дальше содержание маркетинга ещё больше расширяется, и он трактовался как некий особый тип хозяйственной деятельности, основанный на рациональном хозяйственном поведении. Филип Котлер - классик маркетологии, автор книги «Основы маркетинга» определял маркетинг как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена. Данное определение нельзя признать корректным, поскольку он в нём всю экономическую деятельность свёл к маркетинговой. Более удачным видится определение маркетинга как системы рациональной организации деятельности хозяйствующих субъектов. Средство хозяйственного регулирования всей рыночной деятельности
Черта маркетинга – рациональность: Что значит рациональная деятельность (деятельность маркетолога чаще всего ориентирована на деятельность коммерческих организаций, на 90% маркетинг вращается вокруг коммерческой деятельности. Сейчас говорят о маркетинге некоммерческих организаций, государственной маркетинге и т.д. Но мы будем рассматривать лишь коммерческий маркетинг)? - первоначально рациональной считали ту деятельности, которая приносит наибольший доход и маркетинг был нацелен на максимизацию доходов, но потом содержание маркетинга расширилось. Сейчас с одной стороны рациональностью считается, получение дохода при наименьших затратах, с другой – концепция наиболее эффективного удовлетворения потребностей потребителем продукта. Содержание маркетинга в настоящее время, особенно для крупных корпорации – постепенная концепция социально-этического маркетинга – рационализация здесь не просто максимальных доход и не просто удовлетворение потребностей потребителей, но и постепенное соответствие текущим и долгосрочным общественным интересам, этическое соответствие общественно-полезных целей и результатов, гармонизация интересов производителей, потребителей, государства. Маркетинг необходимо рассматривать в двух плоскостях:
Как рыночная деятельность: В узком смысле слова – деятельность производителя производящего продукт по его продаже В широком смысле слова – некий цикл хозяйственной деятельности, включающий в себя все стадии рыночной функции. Рыночная деятельность – деятельность, предшествующая производству продукции (приобретение ресурсов т.д.). Рыночная деятельность это и сам процесс производства. Рыночная деятельность это и последовательное движение и реализация созданного продукта. Рыночная деятельность - это полный цикл, постоянно повторяющаяся деятельность.
Виды маркетинга: 1. Потребительский маркетинг – рациональный с позиции потребителя, который позволяет при оптимально меньших затратах обеспечить наибольшее количество потребления, при наименьших затратах максимизировать наполнение потребительской корзины. 2. Государственный маркетинг – рациональная рыночная деятельность государства как субъекта рыночных отношений, когда оно действует как рыночный субъект и др. - максимизация дохода и реализация общенациональных интересов при минимизации потерь.
Маркетологии известны 5 основных концепции маркетинга: - Концепция совершенствования производства – ключевое условие успеха -наращивание и совершенствование мощностей; - Совершенствование товаров – наибольшее соответствие по потребительским свойствам; - Доведение товара до потребителя - интенсификация коммерческих усилий; - Удовлетворение дохода, потребностей потребителя («чистый маркетинг»); - Социально-этичного маркетинга – учёт интересов общества; (по мере их исторического возникновения и совершенствования маркетинга)
Какой фактор ключевой в достижении рыночного успеха: 1. Раньше он считался ключевым – чем меньше издержек, тем больше производится товара. Он имел право на существование в период массовой насыщенности рынка, когда товары были простые. Но после этого потребители стали более избирательными; 2. Ключевой фактор – совершенствование товара – покупают тот, который лучше; 3. Не только 1,2 имеет значение, но и умение довести товар до потребителя; 4. Ключевой фактор – не только собственный доход, но и удовлетворение потребностей потребителей; 5. Успешная деятельность, которая приносит доход, удовлетворяет потребности потребителя и общества.
Как наука:
Постепенно маркетинг превратился в маркетологию – науку о рынке и рациональном рыночном поведении (в 60-е гг. XX в.) Это связано, что на протяжении полувека накопились знания и когда они накопились, назрела потребность в их систематизации. Маркетология включает в себя элементы экономики, финансов, права, истории, математики, программирования. 10. Механизм товарообмена в рыночной экономике; Товарообмен – универсальный язык общения в рыночной экономике. Потребитель обменивает блага на товар, участники товарообмена могут обмениваться товарами. В процессе товарообмена каждый из участвующих в нём субъектов получает то, что ему необходимо выполняя свои функции, реализует свои потребности и интересы. Главная задача товарообмена – доведение товара от производителя к потребителю. Маршруты товарообмена могут быть различны. Например, напрямую от производителя к потребителю (следовательно, в процессе товарообмена должны участвовать минимум два участника). Однако сейчас это чаще происходит с помощью посредников. Ведь постепенно производитель утрачивает способность доводить товар напрямую до потребителя, поскольку увеличивается масса продуктов, расширяется номенклатура, виды товаров. Товар становится всё сложнее и сложнее продать, т.к. у каждого товара свои особенности. Увеличивается дистанция между потребителем и производителем, усложняется процесс передачи. Естественным представляется делегирование функций распространения специальным субъектам, возникает специальная торговая отрасль. Изначально функции посредников выполняли купцы, сейчас этим занимаются в основном крупные корпоративные компании, есть, конечно, мелкие, но их мало. Торговцы получают доход как вычет из дохода производителя. Производитель вынужден делится своим доходом, поскольку с усложнением процессов производства, реализации, увеличением количества выпускаемого товара и т.д. перед производителем встаёт вопрос – или большие проблемы с убытками или отказ от товарообмена и делегирование данной функции профессиональным посредникам. Поэтому производителю значительно выгоднее делегировать полномочия по товарообмену посредникам и оплатить их услуги, нежели заниматься им самостоятельно. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|