|
Тема 2. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ1. Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры. 2. Предмет, структура, функции философии. 3. Философия в структуре мировоззрения. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос объясните, почему философия представляет собой особый вид духовной деятельности. Покажите, каким образом философия связана с конкретными науками, в чем заключается ее отличие от них. Подчеркните конкретно-исторический характер философии. Раскрывая второй вопрос, покажите, что становление и развитие представлений о сущности, предмете, функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления знаний о мире. Необходимо иметь в виду, что в самом начале своего существования философия несла на себе печать как мифологического, так и религиозного мировоззрения. Дайте современное определение философии и ее предмета. Выделите основные разделы философии как теоретической дисциплины (онтология, гносеология, логика, этика и др.), дайте краткую характеристику каждому из них. Определите функции, которые выполняет философия в современном обществе. В третьем вопросе отразите специфику философского мировоззрения, объясните, почему оно в значительной степени зависит от позиции, определяемой решением основного вопроса философии.
Тема 3. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 1. Что такое философия? Социокультурная ценность философского знания. 2. Соотношение философии и науки. 3. Философия в современном мире. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос проследите процесс самоопределения философии: происхождение, смену ее предмета в разные этапы развития, соотношение с другими формами человеческой деятельности. Покажите значение философии как способа изменения картины мира, мировоззрения, переосмысления оснований бытия человека. Отвечая на второй вопрос, выясните: − каким образом из философии возникла наука? − что общего между философией и наукой и в чем их различия? − каковы точки соприкосновения философии и науки? − в чем особенность их взаимоотношений в современную эпоху: взаимоисключение или взаимодополнение? Ответ на третий вопрос предполагает не только анализ различных точек зрения на современное положение философии: от уверенности в ее высоком предназначении, убежденности в ее привилегированном положении в духовной жизни общества до сомнения в ее возможностях. Постарайтесь высказать собственную точку зрения на эту проблему. Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 1. Философия Древней Индии. 2. Древнекитайская философия. Методические рекомендации 1. Для раскрытия первого вопроса необходимо показать роль ведической литературы в развитии духовной культуры и зарождении философии. Рассмотреть такое вероучение как брахманизм, и основанные на нем идеи индуизма и буддизма. Раскройте содержание легенды о Гауттамы. Особо следует разобраться, почему такое религиозно-философское течение как буддизм со временем превратилось в мировую религию и широко распространилось по всему земному шару. Далее перейдите к характеристике основных положений джайнизма. Укажите в чем различие двух религий (индуизм и джайнизм). 2. Покажите особенности и многообразие философских направлений Древнего Китая. Обратите внимание на даосизм, который призывал к органическому слиянию с природой и который оказывает влияние на культуру сегодняшнего Китая. Раскрытие учения Конфуция начните с биографии древнего мудреца. Необходимо обратить внимание на то, что в китайской культуре религия обернулась этикой, а индивид заслонил собой богов. Поэтому конфуцианство – это, прежде всего, социально-этическое учение, основанное на патриархальности и строгой иерархии, на культе Поднебесной (название Китая) и Неба. Изложение темы следует закончить выводами о специфике древнекитайской философской мысли и ее влиянии на современный Китай. 3. Своими словами изложите основные различия между философией Др. Индии и философией Китая.
Тема 5. КОСМОЦЕНТРИЗМ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Первые философские школы в Древней Греции. 2. Атомизм в античной философии. Методические рекомендации 1. Особенностью древнегреческой философии на начальном этапе ее развития является стремление понять сущность природы, Космоса, Вселенной. Этот этап называется натурфилософией или космоцетризмом. В первом вопросе, опираясь на учебную литературу, покажите механизм зарождения философии, т.е. процесс развития человеческой мысли от религиозно-мифологической формы до рационалистической, философской. Найдите основные различия в данных формах мышления и сформулируйте основные предпосылки возникновения философии в античной Греции. Разберитесь в философских учениях представителей Милетской школы (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена), Гераклита Эфеского. Далее необходимо обратиться к элейской школе и пифагорейцам, выяснить специфику истолкования в их философии проблем бытия и познания. Рассмотрите основные апории Зенона. Что хочет доказать с помощью них мыслитель.
2. Атомизм в античной философии представлен, главным образом, Демокритом. Раскройте философские взгляды мыслителя. Оцените роль атомистической теории в развитии философской мысли и формировании мировоззрения людей на протяжении длительного периода, вплоть до конца XIX в. Покажите, каким образом атомисты разрешили кризис, вызванный критикой Зенона. Через несколько десятилетий идеи Демокрита были подхвачены и развиты другим древнегреческим философом Эпикуром. Покажите, что физика Эпикура тесно переплетается с этическими взглядами, которые толкуются им весьма утилитарно. Отсюда вытекает и его теория свободы человека. Обратите внимание и на принцип удовольствия (гедонизм) в этике Эпикура, под которым он понимает отсутствие страданий.
Тема 6. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Философия софистов. 2. Основные принципы философии Сократа. Методические рекомендации
1. В первом вопросе необходимо рассмотреть те изменения, которые произошли с предметом философских размышлений около 450г. до н.э. Человек не только пристально смотрит на объекты, а затем формулирует о них утверждения. Человек стал проблемой для самого себя. Человек начал рефлексировать. Разберитесь в причинах этих изменений. Расскажите о деятельности софистов. В чем состоит их субъективизм и релятивизм. Приведите пример софизмов. Прокомментируйте исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей….». К чему приводит такое отношение к миру и человеку. 2. Рассматривая основные принципы философии Сократа важно показать суть с ократовского поворота от натурфилософии к человеку и проблемам его поведения. Подумайте над следующими философскими понятиями: «антропология», «этика», «истина», «нравственность», «добродетель». В итоге вы должны изложить основные принципы этики Сократа и суть его метода. В заключении работы необходимо оценить роль личности и творчества Сократа и показать то новое, что внес он в развитие античной философии. Подумайте над следующим вопросом: что хотел сказать великий философ, произнося слова «Я знаю, что я ничего не знаю»?
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|