|
Тема №1: «Экономика, экономическая наука и экономическая теория»Стр 1 из 23Следующая ⇒ Тема №1: «Экономика, экономическая наука и экономическая теория»
Термин «экономика» был введён Аристотелем путём соединения двух слов: «эйкос» - хозяйство и «номос» - закон, так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства»[1]. Сам термин «экономика» произошёл от древнегреческого слова «экономия», означавшее «искусство управления домашним хозяйством», которое изобрёл в IV в. до н.э. древнегреческий философ Ксенофонт. Этой проблеме была посвящена его книга Домострой». Принято считать, что экономическая наука берёт начало с момента выхода в свет в 1615 г. книги французского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат политической экономии»[2].
Экономику можно понимать в двояком смысле – как науку и как систему хозяйственной жизнедеятельности общества, как деятельность, связанную с производством, распределением, обменом, потреблением общественно-полезных благ и т.д. Как наука экономика это система знаний о хозяйственной жизнедеятельности общества, размещении ресурсов. (Рыночная экономика основана на развитом товарообмене). Экономическая наука состоит из двух уровней: 1-ый уровень – экономическая теория (теоретическое раскрытие основных начал, общих основ экономической деятельности, её сущности, наиболее глубоких процессов в экономике, которые не осознаются на обывательском уровне, экономических законов и т.д.) 2-ой уровень – конкретные экономические науки (дисциплины), которые изучают отдельные сферы экономической жизни – основы бухучёта, основы менеджмента, аудит, маркетинг, экономическая статистика и т.д. Они изучают отдельные экономические отношения, не глубинные основы экономики как экономическая теория.
Таким образом, главной задачей экономики является выявление общих закономерностей развития хозяйственной жизни общества, внутренних законов экономической жизнедеятельности (роста цен, изменение зарплат и т.д.) для того, чтобы с помощью этих закономерностей объяснить реальный мир (почему экспорт должен превышать импорт, почему необходимо платить налоги и т.д.)
Экономическая наука для изучения различных явлений использует исследовательский подход. Он заключается в следующем: 1. В раскрытии сущности данного экономического явления; 2. Экономика делится на микро экономику (носит локальный, внутренний характер – фирмы, корпорации и т.д.) и макро экономику (имеет глобальный характер – весь комплекс народного хозяйства, межгосударственный уровень и т.д.) для улучшения процесса исследования. Разделять микро и макро экономику жёстко не следует, т.к. они взаимосвязаны; 3. Каждый процесс в экономике исследуется с точки зрения прошлого, настоящего и будущего; 4. Рассмотрение теоретических конструкций в практическом плане - главная задача объяснить, как сущность отражается на поведении людей, она может отражаться через опосредующие факторы, например, экономические законы, которые регулируют деятельность людей. Ведь за любым законом скрываются объективные экономические законы. Поэтому, при написании юридического закона необходимо знать объективные экономические законы, чтобы закон получился хорошим. Юристы должны тесно взаимодействовать с экономистами, чем меньше действующий закон соответствует объективным экономическим законам, тем медленней и хуже развивается экономика страны. Например, плановая экономика была введена в 1917 г. законодательно и получилось то, что получилось… 5. Нельзя в исследовании останавливаться только на экономической науке. Науки сейчас активной взаимодействуют, интегрируются и чтобы полностью изучить проблему, необходимо рассмотреть её с точки зрения разных наук. Например, с одной стороны маркетинг (упрощённо это рациональная организация рыночной деятельности) - экономическая наука. Но с другой стороны, для эффективного ведения дела маркетологу необходимо изучить систему предпочтений потребителей, изучать законодательство, для расчётов пользоваться математической наукой и т.д.
Тема №2: «Основные этапы и направления развития экономической мысли. Важнейшие экономические учения (школы)» Основные этапы и направления развития экономической мысли Важнейшие экономические учения (школы) Важнейшие экономические учения (школы) Меркантилизм Первым направлением экономической науки (экономической школой) был меркантилизм (это современное учение, но оно не совместимо с созданием ВТО). Концепция меркантилистов была популярна в XX веке. Меркантилисты задавались вопросом, – каким образом богатеет общество? И говорили, что это происходит благодаря торговле. Для увеличения богатств они предлагали заниматься товарно-денежным обменом, где господствует экспорт. Чем больше продаёшь, тем больше золота и серебра получаешь (как известно, эти металлы выполняли тогда современную функцию денег). Одновременно необходимо ограничить или запрещать импорт, т.к. из-за него деньги уходят из страны, не остаются в экономике и не работают на неё. Меркантилизм в своём развитии прошёл два этапа – денежный меркантилизм (Вильям Стаффорд и др.) и меркантилизм торгового баланса (Томас Мэн, Жан-Батист Кольбер и др.). Денежный меркантилизм основывался на полном запрещении импорта, но скоро стало ясно, что полностью импорт нельзя запретить. И уже меркантилизм торгового баланса основывалсяна том, что импорт запрещать не нужно, но внешнеторговое сальдо (превышение экспорта над импортом) должно быть положительным. Россия сейчас 30% импортирует и 70% экспортирует, казалось бы, всё хорошо. Но из этих 70% девяносто процентов составляет сырьё и лишь 7,8% продукция перерабатывающей промышленности. А из 30% импорта пятьдесят процентов это продукция перерабатывающей промышленности и двадцать процентов продовольствия. Таким образом, меркантилисты хотели создать систему протекционизма, чтобы привлечь в страну как можно больше золота и серебра, предполагая, что богатство создаётся в процессе торговли.
Физиократы Представителями следующей экономической школы в XVIII в. (направления в экономической науке) были физиократы (Франсуа Кенэ, Анн Тюрго). Они иначе рассматривали вопрос о богатстве. Физиократы говорили, что оно создаётся не в торговле, а в производстве, но не во всём, а лишь в сельском хозяйстве. Ремесленники и другая промышленность сами по себе не производят, а перерабатывают то, что создано в сельском хозяйстве. Торговля перераспределяет богатство, а сельское хозяйство стабильно его производит. Они также пытались решить проблему сбалансированности рынка, что является одним из важнейших вопросов в экономике. Кене даже создал специальные экономические таблицы, касающиеся проблемы сбалансированности рынка.
Классическая политэкономия Третья экономическая школа развивалась в рамках физиократизма, но затем, в XVIII-XIX веках стала самостоятельной школой – классической политэкономией. Считается, что представители этой школы (Адам Смит, Давид Рикардо, Жан-Батист Сэй, Уильям Петти, Джон Стюарт Миль и др.) внесли наибольший вклад в развитие экономики. Маркс считал, что своим успехом во многом он обязан Смиту. Представители данного направления экономической науки также задавались вопросом богатства и считали, что оно создаётся всеми (наёмными рабочими, предпринимателями и т.д.), во всех областях промышленности. Известна теория «3-х факторов производства» Сэя, который писал, что богатство общества складывается из взаимодействия 3-х факторов: земли, капитала и труда. Представители этой школы впервые серьёзно занялись исследованием рынка, механизма товарообмена. Они абсолютизировали рынок, выступали за неограниченную свободу рынка и конкуренцию, считая, что он обеспечивает экономическое равновесие в экономике. Отрицали государственное регулирование экономикой. Представители данного направления экономической науки говорили, что в рамках рынка должны действовать отдельные субъекты, обладающие своими интересами. Действуя в собственных интересах, они обеспечивают баланс рынка, который достигается через закон спроса и предложения – если есть спрос, тогда цена увеличивается и наоборот. Если предложение увеличивается, цена падает и наоборот. Другими словами, если товар пользуется повышенным спросом, то производители пытаются произвести его как можно больше, чтобы получить максимальную прибыль. В производство данного товара вкладываются деньги и в какой-то момент его производят уже так много, что предложение превышает спрос и цена падает. Вот таким образом функционирует рынок, стремясь к тому, чтобы предложение = спросу. И действительно, во времена Смита всё было именно так. Но уже в XIX веке рыночная экономика испытывает серьёзный дисбаланс, выпускается большое количество избыточной продукции. Нарастает процесс дестабилизации, и рынок не может эффективно поддерживать баланс. Возникают экономические кризисы, кризисы перепроизводства.
Неоклассики В это время появляется новая экономическая школа – неоклассиков (это та же классическая политэкономия, только на современном этапе: XIX-XX вв. и сейчас). Они, как и классики, абсолютизировали рынок, который не требует вмешательства со стороны государства. Но он, как они считают, не всегда эффективно регулирует экономику. Неоклассики видели, что возникают кризисы перепроизводства, что рынок не может установить баланс, особенно в краткосрочной перспективе. Но они считали, что хотя в краткосрочной перспективе рынок и даёт сбои, но в долгосрочной перспективе, через кризисы, рынок придёт к равновесию. У неоклассиков (Альфред Маршалл, Пол Самуэльсон, Джон Хикс, Ирвинг Фишер и др.) более серьёзный подход к рыночному равновесию. Они расширили, по сравнению с классиками, субъектный состав рынка, в который теперь входят индивиды, домашние хозяйства, домашние корпорации, государство. В принципе, поэтому рынок и перестал эффективно регулировать экономику – количество участников резко возросло. Если раньше лишь десятки компаний могли производить данный товар, то теперь, если на товар поднималась цена, его начинали производить сотни, что и стало приводить к такому колоссальному крену рынка, перепроизводству, с которым рынок не уже мог справиться. Неоклассики разрабатывали также вопрос организации рационального производства и т.д. Если у классиков один экономический уровень, то неоклассики вводят макро и микро уровень. Микро складывается в макро. Также у классиков, в частности у Смита, мало математики, а неоклассики вводят математические исследования в экономику.
Социалисты На базе классиков и неоклассиков появляются социалистические экономические учения и, прежде всего, марксизм. Труды Карла Маркса были основаны также на идеях социалистов-утопистов XVIII века - Франсуа Мари Шарля Фурье, Клода Анри де Рувруа Сен-Симона, Роберта Оуэна и др. У нас марксизм был востребован раньше, а на Западе он набирает популярность сейчас. Если очистить его от идеологического бреда, это будет вполне состоятельная теория. Маркс в своём труде «Капитал» начал с исследования товарного хозяйства, рыночной экономики. В марксизме внимание обращается на социально-классовый аспект рыночных отношений. Маркс приходит к выводу, что к определённому моменту развития рыночной экономики происходит дифференциация общества, хозяйства, когда образуется круг крупных собственников, а с другой стороны – круг наёмных работников, лишённых средств производства (бывшие крестьяне, разорившиеся предприниматели и др.). Нарастает противоречие товарного хозяйства, особенно на стадии капитализации, когда появляются капиталисты, у которых есть всё и наёмные работники, у которых нет ничего. Противоречия и дифференциация будут всё больше увеличиваться, но это не будет продолжаться бесконечно – путём социалистической революции собственность будет отнята у капиталистов. Государство пойдёт по социалистическому пути развития вплоть до построения коммунистического общества, когда необходимость в государстве как таковом отпадёт, возникнет т.н. «общенародное государства». Попытка строительства коммунизма в нашей стране была преждевременно начата, может, поэтому она была неудачна. Маркс допускал только революционный путь смены форм собственности. По Марксу экономика должна развиваться централизованно, управляться из единого центра (вместо рынка). Такая форма управления идёт на смену рынку. Государственная собственность при этом должна стать передовой. Сейчас мир идёт по пути постепенного отказа от частной собственности. У Маркса разделение проходит между общественным производством и частной формой присвоения, и эта форма всё более актуальна. Экономическая система всё больше обобществляется, а частная собственность тормозит развитие интеграционных процессов. Но у Маркса был только революционный путь для смены форм собственности, хотя это можно сделать путём реформ. Цель марксизма – социальная справедливость, но не надо доводить это до уравниловки, как сделали в нашей стране. Основной недостаток учения Маркса – отсутствие теории личности, кроме того, Маркс видел лишь один путь перехода к строительству социализма – революция, хотя его можно осуществить и с помощью реформ и в его теории слишком много политики.
Кейнсианство В конце 20-х, в 30-е гг. XX в. мир поразил экономический кризис. В США он получил название «Великой депрессии». Она была связана с невозможностью рынка противостоять монополизации экономики. Наша страна за этот период (1929-1934 гг.) наоборот, бурно развивалась и сумела сократить отставание от Запада. После кризиса стало очевидно, что рынок не способен эффективно регулировать экономикой. В 1936 г. выходит работа Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (Кейнс занимает место в тройке самых известных экономистов – Смит, Маркс, Кейнс). Он писал, что необходимо регулировать рынок с помощью государства, т.е. выступал за регулирование экономики государством. Но это не была советская модель – государство должно вмешиваться в экономику не повсеместно, а регулировать денежные потоки. Например, если где-то возникает «синдром перепроизводства», то необходимо сократить государственные расходы в данной области и увеличить ставку банковского процента, т.к. это затрудняет получение кредита и, следовательно, вкладывание денег в это производство. И наоборот, если возникает спад производства, государство увеличивает расходы и опускает ставку по банковскому кредиту.
Институционалисты Это наиболее известная школа, которой гордится западный мир и, с некоторых пор, наши учёные, и не только экономисты, а социологи, юристы и т.д. Она наиболее динамично развивающаяся школа XX и XXI вв. Институционализм принципиально меняет, в отличие от других школ, подход к исследованию человека и его хозяйственной деятельности. Если у представителей других направлений начиная со Смита мы видим подход к человеку как к некому предельному хозяйственному максимизатору, т.е. к некоему субъекту, который стремиться предельно оптимизировать своё экономическое поведение путём снижения прежде всего издержек и повышения результативности своей деятельности, то у институционалистов подход к человеку уже другой. Они считают, что нельзя рассматривать человека только как экономическое существо, его нужно рассматривать всесторонне, многомерно, сквозь призму различных детерминантов его поведения. Нужно рассматривать не экономического человека, а социального, который в процессе своей жизнедеятельности, в т.ч. процессе хозяйственной деятельности, подвергается воздействию многих, в том числе неэкономических факторов. Эти многочисленные факты в рамках институционализма получили название институтов. Институты, по мнению институционалистов, это устойчивые детерминанты человеческого поведения, в числе которых выделяются самые разнообразные факторы и детерминанты которых очень много – здесь и юридические законы, обычаи, привычки, здесь и государство, школа, церковь, налоги, цены, инфляция и т.д. Всё что воздействует на человека и носит устойчивый характер, это и есть так называемые институты. Впервые инициатором к такому подходу исследования человека стал американский исследователь Торстейн Веблен, потом был Джон Коммонс. Обычно с ними связывают теорию интитуционализма в целом, но отдельные направления этой теории развивали уже другие представители, о которых мы будем говорить в дальнейшем. Уже упоминался Рональд Коуз, создавший «теорию фирмы», которая является составной частью институционализма. Следует упомянуть «Теорию трансскационных издержек», «Теорию прав собственности» у истоков которых стояли и развивали также Рональд Коуз, Армен Алчиан и Оливер Уильямсон. «Теория прав собственности», очень интересное для юристов учение, которое развивается в рамках институционализма. Если у нас правомочие собственности расщепляется на три правомочия – пользование, владение и распоряжение, то согласно «перечня Оноре» рассматривается 11 правомочий собственника. Но ни одному институционалисту до сих пор не удалось должным образом систематизировать эти факторы воздействия на человека. Идея хорошая – измерить человека «многомерным образом», представить его как многомерно функционирующего хозяйственного субъекта, но с другой стороны все эти многообразные факторы рассматриваются, не систематизировано, они не имеют общего теоретического, логического основания. Сравниваются вещи часто не сопоставимые с научной точки зрения, субординация категорий, выделение первичных, вторичных категорий отношения не происходит, а это очень важный элемент любого научного анализа. В связи с вышеизложенным большинство научных исследований, которые ведутся в рамках институционализма, страдают методологическим несовершенством, что, безусловно, отражается на практическом качестве тех выводов и рекомендаций, которые они делают относительно хозяйственной жизнедеятельности общества.
Монетаристы Следующее направление экономической мысли – монетаристы. Это так называемая «Чикагская школа», родоначальником и наиболее ярким представителем этой школы является американский профессор Чикагского университета Милтон Фридмен. Считается, что наша российская реформа большей своей частью «списана» с монетаризма. Не случайно наших реформаторов начала 90-х гг. (Гайдара, Явлинского и др.) называли «чикагскими мальчиками» имея в виду, что они взяли на вооружение концепцию монетаризма. В практическом отношении это достаточно эффективная концепция именно как средство регулирования темпов хозяйственного развития. Это не фундаментальная научная теория, исследования ограничиваются только отдельными формальными элементами и подсистемами народного хозяйства. Монетаристы полагают, что можно оздоровить экономику и эффективно управлять ею с помощью регулирования денежной массы. Через это регулирование они считают возможным обеспечить устойчивое, долговременное развитие национальной, да и всей мировой экономики. Главная задача – определить оптимальный объём денег и темпы увеличения денежной массы, вовлекаемой в народное хозяйство. Они считают, что в общем и целом динамика объёма денежной массы должна соответствовать динамике прироста валового общественного продукта. На сколько растёт продукт, на столько должна увеличиваться денежная масса не больше и не меньше. Главное, установить соответствие в темпах роста производства и денежной массы, над объёмами которой должен быть установлен жёсткий контроль. В этом отношении они наиболее приближаются к Кейнсу и не случайно монетаристов называют представителями монетарного посткейнсианства, ведь Кейнс тоже всё сводил к регулированию денежной массой, но у него прослеживается глубокий теоретический подход. Что же касается монетаристов, то они встают на популярный в современности путь формализации научных исследований. Сейчас все исследования в экономике приобретают всё более формальный характер. Исследователи, даже считающие себя теоретиками больше задаются вопросом - не почему, а как? Иногда даже уходят от первого вопроса, а отвечают на второй – как максимизировать результат без раскрытия фундаментальных причин экономического развития. Это недостаток современной науки – излишняя формализация и отсутствие глубинных исследований. Рассматривая иностранные экономические школы, мы обошли стороной исследования, которые проводились в нашей стране. Хотя следует сказать, что развитие экономических школ у нас ещё даже в дореволюционной России шло со значительным опозданием от других стран. Это было связано с общим отставанием и отсутствием предпосылок формирования экономики как науки. Одной из таких предпосылок является развитие рыночных отношений, т.к. они обеспечивают нарастание системности хозяйственной жизни, а раз нарастает системность объекта исследования (а хозяйственная жизнь это объект исследования), значит, появляется потребность в системном осмыслении происходящего, т.е. появления науки. Но у нас рыночные отношения развивались плохо. Хотя в нашей стране уже в XVII – XVIII вв. были видные представители, например того же меркантилизма - Иван Тихонович Посошков, весьма популярный философ, экономист, который последовательно отстаивал идеи меркантилизма и обогащения России за счёт внешней торговли. Уже в предреволюционный период пользовались известностью такие учёные-экономисты как М.И. Туган-Барановский, представитель классического направления экономической науки. С.Ю. Витте, который был во многом монетарист. Н. Д. Кондратьев, разработавший свою концепцию больших циклов экономической конъюнктуры. П.А. Столыпин, который внёс большой практический и теоретический вклад в развитие земельных отношений. Следует упомянуть Г.В. Плеханова, а также В.И. Ленина, который особенно на ранних этапах развития своего творчества проявил себя как достаточно сильный философ и экономист. В последние годы своей жизни, чуть меньше занимаясь политикой, он развивал экономическую теорию. Ленин сделал принципиальный вывод, отрицавший во многом его предшествующую теорию о том, что в России необходимо реанимировать товарно-денежные отношения, развивать НЭП и предлагал ввести его надолго, а может быть и навсегда. Нельзя не отметить Н.И. Бухарина, Л.Д. Троцкого, безусловно, И.В. Сталина, который демонстрировал неплохую результативность. Академика Е.С. Варгу, Л.В. Контаровича[5], С.Г. Трумилина, Л.И. Абалкина, Соголова и многих других.
Говоря только о российской экономической школе необходимо сказать, что в России и в обществе и в науке большой популярностью пользовались социалистические идеи. Это было связано с тем, что в России была слабо развита частная собственность, существовали высокие разрыва в доходах между разными слоями населения, оставались ещё феодальные пережитки и т.д. Такая популярность социалистических идей во многом содействовала осуществления социалистической революции. И после революции у нас в стране закрепилось монопольное положение марксизма-ленинизма. Все сторонники других взглядов объявлялись экономическими диверсантами. Сам дух марксизма исчезал, и обращали внимание на букву марксизма, заимствовались внешние его атрибуты. Происходила некая идеализация объекта исследования, что предполагало рассмотрения нашего советского общества в качестве наиболее совершенного, идеальной модели. Всё что за пределами страны – полная фигня. Происходила идеологизация исследования под социальный заказ, который давал выводы, к которым должны были прийти исследователи. Марксизм использовался для обоснования практической деятельности КПСС. Например, на заседании Пленума ЦК КПСС 1958 г., на котором обсуждался вопрос о реорганизации МТС и передачи техники колхозам, Н.С. Хрущёв сказал: «Мы, товарищи экономисты, приняли решение о реорганизации МТС и передачи техники колхозам. Ваша задача обосновать всё это с марксистско-ленинской точки зрения». Таким образом, экономическая наука развивалась до 90-х г., когда начинается новый этап развития экономики и науки, но об этом разговор будет в рамках других тем. Общественная комбинация производства – это совокупность пространственных форм развития экономики, с помощью которой осуществляется реализация основных магистральных тенденций развития хозяйственной дифференциации и интеграции. Экономическая жизнь и жизнь вообще становится всё более многоплановой, многообразной. И чем больше она становится многообразнее, обширнее, тем больше она подвержена процессам интеграции и дифференциации. Эти две тенденции определяют развитие всего мира в целом, и они должны быть закреплены с помощью организационно-производственных форм – дифференциальной формы и интеграционной формы. Дифференциальные формы – общественное разделение труда, специализация и диверсификация. Интеграционные формы – централизация и кооперация.
Дифференциальные формы:
1. Общественное разделение труда происходит с начала развития экономики, когда происходит распределение видов деятельности между странами, отраслями, предприятиями внутри отраслей и т.д. В начале развития экономики разделение труда происходило по половому признаку, затем по специализации – охота, рыболовство, собирательство, после появилось сельское хозяйство, ремесло, промышленность, торговля. 2. Специализация – закрепление определённого вида труда за определённым субъектом. Сейчас происходит углубление специализации. Если раньше субъект производил продукт полностью, то теперь он всё чаще производит только отдельную деталь к данному продукту. С одной стороны, чем глубже разделение труда и специализация, тем субъект качественнее выполняет свои функции. Но с другой стороны это опасно тем, что если умирает потребность в данном продукте – умирает само предприятие, если говорить о сельском хозяйстве, например, при заморозках погибает весь урожай и предприятие также разоряется.
3. Диверсификация (активно начинает развиваться со второй половины XX века) – это процесс создания предприятием разных продуктов и осуществление им различных видов деятельности. Диверсификация – условие спокойного существования предприятия. Если исчезает спрос на один продукт, производимый предприятием, оно начинает развивать производство другого товара, на который спрос существует. Диверсификация может быть:
ВВП Главным показателем экономического роста является увеличение валового внутреннего продукта [9]. ВВП - это вся сумма (выраженная в деньгах) созданных в обществе за определённый период конечных общественно полезных благ (как правило, за один год) за вычетом так называемого промежуточного продукта. Например, за год цементный завод произвёл какое-то количество цемента. А завод ЖБИ произвёл, используя цемент как один из основных компонентов, строительные блоки. С помощью этих блоков было построено здание. Так вот, в ВВП цемент и блоки входить не будут, а будет входить только здание, т.к. цемент и блоки входят в стоимость конечного продукта (здания) и чтобы избежать повторного счёта, их в ВВП не включают. Бюджет Следующим показателем экономического роста является бюджет, его доходы и (или) расходы. Дефицит и профицит бюджета это не показатели экономического роста, т.к. может быть огромный рост, как при дефиците, так и при профиците. Дефицит бюджета может только косвенно намекать на то, в каком состоянии находиться экономика страны. Инфляция также не является показателем экономического роста, т.к. в некоторых странах при огромной инфляции наблюдается экономический рост и наоборот, при низкой инфляции низкий экономический рост. Однако если инфляция очень высокая и не контролируется государством, то в самое ближайшее время нужно ожидать спада производства и т.д.
Доходы населения Следующий показатель – показатель роста доходов населений и, прежде всего, реальных доходов. Реальный доход – это номинальный доход, скорректированный с помощью дефлятора, т.е. на уровень инфляции. Если денежные доходы возросли на 30%, а инфляция была 20%, то реальные доходы выросли на 10%.
Типы экономического роста Существуют два основных типа экономического роста[10]:
Экстенсивный интенсивный
Индивидуальная групповая (собственность индивида) (собственность коллектива)
В СССР также говорили об общественной и личной собственности. Общественная собственность – это достаточно абстрактная конструкция, которую в современности трудно себе представить. Это можно сделать, но только в сверх совершенном обществе. Общественная собственность это совсем не та собственность, которая понималась под ней в СССР. Это намного прогрессивная форма, а у нас фактически существовала партийно-государственная собственность. Реально никакой общественной собственности не было, и граждане в лучшем случае выступали пассивными пользователями, и то только определённой части имущества. Во владении и распределении этой собственности народ никакого участия не принимал. Общественная собственность представляет собой единство всех объективно-необходимых форм собственности – индивидуальной, коллективной и государственной, т.е. диалектическое единство единого, особенного и всеобщего с распределением функция между индивидуальной, коллективной и государственной формами собственности. Это собственность всех и каждого одновременно. Содержание и предпосылки возникновения рыночной экономики Рыночная экономика – хозяйство, основанное на товарообмене, где производимый продукт предназначен не для самого производителя, а для других членов общества, сам производитель его не потребляет, он необходимые для его воспроизводства блага получает посредством обмена своих благ на другие. Предпосылки возникновения рыночной экономики: Элементы товарного хозяйства возникают в давние времена, ещё в первобытно-общинном строе существовали элементы товарно-денежных отношений, торговли, товарообмена. Но господствующей формой рыночная экономика становится, начиная с XVII века, когда бурно начинают развиваться капиталистические отношения, процесс товарообмена, промышленность, происходит промышленная революция и т.п. Эти обстоятельства и определили господство рыночных отношений в современном мире. Хотя в разных странах эти отношения развиты по-разному, но, тем не менее, мы вынуждены признать, что рыночная экономика на протяжении минимум пяти веков является господствующей формой организации хозяйственной жизни человеческого общества. Это, конечно, не исключает присутствия в экономической системе общества иных хозяйственных отношений. Есть элементы социализма в некоторых странах, в каких-то странах сохраняются рабовладельческие отношения, феодальные пережитки, но всё-таки современная экономика с полным основанием может считаться рыночной хотя бы потому, что в её рамках рыночные отношения являются господствующими. Рыночная экономика возникает на базе натурального хозяйства вследствие его разложения. Хотя и у натурального хозяйства есть свои плюсы - это независимость от рыночной конъюнктуры, отсутствие перепроизводства и т.д. Выделяют три стадии товарного хозяйства: 1-ая стадия – простое товарное хозяйство, когда первоначально работник и собственник выступали в одном лице, более того, и работник и собственник это были, как правило, коллективные субъекты (община, род, племя). Такая форма организации хозяйственной деятельности, присвоения, основанная на отсутствии товарообмена отражала тот уровень развития о ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|