Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 7. КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ПЛАТОН.





1. Учение Платона об идеях и душе.

2. Теория познания.

3. Учение об идеальном государстве.

Методические рекомендации

1. Раскрытие данной темы требует глубокого знания всей философской системы Платона, которая включает в себя онтологию, космологию, гносеологию и этику. Но главной в его философии является онтология (философское учение о бытии). Бытие у Платона есть идея (эйдос), сущность, а между сущностью и явлением он четко проводит различие. Обратите внимание на важное положение платоновской онтологии – разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей.

2. Ознакомившись с учением об идеях, перейдите к учению о душе, с которой тесно связана и гносеология (теория познания).

3. Политической философии посвящены трактаты «Государство», «Законы» и др. Выясните, какие принципы заложены в основу платоновской модели идеального государства? Какие типы государств выделял философ и как он их оценивал.

 

 

Тема 8. КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. АРИСТОТЕЛЬ.

 

1. Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении.

2. Нравственная и политическая философия Аристотеля.

3. Влияние философии Аристотеля на миропонимание последующих столетий.

Методические рекомендации

1. Опираясь на литературу, покажите, что Аристотель является систематизатором античной философии.

Обратите внимание на современное философское понимание таких категорий, как «материя» и «форма», сравните их толкование с аристотелевским. Обратите внимание на учение Аристотеля о четырех видах причин бытия и учение о движении. Аристотель выделяет 10 категорий бытия. Раскройте их содержание. «Платон мне друг, но истина дороже» (приписывается Аристотелю). Дайте сравнительный анализ онтологии Платона и Аристотеля и покажите, за что ученик критиковал своего учителя.

2. Рассмотрите учение Аристотеля об обществе и государстве. Выясните, какую форму государства мыслитель считал наилучшей и почему? В чем состоит различие подхода к государству Аристотеля и его учителя Платона?

Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО И РИМСКОГО ПЕРИОДОВ

1. Основные философские направления философии эллинизма.

2. Римская философия

Методические рекомендации

1. Рассмотрите подробнее основные течения (школы) эллинистического периода: эпикуреизм, стоицизм, кинизм, скептицизм. Философы эллинизма считали условием добродетельной жизни освобождение от власти внешнего мира и прежде всего от политической жизни. С чем связано сосредоточение интереса философии на жизни отдельного человека.

2. Римская философия базируется на философии эллинистического периода. Покажите какие философские течения того времени повлияли на развитие римской философии. Какие школы получили наибольшее распространение. Обратите внимание на развитие неоплатонизма, спецификой которого был в определенной мере отказ от рационализма предшествующего философского мышления.

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

1. Теоцентризм средневековой философии.

2. Раннехристианская философия Августина.

3. Учение о гармонии веры и разума Фомы Аквинского.

Методические рекомендации

 

1. В первом вопросе необходимо дать общую характеристику средневековой философии, которая, по сути, в течение целого тысячелетия являлась религиозной философией. Необходимо выделить основные этапы ее развития: апологетику, патристику и схоластику, разобраться в этих понятиях. На основании этого определите характерные черты средневековой философии, которая выступала «служанкой богословия» в течение длительного срока. Далее постарайтесь понять и изложить средневековую онтологию – христианский креационизм (в чем вам поможет философский энциклопедический словарь). На основании изученного вы должны понять, что в основе средневековой схоластики лежали два важных принципа, исходящих из теоцентризма, принцип креационизма (творение всего сущего Богом) как главный принцип онтологии и откровение как главный принцип гносеологии. Оба принципа тесно связаны между собой и предполагают существование единого личного Бога.

2. Этот вопрос посвящен видному теоретику средневековой философии и теологу Августину Блаженному. Он был видным представителем патристики и оказал огромное влияние на всю западноевропейскую жизнь Средневековья. В начале опишите биографию и творческий путь Августина, а затем изложите суть его религиозно-философских взглядов. Обратите внимание на главное произведение Августина «О граде Божьем», где излагаются основные положения его концепции. Во-первых, это учение о Боге как высшем бытии, во-вторых, учение о мире как о второй реальности, в-третьих, учение о предопределении судьбы человека. В заключении изложите разработанную Августином концепцию всемирной истории.

3. Этот вопрос является продолжением предыдущего. Однако выдающийся философ и богослов средневековья Фома Аквинат дает свою версию теории гармонии веры и разума, значительно отличающуюся от варианта Августина Блаженного. Ваша задача и состоит в том, чтобы сравнить взгляды двух философов-теологов и найти эти различия. Фома провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, а некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованны: например, разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души и т.д. В конечном счете, разум и вера направлены к познанию одной и той же Истины – Бога, но делают они это по-разному. Разум опирается на науку и философию, а вера – на теологию. В итоге вы должны показать огромный вклад Фомы в дальнейшее развитие религиозно-философской мысли, а именно: четкое разграничение между разумом и верой, философией и теологией. Именно его учение (томизм) после смерти было признано официальным учением католицизма; из него родилось современное учение – неотомизм.

 

Тема 11. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

1. Идейное содержание и мироощущение эпохи Возрождения. Гуманизм.

2. 2.Натурфилософия эпохи Возрождения.

Методические рекомендации

 

1. Эпоха Возрождения (Ренессанса) открывает новый этап в осмыслении культуры и философии, что и следует отразить в работе. Покажите знание таких понятий, как «гуманизм», «возрождение», «антропоцентризм». Выделите отличительные черты Возрождения, такие как индивидуализм, культ светской (т.е. не церковной) жизни, особое внимание к античной греко-римской культуре и т.д. В эпоху Ренессанса формируется совершенно новое самосознание человека, идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура – это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.

Открытие древнего мира было произведено деятелями Возрождения таким путем, что стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос еще раз обратите внимание на значение термина «гуманизм». Покажите, что гуманизм открыл перспективу безграничных возможностей человеческого индивида.

Обратите внимание на философское понимание человека и природы, причем сделать это надо через сравнение с предыдущей – средневековой – эпохой. Если в Средневековье массы, завороженные идеей Бога, чувствовали и думали одинаково, то в эпоху Возрождения ситуация меняется. Индивид становится самостоятельным, вырастает его новое самосознание и самоутверждение. В противоположность средневековому человеку, который всецело считал себя обязанным Богу, индивид Ренессанса склонен приписывать свои заслуги самому себе. Раскрытие философского смысла понятий «антропоцентризм» и «пантеизм» поможет вам понять проблему человека и природы в данную эпоху.

2. Натурфилософия и диалектика в эпоху Возрождения представлена трудами многих мыслителей. Однако особая заслуга в их развитии принадлежит Н. Кузанскому (1401-1464). И Джордано Бруно (1548-1600). Для характеристики философии Возрождения целесообразно обратиться именно к их творчеству. Обратите внимание на особенности пантеизма Н.Кузанского и Д. Бруно, учение Н. Кузанского о совпадении противоположностей в едином предмете. Раскройте положение Д.Бруно о бесконечном Космосе, бесчисленности миров и творческой активности природы. Покажите значение идей натурфилософов эпохи Возрождения для развития философии и науки Нового времени.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.